Научная статья на тему 'ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОДКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУВИ'

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОДКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУВИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
135
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ТЯГУЧЕСТЬ / ГИБКОСТЬ / НИТОЧНЫЕ ШВЫ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА / ПОДКЛАДОЧНЫЕ ТКАНИ / КАПРОНОВОЕ ВОЛОКНО / РАЗРЫВНАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Джураева М.И.

В данной статье изложены физико-механические свойстваподкладочных материалов для обуви, а также разработанные требования к материалам для верха обуви для обеспечения равномерного распределения напряжений в системе заготовки при формовании верха и в то же время не растягиваться и не деформироваться в процессе эксплуатации обуви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Джураева М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL & MECHANICAL PROPERTIES OF LINING MATERIALS FOR SHOES

This article describes the physical and mechanical properties of lining materials for shoes, as well as the developed requirements for materials for the upper of shoes to ensure a uniform distribution of stresses in the workpiece system when forming the top and at the same time not to stretch and deform during the operation of shoes.

Текст научной работы на тему «ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОДКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУВИ»

УДК 1

Джураева М.И.

ассистент кафедры «Технология изделий из кожи и дизайн» Бухарский инженерно-технологический институт (г. Бухара, Республика Узбекистан)

ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОДКЛАДОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОБУВИ

Аннотация: в данной статье изложены физико-механические свойства подкладочных материалов для обуви, а также разработанные требования к материалам для верха обуви для обеспечения равномерного распределения напряжений в системе заготовки при формовании верха и в то же время не растягиваться и не деформироваться в процессе эксплуатации обуви.

Ключевые слова: тягучесть, гибкость, ниточные швы, синтетические волокна, подкладочные ткани, капроновое волокно, разрывная нагрузка.

Текстильные детали подкладки хромовой, комбинированной и текстильной обуви выкраивают главным образом из хлопчатобумажных отбеленных или светлоокрашенных тканей; в юфтевой обуви применяют также подкладку из хлопчатобумажных темноокрашенных тканей. В качестве подкладки утепленной обуви используют хлопчатобумажные ткани с начесом, шерстяные и полушерстяные ткани, ткани на основе хлопковых и синтетических волокон, а также искусственный мех.

Ткани для подкладки обуви должны удовлетворять следующим требованиям: иметь толщину не менее 0,4-0,5 мм для предохранения стопы от натирания швами и неровностями заготовки; обладать достаточной мягкостью и гибкостью для обеспечения удобства пользования обувью; быть прочными и не иметь осыпающихся краев для сохранения целостности подкладки и обеспечения надлежащей крепости ниточных швов, соединяющих отдельные

детали подкладки между собой и с наружными деталями верха; по величине тягучести приближаться к материалам для верха обуви для обеспечения равномерного распределения напряжений в системе заготовки при формовании верха и в то же время не растягиваться и не деформироваться в процессе эксплуатации обуви; оказывать возможно большее сопротивление истиранию; быть устойчивыми к действию пота, влаги и тепла, не изменять свою окраску при сухом и влажном трении, не окрашивать чулки и носки, не содержать вредно действующих на стопу веществ; обладать большими или меньшими теплозащитными свойствами в зависимости от сезонного назначения обуви; иметь хороший внешний вид, равномерно окрашенную или отбеленную поверхность и обеспечивать (по возможности) получение четкой маркировки при клеймении на подкладке артикулов и других обозначений.

Из подкладочных тканей для обуви круглогодового назначения в наибольших количествах применяют отбеленную аппретированную тик-саржу разных артикулов, представляющую собой прочную хлопчатобумажную ткань саржевого переплетения, вырабатываемую из пряжи толщиной 42 текс по основе и 50 текс по утку. Вес 1 м2 тик-саржи - в пределах 255-270 г с допуском ±12 г. Линейное заполнение тик-саржи по основе - 80, по утку - 60%; количество нитей на 100 мм по основе превышает количество нитей по утку более чем в 1,5 раза при относительно небольшой разнице в толщине пряжи основы и утка. В соответствии с этим минимальная разрывная нагрузка тик-саржи по основе значительно выше, чем по утку (соответственно не менее 820850 и 530-550 н, полоски 50x200 мм); удлинение при разрыве тик-саржи - не менее по основе 7-9%, по утку 12-17%.

Кроме тик-саржи, для подкладки обуви круглогодового назначения используют в ограниченных размерах и другие хлопчатобумажные ткани: диагональ гладкокрашеную и отбеленную, иногда тик-ластик, гринсбон и сатин гладкокрашеные и отбеленные. Для юфтевой обуви подшивки и поднаряды

выкраивают из башмачной палатки, молескина и других хлопчатобумажных тканей повышенной толщины и прочности.

Для подкладки модельной обуви применяют улучшенные хлопчатобумажные ткани: плащевую ткань, репс крученый с капроновым волокном гладкокрашеный, плащевую саржу гладкокрашеную и др.

Для комнатной обуви в качестве подкладочных материалов используют различные виды облегченной хлопчатобумажной и полушерстяной байки, вельветон, фланель и другие хлопчатобумажные ткани с начесом и без начеса.

Из тканей, предназначенных для подкладки утепленной обуви, большей частью применяют байку различных видов (хлопчатобумажную и полушерстяную разных артикулов, с капроновым волокном, с утком из смешанных химических волокон), фланель различных артикулов, а в зимних сапожках - искусственный мех; некоторое применение находят также хлопчатобумажные ткани типа сукна.

Хлопчатобумажная байка представляет собой гладкокрашеную ткань саржевого переплетения с густым двусторонним начесом. Ее изготовляют из толстой уточной пряжи и значительно более тонкой основной пряжи (толщина соответственно 84-200 и 25 текс). Вес 1 м2 хлопчатобумажной байки составляет 340-400 г и более. Хлопчатобумажная байка большинства артикулов отличается сравнительно невысокими механическими свойствами: минимальная разрывная нагрузка полосок 50x200 мм находится в пределах 280-500 н по основе и 260-420 н по утку.

Полушерстяная байка с основой из хлопчатобумажной пряжи и утком из шерстяной выпускается под различными названиями (байка полушерстяная, байка обувная, байка для утепленной обуви, байка обувная с двусторонним начесом и др.) и соответствующими артикулами. В перечисленных видах байки, так же как и в хлопчатобумажной байке, толщина уточной пряжи обычно значительно выше, чем основной (соответственно 150-300 и 200-220 текс). Вес 1 м2 тканей находится в пределах 470-720 г; минимальная разрывная нагрузка

полосок 50X100 мм (в зависимости от артикула) по основе - 310-680 н, по утку - 270-460 н; удлинение при разрыве - в пределах по основе 11-30%, по утку 1350%. По теплозащитным свойствам байка с утком из шерстяной пряжи превосходит хлопчатобумажную байку.

Байка с капроновым волокном представляет собой тяжелую толстую ткань (вес 1 м2 600±30 г) двухслойного переплетения с основой из хлопчатобумажной пряжи толщиной 29 текс и утком толщиной 170 текс из хлопкового волокна с добавкой не менее 45% капронового волокна. Байка с капроновым волокном обладает повышенными теплозащитными свойствами и высокой износостойкостью: разрывная нагрузка полосок 50x200 мм - не менее по основе 400 н, по утку 450 н; удлинение при разрыве - соответственно не менее 11 и 15%.

Фланель - более легкая по сравнению с байкой хлопчатобумажная ткань саржевого (равностороннего или неравностороннего) переплетения с двусторонним начесом. Ее изготовляют под разными названиями (фланель "Эскимо", фланель "Арктика", фланель гладкокрашеная и др.) и соответствующими артикулами из основной пряжи толщиной 18,5-25 текс и уточной пряжи толщиной 50-84 текс. Фланель как более тонкая и мягкая ткань уступает хлопчатобумажной байке по весу 1 м2, прочности при растяжении и сопротивлению истиранию. Вес 1 м2 фланели - от 170±10 до 250±10 г; разрывная нагрузка полосок 50X200 мм - не менее 270-410 н по основе и 190-420 н по утку. Фланель используют в основном для подкладки легкой обуви (комнатной, дорожной, чувяк), тогда как байка находит более широкое применение в качестве обувного подкладочного материала.

Искусственный мех, применяемый в обувной промышленности, подразделяется на две группы: 1) искусственный мех на тканевой основе и 2) искусственный мех на трикотажной основе.

Искусственный мех на трикотажной основе изготовляют двумя способами: ввязыванием в петли грунта пучков синтетического волокна

(главным образом лавсанового) из чесальной ленты и путем образования из нити удлиненных плюшевых петель, которые разрезаются и расчесываются.

Искусственный мех на трикотажной основе отличается от искусственного меха на тканевой основе по весу 1 м2, прочности на разрыв, удлинению при разрыве и другим свойствам. Вес 1 м2 искусственного меха на трикотажной основе составляет 600-800 г, т. е. больше, чем меха на тканевой основе; разрывная нагрузка полосок 50X200 мм искусственного меха на трикотажной основе в продольном направлении 230-280 н, в поперечном - 220-270 н, удлинение при разрыве в продольном направлении 50-90%, в поперечном - 80100%, высота ворса 7-10 мм, густота ворса (число волокон ворса на 1 см2) - 60007000.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Джураева М. И. научное обоснование разработки конструкции детской ортопедической обуви //Вестник науки. - 2022. - Т. 4. - №. 3 (48). - С. 176-182.

2. Джураева М. И. Стельки для профилактической обуви и модели ортопедической обуви новых конструкций //Вестник науки. - 2021. - Т. 3. - №. 9. - С. 34-37.

3. Джураева М. И., Наврузова У. С. Особенности конструирования изделий из различных материалов: кожи, замши, шеврет, велюр //Теория и практика современной науки. - 2019. - №. 4. - С. 60-64.

4. Джураева М. И., Камолова С. У. Принципы разработки проектно-конструкторской документации в режиме автоматизированного процесса проектирования одежды //Теория и практика современной науки. - 2019. - №. 4. - С. 52-56.

5. Джураева М. И., Камолова С. У. Теоретические основы процесса градации чертежей лекал деталей одежды и нетиповых конструкций //Теория и практика современной науки. - 2019. - №. 4. - С. 56-60.

Juraeva M.I.

Assistant of the Department "Technology of Leather products and Design" Bukhara Institute of Engineering and Technology (Bukhara, Republic of Uzbekistan)

PHYSICAL & MECHANICAL PROPERTIES OF LINING MATERIALS FOR SHOES

Abstract: this article describes the physical and mechanical properties of lining materials for shoes, as well as the developed requirements for materials for the upper of shoes to ensure a uniform distribution of stresses in the workpiece system when forming the top and at the same time not to stretch and deform during the operation of shoes.

Keywords: ductility, flexibility, thread seams, synthetic fibers, lining fabrics, nylon fiber, breaking load.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.