Научная статья на тему 'Физико-математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной и технической действительности учащимися общеобразовательной школы'

Физико-математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной и технической действительности учащимися общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакриев В. Р., Каримов М. Ф.

Рассмотрена учебная эвристика физико-математического моделирования фрагментов природной и технической действительности, используемая на занятиях с учащимися по физике в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физико-математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной и технической действительности учащимися общеобразовательной школы»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

(communication in a team, communication with peers, the ability to speak to an audience, overcoming communication barriers, communication with parents and adults, the development of leadership skills and the ability to defend their point of view in the dispute).

It should be noted that some of the developed activities presented above have been successfully tested in a children's language camp. References

1. Бородулина, М.К. Обучение иностранному языку, как специаль-ности : учеб.пособие / М.К. Бородулина, А.Н. Карлин, А.С. Лурье. - М.: Высшая школа, 2016. - 255 с.

2. Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция : современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М. : Еврошкола, 2004. - 236 с.

© Чебураев Д. С., 2019

УДК 373

Шакриев В.Р.

студент БФ БГУ г. Бирск, РФ Каримов М. Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ,

ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Рассмотрена учебная эвристика физико-математического моделирования фрагментов природной и технической действительности, используемая на занятиях с учащимися по физике в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Физико-математическое моделирование, эвристические вопросы.

Информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности, состоящее из этапов постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи, выделяется основным методом научного и учебного познания и преобразования фрагментов окружающего нас мира [1].

Применение методов физического и математического моделирования фрагментов природной и технической действительности с использованием компьютерных технологий стало традиционным в научном познании реальности, проектируемом и реализуемом в академических, отраслевых институтах и высших учебных заведениях [2] в последней четверти двадцатого века.

Учебное физико-математическое моделирование объектов, процессов и явлений природы и технологий начало внедряться в дидактику средней общеобразовательной школы с 1985 года после включения в учебные планы средних учебных заведений обязательного учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» [3].

В множество эвристик, используемых учителями и старшеклассниками при постановке учебных

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019

задач физики и математики, включаются следующие вопросы: 1. «Что дано?»; 2. «Что неизвестно или требуется найти?»; 3. «Что представляет собой изучаемый объект, процесс или явление?»; 4. «Какие следует ввести условные обозначения известных и неизвестных величин с соответствующими единицами измерения?»; 5. «Как сформулировать задачу, исключив лишние элементы в её условиях и требованиях?».

Основная совокупность эвристик, используемая при учебном построении старшеклассниками физических и математических моделей природных и технических объектов, процессов и явлений с помощью системно-структурно-функционального подхода к изучению действительности, сводится к следующим вопросам: 1. «Как определить зависимость между условиями и требованиями задачи?»; 2. «Имеется ли решение подобной задачи в традиционных или телекоммуникационных хранилищах научно-технической и учебно-методической информации?»; 3. «Стоит ли строить рабочую модель решения задачи с помощью общеизвестных знаний по физике и математике?»; 4. «Не лучше ли строить рабочую модель решения учебной задачи в направлении, отличающемся или противоположном общепринятому?»; 5. «Учтены ли все существенные свойства, отношения и признаки изучаемого объекта, процесса или явления при построении рабочей модели решения учебной задачи физики или математики?».

Эвристиками, способствующими успешной разработке алгоритма решения задачи физики и математики учащимися старших классов, являются следующие вопросы: 1. «Какой известный школьникам метод физики и математики подходит для решения поставленной учебной задачи?»; 2. «Насколько эффективен перенос ранее изученного на решение данной задачи?»; 3. «Какие элементы известных методов физики и математики подходят для составления плана решения данной задачи?»; 4. «Сколько элементов содержит множество методов решения выделенной задачи?»; 5. «Как обосновать оптимальность выбранного способа решения задачи?».

Этапы исполнения алгоритма решения рассматриваемой учебной задачи физики или математики, анализа полученных результатов решения задачи и формулировки соответствующих выводов сопровождаются подобными приведенным выше эвристическими вопросами, облегчающими учебное физико-математическое моделирование объектов, процессов или явлений природной или технической действительности.

Дидактический опыт учебного физико-математического моделирования объектов, процессов и явлений природной и технической действительности учащимися старших классов средних общеобразовательных школ показывает его положительное влияние на сознательное приобретение ими необходимых для дальнейшей учебы в средних и высших учебных заведениях с естественно-математическим профилем [4].

Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное учебное физико-математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной и технической действительности учащимися старших классов средних общеобразовательных школ на лекционных, практических и лабораторных занятиях способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

3. Каримов М.Ф. Политехническое содержание школьного и вузовского курсов основ информатики и вычислительной техники // Сборник научных статей «Подготовка учителя в условиях непрерывного образования». - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. - С. 193 - 200.

4. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.

© Шакриев В.Р., Каримов М.Ф., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.