Научная статья на тему 'ФЛОРЕСЦЕНЦИЯ'

ФЛОРЕСЦЕНЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

149
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТЫ / ЦВЕТОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / ИСКУССТВО ЦВЕТОВ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Уитакер Памела

Слово «флоресценция» относится к цветению, изменению ситуации и развитию. Цветы являются выражением красоты и силы жизни, являются частью мира природы, культуры и человеческого опыта. В статье показана связь человека с цветами на физическом, психологическом и духовном уровнях. На примерах работ современных художников иллюстрируется важная роль общения с цветами как источником переживания исцеления и трансформации, связанных с жизненным циклом природы и человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФЛОРЕСЦЕНЦИЯ»

УДК 159.99

DOI 10.24412/2713-1831-2022-2-51-60

ФЛОРЕСЦЕНЦИЯ*

Английское слово флоресценция следует отличать от флюоресценции (свечения). Синонимами этого слово являются: цветение, цветок, расцвет, полдень, весна. Расцвет ботаники как науки в XVIII веке породил целую группу английских слов, возникших как адаптация латинских. Ботаники выбрали слово «флоресценция» как эффектное слово для обозначения цветения цветка — хороший выбор, учитывая, что этот термин произошел от новолатинского Ао^сепйа, что означает «цветение». Погезсепйа связана с латинским глаголом Аогёге («цвести или процветать») и коренится в латинском существительном аоб, означающем «цветок» (источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Merriam-Webster).

УИТАКЕР Памела

директор магистратуры по арт-психотерапии, Ольстерский университет, Белфастская школа искусств, Северная Ирландия

Аннотация. Слово «флоресценция» относится к цветению, изменению ситуации и развитию. Цветы являются выражением красоты и силы жизни, являются частью мира природы, культуры и человеческого опыта. В статье показана связь человека с цветами на физическом, психологическом и духовном уровнях. На примерах работ современных художников иллюстрируется важная роль общения с цветами как источником переживания исцеления и трансформации, связанных с жизненным циклом природы и человека.

Ключевые слова: цветы, цветочная терапия, искусство цветов.

Дань цветам

Появление цветов коренным образом изменило жизнь на нашей планете. Покрытосеменные растения, как ботаники называют растения, образующие цветы, а затем заключенные в них семена, появились в меловой период (от 145 до 66 миллионов лет назад) и распространились по земле с ошеломляющей скоростью. С появлением цветов мир растений и земная жизнь в целом перешли на качественно более высокий уровень своего развития; в мире природы возникли новые комплексные взаимосвязи, активизировались обмен информацией и общение между живыми существами [3, р. 117].

Покрытосеменные растения как форма жизни могут быть признаны одной из вершин эволюции. Для человека они важны не только как условие биоразнообразия и производства разных продуктов, но и как источник эстетического, эмоционального, духовного и исцеляющего опыта. Цветы ассоциируются

с историей Земли и человеческой культуры. Наше физическое и психологическое благополучие неразрывно связано с состоянием мира природы, благополучием экосистемы, ее устойчивостью и способностью к восстановлению [29]. Как емкий культурный символ, цветы способны рассказать нам о любви и утратах, обозначить вехи жизненного пути и его дары. Цветы могут действовать как средства терапевтического воздействия, облегчая выражение самых разных аспектов человеческого опыта в его единстве с миром природы. В культуре и психотерапии цветы выступают источником постижения уроков жизненного цикла и совершения обрядов перехода, способствуют погружению в состояние созерцания и переживанию красоты как одного из великих даров жизни (рис. 1).

Цветы привлекают нас своей симметрией и возможностью создания из них различных произведений искусства и ландшафтного дизайна, поддерживают и укрепляют нашу связь с природой, усиливают культурный и экологический резонанс, а также порой выступают

Рис. 1. Джошуа Вербер. Сила ношения цветов.

Цветочные головные уборы в стиле T Magazine. 2022. New York Times [Цветочные головные уборы].

URL: http://www.joshuawerber.com/floral-tete-a-tete Примечание. Джошуа Вербер — флорист, который специализируется на создании цветочных головных уборов как предметах искусства

в качестве символа трансцендентного начала: «Цветы земного растения — бесспорные символы духа; они воплощают собой идеал света, разума и сознания» [18, р. 61]. Цветы также обозначают союз, сотрудничество разных форм жизни и межвидовые связи [30]. Воплощенная эстетика цветов является источником эмоционального благополучия, переживания удовольствия и радости. М. Pollan отмечает, что наше отношение к цветам обусловлено их восприятием как источника жизненной силы и в то же время непостоянства и трансформации: «Цветущий сад — это место, которое вы не можете не ощущать как место особо интенсивного общения между разными формами жизни... Он является ареной межвидовых связей, любви и заботы друг о друге» [24, р. 34].

Цветы дают возможность испытать воплощенную и реляционную эстетику посредством их мультисенсорного воздействия, связанного с их ароматом и визуальными характеристиками [9]. Как культиваторы и хранители цветов, мы реагируем на них многообразием наших личных и культурный ассоциаций и смыслов.

Размножение растений посредством цветов является условием продолжения жизни, а садоводство — это искусство, которое создает живую инсталляцию, затрагивающую наш физический, психологический и духовный опыт. Садовники — это художники, а выращивание цветов — это одновременно экологическое и общественное творчество. Цветники в общественных местах — это места встречи и общения людей, которые могут вместе переживать эстетический и чувственный опыт. Цветы могут стимулировать посещение парков и иных общественных мест и связанные с ними разные виды культурной активности.

Elaine Scarry [26] рассматривает процесс воображения как поддерживаемый цветами и воздействием цветочных форм и ароматов. Благодаря этому мы можем удерживать свое внимание на цветах и испытывать состояние очарованности, интериоризируя при этом «преходящее и эфемерное совершенство» цветка (р. 107). Scarry воспринимает цветы как основу для воображения, в процессе которого «один образ перетекает в другой, подобно тому как лепестки соприкасаются друг с другом» (р. 109). Цветы вызывают ассоциации с чем-то прекрасным и трогательным — моментами счастья и драмы жизни. Будь то поминовение, праздник или демонстрация, цветы так или иначе напомнят о себе.

Обозначая особую среду, цветы являются частью обрядов перехода, обозначают моменты инициации или иные значимые жизненные события [9]. Они подразумевают жизненный цикл и наполнены личным и коллективным смыслом. Букет или цветочная композиция объединяют цвета, формы и текстуры в общий дизайн, связанный с единством и близостью. Букет обычно собирается из множества цветов, вместе помещенных в сосуд. Композиция в целом поддерживает фокус внимания на общем мотиве, помогающем организовать опыт. Цветочная композиция побуждает нас внимательно наблюдать за особенностями каждого цветка, чтобы понять, как сложилась общая картина и в чем ее смысл.

Созерцание и вдыхание аромата цветочной композиции также представляет собой наблюдение за течением времени. Ее образ не фиксирован, а трансформируется, отражая переход из одного состояния в другое, нанизывание одного культурного значения на другое. То место, где цветы выросли,

является условием этических отношений с местом и связанных с ним экологических и культурных смыслов. Цветочные композиции представляют собой художественное высказывание, позволяющее передать опыт зарождения, развития, упадка и возрождения.

Продолжительность жизни цветка или цветочной композиции зависит от условий окружающей среды и ухода. Культивирование цветов насчитывает более 5000 лет, что указывает на то, что цветы имеют огромное значение для человека и культуры [9], выступают живым свидетелем развития цивилизации на основе центральных тем, заданных цветочной экологией как частью природного и человеческого универсума [31].

Цветочная терапия

Сохранение цветов в виде гербария связано с каталогизацией образцов растений. Как ботаническая коллекция, гербарии и иные собрания цветов имеют отношение к упорядочению жизни и наследия человеческого опыта. Цветы могут ассоциироваться с периодами жизни и ее ключевыми событиями, которые имеют особое значение и ценность. Они связаны с сенсорной активацией и стремлением расти и плодоносить [13]. Цветы помнят прошлое, чтят настоящее и обозначают возможности будущего.

Разведение цветов и уход за ними могут быть терапевтическим компонентом садоводческой терапии, трудотерапии, экотерапии и арт-терапии. Цветочная терапия — это термин, который обозначает междисциплинарную область целебного использования цветов и разных видов человеческого контакта с цветами, оказывающего положительные эффекты для психического и физического здоровья. Флористику можно использовать для творческого самовыражения и повышения качества жизни, снятия боли и улучшения настроения и работоспособности [32].

Известны инициативы терапевтического использования цветов, в частности, с целью преодоления когнитивных и коммуникативных нарушений вследствие инсульта и черепно-мозговой травмы [20]. Lagreze [13] отмечает способность цветов снимать тревогу и улучшать психоэмоциональное состояние.

Во время работы арт-терапевтической группы для взрослых цветы стали доступным и актуальным референтом для обмена жизненным опытом. «Фасилитатор предложил каждому участнику подумать о вазе, которую они могли бы выбрать для представления своей жизни, и наполнить вазу тем, что им нужно, используя цветы в качестве символического выражения» [11, р. 17]. Создав композиции из цветов, участники группы комментировали то, как цветы олицетворяют их истории жизни, отмечая определенные преимущества цветов перед традиционными изобразительными средствами.

Выращивание садов и цветов — это форма художественного творчества, а цветы — художественный материал, который можно собирать для последующего создания из них произведений искусства на основе окрашивания, прессования, аранжировки, а также для создания кулинарных и аптекарских продуктов. Аптекарский сад берет свое начало в средневековой истории и представляет собой сад лекарственных растений, предназначенных для лечения. Цветочные снадобья и фитотерапия являются подтверждением лечебных и восстановительных способностей цветов. Лекарственные цветы содержат растительные вещества и антиоксиданты, которые снижают риск различных заболеваний и помогают победить их симптомы [8]. Известно, что цветочные средства Баха восстанавливают эмоциональное равновесие, поддерживают способность человека противостоять страхам, жить настоящим моментом и открывать для себя надежду и радость.

Флоромантия, или гадание по цветам, основана на использовании цветов как источников предсказания будущего и упорядочивания опыта. Эманации и энергетические вибрации цветов также используются в цветочной психометрии, где они выбираются и читаются как оракулы для исцеления и просветления. В практике цветочной психометрии используются знания, основанные на учете формы, оттенков и иных качеств цветка, чтобы предсказать развитие событий. Цветок или композиция из цветов может выступать в качестве средства понимания истории и перспектив жизни [3].

В качестве средства работы с жизненным опытом и отношениями цветы позволяют актуализировать прошлый опыт и вызвать

ностальгию, подчеркивают преходящий характер жизненных событий, вехи жизненного пути и памятные даты, помогают отреагировать переживания и поднять настроение [9]. Создание цветочных композиций можно использовать как форму творческой активности, способствующей гармонизации отношений между телесными, психическими и духовными аспектами опыта человека. «С цветами связаны положительные эмоции, такие как благодарность, надежда, сочувствие, счастье, любовь, гордость и покой» [8, р. 3]. Цветы позволяют подчеркнуть ценность и уникальность чего-либо и способствуют позитивному настрою [8].

Mochizuki-Kawai с соавторами [21] исследовали влияние просмотра изображений цветов на восстановление после стресса и выявили такие эффекты, как снижение артериального давления, трансформацию негативных эмоций в позитивные и высвобождение корти-зола. Созерцание изображений цветов также снижает тревогу и позволяет преодолеть негативные последствия стрессовых воздействий, отражающихся на функции миндалевидно-гиппокамповых областей мозга за счет переключения внимания и отвлечения от стрессо-генных ситуаций [21]. Тревога и возбуждение уменьшались при просмотре изображений цветов, тем самым ускоряя восстановление после неблагоприятных событий. Для объяснения этих эффектов привлекалась концепция восстановления внимания [12].

Восстановление внимания связано с созерцанием природы как средства преодоления умственной усталости, вызванной длительной концентрацией произвольного внимания. Цветок может восстанавливать концентрацию и стимулировать мягкое увлечение, которое коррелирует с устойчивостью и улучшением когнитивных функций [22]. Восстановление внимания также основано на распознавании вариаций природных форм, проявлении эмпатии и принадлежности к жизненной среде как выражению интерсубъективности и взаимности [1].

Использование целебных свойств взаимодействия с цветами может предполагать их выращивание и создание цветочных композиций. Однако выращивание цветов требует планирования и заботы о растениях. Сад требует проявления внимания и заботы и может рассматриваться как произведение ленд-арта

или живая инсталляция. Создание сада — это систематическая практика, усиливающая контакт с внешним миром, форма культивирования природы и заботы о ее благополучии и процветании. Сбор и аранжировка цветов связаны с эстетическим удовольствием, начинают проявляться еще в детстве и продолжаются всю жизнь. Мы вспоминаем минувшие события и вехи жизненного пути, занимаясь сбором цветов и совершая с их участием разные ритуалы. Цветы тесно связаны с дарением подарков от лица человека и самой природы, надолго сохраняя светлые воспоминания, даже спустя долгое время после того, как такие подарки были получены [9].

Искусство цветов

Цветы можно носить как украшения и использовать их как талисманы для защиты и лечения. Традиции врачевания, связанные с цветами, относятся к траволечению, фольклору и гаданию [3]. Фрида Кало носила цветы как символ жизни, плодородия и возрождения. Ее сад был источником цветов, которые она использовала для своих автопортретов и натюрмортов. Она почитала ботаническое наследие Мексики и признавала его влияние на свою личность и творчество. Кало признавалась, что рисует цветы, чтобы сохранить им жизнь, несмотря на их неизбежную смерть. В ее картинах цветы занимают видное место и выступают символом надежды, жизненной силы и бессмертия [6].

Цветы на похоронах и как знак почитания умерших не только символизируют потерю, но и прославляют жизнь. В качестве дани и знака утешения похоронный букет передает уважение ушедшей жизни, хотя при этом также становится символом memento mori — цветочной композицией, напоминающей о неизбежности конца [25]. Творчество художницы Ани Галлаччо посвящено теме угасания жизни и разложения и связано с созданием инсталляций из цветов, позволяющих ощутить привязанность к их эфемерной красоте (рис. 2). Она описывает цветы как романтизированный и идеализированный продукт природы и культуры, воплощающий человеческие желания и надежды, но при этом слишком быстро умирающий и разлагающийся. Органическая материя всех форм жизни, включая тело

Рис. 2. А. Галлаччо. Сохрани красоту [Красные цветы герберы]. 2003. Галерея Томаса Дейна, Лондон Примечание. Аня Галлаччо — художница, которая создает произведения из органических веществ и живых объектов, переживающих состояние трансформации. Она использует процесс органической энтропии как средство выражения эфемерности и преображения конкретного места и субъекта.

человека и материальность цветов, неизбежно разлагается. Темы хрупкости и текучести форм жизни, постигаемых в радости и горе, в творчестве Галлаччо актуализируются и передаются посредством цветов как пожизненных и посмертных спутников жизни [2].

Ребекка Луиза Ло — современная художница, известная своими масштабными инсталляциями из цветов, которые соединены в полотна и подвешены. Она «рисует» цветами, и при этом каждый цветок — это мазок кисти, создающий эффектное живописное природное полотно, побуждающее к созерцанию и отвлечению от назойливых фактов повседневности (рис. 3) [17].

Сухой цветок воплощает застывшее время, а свежий цветок задерживает мгновение, и оба они одинаково прекрасны. Красота засушенного цветка в том, что мы можем вернуться к нему и наблюдать его вновь и вновь как сохраненный продукт Земли, совершенную форму природы, которая держится на своей хрупкости [17].

Работы Ребекки Ло обеспечивают физическое погружение в ее цветочные инсталляции. Они окружают и стимулируют, обеспечивают всеохватывающий опыт пребывания в цветочном коконе [15]. Ее огромные инсталляции также поддерживают участие людей в процессе объединения цветов в качестве художников-сотрудников. Такие компиляции из цветов и людей создают цветочные пространства изобилия и благоговения.

И Галлаччо, и Ло создают цветочные инсталляции, чтобы подчеркнуть важность общения цветов с людьми и их влияние на культуру и потребление культурной продукции. Цветок как товар выращивается для продажи, а продолжительность жизни срезанных цветов рассчитана с учетом возможности их покупки. Как правило, выращенные на продажу цветы оказываются вырванными из контекста и не синхронизированными с их природным или географическим местом обитания. Выращивание цветов для индустрии потребления связано с коммерциализацией

Рис. 3. Р. Ло. Флорилегиум. 2020а. теЬесса1ош$е1ам/. сотфоп^шш

Примечание. Ребекка Ло создает цветочные инсталляции для интерактивного восприятия, которые окутывают каждого зрителя, поддерживая его контакт с растениями.

сентиментальности. Ло считает свои цветочные инсталляции средством борьбы с атрофией чувства природного единства и с коммерческой утилизацией природных объектов: «Я никогда не считаю мертвый природный материал отходами. Я думаю, что именно поэтому у меня всегда были проблемы с флористикой, когда ежедневно выбрасываются тысячи цветов. Это приводит меня в отчаяние» [16, р. 24].

Художник Герман де Врис (биолог и естествоиспытатель) также занимается созданием цветочных инсталляций (рис. 4 и 5), рассматривая цветы в качестве средств исцеления и социальной терапии и намеренно преподнося цветы в изобилии, чтобы их можно было потрогать, понюхать и подержать [24]. Его инсталляции из цветов — лекарственные средства для тела и разума. В качестве средства восстановления, его цветочные композиции располагают нас к созерцанию их узоров, аромата, палитр и форм [24]. Герман де Врис собирает растения и цветы для того, чтобы показать жизнь и в то же время предъявить с помощью них «активный момент гибели» [28].

Флорист-дизайнер Льюис Миллер создает крупномасштабные цветочные букеты в стиле

стрит-арт прямо на улицах (рис. 6). Миллер, известный как «Бэнкси цветов», оживляет самые оживленные места мегаполиса [7]. Как знаки препинания в застроенных городских районах, его цветочные интервенции выступают в качестве «партизан» красоты и природного начала в сердце мегаполиса.

Импровизированные художественные интервенции Миллера с цветами, называемые «Цветочные вспышки», — это яркое выражение доброй воли, щедрости и воодушевляющего начала природной красоты. Его цветочные композиции занимают повседневные места и становятся общедоступными формами подарков от лица художников и природной жизни.

«Цветочные вспышки» (Flower Flashs) являются свидетельством эмоционального воздействия цветов и их неоспоримой силы, которую они проявляют в повседневной жизни. «Цветочные вспышки» служат прославлению природы и объединению людей и сообществ, особенно во времена стресса и испытаний. Они служат дружеским напоминанием о необходимости остановиться, вдыхать аромат цветов и наслаждаться моментами естественной красоты [4].

Рис. 4. J. Jockel. «Чтобы быть во всем», композиция Германа де Вриса [Бутонырозы]. Голландский павильон на 56-й Венецианской биеннале. 2015 [10]

Рис. 5. О. Santambrogio. «Дамасскаяроза» Германа де Вриса [Бутоны розы]. Голландский павильон на 56-й Венецианской биеннале. 2017 [26]

Примечание. Художник Герман де Врис воспринимает природу как искусство и собирает коллекции образцов растений для создания инсталляций и архивов данных о растениях для эстетических

и научных исследований.

Рис. 6. Льюис Миллер. Цветочная вспышка: Весеннее пробуждение [Букет цветов]. 2022. Мусорный бак на пересечении 20-й улицы и Бродвея в Нью-Йорке Примечание. Льюис Миллер — садовый дизайнер, создающий формы публичного искусства с цветами, которые также бесплатно доступны прохожим в качестве цветочных подарков.

Цветение

Цветы можно сажать, выращивать, выбирать, упорядочивать и сохранять, использовать их

с целью познания природы и человека, а также творчества и лечения. «Когда исключительная красота растений в цвету, кажется, уже не может прорвать завесу навязчивых

Рис. 7. Гарет МакКоннелл. Опыление цветов [Фотография]. 2021. URL: https://garethmcconnell. com/dust-flowers-2019/#1 Примечание. Гарет МакКоннелл — фотограф, выросший в условиях межконфессионального конфликта в Северной Ирландии и отражающий этот опыт с помощью цветов, которые обозначают его опыт

жизни в молодежной рейв-культуре [18].

мыслей в уме человека, связь его сознания с чувственным миром становится особенно эфемерной и грозящей утратой связи с основами жизни». [23, р. 64]. В этом контексте цветы оценивают нашу способность впитывать и вдохновляться растительными формами как заключающими в себе жизненный потенциал. Эфемерная природа цветов обозначает течение времени, но также поддерживает фокус для их созерцания и осознания возможности выживания и сохранения природы.

Цветы необходимы для биоразнообразия и взаимосвязи видов. Биоразнообразие — это интерактивная взаимосвязь людей и их окружения в рамках общих ландшафтов.

Литература

Терапевтические и эстетические свойства цветов поддерживают и активизируют нас и способствуют физическому и ментальному восстановлению. Они меняют наше настроение «от дисфории к эйфории и заставляют художников, следующих за цветами, словно ходить по канату, чтобы убедиться, что они не сбиваются в полный китч» [19, р. 45] (рис. 7).

В визуальной культуре, садоводстве и экологической терапии цветы выступают в качестве «агентов природного влияния». Их витальность, хрупкость и в то же время огромная сила являются маркерами эволюционного процесса и истории человеческой жизни в ее связи с циклами жизни природной.

1. Abram D. The spell of the sensuous. — New York: Random House, 1996.

2. Battle L. Land art in lonely places // Financial Times. — 2014, June 7.

3. Dean L. Nature's hidden oracles. — London: Godsfield, 2021.

4. Flower Style. Book review: with his botanical performance art, Lewis Miller asks us to stop and soak in the glow of his fantastical flower flashes. — 2022. — URL: https://www.flower.style/good-reads/book-review-lewis-miller-flower-flash

5. Gotthardt A. Frida Kahlo's garden is still thriving: Six decades after her death. — 2019. URL: https://www.artsy.net/article/ artsy-editorial-frida-kahlos-garden-thriving-six-decades-death

6. Grimberg S. Frida Kahlo's still lifes // Women's Art Journal. — 2004-2005. — Vol. 30. — P. 25-30.

7. Hawthorne M. The Banksy of floral design // The New Yorker. — 2018. — URL: https://www.newyorker.com/ magazine/2018/02/26/the-banksy-of-floral-design

8. Hosseini-Molla S. M., Ahansaz-Salmasi M. The recovery with nature and flowers, implications for the coronavirus disease pandemic // Social Determinants of Health. — 2020. — Vol. 16, no. 1. — P. 1-5.

9. Huss E., Yosef K.B., Zaccai M. Humans' relationship to flowers as an example of the multiple components of embodied aesthetics. // Behavioral Sciences. — 2018. — Vol. 8(32). — P. 34-42.

10. Jockel J. To be all ways, Herman de Vires exhibition at the Dutch Pavilion, 56th Venice Biennale. [Rose buds]. — 2018. — URL: https://www.frieze.com/article/one-take-whole-earth

11. Johnson P. Development of a method: The use of flowers in group art therapy. (Master's Thesis, Lesley University). Digital Commons @ Lesley. — 2019. — URL: https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_theses/223/

12. Kaplan S. The restorative benefits of nature: Toward an integrative framework // Journal of Environmental Psychology. — 1995. — Vol. 21, no. 2. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0272494495900012

13. Lagreze K. Art therapy blossoms: developing floral design in art therapy for adults with anxiety. [Master's Thesis, Lesley University]. Digital Commons @ Lesley. — 2019. — URL: https://digitalcommons.lesley.edu/cgi/viewcontent.cgi?article= 1197&context=expressive_theses

14. Law R.L. Outside: In. — 2015. — URL: https://www.rebeccalouiselaw.com/artwork/outside-in-2

15. Law R. L. Florilegium. — 2020a. — URL: https://www.rebeccalouiselaw.com/florilegium

16. Law R. L. "I have always been in awe of nature": artist Rebecca Louise Law on the preciousness and power of flowers // Artnet News. — 2020b. — URL: https://news.artnet.com/art-world/rebecca-louise-law-interview-1904110.

17. Law R. L. Rebecca Louise Law: biography. — 2022. — URL: https://www.rebeccalouiselaw.com/about

18. Marder M. Plant-thinking: A philosophy of vegetal life. — New York: Columbia University Press, 2013.

19. McConnell G. Why flowers are essential for optimism // Frieze. — 2021. — URL: https://www.frieze.com/article/ gareth-mcconnell-flowers-art-essential-optimism

20. Mochizuki-Kawai H., Kotani I., Mochizuki S., Yamakawa Y. Structured floral arrangement program benefits in patients with neurocognitive disorder // Frontiers in Psychology. — 2018. — URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2018.01328/full

21. Mochizuki-Kawai H., Matsuda I., Mochizuki S. Viewing a flower image provides automatic recovery effects after psychological stress // Journal of Environmental Psychology. — 2020. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S0272494419304001

22. Ohly H., et al. Attention restoration theory: A systematic review of the attention restoration potential of exposure to natural environments // Journal of Toxicology and Environmental Health. — 2016. — URL: https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.1080/10937404.2016.1196155

23. Pollan M. The botany of desire: A plant's eye view of the world. — New York: Random House, 2001.

24. Richard F. Herman de Vries // Artform. — September, 1998. — URL:https://www.artforum.com/print/reviews/199807/ herman-de-vries-51245

25. Sanroman L. The gardener, the farmer, the cook and the picture: landscape in the work of Anya Gallaccio // Anya Gallaccio / ed. by C. Wallis. — London: Ridinghouse, 2013. — P. 23-33.

26. Santambrogio G. Rosa damascene by Herman de Vries [Rose buds]. The Dutch Pavillion, 56th Venice Biennale. — 2017.

27. Scarry E. Imagining flowers: Perceptual mimesis (particularly Delphinium) // Representations. — 1997. — Vol. 57. — P. 90-115.

28. Tot Zover. Herman de Vries: Passing, 2022. — URL: https://www.totzover.nl/english/exhibitions/herman-de-vries-passing/

29. World Health Organization. Compendium of WHO and other UN guidance on health and environment: nature and health. — 2021. — URL: https://cdn.who.int/media/docs/default-source/who-compendium-on-health-and-

30. Williams K. Garden entanglement as ecological becoming: An arts-based diffractive methodology // Antistasis. — 2020. — Vol. 10, no. 1. — P. 40-57.

31. Willmer P. Pollination and floral ecology. — Princeton, NJ: Princeton University Press, 2011.

32. Yarden Y., Kabaha A., Rosen T., Avisar I., Orbach H., Amital D., Amital H. The powers of flowers: Evaluating the impact of floral therapy on pain and psychiatric symptoms in fibromyalgia // The Israel Medical Association Journal. — 2019. — Vol. 21, no. 7. — P. 449-453. — URL: www.researchgate.net/publication/335774930_The_Powers_of_Flowers

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ссылка для цитирования

Уитакер П. Флоресценция // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика: электрон. науч. журн. — 2022. — T. 3, № 2. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Whitaker R. (2022). Florescence // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2021. — Vol. 3, no. 2. — URL: http:// en.ecopoiesis.ru (d/m/y)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.