Научная статья на тему 'Флеминг александр 1881–1955 шотландский бактериолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине'

Флеминг александр 1881–1955 шотландский бактериолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
638
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Флеминг александр 1881–1955 шотландский бактериолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине»

КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 11-12, 2013

ФЛЕМИНГ АЛЕКСАНДР 1881-1955

Шотландский бактериолог,

лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Э.М. Шпилянский1

Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием,... учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным.

АндреМоруа

Александр Флеминг родился в графстве Эйшир в Шотландии в семье фермера Хью Флеминга и его второй жены Грейс. Он был седьмым ребенком у отца и третьим — у матери.

«Я думаю мне очень повезло, — говорил Флеминг, — что рос я в многодетной семье». Дети сами придумывали себе развлечения. Это было нетрудно: у них были домашние животные, рыбы, птицы... Александр еще совсем юным, сам того не замечая, стал естествоиспытателем, от взгляда которого ничто не ускользало из окружающего его мира.

В возрасте 13 лет он вслед за старшими братьями отправился в Лондон, где работал клерком, посещал занятия в Политехническом институте, а в 1900 г. вступил в Лондонский шотландский полк, где сочетал военную службу с участием в спортивных клубах [1, с. 15-17, 20].

В 1906 г., окончив медицинское училище при больнице Сент-Мэри в Лондоне, занялся иммунологическими исследованиями в лаборатории патологии профессора Алмрота Райта. Оставаясь работать в лаборатории, в 1908 г. получил степени бакалавра и магистра наук в Лондонском университете [3, с. 341].

23 декабря 1915 г. Александр женился на старшей медицинской сестре Саре Марион Мак-Элрой, ирландке по происхождению. Через 9 лет у них родился сын Роберт.

Став военным врачом во время Первой мировой войны (1914—1918 гг.), изучая инфекции в ранах, Флеминг обнаружил поразительное явле-

1 Шпилянский Эдуард Маркович, д-р мед. наук, профессор ПМГМУ, кафедра общественного здоровья и профилактической медицины. Тел.: 8-915-437-00-31.

ние: многие антисептики разрушают больше клеток человеческого тела, чем микробы. Он понял: требуется некое вещество, которое уничтожая бактерии, не оказалось бы вредным для клеток человека. Проведенные им блестящие опыты, показавшие, какой вред тканям организма приносит неправильное применение антисептиков, — самая законченная и искусная из всех проделанных им работ [1, с. 92; 4, с. 241].

Свое великое открытие Александр Флеминг сделал в 1928 г. В тесной темной лаборатории больницы Сент-Мэри повсюду стояли чашки с бактериальными культурами. Флеминг не выбрасывал культуры по 2-3 недели, пока его лабораторный стол не оказывался загроможденным сорока или пятьюдесятью чашками [1, с. 132, 133].

Убирая лабораторию, в одной из чашек он обнаружил плесень, которая, к его удивлению, угнетала высеянную культуру бактерии. Вскоре сделал вывод: «Бульон, на котором выросла плесень, приобрел отчетливо выраженную способность подавлять рост микроорганизмов, а также бактерицидные и бактериологические свойства» [2, с. 335]. Плесень производила какое-то вещество, оказавшееся ядовитым для бактерий стафилококков, стрептококков, дифтерийных палочек и бациллы сибирской язвы. Это вещество, названное им пенициллином, не было ядовитым ни для людей, ни для животных [1, с. 135; 4, с. 242].

Александр понимал, что для практического использования необходимо выделить чистый пенициллин, но сам не мог выполнить эту задачу. 13 февраля 1929 г. в медицинском клубе Флеминг делает первое сообщение об открытии пенициллина; в 1932 г. публикует результаты первых

СРОЧНО В НОМЕР

опытов по применению пенициллина для лечения инфицированных ран; в 1936 г. выступает на II Международном конгрессе микробиологов, где в который раз рассказывает о пенициллине и проделывает на глазах своих коллег опыты, доказывающие эффективность нового препарата. Но и на этот раз сообщение вызвало слабый интерес [1, с. 167; 4, с. 242].

1939 год. Александру Флемингу 58 лет. Он узнает, что британские исследователи-медики Говард Уолтер Флори и Эрнст Борис Чейн повторили его опыты и удостоверились в их результатах: выделили пенициллин и проверили его на лабораторных животных.

Вторая мировая война. Флеминг продолжает заниматься темой, которую хорошо изучил в годы прошлой войны: инфекциями, сопутствующими фронтовым ранениям. В Сент-Мэри стали поступать раненые. Флеминг потребовал, чтобы после каждой хирургической операции на гнойных ранах ему передавали срезы тканей. Он исследовал под микроскопом удаляемую ткань и давал ценные советы [1, с. 195].

1941 год — Флемингу 60лет. Прошли первые проверки действия пенициллина на больных людях. Новое средство оказалось удивительно мощным. В 1943 г. началось массовое производство пенициллина в Америке и Англии. В 1945 г. применение пенициллина распространилось по всему миру

25 октября 1945 г. Александр Флеминг получил телеграмму из Стокгольма с сообщением, что ему, Флори и Чейну присуждена Нобелевская премия «за открытие пенициллина и его целебного воздействия при различных инфекционных болезнях» [4, с. 242].

Когда Флеминга называли изобретателем пенициллина, он отвечал: «Ни один человек не мог изобрести пенициллин, потому что еще в незапамятные времена это вещество выделялось природой из определенной плесени... Нет, я не изобрел пенициллиновое вещество, но я обратил на него внимание людей и дал ему название» [2, с. 333-337].

Всемирная слава буквально обрушилась на ученого. Он ездит по миру, знакомится с известными учеными, изучает работу бактериологических лабораторий, читает лекции.

Май 1948 года. Флеминг с женой в Испании. Никогда еще не встречал он такого народного энтузиазма и поклонения больных, которых спас пенициллином. Люди вставали перед ним на колени, целовали руки, подарки лились рекой.

Однако полное счастье было недолгим. В Мадриде тяжело заболела жена. 14 июня они вернулись в Лондон. Состояние Сарин (так ее называл Александр) ухудшалось. Она уже не могла сопровождать мужа в его путешествиях. А он вынужден был выполнять данные обещания.

Александру Флемингу — 68. Он в Италии: избран членом папской Академии наук. В Риме был принят папой. Вернувшись в Лондон, вскоре отплыл в Соединенные Штаты Америки. Он пытался отказаться от этой поездки, ссылаясь на то, что уже немолод, но не смог: обещал присутствовать при учреждении Оклахомского фонда для научно-исследовательской работы. Вернувшись домой, он понял, что дни жены сочтены, и сказал: «Самое ужасное, что пенициллин не может ей помочь. Сарин он бесполезен»... Она умерла в ноябре 1949 г.

Похоронив жену, Флеминг в тот же день пришел в лабораторию. Он не говорил о своем горе, но постарел на 20 лет. В течение нескольких недель он выглядел трогательным старичком с дрожащими руками. Он стал еще дольше задерживаться на работе. В опустевшем доме ему было одиноко и тоскливо. Одно придавало ему мужество и было опорой — его работа [1, с. 261, 262].

Современники утверждали, что Флеминг сделал большие успехи в ораторском искусстве. Его простые, убедительные выступления производили впечатление. Он любил встречаться с молодежью. Выступая перед студентами-медиками, Флеминг говорил: «... изучение медицины предполагает нечто гораздо большее, чем одни только книжные знания. Надо понять людей и знать человеческую природу. А нет лучшего средства постичь человеческую природу, чем спорт, и особенно участие в спортивных командах».

«Когда вы входите в команду, вы играете не за себя одного, а за весь свой коллектив. И это чудесная тренировка для вашей будущей врачебной деятельности. Потому что врач должен играть в игру жизни, думая не о себе, не о своем материальном успехе, а о благе своих пациентов, и неважно выигрывает ли он при этом сам или нет.

КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 11-12, 2013

Все врачи составляют единую команду. Те из них, кто играет эгоистично, нарушают сплоченность команды и принижают нашу профессию. Занимайтесь спортом и вы сможете лучше воспользоваться сведениями, которые почерпнете из книг. Вам легче будет понять больных, и вы станете хорошими врачами» [1, с. 32].

1951 год. Александру Флемингу — 70. Из Шотландии приходит телеграмма: «Согласитесь ли вы на назначение ректором Эдинбургского университета? Ответ дайте срочно». В Шотландии ректор избирается самими студентами и его должность в основном почетная. Эдинбургские студенты пользуются своим правом, чтобы воздать должное выдающимся людям, которыми они по тем или иным причинам восхищаются: политический деятель, писатель, ученый или известный актер. На почетную должность ректора было выдвинуто 8 кандидатов. Из всех агитационных афиш, выпущенных во время выборной кампании, самый большой успех имела та, на которой было только одно слово — ФЛЕМИНГ.

1953 год. Флеминг женился на Амалии Ву-река, бактериологе, своей бывшей студентке. Он помолодел. «Я стану старым, — говорил он, — когда жизнь потускнеет». А его жизнь отнюдь не была тусклой. 16 апреля супруги вылетели на Кубу, 30 апреля — в Нью-Йорк. Расписание поездок было изнуряющим: лекции, выступления по радио, телевидению, интервью, долгие научные беседы с врачами в клиниках. Леди Флеминг падала от усталости. А 72-летний ученый был неутомим. Амалия восхищалась поразительной трудоспособностью, неистовой энергией мужа.

Октябрь 1953 года. Александр Флеминг заболел пневмонией. В своем дневнике он записывает: «...я, наконец, получил возможность увидеть разницу между пневмонией в те времена, когда я был студентом, и тем, что она представляет собой сейчас, даже у старого человека».

15 января 1955 года в своей речи на торжественном ужине членов Микробиологического общества по случаю своего ухода с поста руководителя Института Флеминг сказал: «Я не уезжаю в деревню выращивать капусту. Я предпочитаю выращивать микробы и еще не расстался с надеждой, что на одном из ваших собраний зачитаю новое сообщение».

11 марта 1955 года ему стало плохо: появилась тошнота, рвота. Амалия в испуге кинулась к телефону: вызвала врача. Флеминг уговорил жену, что все обойдется, а врача попросил не беспокоиться и заниматься своими больными. «Внезапно он упал лицом вниз. Александр Флеминг скончался от сердечного приступа. Так, из-за своей предельной скромности и стремления никого не беспокоить, из-за твердого решения никогда не пользоваться никакими преимуществами человек, давший медицине самое мощное оружие против болезней, умер в центре Лондона, не дождавшись медицинской помощи. Он умер так, как он хотел бы умереть, — счастливым, полным сил, не утратив своих блестящих умственных способностей. Он умер так, как жил, — скромно, мужественно, молчаливо» [1, с. 278-308]. Этими словами завершил свою книгу о выдающемся шотландском бактериологе известный французский писатель Андре Моруа.

Моруа было 70 лет, когда началась его работа над книгой «Жизнь Александра Флеминга». До сих пор он писал о поэтах, писателях, политических деятелях, но никогда еще не писал о людях науки. Его новый выбор определила леди Флеминг. Она обратилась с просьбой к Андре Моруа описать жизнь мужа. Она предоставила в полное распоряжение писателя все рукописи и работы Флеминга. Моруа помогали Роберт Флеминг — брат Александра, товарищ его детских игр; доктор Роберт Флеминг — сын ученого. Если перечислять имена всех, кто любезно согласился рассказать или продиктовать свои воспоминания о великом Александре Флеминге, врачей-исследователей, которые консультировали Андре Моруа, составился бы очень длинный список [1, с. 5-7]. Над книгой, которая стала основой настоящей статьи, автор работал 4 года (1955—1959).

ЛИТЕРАТУРА

1. Моруа А. Жизнь Александра Флеминга. Пер. с француз. И. Эренбурга. Послесловие И. Кассирского. М.: Молодая гвардия, 1964. 328 с.

2. Мусский С.А. Александр Флеминг. 100 великих Нобелевских лауреатов. М.: Вече, 2004. С. 333-337.

3. Самин Д.К. Александр Флеминг. 100 великих ученых. М.: Вече, 2010. С. 341-343.

4. Харт М.Х. Александр Флеминг. 100 великих людей. М.: Вече, 2000. С. 241-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.