Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММАХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА'

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММАХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPORTS TOURISM / CHILDREN'S AND YOUTH TOURISM / SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карвунис Ю.А., Капилевич Л.В.

Цель исследования - провести анализ программ дополнительного образования по направлению «детско-юношеский туризм» и выделить специфику спортивного и физкультурно-оздоровительного компонентов в их реализации. Методика и организация исследования. На первом этапе исследования проводился количественный и содержательный анализ программ дополнительного образования детей и молодежи в отдельно взятом регионе (Томская область), реализуемых в государственной системе персонифицированного финансирования (ПФДО) в 2019/2020 учебном году. Общее число образовательных программ туристской направленности, рассмотренных в исследовании, составило 295. На втором этапе проводился контент-анализ по выделенным компонентам образовательных программ для отдельных возрастных категорий обучающихся. Результаты исследования и выводы. Результаты анализа свидетельствуют, что физкультурно-оздоровительный и спортивный компоненты являются ведущими во всех программах дополнительного образования детей и молодежи туристской направленности. Для программ, которые позиционируются как физкультурно-спортивные, преобладание данных компонентов над другими характерно для всех возрастных групп. В программах, имеющих профили туристско-краеведческой, естественно-научной и социально-педагогической направленности, приоритетными выступают компоненты советующей специализации, однако и в них на начальных этапах (9-11 лет и 12-13 лет) физкультурно-оздоровительный компонент остается ведущим до завершения освоения обучающимися техник и технологий туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карвунис Ю.А., Капилевич Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS COMPONENTS OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN CHILDREN'S AND YOUTH TOURISM SECTOR

Objective of the study was to analyze the supplementary education programs in the field of children's and youth tourism and highlight the specifics of physical education and sports components in their realization. Methods and structure of the study. At the first stage of the study, we conducted quantitative and content analyses of the supplementary education programs for children and youth in a given region (Tomsk region) implemented within the state personal finance system in the 2019/2020 academic year. The total number of the analyzed tourism-related educational programs amounted to 295. At the second stage, we carried out the content analysis of the selected components of educational programs for individual age groups of students. Results and conclusions. The results obtained indicate that the physical education and sports components are leading in all tourism-oriented supplementary programs for children and youth. In terms of physical education and sports programs, the predominance of these components over others is characteristic of all age groups. Programs concerned with tourism, local history, natural science, and social pedagogy give priority to the components of the corresponding specialization, however, at the initial stages (9-11 years and 12-13 years), their health and fitness component remains at the forefront until students have completed their training in tourism techniques and technologies.

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРОГРАММАХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА»

оизкультурно-спортивныи ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ компонент в программах детско-юношеского туризмА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 20.05.2020 г.

Информация для связи с автором: juliakarvounis@gmail.com

Ю.А. Карвунис1

Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1, 2

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

2 Сибирский государственный медицинский университет, Томск

PHYSICAL EDUCATiON AND SPORTS COMPONENTS OF EDUCATiONAL PROGRAMS IN CHILDREN'S AND YOUTH TOURISM SECTOR

J.A. Karvunis1

Dr. Med., Professor L.V. Kapilevich1, 2

1 National Research Tomsk State University, Tomsk

2 Siberian State Medical University, Tomsk

Аннотация

Цель исследования - провести анализ программ дополнительного образования по направлению «детско-юношеский туризм» и выделить специфику спортивного и физкультурно-оздоровительного компонентов в их реализации.

Методика и организация исследования. На первом этапе исследования проводился количественный и содержательный анализ программ дополнительного образования детей и молодежи в отдельно взятом регионе (Томская область), реализуемых в государственной системе персонифицированного финансирования (ПФДО) в 2019/2020 учебном году. Общее число образовательных программ туристской направленности, рассмотренных в исследовании, составило 295. На втором этапе проводился контент-анализ по выделенным компонентам образовательных программ для отдельных возрастных категорий обучающихся.

Результаты исследования и выводы. Результаты анализа свидетельствуют, что физкультурно-оздоровительный и спортивный компоненты являются ведущими во всех программах дополнительного образования детей и молодежи туристской направленности. Для программ, которые позиционируются как физкультурно-спортивные, преобладание данных компонентов над другими характерно для всех возрастных групп. В программах, имеющих профили туристско-краеведческой, естественно-научной и социально-педагогической направленности, приоритетными выступают компоненты советующей специализации, однако и в них на начальных этапах (9-11 лет и 12-13 лет) физкультурно-оздоровительный компонент остается ведущим до завершения освоения обучающимися техник и технологий туризма.

Ключевые слова: спортивный туризм, детско-юношеский туризм, дополнительное образование.

Annotation

Objective of the study was to analyze the supplementary education programs in the field of children's and youth tourism and highlight the specifics of physical education and sports components in their realization. Methods and structure of the study. At the first stage of the study, we conducted quantitative and content analyses of the supplementary education programs for children and youth in a given region (Tomsk region) implemented within the state personal finance system in the 2019/2020 academic year. The total number of the analyzed tourism-related educational programs amounted to 295. At the second stage, we carried out the content analysis of the selected components of educational programs for individual age groups of students. Results and conclusions. The results obtained indicate that the physical education and sports components are leading in all tourism-oriented supplementary programs for children and youth. In terms of physical education and sports programs, the predominance of these components over others is characteristic of all age groups. Programs concerned with tourism, local history, natural science, and social pedagogy give priority to the components of the corresponding specialization, however, at the initial stages (9-11 years and 12-13 years), their health and fitness component remains at the forefront until students have completed their training in tourism techniques and technologies.

Keywords: sports tourism, children's and youth tourism, supplementary education.

Введение. В последние годы в России на государственном уровне осуществляется поиск актуальных концепций и технологий воспитания подрастающего поколения [1, 2]. При этом развитие всех форм детско-юношеского туризма, который сочетает в себе одновременно и основы патриотического воспитания, познание окружающего мира, элементы физической культуры и оздоровления, на наш взгляд, могло бы занять достойное место в данном контексте [3, 4]. В связи с этим немаловажной задачей становится реализация профессионального придуманного подхода к образовательным

программам туристско-краеведческой направленности для детей и молодежи.

Цель исследования - провести анализ программ дополнительного образования по направлению «детско-юношеский туризм» и выделить специфику спортивного и физкультурно-оздоровительного компонентов в их реализации.

Методика и организация исследования. На первом этапе исследования проводился количественный и содержательный анализ программ дополнительного образования детей и молодежи в отдельно взятом регионе (Томская область), реализуемых в государственной системе персонифи-

Приоритетность компонентов программ по возрастным периодам

Возраст, лет Компоненты программ дополнительного образования Характер туризма

9-11 4 3 7 5 6 8 2 1 Познавательно-деятельностный

12-13 4 2 8 5 3 7 6 1 Деятельностно-познавательный

14-15 1 6 2 7 4 8 5 3 Эмоционально-деятельностный

16-18 3 8 2 6 1 5 4 7 Эмоционально-познавательный

Иссле-дов. Спорт Физ. культ. Коммун. ОБЖ Экологич. Краевед. Твор-ческ. Профор.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

цированного финансирования (ПФДО) в 2019/2020 учебном году. Общее число образовательных программ туристской направленности, рассмотренных в исследовании, составило 295, из них 24 адаптированы для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Как туристско-краеведческие позиционируются 238 программ, 17 программ имеют естественно-научный исследовательский профиль, 8 - социально-педагогический профиль, при этом все они содержат физкультурно-оздоровительный и спортивный компоненты. Полностью спортивно-физкультурными позиционируются 32 образовательные программы, направленные на освоение обучающимися техник и технологий спортивного туризма, основ судейства, предусматривающие спортивное совершенствование и получение спортивных разрядов. Второй этап исследования проводился методом целенаправленного контент-анализа по выделенным компонентам образовательных программ для отдельных возрастных категорий обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ программ дополнительного образования туристской направленности позволил выделить воспитательные, образовательные и развивающие задачи педагогического процесса в детско-юношеском туризме.

Специализации программ, основанные на базовом виде туризма, представлены на рисунке. Наибольшее количество программ в нашем регионе основано на спортивном, пешем и краеведческом видах туризма, совсем незначительное внимание уделено велосипедному туризму.

Рассмотренные программы содержали от 1 до 8 модулей и предусматривали обучение в возрастном диапазоне от 5 до 18 лет. При этом программы, затрагивающие дошкольный возраст (5-7 лет), составили только 6 % от общего количества, что свидетельствует о слабом развитии данного сегмента образовательных услуг Большая часть рассмотренных программ предполагает поэтапное обучение детей и подростков в возрастных категориях от 10 до 16 лет, но также значительное число программ рассчитано на продолжение обучения до 18 лет включительно. Возрастные категории в детско-юношеском туризме имеют значение при планировании определенных образовательных компонентов

Основные специализации программ дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческой направленности

программ, так как характер их осуществления может меняться от познавательно-деятельностного у младших подростков до эмоционально-потребительского у взрослых [2].

В результате содержательного анализа программ нами были выделены их основные компоненты во взаимосвязи с возрастной спецификой обучающихся и характером детско-юношеского туризма.

Физкультурно-оздоровительный. Направлен на формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, ответственного отношения к своему организму, осознание ребенком важности регулярных занятий физической культурой, соблюдение требований личной гигиены и выработку навыков и умений здорового образа жизни. Компонент предусматривает повышение уровня общей физической подготовленности, планомерное развитие индивидуальных физических качеств (координации, ловкости, силы, выносливости). Воспитывается осознанное отношение к рекреационной деятельности.

Спортивный. Направлен на формирование системы знаний о спортивном туризме, обучение основам туристской подготовки, элементам техники и тактики, приемам преодоления естественных препятствий на местности. Компонент предусматривает повышение уровня специальной физической подготовленности, систему подготовки обучающихся для выполнения спортивных нормативов и получения спортивных разрядов по туризму, спортивно-педагогических званий. Закладывает навыки соревновательной деятельности, спортивной этики и дисциплины.

Психологический и коммуникативный. Способствует развитию коммуникативных способностей детей и подростков, индивидуальных психологических качеств, в том числе организаторских и лидерских. Обеспечивает успешную адаптацию в социуме, формирует навыки взаимодействия с людьми в различных экстремальных условиях, к толерантному общению и сотрудничеству в коллективе (туристской группе).

Исследовательский компонент. Закладывает навыки поисково-исследовательской и проектной деятельности, умения устанавливать взаимосвязи в природе, предвидеть результат, описывать факты, изучать, систематизировать и оформлять собранный материал.

Безопасность жизнедеятельности. Компонент формирует умения и навыки нахождения в природной среде во время походов, слетов, экспедиций, знания для организации безаварийных путешествий. Направлен на развитие способности быстро и адекватно оценивать обстановку, реагировать на возникающие нестандартные и экстремальные ситуации. Способствует ответственному отношению обучающихся к вопросам личной и общественной безопасности.

Творческий. Содействует самореализации личности детей и подростков, развитию творческой, интеллектуальной, исполнительской активности и совершенствованию практического мышления. Способствует развитию творческих способностей в процессе конструирования и ремонта технических элементов снаряжения.

Краеведческий и экологический. Знакомит с природными, культурно-историческими традициями и особенностями

16

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2020 Октябрь | ОсЬЬег

родного края, объектами российского и международного туризма. Воспитывает чувство патриотизма и экологическую культуру поведения.

Профориентационный. Создает условия и возможности для допрофессиональной подготовки обучающихся в сфере туристской, экскурсионной, рекреационной деятельности.

С помощью контент-анализа нами была установлена приоритетность образовательных компонентов в программах (или модулях) для различных возрастных категорий по шкале от 1 до 8 баллов. Результаты представлены в таблице.

Вывод. Результаты анализа свидетельствуют, что физкультурно-оздоровительный и спортивный компоненты являются ведущими во всех программах дополнительного образования детей и молодежи туристской направленности. Для программ, которые позиционируются как физкультурно-спортивные, преобладание данных компонентов над другими характерно для всех возрастных групп. В программах, имеющих профили туристско-краеведческой, естественнонаучной и социально-педагогической направленности, приоритетными выступают компоненты советующей специализации, однако и в них на начальных этапах (9-11 лет и 12-13 лет) физкультурно-оздоровительный компонент

остается ведущим до завершения освоения обучающимися

техник и технологий туризма.

Литература

1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность - инновационный блок системы образования / Л.В. Алиева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2016. - № 4. - С. 116-129.

2. Шипко А.Л. Детско-юношеский туризм в контексте научного исследования / А.Л. Шипко // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2018. - № 1. - С. 90-105.

References

1. Alieva L.V. Turistsko-kraevedcheskaya deyatelnost - innovatsionny blok sistemy obrazovaniya [Tourism and local history activity - innovative block of educational system]. Vestnik akademii detsko-yunosh-eskogo turizma i kraevedeniya. 2016. No.4. pp. 116-129.

2. Shipko A.L. Detsko-yunosheskiy turizm v kontekste nauchnogo issledovaniya [Children and youth tourism in context of scientific research]. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraeve-deniya. 2018. No. 1. pp. 90-105.

3. Karvunis J.A., Kapilevich, L.V. Specificity of fitness and recreational programs in children and youth tourism. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2016. No. 2, pp.86-87.

4. Karvunis Yu.A., Kapilevich L.V. General cultural competence building at sport and health tourism sessions. Teoriya I Praktika Fizicheskoy Kultury. 2016. No. 6, pp.89-90.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ВЛИЯНИЕ ОГРАНИЧЕНИИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Кандидат биологических наук, доцент Н.А. Воронов1 Кандидат педагогических наук, доцент С.В. Новожилова1

Ярославский государственный университет им. П.П Демидова, Ярославль

УДМ^С 796.011.3

Ключевые слова: физическая культура, изоляция, анкетирование, дистанционное обучение, студенты.

Цель исследования - выявление ключевых проблем студенческой молодежи в связи с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» в формате дистанционного обучения во время изоляции.

Методика и организация исследования. Авторами была разработана анкета для студентов, направленная на выявление проблем, с которыми они сталкиваются в процессе реализации дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура». В анкетировании приняли участие студенты 1-3-го курсов факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

Студентам было предложено ответить на следующие вопросы: «Столкнулись ли Вы с трудностями, выполняя задания по дисциплине "Физическая культура"?»; «Используете ли Вы цифровые или онлайн-ресурсы физической активности?» (например, видео с упражнениями на YouTube или фитнес-приложение); «Повлияло ли начало пандемии COVID-19 на Вашу физическую активность?»; «Что для Вас представляет дистанционный курс?».

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ анкет показал следующее: 55 % студентов ответили, что у них не возникло проблем при выполнении упражнений, 45 %% столкнулись с рядом проблем: жилищные условия, семейные проблемы, плохая техническая оснащенность. Ответы студентов об использовании цифровых или онлайн-ресурсов физической активности распределились следующим образом: 65 %% студентов ответили, что они используют интернет-ресурсы, 31,7 %% студентов не используют онлайн-ресурсы физической активности, 3,3 % предпочли

EFFECT OF RESTRiCTiONS ON STUDENT PHYSiCAL ACTiViTY iN SELF-iSOLATiON

PhD, Associate Professor N.A. Voronov1 PhD, Associate Professor S.V. Novozhilova1 1P.G. Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl

Поступила в редакцию 18.07.2020 г.

не отвечать на этот вопрос. На вопрос: «Повлияло ли начало пандемии COVID-19 на Вашу физическую активность?» - ответы распределились следующим образом: 18,3 % - никак не повлияло, 28,3 % - мой фитнес-центр (тренажерный зал) закрыли, 23,3 % - я не могу покинуть дом для занятия спортом, 31,7 % - я стал (а) заниматься простой гимнастикой, 16,7 % - у меня есть домашний тренажер, 15 % - другое, 1,7 % - предпочитаю не отвечать. На вопрос: «Что для Вас представляет дистанционный курс?» - выбор студентов был следующий: 35 % - унылое проведение тренировочных заданий, 30 % - классное времяпрепровождение, 35 % - новые цели, новые достижения.

Вывод. Переход на дистанционное обучение студентов характеризуется повышением времени проведения за компьютером (65 % опрошенных), статичный образ жизни и низкий уровень физической активности оказывают негативное влияние на их здоровье, а самоизоляция вызывает дополнительный стресс и ставит под угрозу психическое здоровье молодежи, а значит, можно сделать вывод о том, что организация дистанционного обучения требует от преподавателей разработки новых форм и методов работы со студенческой молодежью.

Литература

1. Воронов Н.А. Улучшение условий обучения и повышения качества подготовки студентов с помощью открытых онлайн-курсов на платформе MOODLE ЯРГУ по предмету «Физическая культура» / Н.А. Воронов // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докладов конференции. XIV Всероссийская научно-методическая конференция, 31 марта 2020 г., Ярославль. - Ярославль, 2020. - С. 60-61.

2. Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р. Электронный ресурс: URL: gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main. htm (дата обращения 17.07.2020).

Информация для связи с автором: n.voronov@uniyar.ac.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.