в открытом доступе на сайте sovnauka.com
OPEN ACCESS
УДК 004.92
Научная специальность 05.03.11 — Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей
FLASH-ТЕХНОЛОГИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ
А.В. Пахунов*
Аннотация. Web-дизайн — отрасль web-разработки и разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских web-интерфейсов для сайтов или web-приложений. Web-дизайнеры проектируют логическую структуру web-страниц, продумывают наиболее удобные решения подачи информации, а также занимаются художественным оформлением web-проекта. В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности грамотный web-дизайнер должен быть знаком с последними 1^^технологиями и обладать соответствующими художественными качествами.
Ключевые слова: 1^^технологии, web-дизайн, web-интерфейс, web-страницы, интерактивная анимация, ActюnScript.
FLASH-TECHNOLOGY: HISTORY OF DEVELOPMENT AND APPLICATION
A.V. Pakhunov*
Abstract. Web design — branch of web development and a kind of design which tasks include design of the user web interfaces for the sites or web applications. Web designers design logical structure of web pages, think over the most convenient solutions of submission of information, and also are engaged in decorating of the web project. As a result of crossing of two branches of human activity the competent web designer has to be familiar with the last flash-technologies and possess the corresponding art qualities.
Keywords: flash-technologies, web design, web interface, web pages, interactive animation, ActionScript.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ FLASH
Мультимедиа стала развиваться с появлением кино, телевидения. В начале века публику поражали мультипликационные фильмы. Для красочности фильмов в них добавлялась анимация. С появлением компакт-дисков пользователи компьютеров смогли наслаждаться просмотром мультимедиа-роликов. Ролики стали добавляться в игры и другие программы, что сделало интерфейс более красочным и впечатляющим. В настоящее время нельзя представить без мультимедиа такие приложения, как игры, обучающие программы и ролики, рекламные презентации.
В конце 1980-х гг. с появлением персональных компьютеров сеть Интернет из среды обитания компьютерных гуру превратилась в общедоступную информационную сеть.
В 1994 г. с появлением World Wide Web (www) сеть Интернет начинает интенсивно развиваться. Появляется множество сайтов, посвященных различной тематике.
Дизайнеры, да и просто пользователи интернет-ресурсов мечтали превратить Интернет из текстовой
* Пахунов Антон Валерьевич,
кандидат технических наук,
доцент кафедры автоматизированных систем управления Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Контакты: ул. Спартаковская, д. 12, Химки, Московская область, Россия, 141402 E-mail: [email protected]
среды в мультимедийную, чтобы сайты были удобнее и привлекательнее [3].
Сначала страницы стали походить на электронную газету, но со спецификой возможностей компьютера и Интернета: появились переходы по ссылкам, новости вносились в сеть раньше, чем в печатные издания, появилась возможность просмотра архивов новостей и т.д.
Появляется необходимость создания анимации. Видеоролики не могли использоваться для встраивания в шеЬ-документы из-за большого размера. Поэтому на сайтах использовалась gif-анимация (последовательное отображение рисунков), позже шеЬ-мастера внедряют на своих сайтах анимацию, изготовленную с использованием одной из технологий векторной графики [1]. Но из-за большого разнообразия программных средств и разработчиков программных продуктов возникала проблема с отображением анимации на компьютере пользователя. Для отображения того или иного формата необходимо было устанавливать все новые и новые плагины. Если же они не были установлены, то посетители сайта не могли воспринять идею дизайнера, а в некото-
* Pakhunov Anton Valerievich,
Candidate of Technical Sciences,
associate professor of automated control systems
Moscow automobile and road state
technical university (MADI)
Contacts: ul. Spartakovskaya, d. 12, Khimki,
Moskovskaya oblast', Russia, 141402
E-mail: [email protected]
OPEN ACCESS
в открытом доступе на сайте sovnauka.com
рых случаях получали просто раскиданную по экрану текстовую информацию вместо удобного сайта [1].
Выход был один — одна из компаний создателей векторной графики объединится с гигантом анимации и станет доминирующей на рынке векторной анимации. Такими компаниями стали FutureSplash Animator и Macromedia. Джонатан Гай, основатель компании FutureSplash Animator пытался сначала договориться с одним из гигантов — Adobe. Но сделка с этой компанией не состоялась. По-настоящему продуктом Джонатана заинтересовались после того, как FutureSplash Animator был использован такими компаниями, как Microsoft и Disney Online. В ноябре 1996 г. Джонатан Гай и его коллеги присоединились к компании Macromedia, и FutureSplash Animator превратился Macromedia Flash 1.0. На сегодняшний момент компания Adobe все-таки объединилась с Macromedia Flash.
К концу XX в. возможности web-анимации достигли уровня обычных видеороликов, и ограничивались лишь скоростными возможностями Интернета, что, по сути, и сдерживает графическое развитие flash-технологий. Но в Macromedia Flash внедрены такие возможности, о которых не могут и мечтать создатели видеофильмов — это диалог, участие пользователя в анимации. Первоначально это были банальные кнопочки, от нажатия которых происходили те или иные графические изменения. Но очень быстро Macromedia Flash превратилось в среду разработки профессиональных приложений: сайтов, справочников, игр, интернет-казино. Появление встроенного языка программирования ActionScript, позволило разработчикам создавать ggi-программы, полнофункциональные http-приложения.
В настоящий момент для создания таких приложений программисту необходимо быть немного и дизайнером, знать графические возможности Flash и ActionScript.
ЧТО ТАКОЕ FLASH ТЕХНОЛОГИИ?
Технология flash основана на использовании векторной графики в формате Shockwave Flash (.swf) разработанная компанией Macromedia®. Это далеко не первый векторный формат, но именно его создателям удалось найти наиболее удачное сочетание между изобразительными возможностями графики, инструментальными средствами для работы с ней, а также механизмом включения результата в web-страницы. Основным преимуществом flash-технологии является его межплатформенность, т.е. этот формат может использоваться на любой аппаратно-программной платформе (в частности, как на компьютерах Macintosh, работающих под управлением операционной системы MacOS, так и на компьютерах IBM с ОС Windows). И еще одна
весомая особенность flash-технологии: созданные на его основе изображения могут быть не только аними-рованы, но еще и дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением.
Межплатформенность и возможность создания интерактивных мультимедийных приложений, обусловили быстрый рост популярности flash-технологии среди web-дизайнеров. Поэтому почти одновременно с появлением самого формата фирмой Macromedia® были созданы встраиваемые компоненты (Plug-In) для двух основных браузеров сети: Internet Explorer и Netscape Communicator. Это и способствовало еще более широкому распространению flash-технологии на просторах всемирной сети Интернет. В результате разработчики этих браузеров, объявили о намерении включить поддержку flash непосредственно в ядро своих продуктов.
В настоящее время услуги flash-аниматора предоставляют как специальные компании, так и частные лица.
Flash-аниматор — сравнительно молодая профессия, и профессиональное образование в области web-ди-зайна в России пока не распространено. В связи с увеличением спроса на Интернет, растет и спрос на дизайн сайтов и его анимацию, увеличивается количество flash-аниматоров и таковым может работать человек, совершенно не связанный с дизайнерским образованием.
ПЛЮСЫ ТЕХНОЛОГИИ FLASH
Одним из основных преимуществ flash-технологии всегда была плавная анимация. В применении к интернету у flash почти нет конкурирующих технологий. Если на сайте предусмотрена «живая картинка», в которой бабочка должна летать, облака плыть, люди двигаться или должно быть какое-нибудь другое движение, то в подавляющем большинстве случаев оптимальным будет использование flash. Иначе компьютеру посетителя необходимо будет скачивать уже «готовую анимацию», кадр за кадром, что может вылиться для него в десятки минут ожиданий.
В отличие от «готовых анимаций», в которых каждый кадр представляет собой отдельную картинку, flash использует так называемый объектный подход. Когда дизайнер создает объектную анимацию, он не обязан прорисовывать каждый кадр, он просто указывает компьютеру — хочу, чтобы бабочка летала по вот такой загогулине, человек передвигал ноги вот таким образом и т.д. Конечно, для полного эффекта необходимо сначала прорисовать эти движения, но в дальнейшем можно использовать эти объекты в любой сцене независимо от других. Причем на компьютер посетителя анимация поступает именно в виде набора объектов и правил их перемещения.
в открытом доступе на сайте sovnauka.com - OPEN
Одна из мощнейших особенностей flash — встроенный язык программирования ActionScript. Именно ему flash-элементы обязаны высокой интерактивностью. Он позволяет пользователю взаимодействовать с сайтом. Например, создатель анимации может сделать так, чтобы персонаж на экране двигался в соответствии с движениями мышки пользователя. Конечно же, возможности программирования анимации не ограничиваются игровыми моментами. Пример из противоположной области — flash может динамически отрисовывать сложные графики, на основе периодически получаемых данных, например, котировки акций или состояние каких-либо промышленных систем. Одним словом, быть «живым» интерфейсом к сервисам сайта. Есть и большое количество красивых интерактивных сайтов, целиком выполненных во flash.
Нельзя не отметить возможность использования аудио- и видеовставок во flash-ролики. Если видеовставки еще мало используются, то звуковые дорожки к flash-роликам буквально заставили интернет проснуться. Несмотря на то, что фоновые звуки для сайтов были доступны и без flash, наибольшее распространение они получили именно во flash-сайтах [1]. Такие вещи как «пикающие» при наведении мышки кнопки, разнообразные моторные и фото-аппаратные звуки при смене сцены пришли в интернет вместе с flash.
Возможности flash не ограничиваются анимиро-ванными и интерактивными блоками для интернета. С его помощью можно создавать также отдельные программы и обычные видеоролики, которые будут запускаться на любом персональном компьютере.
Несмотря на то, что flash не входит де-юре ни в один официальный интернет-стандарт, фактически он стал стандартом де-факто для интернет-анимации. Сегодня на компьютерах большинства постоянных посетителей интернета есть возможность просмотра сайтов с flash-элементами. Но, к сожалению, не у всех.
МИНУСЫ ТЕХНОЛОГИИ FLASH
У каждой медали — две стороны. И в случае с flash есть свои «ложки дегтя» — проблемы, ограничивающие возможности его использования.
Самая большая проблема технологии — для того, чтобы пользователь мог увидеть анимацию или воспользоваться интерактивностью, на его компьютере должна быть установлена специальная программа — Flash Player. Эта программа интегрируется в браузер и позволяет flash-элементам сайтов работать.
Без этой программы, вместо flash-элемента посетитель увидит пустоту. В большинстве случаев, когда элемент не несет функциональной нагрузки, эта проблема
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА № 3/2016
ACCESS - 25
Прикладные исследования
обходится установкой альтернативной картинки. Пользователь не увидит анимацию, но и не будет смущен пустым местом.
В обычном случае, если у посетителя сайта Flash Player не установлен, компьютер предложит его установить прямо в момент первого просмотра. Однако, несмотря на простоту процедуры, не каждый сможет это сделать — в некоторых случаях срабатывает ограничение доступа в интернет, в некоторых — политика безопасности сети. В больших компаниях системные администраторы, как правило запрещают сотрудникам устанавливать на рабочие компьютеры дополнительное программное обеспечение. А по статистике, больше половины посетителей интернета пользуются им именно с рабочих мест.
Другой минус, который могут ощутить на себе посетители сайта с вставками flash — сильная загрузка ресурсов компьютера. Это связано с особенностью реализации технологии. Выражается это в том, что простейшая, на первый взгляд, анимация, без проблем отображающаяся на современном компьютере, может идти рывками или в виде «слайд-шоу» на компьютерах двух-трехлетней давности или просто на слабенькой офисной машине, рассчитанной на работу с текстом, а никак не на просчет анимации. Конечно, создатели технологии постоянно борются с подобными проблемами, но на текущий момент вышеописанные проблемы очень ограничивают возможности использования flash в Интернете.
ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Со времени появления технологии и до недавнего времени, одним из самых распространенных вариантов использования flash была навигация по сайту. Меню сайта — основной инструмент перемещения внутри сайта. Именно к нему посетитель обращается чаще других ссылок. Логично, что при столь гибких возможностях, которые предоставляет flash, красивое интерактивное меню часто делалось на этой технологии. Плавно всплывающие кнопочки, завораживающие эффекты, оригинальные концепции — это ставило сайт с flash-меню на ступень выше остальных. К сожалению ли или к счастью, сегодняшние темпы развития сайтов позволяют использовать flash-меню только на высокохудожественных, концептуальных сайтах, где главное — не информация, а имидж.
Таким же распространенным по сей день, остается вариант использования этой технологии в баннерах. Вот здесь объектный подход и векторные изображения позволили flash занять прочную позицию. Если в ближайшем будущем и появится альтернативная технология, она будет построена на тех же принципах. Оригинальные сценарии, которые не могли быть реализованы в обычных
OPEN ACCESS
в открытом доступе на сайте sovnauka.com
анимированных баннерах из-за чересчур большого размера файла с успехом работают во flash-баннерах.
Сейчас все чаще flash используется в визуалах, для оживления иллюстраций сайта. Например, если на сайте картинка с облаками—пусть они плывут, если нарисован автомобиль — пусть он едет, если на рисунке птицы — пусть летают. Такие вещи очень положительно влияют на эмоциональное восприятие и запоминаемость сайта.
Анимация логотипов сейчас переживает свое второе рождение на качественно более высоком уровне. На заре Интернета, глядя на телевизионную рекламу, у заказчиков и разработчиков сайтов часто возникали идеи о том, чтобы логотип «выезжал», «крутился», «мигал» и так далее. Со временем пришло понимание, что подобные вещи отвлекают посетителя от информации, за которой он пришел на сайт. В то время большинство профессиональных студий от этого отказались. Сейчас, с развитием дизайна, стало понятно, что логотип можно анимиро-вать ненавязчиво, подчеркивая статус и привлекая внимание к бренду, но не отвлекая посетителя от его задач на сайте [2]. Например, по логотипу пускается блик, или его опоясывает какая-нибудь ленточка. В первый раз посетитель это отметит, а дальше уже отвлекаться не будет.
Очень хорошим применением технологии стали интерактивные сервисы. Чаще всего это какие-нибудь карты, реагирующие на действия пользователей.
Например, на карте страны отмечены города присутствия компании. При наведении на город, рядом с мышкой всплывает список отделений, информация о предложениях компании в этом городе или, если карта несет функцию отчетности, показатели филиала компании в данном регионе. Благодаря возможности плавной анимации и развитому языку программирования, карта, созданная во flash, может менять масштаб в зависимости от действий посетителя, детализируя какой-то регион, или наоборот, охватывая все большие пространства. Информация может подгружаться динамически — это позволит посетителю не ждать дольше необходимого и всегда видеть свежие данные.
Специально разработанные интерактивные сервисы, подходящие по тематике сайта, помогут произвести благоприятное впечатление открытости на посетителей. Когда человек имеет возможность сам получить данные в нужном разрезе и наглядном виде, он гораздо больше доверяет информации, чем, читая сухой отчет и размышляя о том, откуда были взяты эти цифры.
Если на сайте есть необходимость показать какой-либо процесс, flash даст возможность сделать это очень наглядно, проведя посетителя по всем этапам плавно, не прерывая и не перескакивая с одного на другое, и в то же время отдельной темы заслуживают сайты, выполненные целиком или почти целиком на flash. Как правило, это сайты с небольшим количеством текстовой информации, но большим количеством изображений, фотографий. Они ориентированы на эмоциональную подачу. Такие сайты подходят модельерам, маркам одежды, рекламным и дизайнерским фирмам, фотографам, художникам и другим направлениям, где главное — представить товар лицом, где слова — вторичны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудно представить современный интернет-ресурс, содержащий только текстовой контент. Без интерактивных элементов не обходится сейчас ни один, даже самый серьезный сайт. Красивые живые картинки делают каждый сайт оригинальным, неповторимым и привлекающим внимание пользователей. Без них интернет-ресурс казался бы скучным, сухим и неинтересным.
Сегодня flash-анимация становится все более актуальной и востребованной в интернете. Все выше спрос на услуги «флэшеров» и строже требования к профессиональной подготовке этих специалистов, ведь современные интернет-ресурсы, разнообразные игры, мультипликационные фильмы, различные ролики — все это является результатом кропотливого труда представителя этой интересной, высокотворческой и креативной профессии.
Литература/References
1. Бородаев Д.В. Web-сайт как объект графического дизайна. Монография. Харьков: «Септима ЛТД», 2006. 288 с. [BorodaevDV. Web-site as an object of graphic design. Khar'kov: Septima LTD; 2006. 288 p. Russian].
2. Роббинс Д.Н. Web-дизайн. Справочник. M.: «КУДИЦ-ПРЕСС», 2008. 816 c. [Robbins DN. Web Design in a Nutshell. Kazachenko V, Lunin S, Petrov A, translators; Moscow: KUDITs-PRESS; 2008. 816 p. Russian].
3. Якоб Нильсен, Хоа Лоранжер. Web-дизайн: удобство использования Web-сайтов. М.: «Вильямс», 2009. 376 с. [Nielsen J, Loranger H, Prioritizing Web Usability. Ivashchenko V, translator; Moscow: Vil'yams; 2009. 376 p. Russian].
© Пахунов А.В./ Pakhunov A.V., 2016. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].