PHYSICAL EDUCATION AS A FACTOR OF PERSONAL DEVELOPMENT Siddikov B.S. (Republic of Uzbekistan) Email: [email protected]
Siddikov Bakhtiyor Saidkulovich - Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Dean, DEPARTMENT PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FACULTY PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, FERGHANA STATE UNIVERSITY, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article considers physical education as a factor in the development of personality. Physical education is a pedagogical process aimed at the formation of a healthy, physically perfect, socially active generation. In the process ofphysical education - due to the physical and spiritual development of man - there are enormous opportunities for realizing the tasks of mental moral and aesthetic education. The principle of comprehensive and harmonious development of the personality includes the following basic requirements: to strictly observe the unity of the various aspects of education; provide a broad general physical fitness. Keywords: physical education, pedagogical process, socially active generation, human development, personality.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Сиддиков Б.С. (Республика Узбекистан)
Сиддиков Бахтиёр Саидкулович — кандидат педагогических наук, доцент, декан,
кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики и психологии, Ферганский государственный университет, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается физическое воспитание как фактор развития личности. Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения. В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека - существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования: строго соблюдать единство различных сторон воспитания; обеспечивать широкую общую физическую подготовленность.
Ключевые слова: физическое воспитание, педагогический процесс, социально активного поколения, развития человека, личность.
Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества достаточно высокое. Они значительно влияют на общественное производство, развитие общественных отношений, формирование человека как личности.
В наши дни физическая культура и спорт пользуются большой популярностью. О спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинофильмы, на изучение его проблем все чаще обращают внимание социологи, медики, историки, педагоги и специалисты других направлений. Все это не просто дань моде, а отображение того места в современном обществе, которое заняли в нем физическая культура и спорт. Особенное значение приобретает последовательное развитие способа жизни, при котором физическая культура и спорт выступают как факторы формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного поколения [1].
Физическое воспитание решает задачи укрепления здоровья, всестороннего развития физических и духовных сил, повышение трудоспособности, продления творческого долголетия и жизни людей, занятых во всех сферах деятельности. В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, развитие физических качеств, формирование двигательных умений, навыков, специальной системы знаний и использование их в общественной практике и повседневной жизни. Физические упражнения влияют на продуктивность работы, они способствуют высокой творческой активности людей, занятых умственным трудом. Регулярные занятия определенными видами спорта и физическими упражнениями, правильное использование их в режиме обучения способствуют повышению умственной трудоспособности студентов, совершенствованию ряда необходимых им качеств — глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативной, зрительной и слуховой памяти,
сенсомоторных реакций. Физическая культура и спорт являются важным фактором снижения уровня заболеваний и травматизма на производстве.
Занятия физической культурой и спортом необходимы для всех людей, а не только для тех, профессии которых требуют особенной физической силы или особенного умственного усилия, еще и потому, что современные условия жизни (как на производстве, так и в быту) приводят к неизбежному снижению двигательной активности человека. Сниженная двигательная активность в свою очередь — к снижению тренированности организма, которая сопутствует снижению умственной и физической трудоспособности, снижению сопротивления организма человека к заболеваниям [2].
Физическая культура и спорт имеют в своем распоряжении большие возможности для воспитания всесторонне развитой личности. В процессе занятий совершается моральное, умственное, трудовое и эстетическое образование. При этом влияние физической культуры и спорта на личность довольно специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими способами.
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми с всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.
Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание;
2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя
В процессе физического воспитания - в силу физического и духовного развития человека -существуют огромные возможности для реализации задач умственного нравственного и эстетического воспитания. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования:
1. строго соблюдать единство различных сторон воспитания;
2. обеспечивать широкую общую физическую подготовленность.
Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека - неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.
Список литературы / References
1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983.
2. Коц Я.М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.