Научная статья на тему 'Физическое развитие студентов некоторых вузов Казани'

Физическое развитие студентов некоторых вузов Казани Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4964
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕК / HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Батясов В. Ю., Ахтямова Р. К., Батясов Ю. И.

According to anthropometric data the standards on seven indices of morphofunctional development of students were developed, for estimation of physical development of students in Tatarstan Republic. Comparison of indices of morphofunctional development in students shows the dependence of dynamics of these indices on physical training program. Indices of physical development of students can be included in social and hygienic monitoring as an objective criterion of health, sanitary and epidemilogic well-being of students of Tatarstan Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STANDARTS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

According to anthropometric data the standards on seven indices of morphofunctional development of students were developed, for estimation of physical development of students in Tatarstan Republic. Comparison of indices of morphofunctional development in students shows the dependence of dynamics of these indices on physical training program. Indices of physical development of students can be included in social and hygienic monitoring as an objective criterion of health, sanitary and epidemilogic well-being of students of Tatarstan Republic.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие студентов некоторых вузов Казани»

УДК 616—057.875—007.19—073

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ НЕКОТОРЫХ ВУЗОВ КАЗАНИ

В.Ю. Батясов, Р.К. Ахтямова, Ю.И. Батясов Городская студенческая поликлиника (главврач — М.А. Мухаметзянов), г. Казань

Для объективной оценки физического развития (ФР) человека применяются различные методы, среди которых метод стандартов получил наибольшее научное обоснование. Ежегодно около 200 тысяч студентов и учащихся средних учебных заведений республики проходят комплексную оценку состояния здоровья и ФР с целью дифференцированного подхода к проведению лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Несмотря на значительное количество исследований ФР детей дошкольного и школьного возраста в республике, до настоящего времени не были разработаны местные стандарты морфофункционального развития (МФР) студентов. Имеющиеся же оценочные таблицы МФР других климатогеографических и социально-экономических регионов страны не могут быть использованы повсеместно.

С учетом изложенного цель настоящей работы: разработка местных стандартов ФР студентов по результатам медицинских осмотров и их количественная оценка.

ФР студентов было изучено по результатам профилактических медицинских осмотров, проведенных студенческой поликлиникой в 1997—1999 гг. Использованы данные 10591 студента двух университетов г. Казани: технологического (ТУ) — 5741 (юношей — 2944, девушек — 2797) и педагогического (ПУ) — 4850 (юношей — 2244 и девушек — 2606). Возраст студентов варьировал от 17 до 25 лет, лиц татарской национальности в ТУ было 56,3%, в ПУ — 61,8%. В первом вузе число студентов-горожан составило 81,1%, во втором — 45,5%, проживающих в сельской местности — 19,9% и 54,5%. Занятия по физическому воспитанию в ТУ проводились на 1—4-м курсах (на 1—2-м — 4 часа, на 3—4-м — 2 часа в неделю), в ПУ — на 1—2-м (2 часа в неделю). Разработка местных стандартов ФР студентов по указанным вузам была неслучайной. Мы считаем, что собранный нами материал по МФР двух различных по профилю и характеру учебной деятельности вузов, с учетом возрастно-половых, национальных

различий и места проживания до поступления на учебу могут быть дефинитивной моделью стандартов ФР студентов для других вузов республики.

Антропометрические показатели изучали у практически здоровых студентов, отнесенных к основной и подготовительной медицинским группам, занимающимся по основной учебной программе физвоспитания. ФР студентов оценивали по 7 основным показателям стандартной антропометрии: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК), экскурсии грудной клетки (ЭГК), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), становая (СМС) и кистевая (правой) мышечная сила (КМС).

Для характеристики МФР студентов числовые значения отдельных антропометрических признаков (ДТ, МТ, ОГК и др.) были подвергнуты статистической обработке с целью получения средних показателей. По рассчитанным таким образом параметрам для каждого признака с помощью метода парной корреляции, коэффициентов регрессии, частных парциальных сигм были составлены стандарты ФР студентов (табл. 1, 2). Нормативные таблицы индивидуальной оценки ФР студентов оценивали по шкалам регрессии (табл. 3, 4). В этом методе ДТ рассматривается в качестве независимого признака, а МТ, ОГК и другие признаки — как зависимые от длины тела. Это обусловлено тем, что между основными показателями ФР существует определенная зависимость: высокорослые имеют большую массу тела и окружность груди, низкорослые — меньшую. Оценочные таблицы ФР студентов в настоящем исследовании представлены для 4 возрастно-половых групп в сокращенном виде с указанием минимальных и максимальных величин сигмальных отклонений роста.

С помощью разработанных нами стандартов и коэффициентов регрессии мы провели качественную оценку ФР студентов. Длину тела, установленную для конкретной группы по величине итоговой сигмы, делили на 5 градаций: низкий рост (включая все значения роста от M-2G и ниже), ниже среднего (от

Таблица 1

Статистическая характеристика основных показателей физического развития студентов в возрасте 17—25 лет за 1997—1999 гг.

Признаки Возраст п м т (М) с V Г т (Г) к / у/х с Г

ДТ, см 17-18 1692 175,2 0,16 6,6 3,76

19-20 1569 176,5 0,16 6,4 3,62

21-22 1327 176,3 0,17 6,2 3,50

23-35 600 176,2 0,29 7,2 4,08

МТ, кг 17-18 1692 65,0 0,16 6,9 10,61 0,88 0,005 0,92 3,30

19-20 1569 66,9 0,16 6,5 9,71 0,90 0,004 0,91 2,83

21-22 1327 68,6 0,17 6,2 9,03 0,96 0,002 0,96 1,75

23-25 600 69,8 0,26 6,5 9,31 0,98 0,001 0,88 1,30

ОГК, см 17-18 1692 87,4 0,14 6,0 6,88 0,96 0,002 0,87 1,70

19-20 1569 89,1 0,13 5,5 6,17 0,95 0,003 0,81 1,73

21-22 1327 90,5 0,14 5,4 5,9 0,99 0,001 0,86 0,76

23-25 600 91,3 0,25 6,3 6,9 0,99 0,001 0,86 0,89

ЭГК, см 17-18 1692 8,48 0,06 2,6 30,77 0,84 0,007 0,33 1,42

19-20 1569 9,08 0,06 2,6 28,63 0,86 0,006 0,34 1,35

21-22 1327 9,24 0,06 2,4 26,40 0,86 0,007 0,32 1,24

23-25 600 9,23 0,10 2,3 25,56 0,84 0,012 0,28 1,66

ЖЕЛ, см3 17-18 1692 3950 6,22 256 6,48 0,92 0,003 35,68 102,40

19-20 1569 4272 6,53 259 6,06 0,93 0,003 37,63 96,90

21-22 1327 4334 7,73 286 6,59 0,96 0,002 44,28 80,89

23-25 600 4224 14,32 337 7,97 0,96 0,003 46,21 95,31

СМС, кг 17-18 1692 121,02 0,55 22,89 18,91 0,81 0,008 2,8 13,54

19-20 1569 132,66 0,51 20,52 15,46 0,88 0,005 2,82 9,84

21-22 1327 135,80 0,53 19,8 14,58 0,92 0,004 2,93 7,92

23-25 600 135,00 0,82 20,1 14,88 0,92 0,006 2,56 8,04

КМС, кг 17-18 1692 44,15 0,17 7,1 16,05 0,92 0,004 0,98 2,83

19-20 1569 47,05 0,17 6,9 14,08 0,94 0,003 1,01 2,39

21-22 1327 48,40 0,17 6,4 13,4 0,97 0,002 1,01 1,58

23-25 600 47,74 0,28 7,0 14,7 0,97 0,002 0,94 1,71

Таблица 2

Статистическая характеристика основных показателей физического развития

студенток в возрасте 17 —25 лет за 1997- -1999 гг.

Признаки Возраст п м т (м) с V Г т (Г) к / у/х сГ

ДТ, см 17-18 1772 162,8 0,14 5,9 3,62

19-20 1681 164,0 0,14 5,9 3,59

21-22 1374 163,6 0,14 5,3 3,23

23-35 576 163,5 0,22 5,3 3,24

МТ, кг 17-18 1772 54,4 0,14 6,3 11,57 0,96 0,001 1,02 1,75

19-20 1681 55,7 0,29 6,1 10,94 0,93 0,003 0,96 2,28

21-22 1374 57,1 0,19 7,2 12,70 0,91 0,004 1,24 3,07

23-25 576 58,2 0,26 6,2 10,65 0,97 0,002 1,13 1,51

ОГК, см 17-18 1772 81,6 0,11 4,9 6,0 0,97 0,001 0,75 1,20

19-20 1681 83,1 0,12 5,2 6,25 0,94 0,003 0,82 1,80

21-22 1374 84,5 0,14 5,1 6,03 0,94 0,003 0,90 1,76

23-25 576 84,8 0,18 4,3 5,0 0,96 0,003 0,77 1,21

ЭГК, см 17-18 1772 7,1 0,06 2,5 36,14 0,92 0,003 0,39 1,01

19-20 1681 7,5 0,06 2,6 34,44 0,90 0,004 0,39 1,12

21-22 1374 7,8 0,07 2,7 34,35 0,96 0,002 0,48 0,73

23-25 576 7,8 0,10 2,6 32,78 0,97 0,002 0,47 0,62

ЖЕЛ, см3 17-18 1772 2934 5,41 228 7,77 0,94 0,003 36,32 78,98

19-20 1681 3164 5,21 214 6,76 0,94 0,003 34,09 74,13

21-22 1374 3179 5,90 220 6,92 0,97 0,002 40,26 53,88

23-25 576 3213 8,06 193 6,0 0,98 0,002 35,68 38,60

СМС, кг 17-18 1772 75,1 0,33 14,0 18,65 0,95 0,002 2,25 4,43

19-20 1681 84,7 0,30 12,52 14,77 0,87 0,006 1,84 6,26

21-22 1374 89,14 0,39 14,56 16,33 0,88 0,006 2,41 6,98

23-25 576 88,2 0,56 13,48 15,28 0,90 0,008 2,28 5,87

КМС, кг 17-18 1772 28,6 0,17 7,3 25,56 0,95 0,002 1,17 2,31

19-20 1681 30,1 0,15 6,4 21,28 0,90 0,004 0,97 2,79

21-22 1374 30,8 0,18 6,8 22,24 0,91 0,004 1,17 2,90

23-25 576 30,1 0,26 6,4 21,22 0,92 0,006 1,10 2,55

Таблица 3

Оценочная таблица физического развития студентов в возрасте 17—25 лет за 1997—1999 гг.

Г раницы сигмальных отклонений Возраст, лет ДТ, см МТ, кг ОГК, см ЭГК, см ЖЕЛ, см3 СМС, кг КМС, кг

Низкие 17—18 161 49,7—55,5 73,0—76,4 2,8—5,6 2,4—2,6 75,7—84,1 27,2—32,8

19—20 163 51,7—57,6 76,6—79,6 3,7—6,4 3,6—3,8 84,8—104,4 31,6—36,4

21—22 162 53,2—56,7 77,5—80,7 3,7—6,2 4,8—3,7 86,0—101,8 32,6—35,7

23—25 161 55,1—57,4 77,3—79,1 3,0—6,3 3,4—3,6 88,0—104,1 31,7—35,2

Ниже сред- 17—18 162— 50,6—56,4 73,9—77,3 3,1—5,9 2,5—2,7 78,5—86,9 28,2—33,8

них 168 56,0—61,8 79,3—82,7 4,9—7,7 3,1—3,3 95,3—103,7 34,2—39,8

19—20 164— 52,6—58,5 77,4—80,4 4,0—6,7 3,7—3,8 87,6—107,3 32,6—37,4

169 57,1—63,0 81,4—84,8 5,5—8,2 3,8—4,0 101,7—121,4 37,6—42,4

21—22 163— 54,1—57,6 78,3—81,5 4,0—6,5 4,8—3,8 88,9—104,7 33,5—36,7

170 60,8—64,3 84,4—87,6 6,1—8,6 4,4—4,1 109,4—125,2 40,5—43,7

23—25 162— 56,0—58,3 78,2—79,9 3,3—6,6 3,4—3,6 90,6—106,7 32,6—36,1

168 61,2—63,7 83,3—85,1 5,1—8,4 3,7—3,9 105,9—122,0 38,3—41,8

Средние ве- 17—18 169— 56,9—62,7 80,2—83,6 5,2—8,0 3,2—3,4 98,1 — 106,5 35,2—40,8

личины 182 67,8—74,4 91,9—95,3 9,1—11,9 4,5—4,7 137,3—143,9 48,2—53,8

19—20 170— 58,0—63,9 82,2—85,6 5,8—8,5 3,9—4,1 104,5—124,2 38,6—43,4

183 69,9—75,6 92,6—96,0 9,7—12,4 4,4—4,6 141,1 — 160,8 51,6—56,4

21—22 171— 61,8—65,3 85,2—88,4 6,4—8,9 4,4—4,1 112,4—128,1 41,5—44,7

182 72,4—75,9 94,7—96,1 9,7—11,9 4,5—4,6 144,6—160,4 52,5—55,7

23—25 169— 62,1—64,6 84,2—86,0 5,4—8,7 3,7—3,9 108,5—124,6 39,2—42,7

183 74,8—77,5 96,2—98,0 9,6—12,9 4,4—4,6 144,3—160,4 52,4—55,8

Выше сред- 17—18 183— 68,7—75,3 92,8—96,2 9,4—12,2 4,6—4,8 140,1 — 145,7 49,2—54,8

них 188 73,2—79,8 97,3—100,7 10,9—13,7 5,1—5,3 154,1 — 159,7 54,2—59,8

19—20 184— 70,8—76,5 93,4—96,8 10,0—12,7 4,4—4,6 143,9—163,7 52,6—57,4

189 75,3—81,0 97,4—100,8 11,5—14,2 4,6—4,8 158,0—177,7 57,6—62,4

21—22 183— 73,4—76,8 95,5—96,9 10,0—12,2 4,5—4,7 147,5—163,3 53,5—56,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

189 79,1—82,6 100,6—102,1 11,8—14,0 4,8—4,9 165,1 — 180,9 59,5—62,7

23—25 184— 75,8—78,4 97,0—98,9 9,9—13,2 4,4—4,6 146,9—163,0 53,3—56,8

190 81,4—84,0 102,2—104,0 11,7—15,0 4,7—4,9 162,2—178,3 58,9—62,4

Высокие 17—18 189 74,1—80,7 98,2—101,6 11,2—14,1 5,2—5,4 156,9—162,5 55,2—60,8

19—20 190 76,2—81,9 98,2—101,6 11,8—14,5 4,6—4,8 160,8—180,6 58,6—63,4

21—22 190 80,1—83,5 101,5—102,9 12,1—14,3 4,8—5,0 168,0—183,8 60,5—63,7

23—25 191 82,3—85,0 103,1—104,9 12,0—15,3 4,8—5,0 164,8—181,0 60,0—63,4

М-2С до М-1С), средний рост (в пределах М 1С), выше среднего (от М^1С до М + 2С) и высокий (М + 2С и выше).

Анализ исследования показал, что средний, выше среднего и высокий уровень ФР был выше у студентов ТУ: у юношей — 71,8 0,8, 12,9 0,6, 3,0 0,3, у девушек — 66,2 0,9, 11,6 0,6, 2,7 0,3% против 69,9 0,9, 12,1 0,4, 1,7 0,2% (р. и р2>0,05, р3<0,001) и 62,3 0,9, 11,4 0,4, 1,50,2% (р1<0,05; р2>0,05; р3<0,001). Число лиц с показателями развития ниже среднего и низким в тех же группах студентов преобладало в гуманитарном

вузе: 13,8 0,5, 2,5 0,3% и 19,7 0,7, 5,1 0,4% против 10,4 0,5, 1,9 0,2% (р,<0,01; р2>0,05) и 15,3 0,6, 4,2 0,3% (р3<0,001; р4>0,05).

Сравнивая МФР студентов по полу, мы обнаружили, что среднее, выше среднего и высокое ФР у юношей выше, чем у девушек: в ТУ — на 5,6 1,2 (р,<0,001), 1,3 0,84 и 0,3 0,4% (р2 и р3>0,05), в ПУ — на 7,6 1,2 (р,<0,0()1), 0,7 0,5 и 0,2 0,2% (р2 и р3>0,05). В то же

время показатель среднего ФР был выше среди девушек. На характерное преоб-

ладание ФР у юношей по сравнению с таковым у своих сверстниц в ПУ указывал в своих наблюдениях А.И. Бурханов и соавт. [ 1 ].

В процессе учебы прирост средних и выше средних показателей ФР у студентов ТУ продолжался до 5-го курса. У юношей он составил 8,1 0,8, у девушек — 4,6 1,02% (р1 и р2<0,001). В ПУ прибавка тех же показателей наблюдалась до 3-го курса и была равна в первом случае 4,9 1,08, во втором — 7,1 1,18% (р1 и р2<0,001). На 5-м курсе эти показатели снизились на 2,6 0,9 (р1<0,01) и 3,3 1,1% (р2<0,001). Указанные изменения следует объяснить недостаточной физической и снижением двигательной активности студентов в связи с прекращением занятий по физвоспитанию после II курса и началом практических занятий в школах.

Результаты сравнения МФР наших подростков-студентов 17 лет со школьниками того же возраста г. Казани в 1964 г. [ 1 ] выявили существенные изменения показателей в сторону увеличения у

Таблица 4

Оценочная таблица физического развития студенток в возрасте 17—25 лет за 1997—1999 гг.

Г раницы сигмальных Возраст, ДТ, см МТ, кг ОГК, см ЭГК, см ЖЕЛ, см3 СМС, кг КМС, кг

отклонений

Низкие 17—18 150 39,8—43,4 70,8—73,1 1,0—3,0 2,3—2,5 42,5—51,4 10,9—15,5

19—20 151 41,9—46,4 71,4—75,0 1,4—3,8 2,6—2,8 56,9—69,4 15,7—21,3

21—22 152 40,1—46,3 73,1—74,2 1,2—2,5 2,6—2,7 54,3—68,3 14,0—19,8

23—25 152 45,1—50,2 75,4—77,2 2,2—3,5 2,7—2,9 58,2—69,9 16,0—21,1

Ниже сред- 17—18 151— 40,8—44,4 71,6—73,9 1,4—3,4 2,4—2,5 44,7—53,6 12,1 — 16,7

них 156 45,8—49,4 75,3—77,6 3,4—5,4 2,6—2,7 55,7—64,6 18,1—22,7

19—20 152— 42,9—47,4 72,3—75,9 1,8—4,2 2,7—2,8 58,7—71,2 16,7—22,3

157 47,7—52,2 76,4—80,0 3,8—6,2 2,8—3,0 67,7—80,2 21,5—27,1

21—22 153— 41,3—47,5 74,0—75,3 1,7—3,0 2,6—2,8 56,7—70,7 15,2—21,0

157 46,1—52,3 77,6—79,5 3,7—5,0 2,8—2,9 66,3—80,3 20,0—25,8

23—25 153— 46,2—51,3 76,2—78,0 2,7—4,0 2,8—2,9 60,5—72,2 17,1—22,2

157 50,6—53,7 79,4—81,2 4,6—5,8 2,9—3,1 69,7—81,4 21,5—26,6

Средние ве- 17—18 158— 47,8—51,4 76,8—79,1 4,2—6,2 2,6—2,8 60,1—69,0 20,5—25,1

личины 169 58,8—62,4 85,1—87,4 8,6—10,6 3,0—3,2 84,3—93,2 33,7—38,3

19—20 158— 48,6—53,1 77,2—80,8 4,2—6,6 2,9—3,0 69,5—82,5 22,5—28,1

170 60,2—64,7 87,0—90,6 9,2—11,4 3,2—3,4 91,1 — 103,6 34,1—35,1

21—22 158— 47,3—58,5 78,5—80,4 4,2—5,5 2,8—3,0 68,7—82,7 21,2—27,0

174 66,5—72,7 92,9—94,8 12,1 — 13,4 3,5—3,6 107,1 — 121,1 40,4—46,2

23—25 158— 51,7—54,8 80,2—82,0 5,0—6,3 3,0—3,1 72,0—83,7 22,6—27,7

169 63,8—66,9 90,0—90,8 10,2—10,5 3,4—3,4 97,3—109,0 34,7—39,8

Выше сред- 17—18 170— 59,8—63,4 85,8—88,1 9,0—11,0 3,1—3,2 86,5—95,4 34,9—39,5

них 175 64,8—68,4 89,6—91,9 11,0—13,0 3,2—3,4 97,5—106,4 40,9—45,5

19—20 171— 61,1—65,6 87,0—91,4 9,6—11,8 3,2—3,5 92,9—105,4 35,1—36,1

176 65,9—70,4 91,9—95,5 11,6—13,8 3,4—3,6 101,9—114,4 39,9—40,9

21—22 170— 61,7—67,9 89,3—91,2 10,2—11,4 3,3—3,4 97,5—111,5 35,6—41,4

174 66,5—72,7 92,9—94,8 12,1—13,4 3,6—3,5 107,1 — 121,1 40,4—46,2

23—25 170— 64,4—68,0 90,8—91,6 10,7—10,9 3,4—3,5 99,6—111,3 35,8—40,9

174 69,3—72,4 94,0—94,8 12,6—12,8 3,5—3,6 108,8—120,5 40,2—45,3

Высокие 17—18 176 65,8—69,4 90,3—92,6 11,4—13,4 3,3—3,4 99,7—108,6 42,1—46,7

19—20 177 66,9—71,4 92,8—96,4 12,0—14,2 3,4—3,7 103,7—116,2 40,9—41,9

21—22 175 67,7—73,9 93,8—95,7 12,6—13,8 3,5—3,6 109,5—123,5 41,6—47,4

23—25 175 70,4—73,5 94,8—95,6 13,0—13,3 3,6—3,6 111,1—122,8 41,3—46,4

юношей ДТ на 4,9 см, МТ — на 4,5 кг, нитарно-эпидемиологического благопо-

ОГК — на 3,0 см, у девушек ДТ на 1,8 см, лучия студенческой молодежи РТ.

ОГК — 2,2 см, и уменьшения МТ на 1,9 кг, что связано, видимо, с акселерацией соматического развития подростков [2].

Таким образом, по данным антропометрического среза 1997—1999 гг. были разработаны стандарты по 7 показателям МФР в виде таблиц для оценки ФР студентов в республике. Наши исследования показали, что ФР студентов исследованных вузов находится на среднем и выше среднего уровнях, причем в ТУ выше, чем в ПУ. Сравнение показателей МФР у студентов ПУ и ТУ свидетельствует о зависимости динамики этих показателей от программы занятий физвоспитанием, которые у студентов техвуза были в 2,5 раза выше, чем в гуманитарном. Показатели ФР студентов могут быть включены в социально-гигиенический мониторинг в качестве объективного критерия здоровья и са-

ЛИТЕРАТУРА

1. Чувашаев Р.С. Стандарты физического развития школьников г. Казани — Казань, 1965.

2. Яруллин А.Х., Бардина Г.А. и др. Стандарты физического развития детей в возрасте 0—7 лет и учащихся 8—17 лет г. Казани. — Казань, 1993.

Поступила 09.09.02.

STANDARTS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

V.Yu. Batyasov, R.K. Akhtyamova, Yu. I. Batyasov S u m m a г у

According to anthropometric data the standards on seven indices of morphofunctional development of students were developed, for estimation of physical development of students in Tatarstan Republic. Comparison of indices of morphofunctional development in students shows the dependence of dynamics of these indices on physical training program. Indices of physical development of students can be included in social and hygienic monitoring as an objective criterion of health, sanitary and epidemilogic well-being of students of Tatarstan Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.