Статья поступила в редакцию 18.09.2019
УДК 796.011.3
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, г. Омск; Александр Сергеевич
Кайсин, кандидат педагогических наук, доцент, Омский автобронетанковый инженерный институт; Владимир Александрович Исламов, доктор педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Виктор
Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Омский автобронетанковый инженерный институт; Виктор Олегович Суворов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В работе рассматриваются взаимосвязи исходного уровня и темпы прироста двигательных и интеллектуальных способностей у студентов с их индивидуально-типологическими особенностями в возрастном отрезке 18-19 лет. Выявлены довольно сложные связи двигательных и интеллектуальных способностей. У студентов, имеющих высокие показатели быстроты выше и интеллектуальные способности, скоростно-силовые способности выше у лиц со среднем уровнем интеллекта, а общая выносливость значительнее у студентов с меньшим уровнем общего интеллекта.
Ключевые слова: двигательные, интеллектуальные способности, свойства нервной системы, темп прироста, субтесты интеллекта.
PHYSICAL EDUCATION AS ONE OF THE FACTORS OF DEVELOPMENT OF MOTOR AND INTELLECTUAL ABILITIES OF STUDENTS
Evgeny Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State Automobile and Highway University, Omsk; Alexander Sergeevich Kaysin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Omsk Automobile Armored Engineering Institute, Omsk; Vladimir Alexandrovich Islamov, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Victor Alexandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Omsk Automobile Armored Engineering Institute, Omsk; Victor Olegovich Suvorov, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute
of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
The article presents the relationships between the initial level and the growth rate of motor and intellectual abilities of students with their individual typological characteristics in the age range of 18-19 years. Rather complex relationships of the motor and intellectual abilities were revealed. Students who have high rates of the faster speed and higher intellectual abilities, higher power and strength abilities are higher for people with the average level of intelligence, and overall endurance is more significant for students with the lower level of the general intelligence.
Keywords: motor, intellectual abilities, properties of the nervous system, growth rate, subtests of intelligence.
ВВЕДЕНИЕ
В системе образовательного процесса, вопросы физического и интеллектуального развития рассматриваются и решаются, чаще всего изолированно друг от друга, где каждому виду соответствуют свои специфические задачи. Физические способности не только весьма сложно связаны между собой, они находятся в определенных взаимоотношениях с интеллектуальными способностями и вместе с ними составляют определенную динамическую структуру. Сложность же обозначенного вопроса в развитии способностей связана с
многообразием факторов на ее влияющих таких как состояние физиологических и психологических функций, адаптационные резервы развивающегося субъекта, проявляющиеся в стратегии индивидуального адаптивного поведения. Не маловажным фактором в этом ряду является генотип, согласно литературным данным, он не только типизирует развитие человека, обеспечивая реализацию видовых признаков, но и индивидуализирует процесс возрастного развития (Л.П. Сергиенко, 2004). При этом роль генетической детерминации интеллекта с возрастом увеличивается (М.С. Егорова, 1993). Соответственно развитие способностей детерминировано не одним каким-либо уровнем индивидуальности, а совокупностью индивидуальных свойств.
Профессиональное развитие студентов в процессе физической воспитания представляет собой целостную многоуровневую динамически развивающуюся систему. При этом успешное осуществление деятельности возможно в условиях оптимальной реализации необходимых способностей в том числе двигательных и интеллектуальных. Но зачастую физическое воспитание (подготовка) рассматривают лишь как средство оптимизации физического статуса человека, причем допускаются суждения, что это реализуется в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому развитию (Ю.М. Николаев, 1998; В.А. Пегов, 2000).
Вместе с тем в процессе развития двигательных и интеллектуальных способностей и их взаимосвязи проявляются общие закономерности онтогенеза - неравномерность и ге-терохронность, которые обуславливают изменение связей между различными функциональными системами, а также компонентами этих систем (Б.Г. Ананьев, 2002). Изучение же структуры способностей дает возможность шире взглянуть на соотношение между ними в процессе физического развития. При этом следует отметить, что одна и та же способность может развиваться в различных видах деятельности, но в основе успешности любой деятельности лежит чрезвычайно многообразное сочетание способностей. Успешная же реализация деятельности возможна в условиях оптимального соотношения способностей, в том числе интеллектуальных и двигательных.
Цель исследования - изучить взаимосвязи исходного уровня двигательных и интеллектуальных способностей, темпов их прироста с индивидуально-типологическими особенностями в возрастном отрезке 18-19 лет.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование участвовали студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 1 и 2-х курсов (118 чел.), в возрасте 18-19 лет. Среди двигательные проявлений обучающихся изучались: быстрота (максимальная частота движений кистью за 10 сек), скоростные способности (бег 100 м), скоростно-силовые способности (прыжок в длину с места), мышечная сила (становая динамометрия), силовая выносливость (подтягивание на перекладине), общая выносливость (бег на 3000 м) и дифференцированный показатель физической подготовки.
Оценка общего интеллекта 00), осуществлялась посредством теста Р. Амтхауэра в Л. А. Ясюковой (2002). Используя произвольные двигательные методики Е.П. Ильина (2001) определяли силу нервной системы, подвижность возбуждения и торможения дифференцированно, внешний и внутренний балансы. Темп прироста рассчитывался с использованием формулы О. Brodi.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Рядом ученых отмечается низкий уровень физической культуры не только личности, но и общества в целом. Это объясняется тем, что традиционная система физического воспитания (подготовки) под влияние практических потребностей общества, например в образовательных системах физическая культура, входила как средство формирования двигательных умений и навыков. В то время как ее роль в информационном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии только декларировалась (В.А. Петьков, 1999). Но
личность как целостность в профессиональной деятельности проявляется всегда индивидуально и одновременно универсально во всем многообразии связей и отношений с социальным миром. Осмысление личности через призму идеи целостности предполагает поиск и обновление существующих оснований его развития и существования (Ф.Е. Кравцов, 2001). Успешность деятельности чаще всего соотносится со способностями, однако явно недостаточно изучаются взаимосвязи двигательных и интеллектуальных способностей. При этом собственно интеллектуальная способность определяется как индивидуально своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенных задач (В.Н. Дружинин, 2002).
Так максимальная частота движений кистью выше у лиц с более высоким общим интеллектом в сравнении с меньшим его уровнем (78,03±4,7 и 73,0±5,5 при Р<0,05). В таких показателях как прыжок в длину с места и челночный бег более высокие результаты показывают лица со средним уровнем общего интеллекта в сравнении с его высоким проявлением (соответственно 237,5±15,7 и 228,3±14,4; 7,3±0,3 и 7,6±0,4 при Р<0,05). В то время как лица с более высоким уровнем проявления общего интеллекта проявляют менее выраженную мышечную силу (становая динамометрия 103,1±17,8 и 114,9±18,3) и силовую выносливость (подтягивание на перекладине 8,3±3,5 и 11,3±4,2 при Р<0,05).
Информационная сторона взаимосвязей значительно выше при сопоставлении двигательных способностей с субтестами отражающими структурный компонент общего интеллекта. Результаты корреляционного анализа выявили следующие связи, так силовая выносливость отрицательно связана с показателями вербальных субтестов, отражающих способности к абстрагированию (г=-0,25 при Р<0,05), к вынесению логических суждений (г=-0,20 при Р<0,05) и способности к обобщению (г=-0, 21 при Р<0,05). Подобный характер связей наблюдается и в отношении мышечной силы (становая динамометрия). В то время как проявление быстроты (максимальная частота движений кистью) положительно связана со способностями к установлению формально-логических заключений (г=0,21 при Р<0,05) и образному мышлению (г=0,25 при Р <0,05). Скоростно-силовые способности отрицательно коррелируют с такими субтестами как вынесение логических суждений (г=-0,19 при Р <0,05) и способностью к объемному геометрическому анализу (г=-0,21 при Р<0,05). Общая выносливость (бег 3000 м) положительно связана со склонностью к образному синтезу (г=0,32 при Р<0,01).
В то время как взаимосвязи темпов прироста двигательных и интеллектуальных способностей существенно отличаются от связей их исходных показателей. Так динамика общего интеллекта положительно коррелирует со скоростно-силовыми способностями (г=0,41 при Р <0,01), скоростными проявлениями (г=0,33 при Р<0,01) и дифференцированной физической подготовкой (г=0,19 при Р<0,01). В отношении темпа прироста мышечной силы и общей выносливости с динамикой общего интеллекта связей не выявлено.
Немаловажным фактором является связь динамики интеллектуальных и двигательных способностей с индивидуально-типологическими особенностями. В частности, темп прироста общего интеллекта отрицательно связан силой нервной системой (г=-0,25 при Р<0,05), с подвижностью возбуждения (г=-0,23 при Р<0,05) и внутренним балансом между возбуждением и торможением (г=-0,31 при Р<0,01). В отношении двигательных способностей выявлены корреляционные связи темпа прироста скоростно-силовых способностей с подвижностью возбуждения (г=-0,63 при Р<0,05), динамика общей выносливости отрицательно связана с подвижностью торможения (г=-0,47 при Р<0,05). Темп прироста скоростных показателей коррелирует с подвижностью торможения (г=0,63 при Р<0,01).
В целом экспериментальные данные, касающиеся возрастного периода 18-19 лет, дают основание отметить определенные связи двигательных и интеллектуальных способностей. Так проявление показателей быстроты выше у лиц с более высоким уровнем общего интеллекта, скоростно-силовые способности выше у лиц, имеющих средний уровень а мышечная сила и силовая выносливость выше у лиц с более низким уровнем общего
интеллекта. Относительно темпов прироста только скоростно-силовые и скоростные способностях связаны с общим интеллектом и отсутствует связи общей выносливости с ОИ. Связи же свойств нервной системы с темпами прироста в двигательных и умственных способностях, существенно различаются. В результате приоритет в развитии того или иной двигательной способности может положительно влиять и на развитие интеллектуальных способностей в другом случае тормозить или может быть индифферентным, это в определенной степени подтверждается и литературными данными. Н.И. Чуприкова (1980) отмечает неразрывную связь, единство и взаимопроникновение произвольных действий и познавательных процессов человека.
Ранее уже отмечалось различия в выраженности двигательных и интеллектуальных способностей студентов, выбравших для занятий разные спортивные специализации (Е.М. Ревенко, 2017). Так студенты выбравшие занятия борьбой имеют более низкий уровень общего интеллекта в сравнении со студентами, выбравшими настольный теннис (соответственно 87,9±15,3 и 99,6±17,1 при Р<0,05). Одновременно различия в проявлении как интеллектуальных, так и двигательных способностей сопряжены с различиями в проявлении основных свойств нервной системы, так как последние выступают задатками этих способностей. Вероятно, средства физической культуры при рациональной организации в определенной степени будут способствовать не только физическому развитию, но и содействовать интеллектуальному развитию. В этой связи Б.М. Теплов (2004) отмечал, что «... черты типа - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера и к всестороннему развитию умственных и физических способностей (с. 142).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отмечаются довольно сложные взаимосвязи двигательных и интеллектуальных способностей как в отношении между ними, так и с индивидуально-психологическими особенностями. Это проявляется в асинхронной динамике развития двигательных и интеллектуальных способностей При этом индивидуальные особенности как предпосылки развития накладывает отпечаток на межсистемные связи в развитии различных способностей, знание и учет которых позволит более целесообразно планировать занятия по физическому воспитанию, с тем чтобы получить максимальный эффект в отношении интеллектуального и физического развития, так и развитие других сфер личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2002.
- 368 с
3. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова. - М. : Планета детей, 1997. - 328 с.
4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. -
464 с.
5. Кравцов, Ф.Е. Профессиональная культура офицера Российской армии / Ф.Е. Кравцов. -М. : [б.и.], 1999. - 288 с.
6. Николаев, Ю.М. Теоретические аспекты интегрированного содержания и человеко-твор-ческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4. -С. 16-23.
7. Пегов, В.А. Теоретические практическое обоснование возможных путей решения проблемы экологии детства: от «нормального» к здоровому // Теория и практика физической культуры.
- 2000. - № 9. - С. 49-52.
8. Петьков, В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Петьков В.А. - Краснодар, 1999. - 46 с.
9. Ревенко, Е.М. Индивидуальные особенности студентов, выбравших в рамках физического воспитания разные виды двигательной активности / Е.М. Ревенко // Образование и наука. -2017. - № 7. - С. 157-174.
10. Сергиенко, Л.П. Основы спортивной генетики / Л.П. Сергиенко. - Киев : Вища школа, 2004. - 611 с.
11. Теплов, Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М. : Наука, 2004. - 444 с.
REFERENCES
1. Ananyev, B.G. (2002), Man as a subject of knowledge, Peter, Saint-Petersburg.
2. Druzhinin, V.N. (2002), Psychology of General abilities, Peter, Saint-Petersburg,
3. Egorova, M.S. (1997), Psychology of individual differences, Planet of children, Moscow.
4. Ilyin, E.P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, Saint-Petersburg.
5. Kravtsov, F.E. (1999), Professional culture of the officer of the Russian army, Military University, Moscow.
6. Nikolaev, Yu.M. (1998) "Theoretical aspects of integrated content and the human creative essence of physical culture", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 16-23.
7. Pegov, V.A. (2000), "Theoretical practical substantiation of possible ways of solving the problem of ecology of childhood: from normal to healthy", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 49-52.
8. Petkov, V.A. (1999), Theoretical bases and applied aspects of formation of physical culture of the person in system of continuous education, dissertation, Krasnodar.
9. Revenko, E.M. (2017) "Individual features of students who have chosen different types of physical activity in the framework of physical education", Education and science, No. 7, pp. 157-174.
10. Sergienko, L.P. (2004), Fundamentals of sports genetics, Vyshcha shkola, Kyiv
11. Teplov, B.M. (2004), Works on the psychophysiology of individual differences, Nauka, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2019
УДК 796.325
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СВЯЗУЮЩИХ ИГРОКОВ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Андрей Викторович Родин, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Владимировна Луганская, преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, посвященные анализу психофизиологических способностей связующих игроков в волейболе. Исследована динамика показателей психофизиологических характеристик спортсменов на протяжении четырех спортивных сезонов, что создало благоприятные условия для оптимизации тренировочного процесса и достижения высоких спортивных результатов.
Ключевые слова: волейбол, связующий игрок, психофизиологическая диагностика, подготовленность спортсменов.
INTEGRATED PSYCHOPHYSIOLOGICAL DIAGNOSTICS OF PREPARATION OF BINDING PLAYERS IN VOLLEYBALL
Andrei Viktorovich Rodin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Vladimirovna Luganskaya, the teacher, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The article presents the results of research of the analysis of psychophysiological abilities of binding players in volleyball. Dynamics of the indicators of the psychophysiological characteristics of the athletes