Научная статья на тему 'Физическое воспитание детей и учащейся молодежи в СССР в конце 1940 - начале 1950-х гг. (по материалам Пензенской области)'

Физическое воспитание детей и учащейся молодежи в СССР в конце 1940 - начале 1950-х гг. (по материалам Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL TRAINING / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / PENZA REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурдыгин Евгений Александрович

Актуальность и цели. В условиях перманентного комплексного кризиса в стране формируется осознание того, что приобщение к физической культуре и спорту, особенно подрастающего поколения, имеет очень важное значение для духовно-нравственного воспитания граждан. И в связи с этим актуален уже накопленный опыт деятельности властей по физическому воспитанию подрастающего поколения, тем более на региональном уровне, в обозначенных хронологических рамках, что и является целью исследования. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута с помощью принципов объективности, историзма, системности на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных документов, в первую очередь архивных. Результаты. Анализируется деятельность региональных властей в области физического воспитания детей и учащейся молодежи Пензенского региона в конце 1940 начале 1950-х гг. в контексте государственной политики в сфере физической культуры и спорта (создание коллективов физкультуры и секций; подготовка квалифицированных кадров, проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий и т.д.), на основании чего были сделаны выводы о факторах эффективности соответствующей практики. Выводы. Власть в СССР осознавала значимость и политическое влияние физического воспитания советского подрастающего поколения, но на местном уровне реализация внутренней политики в области физической культуры и спорта сталкивалась с большими сложностями: явным дефицитом грамотных кадров, недостатком спортивных сооружений и инвентаря, слабым материальным обеспечением и т.п. В то же время необходимо объективно признать, что массовое физкультурное движение начинало играть важную роль в обыденной жизни многих советских граждан как в городе, так и в селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурдыгин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN AND THE STUDYING YOUTH IN THE USSR AT THE END OF 1940 - THE BEGINNING OF THE 1950TH. (ON MATERIALS OF THE PENZA REGION)

Background. In the conditions of permanent complex crisis in the country is formed understanding of that familiarizing with physical culture and sport, especially younger generation, has very much importance for spiritual and moral education of citizens. And in this regard already saved up experience of activities of the authorities for physical training of younger generation is actual, especially, at the regional level, in the designated chronological framework, as is a research objective. Materials and methods. Realization of a research objective was reached by means of the principles of objectivity; historicism; systemacities; on the basis of a wide range of the published and unpublished documents, first of all, the archival. Results. In article activity of the regional authorities in the field of physical training of children and the studying youth of the Penza region at the end of 1940 the beginning of the 1950th in the context of a state policy in the sphere of physical culture and sport (creation of collectives of physical culture and sections is analyzed; preparation of qualified personnel, holding sports and mass and sporting events, etc... Background. In the conditions of permanent complex crisis in the country is formed understanding of that familiarizing with physical culture and sport, especially younger generation, has very much importance for spiritual and moral education of citizens. And in this regard already saved up experience of activities of the authorities for physical training of younger generation is actual, especially, at the regional level, in the designated chronological framework, as is a research objective. Materials and methods. Realization of a research objective was reached by means of the principles of objectivity; historicism; systemacities; on the basis of a wide range of the published and unpublished documents, first of all, the archival. Results. In article activity of the regional authorities in the field of physical training of children and the studying youth of the Penza region at the end of 1940 the beginning of the 1950th in the context of a state policy in the sphere of physical culture and sport (creation of collectives of physical culture and sections is analyzed; preparation of qualified personnel, holding sports and mass and sporting events, etc.) on the basis of what conclusions were drawn on factors of efficiency of the corresponding practice. Conclusions. Though the Soviet management understood value including political, physical training of children and the studying youth, at the regional authorities so important direction of a domestic state policy "wasn't reached by hands" there was no qualified personnel, the sports equipment, sufficient financing, etc. Nevertheless, it is necessary to recognize objectively that the sports movement gradually became an important factor of the Soviet daily occurrence, including in rural areas. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание детей и учащейся молодежи в СССР в конце 1940 - начале 1950-х гг. (по материалам Пензенской области)»

УДК 94:796(091)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СССР В КОНЦЕ 1940 - НАЧАЛЕ 1950-х гг. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Е. А. Нурдыгин

PHYSICAL TRAINING OF CHILDREN AND THE STUDYING YOUTH IN THE USSR AT THE END OF 1940 - THE BEGINNING OF THE 1950TH. (ON MATERIALS OF THE PENZA REGION)

E. A. Nurdygin

Аннотация. Актуальность и цели. В условиях перманентного комплексного кризиса в стране формируется осознание того, что приобщение к физической культуре и спорту, особенно подрастающего поколения, имеет очень важное значение для духовно-нравственного воспитания граждан. И в связи с этим актуален уже накопленный опыт деятельности властей по физическому воспитанию подрастающего поколения, тем более на региональном уровне, в обозначенных хронологических рамках, что и является целью исследования. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута с помощью принципов объективности, историзма, системности на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных документов, в первую очередь архивных. Результаты. Анализируется деятельность региональных властей в области физического воспитания детей и учащейся молодежи Пензенского региона в конце 1940 - начале 1950-х гг. в контексте государственной политики в сфере физической культуры и спорта (создание коллективов физкультуры и секций; подготовка квалифицированных кадров, проведение физкультурно-массовых и спортивных мероприятий и т. д.), на основании чего были сделаны выводы о факторах эффективности соответствующей практики. Выводы. Власть в СССР осознавала значимость и политическое влияние физического воспитания советского подрастающего поколения, но на местном уровне реализация внутренней политики в области физической культуры и спорта сталкивалась с большими сложностями: явным дефицитом грамотных кадров, недостатком спортивных сооружений и инвентаря, слабым материальным обеспечением и т. п. В то же время необходимо объективно признать, что массовое физкультурное движение начинало играть важную роль в обыденной жизни многих советских граждан как в городе, так и в селе.

Ключевые слова: СССР, физическое воспитание, Пензенская область.

Abstract. Background. In the conditions of permanent complex crisis in the country is formed understanding of that familiarizing with physical culture and sport, especially younger generation, has very much importance for spiritual and moral education of citizens. And in this regard already saved up experience of activities of the authorities for physical training of younger generation is actual, especially, at the regional level, in the designated chronological framework, as is a research objective. Materials and methods. Realization of a research objective was reached by means of the principles of objectivity; historicism; sys-temacities; on the basis of a wide range of the published and unpublished documents, first of all, the archival. Results. In article activity of the regional authorities in the field of physical training of children and the studying youth of the Penza region at the end of 1940 - the beginning of the 1950th in the context of a state policy in the sphere of physical culture and sport (creation of collectives of physical culture and sections is analyzed; preparation of qualified personnel, holding sports and mass and sporting events, etc.) on the basis of what

conclusions were drawn on factors of efficiency of the corresponding practice. Conclusions. Though the Soviet management understood value including political, physical training of children and the studying youth, at the regional authorities so important direction of a domestic state policy "wasn't reached by hands" - there was no qualified personnel, the sports equipment, sufficient financing, etc. Nevertheless, it is necessary to recognize objectively that the sports movement gradually became an important factor of the Soviet daily occurrence, including in rural areas.

Key words: USSR, physical training, Penza region

Введение

В СССР физическое воспитание как часть коммунистического воспитания имело целью подготовку физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины.

В соответствии с постановлением секретариата ВЦСПС «Об улучшении работы по физическому воспитанию детей и подростков» всероссийское августовское совещание учителей 1945 г. определило направления классной, внеклассной и внешкольной форм физической культуры.

К 1947 г. в спортивном движении СССР были ликвидированы последствия военных разрушений.

В постановлении ЦК партии 1948 г. «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов» говорилось о необходимости широкого развития физкультуры и спорта в городах и деревнях; тем не менее физическое воспитание подрастающего поколения пока не стало ключевым направлением педагогического процесса.

1. Организация работы коллективов физкультуры, секций и спортивных школ в учебных заведениях региона

В конце 1949 г. в пензенских вузах имелось два коллектива физкультуры (с общим числом членов 430 человек); в техникумах - 13 (2005 человек); в средних школах - 10 (2110); в семилетних школах - 14 (1209); в ремесленных и железнодорожных училищах и школах фабрично-заводского обучения -10 (2027); в школах фабрично-заводского ученичества и профтехшколах - 2 (107).

Развивались спортивные секции. В секциях вузов занималось 1796 человек; пензенских техникумов - 4827; средних школ - 3531; семилетних школ -2717; ремесленных и железнодорожных училищ и школ фабрично-заводского обучения - 4073. Наиболее многочисленными секциями были секции общефизической подготовки, лыжные, легкой атлетики, гимнастики, плавания, волейбола, шахмат и др.

В 1950 г. в Пензенской области имелось начальных школ - 1292; семилетних - 462; средних - 90, с общим количеством учащихся 276 920 чел., из них учащихся 7-10 классов - 108 221 чел. Коллективы физкультуры были организованы в 432 школах. Средние школы были полностью укомплектованы преподавателями, семилетние недоукомплектованы. Отмечалась большая текучесть преподавателей физического воспитания в семилетних школах «по причине малого количества часов в школе» [1].

Летом 1951 г. с целью повышения квалификации были запланированы 2-недельные курсы для преподавателей физического воспитания семилетних и средних школ. Из 552 семилетних и средних школ области только в 23 имелись спортивные залы, да и те не были оборудованы соответствующим инвентарем. Приобретение спортивного инвентаря, необходимого для проведения занятий по физическому воспитанию, производилось в незначительном количестве и не всеми школами. Учебные программы в некоторых школах области не были полностью пройдены из-за отсутствия лыжного инвентаря. Директора школ мало контролировали проведение учебных занятий, не создавали нормальных условий для учебного процесса. Зачастую в ряде школ области уроки физического воспитания заменялись другими предметами. Высокой организацией физического воспитания характеризовалась работа в школе № 1 им. В. Г. Белинского, школах № 4 и 6 г. Пензы, Рамзайской средней школе, школе № 4 г. Кузнецка. Преподаватели этих школ (Борисова, Бондовский, Захаров, Тунина, Устюгов) «хорошо владели педагогическим мастерством и методически правильно вели уроки» [2].

По Пензенской области во многих школьных физкультурных коллективах были созданы советы, но они недостаточно привлекались к общественной работе, так как всю работу совета, как правило, подменял преподаватель физического воспитания. Планирование и учет занятий секций велся не во всех школах. Круглогодичных занятий секций в школах обычно не проводилось.

С начала 1950-х гг. в отчетных документах с мест актуализируется вопрос о физическом воспитании подрастающего поколения. За период с мая 1950 г. по май 1951 г. было проведено 15 заседаний областного комитета, в том числе и в 1951 г. 7 заседаний, где поднимались вопросы о состоянии физического воспитания в школах области, об итогах приема учащихся в техникум физкультуры, о травмах в техникумах физической культуры и школах и пр. [3].

С 1934 г. в Пензенском регионе действовали спортивные школы -учебно-воспитательные учреждения для подготовки спортсменов высокой квалификации; после войны открылась школа спортивной молодежи при областном комитете по делам физкультуры и спорта [4]. В начале 1950-х гг. в Пензенской области функционировало три юношеских спортивных школы: при областном комитете по делам физкультуры и спорта с количеством учащихся 154 чел. (директор - А. М. Борисова); при пензенском гороно с количеством учащихся 256 чел. (директор - М. Т. Долгова); при кузнецком гороно с количеством учащихся 127 чел. (директор А. С. Климов) [5].

2. Организация летнего отдыха пионеров и школьников

6 мая 1950 г. бюро обкома ВЛКСМ утвердило документ «Мероприятия областной комиссии по выполнению постановления обкома ВКП(б) и бюро ЦК ВЛКСМ «Об организации летнего отдыха пионеров и школьников в 1950 году», в котором четко прослеживается линия физического воспитания подрастающего поколения. Так, определялись следующие формы работы с детьми летом: пионерские лагеря общего и санаторного типа; пионерские лагеря в городе; сводные пионерские дружины и отряды; детские площадки и отряды; экскурсионно-туристическая работа, походы и путешествия по изучению родного края; организация общественно-полезной и натуралистической рабо-

ты с детьми летом; работа внешкольных детских учреждений летом; организация массовых мероприятий. В области предусматривалось открытие 54 пионерских лагерей с охватом 13262 чел. Предписывалось подобрать до 15 мая физруков пионерских лагерей и провести с ними областной 2-дневный семинар с 25 по 27 мая. При дворах, где должны будут работать городские лагеря, сводные пионерские дружины и отряды, предусматривалось создание спортивных площадок. В каждом районе следовало создать детские оздоровительные площадки с общим охватом 5000 учащихся. В число намеченных массовых мероприятий были включены областная спартакиада школьников, посвященная Всесоюзному дню физкультурников 18 июля, областной слет юных путешественников 20 августа и др. Под организационно-хозяйственной работой по проведению летней оздоровительной компании с детьми подразумевались ремонт детских площадок, изготовление на предприятиях местной и кооперативной промышленности и реализация через торговую сеть 25 тысяч пар тапочек и 50 тысяч комплектов маек и трусов для занятий физической культурой, обеспечение бесплатного посещения детьми парков, стадионов, скверов [6].

3. Деятельность комитета по делам физкультуры и спорта

по улучшению работы по физическому воспитанию учащихся.

Создание методического совета

В мае 1951 г. появился приказ № 1/32-а Г. П. Мельницкого «О состоянии и мерах улучшения работы по физическому воспитанию учащихся в школах области»: «... Несмотря на некоторое улучшение работы по физвос-питанию учащихся, во многих школах области эта работа продолжает оставаться неудовлетворительной. Качество учебной работы по физвоспитанию во многих школах находится на низком уровне. Внеклассная спортивная работа. в большей части школ поставлена неудовлетворительно: совершенно недостаточен охват учащихся секционными занятиями, спортивно-технические достижения школьников продолжают оставаться еще низкими, в течение 4 месяцев 1951 г. школами области подготовлено 724 значкиста ГТО и БГТО. Материальная база для проведения занятий по физвоспитанию и спорту в школах области крайне недостаточна; спортивные площадки оборудованы не во всех семилетних и средних школах, в большинстве начальных и семилетних школ не выделены помещения для занятия физическими упражнениями» [7]. В документе отмечалось, что вопросы физического воспитания так и не стали предметом повседневной заботы большинства руководящих работников отделов народного образования и директоров школ. Кадровый вопрос стоял очень остро: из 514 преподавателей физвоспитания только 92 имели среднее специальное образование; у большинства отсутствовало специальное образование, они плохо разбирались в вопросах физического воспитания. Районные и городские комитеты по делам физкультуры и спорта мало оказывали шефской помощи отделам народного образования и школам в вопросах организации физвоспитания учащихся, так как председатели их в большинстве районов сами были малоквалифицированными, часто отзывались райкомами на другие посторонние работы и в вопросах подбора преподавателей физической культуры не участвовали.

В итоге состояние учебной и внеклассной работы в школах Пензенской области было признано неудовлетворительным и была намечена целая программа действий по исправлению ситуации. В частности, председателям городских и районных комитетов по делам физической культуры и спорта предлагалось усилить контроль за работой председателей коллективов физкультуры школ, оказывать помощь отделам народного образования и директорам школ в части организации внеклассной спортивно-массовой работы в школах, систематически заслушивать отчеты преподавателей физического воспитания о постановке спортивно-массовой работы в школе, регулярно проводить командирскую учебу с преподавателями физического воспитания школ по ранее высланной тематике. Заведующему облоно предписывалось дать указания заведующими рай- и гороно и директорам школ руководить работой преподавателей физического воспитания и учителей начальных классов, проводящих уроки по этому предмету, и контролировать ее, оказывать им необходимую методическую помощь в улучшении качества преподавания и в получении квалификации, периодически заслушивать и обсуждать на педагогических советах вопросы физического воспитания и укрепления здоровья учащихся. Следовало срочно дооборудовать имеющиеся и построить новые спортивные площадки при тех семилетних и средних школах, где их еще не было, приобрести и подготовить собственными средствами минимально необходимый спортивный инвентарь и выделить помещения для занятий физическими упражнениями.

В июле 1951 г. на сессии исполкома областного совета при обсуждении вопроса об итогах работы школ за 1950-1951 учебный год и задачах на новых учебный год выступил председатель областного комитета по делам физкультуры и спорта Г. П. Мельницкий, который «вынужден был остановиться в своем выступлении на целом ряде крупных недостатков, имеющихся в организации физического воспитания учащихся школ... области, так как об этом важном вопросе не было сказано ни слова в докладе заведующего обло-но Николаева» [8]. Г. П. Мельницкий также просил сессию областного совета обсудить ряд предложенных им мероприятий, направленных на улучшение качества физического воспитания учащихся школ региона (организация контроля со стороны органов народного образования за качеством проводимых уроков по физкультуре, проведение мероприятий по подготовке и переподготовке кадров, строительству простейших спортивных сооружений, обеспечению спортивным инвентарем и т.д.). Тем не менее Николаев проигнорировал высказанные предложения. Реакция Г. П. Мельницкого была крайне резкой: «.После 3-й сессии исполком областного совета выносил ряд решений, направленных на улучшение физического воспитания школьников, но и эти решения облоно не выполняются. С сентября месяца 1951 г. до сего времени при областном отделе народного образования остается вакантным место инспектора по физическому воспитанию. Областной комитет по делам физической культуры и спорта не раз рекомендовал тов. Николаеву подобрать на эту должность одного из преподавателей школ области, имеющего специальное физкультурное образование, однако и этот вопрос до сего времени остается нерешенным. Ничего не сделано на сегодняшний день облоно и по письму заместителя министра просвещения РСФСР. № 05-492 (о плане развития физкультуры и спорта в школах на 1952 г.), более того. Николаев не нашел

нужным просмотреть и утвердить этот план, когда он был разработан областным комитетом физкультуры.» [9]. Информация об этом была направлена председателю комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Министров РСФСР А. О. Романову.

С целью улучшения учебной и спортивно-массовой работы среди студентов вузов и техникумов и привлечения к работе комитета актива преподавателей физического воспитания и специалистов по отдельным видам спорта при областном комитете по делам физической культуры и спорта был создан методический совет (приказ № 79-а от 15 октября 1951 г.) в следующем составе: П. М. Бугров - заведующий кафедрой физвоспитания и спорта Пензенского индустриального института; Н. А. Сатурнов - старший преподаватель физвоспитания Пензенского индустриального института; Н. А. Корешкова -преподаватель физвоспитания Пензенского индустриального института; С. Е. Френкель - заведующий кафедрой физвоспитания и спорта Пензенского педагогического института; П. В. Калужников - преподаватель физвоспита-ния Пензенского пединститута; С. И. Слабо - преподаватель физвоспитания Пензенского пединститута; Т. А. Толмачева - преподаватель физвоспитания Пензенского областного техникума физической культуры; В. С. Ильина -преподаватель физвоспитания Пензенского областного техникума физической культуры; А. С. Виноградов - преподаватель физвоспитания Пензенского педучилища [10].

4. Массовая физкультурная и спортивная работы среди школьников в период зимних каникул.

Соревнования на приз газеты «Пионерская правда»

2 декабря 1952 г. комитет по делам физической культуры и спорта при Пензенском облисполкоме издал приказ № 135 «Об организации и проведении массовой физкультурной и спортивной работы среди школьников в период зимних каникул 1952-1953 учебного года», согласно которому предусматривалось распределение школ по ближайшим к ним спортивным базам и установление организованного порядка их использования; создание при школах и домоуправлениях простейших катков и ледяных горок, проведение массовых мероприятий по лыжам, конькам, шахматам, спортивных праздников в школах с привлечением лучших спортсменов для показательных выступлений; широкое ознакомление школьников с планом проведения школьных каникул путем афиш, пригласительных билетов, памяток; освещение в местной печати, по радио материалов, связанных с проведением мероприятий в школьные каникулы; обеспечение всех районных и городских соревнований судейским аппаратом; прикрепление к отдельным школам в дни каникул лучших спортсменов для оказания помощи в организации и проведении спортивных мероприятий (лыжных вылазок, экскурсий, походов и т.д.). Физкультурные организации, имевшие собственные спортивные базы, обязаны были бесплатно представить их для проведения школьных спортивных мероприятий. Предлагалось оказать всемерную помощь школам и комитетам ВЛКСМ в организации соревнований пионерских дружин по лыжному спорту на приз газеты «Пионерская правда» [11].

В мае 1953 г. были подведены результаты соревнования на приз газеты «Пионерская правда». В соревнованиях приняло участие 26 260 пионеров,

в нормы уложилось 18464 пионера. Успешно были подготовлены и проведены соревнования на приз газеты «Пионерская правда» в дружине Зубрилов-ской школы Тамалинского района, в дружине 5 женской средней школы г. Пензы, в районных пионерских организациях Салтыковского, Николо-Пестровского, Бековского районов, в районах организациях Северного, Заводского районов г. Пензы, в пионерской организации г. Кузнецка. Вместе с этим бюро обкома ВЛКСМ отмечало неудовлетворительное участие пионерских дружин, районных пионерских организаций Неверкинского, Колыш-лейского, Нечаевского, Шемышейского районов в соревнованиях. Полную беспечность и беспринципность в проведении соревнований на приз газеты «Пионерская правда» и недооценку популяризации лыжного спорта среди пионеров и школьников проявили Белинский, Вадинский, Соседский, Иссин-ский, Каменский, Камешкирский, Кондольский, Мокшанский, Наровчатский, Городищенский, Терновский райкомы ВЛКСМ. В этих районах совсем не проводили соревнований [12].

Несмотря на все предпринимавшиеся усилия, в отчете о работе Пензенского областного комитета по делам физической культуры и спорта в сентябре 1953 г. в специальном разделе «Физическое воспитание детей и учащейся молодежи» указывалось: «Физическое воспитание в школах области поставлено еще неудовлетворительно, оно не заняло еще прочного места в общем педагогическом процессе, плохо контролировалось директорами школ, органами народного образования и здравоохранения» [13]. Отмечалось, что многие школы, особенно сельские, не имели достаточного спортинвентаря, особенно лыж. Организация и качество учебного процесса в большинстве своем находились на низком уровне во многом потому, что школьные преподаватели по физическому воспитанию не имели специального образования. Из 600 преподавателей физического воспитания Пензенской области более 400 не имели никакого физкультурного образования. Коллективы физической культуры, созданные при некоторых школах, существовали формально и не вели спортивно-массовой работы. Соревнования внутри школ и межшкольные проводились очень редко, что отрицательно сказывалось на выполнении государственного плана подготовки значкистов ГТО и спортсменов-разрядников.

Заключение

Таким образом, хотя советское руководство понимало значение (в том числе и политическое) физического воспитания детей и учащейся молодежи, у региональных властей до столь важного направления внутренней государственной политики «не доходили руки» - не хватало квалифицированных кадров, спортивного оборудования, достаточного финансирования и т.д. Тем не менее следует объективно признать, что физкультурное движение постепенно становилось важным фактором советской повседневности, в том числе и в сельской местности.

Список литературы

1. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 4-а. Л. 35об.

2. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 13. Л. 42-45.

3. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 13. Л. 36-37.

4. Пучков, О. И. Спортивные школы / О. И. Пучков // Пензенская энциклопедия / гл. ред. К. Д. Вишневский. - Пенза ; М. : Большая российская энциклопедия, 2001. -С. 578.

5. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 13. Л. 57.

6. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 20. Л. 166-172.

7. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 15. Л. 111-112.

8. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 9. Л. 35.

9. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 9. Л. 36.

10. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 15. Л. 31.

11. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 28. Л. 208-209.

12. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 20. Л. 95-96.

13. ГАПО. Ф. Р 2388. Оп. 1. Д. 11. Л. 62.

Нурдыгин Евгений Александрович доцент,

заведующий кафедрой физического воспитания, Пензенский государственный униве архитектуры и строительства E-mail: cntgyjdf-2012@mail.ru

Nurdygin Evgeny Aleksandrovich

associate professor,

head of sub-department

of physical training,

Penza State University

of Architecture and Construction

УДК 94:796(091) Нурдыгин, Е. А.

Физическое воспитание детей и учащейся молодежи в СССР в конце 1940 -начале 1950-х гг. (по материалам Пензенской области) / Е. А. Нурдыгин // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 1 (17). -С. 392-399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.