Шафранская Р.
ФОЛК-РОК — ЖИЗНЬ И СВОБОДА!
Аннотация. Фолк-рок как направление рок-музыки возник не так давно, но быстро сумел захватить сердца большинства людей. В интервью с известным русским фолк-музыкантом, мультиинструменталистом, продюсером, композитором, основателем лейбла «Этно-Кузня» и фестиваля мировой фолк-музыки «Усадебник» в Рыбинске Дмитрием Кузнецовым затрагиваются актуальные вопросы этого направления. Что такое фолк-рок? Что его ждет в будущем? Каковы его перспективы в нашей стране? Интервью предваряется кратким очерком об истории фолк-рока и особенностях данного музыкального направления.
Ключевые слова: фолк-музыка, фолк-рок, музыка XXI века, музыкальные фестивали, Дмитрий Кузнецов
Shafranskaya R.
FOLK ROCK — LIFE AND FREEDOM!
Abstract. Folk rock as a genre of rock music arose not so long ago, but quickly managed to capture the hearts of most people. In an interview with the famous Russian folk musician, multi-instrumentalist, producer, composer, founder of the Ethno-Kuznya label and the world folk music festival Usadebnik in Rybinsk, Dmitry Kuznetsov, current issues in this area are addressed. What is folk rock? What does the future hold for him? What are its prospects in our country? The interview is preceded by a short essay on the history of folk rock and the features of this musical direction.
Keywords: folk music, folk rock, music of the 21st century, music festivals, Dmitry Kuznetsov
В мире существует множество различных направлений музыки, но мы погрузимся в сказочный мир фолк-рока.
Всецело отдаться во власть этой музыке — вот что поистине прекрасно. Подобно сладострастным красноречивым речам ораторов, она обволакивает сознание, затмевает разум, дергает за всевозможные ниточки наших душ, позволяя окунуться в свой прекрасный мир, почувствовать всю полноту эмоций, чувств и незабываемых ощущений. Словно океан, могучий и большой, она поражает своей красотой и ве-
личием. Набегает волнами эмоций, при этом давая почувствовать умиротворяющее спокойствие перед сильной бурей. Заполняет целиком и полностью. Сила этой музыки поистине безгранична!
Так что же это за направление?
Фолк-рок как направление рок-музыки возник не так давно, но быстро сумел захватить сердца большинства людей. Как же это произошло? Что необычного и притягивающего в этой музыке? Ответить на подобные вопросы станет проще,
окунувшись в историю появления этого жанра.
Зарождение фолк-рока началось ближе к концу 1960-х годов в США и Канаде, в то время набирала популярность рок-музыка, которая в свою очередь стала соединяться с другими жанрами и направлениями, получая свои собственные и необычные отрасли: фолк-рок, арт-рок, джаз-рок, хард-рок, кантри-рок и др. Фолк-рок включает в себя основу фолк-музыки (народные песни, мотивы). Начиная с 60-х годов фолк-рок-музыкантом считали любого аккомпанирующего себе на гитаре певца, использующего интонации народной мелодики, вплетенные в основу рок-музыки. В России таких называли бардами. Русские фолк-рокеры часто в своих композициях включали кельтские мотивы помимо славянских.
Так о музыкальной основе фолк-рока американский музыковед Алан Ломакс высказался: «Если в "очи -щенной" от аранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы фрагментарно уловить народные мотивы, значит, мы, безусловно, имеем дело с фольклором» [1].
Фолк всегда был близок людям, так как живет внутри нас где-то глубоко, будто что-то родное и близкое. Рок также приносит хорошие эмоции, разрядку от негатива, поэтому неудивительно, что сочетание этих двух видов музыки пришлось по душе многим людям. Тогда были необходимы ощущения, которые дает фолк-рок, а он давал ощущения «крыльев», сейчас же это просто что-то, пусть и не столь необходимое, но тем не менее очень нравящееся многим людям. Каж-
дый человек, прослушавший такую музыку, находит в ней что-то близкое себе. Так все же что же такого особенного в этой музыке? Бывает, она необычна и непривычна нашему слуху, но, безусловно, очень притягательна.
Музыка и текст, инструменты
и вокал... Что цепляет больше?
Если рассматривать фолк-рок с точки зрения инструментовки музыки, то можно заметить, что многие фолк-рокеры в песнях используют необычные для рока инструменты. К примеру, русская группа «Мельница» нередко в свои композиции добавляет звучание таких инструментов, как флейта, жалейка, ирландская арфа и виолончель. Это придает «фолковость» их музыке, создает яркий колорит. При прослушивании возникает ощущение погружения в мир фолк-рока, народной сказки.
В текстах можно заметить свои особенности, то, что отличает это направление от многих других. Часто тексты композиций фолк-рока повествуют о Средневековье, далеком прошлом, нередко погружают в мир фэнтези, а музыка очень красочно «подчеркивает» текст, происходит синтез слова и музыки, одно дополняет другое. Хотя прослушивая вступления к таким песням, даже без текста можно предугадать, о чем эта песня. Музыка очень точно передает чувство чего-то мистического, волшебного, ощущение совсем другого времени. В одной статье о музыке вышеупомянутой группы «Мельница» было написано следующее: «Далеко-далеко, на краю света
есть чудесная страна... Там, в утреннем тумане по вересковым полям разгуливают единороги, в жутких ущельях живут огнедышащие драконы, по пыльным дорогам бродят одинокие пилигримы. Там жив еще дух рыцарства, звенят алебарды и фальшионы, льется в кубки руби-
новое вино. Там все окутано магией, девушки пляшут у костра, и ленты развеваются в их волосах, а мужественные боги спускаются с небес на землю, чтобы похитить самых красивых» [2]. Так автор описал мир Хелависы, лидера группы, который она создает в песнях.
Хелависа — лидер группы «Мельница», автор песен, музыкант, вокалистка. На фото с ирландской арфой
Что ждет фолк-рок в будущем? Какие страны лидируют в популярности этого направления? Каковы перспективы его в нашей стране?
Ответами на эти и другие вопросы с нами поделился Дмитрий Кузнецов — известный русский фолк-му-зыкант, мультиинструменталист, продюсер, композитор, основатель лейбла «Этно-Кузня» и фестиваля мировой фолк-музыки «Усадебник» в Рыбинске.
РШ: Дмитрий, что Вы вкладываете в понятие фолк-рока, как относитесь к данному направлению?
ДК: Тут надо отталкиваться от основы. Слово «фолк» — заимствованное. В Европе существу-
ют такие понятия, как фолк-му-зыка и традиционная музыка (traditional music). Традиционная музыка — это исполнение своей подлинной музыки, а «фолк» — авторской с элементами традиционной. Т.е. авторская музыка по мотивам традиционной и называется фолк-музыкой. В Великобритании она очень популярна, так же, как в Америке — Боб Дилан и песни под гитару. А если брать термин «фолк-рок», то «рок» указывает на использование таких инструментов, как барабаны и электрогитары, что и привносит элементы рок-музыки в фолк. И в Европе, и в России фолк-рок представляет собой авторскую музыку на основе традиционной с использованием рок-инструментов.
Я занимался фолк-музыкой. Для нее характерно достаточно мягкое звучание. Это была больше аутентичная музыка, близкая народной. У меня было два ансамбля, в которых я начинал играть, первый — «Седьмая вода»; не могу, правда, сказать, что мы исполняли настоящий фолк-рок. Коллеги придумали другой термин — пост-фолк (смеется)! Однако элементы рока в нашей музыке присутствовали — мы играли на акустических гитарах, используя определенные кварто-квин-товые ходы и приемы, характерные для рок-музыки. Однако это было скорее подобие фолк-рока.
С другим проектом, где я выступал как продюсер, — «Разнотра-вие» — мы играли акустический фолк-рок. Там уже были и «живые» инструменты, и ударная установка и бас-гитара, что давало более экспрессивное звучание, не такое, как в фолк-музыке.
Как отношусь к данному направлению? А какое отношение может
быть, когда живешь этим? Думаю, сами понимаете. Это очень интересное и захватывающее дело.
РШ: Группа «Разнотравие». Как Вы начинали? Какое было значение этой группы для мира музыки?
ДК: В начале 2000-х это был очень сильно востребованный проект. В 2000 году, когда мы начинали с «Разнотравием», мало кто играл акустический фолк-рок, да и вообще фолк-рок. На тот момент это было совсем новое веяние у нас в России. С этим проектом я стоял в начале фолк-рок движения в стране. Можно сказать, мы были начинателями стиля, или не столько начинателями, сколько активаторами. Затем появилось много последователей, почти параллельно с «Разнотрави-ем», кто также играл акустическую фолк-рок-музыку. Правда, если мы основывались больше на русской традиции, то появлявшиеся группы отдавали предпочтение кельтской.
1
Фолк-группа «Разнотравие»
РШ: Интересно, в Вашем проекте было больше фолка или рока?
ДК: Фолка, конечно. Думаю, рок-звучание больше свойственно группам, которые в большом количестве применяют электроинструменты, так сказать роковую обработку. В начале 2000-х появлялось много таких команд. Мы же этим не грешили. Как я и говорил ранее, мы использовали акустические гитары, установку, но не больше. Также в ход шли разные дудки, гусли. Это все-таки больше акустика, это фолк.
РШ: Группа «Мельница» (одна из популярных сейчас) тоже работает в этом направлении. Схожи ли они с вами?
ДК: «Мельница» более роковая, чем мы. Хотя начинали мы одновременно, и даже сначала мы были больше на виду, но потом «Мельница» обогнала нас по популярности. У нас были совместные выступления, мы участвовали в разных фестивалях, пересекались. Поздняя «Мельница» действительно роковая, а начинала с романтического, кельтского фолка.
Фолк-рок-группа «Мельница»
РШ: Как думаете, почему был некий спад и угасание интереса к фолк-року у нас в стране?
ДК: Мне кажется, из-за отсутствия системы в нашей среде, т.е. индустрии. В этом отношении есть колоссальная разница между нами и европейцами. Три года назад я был в Великобритании на известном фестивале в Манчестере, куда съехалась профессиональная среда —
продюсеры, агенты Великобритании. Я же приехал как продюсер и представитель от России, и у меня была возможность общаться с людьми, причастными к британской фолк-музыке. У них в стране, если ты начинаешь заниматься музыкой, в частности фолк-музыкой, ты сразу попадаешь в профессиональный круг, где работает система — система агентов, система организации концертов, система раскрутки, про-
моушна. И все это у них очень хорошо развито.
У нас же такой системы не было и нет. Система должна была создаваться. Этого не произошло, и интерес угас, не было особого продвижения фолк-рок-музыки в нашей стране. Да, проводятся фестивали, концерты, приглашают иностранных исполнителей. Но пока этого недостаточно, так как нет системности.
РШ: Вы упомянули, что в Великобритании популярен фолк, фолк-рок. Какие страны являются ведущими в данном направлении?
ДК: Конечно, Ирландия, да и все «великобританское» окружение. Германия в принципе тоже. Но Британия, несомненно, лидирует. Мне очень понравилась их система, они делают все качественно. На втором месте, Америка, хотя там большее предпочтение отдают кантри. Остальные страны уже меньше связаны с этим направлением.
РШ: Каковы перспективы фолк-рока в мире и в России?
ДК: Как я и сказал раньше, фолк-рок в мире и фолк-рок в России — это две разные вещи, потому что у нас нет системы. В Великобритании, я считаю, перспективы очень хорошие. Сейчас там увлеченность данным направлением только увеличивается. В Америке же бурный интерес к фолк-року разгорелся в 90-х годах, тогда там эта музыка стала очень востребована. У нас же пока такого не случилось, хоть и проводятся большие фестивали, можно получить премию1. Но, к сожалению, с годами в большую, работающую систему это не развилось. Зато премия в своем время всполошила музыкальный фолк-рынок и позволила раскрыть и обнаружить много музыкантов, исполняющих фолк-музыку, джаз-фолк, да и просто аутентичный фолк. Сейчас, к сожалению, за последние два года всех подкосило. Однако я надеюсь, что
Дмитрий (Митя) Кузнецов
1 Здесь и далее речь идет о Международной премии исполнительского искусства «ФОЛК-ЗВЕЗДА».
наша традиционная культура, наоборот, пойдет в гору, главное, чтоб не потерялись люди. И я уверен, что все у нас будет хорошо, может, не сейчас, но года через два точно.
Так будет ли жить фолк-рок музыка?
Несомненно, ведь она дает ощущение погружения в неизведанный
мир, помогает отвлечься от насущных проблем и раствориться в прекрасной музыке этого направления. Вот что действительно цепляет людей и не дает возможности отказаться от наслаждения слышать и чувствовать эту замечательную музыку!
Список литературы
1. Козлов А. Рок глазами джазмена. М.: «Городец», 2008.
2. Хелависа и группа «Мельница». Новая музыка древнего мира. 2015. URL: https://www.ufamama.ru/Posts/View/3085 (10.05.2024).