ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. СПОРТ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
© Кокоулина О.П.*
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва
Физическая культура человека может быть развита и сформирована только в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Она (культура) не может быть передана по наследству в виде генетического кода, ее нельзя купить или пользоваться ею всю жизнь. Эту культуру необходимо постоянно совершенствовать в течение всей жизни, от рождения до смерти, регулярно и систематически совершенствуя свои физические способности.
Физическое совершенствование органически взаимосвязано с удовлетворением биологических и социальных потребностей личности. С одной стороны, его можно рассматривать как естественный процесс удовлетворения органических потребностей организма в движении, физической активности. С другой стороны, физическое совершенствование предстает как социальная необходимость, продиктованная требованиями современного общества. В этой связи понятие «физическое совершенствование» может быть рассмотрено в двух аспектах. Во-первых, как идеал. Физическое совершенство выступает в качестве идеального образа, эталонной модели развития физических способностей человека, высшей меры вещей в связи с физической культурой личности. В такой трактовке физическое совершенство выступает как такой рубеж, такой высочайший уровень развития морфофункциональных характеристик жизнедеятельности организма, к которому человек всегда будет стремиться и которого никогда не достигнет, поскольку само понятие «совершенство» является категорией идеального, а значит, практически в полной мере недостижимого. Во-вторых, физическое совершенство может выступать как категория нормы. На определенном этапе исторического развития общества социальные условия жизни, научно-технический прогресс, экологическая ситуация диктуют определенные требования к развитию психофизических способностей человека. В этом случае физическое совершенство становится нормативной характеристикой уровня физических способностей, необходимых человеку для активной и творческой общественно полезной деятельности в условиях конкретной социальной среды.
Физкультурно-спортивная деятельность является, по существу, способом самосовершенствования личности, расширяя ее мировоззренческие взгляды, нравственные представления, эстетические вкусы. Именно по-
* Доцент кафедры Физического воспитания и спорта, к.п.н.
этому процесс физического совершенствования выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.
Уровень притязания личности в сфере физической культуры может проявляться на одном из трех иерархических уровней физкультурно-спор-тивной активности - спорта, физического воспитания, рекреации.
Спорт как многогранное общественное явление представляет собой наиболее действенный фактор физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к труду и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим, является одним из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей.
Спорт в широком смысле есть собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические отношения и их установление в сфере этой деятельности.
Спорт в узком смысле есть собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой является соревнование, исторически сложившееся преимущественно в области физической культуры как специализированная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.
В общем понимании спорт - это соревнование, борьба за победу и рекорды. Это аскетический образ жизни.
В любой деятельности необходимо определять цель и смысл. Спортивная деятельность является оптимальной формой физического совершенствования человека, включающей в себя систему тренировки и соревновательную деятельность. Цель спорта - достижение высоких результатов в избранном виде физических упражнений. Принципиальное отличие спортивной деятельности от физкультурной заключается в ее системности, плановом, последовательном и целеустремленном развитии физических способностей.
В настоящее время принято рассматривать спорт «как микрокосмос современного общества», который отражает наиболее характерные тенденции в его развитии. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, спорт заимствует у современного общества многие его достижения. Развитие науки способствует совершенствованию теории и практики спорта. Повышение образования и культуры населения способствует активному вовлечению все большего количества людей в занятия спортом. Развитие промышленности обеспечивает более высокий качественный уровень формирования материально-технической базы спорта, проявляющейся в строительстве более совершенных и комфортабельных спортивных сооружений, выпуске более широкого ассортимента спортивных товаров. Развитие средств массовых коммуникаций обеспечивает широкие возможности в плане агитации и пропаганды физкультурной и спортивной
деятельности. Целый ряд проблем современного общества находит отражение в спортивной деятельности человека. Это проблемы восстановления затраченных сил, актуальные в связи с постоянно растущей интенсификацией производственных процессов, угрозы гиподинамии, возрастающей при развитии автоматизации производства, освоения все большего количества транспортных средств, урбанистического уклада жизни, несущих с собой как повышенный комфорт, так и негативные явления экологического разрушения среды обитания.
Итак, спорт - это деятельность воспитательная, направленная на максимальное совершенствование человека, реализуемое в избранном виде соревновательной деятельности и осуществляемое в системе специальной подготовки.
Ядро спорта - соревновательная деятельность. Она обусловлена тремя факторами:
1. соревновательная деятельность не может осуществляться вне соревнований;
2. унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений;
3. регламентация действий соревнующихся (принцип неантагонистической конкуренции).
Принципы спорта
Принцип - это отражение законов в сознании человека. Это особая закономерность. Принципы субъективны. Нарушение принципов приводит к нарушению деятельности.
Спорт регулирует три принципа:
1. гуманизм - все, что делается в спорте, должно служить на благо человеку. Если победа - цель спорта, то мы превращаем спортсмена в эксплуатируемого, спортсмен становится средством достижения победы. Тренер обязан защитить своего ученика, особенно когда последний болен, травмирован и т.д. Это и есть гуманизм. Все делать во имя ученика.
2. принцип товарищеской борьбы - победа одного исключает возможность достижения этой цели другими спортсменами. Если нет товарищеской борьбы, нельзя себя реализовать максимально. В спорте нет конфликтной ситуации.
3. принцип бескорыстия - человек, если он что-то делает в спорте, должен делать это для того, чтобы «раскрыться» полностью, а не для материального обогащения.
Многообразие видов спорта
Число видов и разновидностей спорта в наше время весьма велико и продолжает увеличиваться. Широкое международное распространение
получили те из них, которые можно сгруппировать в 5 технологических групп, существенно отличающихся по характеру деятельности спортсмена, факторам и способам достижения результата:
1-я группа - виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения в которой в решающей мере производны от физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей спортсмена. Сюда относится большинство основных видов спорта, имеющих, естественно, внутригрупповые отличия (скоростно-силовые ациклические; циклические, требующие преимущественно выносливости; спортивные игры и спортивные единоборства; спортивно-гимнастические, легкоатлетические и др. многоборья и другие).
2-я группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсмена по управлению внешними «самодвижущимися» средствами перемещения (мотоциклом, автомобилем, планером, самолетом, яхтой и т.д.), благодаря умелому использованию которых и достигается спортивно-технический результат.
3-я группа - стрелковые виды спорта (с использованием огнестрельного или иного стрелкового оружия, в частности лука, арбалета), двигательная активность спортсмена в которых жестко лимитирована условиями поражения цели.
4-я группа - абстрактно-игровые виды спорта, результат в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (разновидности шахматного и шашечного спорта и т.п.).
5-я группа - технико-конструкторские виды спорта, в которых сопоставляются предметы (продукты) условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, авто-, судоплавающие модели и т.д.).
Характерно, что появление все большего числа видов спорта обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности (спортивный дельтапланеризм, парашютный спорт, спортивный виндсерфинг, разновидности подводного спорта, связанные с использованием технических устройств).
Все-таки абсолютное большинство видов спорта (1-я и часть 2-й группы) имеет прямое отношение к ФК общества и используется в качестве особо эффективных средств направленного развивающего воздействия на физические и сопряженные с ними способности человека. Эти виды спорта выполняют специфическую социальную функцию, которая заключается в том, чтобы быть фактором и эталоном физического совершенствования (ФС) человека в условиях снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности (трудовой, бытовой и т.д.).
Спортивный результат - это показатель реализации спортивно-до-стиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям.
Спортивно-достиженческие возможности - это совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода соревнования.
Понятие «спортивный результат» (СР) и «спортивное достижение» (СД). Понятие СР шире понятия СД, т.к. СД - это не каждый из результатов, который показывает спортсмен в процессе выступлений, а лишь тот, который превосходит предыдущий.
Типы критериев спортивных результатов
- объективные - сопряжены с возможно независимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров (используется точная измерительная аппаратура: электронные се-кундометры, фотометрические устройства и т. п.);
- субъективные - те способы оценки результата, которые отличаются значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у судей. Происходит сопоставление восприятий с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (на основе их опыта и требований к упражнению);
- смешанные - примерно одинаково сочетаются объективные и субъективные слагаемые оценивания результата (например, спортивные игры, единоборства).
Общие факторы динамики спортивных результатов и ее тенденции
Спортивные результаты изменяются под влиянием многих факторов и условий. При самой обобщенной характеристике основные из них сводятся к следующим:
- индивидуальная спортивная одаренность и степень ее реализации в процессе индивидуального развития;
- конкретное состояние системы подготовки спортсменов в обществе, ее качество, степень слаженности и обеспечение;
- размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе.
Первый из этих факторов относительно консервативен, поскольку в его основе лежат природные (генетические) задатки. Степень же спортивной подготовленности высокодинамична - она возрастает под воздействием рационально построенной системы спортивной подготовки. Это значит, что важнейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена служит именно система его подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для
прогресса в спорте. Одно из обязательных условий при этом - возрастающие затраты усилий спортсмена по самосовершенствованию (а именно, возрастание объема и интенсивности тренировочной работы).
Функции спорта
1. Экономическая - максимально развивая человека, мы создаем предпосылки для повышения работоспособности. Люди, занимающиеся спортом, реже болеют и меньше устают. Эти люди дисциплинированнее, активнее. Иными словами, если мы будем активнее привлекать людей к спорту, то мы на этом сэкономим.
2. Эвристическая - направлена на обнаружение нового, новое становится достоянием каждого.
3. Социализирующая - человек должен быть ответственен за происходящее в обществе.
4. Политическая - зритель отождествляет себя со спортсменом. Политики используют спорт как пропаганду образа жизни.
Спортивное движение представлено в двух формах: массовый спорт и спорт высших достижений.
Сегодня в России происходит формирование и развитие индустрии спорта. Создана большая сеть физкультурно-спортивных организаций, которые представляют собой синтез коммерческих и некоммерческих организаций, основным видом деятельности которых является оказание услуг в области физической культуры и спорта. Назрела необходимость грамотного управления этими организациями, внедрения идей маркетинга в бизнес спорта, а, следовательно, подготовки контингента квалифицированных специалистов-маркетоло-гов, способных решать сложные проблемы, связанные с регулированием рыночных процессов.
Список литературы:
1. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
2. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: ФиС, 2005.
3. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999.
4. Матвеев Л.П. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте: Прогр. дисциплины федер. компонента цикла ДНМ ГОС по направлению 521900 Физ. культура: одобрено УМО по образованию. - М.: РИО РГУФК, 2005. - 18 с.: табл.
5. Развитие человеческих ресурсов - необходимый базис для конкурентной экономической политики России: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2009. - С. 440.