Научная статья на тему 'Флора "Линдовской" железной дороги города Самара'

Флора "Линдовской" железной дороги города Самара Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
147
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЛОРА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / АДВЕНТИВНЫЕ ВИДЫ / ADVENTITIOUS SPECIES / УРБАНОФЛОРА / RAILWAY FLORA / URBAN FLORA

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Никитин Николай Александрович

Работа является первым исследованием флоры железной дороги, проходящей по густонаселенным, промышленным районам города Самара, от станции «Средневолжская» до улиц Проспект Кирова и далее к территории бывшего «Линдова городка». По основным флористическим характеристикам, флора «Линдовской» железной дороги является частью урабанофлоры Самары. Начав формироваться в ходе освоения и застройки территории в 40-е годы XX столетия более чем на половину состоит из адвентивных видов, большинство из которых имеет североамериканское происхождение. В спектре жизненных форм преобладают гемикриптофиты и терофиты, поликарпические и монокрапические травы. По отношению к увлажнению почвы преобладают мезофиты, также обращают на себя внимание гигрофиты и гигромезофиты, что говорит о контрастности мест обитания в пределах железнодорожного полотна. Значительную долю растений составляют рудеральные и синантропные виды. Также дорога активно заселяется эргазиофитами, вторично расширяющими свой ареал в пределах урбанизированных территорий. По способу диссеминации преобладают барохоры. В настоящее время испытывает тенденцию к зарастанию и смешению с окружающими фитоценозами, ввиду прекращения эксплуатации, однако значительно повлияв на флористические особенности окружающих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Никитин Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMARA "LINDOVSKAYA" RAILWAY FLORA

It is the first research of the flora growing on the territory of railway, which goes through densely populated, industrial areas of Samara. Considering main flora characteristics the «Lindovskaya» railway flora is a part of Samara urban flora. It appeared in 1940s when the construction started in the area and more than 50% of it consists of adventitious species of Northern American origin. Nowadays the flora dis-plays the tendency of phytocoenoses mix with each other due to the railway is not exploited any more. However, it made substantial impact on the environment.

Текст научной работы на тему «Флора "Линдовской" железной дороги города Самара»

Н.А. Никитин

ФЛОРА «ЛИНДОВСКОЙ» ЖЕЛЕЗНОЙ ...

общая биология

УДК 58.01

ФЛОРА «ЛИНДОВСКОЙ» ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ГОРОДА САМАРА

© 2015

Н.А. Никитин, аспирант кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования, менеджер научно-исследовательской части

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация. Работа является первым исследованием флоры железной дороги, проходящей по густонаселенным, промышленным районам города Самара, от станции «Средневолжская» до улиц Проспект Кирова и далее к территории бывшего «Линдова городка». По основным флористическим характеристикам, флора «Линдовской» железной дороги является частью урабанофлоры Самары. Начав формироваться в ходе освоения и застройки территории в 40-е годы XX столетия более чем на половину состоит из адвентивных видов, большинство из которых имеет североамериканское происхождение. В спектре жизненных форм преобладают гемикриптофиты и терофиты, поликарпические и монокрапические травы. По отношению к увлажнению почвы преобладают мезофиты, также обращают на себя внимание гигрофиты и гигромезофиты, что говорит о контрастности мест обитания в пределах железнодорожного полотна. Значительную долю растений составляют рудеральные и синантропные виды. Также дорога активно заселяется эргазиофитами, вторично расширяющими свой ареал в пределах урбанизированных территорий. По способу диссеминации преобладают барохоры. В настоящее время испытывает тенденцию к зарастанию и смешению с окружающими фитоценозами, ввиду прекращения эксплуатации, однако значительно повлияв на флористические особенности окружающих территорий.

Ключевые слова: флора железных дорог; адвентивные виды; урбанофлора.

Строительство перегона от станции «Средневолжская» вглубь города к станции «Линдов городок» (нынешние улица Мичурина, проспект Масленикова) было начато в 1942 году. Необходимость в этом была продиктована увеличивающимся потоком эвакуированных заводов из западных областей СССР и необходимостью вывоза готовой продукции с вышедшего на запланированную мощность 4 ГПЗ, с целью не перегружать основные направления Куйбышевской железной дороги [1].

В 2015 году было проведено обследование основных сохранившихся участков «Линдовской» железной дороги, а именно участок от улицы Революционной до Гаражной (сохранился фрагментарно), от улицы Советской армии до Ново-Вокзальной (сохранился фрагментарно), от Шоколадной фабрики «Россия» до разъезда на улице Ташкентская (действующий) и далее до станции «Средневолжская» (действующий)

Рисунок 1 - Сохранившиеся шпалы на участке от ул. Советской Армии до Проспекта Кирова.

Исследованиями были охвачены три района города Самара - Советский, Промышленный и Кировский, общая протяженность маршрутов составила около 10 км.

Исследования проводились маршрутным методом. В ходе исследования железнодорожное полотно делилось на три зоны, 1 зона - собственно путь, 2 зона - откосы железнодорожной насыпи, 3 зона - прилегающий фитоценоз.

На железной дороге было зарегистрировано произрастание 68 видов сосудистых растений, относящихся к 56 родам и 24 семействам.

Рисунок 2 - Действующий участок в районе Шоколадной фабрики.

Таксономическая структура флоры характерна нарушенным экотопам урбанизированных территорий. По количеству видов преобладают семейства Asteraceae (24), Poaceae (6), Salicaceae (5), Chenopodiaceae (4), Rosaceae (3), Brassicacea (3). На первые 5 семейств приходится 70% всех видов обнаруженных на исследованном участке; 37 видов являются адвентивными, что составляет 55% от общего количества видов, I =0,6. Родовая насыщенность флоры высокая, при низкой видовой насыщенности родов. Обращает на себя внимание высокое положение семейства Salicaceae полностью состоящее из эргазиофитов.

Среди жизненных форм по системе Раункиера преобладают гемикриптофиты (50%) и терофиты (20%), далее следуют геофиты (10%), хамефиты (9%), обращают на себя внимание гидрофиты (8%), микрофанерофиты (3%); среди жизненных форм по системе Серебрякова поликарпические травы, составляют 78% от общего числа растений, среди них преобладают стержнекорневые, длиннокорневищные и короткокорневищные травы, у монокарпических трав (20%) преобладают однолетники, имеются деревья и полукустарники.

В эколого-фитоценотической структуре преобладают сорные растения (70%), имеются степные (9%), луговые (9%) и переходные (10%). Обращают на себя внимание лесные, прибрежно-луговые и опушечные виды.

По отношению к увлажненности почвы преобладают мезофиты (50%) и ксеромезофиты (30%), далее следуют ксерофиты (10%) гигрофиты (5%) и гигромезофиты

общая биология

H.A. Никитин

ФЛОРА «ЛИНДОВСКОЙ» ЖЕЛЕЗНОЙ ...

(5%).

Генетически флора, в основном, сложена видами европейско-азиатского (50%) и североамериканского происхождения (20%), а также голарктического (10%), европейского (10%) и азиатского (10%).

Антропогенная динамика флоры проявляется, как указывалось выше, очень высокими показателями ад-вентизации. Поскольку район активно застраивался и заселялся, начиная с 40-х годов XX века, ядром адвентивного компонента флоры «Линдовской» железной дороги являются североамериканские кенофиты, составляющие 70% общего числа адвентов, европейско-азиатские архе-офиты и плюризональные космополиты представлены оставшимися 30%.

По способу диссеминации преобладают барохоры (70%), анемохоры (20%) и антропохоры (10%), среди которых следует особо отметить агестохоров - растения активно расселяющихся посредством железнодорожного транспорта.

Флора изученного перегона представляет собой часть урбанофлоры города Самара, по количеству видов (в том числе адвентов) зарегистрированных на ней, соответствует ранее изученным участкам Куйбышевской железной дороги - мост через реку Самара - Толевая (86 видов/32 адвента) [2], город Тольятти в районе ст. «Жигулевское море» 66/25, перегон Кинель-Безенчук в окрестностях села Николаевка (85/38).

Ниже приводится флористический список. Названия даны на латинском языке, (*) обозначены адвентивные виды, цифрами в скобках приведены зоны, где были обнаружены виды, а также обилие по шкале Друде. Acer negundo L. * (1,2,3 зона; soc) Achillea millefolium L. (2,3 зона; cop2) Alliaceapetiolata (M. Bieb.) Cavara & Garande (3 зона;

sp)

Amaranthus blitoides S. Watson* (2 зона; cop1)

Amaranthus retroflexus L.* (2 зона; cop1)

Ambrosia trifida L.* (1,2,3 зона; soc)

Amoria repens L. (2,3 зона; sol)

Antirrhinum majus L.* (2 зона; sp)

Arctium lappa L. (2,3 зона; cop1)

Arctium minus L. (2,3 зона; cop1)

Artemisia abrotanum L. (3 зона; cop2)

Artemisia absinthium L. (3 зона; cop1)

Artemisia sieversiana Willd.* (3 зона; sp)

Artemisia vulgaris L. (3 зона; cop1)

Atriplex sagittata Borkh.* (2,3 зона; cop1)

Atriplex tatarica L.* (3 зона; cop1)

Ballota nigra L.* (2 зона, sol)

Berteroa incana (L.) DC.* (3 зона, sp)

Biedens frondosa L.* (2,3 зона; cop1)

Bromus arvensis L.* (3 зона; sp)

Calendula officinalis L.* (3 зона; sp)

Capsella bursa-pastoris (L.)Medic.* (2,3 зона; cop3)

Centaurea pseudomaculosa Dobrocz. (3 зона; cop1)

Cerasus avium (L.) Moench* (3 зона; sp)

Chelidonium majus L. (1,2,3 зона; cop3)

Chenopodium album L.* (3 зона; cop1)

Cichorium intybus L. (3 зона; cop2)

Cirsium arvensis L. (3 зона; cop1)

Consolida regalis L.* (1зона; un)

Convolvulus arvensis L.*(2,3 зона; cop2)

Conyza canadensis (L.) Cronq. * (1,2,3 зона; cop3)

Cuscuta campestris L.* (3 зона; sp)

Cyclachaena xanthiifolia Nut. (Fres.)* (1,2,3 зона; soc)

Daucus carota L. (1 зона; un)

Echiops sphaerochephalum L. (3 зона; un)

Elytrigia repens L. (3 зона; sp)

Euphorbia cyparissias L. (1,2,3 зона; sp)

Falcaria vulgaris Bernh. (3 зона; cop1)

Fallopia covolvulus (L.) A. Love * (1 зона; un)

Fraxinus lanceolata Borkh.* (3 зона; sp)

Fraxinus pennsylvanica Marsch.* (2,3 зона; cop2)

Geranium sibiricum L.* (3 зона; sp)

Geum urbanum L. (2 зона; cop1)

Helianthus tuberosus L.* (1 зона; un)

Kochia scoparia (L.) Schrad. * (2,3 зона; cop2)

Lactuca serriola L.* (3 зона; cop2)

Lactuca tatarica (L.)* C.A. Mey. (3 зона; sp)

Lepidotheca suaveolens (Pursh) Nutt. * (1,2,3 зона; sp)

Linaria vulgaris Mill. (2 зона, sp)

Myosotis arvensis (L.) Hill (3 зона; sp)

Parthenocissus qunquifolia L. * (3 зона; un)

Phleum pratense L. (1 зона; un)

Plantago major L. (1,2,3 зона; cop1)

Poa angustifola L. (2,3 зона; sp)

Polygonum aviculare L.* (2,3 зона; cop2)

Populus alba L. (3 зона; sp)

Populus balsamifera L.* (3 зона; cop1)

Populus nigra L. (3 зона; cop1 )

Populus suaveolens L.* (3 зона; sp)

Potentilla anserina L. (3 зона; un)

Potentilla supina L. (2 зона; sp)

Ranunculus cassubicus L. (3 зона; sp)

Salix babylonica L.* (3 зона; sp)

Solidago virgaurea L. (1 зона; un)

Taraxacum officinale L. (1,2,3 зона; cop3)

Tripleurospermum inodorum (L.) Sch. Bip. * (2,3 зона;

sp)

Triticum aestivum L. (2 зона; un) Ulmuspumila L.* (1,2,3 зона; cop3)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захарченко А.В., Репинецкий А.И. Узники Безымянлага: состав, трудовая деятельность (1940-1942 гг.) // Вестник архивиста. 2006. № 4-5. С. 116-137.

2. Иванова Н.В. К вопросу изучения флоры Куйбышевской железной дороги (в пределах г. Самара) // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2008. Т. 17. № 3. С. 600-606.

SAMARA «LINDOVSKAYA» RAILWAY FLORA

© 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.A. Nikitin, graduate student of the Department of Botany, General biology, Ecology and Bioecological Education, manager of the Scientific Research Department

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Abstract. It is the first research of the flora growing on the territory of railway, which goes through densely populated, industrial areas of Samara. Considering main flora characteristics the «Lindovskaya» railway flora is a part of Samara urban flora. It appeared in 1940s when the construction started in the area and more than 50% of it consists of adventitious species of Northern American origin. Nowadays the flora dis-plays the tendency of phytocoenoses mix with each other due to the railway is not exploited any more. However, it made substantial impact on the environment.

Keywords: railway flora; adventitious species; urban flora

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.