Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Re-health journal
Область наук
Ключевые слова
дети / интеллектуальные нагрузки / физическая развития / адаптация / школьники / измерения. / children / intellectual loads / physical development / adaptation / schoolchildren / measurements.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Акбарова Гулноза Хайдаралиевна, Косимов Дилмурод Сирожидинович, Халилов Отабек Нематиллаевич, Хашимова Замира Махмуджонова, Худойбердиева Хамрохон Тиллаевна

Впервые проведено изучение возрастных, тендерных и связанных с адаптацией к интеллектуальным нагрузкам особенностей физического развития учащихся 7-11 лет, занимающихся по программе шахматного всеобуча. Выявлено, что дополнительные умственные нагрузки, связанные с занятиями по программе шахматного всеобуча, не оказывают статистически значимого влияния на показатели физического развития учащихся младшего школьного возраста. Однако у них выше показатели заболе-ваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45%), что требует проведения коррекционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Акбарова Гулноза Хайдаралиевна, Косимов Дилмурод Сирожидинович, Халилов Отабек Нематиллаевич, Хашимова Замира Махмуджонова, Худойбердиева Хамрохон Тиллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL STRESS

For the first time, a study was conducted of age, gender, and features related to adaptation to intellectual stresses of the physical development of students 7-11 years old, engaged in the program of chess universal education. It was revealed that additional mental stress associated with classes in the program of chess universal education do not have a statistically significant effect on the indicators of physical development of students of primary school age. However, they have higher incidence rates, a greater number of people with signs of vegetative changes (45%), which requires corrective measures.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ»

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

Акбарова Гулноза Хайдаралиевна

Ассистент кафедры педиатрии факультета ПКиП Косимов Дилмурод Сирожидинович Старший преподаватель кафедры педиатрии факультета ПКиП

Халилов Отабек Нематиллаевич Ассистент кафедры педиатрии факультета ПКиП Хашимова Замира Махмуджонова Ассистент кафедры педиатрии факультета ПКиП Худойбердиева Хамрохон Тиллаевна Заведующая кафедрой педиатрии факультета ПКиП, профессор Андижанский государственный медицинский институт, Узбекиста

Впервые проведено изучение возрастных, тендерных и связанных с адаптацией к интеллектуальным нагрузкам особенностей физического развития учащихся 7-11 лет, занимающихся по программе шахматного всеобуча. Выявлено, что дополнительные умственные нагрузки, связанные с занятиями по программе шахматного всеобуча, не оказывают статистически значимого влияния на показатели физического развития учащихся младшего школьного возраста. Однако у них выше показатели заболе-ваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45%), что требует проведения коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: дети, интеллектуальные нагрузки, физическая развития, адаптация, школьники, измерения.

INTELLEKTUAL ZO'RIQISHLARDA BOLALR JISMONIYRIVOJLANISHI

Birinchi marotaba shaxmat bilan shug'ullangan 7-11 yoshli o'quvchilarning jismoniy rivojlanishiga bog'liq holdayosh, jins va aqliy zo'riqishlarning xususiyatlar bo'yicha tadqiqot o'tkazildi. Shaxmat mashg'ulotlar bilan bog'liq qo'shimcha ruhiy stresslar boshlang'ich maktab yoshidagi o'quvchilarning jismoniy rivojlanish ko'rsatkichlariga statistik ahamiyatga ega emasligi aniqlandi. Shu bilan birga, ularda kasallanish darajasi yuqori, vegetativ o'zgarishlar alomatlari (45%) kuzatildi.

Kalit so'zlar: bolalar, intellektual yuklar, jismoniy rivojlanish, moslashish, maktab o'quvchilari, o'lchovlar.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH INTELLECTUAL STRESS

For the first time, a study was conducted of age, gender, and features related to adaptation to intellectual stresses of the physical development of students 7-11 years old, engaged in the program of chess universal education. It was revealed that additional mental stress associated with classes in the program of chess universal education do not have a statistically significant effect on the indicators of physical development of students of primary school age. However, they have higher incidence rates, a greater number of people with signs of vegetative changes (45%), which requires corrective measures.

Key words: children, intellectual loads, physical development, adaptation, schoolchildren, measurements.

DOI: 10.24411/2181-0443/2020-10012

Введение: Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков относится к числу наиболее важных задач государства в условиях перехода на новые стандарты обучения в общеобразовательной школе, связанных с внедрением инновационных педагогических технологий, повышением уровня информационной составляющей и интенсификацией умственных нагрузок (дополнительные занятия, секции, кружки), компьютеризацией образовательного процесса [1,3,7].

Данные о физическом развитии детей, обучающихся по инновационным программам, разноречивы: выявлено как ухудшение показателей [4,8], так и от-

сутствие негативных изменений показателей [2,9], либо преобладание средних значений показателей физического развития среди обследованной популяции учащихся [4,6]. Установлена достаточно тесная связь показателей физического развития, соматотипа и функционального состояния сердечно-сосудистой системы [5,8].

Результаты многочисленных медико-педагогических экспертиз последних лет свидетельствуют о неблагополучной ситуации со здоровьем школьников, а рост различных функциональных расстройств и хронических заболеваний среди школьников все чаще связывается с образовательным процессом и введением инновационных программ обучения [2, 5,7, 10].

Изменение этих факторов требует обновления данных о росте организма детей. Данные о росте формировании детского организма помогает нам интерпретировать возрастные, индивидуальные и гендерные (половые) особенности этих процессов и позволяет создавать оптимальные условия для нормального роста детей каждой возрастной группы[9].

Цель работы - оценить возрастно-половые особенности физического развития детей при адаптации к интеллектуальным нагрузкам.

Материалы и методы. В основу исследования положены данные обследования 266 детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Основную группу составили учащиеся 1-4-х классов - мальчики и девочки в возрасте от 7 до 11 лет со стажем занятий по программе шахматного всеобуча от 1 года до 3 лет. Группу контроля составили учащиеся аналогичного возраста (табл. 1).

При оценке физического развития проводили измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки по общепринятым методикам с соблюдением техники и правил измерения, описанным в соответствующих руководствах [В.А. Доскин с соавт., 1997; Н.Л. Прокопьев с соавт,, 1999]. Длину тела измеряли с помощью ростомера, массу тела - с помощью медицинских весов, окружность грудной клетки -с помощью сантиметровой ленты.

Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Excel 2003 с использованием общепринятых методов вариационной статистики.

Определение достоверности различий (р) абсолютных показателей проводилось при помощи критерия Стьюдента (t). Результаты считали статистически значимыми при р<0,05.

Таблица 1

Возрастно-половая и численная характеристика обследованных детей

Возраст количество детей

Мальчики Девочки Всего

основная группа контрольная группа основная группа контрольная группа

7 лет 16 17 18 17 68

8 лет 18 16 17 17 68

10 лет 15 16 16 17 64

11 лет 18 16 17 15 66

Всего 67 65 68 66 266

Результаты и обсуждение. Среднегрупповые значения длины тела учащихся младших классов 7-11 лет обоего пола в целом соответствовали возрастно-половым

стандартам. Нами не было выявлено достоверно значимых различий между показателями учащихся основной и контрольной группы - как у мальчиков, так и у девочек во всех возрастных группах, также отсутствовали тендерные различия (табл. 2).

В возрасте 8-10 лет более высокие показатели длины тела имели мальчики, в 11 лет девочки незначительно превышали своих сверстников (р>0,05), что было обусловлено различными темпами прироста длины тела: наиболее значимый прирост установлен у девочек с 10 до 11 лет: длина тела увеличилась в среднем от 7,5 см до 10 см (от 5,5% до 7,8% про-тив 3,4-3,6% у мальчиков), что характеризует начало предпубертатного периода.

Таблица 2

Показатели длины тела (см) учащихся младших классов (М±т)

Возраст, лет Группа Мальчики Девочки Р с контролем

7 Основная 124,77+1,27 125,02 ±1,24 >0,05

Контрольная 124,93+1,26 125,07 ±1,25 >0,05

8 Основная 129,52 ±1,22 128,61 ±1,13 >0,05

Контрольная 129,46 ±1,34 128,85 ±1,18 >0,05

9 Основная 137,09 ±1,32 132.63 ±1.48 >0,05

Контрольная 136,81 ±1,29 133,90 ±1,35 >0,05 !

10 Основная 140,76 ±1,34 136,06 ±1,30 >0,05

Контрольная 140,55 ±1,32 139,64 ±1,33 >0,05

11 Основная 145,78 ±1,46 146,59 ±1,40 >0,05

Контрольная 145,47 ±1,48 147,12 ±1,51 >0,05

В сравнительном аспекте длина тела обследованных нами детей не имела существенных различий с показателями их сверстников из контрольной группы.

Полученные нами значения показателя массы тела 7-летних мальчиков и девочек не имели различий, они незначительно меньше (1-1,5 кг) данных детей контрольной группы. Межгрупповые различия также отсутствовали.

Прирост массы тела был неравномерным на различных возрастных отрезках у детей разного пола, независимо от принадлежности к основной или контрольной группе. У мальчиков наиболее значимый прирост был на возрастном отрезке 89 лет (около 4,5 кг, 16,5-17%, р<0,05), у девочек - с 10 до 11 лет (более .чем на 8 кг, что составило 27-29%, р<0,05), в результате 11-летние девочки имели массу тела на 1,52,5 кг больше, чем их сверстники.

При анализе распределения учащихся по уров-ням показателей длины и массы тела выявлено, что во всех возрастных группах преобладают ученики со средним уровнем анализируемых показателей (55-65%), от первого к четвертому классу количество мальчиков с «высоким уровнем» длины тела и уровнем массы тела ниже среднего увеличивается на 5%, девочек с уровнем массы тела. Ниже среднего - на 7%, а количество девочек с уровнем массы тела выше среднего - на 5%, не - зависимо от принадлежности к основной или контрольной группе.

Средне групповая величина показателя окружности грудной клетки во всех изученных группах соответствовала возрастной норме. Наиболее существенный прирост показателя наблюдался на возрастных отрезках 9-10 (у мальчиков и

девочек - на 4,8-5,5%) и 10-11 лет (у девочек - на 4,5-5,5%).

Число гармонично развитых 7-летних мальчиков по сравнению со сверстницами было на 4,5% больше, среди девочек также больше лиц с резко дисгармоничным развитием (по признаку дефицита массы тела). К концу обучения в младших классах (11-лет-ние дети) установлена тенденция к увеличению доли учащихся с дисгармонией в развитии (дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие), в большей степени также среди девочек (около 28% у мальчиков и около 32% у девочек), независим от программы обучения.

Распределение 7-летних учащихся по группам здоровья показало, что преобладают дети со II группой здоровья - от 58,3% среди девочек основной группы до 61,2% среди мальчиков основной группы, количество учащихся младших классов, относящихся к III группе здоровья, в первом классе составляло от 23,3% до 23,9%.

В динамике 4 лет обучения произошло уменьшение учащихся обоего пола, отнесенных к первой группе здоровья до 13,7-14,1%, аналогичная тенденция наблюдалась с количеством детей второй группы здоровья. Доля детей, у которых наблюдалось ухудшение здоровья при обучении с 1-го (7 лет) по 4-й класс (11 лет) (переход из I во II и из II в III группу) составило суммарно около 28%: от 26,6% у девочек контрольной группы до 29,2% девочек основной группы.

В 7-летнем возрасте число лиц, отнесенных к основной группе для занятий физической культурой, было от 66,2% (девочки основной группы) до 70,0% (мальчики контрольной группы), к 11-летнему возрасту снижение количества детей этой группы составило около 5% во всех подгруппах; возрос процент лиц отнесенных к подготовительной и специальной группе.

При анализе успеваемости и заболеваемости как факторов адаптации к учебной деятельности, установлено, что средние баллы по ряду предметов (в том числе по математике и русскому языку) по итогам учебного года в основной группе были достоверно выше, чем в контрольной группе. Уровень заболеваемости повышается к 4-му классу, и наибольший уровень зарегистрирован у 11-летних мальчиков основной группы.

Выводы:

1. Физическое развитие учащихся 7-11 лет обоего пола, имеющих дополнительные к общеобразовательной программе интеллектуальные нагрузки по программе шахматного всеобуча, соответствует возрастно-половым нормативам; антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки), их возрастная динамика, распределение по группам здоровья и для занятий физической культурой не имеют достоверных различий со сверстниками, обучающихся по стандартной общеобразовательной программе.

2. Учащиеся 4-х классов обоего пола, занимающиеся по программе шахматного всеобуча более 3 лет, имеют достоверно более высокие показатели успеваемости по предметам «математика» и «информатика», однако у них выше показатели заболеваемости, больше число лиц с признаками вегетативных изменений (45%), что требует проведения коррекционных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М М Особенности организации внимания у гиперактивных детей 5,5-7 лет / М.М. Безруких Н Е Рейсих Т А Филлипова // Научные труды I съезда физиологов СНГ.М.«Медицина-Здоровье», 2005; 1445-146.

2. Быков Е.В. Онтогенетические аспекты регуляции артериального давления у учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок / Е.В. Быков Е.А. Мекешкин, О.В Казакова. Н.Г. Зинурова // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». 2010; 24; 24(200): 24-27.

3. ГребневаН.Н. Исследование психофизиологических функций у детей с синдромом дефицита

внимания и гиперактивностью /Н.Н. Гребнева, Ю.В. Евсеева // Здоровая образовательная среда здоровое поколение: матер. Всерос. с междунар участием науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-воТюмГУ, 2009: 69-76.

4. ЗайнеевМ.М. Возрастные особенности реакции кардиореспираторной системы младших школьников на динамическую и изометрическую нагрузки в различные периоды учебного года; автореф. дис. канд. биол. наук/М.М. Зайнеев. Казань, 2009:

5. ЗвездинаИ.В., ЖигареваН.С., АгаповаИ.А. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы детей в динамике обучения в начальной школе. Российский педиатрический журнал: научно-практический журнал 2009; 2: 19-23.

6. Кокорева Е.Г. Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарешениями: дис. докт. биол наук. Челябинск, 2010: 26.

7. КолосоваТ.С Особенности эмоционального статуса младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Т.С. Колосова, М.Ю. Кондратьева / / Новые исследования. 2004; 1-2: 213-214.

8. Н.С Майк. Кардиоваскуларная система. Sato N. Miyake S. Cardiovascular reaction to mental stress: relationship with enstrual cycle and gender. J. Pysiol. Anthropol. App! Hum. Science 2004; 6(23): 215.

9. Кахаров Зафар Абдурахманович, Саттибаев Илхом Иномович, Салиева Минора Юлбарсовна, Абдурахимов Абдухалим Холиддинович, Бобоев Мухаммадаюбхон Муродхонович Антропометрические показатели физического развития у детей в Андижанской области // Universum: медицина и фармакология. 2018. №9 (54).

10. Худойбердиева Хамрохон Тиллаевна, Арзикулов Абдураим Шамсиевич, Акбарова Гулноза Хайдаралиевна, Хашимова Замира Махмуджановна Факторы риска и особенности течения адаптационных процессов у детей младшего школьного возраста // Re-health journal. 2019. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.