Научная статья на тему 'Флористические заметки по некоторым видам eragrostis ( gramineae) в России'

Флористические заметки по некоторым видам eragrostis ( gramineae) в России Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
92
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Флористические заметки по некоторым видам eragrostis ( gramineae) в России»

Е.А. Борисова*, Н.А. Тремасова, Т.Б. Силаева, Н.Н. Панасенко. ИНТЕРЕСНЫЕ ФлОРИСТИЧЕСКИЕ НАХОДКИ В Г. МЫШКИН

ярославской области

E.A. Borisova, N.A. Tremasova, T.B. Silaeva, N.N. Panasenko. INTERESTING FLORISTIC RECORDS IN THE TOWN OF MYSHKIN,

YAROSLAVL PROVINCE

(*Ивановский государственный университет; e-mail: floraea@mail.ru)

Полевые исследования, проведенные 8.X 2010 в г. Мышкин и его окрестностях на территории полигона ТБО (37VDE4), позволили обнаружить некоторые новые (*) и редкие адвентивные виды растений для Ярославской обл. Гербарные образцы, подтверждающие находки, переданы в MW, коллекторы сборов - авторы статьи.

* Sorghum sudanense (Piper) Stapf - три высоких, хорошо развитых плодоносящих экземпляра.

*Festuca arundinacea Schreb. - группы особей найдены вдоль шоссейной дороги у полигона отходов. - В регионе культивировался как ценное кормовое растение в 1970-1980-е годы. Долгое время удерживается в местах культуры, в последние годы быстро распространяется по железным и шоссейным дорогам, внедряется в естественные сообщества.

*Amaranthus caudatus L. - один крупный, ветвистый цветущий экземпляр. - Часто выращивается как декоративное растение.

*Crataegus nigra Waldst. et Kit. - 1) группа порослевых экземпляров найдена на обочине дороги по ул. Лесная; 2) окраина городского кладбища, молодые сеянцы около 5 м. - Декоративный вид западноевропейского происхождения, часто используется в озеленении городов и в лесозащитных посадках вдоль дорог, дает корневую поросль, самосев наблюдается редко. Как адвентивный вид приводится для Московской (Бочкин и др., 2000), Ивановской (Борисова, 2004) и Тверской (Нотов, 2009) областей.

Malva verticillata L. s. l. - группа высоких особей найдена на краю полигона у дороги. - В Ярославской обл. указывался в огородах Ярославского, Любимского и Переславского районов (Богачев и др., 1964; Определитель..., 1986), но достоверно известен только из Ярославля.

*Lycopersicon galeni Mill. - несколько плодоносящих экземпляров в зарослях рудеральных растений на полигоне отходов. - Вид стал выращиваться населением в последние годы, самосев отмечен в Тверской (Нотов, 2009) и Ивановской (Борисова, Сенюшкина, 2008) областях.

*Solanum schultesii Opiz - группа особей отмечена по краю полигона отходов. - Сорно-рудеральный вид, распространенный на Кавказе и юго-востоке России (Никитин, 1983). Как адвентивный вид указывался в Ивановской (Борисова, 2007) и Тверской (Нотов, 2009) областях.

*Melo sativus L. - один крупный экземпляр с цветками и плодами обнаружен среди зарослей Cucurbita реро. - Плоды различных сортов дыни ежегодно в массе завозятся из южных регионов, семена часто прорастают на свалках и территориях очистных сооружений.

Литература: Богачев В.К., Горохова В.В., Дубровина А.В. Новые данные о местонахождениях редких для Ярославской области видов // Бот. журн. 1964. Т. 49. № 5. С. 709-712. - Борисова Е.А. Род боярышник (Crataegus L., Rosaceae) в г. Иваново // Вестн. Иван. гос. ун-та. Биология. Химия. Физика. Математика. 2004. Вып. 3. С. 18-24. - Борисова Е.А. Адвентивная флора Ивановской области. Иваново, 2007. 188 с. - Борисова Е.А., Сенюшкина И.В. Новые адвентивные виды в областях Верхневолжского региона // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2008. Т. 113. Вып. 6. С. 54-55. - Бочкин В.Д., НасимовичЮ.А., БеляеваЮ.Е. Дикорастущие и культивируемые виды сем. Rosaceae Juss. в Москве // Бюл. ГБС. 2000. Вып. 181. С. 72-86. - Никитин В.В. Сорные растения СССР. Л., 1983. 454 с. - Нотов А.А. Адвентивный компонент флоры Тверской области: динамика состава и структуры. Тверь, 2009. 473 с. - Определитель высших растений Ярославской области. Ярославль, 1986. 182 с.

А.П. Серегин. ФлОРИСТИЧЕСКИЕ зАМЕТКИ ПО НЕКОТОРЫМ ВИДАМ ERAGROSTIS (GRAMINEAE) В РОССИИ

A.P. Seregin. FLORISTIC NOTES ON SOME ERAGROSTIS SPECIES (GRAMINEAE) IN RUSSIA

(Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; e-mail: allium@hotbox.ru)

Ревизия полевичек, предпринятая мною после описания Eragrostis voronensis H. Scholz (Шольц, 2010), привела к синонимизации этого вида с ранее описанной с Дальнего Востока E. amurensis Prob. (Серегин, 2012; Seregin, 2012). Одновременно с этим удалось выявить некоторые неучтенные флористические данные по полевичкам разных регионов России и переопределить ряд опубликованных образцов. Ниже обсуждаются сборы из Иркутской,

Калужской, Костромской, Московской, Ростовской, Саратовской, Воронежской и Тульской областей, Калмыкии, Мордовии, Хакасии, Забайкальского и Красноярского краев, г. Москвы.

Eragrostis pilosa (L.) P. Beauv. s. str.

Ростовская обл.: 1) дельта Дона, промоина среди песков близ хутора Абухова, 18.VIII 1919, Н.А. Иванова, № 863

(MW 23283); 2) берег р. Дон, станица Константиновская, 14.VIII 1927, Н. Духовицкий (MW 23288); там же, 14.VIII 1927, [П. Жудова?] (MW 23282); 3) Сальский округ, район Западных коннозаводств, целинная степь, 29.IX 1926, Н.Д. Бондарева, № 157 (LE); 4) 2-й Донской округ, лесничество Городищенское, сорное, среди посадок сосны, почва песчаная, 13.VIII 1913, И. Новопокровский (LE). - В Ростовской обл. на Дону произрастает как E. pilosa, так и E. amurensis.

Калмыкия: приблизительно 15 км к юго-западу от Элисты, верховья балок системы р. Наин-Шара, 6-8.VII 1987, А.К. Скворцов (MHA).

Может показаться странным, что я цитирую образцы E. pilosa из европейской части России, однако почти все предыдущие многочисленные указания вида относятся к E. amurensis с желёзками по килю влагалища и листа (Seregin, 2012) и, частично, к E. albensis (см. ниже). Настоящая E. pilosa с типом из Средиземноморья распространена в России лишь на крайнем юге европейской части. Кроме того, к E. pilosa относятся все сборы с Кавказа, где аллювиальная E. amurensis начисто отсутствует.

Eragrostis multicaulis Steud.

Иркутская обл.: северо-западная оконечность оз. Байкал, близ ст. Маритуй, вдоль ж.-д. полотна, 10.IX 1963, Алян-ская, Кожевникова, Сурова (MHA). - Новый вид для флоры Сибири, занесенный в данный пункт из Приморья.

Расселение вида в Европе кратко изложено Ю.Е. Алексеевым и Е.В. Мавродиевым (2000), также вид был найден в Воронежской обл. (Агафонов, 2006). Опубликованное указание для Саратовской обл. (Алексеев, 2008), основанное на образце «откосы железной дороги около г. Балашов, 21.VII 2007, Ю. Алексеев» (MW, MHA) - ошибочно. За E. multicaulis были приняты недоразвитые экземпляры E. minor.

Eragrostis albensis H. Scholz

Название E. albensis я принимаю условно, следуя сложившейся европейской традиции. Сразу оговорюсь, что просматривая материал из Приморского и Хабаровского краев, я пришел к выводу, что E. albensis неотличима от образцов с российского Дальнего Востока, которые обычно определяются как E. imberbis (Franchet) Prob. (=E. pilosa subsp. imberbis (Franchet) Tzvelev) (Цвелев, 1976; Пробато-ва, 1985). Меньший размах варьирования признаков E. al-bensis (особенно в сборах 2000-х годов) по сравнению с E. imberbis легко объясняется тем, что в Европе закрепилась и активно расселяется одна генетически однородная линия исходного предка.

Х. Шольцу E. albensis из первичного ареала не была известна - считается, что ее первые сборы были сделаны уже во вторичном ареале в Германии на Эльбе в 1992 г. (Scholz, 1995; Шольц и др., 2002).

E. albensis - стремительно расселяющийся на восток из Западной Европы вид, который известен в России из г. Волгоград (Шольц и др., 2002), Тамбовской (Шольц, 2010), Воронежской (Агафонов и др., 2011) и Белгородской (Сухо-

руков, Кушунина, в наст. жури.)1 областей. Ниже привожу его впервые для Калужской, Тульской, Брянской областей и г. Москвы.

Первый этап инвазии вида в природные сообщества, которая началась в Калужской обл., хорошо документирован. Впервые E. albensis была собрана здесь в 2005 г. близ Козельска: 1) 54°01,2' с.ш., 35°49,3' в.д., Козельский р-н, пос. Механического завода, ж.-д. ст. Тупик, придорожный пустырь, 16.VIII 2005, А. Крылов, Н. Решетникова (MW);

2) 54°01,5' с.ш., 35°49' в.д., окрестности г. Козельск, пос. Механического завода, у платформы Тупик, ж.-д. насыпь, пустырь у ж.-д. путей (разобранные пути), 17.VIII 2005, Н. Решетникова, А. Крылов (MW) (Решетникова и др., 2010 sub nom. E. pilosa).

На следующий год эти же коллекторы собрали вид уже не на железной дороге, а на отмелях Оки, также полагая, что это E. pilosa: 1) 54°26,5' с.ш., 36°44' в.д., Ферзиковский р-н, в 3,5 км к юго-западу от дер. Бронцы, отмель левого берега Оки, в большом числе, 19.VIII 2005, Н. Решетникова, А. Крылов (MW); 2) 54°26,42' с.ш., 36°44,72' в.д., Ферзиковский р-н, правый берег Оки ниже дер. Кашурки, отмель, 19.VIII 2006, А. Крылов, Н. Решетникова (MW). Комментируя эти находки, авторы сообщили (Крылов, Решетникова, 2007): «Впервые найден [в Калужской обл.] в более или менее естественном местообитании, зарегистрирован и на других отмелях ниже г. Калуга. Наблюдалась на пустыре у восточного моста через р. Ока вблизи отмелей, возможно именно через этот пустырь полевичка расселилась ниже по Оке».

Поскольку E. albensis не отличали от E. pilosa, то у авторов оставались сомнения в отнесении окских популяций к адвентивным или природным (Решетникова и др., 2010). В свете новых данных калужские находки являются прекрасной иллюстрацией того, как E. albensis способна «спрыгнуть» с железной дороги на приречные отмели. В последние годы E. albensis продолжает расселение вниз по течению Оки (М.И. Попченко, Н.М. Решетникова личное сообщение).

В Брянской обл. устойчивая популяция была известна с середины 1970-х годов: сорное в окрестностях станции г. Брянск, 6.IX 1975, Ю. Алексеев (MW); [там же], на пустыре близ железнодорожного вокзала г. Брянск, 7.IX 1977, Ю. Алексеев (MW).

В Москву растение регулярно заносится с транспортом, преимущественно по железной дороге: 1) у полотна Павелецкой железной дороги около ст. Речной Вокзал (ныне пл. ЗИЛ), немало, 17.VIII 1981, М. Игнатов (MHA); 2) Малая Окружная железная дорога, по полотну сортировочной ст. Угрешская, на песке, в массе, 8.VIII 1989, В. Бочкин (MHA);

3) Курская железная дорога, в 600 м от пл. Москворечье (от Москвы), вдоль ж.-д. полотна, единично, 18.VIII 1989, В. Бочкин (MHA); 4) Люблинский р-н, близ Южного грузового порта, на залежи, 25.VIII 1996, А. Сухоруков (MW); 5) на юго-востоке Москвы, Угрешская ул., возле дома 31, на бетонном цветнике и газоне, колония, 15.VIII 2007, В. Бочкин (MHA); 6) 55°50,67' с.ш., 37°22,83' в.д., Митино, заправка

'В Белгородской обл. впервые собрана 12 лет назад: Новооскольский р-н, окрестности г. Новый Оскол, правый берег р. Беленькая, сырой луг, 31.УШ 2000, А.Н. Федотов (MW).

ТНК возле радиорынка, на газоне и вдоль ограды, много, 20.VIII 2011, В. Бочкин (MHA).

В Тульской обл. известна по сбору из одного пункта: г. Тула, Московский вокзал, ж.-д. пути ремонтного тупика, 5.VIII 1991, Л. Хорун (MW) (Шереметьева и др., 2008 sub nom. E. pilosa auct.). Сбор из г. Алексин, также процитированный И.С. Шереметьевой и др. (2008), относится к E. amurensis (Seregin, 2012).

В Воронежской обл. недавно найдена в г. Воронеж (Агафонов и др., 2011). В июне 2012 г. в массе встречена автором и Д.В. Суховой в окрестностях г. Бобров по обочинам шоссе, пересекающего Хреновский бор (MW).

Как видно, растение появилось у нас гораздо раньше, чем в Германии. В Москву оно заносилось, вероятно, с грузами с Дальнего Востока, что также свидетельствует об идентичности E. albensis и E. imberbis.

Eragrostis imberbis (Franchet) Prob.

Преимущественно дальневосточный вид. На западном пределе ареала в Сибири приводился только для Читинской обл. из двух пунктов - Абагайтуй и Кайластуй (Ломоносова, 1990). К E. imberbis я отношу нежелёзистые по килю влагалища (в отличие от E. amurensis) сибирские и дальневосточные аллювиальные полевички. Настоящая E. pilosa c короткими нижними цветковыми чешуями (1,2-1,5 мм длиной у нижних цветков в колоске) в Сибири отсутствует - к ней сибирские авторы относили как образцы E. imberbis, так и некоторые образцы E. amurensis с менее выраженными желёзками. Имея сходную экологию с E. amurensis, E. imberbis часто растет на речных отмелях вместе с ней (особенно в бассейне Амура).

В Сибири к западу от Байкала E. imberbis известна по немногим сборам: 1) Красноярский край, местами на островах р. Енисей и р. Туба, VII s.a., Клеменс, Писарев, № 816 (MW 112872); 2) Хакасия, Абаканская инородная управа, окрестности улуса Апкашева, под утесами над р. Енисей, 14-15.VIII 1909, В. Титов (LE).

В Забайкальском крае вид распространен гораздо шире по сравнению с данными М.Н. Ломоносовой (1990): 1) г. Чита, р. Ингода у перевоза, 18.VIII 1908, П. Михно (LE); 2) г. Нерчинск, по лугам, каменисто-песчаным местам по р. Нерчь, VI 1891, Стуков (LE); 3) distr. Nercz-inskij Zavod, prope pag. Ischaga, ad ripam rivuli (Нерчинско-Заводский р-н, у с. Ишага, по берегу реки), 10.VIII 1986, О. Nikiforova, E. Rybinskaja (MW); 4) 50°15' с.ш., 113°20' в.д., с. Акша, береговые осыпи Онона, 29.VIII 1931, М. Назаров, № 14464 (MW 112875); 5) Nerczynsk, Sand. ufer bei Nerczflussen (Нерчинск, песок по р. Нерча), 1890, F. Karo, № 111 (MHA).

eragrostis suaveolens A. Becker ex Claus

Указание для Мордовии, основанное на сборе «с. Сабае-во, по песчаному откосу р. Сура, 7.VII 1968, К. Малютин» (MW) (Алексеев, 2006; Силаева и др., 2010), относится к

E. amurensis, которая также имеет желёзки на влагалищах. Впрочем, Ю.Е. Алексеев - автор определения - снабдил его вопросительным знаком. Указание для Вохомского р-на Костромской обл. в качестве заносного растения (Алексеев, 2006) также относится к E. amurensis - последний вид нередок на соседней Ветлуге.

Сборы E. suaveolens из Средней России имеются с Волги (Нижегородская обл. и ниже по течению) и из Воронежской обл. (LE, MW, MHA).

Литература: Агафонов В.А. Новые и редкие виды цветковых растений для флоры Центрального Черноземья // Бот. журн. 2006. Т. 91. № 1. С. 101-106. - Агафонов В.А., Сухорукое А.П., Зайцев М.Л., Негробов В.В., Кузнецов Б.И., Разумова Е.В. Новые и редкие виды сосудистых растений для флоры Воронежской области // Бот. журн. 2011. Т. 96. № 2. С. 274-279. -Алексеев Ю.Е. Сем. Gramineae Juss. (Poaceae Barnh.) - Злаки // П.Ф. Маевский. Флора средней полосы европейской части России. 10-е изд. М., 2006. С. 63-120. - Алексеев Ю.Е. Заметки по антропогенной флоре Средней России. 2 // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2008. Т. 113. Вып. 6. С. 59-60. - Алексеев Ю.Е, Мавродиев Е.В. О распространении Eragrostis multicaulis Steud. в России // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2000. Т. 105. Вып. 3. С. 68-69. - Крылов А.В., Решетникова Н.М. Дополнения 2006 г к флоре Калужской области // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2007. Т. 112. Вып. 3. С. 68-72. - Ломоносова М.Н. Eragrostis Wolf - Полевичка // Флора Сибири / Под ред. Л.И. Малышева и Г. А. Пешковой. Т. 2. Новосибирск, 1990. С. 233-234. - ПробатоваН.С. Мятликовые, или Злаки - Poaceae Bernh. (Gramineae Juss.) // Сосудистые растения советского Дальнего Востока. Л., 1985. Т. 1. С. 89-398. -Решетникова Н.М., Майоров С.Р., Скворцов А.К., Крылов А.В., Воронкина Н.В., Попченко М.И., Шмытов А.А. Калужская флора: аннотированный список сосудистых растений Калужской области. М., 2010. 760 с. - Серегин А.П. Флора Владимирской области: конспект и атлас. Тула, 2012. 620 с. - Силаева Т.Б., Ки-рюхин И.В., Чугунов Г.Г., Левин В.К., Майоров С.Р., Письмарки-на Е.В., Агеева А.М., Варгот Е.В. Сосудистые растения Республики Мордовия (конспект флоры) / Под ред. Т.Б. Силаевой. Саранск, 2010. 352 с. - Цвелёв Н.Н. Злаки СССР. Л., 1976. 788 с. - Шереметьева И.С., Хорун Л.В., Щербаков А.В. Конспект флоры сосудистых растений Тульской области / Под ред. В.С. Новикова. М., Тула, 2008. 273 с. - ШольцХ. (данные по распространению предоставлены А.П. Сухоруковым). Род Eragrostis N.M. Wolf - Полевичка // Определитель сосудистых растений Тамбовской области / Под ред. А.П. Сухорукова. Тула, 2010. С. 84-85. - Шольц Х., Мавродиев Е.В., Алексеев Ю.Е. Eragrostis albensis H. Scholz (Poaceae) - новый адвентивный вид флоры России и диагностика европейских полевичек из родства E. pilosa (L.) Beauv. // Бюл. МОИП. Отд. биол. 2002. Т. 107. Вып. 3. С. 74-78. - ScholzH. Eragrostis albensis (Gramineae), das ElbLiebesgras - ein neuer Neo-Endemit Mitteleuropas // Verh. Bot. Ver. Berlin Brandenburg. 1995. Bd. 128. S. 73-82. - Seregin A.P. Taxonomic circumscription and distribution of a glandular Eurasian entity from the Eragrostis pilosa complex (Poaceae) // Phytotaxa. 2012. Vol. 52. Р. 8-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.