Научная статья на тему 'ФЛОТ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ В КАМПАНИИ 1914 ГОДА'

ФЛОТ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ В КАМПАНИИ 1914 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЛОТ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ В КАМПАНИИ 1914 ГОДА»

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

ФЛОТ Балтийского моря

в кампании 1914 года

Оперативно-стратегический обзор

К НАЧАЛУ Первой мировой войны командующий морскими силами Балтийского моря адмирал Н.О. фон Эссен1 располагал, считая боеспособные корабли основных классов, четырьмя линкорами додредно-утного типа, шестью броненосными и четырьмя бронепалубными крейсерами, 49 эскадренными миноносцами и 12 подводными лодками. Поскольку в первые дни войны выступление Великобритании было далеко не очевидным (формальных военных обязательств перед Россией и Францией Англия не имела), российскому командованию приходилось считаться с возможностью того, что Балт-флот окажется перед лицом многократно сильнейшего противника — флота Германии. Последний насчитывал 13 линейных кораблей-дредноутов и 20 додредноутов, три линейных, семь броненосных и 32 малых крейсера, 140 эсминцев и 28 подводных лодок2.

Развертывание Балтийского флота согласно «Плану операций...»

1912 г.

Поэтому с открытием военных действий главнокомандующий 6-й армией генерал от артиллерии К.П. Фан дер Флит, сменивший на этой должности назначенного главковерхом великого князя Николая Николаевича, предложил адмиралу Н.О. фон Эссену руководствоваться «Планом операций Морских Сил Балтийского моря на случай возникновения европейской войны» 1912 года3. Главком подтвердил, что главная задача флота — «всеми способами и средствами препятствовать производству высадки в Финском заливе»4. Войскам армии предписывалось «оказывать флоту при выполнении этой задачи полное содействие». В развитие главной задачи флоту следовало «установить наблюдение за водным пространством Балтийского моря и Финского залива» для своевременного выявления группировок десантных и других корабельных сил противника на этапе их оперативного развертывания.

Кроме того, Балтфлоту вменялись «содействие поддер-

жанию связи между войсками, действующими на побережье», и «оказание сухопутным войскам содействия при операциях в прибрежной полосе»5. Однако таковые операции, согласно обоим вариантам плана стратегического развертывания русской армии (варианты «А» и «Г» плана 1912 г.), заключались во вторжении в Восточную Пруссию из глубины континентальной территории, но не вдоль побережья Балтийского моря6. Поэтому не вполне ясно, о каком содействии со стороны флота могла идти речь и, главное, как это требование корреспондировалось с главной задачей Балтийского флота, предусматривавшей его сосредоточение в Финском заливе. По нашему мнению, эта нестыковка, возникшая уже на этапе постановки задач подчиненным силам, в полной мере характеризует уровень подготовленности командования 6-й армии к управлению оперативно-стратегическим объединением военно-морского флота.

Д.Ю. КОЗЛОВ. Флот Балтийского моря в кампании 1914 года

ГЛАВНОЙ задачей флота в угрожаемый период командующий справедливо полагал недопущение внезапного нападения противника

Действия и мероприятия, создающие благоприятные условия для успешного решения главной задачи, были выполнены флотом заблаговременно — до введения «подготовительного к войне периода» (26 июля 1914 года*), объявления мобилизации (30 июля) и начала военных действий между Россией и Германией (1 августа). Отмобилизование и развертывание морских сил Балтийского моря проводились в соответствии с решениями высшего государственного руководства, боевым расписанием флота и «Планом операций...» 1 91 2 года и осуществлялись последовательно, по мере нарастания военной угрозы.

Уже 24 июля на заседании Совета министров было принято решение быть готовым наряду с поисками возможностей мирного урегулирования конфликта между Веной и Белградом к направленной против Австро-Венгрии мобилизации Киевского, Одесского, Казанского и Московского округов и морских сил Черного моря. Однако при утверждении решения кабинета на следующий день Николай II, не питавший, видимо, иллюзий относительно миролюбия «кузена Вили» и не желавший неожиданно обнаружить в виду своей столицы кайзеровский флот, собственноручно вписал в документ указание о переводе в высшую степень боевой готовности и морских сил Балтийского моря7.

25 июля, считая войну неизбежной, командующий морскими силами по своей инициативе отменил предусмотренные планом боевой подготовки маневры8. По наблюдению биографа Н.О. фон Эссена, над головой адмирала «дамокловым мечом висела память Порт-Артура»9, поэтому главной задачей флота в угрожаемый период командующий справедливо полагал недопущение внезапного нападения противника. Исходя из этого Николай Оттович принял ряд

мер, важнейшими из которых стали выставление в устье Финского залива корабельного дозора в составе полубригады крейсеров (26 июля), приведение отряда заградителей в полную готовность к постановке минного заграждения центральной позиции (27 июля), организация охраны рейдов, введение режима радиомаскировки. Одновременно началась предусмотренная «Планом операций.» эвакуация Либавы.

В РАМКАХ мероприятий предмобилизационного периода,введенного правительством с 26 июля, царь повелел «экстренно закончить вооружение батарей и установить минные заграждения в Кронштадте, Ревеле и Свеа-борге». Кронштадт, кроме того, предписывалось объявить на осадном положении10. В соответствии с мобпланом были введены в кампанию корабли первого резерва и начался перевод в первую линию кораблей второго резерва11. Из резервных кораблей была, в частности, сформирована 2-я бригада крейсеров под командованием контр-адмирала П.Н. Лескова («Россия», «Олег», «Богатырь», «Аврора» и «Диана»)12. Намеченное Морским генеральным штабом к 1 91 5

Центральная минно-артиллерийская позиция к началу Первой мировой войны

30 июля, с объявлением мобилизации, Н.О. фон Эссен добился разрешения морского министра адмирала И.К. Григоровича на постановку центрального минного заграждения, составлявшего основу создаваемой в западной части Финского залива оборонительной позиции. Утром 31 июля, накануне объявления войны Германией, отрядом заградителей контр-адмирала В.А. Ка-нина была осуществлена беспрецедентная по объему, темпам и качеству минная постановка: в течение четырех с по-

К МОМЕНТУ объявления войны Балтийский флот был отмобилизован и развернут, постановка минного заграждения центральной позиции — успешно завершена

* Здесь и далее все даты приведены по новому стилю.

году переоборудование «Дианы» и «Авроры» в плавбазы подводных лодок, а «Олега» и «Богатыря» — к 1 91 6 году в минные заградители13 было отставлено. 28 июля приступили к постановке крепостного минного заграждения в районе Кронштадта, а на следующий день началось свертывание навигационного оборудования прилегающих к российскому побережью районов театра.

ловиной часов минзаги «Амур» (капитан 1 ранга А.А. Ружек), «Енисей» (капитан 1 ранга К.В. Прохоров), «Ладога» (капитан

1 ранга Н.В. Кротков) и «Наро-ва» (капитан 1 ранга М.И. Никольский) выставили 21 24 мины в восемь линий с углублением 4,9 м и минными интервалами 45,7—85,7 м14. В прикрытии корабельной минно-загради-тельной группы задействовали основные силы флота: бригада линейных кораблей (вице-адмирал барон В.Н. Ферзен) бы-

в

к

I

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

I

Броненосный крейсер «Рюрик» — флагманский корабль адмирала Н.О. фон Эссена в кампании 1914 г.

Минно-заградительная операция Балтийского флота

18 июля 1914 г.

Фрагмент картины художника М. ПЕТРОВА-МАСЛАКОВА

ла развернута на меридиан м. Пакерорт, к западу от района заграждения заняли позиции подводные лодки (начальник бригады подводных лодок — контр-адмирал П.П. Левицкий). Для обеспечения скрытности постановки бригада крейсеров (контр-адмирал Н.Н. Коломей-цов) выдвинулась к м. Даге-рорт с задачей задержания всех направляющихся в Финский залив судов. Одновременно с постановкой заграждения были приведены в готовность береговые батареи, расположенные на флангах центральной позиции.

Таким образом, к моменту объявления войны Балтийский флот был отмобилизован и развернут, постановка минного заграждения центральной позиции — успешно завершена. Это стало возможным благодаря высокой боевой и мобилизационной готовности органов военного управления и сил флота, а также инициативе и настойчивости адмирала Н.О. фон Эссена, правильно оценившего внешнеполитическую обстановку и заблаговременно принявшего целый комплекс упреждающих мер. В результате вероятность внезапного удара неприятельского флота,

подобного нападению японцев на эскадру Тихого океана в январе 1904 года, была сведена практически к нулю.

С ОБЪЯВЛЕНИЕМ войны соединения флота осуществили оперативное развертывание в соответствии с «Планом операций...»: главные силы — флагманский корабль командующего броненосный крейсер «Рюрик», бригада линейных кораблей, бригада крейсеров и 1-я минная дивизия (контр-адмирал Н.А. Шторре) — расположились восточнее центральной минно-артиллерийской позиции, подводные лодки — перед фронтом минного заграждения, 2-я минная дивизия (контр-адмирал А.П. Курош) — в финляндских шхерах. 2—6 августа ми-

ноносцы и тральщики выставили ряд минных заграждений в шхерном районе на участке Гангэ — Порккала-Удд и дополнительные заграждения на центральной позиции.

В таком положении, пребывая в готовности к отражению удара превосходящего неприятеля, флот провел первый месяц войны. В дневное время главные силы находились в районе боевого предназначения и занимались боевой подготовкой, а на ночь отходили в Гельсингфорс. «Командование 6-й армии, — читаем у М.А. Петрова, — было склонно во всем видеть опасные признаки готовящегося десанта»15. Кстати, есть основания полагать, что опасения высадки немцев у врат столицы имели хождение и в обществе. По наблюдениям Н. Дорогова, «в столице не без трепета ожидали, что могучий германский флот появится перед Кронштадтом для начала десантных операций»16.

Тем не менее личный состав Балтфлота, подобно подавляющему большинству подданных империи, принял известие о начале Великой войны с воодушевлением и энтузиазмом и был преисполнен решимости сражаться с сильнейшим неприятелем до последней возможности. «Флот не может уйти с назначенного мной места боя — другого нет в наших водах, и мы должны отстоять его, чего бы это не стоило», — значилось в приказе адмирала Н.О. фон Эссена с объявлением флоту о начале военных действий17.

Лишним доказательством уверенности российского военно-морского руководства в неизбежном появлении германского линейного флота в Финском заливе в первые же дни войны является следую-

Полудивизион эскадренных миноносцев типа «Финн»

в

щий малоизвестный факт. В Морском ведомстве обсуждался и едва не был реализован проект постановки недостроенного дредноута «Петропавловск», имеющего в августе 1914 года «безнадежный срок готовности», к северной оконечности острова Нарген в качестве плавучей батареи18.

В рамках решения обеспечивающей задачи — освещения обстановки на театре — флот продолжил расширение сети постов службы связи и несение корабельного дозора перед фронтом центральной минно-артиллерийской позиции. Кроме того, практиковались эпизодические выходы корабельных разведывательно-ударных групп (до бригады крейсеров) в открытую часть моря для вскрытия обстановки на различных участках театра и, что было немаловажно в условиях вынужденной пассивности флота, «поддержания боевого духа» личного состава. Наиболее яркий пример подобных действий — глубокий рейд крейсеров «Рюрик» (капитан 1 ранга М.К. Бахирев) и «Паллада» (капитан 1 ранга С.Р. Магнус) под флагом командующего флотом в среднюю и южную Балтику до параллели Полангена, выполненный в тяжелейших погодных условиях 14—16 сентября19.

Что же касается задач, связанных с содействием сухопутным войскам, то они носили не более чем декларативный характер: в этот период армии правого крыла русско-германского фронта сражались за сотни километров от побережья Финского залива, которым, согласно «Плану операций...» 1912 года, ограничивалась операционная зона Балтфлота. По этой же причине флот не мог оказать сухопутным войскам никакой помощи и в противодесантной обороне берегов Курляндии и Рижского залива.

ЗАМЕТИМ, что командование флота вполне отдавало себе отчет в своей неспособности удержать центральную позицию в случае вторжения в Финский залив германского линейного флота, во всяком случае до вступления в строй четырех линейных

Крейсер «Магдебург» после ледохода.

1915 г.

Д.Ю. КОЗЛОВ. Флот Балтийского моря в кампании 1914 года 8<!

кораблей типа «Севастополь». «Мы ожидали, что жизни нам осталось немного, что если он** придет с достаточными силами, то, несмотря на заграждения, он сумеет прорвать их», — свидетельствует А.В. Колчак20. По оценке М.А. Петрова, «ничтожная защита Финского залива» могла быть преодолена одной эскадрой германских линкоров-дредноутов21.

Однако германское командование сосредоточило основные силы своего флота в Северном море против англичан. Главнокомандующий морскими силами Балтийского моря гросс-адмирал принц Генрих Прусский располагал лишь девятью малыми крейсерами (из них только двумя современными), 16 миноносцами и четырьмя подводными лодками. Перед этими силами была поставлена скромная цель — «насколько возможно мешать наступательным операциям русских»22.

Если в период реализации «плана Шлиффена», предусматривавшего нанесение первого главного удара на Западе, такой подход к применению германского флота надо полагать оправданным, то со стабилизацией фронта во Франции и Бельгии подобная расстановка стратегических акцентов, по мнению ряда авторитетных исследователей, начала изживать себя. Так, О. Гроос, характеризуя стратегические перспективы Германии после поражения на Марне, «бега к морю» и последующего «оцепенения Западного фронта», писал: «Единственной возможностью являлась война с ограниченной целью против России, чтобы, до-

** Противник.

Принц Генрих Прусский

бравшись до ресурсов этой страны, уравновесить давление английского владения морем. Нельзя было сомневаться в успехе такого наступления армии и флота против России, если бы оно было предпринято в широком масштабе.»23.

На практике же в кампанию 1914 года боевая деятельность германских морских сил на Балтике, эпизодически поддерживаемых эскадрами лин-коров-додредноутов и броненосными крейсерами, ограничивалась демонстративными действиями. 26 августа во время одной из «демонстраций» в устье Финского залива лучший из кораблей принца Генриха — крейсер «Магдебург» (корвет-тен-капитан Хабенихт) в тумане выскочил на камни у о. Оденс-хольм. В результате в руки русских и англичан попали сигнальная книга германского флота, секретная карта квадратов моря и другие документы, существенно повысившие возможности радиоразведки союзных флотов24.

в л

к

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

I

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Приказом № 1 главнокомандующего 6-й армией генерал-адъютанта Николая Николаевича от 31 июля

1914 г. объявлялось «высочайшее повеление» о назначении адмирала Н.О. фон Эссена командующим флотом Балтийского моря. Этим же приказом великий князь объявил о подчинении ему «на правах главнокомандующего, по морскому уставу, Балтийского флота». См.: Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2126. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.

2 Грибовский В.Ю. Балтийский флот в Первой мировой войне 1914—1917 гг. СПб.: СПбВМИ, 2000. С. 3.

3 Козлов Д.Ю. «Утрата флота на Балтийском море... отзывается расстройством самого государственного организма». Планы оперативно-стратегического применения флота Балтийского моря накануне Первой мировой войны в 1907—1914 гг. // Воен.-истор. журнал. 2004. № 8. С. 10—17.

4 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 716. Оп. 1. Д. 14. Л. 18.

5 Цит. по: Томашевич А.В. Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914—

1915 гг. М.; Л.: Военно-морское издательство НКРК ВМФ СССР, 1939. С. 21.

6 Ростунов И.И. Русский фронт первой мировой войны. М.: Наука, 1976. С. 92—94.

7 Авдеев В.А. Пролог исторической трагедии. Русская мобилизация в июле 1914 года // Воен.-ис-тор. журнал. 1994. № 7. С. 40.

8 Флот в первой мировой войне / Под ред. Н.Б. Павловича. М.: Воен-издат, 1964. Т. 1. С. 89.

9 Шалагин Б. Взять море в свои руки. Н. Новгород: Нижполиграф, 1996. С. 288.

10 Крепость Кронштадт была объявлена на осадном положении приказом главнокомандующего 6-й армией № 7 от 20 августа. См.: РГВИА. Ф. 2126. Оп. 2. Д. 1. Л. 2.

11 В мирное время корабельный состав делился на суда первой и второй линий. К первой относились корабли, находящиеся в кампании, а также так называемый первый резерв — суда, завершившие кампанию, или новые, в кампании еще не состоявшие. Суда первого резерва, отличавшиеся от боеготовых лишь сокращенным комплектом офицеров, кондукторов и команды, вводились в кампанию по истечении 12 ч с момента объявления мобилизации. Во второй состояли корабли, неготовые технически и не укомплектованные личным составом. К началу мировой войны первый и второй резервы морских сил Балтийского моря состояли из бригады крейсеров первого резерва, сводного резерв-

ного дивизиона миноносцев и кораблей учебных отрядов — артиллерийского, минного и подводного плавания (в общей сложности один устаревший линкор, пять крейсеров, 16 миноносцев, пять учебных судов, четыре подводные лодки). См.: Цветков И.Ф. Организационно-мобилизационные органы и организационные структуры ВМФ России (1695—1945). СПб.: ЦКП ВМФ, 2000. С. 197, 212—216.

12 РГА ВМФ. Ф. 575. Оп. 1. Д. 134. С. 33—34 об.; РГВИА. Ф. 2126. Оп. 1. Д. 18. Л. 13—16 об.

13 История отечественного военного судоремонта. Кн. 1. От доковых адмиралтейств к морским заводам. СПб.: Гангут, 2004. С. 179.

14 Гончаров Л.Г., Денисов Б.А. Использование мин в мировую империалистическую войну 1904—1918 гг. М.; Л.: Военно-морское издательство НК ВМФ СССР, 1940. С. 7, 8.

15 Петров М.А. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота в связи с эволюцией военно-морского искусства. Л.: РИО В.-Морских Сил РККА, 1927. С. 491.

16 Дорогов Н. Эволюция минного заграждения // Морской сборник. 1923. № 6. С. 13.

17 Приказ командующего флотом Балтийского моря № 2 от 19 июля (1 августа) 1914 г. См.: Меркушов

B.А. Записки подводника, 1905— 1915. М.: Согласие, 2004. С. 195.

18 Геринг А. «Петропавловск» // Военная быль. Le Passé Militaire. Париж. Январь 1956 г. (№ 16). С. 23.

19 Винтер Е. Период крейсерских походов и ожидание генерального сражения на центральной позиции (24 августа (6 сентября) — 26 сентября (9 октября) 1914 г.) // Военно-Морская Комиссия по исследованию и использованию опыта войны 1914—1918 гг. на море. Сб. № 2. Пг.: Государственное изд-во,

1922. С. 179—259.

20 Протоколы допроса адмирала А.В. Колчака чрезвычайной следственной комиссией в Иркутске 21 января — 7 февраля 1920 г. // Архив русской революции, издаваемый Г.В. Гессеном. Т. X. Берлин,

1923. С. 199.

21 Петров М. Историческая справка о береговой обороне Балтийского моря в мировую войну // Морской сборник. 1926. № 3. С. 42.

22 Фирле Р. Война на Балтийском море / Пер. с нем. Л.: РИО морских сил РККФ, 1926. Т. 1. С. 45.

23 Гроос О. Учение о морской войне в свете опыта мировой войны / Пер. с нем. М.; Л.: Госиздат, 1930.

C. 137.

24 Кикнадзе В.Г. Радиоразведка Российского флота в первой мировой войне // Вопросы истории. 2004. № 11. С. 144—152.

Капитан 1 ранга Д.Ю. КОЗЛОВ

(Окончание следует)

> ВОЕННО-МЕМОРИАЛЬНАЯ

РАБОТА

Мемориальная доска Н.Г. Кузнецову

В ЧЕСТЬ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА

Общероссийским движением поддержки флота во взаимодействии с полномочным представителем Президента РФ в Центральном федеральном округе, Правительством Москвы, Московской городской Думой, Главным командованием ВМФ открыта мемориальная доска в честь народного комиссара ВМФ, Героя Советского союза Адмирала Флота Советского Союза Н.Г Кузнецова. Открытие памятной доски состоялось в Москве, где он жил, по адресу: ул. Тверская, д. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На открытии присутствовали представители российских министерств и ведомств, ветераны Военно-морского флота, проходившие военную службу и работавшие под руководством Н.Г. Кузнецова, а также сотрудники «Военно-исторического журнала», с которым прославленный флотоводец активно сотрудничал в послевоенные годы.

М.Е. НОВИКОВА, студентка Московского гуманитарно-экономического института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.