Научная статья на тему 'Физическое совершенствование человека. Спорт как явление общественной жизни'

Физическое совершенствование человека. Спорт как явление общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1983
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокоулина О. П.

Физическая культура человека может быть развита и сформирована только в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Она (культура) не может быть передана по наследству в виде генетического кода, ее нельзя купить или пользоваться ею всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое совершенствование человека. Спорт как явление общественной жизни»

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. СПОРТ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

© Кокоулина О.П.*

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

Физическая культура человека может быть развита и сформирована только в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Она (культура) не может быть передана по наследству в виде генетического кода, ее нельзя купить или пользоваться ею всю жизнь. Эту культуру необходимо постоянно совершенствовать в течение всей жизни, от рождения до смерти, регулярно и систематически совершенствуя свои физические способности.

Физическое совершенствование органически взаимосвязано с удовлетворением биологических и социальных потребностей личности. С одной стороны, его можно рассматривать как естественный процесс удовлетворения органических потребностей организма в движении, физической активности. С другой стороны, физическое совершенствование предстает как социальная необходимость, продиктованная требованиями современного общества. В этой связи понятие «физическое совершенствование» может быть рассмотрено в двух аспектах. Во-первых, как идеал. Физическое совершенство выступает в качестве идеального образа, эталонной модели развития физических способностей человека, высшей меры вещей в связи с физической культурой личности. В такой трактовке физическое совершенство выступает как такой рубеж, такой высочайший уровень развития морфофункциональных характеристик жизнедеятельности организма, к которому человек всегда будет стремиться и которого никогда не достигнет, поскольку само понятие «совершенство» является категорией идеального, а значит, практически в полной мере недостижимого. Во-вторых, физическое совершенство может выступать как категория нормы. На определенном этапе исторического развития общества социальные условия жизни, научно-технический прогресс, экологическая ситуация диктуют определенные требования к развитию психофизических способностей человека. В этом случае физическое совершенство становится нормативной характеристикой уровня физических способностей, необходимых человеку для активной и творческой общественно полезной деятельности в условиях конкретной социальной среды.

Физкультурно-спортивная деятельность является, по существу, способом самосовершенствования личности, расширяя ее мировоззренческие взгляды, нравственные представления, эстетические вкусы. Именно по-

* Доцент кафедры Физического воспитания и спорта, к.п.н.

этому процесс физического совершенствования выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию не только физических, но и духовных способностей личности.

Уровень притязания личности в сфере физической культуры может проявляться на одном из трех иерархических уровней физкультурно-спор-тивной активности - спорта, физического воспитания, рекреации.

Спорт как многогранное общественное явление представляет собой наиболее действенный фактор физического воспитания, одну из основных форм подготовки человека к труду и другим общественно необходимым видам деятельности, а наряду с этим, является одним из важных средств этического и эстетического воспитания, удовлетворения запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей.

Спорт в широком смысле есть собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические отношения и их установление в сфере этой деятельности.

Спорт в узком смысле есть собственно соревновательная деятельность, специфической формой которой является соревнование, исторически сложившееся преимущественно в области физической культуры как специализированная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей.

В общем понимании спорт - это соревнование, борьба за победу и рекорды. Это аскетический образ жизни.

В любой деятельности необходимо определять цель и смысл. Спортивная деятельность является оптимальной формой физического совершенствования человека, включающей в себя систему тренировки и соревновательную деятельность. Цель спорта - достижение высоких результатов в избранном виде физических упражнений. Принципиальное отличие спортивной деятельности от физкультурной заключается в ее системности, плановом, последовательном и целеустремленном развитии физических способностей.

В настоящее время принято рассматривать спорт «как микрокосмос современного общества», который отражает наиболее характерные тенденции в его развитии. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, спорт заимствует у современного общества многие его достижения. Развитие науки способствует совершенствованию теории и практики спорта. Повышение образования и культуры населения способствует активному вовлечению все большего количества людей в занятия спортом. Развитие промышленности обеспечивает более высокий качественный уровень формирования материально-технической базы спорта, проявляющейся в строительстве более совершенных и комфортабельных спортивных сооружений, выпуске более широкого ассортимента спортивных товаров. Развитие средств массовых коммуникаций обеспечивает широкие возможности в плане агитации и пропаганды физкультурной и спортивной

деятельности. Целый ряд проблем современного общества находит отражение в спортивной деятельности человека. Это проблемы восстановления затраченных сил, актуальные в связи с постоянно растущей интенсификацией производственных процессов, угрозы гиподинамии, возрастающей при развитии автоматизации производства, освоения все большего количества транспортных средств, урбанистического уклада жизни, несущих с собой как повышенный комфорт, так и негативные явления экологического разрушения среды обитания.

Итак, спорт - это деятельность воспитательная, направленная на максимальное совершенствование человека, реализуемое в избранном виде соревновательной деятельности и осуществляемое в системе специальной подготовки.

Ядро спорта - соревновательная деятельность. Она обусловлена тремя факторами:

1. соревновательная деятельность не может осуществляться вне соревнований;

2. унификация состава действий, условий их выполнения и способов оценки достижений;

3. регламентация действий соревнующихся (принцип неантагонистической конкуренции).

Принципы спорта

Принцип - это отражение законов в сознании человека. Это особая закономерность. Принципы субъективны. Нарушение принципов приводит к нарушению деятельности.

Спорт регулирует три принципа:

1. гуманизм - все, что делается в спорте, должно служить на благо человеку. Если победа - цель спорта, то мы превращаем спортсмена в эксплуатируемого, спортсмен становится средством достижения победы. Тренер обязан защитить своего ученика, особенно когда последний болен, травмирован и т.д. Это и есть гуманизм. Все делать во имя ученика.

2. принцип товарищеской борьбы - победа одного исключает возможность достижения этой цели другими спортсменами. Если нет товарищеской борьбы, нельзя себя реализовать максимально. В спорте нет конфликтной ситуации.

3. принцип бескорыстия - человек, если он что-то делает в спорте, должен делать это для того, чтобы «раскрыться» полностью, а не для материального обогащения.

Многообразие видов спорта

Число видов и разновидностей спорта в наше время весьма велико и продолжает увеличиваться. Широкое международное распространение

получили те из них, которые можно сгруппировать в 5 технологических групп, существенно отличающихся по характеру деятельности спортсмена, факторам и способам достижения результата:

1-я группа - виды спорта, представляющие собой высокоактивную двигательную деятельность, достижения в которой в решающей мере производны от физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей спортсмена. Сюда относится большинство основных видов спорта, имеющих, естественно, внутригрупповые отличия (скоростно-силовые ациклические; циклические, требующие преимущественно выносливости; спортивные игры и спортивные единоборства; спортивно-гимнастические, легкоатлетические и др. многоборья и другие).

2-я группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия спортсмена по управлению внешними «самодвижущимися» средствами перемещения (мотоциклом, автомобилем, планером, самолетом, яхтой и т.д.), благодаря умелому использованию которых и достигается спортивно-технический результат.

3-я группа - стрелковые виды спорта (с использованием огнестрельного или иного стрелкового оружия, в частности лука, арбалета), двигательная активность спортсмена в которых жестко лимитирована условиями поражения цели.

4-я группа - абстрактно-игровые виды спорта, результат в которых в решающей мере определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника (разновидности шахматного и шашечного спорта и т.п.).

5-я группа - технико-конструкторские виды спорта, в которых сопоставляются предметы (продукты) условной модельно-конструкторской деятельности (авиа-, авто-, судоплавающие модели и т.д.).

Характерно, что появление все большего числа видов спорта обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности (спортивный дельтапланеризм, парашютный спорт, спортивный виндсерфинг, разновидности подводного спорта, связанные с использованием технических устройств).

Все-таки абсолютное большинство видов спорта (1-я и часть 2-й группы) имеет прямое отношение к ФК общества и используется в качестве особо эффективных средств направленного развивающего воздействия на физические и сопряженные с ними способности человека. Эти виды спорта выполняют специфическую социальную функцию, которая заключается в том, чтобы быть фактором и эталоном физического совершенствования (ФС) человека в условиях снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности (трудовой, бытовой и т.д.).

Спортивный результат - это показатель реализации спортивно-до-стиженческих возможностей спортсмена или спортивной команды, оцениваемый по установленным в спорте критериям.

Спортивно-достиженческие возможности - это совокупность способностей, навыков, умений и знаний, которые в комплексе позволяют осуществлять принятые в избранном виде спорта соревновательные действия и добиваться реально доступного для конкретного спортсмена (команды) исхода соревнования.

Понятие «спортивный результат» (СР) и «спортивное достижение» (СД). Понятие СР шире понятия СД, т.к. СД - это не каждый из результатов, который показывает спортсмен в процессе выступлений, а лишь тот, который превосходит предыдущий.

Типы критериев спортивных результатов

- объективные - сопряжены с возможно независимым от оценивающих результат замером некоторых его физических параметров (используется точная измерительная аппаратура: электронные се-кундометры, фотометрические устройства и т. п.);

- субъективные - те способы оценки результата, которые отличаются значительной зависимостью оценочных процедур от впечатлений, складывающихся у судей. Происходит сопоставление восприятий с некоторыми «образцами» выполнения этих действий (на основе их опыта и требований к упражнению);

- смешанные - примерно одинаково сочетаются объективные и субъективные слагаемые оценивания результата (например, спортивные игры, единоборства).

Общие факторы динамики спортивных результатов и ее тенденции

Спортивные результаты изменяются под влиянием многих факторов и условий. При самой обобщенной характеристике основные из них сводятся к следующим:

- индивидуальная спортивная одаренность и степень ее реализации в процессе индивидуального развития;

- конкретное состояние системы подготовки спортсменов в обществе, ее качество, степень слаженности и обеспечение;

- размах спортивного движения и коренные социальные условия его развития в обществе.

Первый из этих факторов относительно консервативен, поскольку в его основе лежат природные (генетические) задатки. Степень же спортивной подготовленности высокодинамична - она возрастает под воздействием рационально построенной системы спортивной подготовки. Это значит, что важнейшим фактором воздействия на динамику достижений спортсмена служит именно система его подготовки, благодаря которой обеспечивается направленное формирование и совершенствование спортивных умений и навыков наряду с неуклонным развитием способностей, необходимых для

прогресса в спорте. Одно из обязательных условий при этом - возрастающие затраты усилий спортсмена по самосовершенствованию (а именно, возрастание объема и интенсивности тренировочной работы).

Функции спорта

1. Экономическая - максимально развивая человека, мы создаем предпосылки для повышения работоспособности. Люди, занимающиеся спортом, реже болеют и меньше устают. Эти люди дисциплинированнее, активнее. Иными словами, если мы будем активнее привлекать людей к спорту, то мы на этом сэкономим.

2. Эвристическая - направлена на обнаружение нового, новое становится достоянием каждого.

3. Социализирующая - человек должен быть ответственен за происходящее в обществе.

4. Политическая - зритель отождествляет себя со спортсменом. Политики используют спорт как пропаганду образа жизни.

Спортивное движение представлено в двух формах: массовый спорт и спорт высших достижений.

Сегодня в России происходит формирование и развитие индустрии спорта. Создана большая сеть физкультурно-спортивных организаций, которые представляют собой синтез коммерческих и некоммерческих организаций, основным видом деятельности которых является оказание услуг в области физической культуры и спорта. Назрела необходимость грамотного управления этими организациями, внедрения идей маркетинга в бизнес спорта, а, следовательно, подготовки контингента квалифицированных специалистов-маркетоло-гов, способных решать сложные проблемы, связанные с регулированием рыночных процессов.

Список литературы:

1. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.

2. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: ФиС, 2005.

3. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999.

4. Матвеев Л.П. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте: Прогр. дисциплины федер. компонента цикла ДНМ ГОС по направлению 521900 Физ. культура: одобрено УМО по образованию. - М.: РИО РГУФК, 2005. - 18 с.: табл.

5. Развитие человеческих ресурсов - необходимый базис для конкурентной экономической политики России: Сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2009. - С. 440.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.