Научная статья на тему 'ФОБИИ: ИХ РАЗНОВИДНОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА'

ФОБИИ: ИХ РАЗНОВИДНОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1037
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХ / ФОБИЯ / ФАКТОР / МОЗГ / ЗАЩИТНЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гофман Александр Анатольевич, Колочихин Кирилл Сергеевич

Статья посвящена такому явлению, как фобия. Авторы анализируют причины возникновения фобий, их виды, как они влияют на жизнь человека, в чем их отличие от страха. Детально описан механизм зарождения страха и проявления его в физиологии и поведении человека. Анализируются причины и разновидности фобий, их отличие от страха - базовой сильнейшей эмоции человечества. Логически завершают статью методы терапии фобий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOBIAS: THEIR VARIETIES, CAUSES AND INFLUENCE ON HUMAN BEHAVIOR

The article is devoted to such a phenomenon as phobia. The authors analyze the causes of phobias, their types, how they affect a person's life, what is their difference from fear. The mechanism of the origin of fear and its manifestation in human physiology and behavior is described in detail. The causes and varieties of phobias are analyzed, their difference from fear is the basic strongest emotion of humanity. Methods of phobia therapy logically conclude the article.

Текст научной работы на тему «ФОБИИ: ИХ РАЗНОВИДНОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

Таким образом, гипотеза подтвердилась. Полученные результаты могут использоваться в психологической службе вузов в процессе работы с личным составом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реализация возможностей искусственного интеллекта в образовании с применением квантовых компьютеров / А.В. Зуев, И.А. Макеева, В.А. Медведев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 161-166.

2. Гражданское и патриотическое воспитание через образование в деятельности кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России / Р.В. Аристов, А.В. Зуев, И.А. Макеева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 9-12.

3. Внедрение компьютерных технологий как средство повышения качества обучения курсантов вузов МВД России / Р.В. Аристов, А.В. Зуев, И.А. Макеева [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 9-15.

4. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии - Москва : Юрайт, 2021. -

270 с.

5. Тест Гилфорда // Психология : [сайт]. - URL: http://pcyhologia.ru/test-gilforda.html (дата обращения 27.11.2022).

REFERENCES

1. Zuev, А.У, Makeeva I. A., Medvedev V. A. et al (2022), "Implementation of the possibilities of artificial intelligence in education using quantum computers", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 161-166.

2. Aristov, R. V., Zuev, А.У and Макеeva, 1.А., et al (2021), "Civic and patriotic education through education in the activities of the Department of Socio-Economic and Humanitarian Disciplines of the Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta meni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 9-12.

3. Aristov, R. V., Zuev, А.У and Макеeva, 1.А., et ak (2021), "The introduction of computer technology as a means of improving the quality of education of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (196), pp. 9-15.

4. Torndajk E. (2021), Principles of learning based on psychology, Youwrite, Moscow.

5. The Guildford Test, available at: http://pcyhologia.ru/test-gilforda.html (date of access 14.11.2022)

Контактная информация: kaf.seigd.lof@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.12.2022

УДК 159.96

ФОБИИ: ИХ РАЗНОВИДНОСТИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЕ

НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Александр Анатольевич Гофман, доцент, преподаватель, Кирилл Сергеевич Колочи-хин, преподаватель, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир

Аннотация

Статья посвящена такому явлению, как фобия. Авторы анализируют причины возникновения фобий, их виды, как они влияют на жизнь человека, в чем их отличие от страха. Детально описан механизм зарождения страха и проявления его в физиологии и поведении человека. Анализируются причины и разновидности фобий, их отличие от страха - базовой сильнейшей эмоции человечества. Логически завершают статью методы терапии фобий.

Ключевые слова: страх, фобия, фактор, мозг, защитный механизм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p644-650

PHOBIAS: THEIR VARIETIES, CAUSES AND INFLUENCE ON HUMAN

BEHAVIOR

Alexander Anatolyevich Gofman, the docent, teacher, Kirill Sergeevich Kolochikhin, the

teacher, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russian Federation

Abstract

The article is devoted to such a phenomenon as phobia. The authors analyze the causes of phobias, their types, how they affect a person's life, what is their difference from fear. The mechanism of the origin of fear and its manifestation in human physiology and behavior is described in detail. The causes and varieties of phobias are analyzed, their difference from fear is the basic strongest emotion of humanity. Methods of phobia therapy logically conclude the article.

Keywords: fear, phobia, factor, brain, defense mechanism.

Старейшая и сильнейшая эмоция человечества - это страх. Чего вы боитесь, оказавшись дома одни в темноте? Самой темноты или того, что за ней скрывается, а может быть, своей фантазии, которая принимает рубашку на спинке стула за чужака у вас дома? Однажды этот страх может быть оправдан. Страх как защитный механизм, который нас спасает от массы разных угроз, иногда дает сбой, и уже нас не защищает, а наоборот, нападает сам. Когда человек испытывает сильно выраженный страх, навязчивый и упорный, который невозможно объяснить с логической точки зрения, речь идет о фобии.

Фобия - тревожное расстройство, которое сопровождается интенсивным страхом и избеганием пугающих объектов или ситуаций. Избегание проявляется, когда человек старается не приближаться к предметам страха [3].

Сюжеты фобий самые неожиданные: есть боязнь желтого цвета и любых цветов вообще, боязнь облаков, боязнь сидеть, боязнь иностранных языков, страх перед цифрой 8, существует даже боязнь арахисовой пасты, прилипшей к небу. Фобий на планете так много, что есть даже фобофобия, т. е. боязнь найти у себя фобию.

Фобиями страдали многие великие люди. Так, Петр I настолько боялся тараканов, что не заходил в дом, пока кто-то из его слуг не осмотрит помещение. Испанский живописец Сальвадор Дали очень боялся кузнечиков. В детстве из-за этого над ним всячески издевались: подсовывали «зеленых кобылок» (как он их называл) в фантики, сумку. Тем не менее, несмотря на фобию, на картинах Сальвадора Дали кузнечики присутствовали. Наполеон боялся кошек и белых лошадей. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен настолько боялся быть похороненным заживо, что во время болезни клал на прикроватный столик записку: «Это только, кажется, что я умер». Французский философ Блез Паскаль страшно боялся воды. Американский художник-мультипликатор Уолтер Дисней панически боялся мышей, но создал Микки Мауса. Британский государственный и политический деятель Уинстон Черчилль страдал социофобией - страхом публичных выступлений, что не помешало ему преодолеть себя и стать одним из лучших ораторов. И. В. Сталин боялся ложиться спать, т. е. страдал сомнифобией. Кроме того, он боялся отравления (токсикофобия) и перелетов на самолете (авиафобия) и др.

Бояться - это нормально, но где проходит граница между страхом и фобией? У страха есть обоснованная причина, например, нормально бояться паука, который упал тебе на лицо, нормально бояться сорваться в воду с 15-метровой скалы, а вот фобия навязчива и необоснованна, это тревожное расстройство. Она усиливает степень угрозы до космического уровня и мешает жить обладателю фобии. Причем угроза может быть совсем небольшая, но мозг и такое допускает. Для того чтобы разобраться в том, как работают фобии, нужно сначала понять, как устроен страх у людей.

В мозге человека есть миндалевидное тело, которое за доли секунды переключает организм в режим «бей или беги». Надпочечники выбрасывают адреналин, учащается сердцебиение, расширяются зрачки, чтобы ловить больше света. В кровь выбрасывается глюкоза - готовый источник энергии, кровь поступает к мышцам, мышцы напрягаются, включая и те, которые поднимают волосы, и волосы встают дыбом. Кстати, когда сохнет во рту перед публичным выступлением - это все та же реакция. Слюнные железы - это часть пищеварительной системы, и когда мозг в стрессе от страха, он эту часть немного тормозит, как самую нужную часть тела. В связи с этим слюна так автономно уже не выделяется, и из-за сужения сосудов может даже приостановиться кровоток. Однако не все знают, что в реакции «бей или беги» есть еще и третья опция «замри». Некоторые люди замирают, например, когда на них мчится автомобиль, они выбежали на пешеходную дорожку и остановились, а многие прямо в перестрелке могут замереть, звучит как-то неразумно, нужно бежать, но в природе такая опция может спасти жизнь.

Если мозг не считает оправданным ни побег, ни драку, он ставит тело на своего рода «ручник», включая все ресурсы на мониторинг угрозы, например жертва нападения может застыть и не двигаться. При этом считать, что страх обитает только в маленькой миндалине, было бы сильным упрощением. На самом деле страх путешествует по мозгу по двум маршрутам: длинному и короткому. Например, человек идет по лесу и видит краем глаза узкий вытянутый силуэт под ногами. Короткий путь страха идет в обход коры полушария, сигнал от глаз поступает в таламус - отдел головного мозга, сортирующий чувства, потом сразу же в миндалину, на выходе - мгновенная реакция. Путь короткий, а значит, и реакция быстрая: от обнаружения угрозы до мобилизации всего тела проходят тысячные доли секунды. За это короткое время наступает очень сильный испуг, но вместе с тем человек может даже не осознавать причины того, что произошло. Именно короткий путь страха эксплуатирует скримеры в фильмах ужасов.

Но есть еще и длинный путь, и вот в нем важную роль играет контекст, т. е. то, что происходит вокруг человека и вокруг потенциальной угрозы. Длинный путь проходит через кору мозга, и анализ здесь будет полноценным. Увиденное сравнивается со всеми знакомыми вещами в памяти и выносится вердикт: это опасная змея или кусок какого-то шланга. Или еще ситуация - лев в зоопарке или в саванне. Раздражитель здесь один - лев, а вот контекст разный. Мозг считывает решетку, она толстая, а значит, лев не угрожает, пульс остается ровным, а вот в дикой среде лев может напасть, и мозг запускает адреналиновую бурю в организме. Длинный и короткий пути включаются одновременно. Короткий путь позволяет телу собраться, не теряя времени, а если дальше угроза подтверждается, то через длинный путь тело уже готово выйти на максимальную производительность.

Так работает обычный здоровый страх. Однако у людей с фобиями все происходит иначе. Человек с фобиями тревожится в фоновом режиме, но как только появляется что-то напоминающее угрозу, человек просто уходит от проблемы и даже не пытается оценить свой страх, разобраться в нем. Фобий много, и они очень разные, но все их можно разделить на две категории. Первые - специфические фобии, это когда человек боится какого-то одного объекта или явления, которые могут относиться к одной из четырех групп: неживая природа; живые существа; физические вмешательства и жизненные ситуации [3].

Фобии хищных или ядовитых животных кажутся логичными. Есть даже гипотеза, что приматы получили цветное и четкое зрение, чтобы лучше различать узоры от змей среди травы. Вшит ли этот страх в человека с рождения? Ученые провели эксперимент: шестимесячным детям показывали картинки со змеями и пауками, вперемешку с цветочками и рыбками. У детей при виде змей и пауков зрачки расширялись, но страха они не показывали и даже не плакали. В других экспериментах дети могли спокойно играть со

змеями, т. е. дети с рождения склонны замечать змей и пауков, но сам страх у них появлялся позднее.

Итак, эволюция - это первый фактор страха, и всем этим страхам нужно еще, так сказать, натренироваться на живом примере. Это правило древнее, и оно работает для всех приматов. В школе для орангутангов, которые выросли в неволе, их учат бояться змей на примере игрушки. Наставница демонстрирует испуг и убегает, а они копируют ее реакцию и тоже начинают убегать. Для того чтобы закрепить другую часть рефлекса, их учат опции «бей». Наставница бьет палкой резиновых змей, и обезьяны делают то же самое.

А как учится страхам человек? На примере родителей. Это может передаваться неосознанно. Если мама испугалась при виде маленького паучка на стене, то дети смотрят на ее поведение и могут повторить данную фобию. Воспитание - это второй фактор, который может запустить фобии. Например, большая высота реально может быть объективно опасной, можно упасть. Но как объяснить десятки других абсурдных фобий? Например: трихофобия - боязнь волос; аблутофобия - боязнь принимать душ и ванну; глобофобия - боязнь воздушных шаров.

Разгадка может быть уникальна для каждого конкретного случая, но объединяет их одно - все они связаны с психологической травмой. Даже одно маленькое травмирующее событие может запустить фобии.

Аблутофобия может, например, развиться, если человек в детстве во время купания стал тонуть и запаниковал, или увидел в кино жуткую сцену с ванной, и теперь он испытывает тревожность при одном ее виде. По этой же схеме одна плохая стрижка или потеря волос из-за болезни может привести к трихофобии, громкий хлопок шариков в детстве - к глобофобии.

Большую часть редких фобий мы можем объяснить психологической травмой. Например, боязнь клоунов имеет уже более глубокие причины, все дело в «эффекте зловещей долины». Это гипотеза, согласно которой робот или любой другой объект, который выглядит или действует как человек, вызывает неприязнь и отторжение у людей-наблюдателей. Другими словами, это явление, при котором человек испытывает негативную реакцию на нечеловеческую фигуру, объект или сущность, обладающую человеческими чертами.

По мере того, как человек встречает объекты все больше похожие на него, он поначалу испытывает симпатию, но только до определенного момента, пока не увидит человекоподобные объекты, которые отличаются от людей лишь деталями, этим объектам не хватает естественности и мозг человека сигнализирует: «Что-то с ними не так, нужно уходить». Это будет происходить, пока не удастся преодолеть гипотетический провал, обозначенный как «зловещая долина». Все, что проваливается в «зловещую долину», приводит к более широкой фобии - автоматонофобии. Это боязнь любых неживых предметов, выдающих себя за живых кукол, манекенов, роботов, восковых фигур, и поэтому большинство людей это пугает. Но как объяснить «эффект зловещей долины»? Главная версия - «зловещая долина» не давала предкам подходить к трупам и обезображенным болезнью людям, предостерегая их от заражения.

Если сравнить жизнь сегодня и жизнь, например, в каменном веке, то может показаться, что в каменном веке страхов в жизни было больше: хищники, голод, холод, стихия, отравление, заражение ран, кровотечение, лесные пожары, молнии пр. Сейчас человечество живет в тепле и комфорте. У людей есть антибиотики, достаток еды, и страхов вроде бы должно быть меньше, но все совсем не так. С появлением языка человек стал единственным существом, которое знакомится с новыми угрозами, не встречая их в жизни. Сегодня с помощью медиа, прочитав в новостях о теракте или посмотрев конспироло-гический ролик про вред 5G, можно приобрести еще одну фобию. Например, наблюдая за

терактом, который произошел 11 сентября 2001 г. в США, около 43 процентов американцев начали бояться полетов на самолетах, и даже спустя 20 лет таких осталось еще 26 процентов. Хотя это иррациональный страх, ведь шанс погибнуть в автоаварии гораздо выше, чем в авиакатастрофе. Многие американцы до сих пор боятся небоскребов.

Такие фобии, которые породило человеческое общество, называют комплексными, самые популярные из них две: агорафобия и социальная фобия. Агорафобия - это боязнь пространств, наполненных людьми, например, общественного транспорта, торговых центров, очередей в банке. Вокруг много людей, каждый может потребовать от тебя внезапных действий. У человека в такой ситуации может даже начаться паническая атака, а он подумает, что у него сердечный приступ, или он вообще умирает, и длится это не секунды, а от 5 до 20 минут.

Вторая сложная фобия - социальная, или социофобия. Социофобы боятся негативной реакции со стороны общества (насмешек или осуждений), в результате избегают свиданий, собеседований или просто разговоров с незнакомыми людьми [2].

Вместе с этой фобией могут развиваться и другие, которые еще сильнее изолируют человека от общества. Это дисморфофобия, т. е. буквально боязнь самого себя, а вернее, того, что с твоим телом что-то не так. Дисморфофобы могут рассматривать себя в зеркало до 8 часов в день, разглядывая несовершенство, или, наоборот, избегать своих отражений, закрывая в квартире все зеркала. Они видят свои тела искаженными, хотя недостатками это назвать сложно: веснушки или слишком широкие губы. Дело в том, что обычные люди рассматривают лица по треугольному паттерну, считывая эмоции с глаз и губ, а у дисморфофобов взгляд скачет только по несущественным деталям, так они рассматривают и себя, и других.

Точные причины комплексных фобий не известны. Это может быть приобретенный и травмирующий опыт, например осуждение толпы. Однако можно предположить, что эти расстройства могут быть обусловлены культурой. Культура - последний фактор страха. У японцев есть целая система этикета при встрече с человеком. Они обязаны поклониться так низко, насколько уважают человека, или как сильно он их превосходит по статусу. Даже если вы просто пропустили пешеходов на зебре, вам могут поклониться в ответ. Когда этикет становится жесткой нормой, у некоторых появляется навязчивый страх оскорбить окружающих, например, неподобающим видом, неприятным запахом или просто манерой двигаться. Этой фобией в Японии страдает от 10 до 20 процентов японцев, т. е. некоторые японцы боятся выйти на улицу из дома, потому что боятся оскорбить весь мир своей неглаженой рубашкой.

Как лечить все фобии? Нужна настоящая доказательная медицина. Как и другие психические расстройства, фобии поддаются лечению опытными специалистами в области психиатрии и психологии. Но только квалифицированный и опытный врач может разобраться в проблеме и назначить методику медикаментозного и терапевтического лечения (психотерапия). Медикаментозное лечение фобий назначается в более сложных случаях. Самыми распространенными медикаментозными препаратами для лечения фобий являются:

- антидепрессанты;

- анксиолитики (противотревожное средство);

- бета-блокаторы, которые ограничивают пагубное влияние стресса на организм.

Дело в том, что депрессия и тревожность могут быть вызваны нарушением баланса серотонина, а современные антидепрессанты помогают нервной системе экономить серотонин. Обычно одна нервная клетка передает команду в виде молекулы серотонина другой клетке, та ее распознает, получает заряд бодрости, и серотонин уходит обратно в первую. Препарат заставляет часть серотонина оставаться в щели между клетками и постоянно подавать сигнал клеткам, поддерживая хорошее самочувствие и настроение че-

ловека. При этом таблетки лишь повышают пластичность мозга, т. е. способность строить новые нейронные связи, а вот учиться мыслить по-новому должен сам пациент.

Так, великий русский ученый Иван Петрович Павлов заметил, что если собака при кормежке будет слышать колокольчик, то со временем при этом же звуки у нее автоматически начнет выделяться слюна, даже если еду еще не вынесли. Это значит, что образовался условный рефлекс, т. е. не от рождения, а искусственно.

Другие ученые предприняли попытку провести такой эксперимент с человеком, вызвавший много споров по поводу его этичности. Эксперимент провели американские пионеры бихевиоризма Джон Б. Уотсон и его ассистент Розали Рейнер в конце 1919 г. на территории университета Джона Хопкинса с десятимесячным мальчиком по имени Альберт, который играл роль «собаки Павлова». В дальнейшим эксперимент получил название «Маленький Альберт». Мальчик ничего не боялся, кроме громких звуков: ему показывали белую крысу, кролика, обезьяну и огонь, - страха не было. Затем перед повторным показом тех же объектов исследователи стали бить молотком по стальному рельсу, и от грохота ребенок тут же начинал плакать. Они создали условный рефлекс. Таким образом, Альберту привили фобии к крысе, шубе и любимому домашнему псу. Законы того времени позволяли делать опыты с людьми. Однако мама Альберта вывела ребенка из эксперимента раньше времени, и ученые не смогли провести обратный процесс отключения фобии. Если при звуке колокольчика собаке перестанут выносить еду, то со временем и слюноотделение при этом звуке исчезнет, рефлекс угаснет. С фобией происходит то же самое: если при личном контакте со страхом опасность для жизни не наступит, то и фобия после таких сеансов угаснет. По этому принципу работает метод терапии под названием «экспозиция»: человека постепенно приводят к тому, чтобы он лицом к лицу встретился со страхом своей фобии. Например, у человека клаустрофобия, то ему предложат надеть мешок на голову. Это лишь первый этап экспозиции, страх убивают постепенно, а иногда хватает даже одной встречи лицом к лицу со своим страхом. Если страх сложно воссоздать в условиях клиники, тогда его можно симулировать, например, виртуальной реальностью. Человек может оказаться на мосту, если нужно побороть страх высоты, на дороге, если есть страх вождения, или на совещании, если у него социофобия, а доктор определит остроту страха и даст советы, как взять себя в руки. Главное, необходимо делать все постепенно. На первом уровне симуляции паук сидит в банке, а на втором - паука высадили на стол. Иногда страхи настолько сильные, что экспозицию провести не получается, и тогда на помощь приходит бета-блокаторы. Это таблетки, которые буквально переписывают воспоминания человека. Препарат не позволяет эмоциям снова зажечь нейронную дорожку к негативным воспоминаниям. Ведь фобия - это, по сути, непродуктивный способ мышления, плохая привычка мозга, которую можно обновить.

Итак, мы выяснили, что существуют разные фобии, и они вроде бы не связаны между собой. В 1990-е гг. американский профессор психологии и психиатрии Стивен Райсс решил найти самые главные страхи человечества, он назвал их фундаментальными. По его мнению, они должны быть врожденными, и на их основе развиваются все остальные страхи. С. Райсс предложил список страхов: страх физического ущерба; страх негативной оценки; страх самой тревожности. Другие психологи с ним не согласились. Они предположили, что сами ощущения тревожности, вроде учащенного пульса и дыхания, не пугают нас с рождения. Пугают нас, связанные с ней жизненные ситуации. Мы знакомы с ними лишь через опыт. Чтобы бояться негативной оценки, нужно сперва научиться нормам социального поведения в процессе воспитания, а чтобы панически бояться порезов или ожогов, нужно хотя бы раз обжечься или увидеть, как это делается в кино.

Именно неизвестность порождает многие фобии, у этого даже есть название «агнософобия», или боязнь неизвестного. Это и есть тот самый фундаментальный страх, и мы все его испытываем. Был проведен простой эксперимент. Участников эксперимента

подключили к электродам, подающим безвредный, но болезненный ток. В одном опыте ток подавался с 50-процентной вероятностью, в другом - со 100-процентной. Участникам об этом сказали заранее, в результате при шансе удара током с 50-процентной вероятностью уровень стресса участников был гораздо выше, чем когда током били каждый раз со 100-процентной нагрузкой. Многие фобии также можно свести к страху неизвестного. Например, боязнь темноты - нектофобия. Тьма сама по себе - это не причина опасности, но это место обитания неизвестности, а вот она уже пугает. Мы еще не знаем, будет ли нам больно в кресле дантиста, но боимся туда идти, мы не знаем, ядовитый этот паук и будет ли он нападать на нас, поэтому боимся вообще всех пауков. Страх неизвестности развился для того, чтобы мы опасались входить в новое потенциально опасное окружение. Приведем высказывание американского писателя, мастера ужаса, мистики и научной фантастики Говарда Лавкрафта: самое древнее и сильное из человеческих чувств - это страх, а самый древний и самый сильный страх - это страх неведомого.

Итак, фобия - это чрезмерный, стойкий и необъяснимый страх. Разница между ней и обычным страхом состоит в степени беспокойства, которую она вызывает у человека, и в том, как долго сохраняется повышенный уровень тревожности. Основными методами профилактики фобического тревожного расстройства являются: своевременное обращение к психотерапевту, соблюдение рекомендаций и назначений врача, адекватная реакция на стресс, разумная организация режима труда и отдыха, занятия спортом, интересным хобби.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева С.С. Фобии: понятие, виды, причины и влияние семьи на формирование фобий / С.С. Воробьева // Системное исследование индивидуальности растущего человека как субъекта образования : Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Пермь, 2022. - С. 185-189.

2. Клинические особенности социальной фобии и ее распространенность среди студентов медицинского вуза / П.Е. Григорьев, В.А. Вербенко, В.В. Сойко, И.В. Журавлев // Таврический журнал психиатрии. - 2016. - Т. 20, № 2(75). - С. 21-24.

3. Лукашевич У.С. Фобии как психоэмоциональный стутус. Краткий обзор студенческих фобий / У.С. Лукашевич, А.Е. Цуверкалов // Молодежный инновационный вестник. - 2022. - Т. 11, № S2. - С. 316-321.

REFERENCES

1. Vorobyeva, S. S. (2022), "Phobias: the concept, types, causes and influence of the family on the formation of phobias", Systemic study of the individuality of a growing person as a subject of education: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Perm, pp. 185-189.

2. Grigoriev, P.E. (2016), "Clinical features of social phobia and its prevalence among medical students", Tauride Journal of Psychiatry, Vol. 20, No. 2 (75), pp. 21-24.

3. Lukashevich, U.S. (2022), "Phobias as a psycho-emotional status. Brief review of student phobias". Youth Innovation Bulletin, Vol. 11, No. S2, pp. 316-321.

Контактная информация: vladimir.kuleeff@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2022

УДК 159.922

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И

СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА РАЗНЫХ ПЕРИОДАХ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ирина Владимировна Кадочникова, преподаватель, Челябинский государственный университет, Челябинск 650

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.