Научная статья на тему '"физиологический коллективизм" как основа нового социалистического общества 1920-х гг'

"физиологический коллективизм" как основа нового социалистического общества 1920-х гг Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.А. БОГДАНОВ / "ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ" / ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ / ОБМЕННОЕ ПЕРЕЛИВАНИЕ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / "СВЕРХЧЕЛОВЕК"

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сергеева Мария

Концепция «физиологического коллективизма» - один из многих способов создания нового человека, возникших в России в 1910-1920 гг., и направленных на создание социалистического общества, основанного на всеобщем единстве и равенстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"физиологический коллективизм" как основа нового социалистического общества 1920-х гг»

лике. Употреблялись также топлёное конское, баранье, гусиное, барсучье, медвежье сало и мясо. В лечебных целях кумыс широко использовался в народной медицине башкир, и первые кумысолечебницы в России появились именно на территории Башкирии. Башкиры использовали кумыс при истощении, малокровии, лёгочных болезнях, зобе и как седативное (успокаивающее) средство. Доказано, что потребление кумыса повышает иммунитет, благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта, обмен веществ, нервную и сердечно-сосудистую систему, органы кроветворения, функцию почек, железы внутренней секреции. Кумыс эффективен при туберкулёзе лёгких и расстройствах мочеполовой сферы. В народной медицине также использовалось более 30 минералов и веществ химической природы:: сера, квасцы, медный купорос и др. Кроме того, широко практиковалась бытовая физиотерапия с применением растений, минеральных веществ, средств животного происхождения. Больным назначались купания, ванны, припарки, укутывание и пр. В сочетании с другими средствами и методами народной медицины применялись и магические приёмы. При тяжёлых или длительно текущих серьёзных заболеваниях совершались жертвоприношения (корбан салыу).

Литература

1. Абдулатипов Р.Г. Мой башкирский народ / Серия «Народы моей России». Библиотека Ассамблеи народов России. Научно-популярное издание. - М.: Классикс Стиль, 2007. - 200 с.

2. Гумаров В.З. Башкирская народная медицина. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2007. - С. 13, 26, 34, 64.

«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ» КАК ОСНОВА НОВОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 1920-Х ГГ.

М.С Сергеева*

Резюме: концепция «физиологического коллективизма» - один из многих способов создания нового человека, возникших в России в 1910-1920 гг., и направленных на создание социалистического общества, основанного на всеобщем единстве и равенстве.

Ключевые слова: А.А. Богданов, «физиологический коллективизм», переливание крови, организационный способ мышления, обменное переливание, массовое сознание, «сверхчеловек».

* ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова

Сергеева Мария - к.и.н., доцент; serma@list.ru

«Физиологический коллективизм» или обмен кровью между людьми, «укрепляющий каждый организм по линиям его слабости» [1, с. 38], был разработан в 1910-1920-х гг. врачом, философом и политическим деятелем А.А. Богдановым (1873-1928) и предложен в качестве эффективного метода строительства социализма. Он считал коллективизм высшей формой общественных отношений, основанной на гармоничном развитии всех членов общества. Непременным условием создания идеального общества А.А. Богданов считал формирование в сознании граждан «единого организационного способа мышления». С этой целью он предлагал осуществлять коррекцию биологической природы человека. Перекрёстный обмен полезными знаниями и навыками между людьми в ходе «обменного переливания крови» должен был стать быстрым и эффективным способом влияния на массовое сознание. Распространение идей коллективизма в 1910-20-х гг. связано с развитием и междисциплинарным синтезом естественнонаучных и философских идей конца XIX - начала XX вв. Опираясь на философские представления Э. Маха, Р. Авенариуса и В. Оствальда, А.А. Богданов утверждал, что социально организованный опыт человечества построен из «непосредственных переживаний» отдельных личностей. Следовательно, «слияние личных жизней в одно грандиозное целое, гармоничное в отношении своих частей», объясняло устойчивость сообщества, организованного в «единый коллектив» [2, с. 32].

Естественнонаучное обоснование «физиологического коллективизма» подтверждалось данными протозоологов и генетиков. Явление конъюгации у простейших позволило А.А. Богданову разработать собственный механизм обмена опытом между поколениями. Согласно его теории, обмен кровью, представлявшей «внутреннюю конъ-югационную среду организма», позволял, с одной стороны, передать индивидуальные способности всем людям, с другой - «помочь стареющему организму в его борьбе». В итоге с новой кровью человек должен был получить «некоторые свойства и способности того организма, от которого она была взята» [3, с. 140]. Генетики, в свою очередь, опровергли перспективу изменения сознания человека с помощью просвещения и заявили о возможности наследования приобретённых признаков. Н.К. Кольцов в 1921 г. утверждал, что изменение «пород человека подчиняется ... законам наследственности» и зависит от подбора «производителей», а не от воспитания «в тех или иных условиях», социальных реформ или переворотов [4]. По словам А.А. Богданова, «социально-хозяйственная обстановка» 1910-1920-х гг. требовала от человека «значительно больше индивидуальных сил организма». Именно поэтому он активно отстаивал теорию «физиологического коллективизма», в ходе которого благодаря глубокой гармонизации

личности человека «жизнь, даже чисто физиологическая, станет коллективно-экспериментальной».

Реализации данного медико-социального эксперимента по созданию «сверхчеловека» способствовала практика гемотрансфузии в первой четверти XX в. По мнению приверженцев концепции, «физиологический коллективизм» А.А. Богданова мог стать перспективным методом «коллективизации сознания» для устойчивого и стабильного развития социалистического общества.

Литература

1. Неизвестный Богданов. В 3-х книгах / Под. ред. Г.А. Бордюгова Кн. 1.: А.А. Богданов (Малиновский). Статьи, доклады, письма и воспоминания. 1901-1928 гг. - М.: ИЦ «АИРО-ХХ», 1995. С. 34-44.

2. Неизвестный Богданов. В 3-х книгах. Сост. Н.С. Антонова. Кн. 3.: А.А. Богданов. Десятилетие отлучения от марксизма. Юбилейный сборник (1904-1914). - М.: ИЦ «АИРО-ХХ», 1995. - 244 с.

3. Донсков С.И., Ягодинский В.Н. Наследие и последователи А.А. Богданова в службе крови. - М.: Типография «ИП Скороходов», 2008. - 312 с.

4. Русская евгеника. Сборник оригинальных работ русских учёных (хрестоматия) под общей ред. В.Б. Авдеева / Серия «Библиотека расовой мысли». - М.: Белые альвы, 2012. - 576 с. http://www.xpomo.com/ruskolan/rasa/evgenika_07.htm.

К ИСТОРИИ САМАРСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

ИМ. НД ЛЯПИНОЙ

& && &&

Р.С. Серебряный, В.Н. Варламенков , О.В. Яремчук

Резюме: выявлены основные этапы истории Самарского медицинского колледжа, показана судьба его выпускницы, медицинской сестры Н.Д. Ляпиной, спасшей многих бойцов Красной Армии, чьим именем назван медицинский колледж в г. Самаре.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, медицинская сестра, Н. Ляпина, Самарский медицинский колледж.

* ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», Москва Самарский медицинский колледж им. Нины Ляпиной

Серебряный Роман Сергеевич - д.м.н., зав. лабораторией; niiimramn@mail.ru Варламенков Виктор Николаевич - к.и.н., преподаватель Яремчук Оксана Вячеславовна - преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.