Научная статья на тему 'Физическое воспитание как фактор развития личности'

Физическое воспитание как фактор развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4248
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / педагогический процесс / социально активного поколения / развития человека / личность / physical education / pedagogical process / socially active generation / human development / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиддиков Б. С.

в статье рассматривается физическое воспитание как фактор развития личности. Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения. В процессе физического воспитания – в силу физического и духовного развития человека – существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования: строго соблюдать единство различных сторон воспитания; обеспечивать широкую общую физическую подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиддиков Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT

the article considers physical education as a factor in the development of personality. Physical education is a pedagogical process aimed at the formation of a healthy, physically perfect, socially active generation. In the process of physical education due to the physical and spiritual development of man there are enormous opportunities for realizing the tasks of mental moral and aesthetic education. The principle of comprehensive and harmonious development of the personality includes the following basic requirements: to strictly observe the unity of the various aspects of education; provide a broad general physical fitness.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание как фактор развития личности»

PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT Siddikov B.S. (Republic of Uzbekistan) Email: Siddikov564@scientifictext.ru

Siddikov Bakhtiyor Saidkulovich - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Dean, DEPARTMENT PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FACULTY PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers physical education as a factor in the development of personality. Physical education is a pedagogical process aimed at the formation of a healthy, physically perfect, socially active generation. In the process ofphysical education - due to the physical and spiritual development of man - there are enormous opportunities for realizing the tasks of mental moral and aesthetic education. The principle of comprehensive and harmonious development of the personality includes the following basic requirements: to strictly observe the unity of the various aspects of education; provide a broad general physical fitness. Keywords: physical education, pedagogical process, socially active generation, human development, personality.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Сиддиков Б.С. (Республика Узбекистан)

Сиддиков Бахтиёр Саидкулович — кандидат педагогических наук, доцент, декан,

кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается физическое воспитание как фактор развития личности. Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения. В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека - существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования: строго соблюдать единство различных сторон воспитания; обеспечивать широкую общую физическую подготовленность.

Ключевые слова: физическое воспитание, педагогический процесс, социально активного поколения, развития человека, личность.

Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно высокое. Они значительно влияют на общественное производство, развитие общественных отношений, формирование человека как личности.

В наши дни физическая культура и спорт пользуются большой популярностью. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинофильмы, на изучение его проблем все чаще обращают внимание социологи, медики, историки, педагоги и специалисты других направлений. Все это не просто дань моде, а отображение того места в современном обществе, которое заняли в нем физическая культура и спорт. Особенное значение приобретает последовательное развитие способа жизни, при котором физическая культура и спорт выступают как факторы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения [1].

Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышение трудоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков, специальной системы знаний и использование их в общественной практике и повседневной жизни. Физические упражнения влияют на продуктивность работы, они способствуют высокой творческой активности людей, занятых умственным трудом. Регулярные занятия определенными видами спорта и физическими упражнениями, правильное использование их в режиме обучения способствуют повышению умственной трудоспособности студентов, совершенствованию ряда необходимых им качеств — глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной, зрительной и слуховой памяти,

сенсомоторных реакций. Физическая культура и спорт являются важным фактором снижения уровня заболеваний и травматизма на производстве.

Занятия физической культурой и спортом необходимы для всех людей, а не только для тех, профессии которых требуют особенной физической силы или особенного умственного усилия, еще и потому, что современные условия жизни (как на производстве, так и в быту) приводят к неизбежному снижению двигательной активности человека. Сниженная двигательная активность в свою очередь — к снижению тренированности организма, которая сопутствует снижению умственной и физической трудоспособности, снижению сопротивления организма человека к заболеваниям [2].

Физическая культура и спорт имеют в своем распоряжении большие возможности для воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. При этом влияние физической культуры и спорта на личность довольно специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими способами.

Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми с всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.

Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:

1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;

2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя

В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека -существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:

1. строго соблюдать единство различных сторон воспитания;

2. обеспечивать широкую общую физическую подготовленность.

Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека - неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.

Список литературы / References

1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983.

2. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.