Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПИЩЕВОГО СТАТУСА'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПИЩЕВОГО СТАТУСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПИЩЕВОЙ СТАТУС / ЧАСТОТА ПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Съёмова Светлана Геннадьевна

В статье представлена особенность физического развития студентов с различным уровнем пищевого статуса. Была проведена оценка уровня физического здоровья студентов 1-3 курсов историко филологического факультета АФ ННГУ в течении 2018-2019 учебным годом с применением «Дневника здоровья студента» и анкеты «Анализ частоты питания». По результатам установлено, что у большинства студентов отсутствует рациональное здоровое питание и это приводит к снижению уровня физического здоровья, становится серьезным фактором риска развития разных заболеваний.The article presents a feature of the physical development of students with different levels of nutritional status. An assessment of the level of physical health of students was carried out during the 2018-2019 academic year using the Student Health Diary and the Eating Frequency Analysis questionnaire. According to the results, it was found that the majority of students do not have a rational healthy diet and this leads to a decrease in the level of physical health, becoming a serious risk factor for the development of various diseases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Съёмова Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПИЩЕВОГО СТАТУСА»

УДК 612.655

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПИЩЕВОГО СТАТУСА

С. Г. Съёмова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас, Россия

Аннотация. В статье представлена особенность физического развития студентов с различным уровнем пищевого статуса. Была проведена оценка уровня физического здоровья студентов 1-3 курсов историко-филологического факультета АФ ННГУ в течении 2018-2019 учебным годом с применением «Дневника здоровья студента» и анкеты «Анализ частоты питания». По результатам установлено, что у большинства студентов отсутствует рациональное здоровое питание и это приводит к снижению уровня физического здоровья, становится серьезным фактором риска развития разных заболеваний. Ключевые слова: студенты, физическое здоровье, пищевой статус, частота питания.

Один из ключевых факторов здорового образа жизни - правильное сбалансированное питание. Пища на протяжении всей истории существования человечества имела важнейшее значение. Это обуславливается, прежде всего, тем, что это одна из определяющих физиологических потребностей. Продукты питания удовлетворяют её, а также являются поставщиками энергии, витаминов, минералов, питательных веществ. Главное условия крепкого здоровья и привлекательного внешнего вида - правильное питание.

Подавляющая часть людей относится к этому вопросу без должного внимания и ответственности. Скоростной темп повседневной жизни, нехватка свободного времени, низкая осведомлённость в сфере культуры питания - эти и многие другие факторы привели к тому, что люди перестали быть избирательными при покупке продуктов питания. День ото дня повышается популярность фастфуда среди студентов, которые наполнены вредными ингредиентами и красителями. Такая пища создаёт почву для развития многочисленных заболеваний. Согласно статистике, за последние годы резко возросло количество случаев, когда у молодых людей диагностируют недуги сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и так далее. Дело в том, что в юном возрасте организм ещё находится на

стадии формирования некоторых физиологических систем, например, нейрогуморальных. Из-за этого он крайне чувствительно воспринимает любые нарушения в режиме питания. Расстройства пищевого поведения провоцируют у студентов заболевания органов желудочно-кишечного тракта, а также повышенную эмоциональную возбудимость, стресс, гипертонию и так далее. Нарушения питания в совокупности с недосыпом, ментальными и физическими нагрузками могут стать причиной нервного срыва. Чтобы это предотвратить, важно уделить особенное внимание организации рационального и полноценного питания. Это будет способствовать не только улучшению психоэмоционального

состояния, но и стабильному физическому развитию молодёжи. Качество питания и пищевой статус оказывают большое влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие растущего организма молодёжи [1].

Цель исследования - изучение особенностей физического здоровья студентов с различным уровнем пищевого статуса.

В постановлении Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» № 916 от 29.12.2001 г., отмечается, что одной из

основных задач проведения мониторинга является выявление причинно-

следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека, в т. ч. питания [2; 4].

Исследование проведено по результатам обследования 217 студентов 3-х курсов (1 курса - 73ч., 2 курса- 76 ч. 3 курса- 68 ч.) историко-филологического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского

государственного университета (ННГУ) в течении 2018-2019 учебного года с применением «Дневника здоровья студента» и анкеты «Анализ частоты питания».

Оценка уровня физического здоровья была рассчитана по методу Г. Л. Апанасенко. Были проведены измерения: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), окружность грудной клетки на вдохе и выдохе с расчетом экскурсии грудной клетки (ЭГК), частота сердечных сокращений (ЧСС), провели измерения пробы Штанге и Генчи и др. [2,3]. Студенческий пищевой статус оценивался с помощью ответов на вопросы анкеты. Они раскрывали различные аспекты питания: объём и количество порций, частота приёмов пищи и т.п.

Результаты исследования. Оценка состояния здоровья студента с применением «Дневника здоровья» позволило определить уровень и индивидуальные черты физического

Анализ калорийности питания с применением анкеты «Анализ частоты питания» не выявил на начальном этапе обучения снижения калорий суточного рациона ниже нормы. На втором и третьем этапе обучения уже выявлено постепенное снижение калорий суточного рациона (табл.2).

Так же используя вопросы анкеты «Анализ частоты питания» провели сравнительный анализ среди студентов курсов по частоте питания в день и пришли к следующему результату: наблюдается тенденция снижения по

развития и проследить изменение состояния здоровья под воздействием условий жизни, обучения, уровня физической активности и т.п. В результате удалось установить, что подавляющее большинство молодых людей (а именно -83,3%) имеет средний и высокий уровень соматического и физического здоровья. Примечательно, что самые низкие показатели получили студенты третьего курса (15,8% наблюдаемых обладают средним или низким уровнями здоровья). Наивысший результат показали обучающиеся 1 и 2 курсов обучения (67,5% из них обладают уровнями здоровья «выше среднего» или «высокий») (таб.1

Таблица 1

Итоговая оценка показателей дневника здоровья, %

количеству употребления пищи в день с каждым годом обучения в ВУЗе.

Таблица 2

Динамика калорийности суточного _рациона, %_

Калорийность питания 1 курс 2 курс 3 курс

Ниже нормы 35 59,4

Норма 65,3 52,8 40,6

Выше нормы 34,7 12,2

Самые низкие показатели у студентов 3 курсов - 24 %, самые высокие у студентов 1 курсов - 80 %, студенты 2 курсов - 53 %.

Курсы 1 курс 2 курс 3 курс

Уровень физического здоровья

низкий 15 85 35

средний 70 15 50

высокий 10 - 15

Темп биологического возраста

Замедленный 25 15 -

Биологический возраст 70 75 37

равен паспортному

Ускоренный 5 10 63

Индекс качества жизни

низкий 5 - 13

средний 69 75 68

высокий 28 25 19

Заключение. Исследование физического здоровья и пищевого статуса обучающихся показало, что наихудшие показатели наблюдаются у студентов третьего курса, нежели у младших курсов обучения. Студенты - уникальная категория, которая обладает статусом повышенного риска. Очевидно, что это обуславливается повышенными нагрузками (как

физического, так и умственного характера), хроническим недосыпом, недостаточностью финансовых средств, плотным графиком, нарушением режима и качества питания. Причём последний

Литература

1. Зулькарнаев, Т.Р. Методы изучения фактического питания и оценки пищевого статуса: Руководство к самостоятельной работе студентов / Т.Р. Зулькарнаев, А.И. Салимгараева, Е.А. Поварго, А.Т. Зулькарнаева, Е.Н. Мурысева, Л.Б. Овсянникова. Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2010. 96 с.

2. Михайлова, С.В. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы / С.В. Михайлова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, № 2. С. 58-63.

фактор играет в этом случае определяющую роль. Правильное сбалансированное питание - показатель высокого качества жизни. Если в данном вопросе наблюдаются пробелы, нарушения и недочёты, это в обязательном порядке негативно сказывается на здоровье человека, что также усугубляется повышенными нагрузками и другими факторами. В этом случае определяющей задачей преподавателей и других сотрудников учебных заведений становится грамотная организация режима дня студентов на каждом этапе обучения.

3. Михайлова, С.В., Дерюгина А.В., Сидорова Т.В., Съемова С.Г. Обусловленность физиологического статуса и физических качеств студентов спецификой двигательной активности / С.В. Михайлова, А.В. Дерюгина, Т.В. Сидорова, С.Г. Съемова // Теория и практика физической культуры. 2019. № 1. С. 40

4. Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи». М., 2001.

Для цитирования: Съёмова, С.Г. Физическое развитие студентов с различным уровнем пищевого статуса / С.Г. Съёмова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. - 2020. -Т. 1, № 1. - С. 43-46.

Сведения об авторе

Съёмова Светлана Геннадьевна - старший преподаватель кафедры физической культуры. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. Арзамас, Россия. Заслуженный мастер спорта по лёгкой атлетике. Elibrary AuthorlD: https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=970649. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2121-2622. E-mail: svetlana_sdg@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2020. vol. 1, no. 1. pp. 43-46.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF NUTRITIONAL STATUS

Semova S.G.

National research Nizhny Novgorod state University. N.I. Lobachevsky, Arzamas branch. Arzamas, Russia. https://orcid. org/0000-0002-2121-2622. svetlana_sdg@mail.ru

Abstract. The article presents a feature of the physical development of students with different levels of nutritional status. An assessment of the level of physical health of students was carried out during the 2018-2019 academic year using the Student Health Diary and the Eating Frequency Analysis questionnaire. According to the results, it was found that the majority of students do not have a rational healthy diet and this leads to a decrease in the level of physical health, becoming a serious risk factor for the development of various diseases. Keywords: students, physical health, nutritional status, foodfrequency.

References

1.Zulkarnaev T.R., Salimgaraeva A.I., Povar-go E.A., Zul'karnaeva A.T., Muryseva E.N., Ovsyannikova L.B. Metody izucheniya fak-ticheskogo pitaniya i ocenki pishchevogo sta-tusa [Methods for Studying Actual Nutrition and Assessing Nutritional Status]. Rukovod-stvo k samostoyatel'noj rabote studentov [A Guide to Students' Independent Work]. Ufa, 2010. 96 p. (In Russ.).

2.Mihajlova S.V. Fizicheskoe vospitanie studentov special'noj medicinskoj gruppy [Physical education of students of a special medical group] Fizicheskaya kultura. Sport. Turizm. Dvigatelnaya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2018. T. 3, no. 2. pp. 58-63. (In Russ.).

3.Mihajlova S.V., Deryugina A.V., Sidorova T.V., Semova S.G. Obuslovlennost fiziolog-

icheskogo statusa i fizicheskih kachestv studentov specifikoj dvigatelnoj aktivnosti [Conditionality of the physiological status and physical qualities of students by the specificity of physical activity]. Teoriya i praktika fizicheskoj kultury [Theory and practice of physical culture]. 2019. no. 1. pp. 40. (In Russ.).

4. Postanovlenie Pravitelstva RF no. 916 ot 29.12.2001 g. «Ob obscherossiyskoy sisteme monitoringa sostoyaniya fizicheskogo zdo-rovya naseleniya, fizicheskogo razvitiya de-tey, podrostkov i molodezhi» [Decree Of the government of the Russian Federation No. 916 of 29.12.2001 "On the all-Russian system for monitoring the state of physical health of the population, physical development of children, adolescents and youth"]. Moscow, 2001. (In Russ.).

Information about the author

Svetlana Gennadevna Semova - senior lecturer of the Department of physical culture. National research Lobachevsky state University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch. Arzamas, Russia. Honored master of sports in athletics. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2121-2622. Elibrary AuthorID: https://elibrary.ru/author_counter_click.asp?id=970649. E-mail: svetlana_sdg@mail.ru

Поступила в редакцию 27.10.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 28.10.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.