Научная статья на тему 'Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта'

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5903
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / PHYSICAL EDUCATION / MENTAL DEFICIENCY / SOCIAL ADAPTATION / ACTIVE GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снесарь Наталья Николаевна, Пономарев Василий Викторович

Рассматривается процесс социальной адаптации умственно отсталых детей средствами и методами физической культуры. Представлены организационно-педагогические условия и практическая реализация педагогического эксперимента. Предложены игровые средства и тесты для оценки социально-психологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снесарь Наталья Николаевна, Пономарев Василий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical education of children with problems of intellect

Social adaptation of mentally deficient children by means and methods of physical training is considered. Organizational-pedagogical conditions and practical realization of the pedagogical experiment are presented. Game means and tests for the estimation of socially psychological adaptation are offered.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Физическое воспитание, умственная отсталость, социальная адаптация, подвижные игры.

Современное общественное развитие предъявляет более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения. Объективно возрастает потребность в формировании нового человека, социально активного, обладающего субъективными свойствами и находящегося в процессе постоянного развития своих возможностей. Вместе с тем наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей и подростков и особенно детей с различными нарушениями в развитии всех институтов социализации, семьи, учреждений культуры, образования, средств массовой информации и др. Потребность детей и подростков с нарушениями в развитии в определении своего места в социуме, стремление к самопознанию, самоизменению, самореализации, с одной стороны, стимулируются общественными процессами, а с другой — ограничиваются нежеланием или неумением взрослых признать общественно-гуманную ценность и создать условия для растущего молодого человека, имеющего различные отклонения в физическом, психическом и духовном здоровье, его права на самостоятельность и социальную самодеятельность. В обществе недостаточно разработаны и сформированы специально-педагогические условия для гармоничного развития детей и подростков с нарушениями в развитии, формировании индивидуальных социально значимых качеств. В результате чего еще сильней усугубляется задержка личностного развития и социального самоопределения и социализации детей и подростков с нарушениями в развитии, для которых не созданы необходимые возможности и условия для коррекции своих недостатков [Ананьев, 1980, с. 97].

Огромные возможности для гармоничного формирования и коррекции интеллектуального, физического и психического потенциала детей с умственной отсталостью в школьном образовательном процессе имеет игровая деятельность. Через игровую деятельность, игры-тренировки, различные игровые упражнения можно успешно и целенаправленно воздействовать на гармоничное развитие растущих людей, социально адаптировать умственно отсталых детей к непростой жизнедеятельности в обществе [Баршай, 2001, с. 85].

Игра — это универсальный метод, так как может включать в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, преодоление препятствий. Подвижные игры способствуют развитию ловкости, быстроты, силы, воспитанию дружбы и товарищества, а также проявлению активности и инициативы [Там же, с. 10].

Коррекционно-обучающие игры в движении представляют собой либо модификации подвижных игр с учетом особенностей умственно отсталых детей, либо оригинальные, специально разработанные игры. Подвижные игры являются и одним из средств физического воспитания [Воронкова, 2004, с. 56].

Предлагаемые нами игры сгруппированы по признакам ведущего двигательного действия: игры с бегом и ходьбой; игры с прыжками; игры с построением и

перестроением; игры с предметами; игры с лазаньем и перелазаньем; игры — эстафеты.

Игры развивают у детей самостоятельность и инициативу, воспитывают смелость и решительность, выдержку и настойчивость. С освоением игр идут развитие и совершенствование координационных способностей, развиваются двигательные качества, умения и навыки, наблюдательность, чувство ритма, творческое воображение. Многие игры развивают познавательные процессы — внимание, память, мышление и речь.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач физического воспитания: укрепления здоровья и закаливания детского организма, обеспечения правильного физического развития, обучения двигательным умениям и навыкам, уроки физической культуры в специальной (коррекционной) школе VIII вида решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых школьников [Веневцев, 2004, с. 17].

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушением интеллекта в оздоровительных и коррекционных целях. Физическое воспитание позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушенным интеллектом, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.

Из-за наличия у учащихся коррекционных школ разнообразных дефектов психического и физического развития игра решает и коррекционные задачи. Создается необходимая связь между физическими и умственными действиями, которая ведет к развитию детей с нарушенным интеллектом.

Научная проблема заключается в поиске и разработке содержания организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности.

Целью исследования явились теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности.

Научная новизна исследования заключалась в том, что впервые обоснованы организационно-педагогические условия физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости; наполнено теоретическим содержанием программно-методическое обеспечение физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости на основе подвижных игр и игровых упражнений; теоретически обоснована педагогическая модель гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости.

Была разработана по содержанию и сформирована структурно технологическая модель организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности (рис.).

Рис. Структура модели организационно-педагогических условий гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости

в процессе игровой деятельности

Выводы исследований

1. Сформированы, структурированы и наполнены содержанием организационно-педагогические условия гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости в процессе игровой деятельности, включающие: материально-техническое, программно-методическое обеспечение, технологическую модель реализации, педагогическую диагностику результатов процесса гармонизации физического воспитания детей на основе игровой деятельности.

2. Разработано программное и методическое обеспечение физического воспитания детей с умственной отсталостью на основе игровой деятельности, которая включает игры, распределенные по различным блокам в зависимости от климатического периода учебного года, решение поставленных задач по четвертям, методику избирательного воздействия при реализации подвижных игр и упражнений, при решении воспитательных, образовательных или оздоровительных задач.

Все это в совокупности обеспечивает динамизм и продуктивность процесса физического воспитания детей с умственной отсталостью в школе-интернате VIII вида.

3. Структурирована и наполнена содержанием организационно-педагогичес-кая модель гармонизации физического воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, включающая следующий алгоритм функционирования игровой деятельности: подготовительно-втягивающий этап (первая четверть) — обеспечивает повышение общей физической подготовки, адаптацию функциональных систем к физическим нагрузкам, ознакомление с правилами подвижных игр, которые будут применяться в учебном году и др.; базово-развивающий (вторая четверть) — продолжается повышение общей физической подготовки, используются сюжетные игры, направленные на решение различных двигательных задач, широко используются в играх различные атрибуты и снаряды; сорев-новательно-закрепляющий (третья четверть) — активно применяются комплексные игры, игровые эстафеты, игры с нестандартным решением двигательных задач, с использованием накопленного двигательного опыта, игры с выявлением наиболее активных и думающих школьников; результативно-итоговый (четвертая четверть) — игры соревновательного характера, игры с помощью которых оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе физического воспитания за учебный год. Учащиеся в начале и в конце эксперимента были протестированы, что видно из динамики показателей (табл.)

Таблица

Тест Группа 5 т 1 р

1. Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места) Эксп. До 107 20,8 ±0,15 До эксп. 0,1>0,05

После 135,9 23,6 ±7,5

Контр. До 106 29,9 ±9,5 После эксп. 2,1>0,05

После 110 29,9 ±9,5

2. Физическое качество быстроты (челночный бег 3x10) Эксп. До 11,6 1,2 ±0,4 До эксп. -0,2<0,05

После 10,7 0,7 ±0,22

Контр. До 11,7 1,4 ±0,44 После эксп. -4,3<0,05

После 12 0,6 ±0,19

3. Определение объёма двигательной памяти Эксп. До 30,9 18,9 ±5,9 До эксп. -0,330,05

После 65,5 9,5 ±3,0

Контр. До 33,6 18,9 ±5,9 После эксп. 3,9>0,05

После 42,7 15,8 ±5,0

4. Диагностика социально -психологической адаптации Роджерса и Даймонда Эксп. До 16,6 3,79 ±1,2 До эксп. 0,06>0,05

После 31,7 9,5 ±3,0

Контр. До 16,5 3,79 ±1,2 После эксп. 5,4>0,05

После 14,5 3,2 ±1,01

5. Эмоциональная комфортность Эксп. До 9,5 2,5 ±0,8 До эксп. 0,2>0,05

После 22,2 5,7 ±1,8

Контр. До 9,3 2,5 ±0,8 После эксп. 6,9>0,05

После 9,8 1,3 ±0,4

6. Адаптивность Эксп. До 50 7,9 ±2,5 До эксп. -0,30,05

После 106,4 24,9 ±7,9

Контр. До 51 7,9 ±2,5 После эксп. 6,7>0,05

После 50,5 7,9 ±2,5

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды: в 2-т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.

2. Баршай В.М. Активные игры для детей. М.: Феникс, 2001.

3. Веневцев С.И., Дмитриев А.А. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2004.

4. Воронкова В.В. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.