Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
504
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Строголева Лариса Александровна

В статье рассмотрены процессы, происходящие на фоне ускорения развития общества и качественной трансформации всех аспектов жизни общества, прводящие к увеличению потребности в физической подготовленности всех категориай граждан. В целительном смысле двигательная активность не дает гарантию в ряде наследственных заболеваний, но в плане улучшения и повышения показателей здоровья такая гарантия существует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Строголева Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF DIFFERENT SOCIAL STRATA

Under the conditions of rapid development of society and qualitative transformation of all the aspects of life the need of being physically fit grows for different social strata. Physical activity is not a panacea in treatment of a wide range of congenital diseases but it is potential in improving the indicators of health state is very high.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Физическое воспитание различных категорий населения

Physical training of different social strata

В статье рассмотрены процессы, происходящие на фоне ускорения развития общества и качественной трансформации всех аспектов жизни общества, прводящие к увеличению потребности в физической подготовленности всех категориай граждан. В целительном смысле двигательная активность не дает гарантию в ряде наследственных заболеваний, но в плане улучшения и повышения показателей здоровья такая гарантия существует.

Ключевые слова: физическая культура, культура здоровья, физическое воспитание, здоровье.

Under the conditions of rapid development of society and qualitative transformation of all the aspects of life the need of being physically fit grows for different social strata. Physical activity is not a panacea in treatment of a wide range of congenital diseases but it is potential in improving the indicators of health state is very high.

Keywords: physical activity, culture of health maintenance, physical education, health state.

Регулярная физическая активность - одна из самых важных вещей, которые люди могут сделать для улучшения своего здоровья. Больше двигаться и меньше сидеть приносит огромную пользу всем, независимо от возраста, пола, расы, этнической принадлежности или текущего уровня физической подготовки. Люди с хроническими заболеваниями или инвалидностью получают пользу от регулярной физической активности, как и беременные женщины. Физическая активность является ключом к улучшению здоровья нации. Рекомендации по физической активности для всех категорий граждан и различных специальностей России являются ведущим ресурсом. Каждый может улучшить свое здоровье, следуя этим рекомендациям, а также с помощью регулярной физической активности. Несомненно, рекомендации и физическая активность помогают людям понять преимущества физической культуры и сделать ее частью их обычной жизни. Физическая активность - одно из самых важных действий, она способствует нормальному росту и развитию и может помочь людям чувствовать себя лучше, лучше функционировать, лучше спать и снизить риск большого числа хронических заболеваний.

Польза для здоровья начинается сразу после тренировки, и даже короткие занятия физической культурой приносят её. Преимущества получают практически все: мужчины и женщины всех рас и национальностей, от маленьких детей до пожилых людей, беременные или послеродовые женщины (в первый год после родов), люди, страдающие хроническими заболеваниями или инвалидностью, и люди, которые хотят снизить риск хронических заболеваний. Доказательства пользы регулярной физической активности для здоровья хорошо известны, и исследования продолжают давать представление о том, что помогает людям двигаться как на индивидуальном, так и на общественном уровне. Повышение знаний о преимуществе физической активности зависит от наших личных усилий по повышению активности в себе, семье, друзьях и коллегах. Пренебрежение физической активностью является причиной снижения трудоспособности,

Строголева Лариса Александровна

Доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Балаковского филиала РАНХиГС

Larisa A. Strogoleva

Associated Professor at the Department of Humanities and Natural Science, Balakovo branch of RANEPA

e-mail: [email protected] УДК 796

АКТУАЛЬНЫЕПРОБЖМЫСОВРЕМЕННОСТИ:НАУКАИОБЩЕСТВО - 1/2022 11-

психологических расстройств, проблем в социуме. При этом стоит учитывать, что именно трудоспособное население граждан, представляют собой профессиональный потенциал нашей страны, и от их здоровья сейчас зависит благополучие государства в будущем.

Детство и юность являются основными периодами для развития двигательных навыков, усвоения здоровых привычек и создания прочной основы для здоровья и благополучия на протяжении всей жизни. Регулярная физическая активность у детей и подростков способствует укреплению здоровья и физической формы. По сравнению с теми, кто неактивен, физически активная молодежь имеет более высокий уровень кардио-респираторной подготовки и более сильные мышцы. У них также, как правило, меньше жира в организме и более крепкие кости и они не склонны к полноте. Физическая активность также полезна для здоровья мозга детей школьного возраста, включая улучшение когнитивных способностей и уменьшение симптомов депрессия. Данные свидетельствуют о том, что физкультура и спорт и регулярная физическая активность от умеренной до интенсивной улучшают когнитивные функции памяти, исполнительные функции, скорость обработки информаци, внимание и успеваемость у этих детей. Молодежь школьного возраста (в возрасте от 6 до 17 лет) получает существенную пользу для здоровья, занимаясь умеренной и интенсивной физической активностью хотя бы 60 минут каждый день или более. Эта деятельность должна включать аэробную нагрузка, а также соответствующие возрасту мероприятия по укреплению мышц и костей.

Общий объем физической нагрузки более важен для достижения пользы для здоровья, чем какой-либо один компонент (частота, интенсивность или продолжительность) или конкретное сочетание видов деятельности (аэробные, мышечные укрепления, укрепление костей). Несмотря на это, особенно важными для детей и подростков является правильное питание, поскольку наибольший прирост костной массы происходит в годы непосредственно перед и во время полового созревания. Взрослым необходимо поощрять любую физическую деятельность подростков, создавать всевозможные условия для мотивирования к здоровому образу жизни по мере их взросления. Наиболее перспективным является формирование у молодежи основ здорового образа жизни в процессе физкультурной деятельности, так как в дошкольном и школьном возрасте ведущей является биологическая потребность в движении, которая оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие индивида, его привычки и поведение.

Базовые задачи физического воспитания и развития подрастающего поколения, в первую очередь, должны быть направлены на охрану и укрепление их здоровья; на формирование у них жизненно необходимых двигательных умений, в соответствии с индивидуальными особенностями; развитие физических качеств, накопление элементарных знаний о физической культуре, создание условий для реализации потребности в физической активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического, психического и социального благополучия. Рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, используя новые педагогические технологии, нетрадиционные методики, новое нестандартное оборудование, повышает объем двигательной активности ребенка.

Сберегающая здоровье деятельность нетрадиционными средствами оздоровления встроена в общую систему оздоровления молодых людей. Она включает совокупность приемов, методов, форм обучения, подходов к образовательному процессу при учете индивидуальных особенностей обучающихся (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и др.), при регулировании интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки [1].

На этапе развития информационного общества мотивация к занятиям физической культурой во многом формируется под прямым воздействием аудиовизуальных средств коммуникации. В основном через интернет, социальные сети, телевидение, видеофильмы. Информационные средства имеют большое воздействие на развитие физической культуры, ее влияние дает возможность достичь рационального деятельного отношения молодежи к физическим упражнениям, в общем и целом, к здоровому образу своей жизни, побуждает духовное и физическое совершенствование [2].

К основным условиям повышения мотивации к физической активности молодежи можно отнести: -создание таких условий, в которых подросток может проявить свою самостоятельность и быть полностью вовлеченным в процесс обучения;

-применение инновационных средств и методов обучения в соответствии с возрастом; -взаимосвязь нового материала с ранее изученным;

-постоянная оценка знаний и умений с акцентом на достижение ими положительных личных результатов; -создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы на занятиях [3].

Вопросы образования и подготовки кадров

Физическое воспитание в вузах способствует устойчивой мотивации к двигательной деятельности, формированию спортивной культуры личности студента. Так как именно в это время и в этом возрасте формируются и закладываются самые основные понятия здорового образа жизни. Физическая культура и спорт становятся приоритетными направлениями в жизни студенческой молодежи, что при огромной учебной нагрузке на студентов. Мы видим, именно это значительно вредит их общему физическому и психическому состоянию, а также негативно сказывается на процессе формирования личности, который совпадает по времени с периодом обучения в учебном заведении. Состояние уровня здоровья большинства современных студентов требует серьёзного подхода к решению проблемы формирования потребности к занятиям физической культурой, двигательной активностью, спортом. Необходимо помогать студентам творчески развиваться, мотивировать их самостоятельно работать, заниматься физической культурой и самосовершенствованием. Так студенты будут получать достаточную двигательную активность и знания о направлениях физической культуры, которые ему интересны. Помогут сохранить физическое и психическое здоровье, ведь только в студенческом возрасте формируется осознанное стремление к самореализации, определяются жизненные позиции, стабилизируется самооценка. Это означает, что самостоятельные занятия являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. Физическая культура воспитывает у студентов стремления к лидерству, успеху и управленческой деятельности, а также умение быстро принимать решения в условиях рыночной экономики. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации взаимосвязаны с эмоциональным, познавательным и волевым факторами, обусловливающими содержательную направленность личности [4].

Пожилые люди являются одним из наиболее уязвимых слоев населения и нуждаются в регулярной социальной защите, способной обеспечить достойное качество жизни. Состояние здоровья и качество жизни - одна из важнейших проблем пожилого контингента. Заболеваемость пожилых людей имеет определенные особенности, к числу которых, прежде всего, относятся множественность и синхронность патологий. Двигательная активность в режиме жизни людей пожилого возраста не только не уменьшается по сравнению с предыдущим возрастным периодом, но и возрастает, хотя интенсивность нагрузки снижается. У пожилых людей в результате частичного выпадения из сферы жизнеобеспечения трудовой, образовательной и бытовой деятельности существенно сужается круг мотивационной и ценностно-потребностной сферы к занятиям физической культурой для поддержания здоровья. Согласно биологическим процессам в организме пожилых возникают нарушения механизмов саморегуляции энергетического и пластического обмена и процессов переработки и передачи информации на разных уровнях жизнеобеспечения. Физическая активность для людей в возрасте относится к любому типу устойчивого движения, включая повседневную деятельность, такую как, ходьба, а также структурированные упражнения, такие как занятия, спортом и фитнесом. Физическая культура уже давно рекомендуется для укрепления физического здоровья пожилых людей, поскольку она помогает поддерживать здоровый вес, снижает уровень холестерина и кровяное давление, а также снижает риск таких заболеваний, как диабет, болезни сердца и рак. Даже небольшое количество физической активности может оказать огромное влияние на здоровье. Не обязательно тратить деньги на посещение дорогих фитнес-клубов, есть выбор различных видов деятельности, и это доступно большинству независимо от здоровья и способностей. Вести активный образ жизни в пожилом возрасте - это разумное вмешательство, достойное рассмотрения. Более того, в групповых занятиях присутствует социальная составляющая, которая может повысить их привлекательность и эффективность. Для поддержания пожилых людей в состоянии динамического равновесия разработана и внедрена в деятельность общественных оздоровительных клубов физкультурно-поддерживающая программа, формирующая благоприятные условия для перехода личности пожилого человека в зону ближайшего развития. По мнению А.М. Амосова, использование средств оздоровительной физической культуры мобилизует все психосоматические процессы организма, переводя его на более адекватный уровень реагирования [5].

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи физической культуры в пожилом возрасте:

1) дополнить знания, необходимые для самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой;

2) остановить ухудшение жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые;

3) способствовать здоровому долголетию, сохранению и восстановлению здоровья, снижая возрастные изменения, содействуя расширению функций организма и сохранению его работоспособности.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОСГИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 1/2022

- 13-

Главная социальная функция физического воспитания людей в пожилом возрасте - оздоровление. [6] Физическое воспитание людей пожилого возраста производится в двух основных формах организации занятий: коллективные занятия (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, туристические походы), клубы любителей скандинавской ходьбы и бега, оздоровительного плавания и самостоятельные (индивидуальные) занятия [7].

Систематические физические упражнения повышают устойчивость организма к различным влияниям внешней среды, улучшают обмен веществ, работоспособность, способствуют укреплению и поддержанию психического и физического здоровья. Они компенсируют недостаток двигательной деятельности у людей пожилого возраста. Физические упражнения в этом возрасте - признанное и эффективное средство профилактики таких заболеваний, как атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, ожирение, нарушение обменных процессов. Для того, чтобы сознательно прийти к выводу и значимости физической культуры и спорта, человек должен понять ее роль в своей жизни. Спорт и физическая культура - это не только здоровый образ жизни - это здоровая жизнь, которая открывает возможности для реализации сил и талантов. Это путь, на который вступает здравомыслящий человек, для того чтобы прожитая им жизнь стала плодотворной, приносила радость ему самому и окружающим. Спорт, физическая активность и физические упражнения улучшают наше здоровье и качество жизни. Это снижает риск многих заболеваний, может справиться с уже имеющимися заболеваниями, улучшает эмоциональное состояние и когнитивные функции. Профилактика заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия всех возрастных категорий, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.

Библиографический список

1. Шактамаева, Д. Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук / Д. Г. Шактамаева.— Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова.— Якутск, 2007.— 157 с.

2. Шевандрин, Н. Н. Психология, коррекция и развитие личности / Н. Н. Шевандрин. - М., 2011.

3. Чернышева И.В. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом / И.В. Чернышева, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина, М.В.Шлемова // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - №4. - С. 97

4. Егорычева, Е.В. Формирование профессионально значимых качеств личности с помощью избранного вида двигательной актив- ности / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Известия ВолгГТУ. Серия «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе». Вып. 6 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - № 10. - C. 49-52.

5. Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - Москва : АСТ, 2005. - 287 с.

6. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М. - 1986. - 234 с .

7. Матвеев Л.П., Новиков АД. Теория и методика физического воспитания. - М. -1976. 321 с.

8. Агафонов К.П. Единство физической картины мира. Неоклассическая концепция - СПб.: ЛКИ, 2011. -184 с.

9. Семенова, Ю.В. Аксиологические аспекты инклюзивного физического воспитания студентов / Ю.В. Семенова, А.Н. Налобина // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».- (Электронный ресурс).-Режим доступа: htpps//cyberleninka.ru

10. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №5.

11. Stradze A.E., Pushkina V.N., Fedorova E.Yu., Gernet I.N., Sizov A.E., Emelyanov A.V. Study of school child motor activity using individual wearable devices - fitness-trackers // Religacion. Revista de Ciencias Sociales y Humanidades. 2019. Т. 4. № S20. С. 138-143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.