Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К НИЗКИМ ТЕМПЕРАТУРАМ'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К НИЗКИМ ТЕМПЕРАТУРАМ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
79
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE OPTIMAL REGIMEN OF MAN ADAPTATION TO LOW TEMPERATURES

The author studied the effectiveness of 3 varieties of adaption regimens to cold that varied from one another by different frequency of the action of cold. The investigation results obtained substantiate physiologically the optimal time interval in between the repeated cold affects and determined the amount of training necessary to obtain a stable adaptation of a human body and the extent of maintenance of the adaptation changes developed.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К НИЗКИМ ТЕМПЕРАТУРАМ»

способности. Интенсивный шум влияет на быстроту приобретения рабочих навыков, мыслительный процесс, сохранение логических и ассоциативных связей (Е. Ц. Андреева-Галанина и соавт.; Нбггшапп, Ostercamp, и др.). При этом следует учитывать и прерывистое воздействие шума, что усугубляет влияние на указанные процессы.

Выявленные значительные изменения со стороны показателей состояния физиологических функций и прежде всего со стороны высшей нервной деятельности у наладчиков секций свидетельствуют о том, что уровень шума 85 дБА не может считаться допустимым для рабочих данной квалификации. Для наладчиков секций наладки в механических цехах должны оборудоваться специальные помещения, уровень шума в которых не должен превышать 75 дБА. Рабочие места механиков следует размещать в цехе таким образом, чтобы уровень шума на них не превышал 80 дБ А. При соблюдении предельно допустимого уровня шума в цехе эквивалентный уровень воздействующего за смену шума для наладчиков секций не будет превышать 80 дБА, а для механиков — 85 дБА.

ЛИТЕРАТУРА. Андреева-Галанина Е. Ц., А л е к с е е в С. В,, К а д ы с к и н А. В. и др. Шум и шумовая болезнь. Л., 1972.— Болсунова М. Я. — В кн.: Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, с. 15.— Егоров А. С., Загрядский В. П. Психофизиология умственного труда. Л., 1973. — К р ы ж а н о в с к и й В. Г. — «Врач, дело»., 1964, № 6, с. 95—98.

Поступила 31/111 1975 г.

THE EFFECT OF NOISE OF CHANGING LEVELS ON WORKERS OF DIFFERENT

QUALIFICATIONS

E. P. Orlovskaya

As the result of investigations carried out among adjusters and mechanicians of different qualifications in mechanical shops of an engineering works it was found that their presence in the course of the working hours under conditions of a noise at a level of 85—87 dBA caused unfavorable shifts in physiological functions of both adjusters and mechanicians. The author recommends to provide separate premises for the adjusters of sections with the level of the noise within 75 dBA and a special place in the shop for mechanicians, where the level of the noise within 80 dBA. Their temporary presence in the shop may be allowed on condition that the equivalent noise level^does not exceed 80 dBA for adjusters and 85 dBA for mechanicians.

УДК 612.592.1

Канд. мед. наук С. Г. Саливон

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО РЕЖИМА АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К НИЗКИМ ТЕМПЕРАТУРАМ

Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР, Москва

Для повышения устойчивости организма человека к температурным воздействиям в последние годы используется метод холодовой тренировки (А. Бартон и О. Эдхолм; М. Е. Маршак). В целях создания более эффективного режима адаптации к холоду очень важно установить оптимальный интервал между повторяющимися Холодовыми воздействиями, а также выяснить степень сохранности возникающих адаптационных изменений. Для этого мы изучали эффективность 3 вариантов режима холодовой адаптации, отличающихся друг от друга различной частотой воздействий холода. При первом варианте испытуемых подвергали охлаждению раз в неделю, при втором — 2 раза в неделю и при третьем варианте — ежедневно. По каждому варианту проведено 35 двухчасовых экспериментов. О необходимом количестве холодовых воздействий мы судили по стойкости и выраженности адаптационных изменений, возникающих в системе терморегуляции. Степень сохранности этих из-

менений устанавливали путем сравнения между собой результатов исследований, проведенных через 2 нед и 1 месяц после прекращения холодовых воздействий с данными последних 5 опытов в период действия холода. Исследования проводили в осенне-летний период в микроклиматической камере при температуре окружающего воздуха—20°, относительной влажности 30% и практически неподвижном воздухе. Испытуемыми были 9 мужчин в возрасте 25—30 лет, которые находились в состоянии покоя в одежде с теплоизоляцией 2,5—3 кло. Нормализацию функционального состояния испытуемых проводили в течение 60 мин при температуре окружающего воздуха 22°. В динамике эксперимента изучали состояние теплового баланса и работоспособность организма, деятельность сердечно-сосудистой системы и аппарата дыхания.

Исследования показали, что лучшим режимом холодовой тренировки в условиях низкой температуры, дающим наиболее выраженный и стойкий адаптационный эффект, является такой, при котором испытуемые подвергаются воздействиям холода (третий вариант). При этом наблюдается наиболее выраженное снижение напряжения терморегуляторных реакций организма по мере нарастания числа холодовых воздействий. Так, если в первых опытах у испытуемых к 2-часовому пребыванию в холодовой камере температура тела снижалась на 0,8°, а средневзвешенная температура (СВТ) кожи — на 3,6° по сравнению с исходными данными, то уже в середине периода холодовых воздействий эти показатели составляли соответственно 0,4 и 2,0°, а к концу экспериментов температура тела практически не изменялась, а температура кожи снижалась только на 0,7°.

У людей, подвергавшихся воздействию низких температур с интервалами 1 нед (первый вариант), адаптационные изменения практически не наступали: температура тела к концу периода холодовой тренировки снижалась на 0,7°, СВТ кожи — на 2,7°, т. е. были почти такими же, как и в начале холодовых воздействий.

Характерным проявлением адаптации к холоду у испытуемых при третьем варианте режима было повышение скорости (подвижности) сосудистых реакций. После холодовой пробы (стандартное локальное охлаждение по методике М. Е. Маршака) температура кожи на груди к концу холодовых воздействий восстанавливалась почти вдвое быстрее, чем у испытуемых, подвергавшихся действию холода по первому варианту (9— 10 мин вместо 15—16 мин). Повышение лабильности сосудистой реакции в тканях «оболочки» может рассматриваться как адаптационная реакция. Быстрое сужение сосудов во время охлаждения способствует уменьшению теплоотдачи в окружающую среду, а их быстрое расширение в восстановительный период — ускоренному переносу тепла из мышечной ткани, где оно резко увеличивается благодаря дрожи в область кожных покровов.

Восстановление температуры тела и кожи после окончания холодовых тренировок также было неодинаковым по времени у людей, подвергавшихся воздействию разных режимов. У испытуемых при первом варианте температура тела восстанавливалась очень медленно и не достигала исходного уровня, а температура кожи нормализовалась лишь на 60-й минуте, к концу периода тренировок. Напротив, у испытуемых, подвергавшихся ежедневному воздействию холода (третий вариант), полное восстановление температуры тела и кожи наступало уже на 30-й минуте, к середине периода холодовых тренировок. При этом температура кожи достигала не только исходного уровня, но даже превышала его. Более высокую температуру кожи и, следовательно, большее ее кровоснабжение у испытуемых при данном режиме тренировки следует рассматривать как важное приспособительное явление, способствующее большей устойчивости организма к низкой температуре; вместе с тем более высокая температура кожи влечет за собой и большие теплопотери излучением и конвекцией, что является фактором, затрудняющим сохранение теплового баланса при низкой внешней температуре.

35

Однако приспособление организма к действию холода не ограничивается лишь одной сосудистой реакцией. Охлаждение вызывает усиление обменных процессов, в результате чего резко повышается образование тепла в организме. Так, хотя потребление кислорода и продукция тепла повышались у всех исследуемых, это повышение у лиц, подвергавшихся ежедневному действию холода, было более значительным (соответственно 45 и 70%), чем при воздействии с интервалом 1 нед (30 и 48%). Следовательно, по мере наступления адаптационных изменений в организме газообмен постепенно повышается.

Чтобы оценить значение указанных явлений в развитии адаптации к холоду у испытуемых с различными режимами холодовой тренировки, мы наблюдали за проявлением первых признаков озноба и мышечной дрожи. Опрос лиц, охлаждавшихся ежедневно, показал, что первое ощущение холода возникало у них примерно на 30—45-й минуте пребывания в холодовой камере. Видимая мышечная дрожь наступала через 40—60 мин после начала охлаждения и периодически повторялась. Через 15—20 дней от начала холодовых тренировок мышечная дрожь наступала позднее, спустя 90—100 мин, а у некоторых дрожь, видимая на глаз, вообще отсутствовала, хотя чувство озноба сохранялось. К концу периода тренировки у всех обследованных мышечная дрожь прекращалась. При первом варианте режима мышечная дрожь отмечалась на протяжении всего периода холодовой тренировки. Следовательно, отсутствие мышечной дрожи у лиц, подвергавшихся ежедневному действию холода, служит одним из важных показателей наступления адаптационных изменений в организме.

При втором варианте режима некоторые адаптационные изменения наблюдались лишь к концу периода холодовых воздействий: температура тела снижалась на 0,4°, а СВТ кожи — на 2° по сравнению с исходными данными. Адаптация нашла свое выражение и в сокращении восстановительного периода.

Характерные данные получены при оценке мышечной работоспособности на кистевом динамографе у испытуемых при различных интервалах действия холода. По мере наступления адаптации у испытуемых при третьем варианте режима мышечная работоспособность к концу периода снижалась на 15—17% против 28—34% у лиц, подвергавшихся действию холода 1 или 2 раза в неделю, т. е. было в среднем в 2 раза меньшим.

Для проверки сохранности адаптационных изменений мы сравнивали температуру тела и кожи, а также количество потребляемого кислорода в последних опытах в период холодовых воздействий с данными, полученными у тех же испытуемых через 2 нед и через 1 мес после окончания основного курса адаптации. Исследования показали полную сохранность изменений, возникающих у испытуемых при третьем варианте режима, хотя после месячного перерыва результаты были несколько хуже (см. таблицу). При втором варианте режима адаптационные изменения не нарушались лишь в течение 2-недельного перерыва, а при холодовых воздействиях с интервалом 1 нед сохранность изменений практически отсутствовала.

Следовательно, для поддержания состояния стойкой адаптации повторную холодовую тренировку после прохождения основного курса следует проводить раз в месяц.

Кроме того, если даже после месячного перерыва адаптация испытуемых несколько снижается, достаточно провести с ними 4—5 повторных ежедневных холодовых тренировок, чтобы адаптационные сдвиги у них полностью восстановились.

Таким образом, исследования показали, что лучшим режимом адаптации к низкой темпераруре окружающей среды, дающим наиболее выраженный и стойкий эффект, является такой, при котором человек подвергается ежедневным Холодовым воздействиям. При этом варианте режима наблюдаются выраженное повышение теплопродукции и значительное сни-

Стойкость адаптационных изменений у испытуемых при различных вариантах холодовой тренировки (М±т)

Варианты Температура тела (в град) (ректальная) СВТ кожи (в град) Количество поглощенного кислорода (в мл/мнн)

режима до охлаждения после охлаждения восстановление до охлаждения после охлаждения восстановление до охлаждения после охлаждения восстановление

После 14-дневного перерыва

Первый Второй Третий 36,8±0,09 36,1 ±0,03 36,2±0,06 33,1±0,1 30,4±0,7 33,4+0,3 369±3,7 485±5,5 376±13,0

36,9±0,1 37,0±0,06 36,1±0,1 36,5±0,08 36,2±0,03 36,7±0,08 32,8±0,3 32,9±0,4 30,0±0,3 31,8±0,3 32,9±0,2 33,4+0,1 372±8,5 400±11,3 499±7,7 491±26,6 355±6,1 328±11,6

'36,8±0,08 37,1 ±0,05 36,2±0,1 37,1 ±0,08 36,3±0,06 37,2±0,07 33,2±0,2 33,9±0,1 32,0±0,5 33,2±0,4 33,1±0,1 34,3±0,4 388±10,1 406±13,0 486+21,0 581±30,6 339±7,1 436±40,9

37,0±0,09 37,1 ±0,04 37,0±0,04 33,6±0,3 33,0±0,2 33,8±0,3 411±15,3 571±20,7 433±29,9

После 30-дневного перерыва

Первый Второй Третий 36,8±0,09 36,1±0,03 36,2±0,06 33,1±0,1 30,4±0,3 33,4±0,2 369±3,7 485±5,5 376±13,0

37,0±0,1 37.0zfc0.06 36,1±0,07 36,5±0,08 36,1 ±0,03 36,7±0,04 33,4±0,3 32,9±0,4 30,1 ±0,4 31,8±0,2 32,7±0,3 33,0±0,1 380±4,7 400±11,3 499±6,8 491±26,6 401 ± 12,7 328±11,6

37,1+0,08 37.1 ±0,05 36,3±0,09 37,1 ±0,04 36,5±0,08 37,2±0,07 33,0±0,3 33,9±0,2 31,0±0,7 33,2±0.1 32,6±0,4 34,3±0,4 366±9,8 406±13,0 451±22,1 581±30,6 396±14,9 436±40,9

36,9±0,07 36,7±0,1 36.9zfc0.04' 33,7±0,3 32,5±0,3 33.5±0.3 401 ±10,1 571±17,1 421 ±31,1

Примечание. В числителе данные последних опытов в период холодовых воздействий, в знаменателе—данные после 14-дневного и месячного перерывов.

жение напряжения терморегуляторных систем организма. Адаптационные изменения возникают уже после 25—28 холодовых воздействий, однако для того чтобы они стали более прочными необходимо довести их до 35. При 3-дневном интервале между Холодовыми воздействиями (второй вариант) некоторые адаптационные изменения наступают лишь к концу периода тренировки (30—35 опытам). К этому времени несколько снижается температура тела и кожи, повышается газообмен организма. При холодовых воздействиях с интервалом 1 нед (первый вариант) адаптационные изменения практически не наступают.

Показано, что найденный оптимальный интервал времени между повторяющимися Холодовыми воздействиями сохраняется и при снижении температуры окружающего воздуха до —30°. Наиболее выраженный и стойкий адаптационный эффект, полученный при тренировке испытуемых в условиях третьего варианта режима, видимо, связан с тем, что при ежедневных воздействиях низкой температуры устанавливаются более прочные временные связи, а также происходит лучшая суммация раздражений. Меньшую эффективность тренировки при других вариантах режима можно объяснить с позиций учения Г. В. Фольборта о развитии состояния тренированности. Очевидно, при воздействии холода 1 или 2 раза в неделю очередные тренировки проводятся в момент неблагоприятного исходного состояния организма, в частности терморегуляторного аппарата. В результате при повторяющихся холодовых нагрузках с такими интервалами наблюдается меньшее повышение устойчивости к холоду, или она совершенно не наступает (при холодовых воздействиях 1 раз в неделю).

ЛИТЕРАТУРА. (Burton A.. Edholm О.) Бартон А., Эд-х о л м О. Человек в условиях холода. М., 1957. — Маршак М. Е. Физиологические основы закаливания организма человека. Л., 1965. — Фольборт Г. В. Процессы утомления н восстановления в высшей нервной деятельности и практическое значение их изучения. — В кн.: Физиология процессов утомления и восстановления. Киев, 1951, с. 7—28.

Поступила 30/XII 1974 г.

PHYSIOLOGICAL SUBSTANTIATION OF THE OPTIMAL REGIMEN OF MAN ADAPTATION TO LOW TEMPERATURES

S. G. Sali von

The author studied the effectiveness of 3 varieties of adaption regimens to cold that varied from one another by different frequency of the action of cold. The investigation results obtained substantiate physiologically the optimal time interval in between the repeated cold affects and determined the amount of training necessary to obtain a stable adaptation of a human body and the extent of maintenance of the adaptation changes developed.

УДК 613.644

Кандидаты мед. наук А. М. Микулинский и Т. М. Радзюкевич, H.H. Коссовский, JI. С. Шейман

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ К РАЗРАБОТКЕ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА РАБОТАЮЩИХ С ВЫСОКОЧАСТОТНЫМ МЕХАНИЗИРОВАННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ

Горьковскин институт гигиены труда и профзаболеваний

Б задачу настоящего исследования входила разработка физиологически рационального режима труда для работающих с высокочастотным механизированным инструментом. Ручные шлифовальные машины относятся к числу наиболее виброопасных, и снижение вибрации до допустимых значений представляет сложную и до настоящего времени не решенную задачу (Б. Г. Гольдштейн и соавт.). В то же время эти машины по объему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.