Научная статья на тему 'Флэш-моб по-ярославски: абсурд в «Маленьком мегаполисе»'

Флэш-моб по-ярославски: абсурд в «Маленьком мегаполисе» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
216
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Флэш-моб по-ярославски: абсурд в «Маленьком мегаполисе»»

ОБЩЕНИЕ

Флэш-моб по-ярославски: абсурд в «маленьком мегаполисе»

Анастасия Гудкова

Феномен флэш-моба описан главным образом по материалам столичных городов, а что он представляет собой в городе провинциальном? В ярославском варианте флэш-моб явно трансформируется, отклоняется от уже успевших сложиться нормативных образцов, частично утрачивает изначальную идеологию. Для флэш-моба в Ярославле характерны вторичность сценариев, неясная адресация, разделение ролей участников на «активных» и «пассивных», отказ от интерактивности, упрощение правил. Все это свидетельствует

о том, что в социокультурных условиях провинциального города, пусть даже такого крупного как Ярославль, имеет место явное недопонимание содержательной, функциональной и коммуникативной специфики флэш-моба

Flash-mob, БтаЛ-тоЬ («мгновенная толпа», «умная толпа») — развлечение, возникшее и распространившееся в мегаполисах эпохи Интернета с июня 2003 года. Флэш-моб занимает пограничное положение между искусством, социальным высказыванием и жизнью. Участники флэш-моба, заранее договорившись в Сети, внезапно появляются в определенном месте, исполняют какие-то, как правило, абсурдные действия и так же мгновенно исчезают. Цели флэш-моба — удовольствие от шуточного «заговора» и, возможно, ответ на массовость и обезличенность образа жизни в большом городе. Первая флэш-моб акция состоялась в Нью-Йорке, когда около полутораста человек одновременно зашли в мебельный магазин и попросили продать им «ковер для любви за 10 000 долларов для загородной коммуны».

Анастасия Алексеевна Гудкова, старший преподаватель кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушин-ского, Ярославль.

Появление флэш-моба в Ярославле связано не столько с расширением международного и российского движения флэш-моба в самом Интернете (помимо двух столиц в нем участвуют крупнейшие города: Екатеринбург, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Челябинск, Уфа, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Казань, Смоленск и др.), сколько с ростом его популярности среди широких слоев публики. На одном из основных специальных сайтов (www.flash-mob.ru) Ярославль фигурирует в списке 20 городов, где существует флэш-моб, однако отведенная ему собственная страница остается пустой. Ярославская страница во «Флэш-моб Ассоциации русскоязычных сайтов» (www.fars.ru) также зарегистрирована, но не поддерживается. Можно предположить, что в Ярославле флэш-моб возник не как ветвь движения, объединяющего Рунет, а по информации из вторых рук, под влиянием СМИ, уже описавших ставшее модным явление (популярно-аналитический сюжет в программе Л. Парфенова «Намедни», новостные сюжеты на телеканале НТВ и публикации в молодежной прессе).

Первая флэш-моб акция в Ярославле состоялась 17 октября 2003 года, в ноябре — декабре движение переживало относительный подъем1. Флэш-моб в Ярославле существует за счет пока еще не угасшего энтузиазма нескольких организаторов (молодежь, преимущественно юноши — студенты и учащиеся старших классов). Предполагается, что эти люди не обязательно должны быть известны по именам, вместо имени используется псевдоним для общения в Интернете. Личность организатора доступна восприятию на форуме — пространстве общения внутри сайта.

Флэш-моб в ярославском варианте стремительно трансформируется, проявляя тенденции, в корне противоречащие его изначальной идеологии, все более и более становится отклонением от стихийно сложившейся нормы, в ходе которого последняя обедняется и упрощается. Скорее всего, это мутация, несовместимая с жизнью. Отметим основные тенденции этих видоизменений.

Прежде всего, численность ярославских мобберов делает затруднительным применение к ним понятия «толпа» (максимум, достигнутый во время проведения акции «Стрелки», — 23 человека2).

Далее, анализ сценариев ярославского флэш-моба показывает, что они зачастую вторичны и воспроизводят либо «признанную классику», либо апробированные акции российских городов, такие, как «Крыша поехала», «За стеклом», «Ладошки», «Шарики», «Пуль-тики». Типичная реплика на обсуждении: «Можно было бы еще

повторить акцию, не помню, какой город». Ниже приводятся примеры сценарного творчества ярославских мобберов. Это сценарии уже отработанных акций, представленные для общедоступного просмотра на сайте www.flashmob.yarafisha.ru; орфография и эмотиконы сохранены.

Начало: 17.10.2003 17:30 Автор: pupkin (mobik@nordnet.ru)

Название: шарики :)

Описание:

Суть акции заключается в следующем: собираемся (где? см. ниже), надуваем каждый по шарику (презервативу, резиновой перчатке :), в 17.30 заходим в ближайший вход Центрального гастронома, проходим через весь гастроном ЦЕПОЧКОЙ (т. е. друг за другом), выходим из рыбного отдела на ул. Кирова, при выходе лопаем шарик (презерватив, перчатку), бросаем все это дело в урну и расходимся в разные стороны. :)

Сбор в 17.20 под аркой между магазином «Пионер» и Центральным гастрономом. С собой иметь шарик (презерватив, перчатку резиновую), булавку (иголку). До встречи на акции:)

Начало: 23.10.2003 18:30 Автор: eRRoR (error@rbcmail.ru)

Название: застеклом:)

Описание:

Суть акции заключается в следующем: собираемся (где? см. ниже), в 18,30 подходим к Маку на Свободе (к ресторану McDonalds на улице Свободы. — А. Г.), встаем лицом к окнам и начинаем пристально (ТУПО) смотреть внутрь (не трогая окна) :). Разрешается махать руками посетителям, фотографировать и корчить рожицы :). В 18.35 расходимся в разные стороны.

Сбор в 18.20 у рекламного стенда у трамвайных путей возле Торгового центра у Макдональдса.

Начало: 30.10.2003 18:30 Автор: Glaz_0k (Glaz_Ok@inbox.ru)

Название: ладошки Описание:

Суть акции заключается в следующем:

Собираемся (где? см. ниже), в 18.30 подходим на пятачок у нового «Телевизора» (у монитора видеорекламы. — А. Г.) на пл. Волкова и начинаем хлопать в ладошки. Хлопать будем мелодию, которую обговорим при встрече. В 18.35 расходимся в разные стороны.

Сбор в 18.20 у ларька с блинами на ул. Кирова

Начало: 06.11.2003 18:30 Автор: (error@rbcmail.ru)

Название: Дайте посмотреть!

Описание:

В 18.30 на улице Кирова у люка № 2 (он находится напротив магазина «Мария») возникает толпа и начинаем делать вид, что там что-то произошло, а также кричим типа «пропустите», «дайте посмотреть» и т. п. ...

В 18.35, сразу после того, как автор сценария нарисует на крышке люка смайла, расходимся в разные стороны.

Сбор после акции сразу за Волковским театром в 18.45.

Начало: 27.11.2003 18:30 Автор: эапуа (sanya@yarafisha.ru)

Название: СтрЕлки Описание:

В 18,30 у Гиганта у памятника мобберы встают в круг, у каждого в руках стрелка. Стоим 5 минут и расходимся.

Сбор перед акцией: в 18-10 на пр. Ленина на аллее напротив магазина «Алмаз» (сразу за рекламным щитом фирмы «Большой ремонт»). На сборе можно будет получить стрелочку, которую заранее нужно заказать у админов по мылу: flashmob@yarafisha. ш. В тексте письма необходимо указать свой ник и количество стрелочек, типа для меня и моего друга.

Начало: 04.12.200318:30 Автор: eRRoR(error@rbcmail.ru)

Название: Клад Описание:

В 18-30 собираемся на площади Юности возле фонтана ближе к остановке и начинаем все ходить с развернутыми географическими картами, заглядывать в них, затем делать задумчивое лицо и ГРОМКО отсчитывать шаги, затем опять смотреть в карту и опять отсчитывать шаги и т. д. пока не кончаться 5 минут. На вопросы прохожих, если таковые будут, отвечать, что кто-то из родственников им рассказал, что здесь зарыт большой клад. По желанию приносим компасы, лопаты и другую атрибутику для поиска клада :))

Сбор перед акцией: в 18-10 у подземного перехода со стороны банка Менатеп. Если кто-то не сможет найти карту либо что-то на нее похожую, можете написать error@rbcmail.ru и получить карту на сборе перед акцией.

Начало: 11.12.2003 18:30 Автор: eRRoR (error@rbcmail.ru) Название: Треники

Описание:

В условно заданное время толпа собирается на Кирова возле «Во-Блин...» (киоск фаст-фуда. — А. Г.) стоит 2 минуты, откуда-то со стороны выходит человек, встает напротив часов, и размахивая над головой потертыми тренировочными трико говорит толпе «эй! смотрите что у меня есть!». В Этот же миг мобберы кричат указывая пальцем на этого чела «смотрите, у него треники!!» Чел якобы пугается и убегает с этого места в сторону Советской площади размахивая трикошками, толпа бежит отставая от него метров на 5 и кричит в след «у него треники! держи его» и т. п. (главное его не догнать!!). Где-то около конца пешеходной зоны Кирова выйдет другой чел и закричит толпе и бегущему впереди чуваку с трико «Стойте! Остановитесь!!!» Встанет между убегающим и догоняющими и громко скажет: «Все нормально, расходитесь, это мои треники!». На что толпа разочарованно будет расходиться и ворчать «ууу, это его треники ;( ;(»... Для интереса перед всем этим на улице Кирова будет ходить третий человек и спрашивать у прохожих «извините, вы тут тренировочные нигде не видели?»

Сбор перед акцией: в 18-10 Сразу за Волковским театром у первой лавочки.

Начало: 25.12.2003 18:00

Автор: еРРоЯ (error@rbcmail.ru)

Название: Тотальный насморк

Описание:

Приходим все в какой нибудь большой магазин. С собой иметь носовой платок для вытирания вооброжаемых соплей. В указанное время один из участников заходится в приступе кашля — это сигнал. После чего все «подхватывают» «простудный вирус» и делают, то, что обычно делают простуженные люди — кашляют, чихают, шмыгают носом, прикладывают ладонь ко лбу, тяжело вздыхают и прочее. Все действо должно было занять около полутора минут. После чего все справляются с приступом кашля или насморка и расходятся.

Сбор перед акцией: в 17-40 у памятника Волкову (на пл. Волкова). Там будет решено в какой магазин идти проводить акцию и некоторые организационные вопросы.

Еще одна характерная черта флэш-моба в Ярославле — инфантильность. В первую очередь она выражается в названиях акций. Атакже в некоторых сценариях, которые мы не приводим3. Эти сценарии полностью лишены урбанистического колорита, нет в них и специфического для флэш-моба абсурдистского оттенка; как видим, по своей сути они ближе всего к детским полуспортивным играм — «в догонялки», «в паровозик».

Уже предварительный анализ обнаруживает неясную адресацию флэш-моба как высказывания. По признанию самих участников мобберского движения, в городской среде Ярославля их ожидает если не агрессивное, то по меньшей мере неприязненное непонима-ние4. Ярославцы на улице не расположены к столкновению с комическим абсурдом, с игрой, бескорыстным дурачеством. Тогда как флэш-моб всегда рассчитан на непосредственную реакцию зрителей, более того — предполагает обоюдное удовольствие как для участников, так и для зрителей-горожан, пусть даже остающихся в совершенном непонимании происходящего.

Проблема адресации имеет еще одно измерение. Главный зритель флэш-моба — Город, мегаполис, сити. Только в урбанистическом пространстве могла появиться идея имитации случайного столпотворения как реплики на хаотичную разобщенность обыкновенной городской толпы. Как пишет анонимный теоретик, смысл действа — «настолько слиться с повседневностью, чтобы потом любое действие — пусть даже оно будет совсем чуть-чуть отличаться от этой самой повседневности — выглядело как удар грома среди ясного неба»5. Поэтому естественный расчет — на самые людные места, на максимальное количество свидетелей акции. Проблема, однако, не в величине и не в статусе города, а в неадекватном прочтении идеологии флэш-моба. В ярославских условиях может быть представлен сценарий, рассчитанный вообще на одного реципиента (например, сценарий «Подвезите», когда мобберы поочередно подходят к шоферу такси, просят подвезти «за Волгу», в отдаленный городской район, и уходят). Такой сценарий тяготеет к розыгрышу, а розыгрыш по отношению к его «жертве», постороннему человеку — «безыдейное» развлечение.

Флэш-моб по-ярославски демонстрирует еще один план непонимания самой его сущности. Вообще флэш-моб — движение, целиком принадлежащее субкультуре Интернета с его коммуникативной, языковой, социальной и собственно технической спецификой. Все этапы подготовки — представление сценария, голосование, уточнение плана действий — принципиально должны проводиться в Сети. На улицу выносится уже готовый результат, он эффективен именно потому, что участники «умной толпы» в принципе до последнего момента не знают, кто из толпящихся рядом горожан окажется моб-бером. Значительная часть информации (за исключением права голосования и окончательного утверждения сценария) доступна для любого посетителя сайта без ограничений.

В ярославских же условиях организаторы движения налагают ограничения именно на информацию, содержащуюся на специально, казалось бы, для этого созданном сайте www.flashmob.yarafisha.ru. Доступны для просмотра только сценарии уже состоявшихся акций; информацию о готовящихся можно узнать, лишь пройдя специальную процедуру регистрации, последствием которой оказывается «принудительная» подписка на рекламные рассылки сайта. Организационная деятельность ярославского мобберского «штаба» ведется традиционными, самодеятельными средствами, не имеющими отношения к возможностям Интернета (листовки, объявления). Более того, планирование акции с обсуждением сценария и голосованием проходит путем «организационных собраний», вынесенных из сетевого пространства «в офф-лайн», на улицу, что вообще отменяет специфику явления.

Отличительной чертой флэш-моба по-ярославски является распределение ролей активных и пассивных участников. Если сценарий требует наличия реквизита, например, «смайликов» — листовок с принтерным изображением, то участники акции не готовят его самостоятельно и не приносят его с собой, создавая в нужный момент эффект синхронности и неожиданности. Так, листки в готовом виде предполагалось раздавать на месте, заранее специально спрятавшись «за углом».

Более того, даже зарегистрированный «актив» движения, не говоря об остальных участниках, может быть не проинформирован о содержании сценария: организаторы обходятся без голосования и сообщают план уже собравшимся на месте мобберам. Концепция флэш-моба построена на диалектике безличного и личностного, анонимного и персонального, на интерактивной коммуникации; она по своей декларативно демократической природе, присущей среде Интернета вообще, учитывает голос каждого. Не случайно процедура голосования является принципиальной формой высказывания во время обсуждения каждой конкретной акции. Ярославская же версия отвечает скорее атмосфере такой массовой затеи, где подготовку может взять на себя единственный ведущий.

Тенденция к узурпации инициативы вылилась в курьезное, но весьма показательное столкновение «администраторов» и «рядовых мобберов». Один из участников, разочарованный постоянным откладыванием, отодвиганием сроков давно обещанного устроителями «грандиозного моба», высказал на форуме догадку, что длящиеся пустые переговоры вокруг и около намеченного мероприятия —

это и есть суть розыгрыша, моба, перенесенного внутрь самой «организации» и направленного «против своих»6:

Guma: я тут понял, что такое «грандиозный моб»: кое-кто начинает парить мозги нам про мобы (супер, грандиозные, мега... нужное подставьте), «вот такой хороший моб будет» — говорят нам отовсюду, естественно все заинтригованы, а потом бац и ни какого моба и нет, то есть он был когда вам мозги парили...

Glaz_Ok: поддерживаю... вся эта канитель больше похожа на крутое на...лово, профонацию, эпотаж Я сам лично принимал участие во всех мо-бах, кроме одного, но что, если никакого гранд моба не будет? (орфография сохранена. — А. Г.)

Интернет-моб (i-Mob) — более позднее, спорное и неаутентичное ответвление флэш-моба. В нем акции разворачиваются «в людных местах» Сети — в чатах и на форумах, и он действительно встречается в мировой и в российской практике. Более того, и в Ярославле с инициативой проведения подобных акций одновременно, но независимо друг от друга выступили двое из активистов местного движения. Однако их начинания ни к чему не привели, и подозревать в устроителях ярославского флэш-моба подобную автореференцию (как и прямую провокацию) не приходится. Тем не менее понадобились успокаивающий ответ администраторов, их заверения в отсутствии провокативных намерений: «Да будет! просто нужно немного подождать, пока до всех дойдет, что моб будет! чтобы пришло макс. количество народу». Однако разочарование этим не было снято: Eugene: «Пока дойдет, другие забудут».

Вместе с тем на форуме www.forum.yarafisha.ru все же сделана попытка установить интерактивный контакт между «активной» и «пассивной» частями движения — проведено традиционное интер-нет-голосование7. Перед участниками были сформулированы две принципиальные проблемы:

А ТЫ ИДЕШЬ НА ГРАНДИОЗНЫЙ МОБ??

Конечно, еще и друзей прихвачу... 26% 9

Сам точно приду 32% 11

Ну... Я не уверен... 32% 11

Не приду 8% 3

Всего проголосовало: 34

НУ ЧТО, СНОВА ФЛЭШ-МОБ? Стоит ли проводить мобы?

Однозначно! 100% 22

Пора бы все это прикрыть... 0% 0

Не знаю... 0% 0

Всего проголосовало: 22

Как видно, интерактивная оценка промежуточных итогов полугодового бытования флэш-моба в Ярославле оптимистична, но при этом стопроцентный энтузиазм мобберов парадоксальным образом оборачивается их неготовностью к активному участию.

На ярославском сайте, в подражание общероссийским (иногда их тексты воспроизводятся, причем без ссылок), размещены правила флэш-моб движения. К примеру, это правило «не смеяться»; в «классическом» исполнении оно звучит так: «Чем с более серьезным лицом человек выполняет абсурдное действие, тем сильнее впечатление на окружающих. Тем больше акция бывает похожа на искажение реальности, а не на бродячий цирк» 8. Или правило «не привлекать внимания», то есть не обсуждать предстоящую акцию громко и прилюдно, не «светить» реквизитом; не общаться с другими участниками во время акции; не образовывать точечных скоплений до акции: «Для достижения максимального эффекта необходимо создать ощущение, что толпа выросла ниоткуда. Даже несколько человек, стоящих рядом с Местом, — вызывают ощущение организованности. Моб — мгновенный сбор незнакомых людей. В ином случае теряется главная прелесть» 9. Приведем также лозунги, сформулированные на специальном «теоретическом» флэш-моб форуме10: «Первое правило ФМ — не общаться! Чего бы это ни стоило»; «Долой тусовку-знакомства! Пусть живет флэш-моб»; «Если людей на акции объединяет что-либо, помимо флэш-моба, — это уже не флэш-моб». При обсуждении же на местном ярославском форуме собственной редакции правил эти принципиальные пункты заранее отвергнуты как трудные для выполнения и ни разу не выполнявшиеся. Сами нарушения получают значение прецедента. Как заметил ярославец Scout:

«“Не смеяться” можно удалить — один фиг не получается. Насчет точечных скоплений — бесполезняк, так как все равно создаются. Надо написать, чтоб, если создают скопления, то подальше от места проведения акции, чтоб внимание не привлекать. “Не общаться с другими участниками Флэшмоб” — удалить на фиг, так как мы его уже нарушили»11.

Первое и основное правило флэш-моба — это требование не опаздывать12, синхронизировать время по виртуальным часам13, так как в противном случае рушится эффект внезапности столпотворения. Ярославский «кодекс моббера» вообще не включает это правило, хотя обвинения в опозданиях звучат на форуме постоянно. Зато в ярославский вариант правил, призванных, по признанию одного из организаторов, «учитывать специфику Ярославля... и постоянно подпинывать участников Моба», включено, видимо, более актуальное требование: «не приходить на акцию в состоянии алкогольного опьянения» 14. В итоге каждая рассылка сценария сопровождается типовой инструкцией: «Разрешается: приводить с собой друзей и подруг для образования БОЛЬШОЙ толпы. Запрещается: опаздывать! и стоять не участвуя во время акции».

В ходе сравнения ярославского флэш-моба с московской практикой намечается еще один аспект, обнаруживающий разницу культурных кодов в «столичном» и «провинциальном» вариантах движения. В мобах, проводившихся в Москве, заметны ассоциации с советской культурой массовых акций, вернее, с ее ироническим переосмыслением. Так, например, притягательными для флэш-моба являются места, культурно осмысленные в советскую эпоху: ВДНХ, ЦПКиО, метро, особенно станции с характерным советским колоритом, как, например, «Маяковская», темы авиации и космонавтики. В частном общении на флэш-моб форумах звучит ироничный «соц-артовский» язык с обращением «товарищи». Нам представляется, что «искусство» флэш-моба на отечественной (а именно московской) почве дало специфическую разновидность, обогащенную культурной памятью о феномене демонстрации и смыкающуюся с соц-артом в акцио-нальном варианте. Эти коннотации значимы в силу возрастной принадлежности участников: по наблюдениям самих московских мобберов, среди них значительная часть людей в возрасте приблизительно 30 лет.

В Ярославле же отношение к «советской теме» в флэш-мобе индифферентное. Единственный сценарий, дающий соответствующий материал для анализа, — вторичный. В оригинальной версии сценарий «Не уезжай!» был реализован в Нижнем Новгороде под названием «Козьма, останься!», где «мгновенная толпа» на одной из центральных площадей с транспарантами и с призывами не покидать город обращалась к памятнику Минину15. В Ярославле мобберам предлагалось упрашивать памятник Ленину на Красной площади. Среди голосовавших, принадлежащих к поколению тинэйджеров,

сценарий, естественно, не встретил понимания и в итоге не был реализован.

Динамика ярославского флэш-моба явно подчиняется сезонным закономерностям традиционных городских развлечений. Всплески инициативной активности на уровне выдвижения и обсуждения идей наблюдаются в предпраздничные периоды: в предновогодние дни, между днем св. Валентина и Восьмым марта, во время майских праздников; перед Днем города, который проводится в последние выходные мая. Зимой 2004 года, с середины февраля, после провала акции «Смайлики» жизнь на форуме замерла более чем на месяц, реплики, призывающие к активности, появились снова только в преддверии Первого апреля. Пытаясь оправдать затишье в движении, форум постоянно возвращался к теме близящейся весны и улучшения погоды, связывал с этим надежды на активизацию участников: «Мобберы! давайте будем активнее и придумаем новые сценарии на голосование». Однако эти призывы пока оказываются неуспешными.

В российском флэш-моб движении, сосредоточенном вокруг нескольких центральных сайтов, существует специфическая сфера — коммуникативное пространство высокого уровня рефлективности, где в ходе приватного общения ведутся концептуализация и теоретическая разработка идеологии флэш-моба «изнутри». В качестве примера можно указать на интеллектуальный клуб, специализирующийся на экспериментальных формах флэш-моба (X-mob, mob-art, social-mob, bookcrossing, SMS-mob, I-mob), — «лабораторию» на сайте www.fmob.ru16. Теоретическая содержательность обсуждаемых на нем тем и сам уровень обсуждения, достойный профессионального внимания специалистов по культуре современности, таковы, что фактически выводят феномен флэш-моба за пределы массовой культуры. Но и помимо этого концептуального направления обычными для мобберских сайтов являются посильный самоанализ, тщательный тактический разбор состоявшихся акций, обстоятельное обсуждение плюсов и минусов, обмен личным опытом. По сравнению с этой практикой темы и высказывания, которые имеют место на www.flashmob.yarafisha.ru, следует назвать исключительно поверхностными и начисто лишенными рефлексии.

Подведем итог. Главные дефекты флэш-моба в Ярославле — недостатки организации и непонимание специфики явления — кажутся нам неустранимыми, поскольку они определены рамочными условиями социокультурной ситуации в провинциальном городе. Тенденции упрощения внесли изменения в основную цель флэш-

моба, связанную с рефлексией над самоощущением человека в мегаполисе. Теперь эта цель — просто развлечение; в формулировке одного из участников ярославского движения она звучит так: «Задуматься над проблемой Неприкольного Обывателя и перестать быть таковым. Развлекайте друг друга и главное — себя, тогда наша жизнь станет ярче, насыщеннее и интереснее»17.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Тогда оно даже привлекло внимание местной прессы. См., например: Кирдя-шев Р. Среди «толпы случайной»... // Ярославская неделя, 2003, 26 ноября (№ 48); Шадрин С. Перфоменс а-ля гопота // Караван РОС, Ярославль, 2003, 25 ноября.

2 http://forum.yarafisha.ru/viewtopic.php?t=55???

3 См., например: http://forum.yarafisha.ru/viewtopic.php?t=37.

4 http://flashmob.yarafisha.ru/a1.php.

5 Аноним (Enjoy). Все, что вы хотели знать о флэш-мобе // http://www.fmob.ru/b/ viewtopic. php?t=1384. Стоит обратить внимание и на другие тексты того же автора, например: Флэш-моб как хэппенинг: комментарий к С. Зонтаг // http//www.fmob.ru/b/ viewtopic.php?t=858; Флэш-моб: в поисках очередной утопии //http://www.fmob.ru/b/ viewtopic. php?t=1644.

6 http://forum.yarafisha.ru/viewtopic.php?t=116.

7 Статистка голосования приводится на форуме. См.: http://forum.yarafisha.ru/ viewtopic. php?t=116; http://forum.yarafisha.ru/viewtopic.php?t=129.

8 http://www.fmob.ru/b/viewtopic.php?t=981&start=0.

9 http://www.fmob.ru/b/viewtopic.php?t=1384.

10 Аноним (dIRA) Что такое флэш-моб // http://www.fmob.ru/b/viewtopic. php?t=1390.

11 http://forum.yarafisha.ru/viewtopic.php?t=70.

12 www.flash-mob.ru.

13 www.fmob.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 http://forum.yarafisha.ru/viewtopic.php?t=70.

15 http://www.flashmob.ru/action.asp?action_id=6.

16 http://www.fmob.ru/b/index.php?c=7; типология: http://www.fmob.ru/b/view-topic.php?t=1587&start=30. См. также каталог статей и высказываний: http://www. fmob.ru/b/viewforum.php?f=24.

17 http://flashmob.yarafisha.ru/a1.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.