Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ НА КОНВЕЙЕРЕ ПО СБОРКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ НА КОНВЕЙЕРЕ ПО СБОРКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ю.Г. Солонин, В.А. Козловский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF WORK AT A MOTOR CAR ASSEMBLY LINE

An ergonomic analysis and a study of physiological shifts were carried out (by means of radiotelemetry) in workers at 50 working sites of a motor car assembly line. Most of the tasks accomplished were found to be difficult and intensive. The authors make certain suggestions on rational organization of work, proper sorting of workers according to their occupational capacity and their optimal arrangement along the line.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ НА КОНВЕЙЕРЕ ПО СБОРКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

бот, устройство дополнительных дублирующих приборов, совершенствование методов отбора проб, утепление переходов и некоторых участков зоны обслуживания, использование спецодежды и т. д.). Полезной с точки зрения уменьшения напряженности и оздоровления условий труда может быть разработка детальных технологических инструкций, которые позволили бы в дальнейшем автоматизировать элементарные рабочие приемы, разработка специальных режимов труда и отдыха в соответствии с токсикологическими свойствами продуктов производства и т. д.

Оптимизация условий труда и повышение надежности работы операторов, уменьшение напряженности их деятельности требуют совершенствования устройства мнемосхем и индикаторных щитов, подбора рациональной модальности сигналов состояния технологического процесса, повышения стабильности функционирования контрольно-измерительных приборов, облегчения возможности прогнозирования событий, разработки четкого алгоритма действий для особо важных ситуаций и постоянной тренировки в выполнении этих действий. В режим труда операторов целесообразно включать функциональную музыку, комплекс производственной гимнастики, для них должна быть уменьшена длительность ночной рабочей недели.

ЛИТЕРАТУРА. Зараковс^ийГ. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966. — К о с и л о в С. А. Физиологические основы НОТ. М., 1969. — Кулак И. А. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. Минск, 1968. — Наенко Н. И., Овчинникова О. В. В кн.: Проблемы инженерной психологии. М., 1967, с. 58. — Пушкин В. Н. Вопр. психол., 1959, № 3, с. 66. —Р епкина Г. В. В кн.: Проблемы инженерной психологии. М., 1967, с. 133.

Поступила 2/VI 1972 г.

THE ROLE OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ANALYSIS IN HYGIENIC ASSESSMENT

OF THE LABOUR OF WORKERS IN MODERN CHEMICAL PRODUCTION

M. A. Gritsevsky, G. A. Stryukov, L. S. Bashkirova

Ал analysis of the activities of the main occupational groups at modern chemical production makes it possible to isolate two occupational groups: the operators of installations and workers attending them. These groups are quite different in respect to the features of the work done and prevailing working conditions. These differences should be taken into account because they determine the hygienic assessment of the activities of these workers and the elaboration of sanation measures.

УДК 61 2.766.1:629.1 13:658.387.5 2

Канд. мед. наук Ю. Г. Солонин, В. А. Козловский

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАБОТ НА КОНВЕЙЕРЕ ПО СБОРКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний, Свердловск

Физиолого-гигиенической оценке работ на конвейере посвящены многочисленные исследования (3. М. Золина, и др.), выделены группы конвейерного труда и разработаны мероприятия по его физиологической рационализации. Однако еще предстоит уточнить критерии оценки тяжести и напряженности труда на различных конвейерных линиях. В связи с этим большой интерес представляет главный конвейер Волжского автомобильного завода (ВАЗ), отличающийся своими масштабами (длина 1800 м) и высокой производительностью (выпуск более 300 машин за смену).

Исследование, о котором идет речь в настоящем сообщении, было проведено летом 1971 г. Основной задачей его явилась оценка степени тяжести и напряженности труда на основании эргономического анализа рабочих мест и изучения физиологических сдвигов в организме работающих. Учитывались характер операций, поза, физические усилия, объем ходьбы (по показаниям шагомера) и точность зрительной работы, определялось функ-

циональное состояние организма с помощью хронорефлексометрии, корректурных тестов, а также путем измерения силы и статической выносливости мышц кисти. В процессе выполнения операций применялась радиопульсо-метрия (В. В. Розенблат, 1967, и др.) для подсчета частоты сердечных сокращений (ЧСС).

Степень физической тяжести и нервной напряженности труда оценивалась по таблице (В. В. Розенблат, 1970), дополняющей классификацию Института гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР.

На главном конвейере было отобрано 50 различных по эргономической характеристике рабочих мест. Под наблюдением находились практически здоровые слесари-сборщики мужского пола в возрасте от 19 до 40 лет, с небольшим производственным стажем (в среднем около года) и разрядом не ниже 3-го.

Конвейер работает в 2 смены по 7 часов, 6 дней в неделю. Перерыв на обед продолжается 60 мин. в 1-й смене и 30 мин. во 2-й. Имеются 2 регламентированных паузы на отдых по 5 мин. В период наших исследований не всегда обеспечивался четкий ритм в работе конвейера, однако сменное задание выполнялось.

Каждый сборщик выполняет определенные операции. Поскольку кузов в подвеске движется непрерывно с заданной скоростью, автосборщик работает на ходу или сидя в кузове. По окончании операции он возвращается на исходную позицию. Операции совершаются в принудительном темпе (иногда с дефицитом времени), связаны с различной степенью мышечной активности (подъем и перенос деталей и инструментов, ходьба и пр.) и часто неудобными позами. По величине такта изучаемый конвейер можно отнести к наименее монотонным.

На исследованных рабочих местах такие эргономические показатели, как штучное время, усилия и объем ходьбы, значительно варьировали (табл. 1). Средние физические усилия и число шагов за смену говорят о большом уровне мышечной активности при обслуживании главного конвейера. Такая нагрузка вызывает значительное функциональное напряжение организма (ФНО), объективным критерием которого при стереотипной нагрузке на конвейере мы считаем средний уровень ЧСС, ибо в нем отражаются энергетический компонент нагрузки (мышечное напряжение) и эмоциональный стресс (в связи с дефицитом времени). Среднерабочая ЧСС составила в среднем 99 ударов в минуту, достигая 124 на отдельных рабочих местах. По величине этого показателя труд на главном конвейере находится на грани работ средней тяжести и тяжелых. В связи с кратковременностью пауЗ среднерабочий уровень ЧСС у автосборщиков очень близок к средне-сменному.

Известно, что изменения ЧСС являются важнейшим физиологическим механизмом адаптации кровообращения к мышечной работе. При почасовом анализе выявлены незначительные колебания уровня этого показателя —

Таблица 1

Некоторые показатели характеристик работ и данные радиопульсометрни у 50 автосборщиков

на главном конвейере ВАЗ

* Показатель Пределы колебаний М±т V (в %>

Количество собранных за смену ма- 4,1

шин (в шт.)........... 307—338 323=!=2,5

Штучное время (в мин.) 0,66—1,35 1,08—0,09 47,2

Физические усилия при работе (в кг) 0,2—23,0 10,8—1,81 79,1

Число шагов за смену (в тыс.) 2,4—22,0 8,6—0,59 47,0

Средний уровень ЧСС при работе (уда- 13,3

ры в минуту) 67—124 99,0—0,31

Физиологические сдвиги под влиянием трудовой смены у 50 автосборщиков на главном

конвейере ВАЗ

Показатель До работы После работы Процент изменения к концу сиены

М ±т М ±т

Сила мышц кисти ((в см рт. ст.) 123— 1,7 123—2,1 0

Выносливость мышц кисти к стати-

ческому усилию в 0,75 максимальной

силы (в сек.).......... 45—2,2 36—2,6 —20

Время зрительномоторной реакции

(в мсек.) ............ 182—5,0 193^7,0 +6

Время слухомоторной реакции (в мсек.) 174—5,0 193=£8,0 + 11

Число прочтенных за 2 мин. знаков

по корректурным таблицам 622—16,5 616—17,3 — 1

в среднем с максимумом 102 удара в минуту (после обеда) и минимумом 97 ударов в минуту (в последний час работы). Послеобеденное увеличение ЧСС, несомненно, связано со специфически-динамическим действием пищи. Следует отметить, что при чрезвычайно монотонной работе на конвейере по сборке резиновой обуви обнаружены более выраженные колебания ЧСС и четкое снижение ее к концу смены (Г. М. Гамбашидзе). В наших наблюдениях и коэффициент межиндивидуальной вариации ЧСС по часам смены изменялся так же мало, как и средний уровень. Это указывает на совершенство механизмов регуляции уровня ЧСС, задаваемого постоянной стереотипной нагрузкой при наименее монотонной работе на главном конвейере ВАЗ, и служит свидетельством того, что энергетический запрос находится в зоне «устойчивого состояния».

В ходе трудовой смены у сборщиков отмечались сдвиги функционального состояния организма (табл. 2), которые указывают на снижение работоспособности. Статическая выносливость мышц кисти уменьшилась в среднем на 20%, что статистически значимо (/><0,01). Время сенсомоторных реакций имело тенденцию к увеличению. Это свидетельствует о некотором снижении возбудительных процессов в центральной нервной системе. Все показатели в конце смены имели больший диапазон колебаний у исследуемых. Интересно, что исходные показатели выносливости и времени реакций были почти такими же, как и у лиц, приходящих к началу 2-й смены (своеобразная контрольная группа). Это убеждает нас в том, что отмеченные сдвиги к концу смены вызваны в основном трудовой нагрузкой.

Значительное влияние на физиологические функции оказывают такие факторы, как положение тела и усилия при работе, объем ходьбы за смену. С учетом этих факторов были выбраны группировки численностью по 10 лиц и более. Проанализированы 3 наиболее типичные позы; данные показывают (табл. 3), что при работе в неудобной позе, а также с ростом физических усилий не только увеличивается ФИО (по показателю среднерабочей ЧСС), но и повышается утомление (по показателю статической выносливости мышц кисти). Ходьба также увеличивает ФНО, но не оказывает такого влияния на утомительность работы, как поза и усилия. То обстоятельство, что отмеченные закономерности проявились в условиях производства при сочетании различных факторов, не только не умаляет значения полученных данных, а наоборот, подчеркивает роль анализируемых факторов. Отсюда следует, например, что в применяемую классификацию тяжести работ целесообразно внести дополнение — помимо максимальных усилий на конвейере, границей между средними и тяжелыми работами при 4астом применении усилий следует считать 10 кг.

При комплексной оценке работ 16 рабочих мест отнесены ко 2-й категории (средней тяжести и умеренно напряженные), 32 — к 3-й категории

Данные о влиянии некоторых эргономических характеристик работы (поза, усилия и объем ходьбы) на физиологические функции автосборщиков главного конвейера ВАЗ

Эргономические характеристики работы Среднерабо-чнй уровень ЧСС (ударов в минуту) М±т Процент изменения к концу смены

статической выносливости ■времени зрительно-моторной реакции

Основная рабочая Стоя нормально 92—0,6 —15 —2

поза Стоя внаклон 100—0,8 —40 + 13

Стоя руки вверх 103— 1,8 —40 + 19

Физические усилия До 10 кг 95=£ 1,0 + 11 + 1

при работе Свыше 10 кг Ю1±0,8 —2 0

Объем ходьбы за До 10 тысяч шагов 94^=0,5 —\Т —6

смену Свыше 10 тысяч шагов 106^0,6 —12 + 13

(тяжелые и напряженные) и 2 — к 4-й категории (очень тяжелые и очень напряженные работы). Таким образом, в соответствии с выдвинутыми ранее предложениями (В. В. Розенблат и Ю. Г. Солонин) на большинстве изученных рабочих мест требуются ограничение нагрузки и физиологическая регламентация труда. По усредненным данным, работы находятся на границе между 2-й и 3-й категориями, а фактор тяжести не только не уступает роли напряженности, но и часто превышает ее, ибо большинство рабочих мест получило оценку по более высокому баллу тяжести, чем напряженности. Необходимо отметить, что на конвейере по сборке грузовых автомобилей на Горьковском автозаводе в связи с применением больших усилий физиологические сдвиги оказались более выраженными, а работа оценена как физически тяжелая и нервно-напряженная (3. М. Золина и соавт.).

Материалы наших исследований послужили основанием для рекомендаций по физиологической рационализации (создание четкого ритма в работе, увеличение числа пауз и чередование исполнителей или подмена на некоторых рабочих местах). Следует особое внимание при профессиональном отборе уделить морфологическим и функциональным антропометрическим данным (размеры тела, сила, выносливость к статическим усилиям и др.) и правильной расстановке работников. Материалы по комплексной оценке работ использованы при введении на ВАЗ дифференцированных доплат за условия труда (тяжесть, напряженность и вредность).

Выводы

1. Различия в эргономической характеристике рабочих мест на главном конвейере ВАЗ определяют разнообразие физиологических сдвигов и категорий тяжести и напряженности труда. В целом труд при сборке легковых автомобилей соответствует границе между 2-й и 3-й категориями (средней тяжести, умеренно напряженные и тяжелые, напряженные).

2. Применяемая нами классификация пригодна для оценки работ на конвейерах с затратой физических усилий. Надежным критерием функционального напряжения организма при этом виде работ является средний уровень частоты сердечных сокращений по данным радиотелеметрии в процессе труда, а критерием утомительности работы — статическая выносливость мышц кисти.

3. Материалы исследований указывают на необходимость физиологической рационализации работ, организации профессионального отбора и оптимальной расстановки исполнителей внутри бригад.

ЛИТЕРАТУРА. 3 о л и н а 3. М., М о й к и н Ю. В., Б а р х а ш Г. И. и др. В кн.: Материалы 4-й Научной конференции по физиологии труда, посвящен, памяти А. А. Ухтомского. Л., 1963, с. 148. — Золина 3. М. Физиологические основы рациональной организации труда на конвейере. М., 1967. — Гамбашидзе Г. М. В кн.: Физиологические методы исследования трудовых процессов. Свердловск, 1969, с. 45. — РозенблатВ. В. Радиотелеметрические исследования в спортивной медицине. М., 1967. —РозенблатВ. В., Солонин Ю. Г. Физиол. ж. СССР, 1966, № 7, с. 865.

Поступила 26/1X 1972 г.

A PHYSIOLOGICAL ASSESSMENT OF WORK AT A MOTOR CAR ASSEMBLY

LINE

Yu. G. Solonin, V. A. Kozlovsky

An ergonomic analysis and a study of physiological shifts were carried out (by means of radiotelemetry) in workers at 50 working sites of a motor car assembly line. Most of the tasks accomplished were found to be difficult and intensive. The authors make certain suggestions on rational organization of work, proper sorting of workers according to their occupational capacity and their optimal arrangement along the line.

УДК 615.9 + 614.71:615.285:547.558.1

H. M. Воробьева, В. С. Лапченко

О ТОКСИЧНОСТИ И ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ ПЕСТИЦИДА ЦИОДРИНА

Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания

Мы ставим своей целью изучить параметры токсичности нового пестицида циодрина и получить сведения, необходимые для обоснования допустимого остаточного количества его в продуктах животного происхождения.

Циодрин является одним из перспективных инсектоакарицидов фосфор-органической группы соединений. Препарат рекомендуется для борьбы с эктопаразитами сельскохозяйственных животных и обработки дойного скота в виде водных эмульсий 0,15—0,25% концентрации при норме расхода 1—2 л на 1 голову.

Токсичность циодрина изучали в остром опыте на белых мышах, крысах и кошках, в подостром и хроническом экспериментах — на белых крысах при пероральной затравке. Наблюдения за животными в остром опыте проводили 2 недели, в подостром — 4 месяца. Хронический эксперимент продолжался 10 месяцев. Показатели физиологического состояния белых крыс изучали в динамике через 1, 3, 6 и 10 месяцев. В каждой группе насчитывалось 15 животных. Дозы препарата в подостром эксперименте составляли Vio. V20 11 7бо LD50, в хроническом — V2. Ум и 1/60 пороговой дозы, установленной в остром опыте; LD50 вычисляли методом пробит-ана-лиза по В. Б. Прозоровскому.

Результаты исследований показали, что при однократном введении циодрина в желудок LD50 для мышей составляет 39,8±10,6^иг/кг, для крыс-самцов — 38,4±7,8 мг/кг и для кошек — 802±9,02 мг/кг. Дозу циодрина, равную 0,5 мг/кг, крысы переносят без видимых признаков интоксикации, однако она вызывает угнетение активности холинэстеразы цельной крови на 16%, т. е. является пороговой.

В клинической картине острого отравления животных циодрином наблюдаются симптомы возбуждения холинреактивных систем организма, которые проявляются в слезо- и слюнотечении, экзофтальмии, треморе тела и конечностей. Характерным для острого отравления препаратом было угнетение активности холинэстеразы крови и органов, лейкоцитоз и гипергликемия.

Препарат обладает слабо выраженным кумулятивным действием. Многократное (4 месяца) введение циодрина белым крысам в дозах 3,84, 1,92 и 0,77 мг!кг (Y10. V20 и Vso LDjo) не вызывало их гибели. Однако отмечалось

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.