ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Физическое воспитание, умственная отсталость, социальная адаптация, подвижные игры.
Современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих возможностей. Вместе с тем наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и подростков и особенно детей с различными нарушениями в развитии всех институтов социализации, семьи, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и др. Потребность детей и подростков с нарушениями в развитии в определении своего места в социуме, стремление к самопознанию, самоизменению, самореализации, с одной стороны, стимулируются общественными процессами, а с другой — ограничиваются нежеланием или неумением взрослых признать общественно-гуманную ценность и создать условия для растущего молодого человека, имеющего различные отклонения в физическом, психическом и духовном здоровье, его права на самостоятельность и социальную самодеятельность. В обществе недостаточно разработаны и сформированы специально-педагогические условия для гармоничного развития детей и подростков с нарушениями в развитии, формировании индивидуальных социально значимых качеств. В результате чего еще сильней усугубляется задержка личностного развития и социального самоопределения и социализации детей и подростков с нарушениями в развитии, для которых не созданы необходимые возможности и условия для коррекции своих недостатков [Ананьев, 1980, с. 97].
Огромные возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с умственной отсталостью в школьном образовательном процессе имеет игровая деятельность. Через игровую деятельность, игры-тренировки, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать на гармоничное развитие растущих людей, социально адаптировать умственно отсталых детей к непростой жизнедеятельности в обществе [Баршай, 2001, с. 85].
Игра — это универсальный метод, так как может включать в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, преодоление препятствий. Подвижные игры способствуют развитию ловкости, быстроты, силы, воспитанию дружбы и товарищества, а также проявлению активности и инициативы [Там же, с. 10].
Коррекционно-обучающие игры в движении представляют собой либо модификации подвижных игр с учетом особенностей умственно отсталых детей, либо оригинальные, специально разработанные игры. Подвижные игры являются и одним из средств физического воспитания [Воронкова, 2004, с. 56].
Предлагаемые нами игры сгруппированы по признакам ведущего двигательного действия: игры с бегом и ходьбой; игры с прыжками; игры с построением и
перестроением; игры с предметами; игры с лазаньем и перелазаньем; игры — эстафеты.
Игры развивают у детей самостоятельность и инициативу, воспитывают смелость и решительность, выдержку и настойчивость. С освоением игр идут развитие и совершенствование координационных способностей, развиваются двигательные качества, умения и навыки, наблюдательность, чувство ритма, творческое воображение. Многие игры развивают познавательные процессы — внимание, память, мышление и речь.
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач физического воспитания: укрепления здоровья и закаливания детского организма, обеспечения правильного физического развития, обучения двигательным умениям и навыкам, уроки физической культуры в специальной (коррекционной) школе VIII вида решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых школьников [Веневцев, 2004, с. 17].
Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушением интеллекта в оздоровительных и коррекционных целях. Физическое воспитание позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушенным интеллектом, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.
Из-за наличия у учащихся коррекционных школ разнообразных дефектов психического и физического развития игра решает и коррекционные задачи. Создается необходимая связь между физическими и умственными действиями, которая ведет к развитию детей с нарушенным интеллектом.
Научная проблема заключается в поиске и разработке содержания организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности.
Целью исследования явились теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности.
Научная новизна исследования заключалась в том, что впервые обоснованы организационно-педагогические условия физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости; наполнено теоретическим содержанием программно-методическое обеспечение физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости на основе подвижных игр и игровых упражнений; теоретически обоснована педагогическая модель гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.
Была разработана по содержанию и сформирована структурно технологическая модель организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности (рис.).
Рис. Структура модели организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости
в процессе игровой деятельности
Выводы исследований
1. Сформированы, структурированы и наполнены содержанием организационно-педагогические условия гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности, включающие: материально-техническое, программно-методическое обеспечение, технологическую модель реализации, педагогическую диагностику результатов процесса гармонизации физического воспитания детей на основе игровой деятельности.
2. Разработано программное и методическое обеспечение физического воспитания детей с умственной отсталостью на основе игровой деятельности, которая включает игры, распределенные по различным блокам в зависимости от климатического периода учебного года, решение поставленных задач по четвертям, методику избирательного воздействия при реализации подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных или оздоровительных задач.
Все это в совокупности обеспечивает динамизм и продуктивность процесса физического воспитания детей с умственной отсталостью в школе-интернате VIII вида.
3. Структурирована и наполнена содержанием организационно-педагогичес-кая модель гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующий алгоритм функционирования игровой деятельности: подготовительно-втягивающий этап (первая четверть) — обеспечивает повышение общей физической подготовки, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.; базово-развивающий (вторая четверть) — продолжается повышение общей физической подготовки, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко используются в играх различные атрибуты и снаряды; сорев-новательно-закрепляющий (третья четверть) — активно применяются комплексные игры, игровые эстафеты, игры с нестандартным решением двигательных задач, с использованием накопленного двигательного опыта, игры с выявлением наиболее активных и думающих школьников; результативно-итоговый (четвертая четверть) — игры соревновательного характера, игры с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе физического воспитания за учебный год. Учащиеся в начале и в конце эксперимента были протестированы, что видно из динамики показателей (табл.)
Таблица
Тест Группа 5 т 1 р
1. Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места) Эксп. До 107 20,8 ±0,15 До эксп. 0,1>0,05
После 135,9 23,6 ±7,5
Контр. До 106 29,9 ±9,5 После эксп. 2,1>0,05
После 110 29,9 ±9,5
2. Физическое качество быстроты (челночный бег 3x10) Эксп. До 11,6 1,2 ±0,4 До эксп. -0,2<0,05
После 10,7 0,7 ±0,22
Контр. До 11,7 1,4 ±0,44 После эксп. -4,3<0,05
После 12 0,6 ±0,19
3. Определение объёма двигательной памяти Эксп. До 30,9 18,9 ±5,9 До эксп. -0,330,05
После 65,5 9,5 ±3,0
Контр. До 33,6 18,9 ±5,9 После эксп. 3,9>0,05
После 42,7 15,8 ±5,0
4. Диагностика социально -психологической адаптации Роджерса и Даймонда Эксп. До 16,6 3,79 ±1,2 До эксп. 0,06>0,05
После 31,7 9,5 ±3,0
Контр. До 16,5 3,79 ±1,2 После эксп. 5,4>0,05
После 14,5 3,2 ±1,01
5. Эмоциональная комфортность Эксп. До 9,5 2,5 ±0,8 До эксп. 0,2>0,05
После 22,2 5,7 ±1,8
Контр. До 9,3 2,5 ±0,8 После эксп. 6,9>0,05
После 9,8 1,3 ±0,4
6. Адаптивность Эксп. До 50 7,9 ±2,5 До эксп. -0,30,05
После 106,4 24,9 ±7,9
Контр. До 51 7,9 ±2,5 После эксп. 6,7>0,05
После 50,5 7,9 ±2,5
Библиографический список
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: в 2-т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.
2. Баршай В.М. Активные игры для детей. М.: Феникс, 2001.
3. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2004.
4. Воронкова В.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2004.