УДК 502/504(571.53/.55)
О.А. Белых
Калининградский государственный технический университет, Калининград, 236022 e-mail: olga.belykh@klgtu.ru
ФЛОРОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ПРИБАЙКАЛЬСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ
Описаны растительные сообщества сукцессионного типа на антропогенно нарушенных территориях. Указаны причины антропогенного воздействия и рекомендации по восстановлению естественных природных сообществ. Сделана оценка наблюдаемых изменений и эффекта деятельности человека. Материалы исследования могут быть использованы для принятия решений о предотвращении отрицательных последствий туристической деятельности и экологической безопасности озера Байкал.
Ключевые слова: Прибайкальский национальный парк, флористическое разнообразие, редкие виды, хозяйственная деятельность, природоохранные рекомендации.
O.A. Belykh
Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, 236022 e-mail: olga.belykh@klgtu.ru
PHLOROGENETIC SIGNALS WITH AN INCREASE IN TOURIST ACTIVITY IN THE BAIKAL NATIONAL PARK
Successional type plant communities in anthropogenically disturbed territories are described. The reasons for the anthropogenic impact and recommendations for the restoration of natural communities are indicated. An assessment of the observed changes and the effect of human activity is made. The research materials can be used to make decisions on the prevention of negative consequences of tourism activities and environmental safety of Lake Baikal.
Key words: Baikal National Park, floral diversity, rare species, economic activity, environmental recommendations.
Флористическое богатство растительных сообществ имеет важное значение для стратегии самоподдержания природных ландшафтов. Флорогенетический сигнал представляет собой информацию, содержащуюся в растительном покрове определенной местности и связанную с ее биологическим разнообразием и экологическими особенностями. Этот сигнал можно изучать с помощью различных методов, включая изучение видового состава растительности, исследование ее фитосоциологической структуры, анализ биогеоценозов и др. Литература на эту тему включает работы ученых-флористов, экологов, ботаников, географов и других специалистов, занимающихся изучением растительного мира и его влиянием на экосистему [1-4]. Важным источником информации о флорогенетическом сигнале могут служить научные статьи, публикации в специализированных журналах и отчеты по результатам экспедиционных исследований. Актуальность этой информации состоит в том, что она помогает понять механизмы взаимодействия растительного мира с окружающей средой и принципы формирования растительного покрова на особо охраняемых территориях.
Статистические данные о туристическом потоке на озеро Байкал свидетельствуют, что за последнее время он растет ежегодно на 40%. Более 3 млн человек посетили озеро Байкал в 2023 г., примерно две трети этого потока пришлись на Прибайкальский национальный парк [5].
В результате рекреационной деятельности может происходить фрагментация или уничтожение местообитаний организмов животного и растительного мира, что приводит к изменениям видового богатства, обилия и структуры сообществ. Отклонения в составе и структуре от коренного состояния на определенный момент времени позволит определить степень нарушенности сообществ изучаемой территории и, соответственно, сохранности природных комплексов. Оценка состояния биоразнообразия проводится по нескольким ключевым группам, которые являются хорошими индикаторами состояния естественной сохранности ландшафтов: в основу об изменениях растительных сообществ взяты сосудистые растения [6, 7].
Цель работы: анализ наблюдаемых изменений биоразнообразия в Прибайкальском национальном парке, создание информационной основы для предотвращения негативных последствий антропогенной деятельности на территории Прибайкальского национального парка.
Программа работ по биологическому мониторингу на территории Прибайкальского национального парка в 2019-2020 г. состояла из двух этапов: полевых исследований и камеральной обработки собранных материалов. Первый этап полевых исследований - сбор сведений о существующей инфраструктуре участка, натурные съемки участка, сбор данных о растительных сообществах, поиск редких видов растений, детальное изучение флоры участка. Второй этап - камеральные работы по определению собранного материала, разработка природоохранных рекомендаций и подготовка итогового отчета.
Полевые работы выполнены в летний период 2021-2022 гг. В ходе исследований проводились описания и визуальная оценка растительности на пробных площадях площадью 100 кв. м в пределах рекреационной зоны, выбранных в зависимости от разностей рельефа, биотопа и растительного покрова, репрезентативно представляющих участок исследования в целом. Проведена перепись видового состава флоры обследуемой территории со сбором гербарного материала тех растений, видовая принадлежность которых нуждалась в уточнении.
В зоне влияния объекта выявлены рудеральные сообщества и несомкнутые растительные группировки на местах возле построек, грунтовых тропинок и у откосов автодороги. Все степные цензы полосы прилегания к участку изысканий находятся на различных стадиях пастбищной дигрессии, что выражается в обеднении видового состава, присутствии, а местами значительном обилии сорных видов растений. На значительной площади в полосе прилегания растительный покров уничтожен вследствие регулярного проезда автотранспорта вне основной трассы.
Прилегающая территория включает соровое озеро Зама, широкую галечную косу от скальных склонов мыса Арал с протокой между озером и Байкалом, и до северной оконечности озера, с запада ограничено автомобильной дорогой с деревней Зама, раньше Большая Зама, и территорией бывшей деревни Малая Зама. По косе и мысу Арал идет дорога для проезда автомобилей. Посещаемая площадь в виде отделяющей соровое озеро галечной косы шириной до 20 м, длиной около 1 200 м, береговой полосы вдоль восточной и южной части озера Зама шириной до 20 м и длиной около 800 м составляет 4,0 га. Ландшафты относятся к категории террас и шлейфов мелкодерновинно-злаковых степей (даурского типа) на дерново-луговых, каштановых почвах и черноземах оподзоленных и обыкновенных, иногда на солонцах остаточных и луговых.
Территория по классификации рекреационного использования отнесена к классу соответствия «поселковый». Территория характеризуется заметно измененной и местами выглядящей естественно природой, присутствие человека очевидно только по строениям на западном берегу, остаткам строений, заметных следов выпаса скота. Состояние растительности удовлетворительное, заметно замещение синантропными видами. Уровень использования территории в течение дня высокий, уровень трудности - низкий, риск пребывания отсутствует. Существенным фактором использования береговой полосы является наличие сети дорог для проезда транспорта, деревни Зама, баз отдыха.
Обследованы индикаторы экологического состояния природной территории ПНП. Природоохранные индикаторы показывают, насколько успешными являются природоохранные мероприятия и насколько в хорошем или плохом состоянии находится природа на объекте рекреационного использования. Индикаторы нагрузок показывают интенсивность человеческой деятельности - например, степень использования возобновляемых природных ресурсов -сукцессию растительных сообществ и число видов растений. В наблюдаемый период было выяв-
лено 17 стоянок для палаток вдоль южного берега озера Зама и пять стоянок на галечной косе, семь съездов к воде. Индикатором оценки достижения цели «Обеспечивается благоприятный статус видов и местообитаний, разнообразие ландшафтов, местообитания функционируют как интегрированная экологическая сеть» является улучшившийся статус количества видов. Рекреационная емкость территории составляет по оценке текущей емкости (ТЕ) - 190 человек (до 10 человек на 19 стоянках). Корректирующим факторами являются протяженность косы у соровых озер, частое присутствие пасущегося скота и лошадей, наличие галечного пляжа протяженность (более 1 500 м).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории) база отдыха может быть отнесена к IV категории объектов, не оказывающих заметного воздействия на окружающую среду. Объект подлежит федеральному экологическому надзору. Деятельность на базе отдыха связана с появлением отходов производства готовых пищевых продуктов и блюд, относящихся к V классу опасности.
В границах рекреационной зоны коренные растительные сообщества уничтожены. В настоящее время растительность представлена восстановительными сукцессиями. Выявлены следующие растительные сообщества:
- узколистномятликовый луг;
- кострецовый остепненный луг;
- разнотрано-злаково-одуванчиковый луг;
- пырейный луг;
- разнотравно-злаково-полынная степь;
- полынно-леймусовая степь;
- полынно-разнотравно-злаковая степь;
- леймусовая степь;
- володушково-смешаннозлаковая степь;
- твердоватоосоковая степь;
- холоднополынная степь;
- фрагменты крыловоковыльной степи;
- лиственничная редина остепненная разнотравно-злаковая;
- лиственничник рододендроновый.
На исследованной территории вокруг турбаз описаны несомкнутые пионерные растительные группировки, заросли рудеральных видов и сообщества из смеси степных и рудеральных растений. С запада, севера и частично с востока к турбазе примыкает сосново-лиственничный рододендроновый лес, с юга - разнотравно-злаковая степь. Всего на территории зафиксировано 142 вида сосудистых растений, в составе 34 семейств.
На участке выявлены местообитания двух редких видов растений: кизильник блестящий -эндемик Прибайкалья, занесен в Красную книгу Российской Федерации (категория 3) и Красную книгу Иркутской области (категория 3); лилия карликовая - занесена в Красную книгу Иркутской области (категория 3) [8-10];
Соотношение жизненных форм по
К. Раункиеру представляет биологический спектр видов на исследованной территории. Процентное распределение растений показано на рисунке, деревья занимают 5% видового состава, кустарнички 6%, корневищные травы 16%, доминируют многолетние травы - их 108% и доля однолетников - 7%.
■ Фанерофиты ■ Хамефиты ■ Гемикриптофиты
■ Криптофиты ■ Терофиты
Биологический спектр жизненных форм растений на рекреационной территории пос. Зама
Флористические исследования на байкальской природной территории проводятся довольно интенсивно различными научными и природоохранными организациями и коллективами [11, 12]. Сравнительные оценки данной природ-
ной территории в ботаническом отношении неутешительны. Строительство новых объектов рекреационного назначения находится на стадии планирования, а растительные сообщества уже испытывают значительные нагрузки, связанные с последствиями организованного туризма. Уже имеющийся за последние десятилетия поток автотуристов к теплому озеру, где можно отдыхать и купаться, и целебному источнику с минеральной водой, которую можно пить, оказывает заметное влияние на хрупкую сибирскую флору [13].
Для уменьшения негативного воздействия на растительный покров необходимо осуществлять рекомендации экологов: проход и проезд сотрудников и отдыхающих только по существующим тротуарам и дорогам; обеспечить режим покоя на участках, не являющихся местами рекреации, для протекания естественного процесса восстановления растительного покрова; исключить захламление территории турбазы бытовым мусором; соблюдать противопожарную безопасность. Мероприятия по восстановлению естественных природных сообществ или отдельных их утраченных свойств - видового разнообразия, ярусности, отдельных растительных ассоциаций: восстановление нарушенных естественных экологических систем путем осуществления посадки или посева травянистых растений, кустарников; удаление чужеродных растений; ликвидация стихийных пикниковых точек, площадок отдыха и троп.
Растительный покров на территории ПНП преобразован по причине длительного антропогенного воздействия: строительство зданий и коммуникаций, эксплуатация. В настоящее время растительность находится на стадии восстановления. Имеющиеся охраняемые и редкие виды растений, особенно популяция лилии карликовой, требуют бережного обращения с местами произрастания видов, которые рекомендуется сохранить путем огораживания и интродукции в менее технически затронутые места.
Литература
1. Alizoti P.G., Aravanopoulos F.A. Conserving Biodiversity and Plant Genetic Resources: The Hellenic Legal Framework: Conservation of Genetic Resources // Forests of Southeast Europe Under a Changing Climate; 2019. 141-148. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-95267-3_11
2. Диалектика видов: от исходного единообразия, через максимально возможное разнообразие к конечному единообразию / А.В. Родионов, В.С. Шнеер, А.А. Гнутиков и др. // Ботанический журнал. - 2020. - Т. 105, № 9. - С. 835-853. - DOI 10.31857/S0006813620070091.
3. Миркин Б.М., Розенберг Г.С. Фитоценология: Принципы и методы. - М.: ФГУП «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространитель-ский центр "Наука"», 1978. - 212 с.
4. Информационно-аналитическая система по фиторазнообразию Байкальской Сибири / А.В. Верхозина, Р.К. Федоров, С.Г. Казановский и др. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Биология. Экология. - 2016. - Т. 17. - С. 12-29.
5. Мишустин М.В. Более 3 млн человек посещают ежегодно озеро Байкал [Электронный ресурс] // Интерфакс, Россия. - URL: https://www.interfax-russia.ru/siberia/news.
6. Формирование концептуальных основ оценки экологических рисков состояния растительного покрова / А.В. Верхозина, В.И. Воронин, Т.И. Морозова и др. // Фундаментальные основы, методы и технологии цифрового мониторинга и прогнозирования экологической обстановки Байкальской природной территории / СО РАН Институт динамики систем и теории управления им. В.М. Матросова. - Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 2022. - С. 91-138.
7. Красная книга Иркутской области. - Иркутск: Время странствий, 2010. - 480 с.
8. Красная книга Российской Федерации: Растения грибы. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. - 855 с.
9. Дицевич Я.Б., Белых О.А., Русецкая Г.Д. Применение новых технологий в борьбе с нарушениями экологического законодательства [Электронный ресурс] // Всероссийский криминологический журнал. - 2021. - Т. 15, № 3. - С. 295-305. - URL: http://dx.doi.org/10.17150/2500-4255.2021.15(3).295-305.
10. Черятова Ю.С., Пашалиев З.Л., Разуваева Д.Г. К вопросу о сохранении биоразнообразия растений in situ // Биосферное хозяйство: теория и практика. - 2022. - № 11(52). - С. 18-24.
11. Kanitskaya L.V., Gorbunova O.I., Belykh O.A. Sulfur content in needles of cedar (Pinussibirica Du Tour) and siberian fir (AbiessibiricaLedeb.) of the Southern Baikal Region: Influence of industrial emissions // Acta Biologica Sibirica. - 2022. - № 8. - P. 903-917. - DOI 10.5281/zenodo.7728950.
12. Белых О.А. Региональные ресурсы полезных растений для экономики // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - № 1. - С. 21.
13. Белых О.А., Русецкая Г.Д. Оценка эффективности инструментов реализации принципов устойчивого управления лесами в Восточной Сибири // Лесной вестник. Forestry Bulletin. -2019. - Т. 23, № 1. - С. 5-13.