Научная статья на тему 'Физическое состояние как компонент профессиональной готовности студентов вузов физической культуры'

Физическое состояние как компонент профессиональной готовности студентов вузов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1479
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТ / AN INDIVIDUAL APPROACH / A PHYSICAL CONDITION / A STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галкин Юрий Петрович

В работе показана возможность реализации индивидуального подхода в специальном физкультурном образовании студентов вузов физической культуры на основе использования индивидуальных программ физической активности. Используемый в учебной работе со студентами индивидуально-ориентированный подход, основанный на учете уровня их физического состояния и характера заболеваний, показал достаточно высокую эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галкин Юрий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CONDITION AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF PHYSICAL CULTURE INSTITUTE'S STUDENTS

Possibility of realization of individual approach in special physical culture education of students of physical culture institutes on the basis of usage of individual program of physical activity is shown. The individually oriented approach used in academic activity with students based on taking into account their level of physical condition and the nature of disease have revealed rather high effectiveness.

Текст научной работы на тему «Физическое состояние как компонент профессиональной готовности студентов вузов физической культуры»

7. Лисицкая, Т.С. Аэробика. Теория и методика. Т. 1 / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М. : ФАР, 2002. - 230 с.

8. О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации : приказ Мин-ва здравоохранения РФ от 23.09.2003 г. № 455 // Здравоохранение. - 2002. - № 3. - С. 120-124.

9. Чернышов, В.Н. И учить, и лечить // Медицинский вестник. - 2007. - № 18. - С. 19.

10. Besoins for health // Rapport d’ut Comite OMS d’ experts. OMS. - Geneve : [s.n.] 1997. - 54 p.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Юрий Петрович Галкин, доктор педагогических наук, профессор Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ) г. Смоленск

Аннотация

В работе показана возможность реализации индивидуального подхода в специальном физкультурном образовании студентов вузов физической культуры на основе использования индивидуальных программ физической активности. Используемый в учебной работе со студентами индивидуально-ориентированный подход, основанный на учете уровня их физического состояния и характера заболеваний, показал достаточно высокую эффективность.

Ключевые слова: индивидуальный подход, физическое состояние, студент.

PHYSICAL CONDITION AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL

PREPAREDNESS OF PHYSICAL CULTURE INSTITUTE’S STUDENTS Jury Petrovich Galkin, the doctor of pedagogical sciences, the professor Smolensk state academy of physical training, sports and tourism

Smolensk

Abstract

Possibility of realization of individual approach in special physical culture education of students of physical culture institutes on the basis of usage of individual program of physical activity is shown. The individually oriented approach used in academic activity with students based on taking into account their level of physical condition and the nature of disease have revealed rather high effectiveness.

Keywords: an individual approach, a physical condition, a student.

Известно, что одним из главнейших требований спортивной тренировки или занятий лечебно-профилактической направленности как для здоровых людей, так и особенно для людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, является индивидуально-ориентированный подход в использовании средств, определении их объема и интенсивности. Принцип индивидуализации заключается в строгом соответствии физической нагрузки функциональным возможностям и состоянию здоровья занимающихся. Актуальность разработки проблемы контроля и программирования в физической культуре для людей разного возраста и особенно взрослого населения обусловливаются тем, что ее перспективы связаны с распространением не групповых, а индивидуальных форм занятий.

Полученные в результате обследования занимающихся данные позволяют не только максимально индивидуализировать объем и интенсивность выполняемой физической нагрузки, но и выделить приоритеты в оздоровительной тренировке и т. д.

Однако следует признать, что разработанные для запросов массовой физической культуры методы определения уровня физического состояния людей с учетом их

поло-возрастных, функциональных и других индивидуальных особенностей отличаются достаточно большим разнообразием как по степени операционной сложности, так и по информативности показателей. Все это приводит к многообразию полученного в ходе исследований фактического материала. Мы полагаем, что эти недостатки можно преодолеть, если взять для практического использования разработанные и описанные нами [1, 2] технологии составления индивидуальных программ занятий физическими упражнениями.

В настоящее время особое значение и актуальность приобрела проблема создания и восполнения квалифицированного и трудоспособного потенциала общества в рамках системы профессионального образования [7, 8, 9, 10].

Современный период развития нашей страны требует дальнейшего совершенствования высшего образования, в частности, в сфере физической культуры и спорта, где идет адаптация к новым условиям и социальным потребностям. Отсюда вытекают и более высокие требования, которые предъявляются к специалистам по физической культуре.

Нервно-эмоциональная и умственная напряженность учебной деятельности студентов, часто сопровождаемая нарушением рационального режима труда и отдыха, неполноценное питание, ухудшение экологической обстановки и другие факторы порой негативно отражаются на состоянии здоровья студентов, их физическом развитии и уровне подготовленности [3, 4, 5, 6].

В нашем исследовании была поставлена цель: разработать и экспериментально обосновать эффективность использования индивидуальных программ занятий физическими упражнениями в учебное и внеучебное время среди студентов физкультурного вуза с учетом уровня их физического состояния и здоровья, а также выявленных интересов и потребностей в сфере физической культуры и спорта.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы, изучение документальных материалов, педагогические наблюдения, методы исследования уровня физического состояния с применением ЭВМ (функциональные пробы, тестирование), опрос, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

При определении уровня физического состояния (УФС) у студентов измерялись: длина и масса тела, систолическое и диастолическое артериальное давление, ЧСС в покое и после дозированной нагрузки, показатели проявления гибкости, быстроты, динамической силы, скоростной и скоростно-силовой выносливости.

В соответствии с разработанной методикой на основании полученных тестовых данных выявлялось пять уровней физического состояния обследованных студентов в баллах: низкий - менее 40, ниже среднего - 41-75, средний - 76-135, выше среднего -136-225, высокий - более 225 баллов.

Обследованию подверглись 154 студента Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма специализаций «Теория и методика физической культуры» и «Физкультурно-оздоровительные технологии».

Результаты и их обсуждение. Нами было установлено, что большинство юношей (86,2%) 1-4 курсов данных специализаций имеют средний и выше среднего уровень физического состояния.

Низкий уровень был зарегистрирован у 3,7% юношей, ниже среднего УФС показал каждый десятый (10,1%) студент. Высокий УФС не обнаружен ни у одного из обследованных, что, безусловно, можно считать поводом для беспокойства.

Следует отметить, что почти половина (42,9%) юношей 1 курса обладают УФС выше среднего, а 57,2% из них показали средний УФС. У большинства юношей 2 и 3 курсов (62,5% и 63,9%) был выявлен средний уровень физического состояния, однако, только пятая часть студентов второго курса (21,9%) и четвертая (25,0%) - третьего обладают УФС выше среднего, а каждый десятый из них (12,5% и 8,3%, соответственно)

показал УФС ниже среднего.

Также следует отметить, что только 3,7% юношей выпускного курса обладают УФС выше среднего, а почти четверть (22,2%) из них имеют низкий и ниже среднего УФС.

При обследовании девушек было установлено, что только 40,0% из них обладают средним УФС, остальные же (60,0%) имеют низкий или ниже среднего УФС. Юноши же 4 курса, так же как и девушки, имеют самый низкий показатель УФС (91,7 и 58,8 балла, соответственно).

Нами выявлено, что юноши младших курсов имеют более высокие показатели гибкости, быстроты двигательной реакции, динамической силы, скоростно-силовой выносливости по сравнению со студентами 4 курса. У девушек выпускного курса показатели быстроты, скоростной и скоростно-силовой выносливости также заметно ниже по сравнению со студентками младших курсов.

Кроме этого, выявленные показатели проявления физического развития, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физической подготовленности у студентов разных курсов следует интерпретировать с позиции их соответствия ранее установленным специалистами нормативным (эталонным) значениям. Оказалось, например, показатели массы тела, близкие к нормативным, имеют только юноши 1 курса и девушки 1 и 2 курсов. У студентов старших курсов эти показатели заметно превышают эталонные значения.

Исследуя двигательные способности, мы установили, что уровень их развития у студентов во многих случаях (65,0%) ниже установленных нормативов. Например, не соответствуют эталонным значениям у юношей показатели быстроты двигательной реакции, динамической силы, скоростной выносливости. Такая же картина наблюдается и у девушек (за исключением проявления быстроты). Несколько выше по сравнению с нормативом показатель проявления скоростно-силовой выносливости. В целом же уровень физического состояния студентов обследованных специализаций позволяет успешно решать вопросы обеспечения достаточной профессиональной подготовки в процессе обучения в академии. Вместе с тем, нами выявлена нежелательная, отрицательная тенденция ухудшения показателей уровня физического состояния по мере обучения их в академии от курса к курсу, что указывает на необходимость как дальнейшей оптимизации учебного процесса, так и повышения заинтересованности в самосовершенствовании студентов в завершающей стадии обучения в высшем учебном заведении.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для выявления эффективности использования индивидуальных программ занятий физическими упражнениями в учебное и свободное время нами был осуществлен формирующий педагогический эксперимент, в ходе которого были сформированы три относительно однородные группы: одна экспериментальная и две контрольные, в состав которых вошли студенты второго и третьего курсов (всего 57 человек). Студентам экспериментальной группы с учетом предварительно выявленного уровня физического состояния и отклонений в состоянии здоровья, а также интересов и потребностей с помощью ЭВМ предлагались индивидуальные недельные программы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Для практически здоровых студентов в программу занятий включались упражнения общеподготовительного и специальноподготовительного характера. В содержание занятий студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, включались упражнения, направленные на профилактику и лечение конкретных заболеваний, а также средства общей физической подготовки.

Контроль эффективности организованных занятий осуществлялся не реже одного раза в два месяца по динамике показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы, двигательных функций, а также данных физического развития.

Педагогический эксперимент осуществлялся в течение 10 месяцев. За этот период разработано 114 индивидуальных программ, произведено 3731 измерение.

Такая технология использования физических упражнений в процессе учебных и самостоятельных занятий оказала позитивное воздействие на величину показателей сердечно-сосудистой системы и двигательных функций. Статистически достоверные положительные изменения у студентов экспериментальной группы произошли в величинах ЧСС как в покое (1=2,67; Р<0,05), так и после стандартной физической нагрузки (1=2,34; Р<0,05). Кроме этого, существенно повысились показатели двигательных способностей: скоростной (1=4,06; Р<0,001) и скоростно-силовой (1=2,28; Р<0,05) выносливости, динамической силы (1=2,22; Р<0,05), гибкости (1=2,22; Р<0,05). В целом же за период эксперимента УФС студентов этой группы существенно повысился (1=3,98; Р<0,001).

ВЫВОДЫ

1. Большая часть обследованных юношей (86,2%) имеют средний и выше среднего УФС. У девушек же средний УФС имеют только 40%, а остальные (60%) имеют низкий и ниже среднего УФС. Выявлена тенденция ухудшения показателей УФС по мере обучения студентов от курса к курсу, выражающаяся в снижении показателей гибкости, быстроты двигательной реакции, динамической силы, скоростносиловой выносливости, повышении массы тела.

2. Установлена положительная эффективность реализации в учебном процессе индивидуально-ориентированного подхода, основанного на учете УФС студентов, отклонений в состоянии здоровья, а также интересов и потребностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галкин, Ю.П. Технология составления индивидуальных программ занятий физическими упражнениями: Учебное пособие / Ю.П. Галкин.- Смоленск: СГИФК, 1995. - 34 с.

2. Галкин, Ю.П. Физическая культура и производительный труд : учебное пособие / Ю.П. Галкин. - Смоленск : Изд-во СГИИ, 2006. - 225 с.

3. Грец, Г.Н. Повышение учебно-познавательной деятельности студентов в системе профессионального высшего физкультурного образования : учеб. пособие/ Г.Н. Грец, А.Б. Самойлов, И.А. Грец ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 2005. - 164 с.

4. Гусельникова, Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации на занятиях по физическому воспитанию в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гусельникова Е.В. - Хабаровск, 2000. - 24 с.

5. Евсеев, Л.П. Физическая культура : учебное пособие / Л.П. Евсеев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003.- 382 с.

6. Жамойдин, Д.В. Проблемы сохранения и укрепления здоровья студенческой молодёжи / Д.В. Жамойдин // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе : материалы VIII Международной научной сессии по итогам НИР за 2004 г. ; сост. Р. Э. Зимницкая и др. - Минск : Изд-во Бел. Гос. ун-та физ. культуры, 2005. - С. 33-37.

7. Лейфа, А. В. Система физической активности и здоровьесберегающих средств как фактор достижения оптимального уровня профессиональной готовности студентов высших учебных заведений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Лейфа А.В. -М., 2005. - 48 с.

8. Павлова, И.В. Состояние здоровья участников образовательного процесса / И. В. Павлова / Формирование культуры здоровья в условиях современного образования : монография. - Омск : Изд-во СибГАФК, 2002. - С. 29-34.

9. Пастушков, Ю.М. Анализ состояния заболеваемости студентов БГПУ за 1995-1999 гг. / Ю.М. Пастушков // Развитие физической культуры и спорта на Дальнем

Востоке : материалы науч.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Добровольского. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточ. Гос. акад. физ. культуры, 2001. - С. 193-196.

10. Приходько, Н.К. Оптимизация двигательной активности студенток гуманитарных вузов процессе учебных занятий по физическому воспитанию : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Приходько Н.К. - Хабаровск, 2000. - 18 с.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Александр Александрович Горелов, доктор педагогических наук, профессор Станислав Александрович Горелов, соискатель Василий Викторович Сокорев, кандидат педагогических наук, доцент Белгородский государственный университет (БелГУ), Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П. Ф.

Лесгафта (СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта) г. Белгород

Аннотация

Начиная с конца XIX века, когда Петром Францевичем Лесгафтом было введено понятие «физическое образование», и по настоящее время, когда оно трансформировалось в «физкультурное образование», постепенно происходит так называемая фрагментация (распадение на отдельные части, фрагменты) его содержания. Современные условия развития государства диктуют необходимость унификации профессионального физкультурного образования с учетом изменившихся требований к уровню подготовленности специалиста в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физическое образование; физкультурное образование; фрагментация и дефрагментация содержания физкультурного образования; задействованные и свободные кластеры; унификация содержания физкультурного образования.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF CONTEMPORARY PHYSICAL TRAINING

EDUCATION

Alexander Alexandrovich Gorelov, the doctor of pedagogical sciences, the professor Stanislav Alexandrovich Gorelov, graduand Vasili Victorovich Sokorev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Belgorod state university (BelSU)

Saint-Petersburg state university of physical culture named after P.F. Lesgaft

Belgorod

Abstract

Beginning with the end of 19 c., when Pyotr Frantsevich Lesgaft introduced the term “physical education” and up to the present? when it was transformed into the term “physical training education”, the content of it is experiencing the so-called fragmentation (division into separate parts, fragments). Contemporary conditions of state development demand the unification in professional physical training education taking into account the altered requirements to the skill level of a specialist in physical culture and sport.

Keywords: physical education, physical training education, fragmentation and defragmentation of physical training education content, involved and free clusters, unification of physical training education content.

Начало XXI века заметно усилило процесс реорганизации содержания физкультурного образования - вышел новый федеральный закон «О физической культуре и спорте», идет работа над совершенствованием образовательных стандартов, изменяются структура и спектр специальностей, появляются альтернативные образовательные учреждения. Однако можно констатировать, что, как и ранее, больше внимания уделяется получению академических знаний и гораздо меньше - знаний профессиональных, не в полном объеме формируются практические умения и навыки работы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.