Научная статья на тему 'Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста'

Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5640
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОСТ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / PHYSICAL DEVELOPMENT / LENGTH OF THE BODY / HEALTH STATUS / PRESCHOOL AGE / EXOGENOUS FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Филиппова Т. А., Верба А. С.

Проведено популяционное исследование физического развития и состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста в разных регионах России. Выявлена годовая динамика антропометрических показателей детей (N=1175), из них 614 мальчиков и 561 девочка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) в разных регионах России. Установлено, что разные климатические условия проживания и социокультурные факторы не оказывают существенного влияния на антропометрические показатели, скорость роста детей в период полуростового скачка. Выявленные изменения соответствуют возрастным закономерностям физического развития на этом этапе онтогенеза, но следует отметить большой разброс индивидуальных показателей роста у девочек, массы тела и у мальчиков, и у девочек. Анализ состояния здоровья этих детей показал, что только 14,7 % детей на рубеже дошкольного и школьного детства составляют 1 группу здоровья и не имеют ни функциональных, ни хронических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There was held the study of health and physical development of preschool children in different regions of Russia. The study conducted in different regions of Russia on 1175 children (614 boys and 561 girls) at the turn of preschool and early school age (6-7 years old) showed annual dynamics of anthropometric indices in children. It was found out that different living conditions and socio-cultural factors have no significant effect on anthropometric indices, the growth rate of children during so called growth spurt. The identified changes are consistent with the age peculiarities of physical development at this stage, but there should be noted a large range of individual growth rates in girls, and body weight in boys and girls. Health analysis of these children showed that only 14.7 % of children at the turn of preschool and school age have the first health group, have no functional or chronic diseases.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ НА РУБЕЖЕ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.А. Филиппова1, А. С. Верба ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, Москва

Проведено популяционное исследование физического развития и состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста в разных регионах России. Выявлена годовая динамика антропометрических показателей детей (N=1175), из них 614 мальчиков и 561 девочка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста (6-7 лет) в разных регионах России. Установлено, что разные климатические условия проживания и социокультурные факторы не оказывают существенного влияния на антропометрические показатели, скорость роста детей в период полуростового скачка. Выявленные изменения соответствуют возрастным закономерностям физического развития на этом этапе онтогенеза, но следует отметить большой разброс индивидуальных показателей роста у девочек, массы тела и у мальчиков, и у девочек. Анализ состояния здоровья этих детей показал, что только 14,7 % детей на рубеже дошкольного и школьного детства составляют 1 группу здоровья и не имеют ни функциональных, ни хронических заболеваний.

Ключевые слова: рост, физическое развитие, старший дошкольный возраст, группы здоровья, экзогенные факторы.

Health and physical development of children at the turn of preschool and early school age. There was held the study of health and physical development of preschool children in different regions of Russia. The study conducted in different regions of Russia on 1175 children (614 boys and 561 girls) at the turn of preschool and early school age (6-7 years old) showed annual dynamics of anthropometric indices in children. It was found out that different living conditions and socio-cultural factors have no significant effect on anthropometric indices, the growth rate of children during so called growth spurt. The identified changes are consistent with the age peculiarities of physical development at this stage, but there should be noted a large range of individual growth rates in girls, and body weight in boys and girls. Health analysis of these children showed that only 14.7 % of children at the turn of preschool and school age have the first health group, have no functional or chronic diseases.

Keywords: physical development, length of the body, health status, preschool age, exogenous factors

Физическое развитие подчиняется общебиологическим закономерностям и является ведущим критерием состояния здоровья растущего организма. Основным показателем физического развития является длина тела. Интенсивность роста и развития ребенка, а также окончательные размеры тела определяются видоспе-цифической и индивидуальной генетической программой онтогенеза, влияние на которую оказывают и экзогенные факторы - социально-экономические и гигие-

Контакты: 1 Филиппова Т.А. - E-mail: <[email protected] >

нические условия жизни оказывают выраженное влияние [1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 22, 37, 42, 44, 47, 48, 50].

С физическим развитием (размерами и формой тела, а также их соответствием возрастной норме) тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. По мнению большинства исследователей, физическое развитие ребенка условно можно разделить на 4 фазы: первая фаза длится на протяжении первых двух лет, когда в течение первого года жизни рост ребенка очень интенсивно увеличивается на 20 - 30 см. К 2 -летнему возрасту рост ребенка составляет примерно около половины длины тела взрослого человека. В дальнейшем вплоть до начала периода полового созревания ежегодная прибавка роста составляет 5 -7,5 см [25, 29, 30, 32, 33, 41, 45]. Этот период условно считается второй фазой. Третьей фазой является период интенсивного роста, так называемый «препубер-татный скачок роста», в течение которого прибавка роста составляет 10 - 15 см за год. Четвертая фаза - фаза прекращения роста.

Существует и другая периодизация детства, предложенная Штратцем в начале 20 века: 1) Период первой «полноты» или первого «округления» (turgor primus): с 1-го по 4-й годы жизни. Характеризуется преимущественными прибавками массы тела над длиной. 2) Первый период «вытягивания» (proceritas prima): c 5-го по 7-й годы жизни. Отмечается преобладание роста длины тела по сравнению с его массой. 3) Период второй «полноты» или второго «округления»: с 8-го по 10-й годы жизни. 4) Период второго «вытягивания» (proceritas secunda): с 11 до 15 лет. 5) Период очень медленного роста: с 15 до 18-20 лет [ Цит. по 12].

Подходы в этих вариантах периодизации по существу аналогичны, но в последней, возрастной диапазон от 5 до 10 лет условно разделен на 2 периода, что представляется более адекватным реальным процессам роста, т.к. с 5 до 7 лет происходит полуростовой скачок с преобладанием ростовых процессов, а с 8 до 10 лет преобладают процессы дифференциации. Классификация, предложенная Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР в 1965 г., предусматривает такие периоды, как раннее детство с 1 до 3 лет, первое детство с 4 до 7 лет, второе детство с 8 до 11 лет у девочек и с 8 до 12-13 лет у мальчиков, далее подростковый, юношеский, зрелый, пожилой и старческий возраста [38].

В первые пять лет жизни ребенка наибольший эффект на ростовые процессы (стимуляцию остеогенеза и созревание скелета) оказывают тиреоидные гормоны. В дальнейшем роль тироксина сводится к участию в синтезе соматомединов, влияющих на чувствительность рецепторов к соматотропному гормону (гормону роста) [38].

Характеристика физического развития ребенка на каждом этапе онтогенеза включает три составляющих: уровень физического развития, который определяют на основании абсолютных величин размеров тела; соматический тип - соотношение трех основных размеров тела, приблизительно отражающих развитие сомы -скелета, мускулатуры и жироотложения; интенсивность нарастания тотальных размеров тела [9, 10, 32]. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют о некотором неблагополучии в состоянии здоровья. Ряд авторов отмечает замедление наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и даже о процессе децелерации [4, 23, 24, 45].

Период старшего дошкольного возраста является периодом «полуростового скачка», в результате которого ребенок достигает примерно 70% длины тела взрослого. Следует отметить, что в этот период рост происходит преимуществен-

но за счет удлинения конечностей, что обусловлено ростом длинных трубчатых костей [32].

Исследования, проведенные в последние 20 лет в дошкольных образовательных учреждениях, свидетельствуют о том, что количество детей паспортный и биологический возраст которых совпадает, уменьшилось с 85% до 56 %. Это совпадает с данными, полученными нами в 14 регионах России, в результате популя-ционного мониторинга, проведенного нами в 2006-2012 годах. Следовательно, количество детей, биологический возраст которых отстает от календарного (паспортного) увеличилось с 7% до 27 %. [23, 24]

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие дошкольники 6 - 7 лет (N=1175), из них 614 мальчиков и 561 девочка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, проживающие в разных регионах России: Республике Бурятии, Ямало-Ненецком автономном округе, Иркутской области и городе Москве.

Антропометрические данные и данные состояния здоровья были получены при выкопировке медицинских карт, без учета личных данных детей (анонимно).

Анализ полученных данных проводился с помощью методов статистической обработки SPSS 19.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты показателей физического развития дошкольников 6 и 7 лет, полученные нами при проведении популяционного исследования, сравнивались с данными, полученными в 2003 г. при обследовании 25 000 детей, проживающих в северо-западном федеральном округе [41] и данными 1996-1997 гг. [34]. В литературе много данных об исследованиях, проведенных в последней четверти 20 века, что дало возможность сравнить физическое развитие современных дошкольников с ровесниками конца прошлого - начала нового века. Такой сравнительный анализ представляется актуальным, т.к. в обществе и среди родителей, и среди педагогов преобладает мнение о продолжающемся процессе акселерации и более раннем созревании детей, в первую очередь когнитивном. Вместе с тем известно, что когнитивное и физическое развитие взаимосвязаны. Важно было получить статистически достоверные данные детей, начинающих систематическое обучение в школе, проживающих в разных регионах России. Показатели длины тела представлены в Таблице 1, массы тела - в Таблице 2, где данные 2013 г. (данные настоящего исследования), 2003 г. [41], 1996 - 1997 [34].

Длина тела обследованных детей 6-ти лет не отличается от средних значений, полученных в 1996 и 2003 годах. Но необходимо отметить значительный разброс значений минимального и максимального роста обследованных детей, который составляет 30 см у мальчиков и 44 см у девочек, по сравнению с данными 1996 и 2003 гг. (рис. 1) [41]. Средние значения длины тела 7-ми летних мальчиков и девочек меньше, чем их ровесников 10 лет назад и в конце прошлого века.

Таблица 1

Длина тела мальчиков и девочек 6 и 7 лет

Возраст, лет Год Длина тела, см

исследования М ± т б т1п тах

м а л ь ч и к и

6,0 лет (2013 г.) 117,44 ± 0,23 5,63 100,0 130,5

6,0 (2003 г.) 116,54 4,53 107,51 127,08

6,0 (1996-97 гг.) 117,73 4,89 107,93 127,51

д е в о ч к и

6,0 лет (2013 г.) 116,69 ± 0,27 6,31 96,0 140,0

6,0 (2003 г.) 116,56 4,76 106,54 126,78

6,0 (1996-97 гг.) 117,11 4,76 107,59 126,63

м а л ь ч и к и

7,0 (2013 г.) 121,39 ± 0,22 5,68 102,0 139,0

7,0 (2003 г.) 123,56 5,53 113,03 134,52

7,0 (1996-97 гг.) 123,00 4,83 113,33 132,65

д е в о ч к и

7,0 (2013 г.) 120,54 ± 0,24 5,88 99,0 143,0

7,0 (2003 г.) 124,25 5,56 113,44 136,12

7,0 (1996-97 гг.) 123,35 4,76 111,88 134,82

Вариабельность антропометрических показателей предусматривает выделение следующих оценочных категорий: «средний» уровень - при величине признака с колебаниями в пределах ± 1,5 5 от М; «ниже среднего» - от - 1,5 5 до 2 5; «низкий» - от - 2 5 до - 3 5; «очень низкий» - более - 3 5; «выше среднего» - от + 1,5 5 до + 2 5; «высокий» - от + 2 5 до + 3 5; «очень высокий» - более + 3 5 [41]. Полученные данные свидетельствуют о том, что рост некоторых 6-ти летних детей соответствует 3-х летним детям, в то время как других - 10-летним (рис. 1).

150 140 130 120 110 100 90 80

126,78

106,54

140,0

136,12

113,44

96,0

143,0

99,0

-1-1-1-1

2003, 6 лет 2013,6 лет 2003, 7 лет 2013,7 лет

Рис. 1. Минимальные и максимальные значения длины тела (по оси у в см) 6 - 7 летних девочек (2003 г. - [ 41 ]; 2013 г. - данные настоящего исследования)

Значительный индивидуальный разброс антропометрических показателей обусловлен, по всей вероятности, экзогенными факторами, т.к. ребенок растет и развивается в конкретных условиях среды, непрерывно действующими на организм. Еще И.М. Сеченов считал, что «... организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, а так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее - среда или самое тело - не имеют ни малейшего смысла» [31]. Под влиянием экзогенных факторов, особенно социальных, те или иные качества обусловленные наследственностью могут быть реализованы и развиты, если среда способствует этому или, наоборот, подавлены и не реализованы.

Методами близнецового анализа показано, что физическое развитие примерно на 70 % генетически детерминировано и на 30 % определяется экзогенными факторами [32]. Вместе с тем, существует и точка зрения, что интенсивность увеличения длины тела и окончательный рост генетически детерминированы на 90,0 - 95,0% [18]. Масса тела находится под менее жестким наследственным контролем и коэффициент детерминации составляет около 75 %. Наиболее чувствительный период в реализации генетической программы физического развития является возраст от 4 до 12 лет.

Следует особо выделить влияние негативных факторов пре- и постнатального развития, таких как неблагополучное течение беременности у матери, осложненные или оперативные роды и нарушения развития и здоровья на первом году жизни [26, 40, 43, 49]. Выраженное негативное влияние оказывают черепно-мозговые травмы различной тяжести, перенесенные вирусные или бактериальные инфекции с поражением центральной нервной системы [17, 19, 28, 35, 46].

Среди многообразных факторов внешней среды (социально-экономических условий жизни ребенка, взаимоотношений с окружающими взрослыми, уровня медицинского сопровождения и экологической ситуации в конкретной местности), влияющих на физическое развитие и здоровье детей, трудно выделить ведущий [1, 2, 3, 5, 6, 11, 36, 42, 50]. Однако следует отметить, что по мере роста ребенка усиливается роль социальных факторов.

Невозможно обойти вниманием и такой фактор, как интенсификация умственной нагрузки, не всегда адекватной возрасту и возможностям детей 6 - 7 лет. Одной из распространенных точек зрения на причины акселерации во второй половине 20 века считалась информационная гипотеза, согласно которой увеличение объема информации через современные средства коммуникации стимулировало ростовые процессы и ускоряло созревание организма. Однако, в последние годы исследователи отмечают, что неадекватная возрасту интеллектуальная нагрузка не стимулирует ростовые процессы, а наоборот может их тормозить [2, 42].

Еще одной важной причиной замедления процессов роста может быть гиподинамия, которую исследователи констатируют не только среди взрослого населения, но и в детской популяции. Практически все дети старшего дошкольного возраста занимаются в группах подготовки к школе, причем не только неорганизованные, но и посещающие дошкольные образовательные учреждения. Акцент в занятиях сделан на расширение объема получаемых знаний и формирование учебных навыков. При этом, двигательный компонент физической активности существенно ущемляется за счет увеличения статической нагрузки [13, 21, 39].

Дефицит движений - гипокинезия создает широкий диапазон изменений от адаптационно-физиологических до патологических. По мнению врачей гигиенистов гипокинезия является причиной снижения резистентности организма, нарушений обмена веществ, ухудшения деятельности сердечно-сосудистой системы [18, 27, 39, 51].

Данные исследований физического развития детей, проводимые с начала 20 века, свидетельствовали о процессе акселерации, наблюдавшемся в течение всего прошлого века, за исключением периода с 1941 по 1945 гг. Социальные потрясения, связанные с Великой отечественной войной, нарушили направленность процесса акселерации, приведя к 1945 году к значительной ретардации процесса роста детей. С конца 40-х годов процесс акселерации возобновился и было выявлено довольно резкое увеличение скорости роста [14] (рис. 2).

125

120

115

110

105

100

гм гм т 1л ел

СТ) СТ) СТ) СЛ СТ) СП

^—I ^—I ^—I

Рис. 2. Динамика длины тела детей 6 и 7 лет в течение 90 летнего периода исследований.

Примечания: 1921 г.-Модель Л.М., Сидельникова Е.Ф., 1924; 1923 г. - Аркин Е.А., 1929; 1925-1926 - Сыркин Л.А., 1927; 1928-1929 - Корсунская М.И., 1967; 1938-1939 - Корсунская М.И., 1967; 1945 - Василевский Н.П., Архив института педиатрии РСФСР; 1948-1949 - Корсунская М.И., 1967; 1958-1959 - Корсунская М.И., 1967; 1970 - Грачева Г.С. с соавт., 1972; 1996-1997 - Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003 - Юрьев В.В. с соавт.; 2013 - собственные данные.

Длина тела обследованных нами 7-ми летних мальчиков на 2 см, а девочек почти на 4 см ниже по сравнению с показателями длины тела детей в 2003 году [41]. Это свидетельствует о замедлении темпов роста, т.к. годовая прибавка роста в среднем составляла 5-7 см в период полуростового скачка. Стабилизация скорости роста, а в последнее десятилетие и снижение этого показателя по сравнению с данными исследований 10-ти и 20-ти летней давности свидетельствует о прекра-

щении процесса акселерации на данном отрезке онтогенеза. Полученные нами данные находят подтверждение и в литературе, т.к. педиатры и гигиенисты отмечают замедление наблюдавшегося ранее ускоренного физического развития детей и даже говорят о процессе децелерации [34, 41]. Причинами данного процесса, по нашему мнению, являются экзогенные факторы, рассмотренные выше. Кроме тог, практически все дети за год до начала обучения в школе занимаются в группах подготовки к школе, испытывая стресс, складывающийся из неадекватных требований родителей и эмоциональных проблем, связанных с неудачами.

Таблица 2

Масса тела мальчиков и девочек 6 и 7 лет (2013 г. - популяционные исследования; 2003 г. - Юрьев В.В. с соавт.)

Возраст, лет Год ^^ ^^ исследования Масса тела, кг

М±т 8 М1п тах

м а л ь ч и к и

6,0 лет (2013 г.) 21,91 ± 0,15 3,82 13,3 40,9

6,0 (2003 г.) 21,78 2,58 15,81 27,05

6,0 (1996-97 гг.) 22,02 1,78 19,32 24,70

д е в о ч к и

6,0 лет (2013 г.) 21,34 ± 0,17 4,12 14,0 40,0

6,0 (2003 г.) 21,25 2,45 16,52 26,78

6,0 (1996-97 гг.) 21,27 1,71 18,59 23,93

м а л ь ч и к и

7,0 (2013 г.) 23,91 ± 0,17 4,28 15,5 51,0

7,0 (2003 г.) 24,56 3,01 17,67 31,02

7,0 (1996-97 гг.) 23,81 1,78 21,03 26,58

д е в о ч к и

7,0 (2013 г.) 23,25 ± 0,18 4,28 15,3 41,5

7,0 (2003 г.) 23,73 3,01 18,23 31,24

7,0 (1996-97 гг.) 24,02 1,59 21,33 26,69

Средние значения массы тела в группе 6-ти и 7-ми летних детей достоверно не отличаются от данных 10 и 18 летней давности. Вместе с тем, выявлена тенденция увеличения индивидуального разброса в течение 17 лет: в 1996 разница между максимальной и минимальной массой тела у 7-ми летних мальчиков составляла 5,5 кг [34], в 2003 году - 13,5 кг[ 41 ], в 2013 - 34,5 кг; у 7 летних девочек в 1996 году - 5,4 кг, в 2003 году - 13 кг, в 2013 - 26,2 кг (рис.3, рис. 4).

40

30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

10

51

ЛП Р

31,02

1 27,05

1 15,81 13,3 1 > 17,67 1 15,5 1

2003, 6 лет 2013,6 лет 2003, 7 лет 2013,7 лет

Рис. 3. Минимальные и максимальные значения массы тела (по оси у- кг) 6 - 7 летних мальчиков (2003 г. [41]; 2013 г. - данные настоящего исследования)

Некоторые исследователи, изучавшие влияние аэротехногенного загрязнения на физическое развитие детей дошкольного возраста считают, что из всех показателей физического развития наибольшая вариабельность характерна для массы тела, при этом у детей наблюдаются как низкие, так и повышенные ее градации [36]. Это соответствует представлениям об усилении полиморфизма популяции под действием антропогенного стресса [6, 36, 37].

45 40 35 30 25 20 15 10

41,5

40,0

1 31,24

< 26,78

< • 16,52 < 18,23 < » 1 ц ч

4 14,0 1 1 15,3 I

2003, 6 лет 2013,6 лет 2003, 7 лет 2013,7 лет

Рис. 4. Минимальные и максимальные значения массы тела (по оси у - кг) 6 - 7 летних девочек (2003 г. [41]; 2013 г. - данные настоящего исследования)

Выраженные отклонения от нормативов физического развития могут свидетельствовать о нарушении процессов роста и развития организма. Часто такие нарушения связаны с метаболическими нарушениями, а также патологией нейро-эндокринной системы. Высокий уровень физического развития, особенно в соче-

тании с избыточной массой тела, требует пристального внимания родителей, т.к. это может быть свидетельством эндокринных нарушений. В литературе есть данные об увеличении количества детей не только с избыточной массой тела и с ожирением, но и с дефицитом массы тела [18, 24]. Данные Всероссийской диспансеризации, проведенной в 2002 году, выявили закономерность, характерную для детей всех Федеральных округов: у детей, проживающих в сельской местности чаще встречается дефицит массы тела; среди детей, проживающих в городах, чаще встречаются дети с избыточной массой тела [15].

Данные настоящего исследования свидетельствуют о сохранении тенденции снижения средних значений массы тела у 7-ми летних детей (рис. 5).

исследований

Примечания: 1921 г.-Модель Л.М., Сидельникова Е.Ф., 1924; 1923 г. - Аркин Е.А., 1929; 1925-1926 - Сыркин Л.А., 1927; 1928-1929 - Корсунская М.И., 1967; 1938-1939 - Корсунская М.И., 1967; 1945 - Василевский Н.П., Архив института педиатрии РСФСР; 1948-1949 - Корсунская М.И., 1967; 1958-1959 - Корсунская М.И., 1967; 1970 - Грачева Г.С. с соавт., 1972; 1996-1997 - Тегако Л.И., Марфина О.В., 2003 - Юрьев В.В. с соавт.; 2013 - данные настоящего исследования.

Влияние климато-географических условий на рост и развитие детей является дискутабельным. Известно, что жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на процессы роста, но одновременно могут существенно ускорять созревание детей. Полученные нами данные свидетельствуют об отсутствии достоверно значимого влияния на длину и массу тела детей, проживающих в разных условиях: резко-континентального климата в Республике Бурятии и Иркутской области, в условиях крайнего севера - в Ямало-ненецком автономном округе, и в средней полосе России - в Москве (Рис.6 и 7), где рост 1 и масса тела 1 - данные 6-ти летних детей; рост 2 и масса тела 2 - данные 7-ми летних детей.

140

120

100

80

ас 60

:> и 40

20

0

*

□ регион 1

□ регион 2

□ регион 3

□ регион 4

рост 1, см рост 2, см масса тела 1 масса тела 2

, кг , кг

Рис. 6. Длина и масса тела мальчиков 6- 7 лет, проживающих в регионах России.

Примечания: Регион 1 - Республика Бурятия, регион 2 - Иркутская область, регион 3 - Москва, регион 4 - Ямало-ненецкий автономный округ.

140 120 100 80 60

и 40 20 0

□ регион 1

□ регион 2

□ регион 3

□ регион 4

п и

рост 1, см рост 2, см масса тела 1 масса тела 2

, кг , кг

Рис. 7. Длина и масса тела девочек 6- 7 лет, проживающих в регионах России: 1 Республика Бурятия, 2 - Иркутская область, 3 - Москва, 4 - Ямало-ненецкий

автономный округ.

Данные исследований НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко и Научным центром охраны здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют об увеличении числа детей с дефицитом массы тела с 12,4% до 18,8% среди мальчиков и с 13,5% до 19,8% среди девочек за 10 лет с 1992 по 2002 год, а также о снижении динамометрических показателей и силовых возможностей детей и подростков [16, 21].

По данным Всероссийской диспансеризации 2002 года 32,1 % детей признаны здоровыми - I группа здоровья; 51,7 % имеют функциональные отклонения - II группа здоровья; 16,2% имеют хронические заболевания -Ш-1У-У группы здоровья [15]. Данные, полученные нами, существенно отличаются. В частности, дошкольников I группы здоровья - 14,71%, а количество детей, имеющих функциональные нарушения и составляющих II группе здоровья - 70,4%. По данным Научного Центра здоровья детей РАМН, полученным в течение 4-х лет (2005 -2008 гг.) 17,3 % абсолютно здоровых дошкольников начинают обучение в школе, а 70% дошкольников имеют функциональные и морфофункциональные нарушения [20, 24]. 40% детей имеют расстройство речи (сложной дислалией, общим недоразвитие речи), а у 30 % дошкольников - астенические и невротические расстройства [24]. Данные о состоянии здоровья детей 7 лет, полученные при выко-пировке медицинских карт на рис. 8.

1,3

Н! группа □!! группа □ III группа Н!У группа

Рис. 8. Распределение детей 7лет по группам здоровья.

Анализ результатов, полученных в разных регионах, свидетельствует об отсутствии статистически достоверных отличий в состоянии здоровья детей, проживающих в разных регионах. Это позволяет сделать вывод о более значимом влиянии других экзогенных факторов, подробно рассмотренных выше.

ВЫВОДЫ

1. Результаты популяционного исследования свидетельствуют о значительном индивидуальном разбросе показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста.

Выявленная широкая вариабельность показателей физического развития, может быть свидетельством внутригруппового расслоения популяции и усиления полиморфизма популяции под влиянием комплексных экзогенных факторов.

2. Снижение скорости роста в популяции современных дошкольников - результат влияния таких факторов как патология пре и постнатального развития, гиподинамия, а также стресса, связанного с неадекватными возрасту интеллектуальными нагрузками и эмоциональными переживаниями.

3. Физическое развитие и здоровье дошкольников, проживающие в разных климато-географических условиях: в резко-континентальном климате республики Бурятия и Иркутской области, в условиях Заполярья в Ямало-ненецком автономном округе и в Москве центрального федерального округа, не имеет статистически достоверных отличий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова М.В. Проблемы здоровья детей и их физического развития/М.В.Антропова, Г.В. Бородкина и др. // Здравоохранения Российской Федерации. - 1999. - № 5. - С. 37-38.

2. Арапова-Пискарева Н.А. О развитии программного обеспечения в сфере дошкольного образования/Н.А.Арапова-Пискарева // Управление ДОУ. - 2005. -№ 5.- С. 64-73.

3. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков: проблемы, пути решения / А.А. Баранов // Российский педиатрический журнал. - 1998. - № 1. -С. 5-8.

4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М.: Издательский центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.

5. Бахадова Е.В. Показатели качества жизни как инструмент оценки действенности мероприятий по улучшению здоровья детей в современной Рос-сии/Е.В.Бахадова, С.А.Стерликова // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные вопросы педиатрии», Москва, 5-8 февраля 2007 г. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2007. - С.63-64.

6. Беляков В.А. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей // Гигиена и санитария. - 2003. - № 4. - С.33-34.

7. Березина Н.О., Лашнева И.П. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. - М., 2008. - С. 27-28.

8. Беренштейн Г.Ф. Физическое развитие учащихся младших классов Витебска // Тезисы 1 конференции «Физиология развития человека» 4-6 октября 1977 г. - М., 1977. - С. 202.

9. Бунак В.В. Теоретические вопросы учения о физическом развитии и его типах у человека // Ученые записки МГУ, раздел «Антропология». - 1940. - Вып. 34. - С. 5-57.

10. Бунак В.В. Комментарии // Биология человека. - М., 1968. - С. 327-330.

11. Вельтищев Ю.Е. Экологически детерминированные нарушения состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 3. - С. 7-8.

12. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 279 с.

13. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений: (концепция образования детей ст. дошкольного возраста) // Упр. дошк. образовательным учреждением. - 2006. - № 1.- С. 10-19.

14. Грачева Г.С. с соавт. Методические указания по нормативам физического развития детей г. Москвы от рождения до 17 лет. - М., 1972. - 127 с.

15. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.). - М., 2003. - 96 с.

16. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (19041959-2004) / Под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы, Л.М. Сухаревой. - М., Издательский дом «Династия», 2006. - С. 303-308.

17. Карпов С.М. Нейрофизиологические аспекты детской черепно-мозговой травмы. - Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2010. - 184 с.

18. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка / Под ред. профессора, д.м.н. В.Н. Шестаковой. - Смоленск, 2003. - С. 143-184.

19. Кудряшова А.В., Сотникова Н.Ю., Филькина О.М. и др. Возрастные особенности состояния здоровья детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2010. - № 1. - С. 41-45.

20. Куинджи Н.Н., Степанова М.И., Сазанюк З.И. и др. Гигиенические проблемы современного дошкольного воспитания // Вестник РАМН. - 2003. - № 3. -С. 20-21.

21. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - 376 с.

22. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы. - М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2002. - 280 с.

23. Кучма В.Р. Физиолого-гигиенические особенности модернизации структуры и содержания общего образования в России // Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-1959-2004) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др. - М.: Издательский дом «Династия», 2006. - С. 21-27.

24. Кучма В.Р. Современное дошкольное воспитание: гигиенические проблемы, пути решения, медико-профилактическая эффективность / Авт. 11; Кучма

B.Р. с соавт. - М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2011. - 356 с.

25. Методы исследования физического развития детей и подростков в попу-ляционном мониторинге: руководство для врачей / Под ред. академика РАМН А.А. Баранова и профессора В.Р. Кучмы. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. - 608 с.

26. Морозова, Е.А. с соавт. Клиническая эволюция перинатальной патологии головного мозга: синдром дефицита внимания с гиперактивностью и эпилепсии у детей // Казанский медицинский журнал. - 2010. - Т. XCI, № 4, С.449-455.

27. Параничева Т.М. Функциональное состояние организма и адаптационных возможностей детей 4, 5, 6 лет в процессе развивающего обучения: Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. - М., 2007. - 20 с.

28. Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей/Новые исследования. - 2013. - № 2. - С. 4-22.

29. Развитие ребенка/Х.Би.- 9-е изд.- СПб.: Питер, 2004.- С. 171-172.

30. Сердюковская Г.Н. Оценка физического развития детей и подростков: информативность и возможность метода // Гигиена и санитария. - 1981. - № 12. -

C. 50.

31. Сеченов И.М. Физиология нервной системы. - Медгиз, 1952. - С. 142.

32. Сонькин В.Д. Особенности роста и физического развития ребенка в пост-натальном онтогенезе // Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. -М., 2000. - С. 193-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33. Таннер Д. Рост и конституция человека // Биология человека. - М., 1979. -С. 336-471.

34. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - С. 278-287.

35. Тонкова-Ямпольская Р.В. Постгипоксическая энцефалопатия как педиатрическая и педагогическая проблема. Проблема младенчества: нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт // Материалы научно-практической конференции. - М., 1999.- С. 139-144.

36. Тулякова О.В., Демина Н.Л., Попова Г.А., Сазанова М.Л. Влияние аэротехногенного загрязнения на антропологические показатели физического развития детей // Новые исследования. - 2013. - № 2. - С. 23-33.

37. Федотова Т.К. Влияние экологии современного мегаполиса на ростовые процессы дошкольников // Педиатрия. - 2006. - № 6. - С. 41-45.

38. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А Фарбер. - М.: Педагогика, 1983. - 296 с.

39. Швец И.С., Желтухина Е.Л. Психосоматические реакции у учащихся начальных классов как форма проявления школьной дезадаптации // Школа здоровья. - 2004. - № 1. - С. 15-21.

40. Шелковский В.И., Студеникин В.М., Балканская С.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: диагностика и лечение // Лечащий врач. -2010. - № 1. - С. 31-34.

41. Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. Рост и развитие ребенка. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2003. - 272 с.

42. Becker B. Social Disparities in Children's Vocabulary in Early Childhood. Dos Preschool Education Help to Close the Gap? // EDUC Research Group Conference, Tallinn, 11-13 June 2009. - P. 1-28.

43. Chien J.C., Schwarts R. Cerebral oxygenation during hypoxia and resuscitation by using near-infrared specfroscopy in newborn piglets / J.C. Chien // J. of the Chinese Medical Association. - 2007. - Vol. 70. - P. 47-55.

44. Duncan B. Child health in the United States // International Child Health. -1996. - P. 55-68.

45. Matorell R. et al. Long-term consequences of growth retardation during early childhood. In: Hernandez, M. Argente, J., ed. Human growth: basis and clinical aspects. - Amsterdam, Elsevier, 1992. - P. 143-149.

46. Mintz M., Le Gogg D., Scornaienchi J. et al The Underrecognized Epilepsy Spectrum: The Effects of Levetiracetam on Neuropsychological Functioning in Relation to Subclinical Spike production // J Child Neurol. - 2009. - № 24. - Р. 15-807.

47. Moodie D.S. Our children health; prospects far the 1990s // Clin. Pediatr. -1991. - 30, 6. - P. 367-372.

48. Tanner J. M. Genetics of human growth // Human growth / ed. Tanner J.M. -London, 1990. - 356 p.

49. Volpe J. Perinatal brain injury: from pathogenesis to neuroprotection // J. Dev. Neurosci. - 2008. - Feb.; 26 (1). - Р. 129-219.

50. Walkowiak J. Environmental exposure to polychlorinated biphenyls and quality of the home environment: effects on psychodevelopment in early childhood / J. Walkowiak, J.A. Wiener, A. Fastabend et al // Lancet. - 2001. - Vol. 9293, № 358. - P. 1602-1607.

51. Wassenberg R., Kessels A. G.H., Kalff A.C. Relation between cognitive and motor performance in 5- to 6-year-old children: results from a large-scale cross-sectional Study // Child Development. - 2005. - Vol. 76, № 5. - P. 1092-1103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.