Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абалян А.Г., Окуньков Ю.В., Столяров В.И., Фомиченко Т.Г.

Цель исследования - выявить факторы, влияющие на организацию физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста на основе социологического анализа. Методика и организация исследования. Социологический опрос проведен в рамках реализации Федерального проекта «Спорт - норма жизни» в 85 субъектах Российской Федерации. Респонденты: 1205 родителей детей в возрасте от 3 до 5 лет, представляющие собой экономически активное население. Применялись технологии CATI и CAWI, метод группового фокусированного интервьюирования (фокус-группы) с использованием элементов технологии facialscanning. Результаты исследования и выводы. Определено, что необходима коррекция приоритетных направлений работы в организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками, включая совершенствование работы по формированию и повышению уровня мотивации на эту активность всех заинтересованных лиц; повышение эффективности занятий физкультурой и спортом на основе поиска и внедрения в практику инновационных технологий, форм и методов организации физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста; создание соответствующих объективных условий для эффективной организации этой работы в домашних условиях, в ДОО, по месту жительства (соответствующих спортивных сооружений, спортивного инвентаря, а также подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абалян А.Г., Окуньков Ю.В., Столяров В.И., Фомиченко Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Objective of the study was to identify factors influencing the organization of physical culture and sports activity of preschool children based on sociological analysis. Methods and structure of the study. A sociological survey was conducted as part of the implementation of the Federal project "Sport is the norm of life" in 85 constituent entities of the Russian Federation. Respondents: 1205 parents of children aged 3 to 5, representing the economically active population. CATI and CAWI technologies were used, the method of group focused interviewing (focus groups) using elements of facialscanning technology. Results and conclusions. It was determined that it is necessary to correct the priority areas of work in the organization of physical culture and sports work with preschoolers, including the improvement of work on the formation and increase of the level of motivation for this activity of all interested persons; increasing the efficiency of physical education and sports based on the search for and implementation of innovative technologies, forms and methods of organizing physical culture and sports activities for preschool children; creation of appropriate objective conditions for the effective organization of this work at home, in preschools, at the place of residence (appropriate sports facilities, sports equipment, as well as training and retraining of qualified specialists).

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 316.422

Поступила в редакцию 17.06.2022 г.

Информация для связи с автором: volodchenkova.e.n@vniifk.ru

Доктор педагогических наук, доцент А.Г. Абалян1

Кандидат педагогических наук Ю.В. Окуньков1

Доктор философских наук, профессор В.И. Столяров1

Доктор педагогических наук, доцент Т.Г. Фомиченко1

1Федеральный научный центр физической культуры и спорта (ВНИИФК), Москва

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

Dr. Hab., Associate Professor A.G. Abalyan1 PhD Yu.V. Okounkov1

Dr. Sc.Phil., Professor V.I. Stolyarov1

Dr. Hab., Associate Professor T.G. Fomichenko1

1 Federal Science Center of Physical Culture and Sport, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить факторы, влияющие на организацию физ-культурно-спортивной активности детей дошкольного возраста на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. Социологический опрос проведен в рамках реализации Федерального проекта «Спорт - норма жизни» в 85 субъектах Российской Федерации. Респонденты: 1205 родителей детей в возрасте от 3 до 5 лет, представляющие собой экономически активное население. Применялись технологии САТ1 и CAWI, метод группового фокусированного интервьюирования (фокус-группы) с использованием элементов технологии facialscanning.

Результаты исследования и выводы. Определено, что необходима коррекция приоритетных направлений работы в организации физкультурно-спор-тивной работы с дошкольниками, включая совершенствование работы по формированию и повышению уровня мотивации на эту активность всех заинтересованных лиц; повышение эффективности занятий физкультурой и спортом на основе поиска и внедрения в практику инновационных технологий, форм и методов организации физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста; создание соответствующих объективных условий для эффективной организации этой работы в домашних условиях, в ДОО, по месту жительства (соответствующих спортивных сооружений, спортивного инвентаря, а также подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов).

Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, физкультурно-двигательная активность, социологический опрос.

Abstract

Objective of the study was to identify factors influencing the organization of physical culture and sports activity of preschool children based on sociological analysis.

Methods and structure of the study. A sociological survey was conducted as part of the implementation of the Federal project "Sport is the norm of life" in 85 constituent entities of the Russian Federation. Respondents: 1205 parents of children aged 3 to 5, representing the economically active population. CATI and CAWI technologies were used, the method of group focused interviewing (focus groups) using elements of facialscanning technology. Results and conclusions. It was determined that it is necessary to correct the priority areas of work in the organization of physical culture and sports work with preschoolers, including the improvement of work on the formation and increase of the level of motivation for this activity of all interested persons; increasing the efficiency of physical education and sports based on the search for and implementation of innovative technologies, forms and methods of organizing physical culture and sports activities for preschool children; creation of appropriate objective conditions for the effective organization of this work at home, in preschools, at the place of residence (appropriate sports facilities, sports equipment, as well as training and retraining of qualified specialists).

Keywords: children, preschool age, physical culture and motor activity, sociological survey.

Введение. Понятие «активность индивида» (или группы людей) используется в социологии и других гуманитарных науках для характеристики качественных и количественных параметров отношения человека к деятельности (участия в ней). Качественные параметры - комплекс действий человека (группы людей), характеризующих их участие в деятельности и выражающихся не только в определенных познавательных актах, эмоциональных реакциях, но прежде всего в поведении, реальном участии в этой деятельности. В этом плане выделяют такие типы активности, как познавательная, эмоциональная и поведенческая. Количественные параметры - мера или величина (степень) участия человека (группы людей) в деятельности.

Теоретической основой анализа факторов, выступающих как детерминанты или как социальные барьеры физкультур-

но-спортивной активности дошкольников, служит их типология (систематизация) на две группы:

• объективные факторы, представляющие собой внесемей-ные условия для занятий дошкольниками физкультурой и спортом: наличие или отсутствие системы организации, управления, финансирования, пропаганды, необходимой материально-технической базы (сооружения, оборудование, инвентарь), соответствующих кадров, научно-методического обеспечения деятельности; а также семейные объективные факторы: материальные условия семьи; наличие матери и отца у детей; их собственная физкультур-но-спортивная активность;

• субъективные факторы, представляющие собой ценностные ориентации родителей на физкультурно-спортивную активность своих детей - признание значимости, важ-

№10 • 2022 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

ности, полезности данной активности. Наиболее важные компоненты и показатели такой ценностной ориентации: а) когнитивный (рациональный) - позитивные суждения, мнения, отзывы о значении занятий физкультурой и спортом для детей; б) мотивационный - интерес к этим занятиям, стремление (желание) содействовать физкультур-но-спортивной активности детей; в) реальное содействие родителей физкультурно-спортивной активности детей. Готовность родителей содействовать физкультурно-спор-тивной активности своих детей: наличие у них таких качеств (знаний, умений, навыков, способностей), которые позволяют реализовать их ценностную ориентацию и мотивацию в отношении этой активности [5]. Цель исследования - выявить факторы, влияющие на организацию физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста на основе социологического анализа.

Методика и организация исследования. Социологический опрос проведен совместно с ФГБОУ ВО РГСУ в рамках реализации Федерального проекта «Спорт - норма жизни» [2] в 85 субъектах Российской Федерации. Респонденты: 1205 родителей детей в возрасте от 3 до 5 лет (женщин - 64,3 %), экономически активное население и в настоящее время работают (61,2 0%), 18,9 0% заняты домашним хозяйством или находятся в отпуске по уходу за ребенком. В опросе принимали участие преимущественно родители мальчиков (55,8 %). Применялись технологии CATI и CAWI, метод группового фокусированного интервьюирования (фокус-группы) с использованием элементов технологии facial scanning.

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ количественных параметров физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста показал, что в данной возрастной группе: более 75 % детей занимается физкультурой; в селах - 66,2 %.

Установлено, что 79,6 % от числа воспитанников ДОО посещают обязательные занятия физкультурой и спортом в образовательном учреждении; самостоятельно занимаются дома или на улице под присмотром родителей - 31,7 %. Платные занятия спортом посещают 24,6 % детей.

Более всего детей занимаются физкультурой: в рабочие дни (54,9 %); 31,5 % - ежедневно; 17,8 % - в выходные. Два дня в неделю дети посещают дополнительные занятия физкультурой и спортом: платные в образовательном учреждении (57 %), бесплатные в образовательном учреждении (40,6 %); платные в секциях/клубах (вне образовательного учреждения) (46,2 %); самостоятельные занятия (39,3 %).

Дошкольники занимаются физкультурой и спортом в основном от 1 до 1,5 часов в неделю: обязательные занятия в образовательном учреждении (22,3 %), дополнительные платные занятия в образовательном учреждении (40,0 %), дополнительные бесплатные в образовательном учреждении (45,3 %). По остальным формам проведения занятий наибольшую долю составляет ответ - от 1,5 до 2 часов.

С учетом приказа Росстата от 27 марта 2019 г № 172 к систематически занимающимся относятся дошкольники, занимающиеся ФКС в любой форме занятий не менее 75 мин в неделю [4], что почти в 2,5 раза меньше нормы, установленной более ранним приказом Росстата от 17.11.2017 г № 766 (3 часа в неделю при условии двух-трехразовых занятий). Социологические исследования 2021 года показали, что в возрастной группе 3-5 лет систематически (не менее 75 минут в неделю) занимаются ФКС 63,6 % дошкольников.

В ответ на вопрос о достаточности спортивных сооружений по месту жительства 54,3 % респондентов отмечают, что количество построенных спортивных сооружений является оптимальным, 35,1 % считают недостаточным. При этом рав-

ное количество респондентов говорят о том, что в комфортной шаговой доступности им не хватает наличия спортивной площадки, оснащенной тренажерами (53,0 %) и бассейна (51,3 %). 85,1%% родителей удовлетворены домашними условиями для занятия физкультурой и спортом для своих детей, 15,1 % оценивают условия как отличные. Только 2,9 % считают, что у них плохие условия для занятий физкультурой и спортом, 8,05 % респондентов отмечают, что практически никаких условий нет.

Удовлетворены условиями для занятия физкультурой и спортом, а также их комфортной доступностью 64 % респондентов, а 26,2 % отмечают, что их скорее не удовлетворяют условия для занятий физкультурой и спортом детей возраста от 3 до 5 лет (недостаток количества спортивных сооружений и площадок в шаговой доступности; не учитывается возрастная специфика различных групп и др.).

Результаты опроса свидетельствуют о позитивном субъективном отношении опрошенных родителей к физкуль-турно-спортивной активности своих детей. Большинство респондентов считает, что занятия физкультурой и спортом полезны для их детей: для улучшения здоровья и общефизического развития ребенка (49,6 %), для гармоничного развития ребенка (22,3 %), для воспитания дисциплинированности (17,2 %), для формирования характера и волевых качеств (16,4 %), для воспитательно-образовательного процесса в целом (35,8 %). 47,1%% респондентов отметили, что, несмотря на то, что занятия физкультурой и спортом важны, они все же не имеют ведущего значения, и лишь 7,3 % опрошенных говорят о том, что занятия не важны ребенку (сумма ответов «скорее не важны» и «совсем не важны»). Только 1,3 % родителей высказали мнение о том, что в этих занятиях нет никакой пользы.

О позитивном отношении родителей к физкультурно-спортивной активности своих детей свидетельствуют следующие данные: 58,1 % опрошенных хотели бы, чтобы их ребенок в течение ближайших пяти лет занимался в спортивной секции, 16,7 % хотят видеть ребенка в секции общефизической подготовки, а те, кто выбрал вариант ответа «другие», предложили такие секции, как танцы, гимнастика, бассейн и другие. Но в то же время 9,1 % опрошенных не хотели, чтобы ребенок в ближайшие пять лет занимался в секциях физкультуры и спорта.

По данным социологического опроса, 14,9 % родителей дошкольников никак не поддерживают и не стимулируют занятия физкультурой и спортом своих детей; 45,6 % респондентов оказывают моральную поддержку своим детям; 19 % опрошенных поддерживают и стимулируют занятия спортом в своей семье за счет проведения совместных занятий.

Из всех принявших участие в опросе 47,6 % респондентов считают, что им недостаточно знаний для самостоятельных занятий физкультурой и спортом с ребенком с учетом его возрастных особенностей от 3 до 5 лет.

Информационная и операциональная готовность родителей к тому, чтобы содействовать физкультурно-спортивной активности своих детей во многом зависит от того, занимаются (занимались) ли они сами физкультурой и спортом. В результате исследования установлено, что оба родителя дошкольников занимаются физкультурой и спортом в основном от случая к случаю (41,9 % отцов и 39,2 % матерей), совсем не занимаются спортом 30,8 % отцов и 35,0 % матерей.

Результаты проведенного социологического исследования и ряда других [5] свидетельствуют о том, что, несмотря на значительные успехи, достигнутые в нашей стране по организации физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста, имеются существенные пробелы

108

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | October

в организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками - с точки зрения вовлечения в занятия физкультурой и спортом всех детей, а также (что особенно важно) обеспечения эффективного позитивного влияния этих занятий на здоровье, физическое развитие, на личностное развитие детей в целом.

К числу такого рода пробелов в первую очередь можно отнести следующие:

- используемые на практике формы и методы организации занятий физкультурой и спортом не в полной мере соответствуют интересам и потребностям детей различного возраста, состоянию их здоровья и физической подготовленности, региональным, национальным и другим особенностям, не обеспечивают полноценную социальную, культурно-воспитательную эффективность этих занятий;

- средства массовой информации не обеспечивают достаточно полную и убедительную пропаганду многосторонней ценности физкультурно-спортивной активности для детей дошкольного возраста, научно-обоснованное и доходчивое изложение для родителей методики организации занятий физкультурой и спортом с детьми, критериев оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей;

- часто встречаются пробелы в подготовке и переподготовке специалистов в области физического воспитания, физической культуры и спорта детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях;

- педагогические коллективы детских дошкольных учреждений не всегда уделяют достаточное внимание работе с родителями по формированию у них высокого уровня мотивации на организацию физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста, а также соответствующей системы знаний, умений и навыков;

- отсутствует должная координация различных организаций и ведомств, занимающихся вопросами физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста.

Выводы. С учетом теоретического анализа эмпирической информации, полученной на основе социологических опросов родителей, имеющих детей дошкольного возраста, сформулированы следующие научно обоснованные предложения по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с дошкольниками в семейных условиях и в ДОО.

Необходима коррекция приоритетных направлений работы в организации физкультурно-спортивной работы с дошкольниками, включая совершенствование работы по формированию и повышению уровня мотивации на эту активность всех заинтересованных лиц; повышение эффективности занятий физкультурой и спортом на основе поиска и внедрения в практику инновационных технологий, форм и методов организации физкультурно-спортивной активности детей дошкольного возраста; создание соответствующих объективных условий для эффективной организации этой работы в домашних условиях, в ДОО, по месту жительства (соответствующих спортивных сооружений, спортивного инвентаря, а также подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов).

Учитывая важное значение социологических опросов для получения достоверной информации о состоянии и проблемах физкультурно-спортивной активности дошкольников, а также для выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию физкультурно-спортивной работы с ними, целесообразно ежегодное проведение масштабных социологических опросов такого рода с обеспечением высокого научного уровня проведения опросов, соответствующих принципам, положениям и требованиям социологической науки.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК - 777-00026-22-00 (код темы - 00119/1)

Использованная литература

1. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 № 376). Электронная версия https://docs.cntd.ru/document/420395652.

2. Отчет о НИР «Социологический опрос для определения индивидуальных потребностей (мотивации) всех категорий и групп населения в условиях для занятий физической культурой и спортом и препятствующих им факторов». - М., 2021. - 6 кн. - 1385 с. Рег. № НИОКТР АААА-А19-119042290098-5. - № ИКРБС.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.304913 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями и дополнениями). Электронная версия https://base.garant.ru/70414724.

4. Приказ Росстата от 27.03.2019 № 172 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере физической культуры и спорта» http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_283736.

5. Столяров В.И. Современные проблемы физкультурно-спор-тивной активности дошкольников: социологический анализ / В.И. Столяров, Ю.В. Окуньков / под общ. ред. проф. Столярова В.И. - М.: Спорт, 2019. - 320 с.

6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. Электронная версия http://static. government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR10j29BM7zJBHXM0 5d.pdf.

7. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации (от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ) Электронная версия https://docs.cntd.ru/document/902075039.

References

1. «0 vnesenii izmeneniy v gosudarstvennuyu programmu Rossi-yskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gody» ["On Amendments to the State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020"]. Decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2017 No. 376. Electronic version. Available at: https://docs.cntd.ru/docu-ment/420395652]

2. Otchet o NIR «Sotsiologicheskiy opros dlya opredeleniya individual-nykh potrebnostey (motivatsii) vsekh kategoriy i grupp naseleniya v usloviyakh dlya zanyatiy fizicheskoy kulturoy i sportom i prepyatstvuy-ushchikh im faktorov» [Research report "Sociological survey to determine the individual needs (motivation) of all categories and groups of the population in the conditions for physical culture and sports and factors preventing them."]. Moscow, 2021. Book 6. 1385 p. Reg. No. R&D AAAA-A19-119042290098-5. No. IKRBS.

3. Postanovleniye Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 15 maya 2013 g. № 26 «Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.1.3049-13 «Sanitarno-epidemiologicheskiye trebovaniya k ustroystvu, soder-zhaniyu i organizatsii rezhima raboty doshkolnykh obrazovatelnykh organizatsiy» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Decree of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation dated May 15, 2013 No. 26 "On approval of SanPiN 2.4.1.3049-13 "Sanitary and epidemiological requirements for the device, content and organization of the working hours of preschool educational organizations" (as amended and supplemented)]. Electronic version. Available at: https://base. garant.ru/70414724.

4. Prikaz Rosstata ot 27.03.2019 № 172 «Ob utverzhdenii formy feder-alnogo statisticheskogo nablyudeniya s ukazaniyami po yeye zapol-neniyu dlya organizatsii Ministerstvom sporta Rossiyskoy Federatsii federalnogo statisticheskogo nablyudeniya v sfere fizicheskoy kultury i sporta» [Rosstat Order No. 172 dated March 27, 2019 "On Approval of the Form of Federal Statistical Observation with Instructions for Filling It Out for Organization by the Ministry of Sports of the Russian Federation of Federal Statistical Observation in the Field of Physical Culture and Sports"]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_283736.

5. Stolyarov V.I., Okounkov Yu.V. Sovremennyye problemy fizkulturno-sportivnoy aktivnosti doshkolnikov: sotsiologicheskiy analiz [Modern problems of physical culture and sports activity of preschoolers: a sociological analysis]. Moscow: Sport publ., 2019. 320 p.

6. Strategiya razvitiya fizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g. [Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030]. Electronic version. Available at: http://static.government.ru/media/ files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf

7. Federalnyy zakon o fizicheskoy kulture i sporte v Rossiyskoy Federatsii (ot 04.12.2007 g. № 329-FZ) [Federal Law on Physical Culture and Sports in the Russian Federation (dated December 4, 2007 No. 329-FZ)]. Electronic version. Available at: https://docs.cntd.ru/ document/902075039.

№10 • 2022 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.