Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕЙРОБИОЛОГИИ И БИОХИМИИ ПРИ РЕШЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕЙРОБИОЛОГИИ И БИОХИМИИ ПРИ РЕШЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИХИКА / МЫШЛЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / МОЗГ / НЕЙРОНАУКИ / НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / БИОХИМИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ферсенкова Н. Е.

Исследование направлено на решение фундаментальной задачи человечества: как материальный мозг создаёт психику и условия её развития и деградации и как с со стороны естественных наук мы можем контролировать мышление и включать оздоровительные процессы в психических и психофизических реакциях организма. К этому вопросу принято подходить со стороны психоаналитики, психиатрии и психотерапии. По последним исследованиям мы можем пронаблюдать, что прогресс в решении задач мышления лежит в нейрофизиологических дисциплинах. Актуальность определена необходимостью практических опытов физиологической диагностики функциональных структур человека в базовых и уникальных жизненных обстоятельствах, основанном на современном инновационном аппарате исследований научно-технического прогресса. Методология. На основе полисубъектного подхода сделан обзор центральных физиологических исследований, определяющий набор инструментов для диагностики и последующей прогрессивной работы над функциональными структурами человека. Автор статьи считает, что полисубъектное взаимодействие философских и физиологических наук поможет сформулировать принципы совершенствования человеческого мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSIOLOGICAL PSYCHOREGULATION AS THE DIALECTIC INTERACTION BETWEEN NEUROBIOLOGY AND BIOCHEMISTRY IN SOLVING PSYCHOPHYSICAL PROBLEMS

The study is aimed at solving the fundamental problem of mankind: how the material brain creates the psyche and the conditions for its development and degradation, and how, from the side of the natural sciences, we can control thinking and include healing processes in the mental and psychophysical reactions of the body. It is customary to approach this issue from the side of psychoanalysis, psychiatry and psychotherapy. From recent researches, we can observe that progress in solving reasoning of thinking lies in the neurophysiological disciplines. The relevance is determined by the need for practical experience in the physiological diagnosis of human functional structures in basic and unique life circumstances, based on the modern innovative research apparatus of current scientific and technological progress. Methodology. On the basis of the polysubject approach, a review of central physiological research is made, which defines a set of tools for the diagnosis and subsequent progressive work on human functional structures. The author of the article believes that the polysubject interaction of philosophical and physiological sciences will help to formulate the principles of improving human reasoning.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕЙРОБИОЛОГИИ И БИОХИМИИ ПРИ РЕШЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

Fersenkova N.E.

master of educational sciences Moscow City Teachers' Training University

PHYSIOLOGICAL PSYCHOREGULATION AS THE DIALECTIC INTERACTION BETWEEN NEUROBIOLOGY AND BIOCHEMISTRY IN SOLVING PSYCHOPHYSICAL PROBLEMS.

Ферсенкова Н. Е.

магистр педагогических наук Московский городской педагогический университет

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕЙРОБИОЛОГИИ И БИОХИМИИ ПРИ РЕШЕНИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.78.265

Summary: The study is aimed at solving the fundamental problem of mankind: how the material brain creates the psyche and the conditions for its development and degradation, and how, from the side of the natural sciences, we can control thinking and include healing processes in the mental and psychophysical reactions of the body. It is customary to approach this issue from the side of psychoanalysis, psychiatry and psychotherapy. From recent researches, we can observe that progress in solving reasoning of thinking lies in the neurophysiological disciplines.

The relevance is determined by the need for practical experience in the physiological diagnosis of human functional structures in basic and unique life circumstances, based on the modern innovative research apparatus of current scientific and technological progress.

Methodology. On the basis of the polysubject approach, a review of central physiological research is made, which defines a set of tools for the diagnosis and subsequent progressive work on human functional structures.

The author of the article believes that the polysubject interaction of philosophical and physiological sciences will help to formulate the principles of improving human reasoning.

Аннотация: Исследование направлено на решение фундаментальной задачи человечества: как материальный мозг создаёт психику и условия её развития и деградации и как с со стороны естественных наук мы можем контролировать мышление и включать оздоровительные процессы в психических и психофизических реакциях организма. К этому вопросу принято подходить со стороны психоаналитики, психиатрии и психотерапии. По последним исследованиям мы можем пронаблюдать, что прогресс в решении задач мышления лежит в нейрофизиологических дисциплинах.

Актуальность определена необходимостью практических опытов физиологической диагностики функциональных структур человека в базовых и уникальных жизненных обстоятельствах, основанном на современном инновационном аппарате исследований научно-технического прогресса.

Методология. На основе полисубъектного подхода сделан обзор центральных физиологических исследований, определяющий набор инструментов для диагностики и последующей прогрессивной работы над функциональными структурами человека.

Автор статьи считает, что полисубъектное взаимодействие философских и физиологических наук поможет сформулировать принципы совершенствования человеческого мышления.

Ключевые слова: психика, мышление, сознание, психологическая проблема, психофизиологическая проблема, мозг, нейронауки, нейрофизиология, психофизиология, биохимия.

Постановка проблемы. Аппарат

психологических наук является неполным для анализа, влияния и совершенствования работы мозга.

Анализ последних исследований и публикаций. Рассмотрены исследования Даниэля Канемана про быстрые и медленные процессы мышления, иллюзия фокусировки Гендлина, а также научная работа Блума, связанная с самосознанием и саморегуляцией мыслительных привычек.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Необходимо внедрить

физиологические науки в решение психофизиологической задачи, среди

инновационных разработок найти лучший симбиоз воздействия на человеческое мышление.

Цель статьи: анализ приоритетных исследований физиологических школ в сфере

диагностики функциональных структур поведения и реакции человека и определение максимальной результативности в симбиозе методик совершенствования мышления.

Изложение основного материала. Психическая регуляция - это личностный, наивысший уровень произвольной регуляции, который включает в себя следующие ее особенности: осознанность, преднамеренность, принятие решений, идущих от самого субъекта. Все три компонента необходимы для грамотного мыслительного процесса. Психологическая регуляция нацелена на совершенствование человеческой деятельности и поведения субъекта, а в конечном итоге - на изменение его личности.

Осознанность [5, а 164-165] - это самоанализ мыслительного аппарата, понимание уровня корректности его функционирования в связи с поведением и реакцией человека в повседневной

жизни, а также своевременная корректировка алгоритмов мыслительного аппарата в процессе жизнедеятельности. Эффективность мышления определяется умением обойти ранее приобретённые мыслительные паттерны мозга, приобретённые в прошлом, которые не функционируют в настоящем и не пригодятся в будущем. Осознанность помогает обойти когнитивные искажения и особенности работы мозга, которые задерживают наши функциональные возможности.

Преднамеренность [7, с. 64] определяется двумя системами мышления, описанными в научных работах нобелевского лауреата Даниэля Канемана. Быстрая система мышления действует автоматически и допускает неконтролируемые реакции, эмоции и поведение. Медленная система строит сложные интеллектуальные алгоритмы, решает новые для человеческой деятельности задачи мышления и может изменять быструю систему. Если обе системы функционируют в рамках осознанности, мы способны качественно мыслить и находиться в рамках здорового восприятия реальности и здоровая преднамеренность в поступках и поведении личности

Принятие решений в жизни человека является здоровым, если не попадает в иллюзии от левополушарного интерпретатора, находящегося в височной доли мозга [2, с. 169]. Он открыт в психологом Майклом С. Газзанига и нейробиолог Джозефом Э. Леду и нацелен объяснить и рационализировать всё, что кажется нашему сознанию непонятным.Обычно из-за этого мы видим происходящие события утрированными, объяснёнными исключительно нашими прежне приобретёнными знаниями.

Одной из центральных иллюзий левополушарного интерпретатора является иллюзия фокусировки [3, с. 567]. В связи с тем, что мозг не может удержать в голове более 3 динамических объектов, наше сознание ограничено. Но наше подсознание может содержать в себе более 100 объектов.

Сеть пассивного режима работы мозга [4, с. 1157-1162] — нервная сеть взаимодействующих участков головного мозга, активная в состоянии, когда человек находится не в процессе деятельности, а в состоянии покоя. Если мы не контролируем целеполагание в этой сети, то наш ум "блуждает" и делает мыслительные решения, которые не связаны с нашими реальными задачами. Более того, так как сеть пассивного режима мозга создана для социального взаимодействия, поэтому абстрактное фокусированное мышление требует больше усилий.

Если мозг не привык прикладывать эти усилия, то личность ждут когнитивные искажения, связанные с иллюзией фокусировки, когда мышление безостановочно ищет решения в совокупности хаотично происходящих условий, которую левополушарный интерпретатор

стремится уложить в алгоритм мышления, созданный на базе самонаучения прошлого опыта жизнедеятельности.

Фокусировка бывает внутренней и внешней. [6, с. 157]

Внутренняя фокусировка связана с усталостью, как классической, так и хронической. Она обычно возникает при наложении огромного количества поступающей информации на привычные алгоритмы мышления. Хроническая усталость длится более 6 месяцев и может решаться исключительно медикаментозно.

Усталость может сопровождаться непереносимостью холода, дрожанием рук, снижением зрения, нарушением сна, стрессом, тревожностью, температурой, мышечной слабостью, сыпью. Может привести к анемии, депрессии и злокачественным опухолям.

По анализу тиреотропного гормона мы можем определить наличие дисфункции гипофиза, которая и вызывает усталость. Она может быть врожденной или приобретенной, например, от удара по голове. Но чаще всего дисфункция гипоталамуса связана с кровоснабжением, за которое отвечают две сонные и две позвоночные артерии.

Наладить кровоснабжение можно увеличением питьевого режима, здоровым сном, физической активностью, исключением сладкого из рациона и иных вредных привычек, принятием аминокислот, морепродуктов, неотропов, витаминов С и В, биофлавонидов, фосфора магния, селена и цинка.

Внешняя фокусировка связана с эмоциональной нестабильностью. Это

импульсивность, нестабильная самооценка, минимальная способность планирования, отсутствие логики в мышлении, агрессия, манипуляция окружающими.

Распознать эмоциональную нестабильность можно по следующим характеристикам:

1. Понимание личности, что переживания мешают процессам жизнедеятельности

2. Плохая адаптивность к ситуациям

3. Желание доказывать что-то вовне

4. Длительный стресс, отсутствие достижений собственных целей

5. Отсутствие ответственности за собственные слабости

6. Травма мозга

Эмоциональная нестабильность связана с нарушением неокортекса (оказывающим влияние на медленную систему мышления) и лимбической системы (нацеленной на быструю). Наладить их также поможет здоровый образ жизни и принятие кальция, магния, меди, фосфора, витаминов В, С, Е.

Справиться с иллюзией фокусировки возможно с использованием осознанности и преднамеренности. Необходимо понимать процессы внешнего и внутреннего воздействия, уметь отслеживать их вне паттернов алгоритмов мышления. Это становится возможным исключительно в случае налаживания биохимии

выше перечисленными способами, так как нейробиологические процессы становятся гибкими и развивающимися. Налаженное самочувствие индивида поможет ему совершенствовать процессы мышления и реализовывать качество взаимодействия с окружающим миром [1, а 69].

Выводы и предложения. Проанализированы способы контроля и формирование прогресса мышления, учтена практическая применимость в бытовых и уникальных жизненных процессах. Именно в эмпирическом опыте было выявлено, что диагностика должна ориентироваться на те отделы мозга, которые напрямую завязаны на корректную человеческую реакцию в конкретных жизненных условиях. В связи с введением физиологического аппарата в корректировку мышления человека мы нацеливаемся на индивидуальный подход в решении мыслительных задач. Необходимо провести исследование по влиянию различных социальных групп и профессий с максимальным учётом жизненных условий и целей каждого испытуемого.

Выявлено, что методами физиологической психорегуляции возможно управлять алгоритмами

мышления, совершенствуя их через биохимический и нейробиологический аппарат.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Eugene T Gendlin. Publisher: London : Rider, 2003 - с. 69

2. Gazzaniga, Michael S.; LeDoux, Joseph E. The Integrated Mind — New York: Plenum Pr., 2010 -с. 169

3. Kahneman D., «Thinking, Fast and Slow» (Penguin Books Ltd., 2011 - с. 567

4. Singer T., Seymour B., O'Doherty J. Kaube H. Empathy for pain involves the affective but not sensory components of pain. Sience. 3030 (5661) 2004 - c. 1157-1162

5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М., 2010 - c. 164-165

6. Можаев С.В. Нейрохирургия (учебник), ГЭОТАР-Медиа, 2009 - c. 157

7. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М. Астрель. CORPUS. 2010 - c. 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.