ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Яблоновская Анастасия Андреевна
студент Гр. ИХО-МЗБ-11
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Yablonovskaya Anastasia Andreevna
student Gr.IAE-ME-11
Volgograd State Social-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Руководители: Брыкина Валентина Анатольевна
ассистент
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Brykina Valentino Anotol'evno
assistant
Volgograd State Social-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Лукьянова Людмила Михайловна
старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna Senior lecturer department of physical culture Volgograd State Social-Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Теоретические и методические основы физического воспитания детей дошкольного возраста, показаны основы формирования личности дошкольника средствами физической культуры.
Abstract. Theoretical and methodical bases of physical education of children of preschool age, bases of formation of the personality of the preschool child by means of physical culture are shown.
Ключевы>/е слова: физическая культура, тренировка, физическое воспитание, правила проведения занятий.
Keywords: physical culture, training, physical education, rules of carrying out occupations.
Введение
Физкультура является одной из главных составляющих ЗОЖ. Недостаток движений ослабляет иммунитет, и именно физические упражнения помогают поддерживать в нормальном состоянии сердечно-сосудистую и костно-мышечную системы. Физическая нагрузка активизирует центральную нервную систему. Из-за этого ускоряются обменные и психические процессы. Дети, которые занимаются физкультурой, лучше усваивают школьный материал. У взрослых возрастает выносливость и повышается работоспособность. Физкультура - это отличное средство для профилактики заболеваний. Упражнения стимулируют выработку инсулина, и это помогает поддерживать сахар в норме. Кроме того, умеренные физические нагрузки способствуют повышению защитных сил организма. Занятия физкультурой помогают выработать силу воли человеку, учат преодолевать сложности и добиваться определённой цели. Эти качества помогают сформировать личность. Они благотворно влияют на двигательный аппарат и препятствуют развитию возрастных изменений. Умеренный тренировки усиливают приток лимфы к позвоночнику, что является профилактикой остеохондроза. Людям, которые страдают различными заболеваниями, не стоит ограничивать себя в физической нагрузке, ведь есть специальные лечебные упражнения в комплексе. При регулярных тренировках возрастает объем легких, улучшается газообмен, что помогает привести в тонус сердечно-сосудистую систему и способствует снижению артериального давления, а также препятствует возникновению инсультов и инфарктов. Во время занятий физической культуры организм потребляет больше кислорода, чем в состоянии покоя, что благоприятно сказывается на работе органов.
Физическое воспитание
Под широким определением "физическое воспитание" понимают органическую составную часть общего воспитания - учебный педагогический процесс, направленный на освоение ценностей физической культуры. Таким образом, целью физического воспитания дошкольников является формирование физической культуры личности, которая может помочь реализовать биологический и духовный потенциал человека. Физическое воспитание начинается с первых дней жизни человека.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение в системе воспитания. Особенностью этого периода считают то, что организм дошкольника обладает низкой сопротивляемостью вредным воздействиям окружающей среды, но при этом быстро увеличивать свою адаптивную способность.
Период от рождения ребёнка до семи лет характеризуется большой двигательной активностью. Именно в этом возрасте формируется выносливость, физические способности, иммунитет, нервная система, костно-мышечная система, дыхательная система.
Физическое воспитание способствует умственному и эстетическому воспитанию детей, которое формирует личность. Целью физического воспитания является:
•формирование у детей основ ЗОЖ
В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные и воспитательные задачи:
•укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма; •развитие физических качеств (ловкость, выносливость);
• совершенствование деятельности ЦНС;
•помощь в формировании позвоночника, развития стопы, укрепления связок и др.;
•разностороннее развитие детей;
•формирование двигательных действий, необходимых для жизни (ходьба, бег, прыжки и др.)
Основные средства физического воспитания: •физические упражнения;
• природный фактор; •массаж; •личная гигиена; •естественный фактор;
Полноценное физическое воспитание достигается при полном применении всех средств, потому что каждое по-своему влияет на организм ребёнка.
Физическое воспитание осуществляется в соответствии с гигиеническими правилами:
•выбор оптимального режима движений с учетом биологической потребности детского организма в активности и его возможностей;
•равномерное применение средств и форм физического воспитания в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;
•систематичность занятий и комплексное использование средств физического воспитания;
•создание гигиенически полноценных условий окружающей среды для занятий;
Дети, достигшие дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет), могут уже свободно выполнять простейшие движения: уверенно ходят, бегают, говорят, мыслят и ориентируются в пространстве. В этот период дети удивляют родителей попытками помочь им в работе.
Именно в этом возрасте интенсивно идет процесс роста и увеличения массы тела (рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела на 2 кг в год), улучшаются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся тоньше, отличаясь от детей до 3-х лет. Однако в этот период у дошкольников всё еще ограниченные двигательные возможности. В основном у них преобладают движения, в которых участвуют преимущественно крупные
мышечные группы. Однотипные движения являются большой нагрузкой для них, из-за чего появляется повышенная утомляемость, а также длительное нахождение в одной позе. Учитывая это, не забывайте на занятиях чередовать упражнения с отдыхом.
Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить по нескольку раз в течении дня в виде игр продолжительностью от 15 до 30 мин. Подбор и дозировка упражнения должны зависеть от возраста детей. В занятие с детьми 4-6 лет рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений. Каждое упражнение следует выполнять от двух до шести раз.
При проведении занятий не забывайте об индивидуальных особенностях детей.
Разнообразие двигательных возможностей детей требует особого подхода к ним со стороны педагогов, что важно при занятиях физическими упражнениями.
Как известно, дети в этом возрасте большую часть своего времени уделяют игровой деятельности. Поэтому развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры. Упражнение могут состоять из разнообразных подражательных движений. Каждое движение должно содержать свое шутливое название и легко запоминаться. Например: "Паровозик", "Зайчик" и т.д. Такие упражнения будут интересны детям и малоутомительны.
Создавая комплекс упражнения, не забывайте, что они должны быть подобраны так, чтобы развивали другие качества помимо силы, например: координацию движений, быстроту, ловкость и т. д. Упражнения должны задействовать различные группы мышц ребёнка. Во время занятия нельзя допустить того, чтобы выполнялись упражнения только для мышц нижних или верхних конечностей.
Важным условием эффективности занятий физической культурой с детьми является постепенность. Необходима последовательность выполнения упражнений - от простых к сложным, потому что нервная регуляция сердца ребёнка несовершенна, т.е. ритм его сердечных сокращений быстро сбивается, а сердечная мышца быстро утомляется. Также для дошкольника почти каждое элементарное упражнение, которое повторяется с изменением темпа, уже воздействует развитию силы.
Перед тем как начать занятие с ребёнком, необходимо объяснить содержание упражнение, потом показать его и только затем дать возможность сделать. Нужно сделать так, чтобы объяснение не было долгим, потому что усидчивость и внимание у дошкольников бывает неустойчивым, и они не могут сосредоточиться на долгом объяснении.
Правила проведения занятий с малышами
Продолжительность занятий с детьми 4-х лет должна составлять 15-20 мин, соответственно с детьми 5-7лет - 20-30 мин.
1. В одно занятие можно включить от 6 до 15 упражнений.
2. Каждое упражнение необходимо выполнять от двух до шести раз в зависимости от особенностей возраста и двигательных способностей ребёнка.
3. Не забывайте чередовать упражнения и отдых.
4. Упражнения должны быть показаны ребёнку в виде имитационных движений.
5. Каждому упражнение придумайте шутливое название.
6. Комплекс должен состоять из упражнений на различные группы мышц.
7. Соблюдайте правило последовательности и постепенности.
8. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка.
Комплекс силовых упражнений для детей 4-6 лет:
1. "Волна"
Исх.Пол.: стойка - ноги вместе, руки - параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище вправо и влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.
2. "Маятник"
Исх.Пол.: стойка - ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.
3. "Вертушка"
Исх.Пол.: стойка - ноги вместе, руки - параллельно корпусу внизу. На каждый счёт вращать туловище вправо и влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.
4. "Крокодильчик"
Исх.Пол.: упор лёжа. Передвигаться вперёд на одних руках. Избегать прогиба в пояснице, не помогать ногами.
5. "Качели"
Исх.Пол.: лёжа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени, прогнуться и покачаться.
6. "Лягушка"
Исх.Пол.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на руках. Удерживать позу или попрыгать.
7. "Зайчик"
Исх.Пол.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперёд. Спину держать ровно.
Подборка силовых упражнений в парах для детей дошкольного возраста:
1. "Пружинка"
Исх.Пол.: расположившись лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счёт осуществлять сгибание
и разгибание правой, а затем левой руки.
2. "Бабочка"
Исх.Пол.: встав на левую ногу (правая согнута в колене) и опираясь о голень опорной ноги, руки разведите в стороны. Удерживая равновесие, проделать ритмичные взмахи прямыми руками вверх-вниз. Затем сменить и.п. ног. Для облегчения упражнение можно выполнить стоя ноги врозь.
3. "Велосипед"
Исх.Пол.: сед согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счет поочередно выполнять сгибание и разгибание ног.
4. "Гусеница"
Исх.Пол.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Поочередно на одной ноге сделать "Ласточку", удерживая его как можно дольше. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно.
5. "Вертолет"
Исх.Пол.: упор лежа на слегка согнутых руках, распологаясь друг напротив друга. Прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу.
6. "Паровозик"
Исх.Пол.: присед, руки согнуты в локтях, партнер сзади, одновременно друг за другом продвигаться вперёд, а затем назад на согнутых ногах.
7. "Карусель"
Исх.Пол.: стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить и.п. и аналогично влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.
Вывод: Таким образом, целью физического воспитания дошкольников является формирование физической культуры личности, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал: Физическое воспитание начинается с первых дней после рождения человека.
Литература
1. Усов И. Н. Здоровый ребёнок : справочник педиатра / И. Н. Усов. - 2-е издание. - Минск: Беларусь, 1994.
2. Колесников В. Ф. Физическое воспитание /В. Ф Колесников. - Л., 1985.
References
1. Usov I. N. Zdorovyj rebyonok. Spravochnik pediatra [Healthy child. Pediatrician's guide]. 2nded. Minsk, Belarus Publ, 1994
2. Kolesnikov V. F. Fizicheskoe vospitanie [Physicaleducation]. Leningrad, 1985.