Научная статья на тему 'Физиолого-гигиенический подход к оценке качества освещения'

Физиолого-гигиенический подход к оценке качества освещения Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физиолого-гигиенический подход к оценке качества освещения»

аааааааааааааааааааааососаосососаососааосая

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ подход К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВЕЩЕНИЯ

Л. В. АБРАМОВА, кандидат технических наук

Физиолого-гигиеническая оценка качества освещения является важным показателем, учитывающим психофизическое состояние человека и связанные с ним результаты решения производственных задач. Определение оптимальных условий освещения должно осуществляться на основе комплексного изучения физиологических функций с использованием методик, наиболее чувствительных к изменениям параметров световой среды.

Нами был проведен анализ комп-

лекса методик, используемых в физио-лого-гигиенических исследованиях. Выбор методов основывался на степени их чувствительности к изменениям распределения излучения по спектру, в пространстве, во времени и по яркости поверхности.

Для оценки влияния условий освещения на деятельность центральной нервной системы наиболее целесообразно использовать методы удержанных элементов и определения отсутствующей цифры (ООЦ) как наиболее чувствительные к влиянию утомления, поскольку тестируют такие базовые профессионально важные функции, как внимание, кратковременная и долговременная память [1 ].

Метод ООЦ состоит в том, что в предложенном инструкцией ряду испытуемый должен определить отсутствующую цифру (цифры в ряду расположены в случайном порядке). Задача ООЦ требует не только запоминания всего материала, но и выполнения ряда преобразований, таких, как упорядочение, сканирование и т. д. С помощью этого метода тестируются операции, которые осуществляют элементарные логические преобразования. Правильность ответов является более точным и легко интегрируемым показателем

утомления по сравнению с величинои латентного времени ответа (времени реакции). Для диагностики развития утомления данные об изменении правильности и скорости выполнения задания были рассмотрены в комплексе. Величина межстимульного интервала составляла для метода удержанных элементов 150 — 210 мс, для ООЦ — 180 — 360 мс. При этих интервалах утомление сильнее всего сказывается на выполнении различных по сложности зрительных задач.

Метод удержанных элементов заключается в представлении испытуемому последовательности цифр, после чего он должен воспроизвести весь ряд в порядке предъявления. Для успешного воспроизведения информация должна быть перекодирована и переведена в первичную память, откуда с помощью операции повторения она может быть извлечена. Таким образом, результаты воспроизведения обусловлены не только количеством сохраненной в первичной памяти информации, но и влиянием работы блока ответа. В качестве показателя в данном методе использовались скорость воспроизведения, т. е. количество знаков, воспроизведенных в 1 с.

Функциональное состояние испытуемых рекомендуется характеризовать тестом САН (самочувствие, активность, настроение), который позволяет им оценить свое состояние, складывающееся из трех основных составляющих: самочувствия, активности и настроения [2]. Преимущество этого теста состоит в индивидуальности получаемых результатов, так как свое состояние испытуемый оценивает по собственным меркам, а не по эталонным величинам. Тест САН благодаря информативности получаемых данных по-

© Л. В. Абрамова, 1998

могаст более объективно оценить воздействие качественных и количественных показателей световой среды на

функциональное состояние работающего*

Для оценки степени зрительного утомления наиболее чувствительным является метод ахроматической адиспа-ропии [4]. Для количественной характеристики зрительного утомления рассчитывается его показатель:

а-.-:

Интегральный коэффициент эффек-

ак

ан

где taic и t

ан

время ахроматической

адиспаропии соответственно после работы и до работы.

Одним из объективных показателей зрительной работоспособности является продуктивность зрительной работы при корректурной пробе [3]. Этот тест позволяет изучить особенности внимания при действии однообразных зрительных раздражителей: устойчивость колебания, утомляемость, темп, продуктивность, общую психологическую работоспособность. Изменение показателей корректурной цробы происходит параллельно с изменением работоспособности и функционального состояния центральной нервной системы испытуемого. Оценка метода проводилась по коэффициенту точности К, коэффициенту работоспособности I, коэффициенту скорости V и интегральному коэффициенту эффективности К, учитывающему количественную и качественную стороны работы.

Коэффициент точности определяется:

К

ia-cl

(а + b + с)

где а — количество правильно зачеркнутых букв; Ь — количество пропущенных букв; с — количество ошибок (неправильно зачеркнутых букв).

Коэффициент работоспособности:

I

К d,

где <1 — общее количество всех просмотренных букв в тексте.

Скорость выполнения зрительной

работы:

V « ал.

тивности:

R

d (а - с)

(t-a) (a + b)

>

Нами были проведены исследования по изучению возможности использования соответствующих физиолого-гигие-нических характеристик в качестве критериев оценки качества освещения. Для решения поставленной задачи была создана экспериментальная осветительная установка, состоящая из световых приборов местного и общего освещения с люминесцентными лампами типа JIB. Светильник общего освещения предназначался для выравнивания распределения яркости в поле зрения. Направление излучения на рабочую поверхность от осветительного прибора местного освещения сохранялось постоянным. Для предохранения глаз наблюдателя от прямой блесткости выходное отверстие светильников было перекрыто рассеивающим оргстеклом. Уровень освещенности на рабочей поверхности варьировал в пределах от 300 до 1500 лк, частота питающего тока соответствовала 50 Гц и 10, 20, 30, 40 кГц. В эксперименте принимало участие 6 тренированных наблюдателей в возрасте 22 — 28 лет, имеющих нормальное зрение. Продолжительность работы составляла 2 ч.

Наблюдатель выполнял работу, связанную с различением диффузных пло-

ских деталей с угловыми размерами, соответствующими I — IV разрядам

СНиП 23—05—95, а также работу с математическими вычислениями и корректорской деятельностью. Результаты экспериментов были обработаны методами математической статистики по непараметрическим критериям (критерий знаков, Х-критерий Ван-дер-Вар-дена, \\г-критерий Уилкоксона, критерий согласия). Статистическая обработка проведена с уровнем значимости а - 5 %.

Анализ результатов эксперимента показал возможность использования методов удержанных элементов и ООЦ для оценки деятельности центральной нервной системы. Влияние показателей

световой среды на функциональное состояние работающего характеризуется изменением показателей теста САН. При постоянной частоте питающего тока изменение уровня освещенности в исследованном интервале приводит к изменению показателей, характеризующих деятельность центральной нервной системы, на

23 — 38 %, теста САН — на 12 —

20 степени зрительного утомле-

ния — на 30 — 37 % и зрительной работоспособности — на 5 -12 %.

Комплексный подход к оценке освещения с помощью предложенных методов дает возможность полностью охарактеризовать психофизиологическое состояние человека и определить наиболее благоприятные условия освещения с физиолого-гигиенической точки

зрения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зинченко В. П., Леонова А. В., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. М>: Изд-во Моск. ун-та, 1977. 109 с.

2. Леонова А. В. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 199 с.

3. Сомов Е. Е. Зрительная работоспособ-

ность и методы ее исследования // Оф-тальмоэргономика операторской деятельности: Тез. докл. симпоз. М., 1979. С. 47 — 49.

4. Фаермарк М. А. Способы измерения зрительного утомления // Светотехника. 1970. № 8. С. 16 — 18.

###########################################

ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗМЕННО-СРЕДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ИНТРОДУКЦИИ ЛЮПИНА В РМ

Н. Ф. САНАЕВ, доктор биологических наук, Н. А. ГОРЧАКОВА, студентка

Успешное введение в культуру земледелия новых видов и сортов растений в значительной мере зависит от адаптации к условиям произрастания. Особое значение имеет учет генотипа и лимитирующих факторов внешней среды.

Нами проводились соответствующие наблюдения за произрастанием геноти-пически различных образцов люпина на полях Мордовского НИИ сельского хозяйства Российской академии наук. Как известно, земли здесь подверглись радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Под опыты использовались выщелоченные среднесуглинистые среднегумусные среднемощные черноземы [2].

В год постановки эксперимента

(1997) климатические условия на территории Мордовии в целом были благоприятными для произрастания люпина. Сев проводился во влажную и прогретую до 12 — 17 °С почву. Запасы влаги на глубине 20 см составили

мм, что близко к многолетнем данным. Однако первые две декады июня характеризовались относительно жаркой и сухой погодой (температура воздуха в основном держалась на уровне 19 — 23 °С). В дальнейшем (третья

декада июня — первая декада июля) отмечено резкое падение влажности (запасы воды в почве снизились до 10 мм). К середине июля и в августе выпали осадки, способствующие нормальному росту и развитию люпина.

Для испытания в условиях Мордо-

© Н. Ф. Санаев, Н. А. Горчакова, 1998

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.