Научная статья на тему 'Физическое развитие детей 6-9 лет, проживающих в разных регионах мира'

Физическое развитие детей 6-9 лет, проживающих в разных регионах мира Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РОССИЯ / АНГОЛА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тавариш Рут Да Силва, Коданева Любовь Николаевна, Каганер Татьяна Александровна

Результаты исследования показали, что физическое развитие детей 6-9 лет, проживающих в Российской Федерации и Республике Ангола, значительных различий не имеет. Тем не менее, у мальчиков и девочек из Анголы значительно выше, чем у детей из России, показатели жизненной емкости легких, что указывает на более высокий функциональный потенциал организма. Следовательно, условия проживания оказывают более выраженное влияние на функциональные показатели организма ребенка, чем на уровень его физического развития. В силу полученных результатов при организации процесса физического воспитания младших школьников в Республике Ангола в школьную программу по физическому воспитанию возможно включение большего количества часов на развитие выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тавариш Рут Да Силва, Коданева Любовь Николаевна, Каганер Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical development of children aged 6 and 9 years old living in different regions of the world

The study results showed that the physical development of the children aged 6 to 9 years old from the Russian Federation and the Republic of Angola have no significant differences. However, the boys and girls from Angola have higher indicators of vital capacity of the lungs than boys and girls from Russia. It points to high functional capacity of the organism. Consequently, the living conditions have more pronounced effect on the functional parameters of the child's body than on the level of their physical development. Therefore, the school curriculum for the physical education of junior schoolchildren should include more hours for the development of endurance in the Republic of Angola.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие детей 6-9 лет, проживающих в разных регионах мира»

достоверные значения х2 = 13,67 (P <0,05), что свидетельствует о ее позитивном влиянии.

Предложенная нами методика формирования устойчивой мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности и комплексная ее оценка наглядно показали необходимость постоянной педагогической поддержки, необходимости совершенствования методических приемов, направленных на повышение уровня познавательной мотивации, отношения, потребности, реальной активности в физкультурно-оздоровительной деятельности, поведенческих проявлений самостоятельности, основанных на принципах индивидуально-творческого самовыражения студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.

2. Кузекевич, В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника : учеб. пособие. / В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. - 191 с.

3. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал «ГЦОЛИФК». - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.

4. Русаков, А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А. А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 201-205.

REFERENCES

1. Osnitsky A.K. (2010), Psychological mechanisms of independence, IG-SOCIN, Moscow, Obninsk.

2. Kazakevich, V. R. (2006), Diagnosis ofpersonality physical culture of the student, Publishing house Irkutsk State pedagogical university, Irkutsk.

3. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: Monograph, "SCOLIPE", Irkutsk, Russian Federation.

4. Rusakov, A.A. (2016), "Power athleticism in the structure of physical education of a Pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 201-205

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.03.2018

УДК 371.72

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗНЫХ

РЕГИОНАХ МИРА

Рут да Силва Тавариш, аспирант, Любовь Николаевна Коданева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Татьяна Александровна Каганер, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

Аннотация

Результаты исследования показали, что физическое развитие детей 6-9 лет, проживающих в Российской Федерации и Республике Ангола, значительных различий не имеет. Тем не менее, у мальчиков и девочек из Анголы значительно выше, чем у детей из России, показатели жизненной емкости легких, что указывает на более высокий функциональный потенциал организма. Следовательно, условия проживания оказывают более выраженное влияние на функциональные показатели организма ребенка, чем на уровень его физического развития. В силу полученных результатов при организации процесса физического воспитания младших школьников в Республике Ангола в школьную программу по физическому воспитанию возможно включение большего количества часов на развитие выносливости.

Ключевые слова: дети, физическое развитие, Россия, Ангола.

PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN AGED 6 AND 9 YEARS OLD LIVING IN DIFFERENT REGIONS OF THE WORLD

Rut da Silva Tavarish, the post-postgraduate student, Lyubov Nikolaevna Kodaneva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Tatyana Aleksandrovna Kaganer, the senior teacher, RUDN University, Moscow

Annotation

The study results showed that the physical development of the children aged 6 to 9 years old from the Russian Federation and the Republic of Angola have no significant differences. However, the boys and girls from Angola have higher indicators of vital capacity of the lungs than boys and girls from Russia. It points to high functional capacity of the organism. Consequently, the living conditions have more pronounced effect on the functional parameters of the child's body than on the level of their physical development. Therefore, the school curriculum for the physical education of junior schoolchildren should include more hours for the development of endurance in the Republic of Angola.

Keywords: children, physical development, Russia, Angola.

Изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития подрастающего поколения, выявление отклонений в физическом развитии детей разных возрастно-половых групп самым тесным образом связано с задачами охраны здоровья детей и подростков, поисками дифференцированного подхода к обучению и воспитанию, принципами гигиенического нормирования, которое, с одной стороны, должно охватывать достаточно большие детские контингенты, а с другой - учитывать их неоднородность [6]. Физическое воспитание детей занимает одно из ключевых мест в решении вопросов по сохранению здоровья детей. Интерес к тому, как воспитывается подрастающее поколение в чужеземных странах, обнаружился еще в глубокой древности. Греческий историк Геродот рассказывал о воспитании юношества в Вавилоне и Египте, римский историк Тацит отмечал особенности воспитания у древних германцев. Уже тогда ставилась утилитарная цель - воспользоваться опытом соседей для улучшения воспитания молодежи в своих странах. В странах Европейского сообщества, Швейцарии, Австрии, скандинавских странах физическое воспитание рассматривается как важная, специфическая, незаменимая составная часть процесса воспитания в целом, как личное и социальное развитие отдельного ученика, как незаменимая часть развития целостной личности ребенка [2]. В Российской Федерации образовательный стандарт ориентирует учителя на развивающее обучение школьников, которое должно строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и иметь направленность на усвоение знаний, умений и навыков как средство и способ развития учащихся [5]. По индикаторам Всемирной организации здравоохранения Ангольская Республика находится на одном из последних мест по состоянию здоровья населения. В стране фиксируется значительный уровень детей с хроническими заболеваниями, с инвалидностью, находящихся в трудной жизненной ситуации. Отсутствие специальных программ, направленных на повышение иммунизации населения на фоне плохой питьевой воды и низкого уровня гигиены населения, способствуют возникновению и развитию различных инфекций, что так же негативно влияет на состояние здоровья населения, особенно детей (http:www.ao.undp.org / WHO.htm. United Nations Development Programme - Angola, 2008). Тем не менее, ангольское правительство старается улучшить ситуацию, в первую очередь, способствуя созданию программного материала, на котором будет строится физическое воспитание, в том числе, и младших школьников. Физическое воспитание младших школьников является важной задачей образовательного процесса в начальной школе, но школьные программы по физическому воспитанию должны основываться на уровне физического развития детей.

Цель исследования - сравнить уровень физического развития детей 6-9 лет, проживающих в Российской Федерации и Республике Ангола.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Изучено физическое развитие 80 детей в возрасте 6-9 лет, являющихся учениками 1-4 классов общеобразовательной школы г. Луанда, Республика Ангола (РА). Было проведено измерение длины тела (ДТ), массы тела (МТ), окружности грудной клетки (ОГК), жизненной емкости легких (ЖЕЛ), рассчитан индекс массы тела как ИМТ = МТ, кг / Р2, м (кг/м2). Данные физического развития детей 6-9 лет, проживающих в Российской Федерации (РФ), взяты из литературных источников [1, 7].

Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакета прикладных статистических программ. Различия считали статистически значимыми при р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень физического развития многочисленных детских коллективов служит легко поддающимися объективному изучению и сопоставлению по показателям здоровья детской популяции. В этом качестве обобщенные данные о состоянии физического развития детского населения в известной степени являются предметом медицинской статистики, позволяющим прогнозировать развитие популяции, принимать те или иные управленческие решения [6]. Предполагается, что своеобразие климата, рельефа, питания, фотопериодизма сказываются на социально-биологических особенностях людей, проявляющихся, в первую очередь, в морфофункциональных характеристиках таких антропологических показателей как масса тела, строение грудной клетки, пропорции тела [1]. Выявлены и функциональные различия у жителей различных регионов России [7].

Сравнительный анализ результатов, полученных при изучении физического развития детей 6-9 лет, проживающих на территории Российской Федерации и Республики Ангола, выявил незначительные различия весоростовых показателей (таблица 1). В группе мальчиков 7 лет уровень физического развития выше у детей из России - отмечено преимущество (на 5%) в размерах окружности грудной клетки, массы тела на 8% и ИМТ на 13%. В восемь лет у детей из Республики Ангола зарегистрированы размеры окружности грудной клетки на 14% больше, чем у детей из России. К девяти годам физические характеристики детей из разных регионов мира вновь не имеют достоверных различий, как и в шестилетнем возрасте.

Таблица 1 - Физическое развитие мальчиков 6-9 лет, М±т

Показатели физического развития 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет

РФ РА РФ РА РФ РА РФ РА

ДТ, см 117,7±0,35 118,04±0,03 125,7±0,44 124,73±0,03 130,0±0,49 133,35±0,03 136,8±0,54 135,85±0,04

МТ, кг 21,2±0,18 20,63±1,44 25,3±0,39 21,62±2,02 27,9±0,46 28,18±1,45 32,9±0,68 30,31±3,43

ОГК, см 57,4±0,19 55,84±2,59 60,4±0,36 57,15±1,62 60,0±0,43 69,73±2,60 67,1±0,59 71,58±2,64

ЖЕЛ, л 1,40 2,00±0,07 1,66±0,29 2,16±0,38 1,89±0,03 2,25±0,05 2,15±0,03 2,31±0,23

ИМТ, кг/м2 15,47±0,22 15,1±0,39 16,0±0,196 13,9±0,41 16,5±0,88 15,9±0,23 17,5±0,10 16,4±0,54

Оценка функциональных резервов организма по показателям ЖЕЛ свидетельствует о значительном функциональном преимуществе детей Республика Ангола. Так в 6 лет показатели ЖЕЛ выше у детей из Анголы на 40% относительно нормированных показателей для данной возрастной группы, принятых в России. Результаты ЖЕЛ, полученные у детей 7-9 лет из Республики Ангола сравнивались с такими же показателями, поученными у детей, жителей северного региона [4]. Наблюдается превышение результатов ЖЕЛ на 13% у мальчиков из Анголы в возрасте 7 лет, на 16% в возрасте 8 лет и на 7% - в возрасте 9 лет относительно результатов, полученных у россиян.

Сравнительный анализ физического развития девочек показал, что в 7 лет девочки-россиянки имеют МТ выше на 8%, в 8 лет и 9 лет обхват грудной клетки у девочек из России меньше на 11-12% относительно девочек из Анголы. В тоже время показатели

ЖЕЛ девочек из Анголы значительно выше, чем у россиянок данного возраста: в 6 лет -на 40%, в 7 лет - на 33%, в 8 лет - на 30%, в 9 лет - на 26%.

Таблица 2 - Физическое развитие девочек 6-9 лет, М±т_

Показа- 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет

тели фи-

зического РФ РА РФ РА РФ РА РФ РА

развития

ДТ, см 116,4±0,31 120,89±1,10 124,6±0,43 120,61±2,92 129,4±0,45 131,18±3,22 134,2±0,47 133,50±3,62

МТ, кг 20,5±0,21 20,98±1,63 24,5±0,38 22,35±1,93 27,8±0,54 28,39±2,58 30,0±0,45 30,69±3,88

ОГК, см 56,0±0,25 55,84±2,59 59,1±0,41 57,97±2,08 61,7±0,49 69,36±2,53 63,3±0,44 72,38±2,49

ЖЕЛ, л 1,20 1,98±0,08 1,44±0,04 2,14±0,26 1,60±0,03 2,28±0,06 1,75±0,02 2,37±0,13

ИМТ, 15,19 14,57 15,7 16,3 16,75 16,51 16,67 17,1

кг/м2

Таким образом, несмотря на значительное различие в климатогеографическом положении стран мы не выявили значительных различий в физическом развитии детей 6-9 лет. Тем не менее, различия в функциональном потенциале организма, определяемом по показателям ЖЕЛ, весьма значительны. Известно, что возраст 6-7 лет связан с усиленным ростом ребер и изменением их положения, формы и объема грудной клетки. Изменения в анатомических характеристиках меняет и характер дыхания. До 6 лет у детей преобладает брюшной тип дыхания, который зависит от силы мышц брюшного пресса и диафрагмы. После 6-7 лет все большее участие в процессе дыхания принимают межреберные и межхрящевые мышцы, следовательно, дыхание становится грудобрюшным, что более эффективно и экономично [3]. Можно предположить, что данные процессы у детей из Анголы происходят раньше. Этим можно объяснить и более высокие величины обхвата грудной клетки, которые достоверно выше у детей из Анголы.

Таким образом, результаты исследования показали, что физическое развитие детей 6-9 лет, проживающих в Российской Федерации и Республике Ангола, значительных различий не имеет. Тем не менее, у мальчиков и девочек из Анголы значительно выше, чем у детей из России, показатели ЖЕЛ, что указывает на более высокий функциональный потенциал организма. У мальчиков различия зафиксированы в пределах 7-40%, а у девочек - 26-40%. Следовательно, условия проживания оказывают более выраженное влияние на функциональные показатели организма ребенка, чем на уровень его физического развития. Ранняя перестройка в системе жизнеобеспечения, возросшие возможности ребенка, благоприятствуют более совершенной адаптации к условиям школьного обучения. И таким образом, приемлемо, что дети Республики Ангола поступают в школу с 6 лет, а младшими школьниками считаются дети в возрасте 6-9 лет. В силу полученных результатов при организации процесса физического воспитания младших школьников в Республике Ангола в школьную программу по физическому воспитанию рекомендуется включить большее количество часов на развитие выносливости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, Н.А. Адаптационная и этническая физиология: продолжительность жизни и здоровье человека / Н.А. Агаджанян ; Рос. ун-т дружбы народов. - М. : Изд-во РУДН, 2009. - 34 с.

2. Гринченко, И.Б. Физической воспитание в странах Европы: образовательный аспект // Сборник статей XI Международной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях», 23-24 апреля 2015 г. Часть II. - Белгород ; Харьков ; Москва, 2015. - С. 43-48.

3. Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника 1-4 классы : пособие для учителя / В.И. Крипичев. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. - 144 с.

4. Кровообращение и дыхание у школьников в циркумполярных условиях : монография / А.В. Грибанов, А.Б. Гудков, О.Н. Попова, И.Н. Крайнова ; Северный (Арктический) федеральный ун-т. - Архангельск : Изд-во С(А)ФУ, 2016. - 270 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] // URL :

http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 01.01.2018).

6. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации // Сб. материалов. Выпуск VI / под ред. акад. РАН и РАМН А.А. Баранова, член-корр. АПМН В.Р. Кучмы. - М. : Издательство «ПедиатрЪ», 2013. - 192 с.

7. Чеснокова, В.Н. Сезонный аспекты адаптации юношей на Европейском Севере России : монография / В.Н. Чеснокова ; Северный (Арктический) федеральный ун-т. - Архангельск : Изд-во С(А)ФУ, 2010. - 165 с.

REFERENCES

1. Agadzhanyan, N.A. (2009), Adaptive and ethnic physiology: life expectancy and human health, Moscow, RUDN, Russia.

2. Grinchenko, I.B. (2015), "Physical education in Europe: educational aspect", Physical education and sport in institutes of higher learning, XI international scientific conference, 23-24 April, Part II, Belgorod-Kharkov-Moscow, Russia, Belarus, pp.43-48.

3. Kirpichov, V.I. (2002), Physiology and hygiene of primary school children grades 1-4: manual for teachers, VLADOS, Moscow, Russia.

4. Gribanov, A.V., Gudkov, А.В., Popova, О.№, Kraynova, I.N. (2016), The circulation and breathing of pupils in the circumpolar conditions: monograph, SАFU, Arkhangelsk, Russia.

5. Federal state educational standard ofprimary General education (order of the Ministry of education and science of Russia of October 6, 2009. № 373), available at: http://base.garant.ru/197127/.

6. Ed. Kuchma, V.R. (2013), Physical development of children and adolescents in the Russian Federation, conference proceedings (graduation VI), publishing house Pediatrician, Moscow.

7. Chesnokova, V.N. (2010), Adaptation season aspects of young men in the European North of Russia: monograph, NARFU, Arkhangelsk, Russia.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.03.2018

УДК 799.31

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ДЕВУШЕК-ВИНТОВОЧНИЦ 15-17 ЛЕТ

Ирина Александровна Сабирова, доктор педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР, заведующая кафедрой, Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук,

профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, Педагогический институт физической культуры и спорта, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Анна Владимирова Кайдакова, преподаватель, мастер спорта России, Воронежский государственный институт физической культуры, г. Воронеж;

Артур Александрович Ломакин, аспирант, Московская государственная академия

физической культуры, Малаховка

Аннотация

В статье поставлена задача: используя индивидуальный подход, изучить особенности изменения психофизиологических показателей спортсменок-стрелков с учетом ОМЦ. Выявить факторы, влияющие на уровень специальной работоспособности стрелков-винтовочниц. Разработать и экспериментально обосновать методику спортивной тренировки спортсменок, специализирующихся в стрельбе из винтовки с учетом работы в различных упражнениях винтовочной программы. Доказано положительное влияние разработанной методики на показатели специальной работоспособности в условиях соревнований.

Ключевые слова: спортивная тренировка, стрелки-винтовочники, ОМЦ, психофизиологические особенности, индивидуальный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.