Научная статья на тему 'Фольклор как средство сохранения национальной самобытности в условиях глобализации общества'

Фольклор как средство сохранения национальной самобытности в условиях глобализации общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
938
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куровская И.Р.

Статье обосновывается положение о необходимости изучения, сохранения, реконструкции и популяризации народного творчества как средства сохранения национальной самобытности в условиях стремительно развивающегося технического прогресса, глобализации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фольклор как средство сохранения национальной самобытности в условиях глобализации общества»

УДК: 398

Куровская И. Р.

кандидат искусствоведения Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ» им. В.И. Вернадского в г. Ялте

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОБЫТНОСТИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье обосновывается положение о необходимости изучения, сохранения, реконструкции и популяризации народного творчества как средства сохранения национальной самобытности в условиях стремительно развивающегося технического прогресса, глобализации общества.

Ключевые слова: фольклор, народная культура, национальная уникальность, фестиваль, конференция, этногенез, глобализация, Крым.

Актуальность исследования. Особенностью народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, она развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.

Именно поэтому Генеральная конференция ЮНЕСКО, состоявшаяся в Париже в ноябре 1989 г., дала направления и рекомендации в сфере изучения, сохранения и охраны, а также популяризации фольклора среди населения стран, избегая искажения его содержания. Однако, в начале ХХ! века выполнение задач, поставленных перед мировой общественностью организацией ЮНЕСКО, резко затормозилось в связи с развернувшимся в мировом масштабе процессом глобализации1. Современные процессы глобализации в мире не происходят гладко. Дело в том, что глобальные интеграционные процессы во всех сферах жизни людей одновременно вызывают изменение уклада, традиций и культур целых народов и стран, вынуждая их к пересмотру и даже отказу от некоторых этнических и национальных ценностей. Это особенно наглядно проявляется на примере сужения сферы функционирования национального языка, без которого не может существовать национальная культура.

В результате этого возникла угроза унификации культурного разнообразия, возникновения «внекультурных» пространств, потребляющих плоды «массовой», часто дешевой, культуры. В связи с этим каждая страна, каждый регион, стремящиеся сохранить свою национальную уникальность, должны вести постоянную целенаправленную работу по ее сохранению, изучению и развитию. Такими мероприятиями, направленными на сохранение и национальной самобытности, являются региональные фольклорные фестивали, научные конференции и т. д.

Изложение материала. Особенностью национального состава населения Республики Крым является его поликультурность. По данным переписи населения 2014 г., на территории Крыма проживают представители 150 национальностей и этносов. Уникальный и самобытный фольклор народов Крымского региона является важнейшей составной частью мировой духовной и музыкальной культуры.

Специфика этногенеза региона (процесс сложения этнической общности), древность истории, самобытность, национальная идентичность, наличие музыкального инструментария

1 Глобализация — процесс, который представляет собой сближение и слияние культур разных стран и народов в результате бурного развития мировой экономики, торговли, активной миграции населения.

каждого народа дополняет яркую палитру своеобразия национальных традиций и обрядов. Таким образом, фольклор вбирает в себя все ценности духовной и религиозной жизни народов. Именно поэтому, в гуманитарных вузах Крыма в процессе освоения студентами дисциплин «Народное музыкальное творчество», «Теория и история народной художественной культуры», «Музыкальные инструменты фольклорной традиции» и др. особое значение уделяется изучению национальных «корней», истории культуры каждого народа, населяющего данный регион.

Выдающийся русский литератор А. Грибоедов говорил, что Крым — это удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий. На Крымском полуострове под охраной находится около 4000 археологических, архитектурных и других памятников прошлого [1]. Изучение этого наследия дает нам достоверные сведения о культуре народов региона. Обращение к традициям, лучшим образцам народной культуры является одним из факторов этносоциального и культурного самосохранения больших и малых этносов, их самобытного развития и саморазвития, духовно-нравственного воспитания. Опора на традиционную культуру, знание ее истоков, фольклора, духовное освоение культурного наследия и трансформация его ценностей в соответствии с задачами времени становятся условием этнокультурного развития социума.

Одной из основных целей формирования самосознания индивида, как составной части социума, является осмысление ценностей традиционной культуры, обеспечение культурной преемственности поколений и выполнение функции сохранения духовного генофонда — духовного потенциала нации.

Поэтому для Крыма, который является обособленным регионом, актуальным на современном этапе является проведение региональных массовых творческих и научных мероприятий с целью возрождения и популяризации лучших образцов народного творчества, а также исследования вопросов развития национальной культуры каждого народа, населяющего полуостров, используя базу, прежде всего, высших учебных заведений.

Обратимся к опыту научно-исследовательской, культурно-просветительской и педагогической деятельности по изучению и популяризации фольклора народов Крыма педагогов и студентов Гуманитарно-педагогической академии (филиал КФУ им. В.И. Вернадского в г. Ялте). Прежде всего, это продолжение традиции проведения научно-практических конференций по проблемам истории и культуры народов Крыма («Историко-культурное наследие Причерноморья», «Украинское кобзарство — история, современность и перспективы», «Таврические научные чтения», «Памятники южного берега Крыма»); фольклорных фестивалей, прежде всего — «Дзвени, бандуро!» имени Заслуженного работника культуры Украины А. Ф. Нырко (1926-2005).

Музыкальная культура народов Крыма (музыкальный фольклор, инструментарий, календарные и семейные обряды) мало исследована. Немногие фольклористы и этномузыкологи, такие как Леся Украинка, К. Квитка, А. Нырко, А. Кончевский, А. Рефатов изучали и собирали фольклор народов Крыма. В 1908 г. выдающаяся поэтесса и ее муж К. Квитка записали в Ялте пение и репертуар харьковского кобзаря Г. Гончаренко (18351917 гг.), который зимнее время проводил у сына в Севастополе. Это историческое событие стало знаменательным для Крыма и легло в основу традиции исследования кобзарского и бандурного искусства, а также фольклора в целом. В дальнейшем эти записи были расшифрованы и опубликованы в трудах украинского ученого-фольклориста Ф. Колессы [2, с. 376].

Продолжил традицию исследовательской, теперь уже научной, работы педагог-бандурист Ялтинского педагогического училища — А. Ф. Нырко (1926-2005).

Более двадцати лет (начиная с 1964 г.) Алексей Федорович вел научно-исследовательскую работу по изучению культуры народов Крыма, а также украинской культуры: изучение истории и персоналий кобзарского и бандурного искусства. Результатом этой многолетней работы стало открытие в 1984 году на общественных началах Музея

19

кобзарства Крыма и Кубани на базе Ялтинского педагогического колледжа (ныне — Гуманитарно-педагогическая академия). В фондах Музея находятся сборники песен разных народов Крыма: украинцев, русских, крымских татар, белорусов, поляков, болгар и других народов.

Но особая заслуга А. Ф. Нырко заключается в изучении музыкального инструментария кобзарей и бандуристов, исследуемых им регионов: Крыма и Кубани. Этим он заложил фундамент молодой науки — крымской органологии, хотя крайне редко можно встретить описание музыкальных инструментов народов, населяющих полуостров. Однако, крымские исследователи в области истории и археологии, такие как И. Вдовиченко, В. Баранов, изучая археологические находки, на которых изображены музыкальные инструменты или их фрагменты, делают их описания: «Античные расписные вазы дают нам изображения бесчисленного множества ситуаций и сцен, в которых фигурируют музыкальные инструменты» [3, с. 33]. Примером может служить фрагмент краснофигурного кратера — большого сосуда для смешивания вина с водой, на котором изображена флейтистка рядом с двумя воинами. Этот предмет был найден во время раскопок Керкиникиды (город вблизи Евпатории), датированный IV в. до н. э. [4, с. 127]. Расшифрованные тексты, найденные во время раскопок, свидетельствуют о наличии у древних эллинов высокоразвитой музыкальной культуры: перед ними выступали музыканты кифареды (поющие под аккомпанемент кифары), кифаристы (инструментальная игра на кифаре), флейтисты. Музыка сопровождала пение эллинов, пантомимические действа [4, с. 128]. Подобные традиции исполнительства для развлечения зажиточных слоев населения, а также народные обряды в сопровождении музыкальных инструментов существовали у большинства народов, населяющих тавриду. И, несмотря на то, что письменных подтверждений этому существует незначительное количество, необходимо исследовать традиции и обряды народов, населяющих полуостров с древних времен.

Довольно полные сведения о древней культуре народов Крыма мы имеем из данных археологических исследований Х1Х-ХХ столетий, трудов древнегреческих историков, писателей и поэтов, древнеэллинской мифологии, а также из открытий ученых и путешественников, занимавшихся его изучением после присоединения Крыма к России. Свидетельства путешественников, исследования историков, писателей прошлых веков помогают нам подтвердить наличие народов и их культур на Крымском полуострове. Так, М. Литвин, представитель литовского дворянства, выполнял поручения литовского правительства на территории полуострова в 1548-1551 гг. написал записки «О нравах татар, литовцев и москвитян». В. Ф. Зуев (1754-1794) по поручению Академии наук России организовал научную экспедициюпо южным регионам и по Крыму, опубликовал «Путешественные записки», где Кафе посвятил раздел «Последняя резиденция хана». П. И. Сумароков (умер в 1846 г.), видный российский чиновник, писатель, племянник известного поета А. П. Сумарокова, в начале Х1Х ст. был главою судебной палаты Тавриды. Он является автором двух сочинений о Крыме, один из них «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». И. М. Муравьев-Апостол — российский писатель и переводчик, автор исторических очерков. Его книга «Путешествие по Тавриде в 1820 году» является важным историческим источником.

З. Тулуб в романе «Людоловы» изображает осаду Кафы казаками во главе с Сагайдачным и бой на море, освобождение невольников: «Тонули галеры, догорали на волнах плавучие тюрьмы невольников» [4, с. 47].

Д. Мордовец (1830-1905), русский и украинский писатель и историк в некоторых своих трудах описывает положение невольников и роль запорожского козачества в борьбе с завоевателями славян. Лучшие из этих трудов «Крымская неволя» и «Сагайдачный». Описывая древнюю Кафу (Феодосию) Д. Мордовец свидетельсвует о том, что неудержимый стон покривает Кафу (в XVII ст. — Кучук-Стамбул, малый Стамбул или Крим-Стамбул): «могучее дыхание жизни, говор десятков тысяч людских глоток, и настоящий стон, стон невольников и

20

их кобзарей, выкрикивающих на галерах в гавани свою тоску по родине, по вольной жизни ... На мечетях и минаретах, в тени карнизов и оконец, стонут голуби ...» [4, с. 41]. Несчастный живой товар оценивают купцы: турки, армяне, крымцы. На галерах-каторгах развеваются казацкие чубы: «это бедные невольники, нагие до пояса, прикованные к своим сиденьям, работают тяжелыми веслами и прислушиваются, как на берегу кобзарь, уже негодный к работе, плачем «невольницких дум» зарабатывает себе кусок хлеба, забыв уже и думать после сорокалетней неволи, о возвращении на милую Украину ...» [4, с. 42]. И далее: «... седовласый кобзарь продолжает свой эпический, сердце обливающий кровью плач: "А паша турецкий, бусурманский, по рынку походжает, тот плач невольнийкий зачувает, на слуг своих, на турок-янычар, со зла гукает ...". А под эти стоны, слезы, выкрикивание торг на рынке идет своим чередом...» [5]. Именно на такие факты мы можем опираться, изучая искусство кобзарей в древней Тавриде, их бесценный репертуар (исторические песни, думы), представляющий интерес для фольклористов, историков, этнографов и других представителей науки.

Следующий аспект исследования — приобщение подрастающего поколения — школьников и студенческой молодежи — к участию в фестивальном и научном движении по изучению народного творчества. Познание «корней» культуры своего народа помогает молодежи обрести целостность сознания, осознанность поступков, жизни. Известный исследователь традиционной народной крымскотатарской культуры Рефат Куртиев сказал, что изучение народных обрядов и традиций «поможет старшему поколению вспомнить и восстановить в памяти, а молодому — освоить и продолжить этнокультурное наследие предков» [6].

Лучшие образцы песенного и инструментального творчества помогают развивать у студентов художественный вкус; будут способствовать наработке опыта в фольклорно-этнографической работе, необходимого для самостоятельной практической деятельности. Воспитательные функции песенно-музыкального творчества многообразны, но основными из них являются социализация человека, воспитание коллективизма, нравственности, развитие эмоциональной душевной чуткости, эстетических чувств.

Устное народное творчество как средство народной педагогики помогает в процессе становления национальной идентичности молодежи:

• дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих национальных основ, обогащая представление об историческом прошлом и настоящем народа;

• знакомит с верованиями и религиозными взглядами, помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу, родному краю;

• вселяет веру в справедливость, в благополучное будущее;

• способствует развитию художественно-образного и логического мышления, памяти, воображения, музыкального слуха, наблюдательности, повышению культуры речи;

• сохраняет в памяти особенности речи, значение слов, обогащает народной мудростью.

Такие выводы можно сделать в результате анализа публикаций в научных изданиях и прессе о фестивальном движении на территории Крыма и, в частности, в г. Ялте. Начиная с 1992 г. здесь регулярно проходят фестивали кобзарского и бандурного искусства им. Н. Лысенко «Дзвени, бандуро!», организованные Заслуженным работником культуры Украины, преподавателем-бандуристом — Алексеем Федоровичем Нырко (1926-2005 гг.) и его соратниками при поддержке Крымского Республиканского Центра Народного творчества, отдела культуры Ялтинского горисполкома. С каждым годом все большее число участников этого фестиваля принимала гостеприимная, солнечная Ялта [6].

Самыми яркими были XV (2006) и ХХ (2011) юбилейные фестивали. Их украшением стали следующие коллективы: Муниципальная капелла бандуристов г. Ивано-Франковска (художественный руководитель и дирижер Заслуженный работник культуры Украины М. Шевченко, солистка — доцент Прикарпатского национального университета им.

В. Стефаника В. Дутчак); Львовская капелла бандуристов «Гамалия» (художественный руководитель — отличник образования Украины Татьяна Шаленко); ансамбль бандуристок «Конвалiя» (г. Харьков, художественный руководитель — кандидат педагогических наук Н. Роман); Народная капелла бандуристок им. С. Руданского (г. Ялта, художественный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент Крымского гуманитарного университета И. Шинтяпина); детский ансамбль бандуристов «Зорепад» (г. Днепропетровск, художественный руководитель — Л. Гончаренко); капелла бандуристок «Натхнення» (г. Чернигов, руководители — М. Суворова, А. Пинчук) и другие коллективы и солисты.

Обязательной формой работы Крымского фестиваля кобзарского и бандурного искусства является научно-методическая, исследовательская работа, которая имеет целью сочетание исполнительского мастерства с научными поисками решения вопросов теории, истории и перспектив развития бандурного искусства. Семинары и «круглые столы», к которым привлекаются ученые, деятели общественных организаций и учреждений, художественные руководители коллективов народных инструментов рассматривают сложные процессы, которые происходят в этнокультуре Крыма [6].

В июне 2005 г. А. Ф. Нырко провел Первую научно-практическую конференцию по вопросам генезиса искусства бандуристов на базе РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта). Исследователи пяти стран (Украины, России, Польши, Америки, Канады) собрались для обмена опытом по вопросам терминологии, истории, современных проблем искусства кобзарей и бандуристов: Б. Жеплинский (г. Львов, Украина), А. Горняткевич (г. Эдмонтон, Канада), В. Дутчак (г. Ивано-Франковск, Украина), Лаура Семмес (г. Бонн, США), В. Мормель (г. Переяслав-Хмельницкий, Украина), Т. Шаленко (г. Львов, Украина), Д. Ковальчук (г. Львов, Украина), Н. Барабаш (г. Кривой Рог, Украина), С. Зозуля (г. Киев, Украина), Ольга и Богдан Попович (г. Перемышль, Польша) и др.

Международные и региональные научно-практические конференции, семинары по вопросам развития кобзарского и бандурного искусства регулярно проходили на базе Крымского гуманитарного университета по темам: «Кобзарство — в истории, литературе, культуре и народном эпосе» (2005); Научные чтения 2006 года, посвященные 80-летию со дня рождения Заслуженного работника культуры Украины А. Ф. Нырко (1926-2005 гг.); «Украинское кобзарство — история и современность» (2006, 2007 гг.); «Украинское кобзарство — история, современность и перспективы» (2009, 2011 гг.) [6].

Научно-практические конференции сопровождаются концертами, мастер-классами, лекциами-концертами, во время которых свои творческие достижения представляют солисты, коллективы бандуристов и исполнители на старинных украинских инструментах В. Мишалов, Ю. Китастый, Ю. Фединский, Т. Лазуркевич, В. Дутчак, В. Мороз, квартет «Львовянки», ялтинский ансамбль «Чарiвний ств», капелла бандуристок им. С. Руданского, которая уже много лет определяет уровень профессионализма среди коллективов бандуристов Крыма.

Начиная с 2013 г., в результате отказа Министерства культуры Крыма от финансирования и проведения фестиваля «Дзвени, бандуро!», инициативу в свои руки взяла родина фестиваля — Ялта. Фестиваль-конкурс проводится на базе ДМШ №1, а фестиваль и научно-методические семинары проводит университет, ныне — Гуманитарно-педагогическая академия (филиал КФУ им. В.И. Вернадского) в г. Ялте.

В 2014 и 2015 годах фестиваль получил статус фольклорного крымского регионального. Юные исполнители на народных инструментах из городов Крыма: Ялты, Севастополя, Симферополя, Феодосии, Керчи показывают свои таланты. Ансамбли, оркестры и капеллы популяризируют народную песню, мелодии народных танцев. В программу фестиваля входит проведение мастер-классов ведущих педагогов кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии Ялты.

Выводы. Таким образом, мы видим, что, несмотря на ускоряющийся с каждым годом процесс глобализации в современном мире, у многих народов и регионов выросло ощущение уникальности и самобытности. Можно сказать, что защита местных национальных традиций

22

и особенностей является глобальным феноменом [8]. Сохранение уникальных культур, к которым принадлежит и соцветие национальных культур народов Крыма, возможна, при условии, если они имеют несомненную духовную ценность для мировой культуры в целом. Поэтому необходимо вести постоянную работу по сохранению, изучению и популяризации национального языка, фольклора для сохранения культуры и самобытности народов.

Литература

1. Чупин Г. Т. Предыстория и история Крыма. Электронный ресурс [http://www.krimoved-library.ru/books/predistoriya-i-istoriya-krima2.html]

2. Куровська I. Визначш дiячi кобзарського мистецтва Криму (кшець XIX- початок XXI ст.) / 1.Куровська // Проблеми взаемодп мистецтва, педагогики та теори i практики осв^и : зб. наукових статей [упор. Л.В.Шаповалова]. — Xаркiв, XДУМ iм. I. П. Котляревського, 2010. — Вип.29: Когштивне музикознавство. — С. 374-386.

3. Вдовиченко И. И., Баранов В. И. Музыка в средневековом Крыму // V Таврические научные чтения, г. Симферополь, 21 мая 2004 г. / [Под общей ред. Е. Б. Вишневской] : Сборник научных статей. — Симферополь, 2005. — С. 33-39.

4. Город двадцати пяти веков // Литературно-художественный и историко-краеведческий сборник о Феодосии [Ред. Е. А. Шахнюк]. — Симферополь : Крым, 1970. — 287 с., ил.

5. Дума «Плач невольниюв». Новознайд. Запис М. В. Лисенка [Пщгот. до друку та вступ. стаття Т. П. Булат] // Народна творчють та етнографiя. -1964. — № 4. — С. 73-78.

6. Куровська I. Р. Сучасний стан виконавства та наукових дослщжень кобзарства Криму / I. Р. Куровська // Вюник Прикарпатського ушверситету. Мистецтвознавство [зб. наук. статей]. — ^ано-Франювськ : ВДВ ЦГГ Прикарпатський ушверситет iм. В.Стефаника, 2010. — Вип. 19-20. — С. 278-284.

7. Сеитбекиров Э. Крымские татары. Электронный ресурс [http://goloskrimanew.ru/].

8. Бирюкова М. А. Глобализация: интеграция и дифференциация культур // Философские науки. — №4. — 2000. — С.33-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.