Научная статья на тему 'Физическое развитие сельских школьников, воспитывающихся в семье и в школе-интернате'

Физическое развитие сельских школьников, воспитывающихся в семье и в школе-интернате Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / АНТРОПОМЕТРИЯ / РОСТ / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОЦЕНКА ПО Z-SCORE / ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белкина Елена Игоревна, Кузнецова Татьяна Анатольевна

Проведена оценка физического развития 319 сельских школьников, воспитывающихся в семьях и в интернате. Проанализированы антропометрические данные мальчиков и девочек в возрасте 6-17 лет. Установлены нормальные показатели роста у 91,3-94,3% сельских школьников; высокорослые дети чаще выявлялись в семьях, а низкорослые среди проживающих в интернате (до 8,9%). Нормальные значения индекса массы тела были определены у 69,7-88% школьников; избыточная масса тела у 10-26,9%, а дефицит массы тела у 1,9-3,4% детей. У детей, проживающих в семьях, высокие значения индекса массы тела выявлялись на порядок чаще, чем низкие (21,9-26,9 и 1,9-3,4%). У воспитанников интерната индекс массы тела был одинаков во всех возрастных периодах. Нормальные соотношения окружности талии к окружности бедер были определены у 66,7-90% школьников. При этом преимущественное отложение жира на бедрах было выявлено только у мальчиков (25,7-33,3%); отложения жира в области живота выявлены у 2,9% мальчиков, проживающих в семьях, и 10-17,6% девочек, проживающих в семьях и интернате. Авторы полагают, что независимо от условий проживания (семья или интернат) у сельских школьников формируются изменения распределения жира, возможно, обусловленные особенностями пубертатного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белкина Елена Игоревна, Кузнецова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF RURAL SCHOOLCHILDREN WHO ARE BROUGHT UP IN THE FAMILY AND IN THE BOARDING SCHOOL

There was made an assessment of the physical development of 319 rural schoolchildren who are brought up in families and in boarding schools. Anthropometric data of boys and girls aged 6-17 of years were analyzed. Normal growth rates for 91.3-94.3% of rural schoolchildren were established; Tall children were more often identified in families, and undersized one were revealed among those living in boarding schools (up to 8.9%). Normal values of body mass index were determined in 69.7-88% of schoolchildren; Overweight in 10-26,9%, and body mass deficit in 1,9-3,4% of children. In children living in families, high values of body mass index were detected by the order more often than low values (21.9-26.9% and 1.9-3.4%). In boarding students, the body mass index was the same in all age periods. Normal ratios of waist circumference to hip circumference were determined in 66.7-90% of schoolchildren. In this case, the predominant deposition of fat on the hips was found only in boys (25.7-33.3%); Abdominal fat deposits were found in 2.9% of boys living in families and in 10-17.6% of girls living in families and boarding schools. The authors believe that irrespective of the living conditions (family or boarding school), rural schoolchildren develop changes in the distribution of fat, possibly due to the peculiarities of the pubertal period.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие сельских школьников, воспитывающихся в семье и в школе-интернате»

217.

social pediatrics

12. Кулаков В.И., Голубев В.А. Роль новых медицинских технологий в акушерстве, гинекологии и перинатологии. Акушерство и гинекология. 1999; 2: 3—6.

13. Шабалов Н.П., Цвелев Ю.В. Основы перинатологии. М.; 2004.

14. Громова З.З. Анализ факторов риска врожденных пороков развития. Вестник КРСУ. 2009; 9(10): 139—42.

15. Горбунова В.Н., Баранов В.С. Введение в молекулярную диагностику и генотерапию наследственных заболеваний. СПб.; 1997.

16. Gagnon A., Wilson R.D., Audibert F., Allen V.M., Blight С., Brock J.A. et al. Obstetrical complications associated with abnormal maternal serum markers analytes. J. Obstet Gynaecol. Can. 2008; 30(10): 918—49.

REFERENCES

1. Romanenko O.P., Verlinskaya D.K., Kadurina T.I., Kharchenko T.V. Congenital malformations. [Vrozhdennye poroki razvitiya]. St. Petersburg; 2010. (in Russian)

2. Kline-Fath B.M., Calvo-Garcia M.A. Prenatal imaging of congenital malformations of the brain. Semin Ultrasound CTMR. 2011; 32(3): 167—88.

3. Bansagi B., Griffin H., Whittaker R.G., Antoniadi T., Evangelista T., Miller J. et al. Genetic heterogeneity of motor neuropathies. Neurology. 2017; 88(13): 1226—34.

4. Takyi A., Santolaya-Forgas J. Prenatal screening for chromosomal abnormalities in IVF patients that opted for preimplantation genetic screening/diagnosis (PGS/D): a need for revised algorithms in the era of personalized medicine. J. Assist .Reprod Genet. 2017; 34(6): 723—4.

5. Malinger G., Paladini D., Pilu G., Timor I.E. Fetal cerebral magnetic resonance, neurosonography, the multiverse and the brave new world of fetal medicine. Ultrasound Obstet Gynecol. 2017. doi: 10.1002/ uog.17538.

6. Dahdouh E.M., Balayla J., Audibert F., Wilson R.D., Audibert F., Brock J.A. et al. Technical Update: Preimplantation Genetic Diagnosis and Screening. J. Obstet Gynaecol. Can. 2015; 37(5): 451—63.

7. Aylamazyan E.K., Baranov V.S. Prenatal diagnostics of hereditary and congenital illnesses. [Prenatal'naya diagnostika nasledstvennykh i vrozhdennykh bolezney]. Moscow; 2007. (in Russian)

8. Baranov V.S., Kuznetsova T.V. Cytogenetics of human embryonic development: research and practical aspects. [Tsitogenetika ehmbrional'nogo razvitiya cheloveka: Nauchno-prakticheskie aspekty]. St. Petersburg; 2006. (in Russian)

9. Chernenkov Yu.V., Nechaev V.N. Diagnostics, prophylaxis and correction of congenital malformation development. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 2009; 5(3): 379—83. (in Russian)

10. Lasyuk G.I. Teratology man. A guide for physicians. [Teratologiya cheloveka]. Moscow; 1991. (in Russian)

11. Kozlova S.I., Demikova N.S. Hereditary syndromes andmedical-ge-netic counseling. [Nasledstvennye sindromy i mediko-geneticheskoe konsul'tirovanie]. Moscow; 2007. (in Russian)

12. Kulakov V.I., Golubev V.A. The role of new medical technologies in obstetrics, gynecology and perinatology. Akusherstvo i ginekologiya. 1999; 2: 3—6. (in Russian)

13. Shabalov N.P., Tsvelev Yu.V. The basis of perinatology. [Osnovy perinatologii]. Moscow; 2004. (in Russian)

14. Gromova Z.Z. Analysis of risk factors for congenital malformations. VestnikKRSU. 2009; 9(10): 139—42. (in Russian)

15. Gorbunova V.N., Baranov V.S. Introduction to molecular diagnosis and gene therapy of hereditary diseases. St. Petersburg; 1997. (in Russian)

16. Gagnon A., Wilson R.D., Audibert F., Allen V.M., Blight C., Brock J.A. et al. Obstetrical complications associated with abnormal maternal serum markers analytes. J. Obstet Gynaecol. Can. 2008; 30(10): 918—49.

Поступила 06.06.2017 Принята в печать 21.06.2017

Сведения об авторах:

Романенко Ольга Пантелеймоновна, д-р мед. наук, проф.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава

России, e-mail: op-romanenko@yandex.ru

© БЕЛКИНА Е.И., КУЗНЕЦОВА Т.А., 2017 УДК 613.955:572.21(1-22)

Белкина Е.И., Кузнецова Т.А.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ И В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» Медицинский институт, 302026, г. Орел, Россия, ул. Октябрьская, д. 25

Проведена оценка физического развития 319 сельских школьников, воспитывающихся в семьях и в интернате. Проанализированы антропометрические данные мальчиков и девочек в возрасте 6—17 лет. Установлены нормальные показатели роста у 91,3—94,3% сельских школьников; высокорослые дети чаще выявлялись в семьях, а низкорослые среди проживающих в интернате (до 8,9%). Нормальные значения индекса массы тела были определены у 69,7—88% школьников; избыточная масса тела — у 10—26,9%, а дефицит массы тела — у 1,9—3,4% детей. У детей, проживающих в семьях, высокие значения индекса массы тела выявлялись на порядок чаще, чем низкие (21,9—26,9 и 1,9—3,4%). У воспитанников интерната индекс массы тела был одинаков во всех возрастных периодах. Нормальные соотношения окружности талии к окружности бедер были определены у 66,7—90% школьников. При этом преимущественное отложение жира на бедрах было выявлено только у мальчиков (25,7—33,3%); отложения жира в области живота выявлены у 2,9% мальчиков, проживающих в семьях, и 10—17,6% девочек, проживающих в семьях и интернате. Авторы полагают, что независимо от условий проживания (семья или интернат) у сельских школьников формируются изменения распределения жира, возможно, обусловленные особенностями пубертатного периода.

Ключевые слова: сельские школьники; антропометрия; рост; индекс массы тела; физическое развитие; оценка по Z-score; центр здоровья.

Для цитирования: Белкина Е.И., Кузнецова Т.А. Физическое развитие сельских школьников, воспитывающихся в семье и в школе-интернате. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4) -217-222. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9561-2017-20(4) -217-222

Для корреспонденции: Белкина Елена Игоревна, аспирант каф. внутренних болезней ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» Медицинский институт, e-mail: eeremeeva@icloud.com

218

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-217-222

социальная педиатрия

Belkina E.I., Kuznetsova T.A.

THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF RURAL SCHOOLCHILDREN WHO ARE BROUGHT UP IN THE FAMILY AND IN THE BOARDING SCHOOL

I.S. Turgenev Oryol State University, Medical Institute, 25, Oktyabrskaya, Oryol, 302026, Russian Federation

There was made an assessment of the physical development of 319 rural schoolchildren who are brought up in families and in boarding schools. Anthropometric data of boys and girls aged 6—17 of years were analyzed. Normal growth rates for 91.3—94.3% of rural schoolchildren were established; Tall children were more often identified in families, and undersized one were revealed among those living in boarding schools (up to 8.9%). Normal values of body mass index were determined in 69.7—88% of schoolchildren; Overweight — in 10—26,9%, and body mass deficit — in 1,9—3,4% of children. In children living in families, high values of body mass index were detected by the order more often than low values (21.9—26.9% and 1.9—3.4%). In boarding students, the body mass index was the same in all age periods. Normal ratios of waist circumference to hip circumference were determined in 66.7—90% of schoolchildren. In this case, the predominant deposition offat on the hips was found only in boys (25.7—33.3%); Abdominal fat deposits were found in 2.9% of boys living in families and in 10—17.6% of girls living in families and boarding schools. The authors believe that irrespective of the living conditions (family or boarding school), rural schoolchildren develop changes in the distribution of fat, possibly due to the peculiarities of the pubertal period.

Keywords: rural schoolchildren; anthropometry; growth; body mass index; physical development; Evaluation by Z-score; Health Center.

For citation: Belkina E.I., Kuznetsova T.A. The physical development of rural schoolchildren who are brought up in the family and in the boarding school. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20(4): 217-222. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-217-222

For correspondence: Elena I. Belkina, graduate student of the Department of Internal Medicine of the I.S. Turgenev Oryol State University, Medical Institute, 25, Oktyabrskaya, Oryol, 302026, Russian Federation. E-mail: eeremeeva@icloud.com

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 06.06.2017 Accepted 21.06.2017

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации (РФ) является сохранение и повышение уровня здоровья детей и создание условий сохранения здоровья и обеспечение профилактики заболеваний школьников [1—3]. При этом недостаточная эффективность и доступность медицинской помощи сельским школьникам обусловливают необходимость изучения причин сохраняющихся негативных тенденций в формировании здоровья детей, в том числе проживающих в сельской местности, численность которых составляет 30,3% (4,1 млн чел.) от общего числа учащихся школ. Значительная численность учащихся сельских школ и удаленность специализированной и даже первичной медико-санитарной помощи от детского населения сельских регионов определяют необходимость разработки системы мониторинга, позволяющей проводить оценку состояния здоровья сельских школьников на доврачебном уровне [4—6]. Помочь в решении этой проблемы могут Центры здоровья для детей, функционирующие в стране с 2009 г., в работе которых предусмотрено проведение выездных акций для осуществления медицинских осмотров детей и подростков, в том числе в сельской местности [7—9]. Одной из задач таких осмотров является оценка физического развития школьников как важнейшего показателя их здоровья.

Основными показателями физического развития являются рост и масса тела. Рост является устойчивым, генетически детерминированным показателем, который наименее подвержен изменениям под влиянием факторов окружающей среды, в отличие от массы тела, которая является изменчивым показателем. При этом как избыточная масса тела, так и ее дефицит могут негативно влиять на состояние здоровья растущего организма [10—12].

В связи с этим нами проведена оценка физического развития сельских школьников Орловской области, воспитывающихся в семье и в школе-интернате.

Материалы и методы

Обследованы 319 сельских школьников в возрасте 6—17 лет (мальчики — 150, девочки — 169), проживающих в семьях (n = 224) и в интернате (n = 95). Распределение детей по возрасту осуществлялось в соответствии с классификацией, принятой Международным симпозиумом по возрастной периодизации (Москва, 1965 г.). Дети в возрасте первого детства были объединены с обследованными в возрасте второго детства, а обследованные юношеского возраста были объединены с обследованными подросткового возраста в связи с небольшой выборкой [5]. Детей в возрасте первого и второго детства было 115 (36,1%) (мальчиков — 54 (36,0%), девочек — 61 (36,1%)). Детей в подростковом и юношеском возрасте было 204 (63,9%) (мальчиков — 96 (64%), девочек — 108 (63,9%)).

Все дети были комплексно обследованы, определены основные антропометрические данные: длины и массы тела, окружностей талии и бедер. Рост измерялся с помощью ростомера по стандартной методике. Оценка полученных данных проводилась по шкале Z-score с использованием программы WHO AnthroPlus. В этой программе данный показатель был обозначен как «рост-к-возрасту» («height-to-age»). За норму принимались значения в пределах «-2SD + 2SD», значения более «+2SD» расценивались как вы-сокорослость, менее «-2SD» — как низкорослость.

Измерение массы тела проводилось с помощью электронных весов. Данный показатель оценивался в составе индекса массы тела (ИМТ), который рас-

219.

social pediatrics

Таблица 1

Показатель роста у детей, проживающих в семьях

Мальчики Девочки

Возраст n менее «-2SD» «-2SD + 2SD» более «+2SD» n менее «-2SD» «-2SD + 2SD» более «+2SD»

Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./%

Период первого и второго детства 31 — 30/96,8% 1/3,2% 41 — 40/97,6% 1/2,4%

Период подросткового и юношеского возраста 74 — 69/93,2% 5/6,8% 78 — 72/92,3% 6/7,7%

В с е г о 105 — 99/94,3% 6/5,7% 119 — 112/94,1% 7/5,9%

Таблица 2

Показатель роста у детей, проживающих в интернате

Возраст Мальчики Девочки

n менее «-2SD» «-2SD + 2SD» более «+2SD» n менее «-2SD» «-2SD + 2SD» более «+2SD»

Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./%

Период первого и второго детства 23 1/4,3% 22/95,7% — 20 2/10% 17/85% 1/5%

Период подросткового и юношеского возраста 22 3/13,6% 19/86,4% — 30 1/3,3% 29/96,7% —

В с е г о 45 4/8,9% 41/91,1% — 50 3/6% 46/92% 1/2%

считывался как отношение массы тела в килограммах к росту в метрах, возведенному в квадрат (кг/м2) [13]. Данный показатель обозначен в программе WHO Anthroplus как «ИМТ-к-возрасту» («BMI-to-age»). За норму принимались значения в пределах «-2SD + 1SD», значения более «+1SD» расценивались как избыточная масса тела, менее «-2SD» — как дефицит массы тела [5, 6]. После измерений окружности талии и бедер рассчитывался индекс отношения окружности талии к окружности бедер (ОТ/ОБ). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерных программ R-среды и Microsoft Excel. Достоверность различий сравниваемых величин определялась методом вычисления %-квадрат (при необходимости вводилась поправка Иетса). Статистически значимыми различия считались при p < 0,05.

Результаты

Проведенные исследования показали, что рост обследованных сельских школьников зависит в определенной мере от условий проживания (семья или интернат) (табл. 1, 2).

У большинства детей, проживающих в семьях, выявлены нормальные значения показателя роста (94,1—94,3%). Показатели, свидетельствующие о высокорослости, были выявлены у 5,7—5,9% детей.

У большинства детей, проживающих в интернате, выявлены нормальные значения показателя

роста (91,1—92,0%). Низкорослослые чаще выявлялись среди детей, проживающих в интернате (6,0—8,9%).

На следующем этапе проводилась оценка индекса массы тела у школьников с учетом пола, возраста и условий проживания (семья или интернат) (табл. 3, 4).

У сельских школьников, проживающих в семьях, в большинстве случаев были выявлены нормальные значения индекса массы тела (69,7—76,2%). У детей, проживающих в семьях, высокие значения ИМТ определялись на порядок чаще, чем низкие (21,9— 26,9% и 1,9—3,4%).

Как у мальчиков, так и у девочек нормальные значения индекса массы тела достоверно чаще были выявлены в подростковом и юношеском возрасте по сравнению с периодом первого и второго детства, а высокие — чаще в периоде первого и второго детства, чем в подростковом и юношеском возрасте.

У детей, проживающих в интернате, были выявлены нормальные значения индекса массы тела (80— 88%). Высокие значения индекса массы тела у детей, проживающих в интернате, выявлены на порядок чаще, чем низкие (10—17,8% и 1—2,2%).

Нормальные значения индекса отношения окружности талии к окружности бедер выявлены у большинства (66,7—71,4%) обследованных мальчиков, без существенных различий в зависимости от условий проживания (табл. 5, 6).

Низкие значения индекса отношения окружности талии к окружности бедер, свидетельствующие о

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-217-222

социальная педиатрия

Таблица 3

Индекс массы тела у детей, проживающих в семьях

Возраст Мальчики Девочки

п менее «-2$Б» «^Б + ^Б» более «+^Б» п менее «-2SD» «^Б + ^Б» более «+SD»

Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./%

Период первого и второго детства 31 1/3,2% 18*/58,1% 12**/38,7% 41 1/2,4% 21***/51,2% 19****/46,4%

Период подросткового и юношеского возраста 74 1/1,3% 62*/83,8% 11**/14,9% 78 3/3,8% 62***/79,5% 13****/16,7%

Всего 105 2/1,9% 80/76,2% 23/21,9% 119 4/3,4% 83/69,7% 32/26,9%

Примечание: здесь звездочкой обозначены значения: * — хи-квадрат 6,612, р = 0,010; ** — хи-квадрат 5,935, р = 0,015; *** — хи-квадрат 8,882, р = 0,003; **** — хи-квадрат 10,575, р = 0,001

Таблица 4

Индекс массы тела у детей, проживающих в интернате

Возраст Мальчики Девочки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п менее «-2SD» «^Б + ^Б» более «+^Б» п менее «-2SD» «^Б + ^Б» более «+1SD»

Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./% Абс./%

Период первого и второго детства 23 — 17/73,9% 6/26% 20 1/5% 16/80% 3/15%

Период подросткового и юношеского возраста 22 1/4,5% 19/86,4% 2/9,1% 30 — 28/93,3% 2/6,7%

Всего 45 1/2,2% 36/80% 8/17,8% 50 1/2% 44/88% 5/10%

преимущественном отложении жира в области бедер, выявлены у 25,7—33,3% мальчиков. Высокие значения этого индекса были определены лишь в единичных случаях у мальчиков, проживающих в семьях.

Нормальные значения индекса отношения окружности талии к окружности бедер выявлены у большинства девочек (82,4—90,0%), без значимых различий от условий проживания. Высокие значения индекса отношения окружности талии к окружности бедер, демонстрирующие преимущественное отложение жира в области живота, выявлены у 10,0—17,6% девочек, без значимых различий в зависимости от условий проживания.

Обсуждение

Нормальный рост был практически одинаковым как у детей, проживающих в семьях, так и в интернате (91,1—94,1%), что обусловлено генетической устойчивостью данного показателя. Высокорос-лость преимущественно выявлялась только у детей, проживающих в семьях (5,7—5,9%), а низкорос-лость — только у детей, проживающих в интернате (6,0—8,9%). Наши результаты согласуются с ранее полученными данными обследования сельских школьников Орловской и Смоленской областей, проживающих в семьях и в интернате: низкорос-

лость у 1,2—5,6%, высокорослость — у 4,2—17,7% [4, 14, 15]. Дети с низкими и высокими значениями роста направлялись на дополнительное обследование (консультация эндокринолога, генетика).

У детей, воспитывающихся в семьях, нормальные значения индекса массы тела чаще выявлялись в старшем возрасте, а у детей младшего возраста опре-

Таблица 5

Индекс отношения окружности талии к окружности бедер у мальчиков, проживающих в семьях и интернате

ОТ/ОБ Мальчики, проживающие в семьях (п = 105) Мальчики, проживающие в интернате (п = 45) Хи- квадрат, р

Абс./% Абс./%

Больше нормы 3/2,9% — —

Норма 75/71,4% 30/66,7% 0,151, р = 0,698

Меньше нормы 27/25,7% 15/33,3% 0,907, р = 0,341

221.

social pediatrics

Таблица 6

Индекс отношения окружности талии к окружности бедер у девочек, проживающих в семьях и в интернате

ОТ/ОБ Девочки, проживающие в семьях (n = 169) Девочки, проживающие в интернате (n = 50) Хи-квадрат, p

Абс./% Абс./%

Больше нормы 21/17,6% 5/10,0% 1,049, p = 0,306

Норма 98/82,4% 45/90,0% 1,049, p = 0,306

Меньше нормы — — —

делялся высокий индекс массы тела. В то время как у детей, проживающих в интернате, индекс массы тела в разных возрастных группах оказался практически одинаков.

Изменения соотношений окружности талии к окружности бедер у мальчиков характеризовались низкими значениями, что, возможно, связано с тенденцией к отложению жира по «женскому типу». У девочек отклонения индекса отношения окружности талии к окружности бедер от нормы были представлены только высокими значениями и демонстрировали отложение жира по «мужскому типу». Эти изменения позволяют полагать, что независимо от условий проживания (семья или интернат) у сельских школьников изменения распределения жира обусловлены особенностями пубертатного периода [16—18].

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Рос. педиатр. журн. 2012; 6: 4—9.

2. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы. Рос. педиатр. журнал. 2013; 5: 4—14.

3. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Модестов А.А. Основные направления модернизации системы оздоровления детей и подростков. Рос. педиатр. журнал. 2011; 3: 37—9.

4. Рапопорт И.К., Сергеева А.А., Чубаровский В.В. Состояние здоровья младших школьников и роль гигиенических и социальных факторов в его формировании (на примере сельских школ Вяземского района Смоленской области). Рос. педиатр. журн. 2011; 5: 54—7.

5. Рапопорт И.К., Сергеева А.А. Условия обучения и система наблюдения за состоянием здоровья учащихся младших классов сельских школ. Здоровье населения и среда обитания. 2011; 6: 39—43.

6. Рапопорт И.К., Сергеева А.А., Чубаровский В.В. Гигиеническая оценка условий обучения и состояние здоровья учащихся младших классов сельских школ. Гигиена и санитария. 2012; 1: 53—7.

7. Модестов А.А., Бондарь В.И., Косова С.А., Малькова Г.А. Центры здоровья детей как основа модернизации профилактического направления в педиатрии. Заместитель главного врача. 2014; 5: 22—9.

8. Яковлева Т.В., Иванова А.А., Альбицкий В.Ю. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации. Рос. педиатр. журн. 2015; 18(3): 28—31.

9. Альбицкий В.Ю. Модестов А.А., Косова С.А., Иванова А.А., Волков И.М., Бондарь В.И. и др. Инновационные технологии в профилактической деятельности центров здоровья для детей. Рос. педиатр. журн. 2014; 17(4): 43—8.

10. Lawman H.G., Ogden C.L., Hassink S., Mallya G., Vander Veur S., Foster G.D. Comparing Methods for Identifying Biologically Implausible Values in Height, Weight, and Body Mass Index Among Youth. Am. J. Epidemiol. 2015; 182(4): 359—65.

11. Costa Lda C., Silva D.A., Almeida Sde S., de Vasconcelos Fde A. Association between inaccurate estimation of body size and obesity in schoolchildren. Trends Psychiatry Psychother._ 2015; 37(4): 220—6.

12. Adeyemi A.J., Rohani J.M., Rani M.R. Interaction of body mass index and age in muscular activities among backpack carrying male schoolchildren. Worh 2015; 52(3): 677—86.

13. Farias Edos S., Gonjalves E.M., Morcillo A.M., Guerra-Júnior G., Amancio O.M. Effects of programmed physical activity on body composition in post-pubertal schoolchildren. J. Pediatr. (Rio J.). 2015; 91(2): 122—9.

14. Павликов А.В. Особенности нервно-психического и соматического статуса воспитанников Дома ребенка. Вестник научного студенческого общества факультета педагогики и психологии ОГУ. 2004; 3: 47.

15. Рязанцева О.Г., Кузнецова Т.А. Физическое и эмоциональное развитие воспитанников школы-интерната. Вопросы диагностики в педиатрии. 2012; 1(2): 31—3.

16. Abreu A.P., Kaiser U.B. Pubertal development and regulation. Lancet Diabetes Endocrinol.. 2016; 4(3): 254—64.

17. Soliman A., De Sanctis V., Elalaily R. Nutrition and pubertal development. Indian J. Endocrinol. Metab. 2014; 18(Suppl 1): 39—47.

18. Elmaogullari S., Demirel F., Hatipoglu N. Risk factors that affect metabolic health status in obese children. J. Pediatr. Endocrinol. Metab. 2017; 30(1): 49—55.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Albitskiy V.Yu., Ivanova A.A., Terletskaya R.N., Kosova S.A. Trends in the incidence and health status of the child population of the Russian Federation. Ros. pediatr. zhurn. 2012; 6: 4—9. (in Russian)

2. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Ilin A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Ros. pediatr. zhurn. 2013; 5: 4—14. (in Russian)

3. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Modestov A.A. Main lines of modernization of the health-improving system for children and adolescents. Ros. pediatr. zhurn. 2011; 3: 37—9. (in Russian)

4. Rapoport I.K., Sergeeva A.A., Chubarovskiy V.V. Young childrens health status and a role of hygienic and social factors in its formation (in case of rural schools in the Vyazemsky district, Smolensk region). Ros. pediatr. zhurn. 2011; 5: 54—7. (in Russian)

5. Rapoport I.K., Sergeeva A.A. Learning environment and system of monitoring health status of pupils of elementary grades of rural schools. Zdorovie naseleniya i sreda obitaniya. 2011; 6: 39—43. (in Russian)

6. Rapoport I.K., Sergeeva A.A., Chubarovskiy V.V. Hygienic evaluation of conditions of education and health status of pupils of elementary grades of rural schools. Gigiena i sanitariya. 2012; 1: 53—7. (in Russian)

7. Modestov A.A., Bondar V.I., Kosova S.A., Malkova G.A. Health centers for children as the basis of modernization of preventive activity in Pediatrics. Zamestitelglavnogo vracha. 2014; 5: 22—9. (in Russian)

8. Yakovleva T.V., Ivanova A.A., Albitskiy V.Yu. Mechanisms of formation of the uniform preventive environment in the Russian Federation. Ros. pediatr. zhurn. 2015; 18(3): 28—31. (in Russian)

9. Albitskiy V.Yu. Modestov A.A., Kosova S.A., Ivanova A.A., Volkov I.V., Bondar V.I. et al. Mechanisms Innovative in the preventive activities of health centers for children. Ros. pediatr. zhurn. 2014; 17(4): 43—8. (in Russian)

10. Lawman H.G., ogden C.L., Hassink S., Mallya G., Vander Veur S., Foster G.D. Comparing Methods for Identifying Biologically Implausible Values in Height, Weight, and Body Mass Index Among Youth. Am J. Epidemiol 2015; 182(4): 359—65.

Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4) DOI http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-222-226

социальная педиатрия

11. Costa Lda C., Silva D.A., Almeida Sde S., de Vasconcelos Fde A. Association between inaccurate estimation of body size and obesity in schoolchildren. Trends Psychiatry Psychother, 2015; 37(4): 220—6.

12. Adeyemi A.J., Rohani J.M., Rani M.R. Interaction of body mass index and age in muscular activities among backpack carrying male schoolchildren. Work, 2015; 52(3): 677—86.

13. Farias Edos S., Gonjalves E.M., Morcillo A.M., Guerra-Júnior G., Amancio O.M. Effects of programmed physical activity on body composition in post-pubertal schoolchildren. J. Pediatr. (Rio J.). 2015; 91(2): 122—9.

14. Pavlikov A.V. Features of the neuropsychological and somatic status of pupils at the Children's Home. Vestnik nauchnogo studencheskogo obshchestva fakultetapedagogiki ipsihologii OGU. 2004; 3: 47. (in Russian)

15. Ryazantseva O.G., Kuznetsova T.A. Physical and emotional development

of pupils of boarding school. Voprosy diagnostiki vpediatrii. 2012; 1(2): 31—3. (in Russian)

16. Abreu A.P., Kaiser U.B. Pubertal development and regulation. Lancet Diabetes Endocrinol, 2016; 4(3): 254—64.

17. Soliman A., De Sanctis V., Elalaily R. Nutrition and pubertal development. Indian J. Endocrinol. Metab. 2014; 18(Suppl 1): 39—47.

18. Elmaogullari S., Demirel F., Hatipoglu N. Risk factors that affect metabolic health status in obese children. J. Pediatr. Endocrinol. Metab. 2017; 30(1): 49—55.

Поступила 06.06.2017 Принята в печать 21.06.2017

Сведения об авторах:

Кузнецова Татьяна Анатольевна, д-р мед. наук, проф. каф. внутренних болезней ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» Медицинский институт, e-mail: vradi@inbox.ru

© АРГУТИНА А.С., КОСЮГА С.Ю., 2017 УДК 616.314+616.716.8]-053.2-084

Аргутина А.С., Косюга С.Ю.

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, 603950, г. Нижний Новгород, Россия, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1

Для разработки программы профилактики зубочелюстных аномалий для детской стоматологической поликлиники изучены особенности ортодонтического статуса у детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на его формирование. Предложены профилактические мероприятия для двух уровней реализации: совместно с педагогическим коллективом школы и привлечением семьи (школьный уровень) и лечебно-профилактическая работа специалистов детской стоматологической поликлиники (поликлинический уровень). Перечисленные меры структурированы и сформулированы авторами как профилактическая программа. Реализация программы профилактики зубочелюстных аномалий в базовой медицинской организации показала ее выраженный клинико-социальный эффект.

Ключевые слова: зубочелюстные аномалии; дети; профилактика; ортодонтический статус. Для цитирования: Аргутина А. С., Косюга С.Ю. Программа профилактики зубочелюстных аномалий у детей в детской стоматологической поликлинике. Российский педиатрический журнал. 2017; 20(4): 222-226. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9561-2017-20(4)-222-226

Argutina A.S., Kosyuga S.Yu.

THE PROGRAM OF PROPHYLAXIS OF THE DENTOALVEOLAR ANOMALIES IN CHILDREN IN THE CHILDREN'S POLYCLINIC

Nizhny Novgorod State Medical Academy, 10/1, Minin and Pozharskiy Square, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation

For the development a program for the prevention of dentoalveolar anomalies for children's dental clinic, there were investigatedfeatures of the orthodontic status in children ofprimary school age and factors affecting its formation. The authors have been proposed preventive measures for two levels of the implementation: conjointly with teaching staff of the schools and involvement of the family (the so-called «school level»), as well as the treatment and prevention activity of children's specialists from the dental polyclinic (polyclinic level). The mentioned measures have been structured and formulated by authors as «the preventive program». The implementation of the program for the prevention of dentoal-veolar anomalies in basic medical practice showed it pronounced clinical and social effect

Keywords: dentoalveolar anomalies; prevention; orthodontic status

For citation: Argutina A.S., Kosyuga S.Yu. The program ofprophylaxis of the dentoalveolar anomalies in children in the children's polyclinic. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2017; 20(4): 222-226. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2017-20-4-222-226

For correspondence: Anastasia S. Argutina, graduate student of the Department of stomatology of children's age of Nizhny Novgorod State Medical Academy, 10/1, Minin and Pozharskiy Square, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation. E-mail: doctor_argutina@mail.ru

Information about authors: Argutina A.S., http://orcid.org/0000-0001-5491-4228

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgement. The study had no sponsorship.

Received 29.05.2017 Accepted 21.06.2017

Для корреспонденции: Аргутина Анастасия Сергеевна, аспирант каф. стоматологии детского возраста ФГБОУ ВО НижГМА Минздрава России, e-mail: doctor_argutina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.