Научная статья на тему 'Фольклор в Галактике Маклюэна'

Фольклор в Галактике Маклюэна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
175
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устное народное творчество / фольклор / галактика Маклюэна / постфольклор / интернет-фольклор

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савельева Татьяна Викторовна

Информационная цивилизация галактика Маклюэна рождает новые формы фольклора и новые формы бытования устного народного творчества, которые одни исследователи признают и изучают, другие отвергают, являясь сторонниками тезиса об умирании фольклора в современном обществе. В статье рассматриваются основные тематические группы традиционного устного народного творчества, представленные в сети, а также интернет-фольклор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклор в Галактике Маклюэна»

первая группа - безличные заголовки (в них не содержится данных ни о личностях, ни о группах лиц) 40 % (27 заголовках) и 65 % (44 заголовка); условно назывные - 10 % (7 заголовков) и 33 % (22 заголовка); коллективные заголовки - 20 % (14 заголовков) и 1 % (1 заголовок); индивидуальные заголовки - 30 % (20 заголовков) и 1 % (1 заголовок).

В то время, как среди заголовков профессиональных журналистов безличные заголовки составляют менее половины от общего числа (40 %), а половина распределяется между коллективными и индивидуальными заголовками (20 % и 30 % соответственно), участники олимпиады напротив - уделяют внимание личностям и группам всего на 2 % (по одному проценту на каждую группу). Здесь можно усмотреть стремление начинающих журналистов освятить скорее общий колорит темы, сюжетную направленность материала. Привлечение внимания читателей через цитату публичного человека либо какие-то его нестандартные действия, отраженные в заголовке, возможно, рассматриваются ими как уход, отстранение от темы, более значительного по их мнению содержания. Однако даже банальная оговорка публичного человека, непредсказуемый поступок, либо деяние могут затмить пресную и чрезмерно формальную тему, заинтересовать и развлечь читателя.

Наконец, заключительная классификация - по присутствию в заголовке числовых ориентиров. Анализ групп в данной классификации показал почти полную идентичность во взглядах на конструирование заголовка с числительными у профессионалов и начинающих.

Все заголовки профессионалов относимы к группе бесчисленных, или попросту не содержащих чисел. Начинающие журналисты солидарны здесь с профессионалами на 94 %. Именно столько заголовков, написанных ими, можно отнести к категории бесчисленных. Оставшиеся 6 % (4 заголовка) распределились в группах численно насыщенной (содержащие несколько чисел, либо числовых пар) 1 % = 1 заголовок и численно снабженной: 5 % (3 заголовка).

Примечания

1 Шостак М. И. Сочиняем заголовок // Журналист. М., 1998. № 3. С. 61-64.

2 Загороднов Д. Г. Возможная классификация новостных заголовков в Интернете на примере новостного регионального ресурса // Российские СМИ и журналистика в новой реальности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию журналистского образования на Урале, Екатеринбург, 14-15 апреля 2011 г. [Электронный ресурс] / Мин-во образования и науки РФ, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Фак. журналистики. Екатеринбург : [б. и.], 2011. 473 с. Режим доступа: http:// elar.usu.ru/handle/1234.56789/3477.

3 Загороднов Д. Г. Классификации новостных заголовков в Интернете в масштабах провинциального мегаполиса // Вестник ЧелГУ. Филология. Искусствоведение. 2011. Выпуск 52, № 10 (225). С. 48-52.

4 http://un.csu.ru/gazeta/288/4654_1.html.

УДК 398

Татьяна Викторовна Савельева

Миасский филиал Челябинского государственного университета

ФОЛЬКЛОР В ГАЛАКТИКЕ МАКЛЮЭНА

Информационная цивилизация - галактика Маклюэна - рождает новые формы фольклора и новые формы бытования устного народного творчества, которые одни исследователи признают и изучают, другие отвергают, являясь сторонниками тезиса об

© Савельева Т. В., 2011.

умирании фольклора в современном обществе. В статье рассматриваются основные тематические группы традиционного устного народного творчества, представленные в сети, а также интернет-фольклор.

Ключевые слова: устное народное творчество, фольклор, галактика Маклюэна, постфольклор, интернет-фольклор.

Слова канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна о том, что вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас, как нельзя более актуальны в сегодняшней фольклористике.

Фольклор традиционно понимается как устное народное творчество, Словесный фольклор - искусство слова, передаваемое из уст в уста. Изобретение алфавита переключило человечество в письменную, книжную эпоху. С появлением книг фольклор стал существовать, бытовать, передаваться не только в устной форме, но и на бумаге. В конце ХХ века произошёл новый переворот - информационный. Появление электронных ресурсов и носителей внесло свой вклад в бытование фольклора и породило противоречие: с одной стороны, возвращение к архаичным формам культуры, повышенный интерес к архаике, архетипам, с другой - расширение информационных возможностей, использование технических средств виртуальной реальности. А. Пели-пенко в статье «Дуалистическая революция» пишет: «Современному человеку никуда не уйти и от подсознательного опыта непредставимо долгих тысячелетий архаики с его установками на эмпатическую связь с природой, на экзистенциальную слитность с коллективом, синкретизм и ритуальность» [1].

Сегодня фольклор в Интернете можно анализировать в двух аспектах: интернет-фольклор, то есть фольклорные тексты, появление которых связано с Интернетом, компьютерами, работой сисадминов и т. д., и традиционный фольклор, который бытует во «всемирной паутине».

Рассмотрим вначале второй вариант - традиционный фольклор, представленный в Интернете. Есть множество сетевых ресурсов, на примере которых можно проследить подобное бытование. Предметом нашего изучения стала социальная сеть «ВКонтакте» как наиболее популярная в нашем Южно-Уральском регионе и в молодежной среде.

Поисковая система сайта при введении слова «фольклор» в разделе «группы» находит 2657 групп. Но при внимательном рассмотрении этих групп оказывается, что не все соответствуют заданной теме. 936 из найденных нами групп действительно относятся к бытованию различных видов и форм фольклора, остальные же раскрывают совершенно другие темы, чаще всего связанные с мистикой во всех видах искусства. Например, сериал «Сверхъестественное», различные фильмы ужасов, фан-группы современных певцов и даже клуб любителей кошек.

Группы «ВКонтакте», связанные с традиционным фольклором, можно разделить на тематические направления. Музыкальный фольклор (ансамбли, студии песни и танца и др.) составляет около 500 групп, например: «Казачьи песни, музыка, танцы» [2], «Ансамбль народной духовной музыки “Светилен”» [3]. Групп, относящихся к словесному фольклору, значительно меньше. Мы нашли 124 группы, например: «Пословицы и поговорки» [4]. Однако это число нельзя назвать постоянным, группы появляются и исчезают каждый день.

Среди анализируемых нами групп встречаются как созданные любителями, признающими свое дилетантство, основанные лишь на личном интересе к народной культуре, так и профессионалами. К таким относится Ольга Ключникова, доцент РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (г. Москва), аспирант кафедры славянской филологии, научный сотрудник ИМЛИ РАН Елена Чернышова (г. Москва).

Среди подобных групп многие представляют официальные объединения или учреждения и выполняют не столько коммуникативную, сколько информативную функцию: Фольклорно-информационный портал ФОЛКИНФО, Российский фольклорный союз. Российский фольклорный союз был основан в 1989 году. Сегодня активно действующие филиалы РФС присутствуют в 65 субъектах Российской федерации, включая обе столицы и многие крупные города нашей страны. Союз занимается изучением, освоением, поддержкой и распространением традиционной народной культуры во всем многообразии её проявлений. Эта всероссийская организация объединяет фольклористов-теоретиков и практиков, а также коллективы: ансамбли, группы студии, клубы, работающие на поле НТК (народной традиционной культуры). Одно из направлений деятельности Союза -восстановление искусственно разрушенного процесса преемственности НТК, введение её элементов в современный социокультурный процесс. Коллективы собирают, осваивают, популяризируют, передают более молодым поколениям различные формы народного искусства, быта и жизни (традиционные праздники, семейно-бытовые обряды, музыка, пение, танцы, боевые искусства, ремесло). В этой организации состоят и работают самые высокие профессионалы в области фольклористики, занимающиеся организацией и проведением семинаров, фестивалей, реконструкцией праздников, фольклорными экспедициями.

Наиболее интересными с точки зрения исследователя выглядят публикации в группах фольклорных текстов, особенно не публиковавшихся ранее или опубликованных в малом количестве экземпляров, следовательно, труднодоступных. Вторым интересным моментом представляются темы обсуждений, например, «новые, приоритетные темы исследования в фольклористике» (группа «Русский фольклор: заметки фольклориста» [5]). Среди новых тем лингвофольклористики названы, например, «языковые механизмы образования традиционных фольклорных смыслов слова в современных жанрах фольклора», «типология локальных систем традиционной музыкальной культуры», «взаимосвязь между структурой исполнительских коллективов (этнографических певческих групп) и структурой музыкально-фольклорных текстов», «теория самоорганизации в исследованиях музыкально-фольклорных традиций», «фольклорное “двуязычие”».

Благодаря различным «фольклорным группам» ВКонтакте исследователю сегодня доступны и научные, научно-публицистические статьи, посвященные изучению устного народного творчества, например: В. Бондаренко «Политика государства в области сохранения традиционной культуры», Е. Б. Резниченко (Москва). «Поморская свадебная при-четь: из истории изучения», А. С. Ярешко (Саратов) «Фольклористика Поволжья: итоги и перспективы» и др. Всего «поисковик» ВКонтакте выдал нам 668 тем, относящихся к фольклору. Например, «Исламские корни русского фольклора» [6], «Через фольклор к православию» [7], «Офисный фольклор» [8], можно найти список институтов, где изучается фольклор, кафедр, а также перечень ссылок на официальные сайты традиционного фольклора.

Есть немало групп, ориентированных на местный фольклор различных географических областей. Если не делать выборку по национальностям, то таких групп насчитывается 263, например: «Музыкальный фольклор адыгов (черкесов)» [9], «Армянский фольклор» [10], «Фольклор Южного (горнозаводского) Урала» [11]. Последняя из названных групп создана для размещения и публикации фольклорно-этнографического материала, а также с целью собирания информации об имеющихся частных коллекций и государственных архивных фондов. Группа содержит старинные фотографии Южного Урала, фотографии с традиционными костюмами и карту этого края. Группа не очень большая: в ней всего 110 участников (на 30.03.2011). Для сравнения - в группе «БЕЛОРЫБИЦА - русский и балканский фольклор, world music» [12] 2842 участника. Среди аудиозаписей группы есть колыбельные, плясовые, свадебные, рекрутские песни. Много заметок

об истории и традициях русского костюма. В администрации группы - культурологи, филологи, искусствоведы. Группа может служить незаменимым источником сведений, материалов для изучения южноуральского фольклора, например, ссылки на этнолингвистический словарь услышанных и записанных слов в Челябинской области [13] и др.

Таким образом, проанализировав «фольклорные группы» в сети ВКонтакте, можно определить главные цели их создания: презентационная, информационная, переход к официальным фольклорным сайтам, предоставление доступа к научно-исследовательским работам и полевым материалам, опубликованным в печати. Основные плюсы фольклорных Интернет-ресурсов для возможного использования их в научной и методической работе: обновляемость и уровень полноты ресурса, возможность знакомства не только с текстовыми, но и с аудио-, видео- и фото-фиксациями фольклора, наличие поисковой системы, обеспечивающей быстрый доступ к информации.

Теперь обратимся ко второй части заявленной дуальности «фольклор в галактике Маклюэна». Сегодня в филологии существует два устоявшихся термина для обозначения данного явления: интернет-фольклор и сетевой фольклор. Несмотря на изначально письменный, а не устный характер, ему присущи многие свойства традиционного фольклора: коллективность, анонимность, вариативность. Интернет-культура в фольклорных формах представляет одну из самых ярких и своеобразных субкультур современности, по сути, синтезирует в себе все представленные варианты развития современной культуры и вызывает огромный интерес исследователей, несмотря на то что ортодоксальная фольклористика долгое время относилась к данному явлению высокомерно, считая его маргинальным. Однако сегодня уже традиционной стала научная конференция Folk-art-пе1, которая Интернет рассматривает как новую среду для существования постфольклора, выпущены сборники научных статей, полностью посвященные исследованию фольклора в Интернете [14; 15]. Часть исследований интернет-фольклора сосредоточена на осмыслении форм коммуникации в сети, которые, безусловно, относятся к фольклорному типу: авторы являются одновременно и исполнителями, и зрителями (слушателями, читателями). Тексты в Интернете многие исследователи называют устно-письменными, определяют как спонтанную речь. «Интернет-фольклор реагирует на события дня в режиме полной идентичности потребностям массового сознания и при подаче материала использует не только язык условностей народно-мифологического уровня, но и актуализирует самовоспроизводство суеверий, мифологем прошлого» [1].

У интернет-фольклора уже сложилась достаточно устойчивая жанровая система, как соотносящаяся с жанрами традиционного фольклора (анекдоты, пословицы и поговорки, приметы, сказки, слухи, толки и иные жанры несказочной прозы), так и включающая совершенно новые жанры («народный перевод», «переписка в яндекс-пробках» и т. д.).

Приведем пример того, как традиционный жанр приметы бытует в фольклоре: «Если вы собираетесь позвонить и рядом с вами громко каркает ворон, отложите звонок на потом: сейчас вам не обрадуются», «Увидеть в Интернете три одинаковые ссылки - к неожиданной удаче», «Не ругайте компьютер - отомстит». Что касается создания новых ритуалов, то в Сети можно найти множество сайтов, где пользователям предложат сыграть свадьбу, помолиться, поучаствовать в виртуальных похоронах и др. Новые пословицы тоже представляют определенный интерес для фольклористов и как отражение ментальности, и как способ создания комического: «Немецкая национальная пословица: “Морген гутен не бывает”», «В России чаша терпения измеряется стаканами».

Основной особенностью интернет-фольклора является интертекстуальность, проявляющаяся в компиляции как прямых цитат, так и аллюзий на известные фольклорные, литературные тексты, еще в большей степени - на кинофильмы. Пример подобной компиляции в анекдоте: «Нео встречает Близнецов и спрашивает у первого: “Ты кто?” - “Я брат”. Поворачивается ко второму: “А ты кто?” - “А я брат-2”».

На сетевой фольклор влияют также такие особенности Интернета, как мультимедий-ность, опосредованность общения, интерактивность. Попадая в Сеть, в иную среду, он получает и новые характеристики, которые, однако, не отменяют его сущности и позволяют его исследователям рассматривать его в качестве технологически нового явления, но непосредственно связанного с архаичной традицией.

Список литературы

1. Философско-антропологические основания интернет-фольклора как формы коммуникации [Электронный ресурс]. - http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/ credo_04_2008/3036-filosofsko-antropologicheskie.html.

2. http://vkontakte.ru/club1234941.

3. http://vkontakte.ru/club2105181.

4. http://vkontakte.ru/club6079710.

5. http://vkontakte.ru/club9114613.

6. http://vkontakte.ru/club4093265.

7. http://vkontakte.ru/club21959100.

8. http://vkontakte.ru/club7158366.

9. http://vkontakte.ru/club12555252.

10. http://vkontakte.ru/club2536383.

11. http://vkontakte.ru/topic-4539516_24301828.

12. http://vkontakte.ru/topic-13366851_23636013.

13. Этнолингвистический словарь услышанных и записанных слов в Челябинской области (Старинные слова, прибаски, притчи, песни, пословицы и поговорки) [Текст] /

Н. А. Баскакова. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ “Образование”, 2002. - 66 с.

14. Интернет и фольклор [Текст] : сб. статей. - М. : ГРЦРФ, 2009.

15. Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции - к виртуальности [Текст] : сб. статей. - М. : ГРЦРФ, 2007.

УДК 316.776

Елена Александровна Селютина

Челябинская государственная академия культуры и искусств

ПРОЦЕСС ВЕРИФИКАЦИИ ТРЕНДОВ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ПРИЕМ АПЕЛЛЯЦИИ К АВТОРИТЕТУ

В современной культурной ситуации сложилась система перекрестных ссылок на позиции, предлагаемые массовой культурой как авторитетные, которые вводят новые тренды в базовую картину мира современного человека. Логический прием «апелляция к авторитету» является наиболее актуальным для этого, т. к., выполняя художественную, маркетинговую и иные функции, апелляция к авторитету закрепляет готовую систему ценностей массовой культуры, верифицирует новые элементы в ней, лишая человека необходимости критически рассматривать мир, предпринимать аналитические усилия для выработки индивидуального взгляда на мир. В качестве иллюстрации приема в статье анализируются образцы «глянцевой» журналистики.

Ключевые слова: апелляция к авторитету, массовая культура, культура повседневности, верификация трендов, «глянцевая» журналистика.

© Селютина Е. А., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.