Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHYSICAL EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA / PRE-REVOLUTIONARY TEXTBOOKS OF PHYSICS / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ / ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ УЧЕБНИКИ ФИЗИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович

В статье рассматриваются различные аспекты истории возникновения, становления и развития физического образования в дореволюционной России, в том числе эволюция учебников физики; малоизвестные страницы - Московское общество изучения и распространения физических знаний (1912); Всероссийские съезды преподавателей физики, химии и космографии в Санкт-Петербурге (27 декабря 1913 - 6 января 1914) и Москве (5-9 июня 1917).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

The history of the origin, formation and development of physical education in pre-revolutionary Russia. Unknown pages: the Moscow society for the study and dissemination of physical knowledge (1912); all-Russian congresses of teachers of physics, chemistry and cosmography in St. Petersburg (1914) and Moscow (1917).

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.В. Ергин

ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: физическое образование в дореволюционной России, дореволюционные учебники физики.

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты истории возникновения, становления и развития физического образования в дореволюционной России, в том числе эволюция учебников физики; малоизвестные страницы - Московское общество изучения и распространения физических знаний (1912); Всероссийские съезды преподавателей физики, химии и космографии в Санкт-Петербурге (27 декабря 1913 - 6 января 1914) и Москве (5-9 июня 1917).

Проблема модернизации преподавания физики в современных условиях не может быть решена без всестороннего анализа опыта прошлых лет. Сохранение для будущего всего лучшего и эффективного независимо от времени его создания должно быть положено в основу совершенствования любого вида обучения на основе современных образовательных технологий. В этой связи особое место занимает анализ учебников и методов преподавания физики как в дореволюционной, так и в современной России.

Преподавание физики в России имеет почти 350-летнюю историю. Оно началась тогда, когда приглашенные царем Федором Алексеевичем Романовым из Греции монахи -братья Иоанникий и Софроний Лихуды - начали читать слушателям Заиконоспасской Славяно-греко-латинской академии, основанной в Москве в 1687 году, две первые книги и 9-ю главу третьей книги «Физики»2 Аристотеля. Однако уже через несколько лет из-за богословских споров между «грекофильской» и «латинской» партиями и политической борьбы в Русской Церкви и при царском дворе они были отстранены от академии; преподавание физики в Российском государстве прекратилось и «аристотелева наука» на долгие годы была обречена на неизвестность.

Реформы Петра I, ставшего первым императором, затронули все сферы деятельности российского общества, в том числе и систему образования, одной из основных задач которой было распространение просвещения. По инициативе Петра I был разработан «Проект Положения об учреждении Академии»: последняя должна была «включить собственно академию, а также университет и гимназию». Таким образом, создаваемой Императорской Петербургской академии наук вменялось в обязанность исполнение тех функций, которые в других странах подобным учреждениям свойственны не были. Как отмечалось в «Проекте...», хотя «в прочих государствах» университеты и другие корпорации не были связаны между собой, но, учитывая «состояние здешнего государства» не нужно было следовать западным примерам: «без университета и гимназии академия мало принесет пользы и не оправдает себя из-за отсутствия достаточного числа образованных людей». Согласно «Проекту.», гимназия должна быть подготовительной школой, в которой обучали бы «первым фундаментальным наукам» и готовили бы юношество к поступлению в университет, который создавался как учреждение, признанное «расплодить науки в России» и воспитать кадры отечественных ученых и специалистов - практиков для самой академии3.

Задуманная Петром Великим Петербургская академия наук открылась уже после его смерти: Указ Екатерины I о назначении Президента академии датирован 20 ноября 1725 года, а первое торжественное академическое заседание, с которого ведет свое создание Российская академия наук, состоялось 27 декабря того же года [1, 42]. Центром деятельности ученых академии являлась ее Конференция, состоявшая из действительных членов,

пеппгогичесний журнал спшнортостпнп ы 2(57). я015 §®§®а®е

делившихся на академиков и адъюнктов. Поскольку на академиков по «Проекту...» 1724 года возлагались и преподавательские обязанности, они именовались еще и профессорами, а адъюнкты, научными занятиями которых руководили академики, считались их помощниками. Однако уже в следующем, 1726 году, было установлено деление профессоров на «ординарных» (штатных, занимающих кафедру) и «неординарных» (сверхштатных, кафедру не занимающих). С первых дней основания Петербургская академия имела и иностранных почетных членов4, которые должны были следить за научной жизнью у себя на родине и информировать о ней.

Первыми академиками по физике, приглашенными в Россию по рекомендации немецкого философа Христиана Вольфа (первого почетного члена Петербургской академии наук), были его ученики Христиан Мартини и Георг Бюльфингер. Мартини уже в 1726 году перешел на кафедру логики и метафизики, а еще через год навсегда покинул Россию. В 1731 году на Запад возвратился и Бюльфингер: однако, оставшись почетным членом академии, он до конца жизни не прерывал с ней связь; его экспериментальные исследования по усовершенствованию барометров и воздушных насосов, подъема жидкостей в капиллярах («тонко-скважинных трубках») стали первыми оригинальными работами по физике, опубликованными на русском языке.

С 1730 по 1733 год кафедру физики в академии занимал великий математик, физик и механик Леонард Эйлер5, впоследствии - академик по математике, обогативший в 17681771 годах физику тремя томами своей «Диоптрики», в которой, в частности, дал формулу двояковыпуклой линзы, предложил способ расчета показателя преломления среды, способ устранения хроматической аберрации оптических систем, сделал расчет оптических частей микроскопа. С 1733 года на кафедру физики вступил Георг Крафт6, много сделавший для организации физического кабинета академии, «так что корпус физических инструментов вдруг знатнейшим по всей Европе учинился» и ставший первым, «который при Академии полный курс экспериментов имел». Первым физиком-академиком, воспитанным в России (1841), стал адъюнкт Георг Рихман7, ученик Крафта: он положил начало исследованиям атмосферного электричества.

Одним из важнейших направлений деятельности академии наук было создание по возможности в более короткие сроки национальных кадров русской науки. Именно эта цель стояла на первом месте при организации академических университета и гимназии при нем. До того в России были только духовные школы - две академии (в Киеве и Москве), из которых впоследствии по Духовному регламенту 1721 года была создана сеть семинарий (в числе лучших был Харьковский Коллегиум, 1726), циферные школы, а также специальные военно-учебные заведения, служившие «для приготовления знающих людей собственно к службе артиллерийской, инженерной и морской»: Московская академия в Петербурге (1715), инженерные школы в Москве (1712) и Петербурге (1729), слившиеся впоследствии в Артиллерийский и Инженерный шляхетский корпус (Петербург, 1762).

Открывшаяся в начале 1726 года гимназия при академическом университете имела изначально чисто гуманитарный уклон: в ней полностью пренебрегали подготовкой учащихся в области физико-математических наук. Лишь в 1738 году, когда инспектором гимназии назначили физика Г.В. Крафта, им совместно с Леонардом Эйлером была разработана новая программа гимназического преподавания с включением математических дисциплин. Теперь гимназия состояла из двух отделений (или школ) - немецкого и латинского, что было связано с особенностями преподавания: учителями являлись преимущественно немцы, а латинский язык был основным языком, на котором велось преподавание.

Имя будущего великого ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова в связи с Императорской академией наук впервые было упомянуто только в 1732 году, когда он оказался в числе двенадцати учеников Московской Славяно-греко-латинской академии, отобранных для участия в Камчатской экспедиции Витуса Беринга: «Михайло Ломоносов, крестьянский

сын из Архангельской губернии Двиницкого уезда Куростровской волости, двадцати двух лет». Однако судьба распорядилась так, что Михайло Ломоносов оказался в числе трех других учащихся, посланных для обучения химии и горному делу в Германию в Марбург-ский университет, в котором преподавал почетный член Петербургской академии Христиан Вольф: русским студентам «надлежало стать его достойными учениками, спрашивая во всех случаях совета у своего учителя».

После пятилетнего пребывания за границей (в Марбурге и Фрейбурге) М.В. Ломоносов вернулся в Россию и в августе 1741 года представил в академию на рассмотрение Конференции научную диссертацию по прикладной оптике, связанную с изобретением зажигательных инструментов, состоявших из большого числа собирательных линз в комбинации с плоскими зеркалами [1, 81], после чего он стал адъюнктом по физике Петербургской академии наук.

Это было тяжелое для академии время, когда царский двор и правительствующий сенат постоянно вмешивались в ее дела, давая поручения по обслуживанию различных придворных церемоний и празднеств, ничего общего не имевших с наукой: долгое время президенты академии даже не избирались, а назначались; в знак протеста из России в Берлин уехал Эйлер, за границей стали распространяться слухи о бедственном положении академии и о том, что, возможно, в ближайшее время она будет закрыта [2, 38].

Приступая к преподавательской деятельности в Академической гимназии и Академическом университете, М.В. Ломоносов столкнулся с тем, что преподавание в них проводилось на иностранных языках, зачастую даже без учебников, а если таковые и использовались, то они, как правило, были далеко не лучшими. Так, в те годы в Европе физику изучали в основном по двум учебникам: один был написан Христианом Вольфом, а другой Вилле-мом Якобом Гравеландом. Учебник Христиана Вольфа был хорошо знаком М.В. Ломоносову, и он принялся за его перевод на русский язык, что представляло большую сложность: в русском языке совсем отсутствовала необходимая научная терминология8.

«Волфианская Експериментальная физика, с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная. С котораго на российский язык перевел Михайло Ломоносов Имп. Академии наук член и химии профессор СПБ, при Имп. Акад. наук, 1746» стала первым учебником по экспериментальной физике на русском языке, представлявшим собой перевод Ломоносовым шестого раздела книги Л.Ф. Тюммига «Основания вольфианской философии, составлены для академического пользования. Т.1. Франкфурт и Лейпциг. 1725». Данная книга, в свою очередь, была сокращенным переводом с немецкого трехтомного труда Христиана Вольфа "Физические эксперименты, или Всевозможные полезные опыты, которыми прокладывается путь к точному познанию природы и искусства".

"Волфианская Експериментальная физика." открывалась посвящением вице-канцлеру М.И. Воронцову: «Видит уже Россия и тое вожделенное время, в которое премудрого ее основателя Петра Великого предсказание сбываться начинает. Прозорливый разум свыше просвещенного сего монарха предусмотрел, что в пространном сем государстве высокие науки изберут себе жилище и в российском народе получат к себе любовь и усердие. Что его Величество не токмо словесно предвозвещал, но и самым делом показывал, приготовляя и строя всякие следствия и способы, к принятию, содержанию и распространению оных потребные» [3, т.1, 421].

Первое издание «Волфианской экспериментальной физики», вышедшее в свет в 1746 году тиражом 1200 экземпляров, быстро разошлось, и стал вопрос о переиздании этого первого на русском языке учебника 9.

В Национальной библиотеке Республики Башкортостан и в отделе редких книг и рукописей библиотеки Башкирского государственного университета сохранились экземпляры второго издания «Волфианской экспериментальной физики, с немецкого подлинники на

пеппгогичесний журнал спшнортостпнп ы 2(57). я015 §®§®а®е

латинском языке сокращенной, с которого на русский язык перевел Михайло Ломоносов. Напечатана вторым тиснением с прибавлениями в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук 1760» [4; 5]. В этом издании был полностью сохранен основной текст, но Ломоносов дополнил книгу новым посвящением графу М.И. Воронцову и шестью «Прибавлениями» [3, т. 1, 429-574], в которых кратко изложил результаты своих собственных исследований в области физики. Желание сделать максимум возможного в деле подготовки кадров отечественных ученых Ломоносов ярко выразил во «Вступлении» ко второму изданию «Волфианской экспериментальной физики»:

«...сия книжица почти только для того сочинена и ныне переведена на Российский язык, чтобы по ней показывать и толковать физические опыты».

Призывом к молодежи изучать науку звучат и последние слова этого «Вступления»: «...оканчивая сие, от искреннего сердца желаю, чтобы по мере обширного сего государства высокие науки в нем распространились и чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно преумножались».

Одновременно с переизданием «Волфианской экспериментальной физики» с ломоносовскими «Прибавлениями» в том же, 1760 году, увидела свет «Вольфианская теоретическая физика, с немецкого подлинника на латинском языке сокращенная, переведена на российский язык Императорской Академии переводчиком Борисом Волковым: в Санкт-Петербурге.1760». Она представляла собой перевод последнего (седьмого) раздела упомянутой выше книги Л.Ф. Тюммига «Основы натуральной, или физической философии».

Написанное Ломоносовым к этому переводу «Прибавление», имевшее название «О электрической силе», фактически совпадало с «Прибавлением VI» упомянутого выше второго издания «Волфианской экспериментальной физики». В нем Ломоносов кратко изложил содержание предложенных им самим новых опытов с электростатической машиной. При этом он обратил внимание на то, что многие из этих опытов «не толь опасны» и имеют большое практическое значение, а «есть и приятные и важную надежду к благополучию человеческому показывающие».

С самого начала создания в Петербурге Академического университета существовала проблема набора воспитанников с соответствующим уровнем образования. Дело доходило даже до того, что для увеличения числа слушателей профессора и адъюнкты не редко вынуждены были ходить на занятия друг к другу. В 1747 году академику Петербургской академии наук В.К. Тредиаковскому, начавшему реформу русского языка в России, было поручено набрать в ученики семинаристов из Новгорода, Петербурга и Москвы. По проекту нового Устава Академического университета (1750) для чтения лекций были назначены шесть академиков при ничтожном количестве студентов. К улучшению работы университета приложил руку и М.В. Ломоносов, попытавшийся поправить дело с помощью дарования учащимся Академической гимназии ряда привилегий и дополнительных прав, но все это оказалось недейственным. Позднее М.В. Ломоносов с горечью признается: «При Академии наук не только настоящего уни

верситета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского не видноV0.

Одной из граней просветительной деятельности М.В. Ломоносова, к тому времени уже ученого-энциклопедиста, стал проект создания Императорского Московского университета: Указом императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, он был основан 12 (25) января 1755 года1 . При университете сразу же были учреждены две гимназии - одна для детей дворян, другая (по настоянию Ломоносова) для детей разночинцев. По мнению М.В. Ломоносова, наличие при университете гимназий было совершенно необходимым условием его существования. Известны знаменитые слова М.В. Ломоносова из его письма фавориту Елизаветы Петровны графу И. И. Шувалову, первому куратору Московского университета: «При Университете необходимо должна быть гимназия, без которой Университет как пашня без семян». Академические гимназии в Москве были открыты в 1755 году одновременно с университетом, а в 1758 году как филиал университета на тех же что и московские гимназии правилах была учреждена гимназия в Казани.

б О ЖIЕ Ю МИАОСТ1Ю МЫ

ЕЛ ИСАВЕТЪ ПЕрвАЯ. ИМПЕрлтрИЦА И САМОДЕрЖИЦА ВСЕрОсС1ИСКЛЯ. it n р о 1 а я • и п ро ч А я » и проча«.

Огдл бскмгргШ'ЫЯ ел-'пы ьЬ 6о»1» пачиялющен лювОнЪишТя ШшЬ родитель и Государь ПЁТрЪ Первым ИмлерлторЬ ВелиЫя м обионитсль оп-счестн.1 своего» по груженную воглуОинЪ нсвЬжествЬ • и«с.ибсм1) н» »Ь силлхр росс1к> ■ ко поз>ин)ю НСПЯННЛГО бл.ичтолучГя роду чслопЬчссяому пр-в->дилЬ. k.ikIc и килмиГс вовсс время дс-|Я- '»шси сноси т.н.ч.н МонлршссьТе пЬшомЬ труды полагалЪ» iirmiMtNU pwccfx v\ммтуетЪ • но и большая чюнь спЬта тому СИМдЪмчГЛЬ* »» XOI1..1 UU HfC.VCHA ЖИЖИ ИЮЛЬ ПыСоКОСЛЛЯНМ О Mill 1^X4

О ИЦД I .А иг го и Гисуд.'рЯ иелплен<снш1е Его предпринял кЪ cimcp. uifuctiibv и i с достигли • но Мы пескышняго Ол-юьолен!ечЬ со в«11У(мс*:1я Н iiiri o на Dccpoccl*< кТи ПрсыполЪ всеч-еное имВемЬ Лмп«.чс1<1с и тр> д'» • к >кЬ о исполнен!» всЬхЬ Его славиыхЪ предпринял» тлкЬ и о прощвгдсьТи пест что толгко кЬ лолыЬ и и \лгч>получЫ каи отечества слуяипк можетЬ • чг.чЬ ухе дЬкстмигсльно по миогимЬ витер1ямЪ rct> яЪрноподдлиныс >ишерЫ1мми Н irwMH МАЛ1>севд1ями нынЬ пользуются • н впредь отомни полмов. тся отнутЬ. чти времена и дТтенЫя по вся. (непйо дока лом ют Ь. «ему послЬдуя И11> МаимхЬ ист«нныхЪ • Тш.рГопнм Ь • м »мая довольно что едина;пенно Н тс хсмн(с и воля состЬишЬ иЬ гроиогден! i плроднаго блдгополуч1я кЪсллиЬ 011>счсСя*м • упражняясь lib тпмЪ ьЬ соне» шинному Нашему v дояольсшгТю - прУлЪжнпггш. см ю и шрудЬ вЬ общенародную .холыу прилагали^ но ктЬ всякое доОри лсоиахпдишЬ ишЬ про» > «жцемнлго paцумл« а нлпронжнЬ пюго дло искореняется • то сл^домтслы-о нужда необходимая о томо етлрлшься • чнюбЬ сг.оСобомЬ пристоиных'о »оукЬ > во)рлегпдло вЬ пространной Натек Hvncp!* всякие поленте лммТе; чему подражая для <>б1Цси отечеству ■ >ы>1 СснатЬ Н.ниЬ • н пригнаяЬ м весьма полезно: кЬ оСЩе-н-родночу благополу-Пю все1.оддЛ|1иЬи1пс НамЬ домоем л Ь ; что действительной Н.ниЬ кшжрсрЬ и КдмлгрЬ ШушловЬ поданмымЪ

СснашЬ д(тишсн1емЬ . cb лриложенТсмЬ Прогкпм и Штата «» учрежден1и ьЬ МогкоЬ одного у нингремтета и дву Гимн4км • слЬлукмуее аредсаыьлялЪ. К-кЬ наука велдЬ нужна я полезна . »яакЬ списобомЬ том г росвя (Ценные народы преволнесены мпро. < мвлены надЬ жявущ -мм но шьмЬ нсвЬдЪн)я людьми » вЪ чемЪ <.«идЬп>с\ьство аидмнос I Liuiero вЪка ошЬ (ЗОГЛ длрамннаго • ib Слабойолуч)ю Н.шси ИмлерЫ ридяшеля Нашего Государя

Имас-

Указ об открытии Московского университета

аепагогичесний журнал Башкортостана ы 2(57). 2015 §®§®а®е

Со второй половины XVIII века система народного образования в России стала строиться по австрийскому образцу. Императрицу Екатерину II с этой системой познакомил император Австрии и король Венгрии Франц Иосиф I, который выписал для нее учебники нормальных австрийских школ. Он же указал императрице на человека, наиболее подходящего для организации народных школ в России: им был педагог, последователь Я.А. Коменского Федор Иванович Янкович де Мериево12, серб по происхождению, хорошо знавший русский язык.

Янкович де Мериево, приглашенный Екатериной II для работы в России (1782-1804 годы), стал душой большинства педагогических начинаний по созданию целой системы народных школ и по преобразованию всех существовавших в те годы специальных учебных заведений. Была создана Комиссия по преобразованию народных училищ (впоследствии реорганизованная в Министерство народного просвещения), которую возглавил сенатор граф П.В. Завадовский [6].

Первыми учебниками физики, написанными для государственных средних учебных заведений России, когда, согласно первому школьному Уставу 1732 года, физика была выделена в самостоятельный предмет, стали «Краткое руководство к физике...» (1785) М.Е. Головина, выдержавшее четыре издания, «Руководство к физике.» (1785) П.И. Гиларовского; «Физика.» (1797) М.М. Сперанского, «Физика.» (1801) И.А. Двигубского и «Начальные основания физики.» (1802) Г.Ф. Шрадера. Последний учебник физики, выдержавший четыре издания, вышел под редакцией академика В.В. Петрова.

В предисловии к «Краткому руководству к физике.» [7] М.Е. Головина13, преподавателя математики и физики Петербургской учительской семинарии, подчеркивалась особая роль физического эксперимента как важнейшей составной части методики преподавания физики: «. физика освобождает нас от суеверий, заблуждений, страха и ужаса, истоки которых в ложном о вещах понятии, она учит нас рассуждать здраво и основательно, и что при ее преподавании необходимо использовать физические инструменты, чтобы показать учащимся их употребление» [7, 3]. Автор учебника говорил не только о важности полученных физических знаний при их применении в жизни, но и на конкретных примерах попытался рассказать о результатах новейшей науки того времени. Так, во втором издании своего учебника (1786) М.Е. Головин поместил специальный параграф, посвященный планете Уран, незадолго до этого открытой Уильямом Гершелем (1781). Значительную часть учебника занимал материал «О строении мира», где автор выступил убежденным сторонником гелиоцентрической системы. Однако, с другой стороны, при изложении теории теплоты М.Е. Головин не пользовался замечательными пионерскими идеями М.В. Ломоносова по этому вопросу, а придерживался широко распространенной в то время теорией теплорода.

Перу М.Е. Головина принадлежит еще один учебник - «Руководство к механике.» (1785) [8], - просмотренный и одобренный к печати самим Леонардом Эйлером. Автор этого учебника одним из первых использовал в нем понятие, близкое к понятию «вектор». Изложение основных разделов механики (равномерного и переменного движения, силы, простых и сложных механизмов, силы трения) М.Е. Головин проводил в соответствии с требованием, «чтобы учителя предложения свои при преподавании предмета делали ясными, вразумительными и порядочными, а учение, особливо для маленьких учеников, было легким, приятным и более забавным, нежели тягостным».

«Руководство к физике.» П.И. Гиларовского [9], в отличие от учебника физики М.Е. Головина, предназначенного для преподавания в народных училищах, изначально создавалось как руководство для подготовки преподавателей для этих училищ. Сохранилось довольно мало сведений о П.И. Гиларовском [10]: в учрежденном в 1758 году Благородном Пажеском корпусе он преподавал «Российский слог и латинский язык», а в первом женском училище в России, основанном в 1764 году под названием «Общество благород-

ных девиц», известном впоследствии как Смольный институт, - физику. Однако учебным заведением, к которому П.И. Гиларовский наиболее тяготел во всей своей преподавательской деятельности, была Учительская гимназия (семинария), «назначенная для приготовления учителей в открываемых вновь народных училищах». После окончания работы над учебником П.И. Гиларовский представил его в Комиссию об установлении народных училищ, которая нашла, что «сочинение сие гораздо полнее существующего руководства к физике [учебника М.Е. Головина - Ю.Е.], уже изданного для ученического употребления в народных училищах, и содержит в себе разные новейшие в физике открытия, так и часть химии, принадлежащие, весьма в общежитии полезные. Потому книга сия может служить с пользой не только для учительского, в народных училищах, употребления к объяснению истин, в самой краткости изложенных в малом, напечатанном для сих училищ руководстве, но что и оное приятно будет для всех вообще любителей наук, не имеющих удобности почерпать о сих науках сведения из иностранных книг».

В посвящении книги П.И. Завадовскому П.И. Гиларовский говорит, что «совершился уже один Лустр (пятилетие), как я нахожусь под Вашим покровительством»: с 1788 года до смерти М.Е. Головина автор учебника преподавал в Петербургской учительской гимназии только физику. В своем учебнике П.И. Гиларовский после ознакомления читателя с общими свойствами тел затем в виде отдельных глав рассмотрел вопросы: «О воздухе», «О газах», «О воде», «Об огне», «О земле», «О магнитной силе» и «Об электрической силе». Кроме этого, в учебник были включены элементы химии и астрономии. На страницах своего «Руководства к изучению физики.» П.И. Гиларовский, следуя М.В. Ломоносову, большое внимание уделил обобщению результатов наблюдений и опытов. Вот как, например, при рассмотрении вопроса о пористости тел (в учебнике использован термин «скважность») автор описал смешивание воды и винного спирта (по одному кубическому дюйму), в результате чего объем смеси уменьшился: «...пространство, телом занимаемое, не все состоит из вещества, а имеет некоторые междуместия между частями тела, в которых вещества того совсем нет. Следовательно, при оных смешиваниях кажущаяся потеря тел происходит оттого, что некоторая часть тела входит в междуместия другого» [9, 35]. В подтверждение такого вывода П.И. Гиларовский приводит описание других опытов, доказывающих пористость дерева, кожи животных и яичной скорлупы. Показав, что поры в различных веществах отличаются только размерами, автор подводит читателя к понятию «плотности содержания материи тела к пространству, им занимаемому», которое он называет «плотностью тела».

В своем учебнике П.И. Гиларовский приводит и сведения о различных физических приборах, которые называет «орудиями»: лейденской банке (изобретенной в 1745 году), электрофоре (1775), электроскопе (1781). Учебник содержит также большой исторический материал о вкладе в физику Галилео Галилея, Отто Гернике, Эванджелиста Торричелли, Исаака Ньютона, Рене Декарта, Леонарда Эйлера и других ученых. И, наконец, стараясь добиться популярности своего учебника и более широкого его использования учащимися, которые далеко не всегда имели достаточную математическую подготовку, П.И. Гиларовский, долгое время преподававший и математику, в конце книги поместил обширные, почти 70-страничные «Приложения математических доказательств к различным параграфам» [9, 426-493].

6 ноября 1796 года внезапно умерла Екатерина II, переписывавшаяся с Вольтером и Дидро, в царствование которой началась новая полоса в системе развития народного образования России. На трон взошел 42-летний Павел I, ненавидевший мать как вероятную участницу убийства своего отца - несчастного Петра III. С этого времени началось своеобразное контрцарствование, отрицавшее самый дух просвещенного екатерининского времени.

Еще за пять лет до кончины императрицы Екатерины II начала восходить звезда Михаила Сперанского14 (1771-1839), ставшего при императоре Александре I автором различ-

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). sois ssssss^

ных проектов государственного преобразования России, составителя «Свода законов» и «Первого собрания законов Российской империи»: летом 1792 года двадцатилетний выпускник Петербургской Александро-Невской семинарии начал преподавать в своей «alma mater» сначала физику и риторику, а затем философию. Долгие годы конспекты и записи лекций М.М. Сперанского оставались в рукописном виде и были известны лишь очень узкому кругу научной общественности. Эта участь не миновала и его «Физику.» [11], написанную фактически в 1797 году, но в виде книги отпечатанную только в 1872 году (то есть через семьдесят пять лет после смерти ее автора) к 100-летию со дня рождения графа М.М. Сперанского.

История появления этого учебника необычна и еще раз подтверждает афоризм «Habent sua fata libelli» (Книги имеют свою судьбу; лат.). Рукопись этого учебника физики была получена в 1869 году настоятелем Московского Златоустовского монастыря купцом В.Н. Басниным от бывших учеников М.М. Сперанского для опубликования в «Чтениях Императорского Общества истории и древностей Российских». В предисловии к «Физике.», написанном профессором, членом-корреспондентом Петербургской академии наук О.М. Бодянским, филологом и историком, одним из первых славистов в России, говорилось о том, что перу молодого Михаила Сперанского принадлежало еще и руководство «Правила высшего просвещения», в котором автор продемонстрировал свою начитанность в классической литературе, в первую очередь латинской, глубину и самостоятельность эстетических суждений: «... быть может, всплывут на свет Божий также нежданно, как эти записи по физике, и чтения по философии, по уверениям современников восхищавшие слушателей, которые отличались яркостью изложения и логикой». Завершая предисловие, его автор справедливо высказал мысль: «Мы, русские, по справедливости имеем полное право гордиться славным графом Сперанским» [11, 5].

Автор «Физики.» прямо утверждал, что, благодаря открытиям Декарта, Кеплера и Ньютона, человек сильно расширил пределы познанного им мира, обогатил круг своих понятий: «... первая польза, которую доставила человеку Физика, состоит в том, что она научила его смотреть на все с участием, любить природу и удивляться ей. Надобно наблюдать за природой, часто вопрошать ее опытами и вырывать, так сказать, насильно ее тайны, заставляя ответить на наши вопросы, чтобы можно было сопоставить творения природы с творениями людей и узнать существенные их различия. Когда Человек будет знать все законы природы, тогда все суеверия уйдут и ложь их обнажится».

Вступивший на престол Александр I учредил в Российской империи Министерство народного просвещения, что положило начало новому этапу развития отечественного образования. Уже в следующем, 1803 году, было создано «Положение об учебных заведениях», которое реализовало в системе образования новые принципы: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на его низших ступенях, преемственность учебных программ. При Александре I появилось пять новых университетов с естественнонаучными факультетами: в 1802 году - Дерптский (Юрьевский), в 1803 году - Виленский, в 1804 году -Харьковский и Казанский, а открытый в 1804 году Петербургский педагогический институт был преобразован в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. Устав Московского университета, принятый в 1804 году, ставший образцом для других университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (тогда их называли «факультетскими собраниями») в формировании учебных планов и программ изучаемых дисциплин. При жизни Александра I университеты в Устюге Великом и Тобольске открыты не были. Только в 1878 году в Сибири открылся Томский университет.

А теперь вернемся к Московскому университету, столкнувшимся с первых лет своего существования с кадровой проблемой: поскольку русских кандидатов на посты профессоров не было, вакантные должности приходилось занимать иностранцами. Первым русским

преподавателем физики в Московском университете был Д.В. Савич, получивший образование в Германии, где ему была присуждена ученая степень магистра философии и свободных наук. В Московском университете, куда Д.В. Савич был зачислен еще в 1757 году, он работал библиотекарем и параллельно читал лекции по физике (с 1757 года по октябрь 1761 года), когда кафедра физики и математики возглавлялась немцем, профессором И.А. Ростом. После смерти И.А. Роста (1791) кафедру разделили на две: кафедра математики была поручена профессору М.Н. Пинкевичу, а кафедра опытной физики профессору П.И. Страхову1 , который первый в Московском университете стал преподавать физику на русском языке. В качестве учебника он использовал конспекты лекций Бриссона, прослушанные им самим в Париже, которые в 1801-1802 годах перевел на русский язык. В 1812 году П.И. Страхов подготовил к печати и второе, существенно дополненное издание этих

лекций, но, к несчастью, рукопись в дни вступления Наполеона в Москву сгорела в пожаре.

В 1803-1810 годах П.И. Страхов написал собственный учебник «Краткое начертание физики» [12], который вышел в свет в 1810 году, - первый учебник по физике на русском языке, изданный в Московском университете. Также в 1803 году П.Н. Страхов был избран первым деканом физико-математического отделения философского факультета, и еще через два года - ректором Московского университета (1806-1807). Трагическую роль в судьбе П.И. Страхова сыграло нашествие Наполеона на Россию: он руководил эвакуацией имущества Московского университета в Нижний Новгород. Во время пожара Москвы университет сгорел, погибла почти вся его библиотека и многочисленные коллекции, имущество физического кабинета, созданию которого ученый посвятил большую часть своей жизни. Сгорели и его собственные рукописи. 12 февраля 1813 года ординарного профессора опытной физики, статского советника П.И. Страхова, члена-корреспондента Петербургской академии наук, не стало: он скончался и был похоронен в Нижнем Новгороде.

Дальнейшая судьба физики в Московском университете была тесно связана с именем И.А. Двигубского16, ученика П.И. Страхова, с золотой медалью окончившего университет в 1796 году. В 1808 году И.А. Двигубский становится ординарным профессором и издает перевод с французского языка учебника П. Шакото «Физика в пользу воспитанников благородного университетского пансиона» [13], много лет служившего учебным пособием для гимназий. Этот перевод он снабдил подробным Введением, в котором не только дал краткий очерк развития физики «со времен Востока, халдеев и египтян», но и сопроводил его подробным перечнем литературы иностранных и русских авторов, а также попытался определить физику как одну из естественных наук, сочетающую опытный и умозрительный способы изучения окружающей природы: «При преподавании физики обыкновенно соединяются опыты с умозаключения-

КРАТКОЕ

ЛАЧЕРТАН1Е

ф И 3 и к и

И 3 J^l ИНОЕ

П. Г Т Р А X о в н.« ь.

. «.■■■■■■—»i 11|1И1иищ>»и«>|||1иин»ин1ч«|" ■

МОСКВА, .1 в I о. S» у и их tr иптсжой Твпоггл*!*.

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). sois ssssss*

ми, ибо умозрительная физика без опытов была бы не что иное, как физический роман, а опытная без умозаключений служила бы только для забавы».

Вернувшись в апреле 1813 года в Москву из эвакуации Московского университета в Нижний Новгород, И.А. Двигубский становится заведующим кафедрой опытной физики, много сделавшим для восстановления физического кабинета Московского университета. В мае 1818 года И.А. Двигубского избрали деканом физико-математического отделения, а в 1826 году он стал сначала проректором, а затем и ректором университета. На последнем посту он находился три срока (1826-1833): в 1833 году после 37-летней работы действительный статский советник И.А. Двигубский ушел в отставку, а через несколько лет, на шестьдесят восьмом году жизни, скончался.

Практически одновременно с первым изданием «Физики.» И.А. Двигубского в Санкт-Петербурге были отпечатаны «Начальные основания физики для употребления в гимназиях» [14] Г.Ф. Крафта под редакцией академика В.В. Петрова17, вышедшие в переводе, сделанном студентом Петербургского педагогического института Я.Н. Карцевым (1807), который впоследствии, после четырехгодичного пребывания за границей, получил звание адъюнкт-профессора (1811) и до конца жизни преподавал физику в Царскосельском лицее, где организовал первоклассный физический кабинет. В Санкт-Петербургском университете, созданном, как уже говорилось выше, в 1819 году из Главного педагогического института, в первые десять лет физику читал Н.Т. Щеглов18, пользовавшийся изданными стеклографическим способом своими лекциями «Основания частной физики» (1823) и «Основания общей физики» (1824), впоследствии изданными в виде учебника «Начальные основания физики» [15], выдержавшего три издания.

Питомец Петербургского педагогического института, он был усерднейшим распространителем знаний по физике и другим естественным наукам: с 1824 года до самой смерти издавал «Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии», наполняя его почти исключительно своими переводами с иностранных языков.

В 1835 году на кафедру физики Санкт-Петербургского университета был приглашен известный физик, академик Эм. Х. Ленц19, лекции которого отличались строгим систематическим изложением и всегда сопровождались многочисленными демонстрациями. По поручению Департамента народного просвещения им было написано «Руководство к физике

Ф И 3 II IÍ А.

ПОДАННАЯ

VI ПЕРА I ОТ11 -К А ГО Moqk о кг к aro нмыппшк-пы JJj>o*reco|)o*k Фи»

i ПК II , СНЫИК'КПЧЬ < ОШ.НШИХОЧ).

и KajujfpoH'b

II <; и и о и » OIU} б с и 7. к

• д л к i г гргти, и с и т а а л i и tfci г н ум ножен ног.

Ч А С Т Ь 1

С •). • U Г у Г А >1 и.

1*1 О n bi л.

У И и в ' Г С И Т S 14Í<MÍ и Т И II П Г 1 Л м и

i S а 5.

для русских гимназий» [16]. В отзыве на это «Руководство.», данном академиками Петербургской академии наук Эд. Д. Коллинсом и Г.Н. Гессом говорилось, что оно «по ясности, точности и полноте изложения столько же соответствует цели, для которой назначено, как и настоящему состоянию науки, и посему по всей справедливости заслуживает одобрение Министерства». После этого рукопись была переведена преподавателем Главного педагогического института Пчельниковым с немецкого языка на русский и вышла в свет в 1835 году.

В 1839 году учебник физики Эм. Х. Ленца был одобрен лично императором Николаем I, а в каталогах Министерства народного просвещения как учебное руководство числился даже в 1853, 1858, 1863 и 1865 годах: до 1867 года он был распространен во многих государственных и частных учебных заведениях. Так, в 1865 году им не пользовались только в Виленском учебном округе. Однако со временем, естественно, учебник устарел. Приведем отзывы на учебник Эм. Х. Ленца из Казанского учебного округа «...«Физика» Ленца отчасти не соответствует многим условиям, которые требуются от хороших учебников, но в настоящее время трудно указать на другое руководство, совершенно чуждое всех недостатков». Из отзыва, полученного из Петербургского учебного округа: «Руководство Ленца требует в некоторых местах исправлений и дополнений сделанных сообразно современному состоянию науки».

В 1865 году Министерство народного просвещения объявило конкурс на новый учебник физики: с 23 января 1867 года официально «к употреблению в гимназиях в виде руководства» был рекомендован «Курс физики для гимназий», написанный К.Д. Краевичем20, учеником Эм. Х. Ленца. Материал в учебнике его автор излагал по принципу «от простого к сложному». Из 1-го издания учебникам К.Д. Краевича (1866): «...Начинать необходимо с

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). sois 6®ö®sös

легчайшего и, восходя постепенно к труднейшему, упражнять учащихся только предметами, им доступными».

В конце XIX века в русском обществе началось усиленное обсуждение недостатков среднего школьного образования и потребности проведения новых реформ. С заявлением о необходимости покончить с «меловым периодом» в преподавании физики выступили профессора Новороссийского (в Одессе) университета - Ф.Н. Шведов21, Санкт-Петербургского университета - О.Д. Хвольсон22 и Московского университета - Н.А. Умов23. По-видимому, первым открыто на страницах «Вестника опытной физики и математики» заговорил об этом Ф.Н. Шведов: в его «Методике физики», вышедшей в 1894 году в Одессе, прямо говорилось: «...Никакого плана преподавания физики в точном смысле этого слова, в средних учебных заведениях «(Правилами и программами классических гимназий» даже не предполагается. В отличие от русского языка с церковнославянским, математики, истории и географии по отношению к"физике" в них существует лишь "короткая объяснительная записка и программа", что приравнивает "физику" к "рисованию"» [18, 28].

20-31 декабря 1899 года в Москве состоялся съезд «преподавателей физико-химических наук средних учебных заведений», созванный «Комиссией по вопросу о мерах улучшения постановки преподавания физики в гимназиях», созданной в 1898 году при Московском учебном округе. Председатель этой Комиссии профессор Московского университета Н.А. Умов, признавая крайне неудовлетворительной постановку преподавания не только физики, но и естествознания в целом, в частности, сказал: «Правильная постановка преподавания физики и химии может восполнить существующие пробелы в развитии тех способностей ума, которые дают человеку возможность правильно ориентироваться среди конкретных явлений» [19, 155-156]. После сообщения Н.А. Умова на съезде были выслушаны доклады о преподавании физики как естественной опытной науки, о реформе преподавания физики в реальных гимназиях, об обязательном проведении во всех средних учебных заведениях практических занятий. Вынесли единодушное решение: «установить необходимость поставить в основу преподавания физики опыт»; высказались «за желательность ввести практические занятия по физике и химии», причем последнюю дисциплину, как имеющую высокое общеобразовательное и воспитательное значение, «считать нужным выделить в отдельный предмет». На съезде была представлена «выставка тех опытов, которые в большей или меньшей степени могли быть перенесены в школу».

Аналогичный съезд преподавателей физики и химии состоялся 2-10 января 1902 года в Санкт-Петербургском учебном округе [20]. На съезде были представлены коллекции физических приборов физического отдела Педагогического музея (Я.Н. Ковальский24), а также Физического института Петербургского университета (О.Д. Хвольсон, В.В. Лермантов25).

Следующие съезды преподавателей физики также были не общими, а окружными: в конце 1902 года по почину «Варшавского кружка преподавателей математики и физики» под председательством профессора Варшавского университета П.А. Зилова26, а в январе 1907 года для преподавателей Киевского учебного округа в Киеве при университете Св. Владимира (профессор Г.Г. Де-Метц27).

После нескольких лет энергичной работы по поиску новых путей к лучшей постановке преподавания физии в России, после единодушного вынесения постановлений многочисленных собраний, совещаний и съездов, казалось, должно было уже наступить время плодотворных реформ и узаконения достигнутых результатов. Однако этого не случилось, и российская средняя школа, продолжая оставаться нереформированной, постепенно приходила в упадок.

история оеппзоппиип

Светлый луч в это мрачное время пришел из Петербурга: в 1908 году профессору О.Д. Хвольсону удалось образовать при Русском физико-химическом обществе так называемую Дидактическую комиссию и стать ее председателем. Первой заслугой этой Комиссии было составление «Списка приборов для физических лабораторий средних учебных заведений», уже в сентября 1909 года официально утвержденного Министерством народного просвещения [21]. Дело в том, что царская Россия не имела своей учебной промышленности. Поэтому все учебные заведения снабжались демонстрационными приборами и другими лабораторными принадлежностями из магазинов открывшихся в основном в Москве и Петербурге акционерных обществ иностранных фирм: фабрики Евгения Трын-дина (в Москве, с 1809 года), фабрики Федора Швабе (в Москве, с 1847 года), завода «Оптика и механика» Отто Рихтера (в Петербурге, с 1850 года). Иностранные торговые фирмы имели в основном коммерческие цели и поэтому практически не считались с требованиями, предъявляемыми к учебному оборудованию, не говоря уже о дороговизне изготовляемых ими приборов и оборудования. Поэтому список стандартных и обязательных приборов для физических кабинетов, составленный Дидактической комиссией О.Д. Хвольсона, был полезным вкладом в формировавшуюся в то время методику преподавания физики в средних учебных заведениях всей России.

Другой заслугой Дидактической комиссии стало точное описание Образцового (в документе он назывался «Нормальным») класса для проведения в средних учебных заведениях занятий по физике: были даны не только подробные размеры экспериментального (для преподавателя) и ученического столов, скамей, классной доски, экранов для проекций и других принадлежностей для оборудования физического класса, но и перечислены русские и иностранные фирмы, от которых рекомендовалось выписывать соответствующее оборудование и физические приборы, необходимые для преподавания разных разделов курса физики и проведения практических занятий.

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). sois 6®ö®sös

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом Дидактическая комиссия не закончила свою деятельность. Ей удалось включиться в программу работы 2-го Менделеевского съезда, состоявшегося 21-28 декабря 1912 года в Санкт-Петербурге [22]: неутомимый О.Д. Хвольсон стал на нем председателем секции (в программе работы съезда - «заведующим отделом методов преподавания физики и химии»). Секция заседала пять дней; было выслушано десять докладов, из которых упомянем лишь три: доклад А.А. Добиаша «Результаты работы Дидактической комиссии при Отделении физики Русского физико-химического общества», содержательное сообщение П.А. Знаменского28 «Практические занятия по физике в средней школе» [23] и небольшой реферат В.В. Лермантова «Выбор опытов для практических занятий учащихся по физике».

Секция единодушно признала, что, поскольку используемые в то время радиальная и концентрическая формы преподавания физики являлись совершенно неудовлетворительными, нужно перейти к двухступенчатому построению преподавания физики во всех учебных заведениях. Первая ступень, имеющая пропедевтический (подготовительный) характер, должна ввести учащегося в круг основных физических понятий (общие вопросы об измерениях физических величин, учение о газах, жидкостях, теплоте, основные положения механики) и строиться на использовании классного эксперимента, осуществляемого самим преподавателем. Вторая ступень, представляющая собой уже систематическое изложение курса физики: оптика, акустика, магнетизм, электричество, механика в большем объеме, термодинамика. Преподавание строилось не только на использовании классного эксперимента, а также на основе обязательных практических занятий в физической лаборатории (в современной терминологии - это лабораторные работы в физпрактикуме). Такую точку

А. В. ЦИНГЕРЪ.

ЗАДАЧИ и ВОПРОСЫ ПО ФИЗИКЪ.

зрения на преподавание физики вместе с О.Д. Хвольсоном разделяли ведущие московские и петербургские физики А.В. Цингер29, Н.В. Кашин30, И.В. Глинка31, П.А. Знаменский и другие: многие из них к тому времени были уже авторами учебников физики, построенных по двухступенчатому методу преподавания [24-27].

Еще в апреле 1912 года Дидактическая комиссия вошла в Русское физико-химическое общество с предложением возбудить ходатайство о созыве во время Рождественских каникул первого в России общего Съезда преподавателей физики, химии и космографии. Разрешение было получено, и Первый Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии состоялся в Санкт-Петербурге 27 декабря 1913 года - 6 января 1914 года [28]. Его организатором стал по-прежнему неутомимый О.Д. Хвольсон; председателем съезда избрали профессора Московского университета Н.А. Умова. Сохранился экслибрис с обложки «Справочной книжки для членов Первого Всероссийского съезда преподавателей физики, химии и космографии», отпечатанной в Санкт-Петербурге, в типографии В.Д. Смирнова: в круге, образованном свернувшейся змеей, под углом в 120 градусов расположены буквы «Ф» (физика), «Х» (химия), «К» (космография), а в равностороннем треугольнике - «I» и «ВСП» (то есть, I Всероссийский съезд преподавателей).

Перед съездом была проведена большая организационная работа: собраны коллектив-

laüttUhi к 180 рис. аъ tukctI. Закладка — масштабъ.

Типографа В. М. Саблина.

ные мнения Общества изучения и распространения физических наук (созданного 18 ноября 1912 года при Московском университете), Киевского и Одесского отделений Распорядительного комитета съезда, Физико-математической комиссии Педагогического общества при Казанском университете, Отделения естествознания Рижского педагогического общества и ряда других заинтересованных учреждений. Первоначально предполагалось заслушать рефераты по основным научным вопросам, обсудить положение физики, химии и космографии среди других естественных наук, программы этих дисциплин, методики их преподавания (включая устройство специальных лабораторий, постановку классного эксперимента и проведение практических работ), подготовку преподавателей, учебники. Однако, опасаясь распыления сил и внимания съехавшихся на съезд тысячи двухсот участников, Распорядительный комитет выделил из этой первоначальной программы, как самые главные, только вопросы о постановке практических занятий и подготовки преподавателей.

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). sois 6®ö®sös

На открытии съезда, состоявшемся 27 декабря 1913 года в стенах Морского кадетского корпуса, произнесли речь академик Петербургской академии наук П.Н. Вальден - «О влиянии физики на развитие химии» и профессор Московского университета Н.А. Умов -«Эволюция физических наук и ее идейное значение» [19, 483-517]. Среди других докладов, сделанных на съезде, перечислим следующие: «Современное состояние геофизики» (академик кн. Б.Б. Голицын); «Броуновское движение», «Положительные лучи», «Фотоэлектрический эффект» (Н.Н. Боргман); «Опыты Лауэ и их теоретическое объяснение» (Д.С. Рождественский); «Практические занятия в средней школе по данным анкет» (П.А. Знаменский); «Два главных типа лабораторных работ по физике, их цели, организация и области применения» (Б.А. Герн); «Обзор мнений московских преподавателей по вопросу проведения практических занятий в средней школе», «Подготовка преподавателей физики в Шелапутинском педагогическом институте» (Н.В. Кашин); «Исторический обзор учебников физики» (А.В. Цингер); «О приготовлении преподавателей физики в Германии» (Г.Г. Де Метц); «Подготовка преподавателей физики и химии в учительских семинариях и институтах» (А. Пинкевич).

На первом Всероссийском съезде преподавателей физики, химии и космографии было постановлено созвать Второй съезд в июне 1917 года в Москве. Уже весной 1914 года подготовительные работы к проведению съезда начало Московское общество изучения и распространения физических знаний, получившее после смерти его председателя, последовавшей 3 января 1915 года, название Московского общества изучения и распространения физических знаний имени Н.А. Умова (председателем его стал кристаллограф профессор Московского университета Г.(Ю.)В. Вульф).

В апреле 1915 года, когда Россия оказалась уже втянутой в войну с Германией и ее союзниками, под председательством только что назначенного нового министра просвещения Н.П. Игнатьева32 открылись давно ожидаемые совещания по реформе средней школы с участием членов Государственного совета и Государственной думы. В мае и июне того же года к проблеме установке новых типов средней школы, разработке их учебных планов и программ были широко привлечены прогрессивные профессора и преподаватели российских гимназий и реальных училищ: все расчеты исходили из предположения, что курс новой школы будет семилетним и что новая средняя школа не будет готовить своих выпускников только для поступления в высшую школу.

Для новой школы под общим названием «гимназия» было установлено четыре типа этого среднего учебного заведения: ново-гуманитарная (без древних языков); реальная; гуманитарно-классическая (с одним языком - латинским); классическая (с латинским и греческим языками), причем реальная гимназия, в свою очередь, распадалась на естественно-

истории оеппзоапнип

историческую и физико-математическую. Для последних первые три класса составляли первую ступень, а остальные четыре класса - вторую ступень. Учебный план преподавания

в них физики (значение физики и других экспериментальных предметов, классный эксперимент, практические занятия, научные теории, рекомендуемая литература) был подробно разработан соответствующей программой [29], в которой все было расписано настолько педантично, что соответствующие материалы могли рассматриваться как настольная книга для каждого преподавателя физики. Однако авторы первой программы по физике сами чувствовали ее перегруженность, и поэтому она была названа «примерной»: каждому преподавателю предоставлялась возможность проработки только отдельных наиболее важных частей, сокращение других и даже «полное опускание» некоторых из них. Такая же перегруженность была и в перечне практических занятий по физике: из 108 упражнений, числящихся в списке разработчиков программы, «совершенно обязательными» было только около 2/3 этих задач; из 17 лабораторных работ, названных в перечне лабораторных упражнений, составленном по образцу перечня Американской ассоциации учителей математики и физики (1905), также не все могли быть «совершенно обязательными».

События Февральской революции 1917 года способствовали росту демократических настроений в обществе. Реальной казалась и перспектива либеральных преобразований во всех социальных сферах, включая и просвещение. Созданный в мае 1917 года Государственный комитет по народному образованию, представлявший собой общественный орган при Министерстве народного просвещения, предлагал осуществить в ближайшем будущем ряд коренных изменений всей структуры школьного дела.

В этих условиях 5-9 июня 1917 года в Москве было созвано Экстренное Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии [30]. Несмотря на трудности того времени, в работе совещания приняли участие 417 лиц, заслушавших 32 доклада [31]. Из них особое внимание привлекли доклады А.Н. Бачинского (Москва) «Какая средняя школа нужна России» и «Замечания о физической части Материалов Министерства народного просвещения (1915) по реформе средней школы»; В.К. Лебединского (Петроград) «Задачи и направления преподавания химико-физических наук»; В.В. Лермантова (Петроград) «Как устроить вольную русскую школу» и «Участие преподавателей физики и химии в увеличении работоспособности учеников средних учебных заведений»; Н.В. Кашина (Москва) «Строение курса физики в связи с целями разных типов средних школ».

Участники совещания обменялись мнениями по поводу того, что двенадцатичасовой курс физики, установленный министерской программой 1915 года, названный в мае 1916 года на одном и заседаний Русского физико-химического общества «программой-

ТРУДЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ФИЗИКИ, ХИМ1И И КОСМОГРАФ1И.

191] г. 5 9 ¡юня въ МоснвЪ.

ИЗДАН IЕ

Распорядительна™ Комитета Второго Всеросс(йскаго съезда преподавателей физики. хии1и и коспографш,

ПОДЪ РКДАКЦ1ЕЙ А. А. Глаголевой, Е. Е. Дьякова, С. Н. Жаркова, II. В. Кашина и А С. Миролюбовой.

СКЛАДЬ ИЗДАНЫ ВЪ КНИЖНЫХ Ь МАГАЗИНАХ!. Т-ва -В. В. ДУМНОВЪ. наследники Бр. САЛАЕВЫХЪ-МОСКВА. ^ ПЕТРОГРАД!.,

ХАРЬКОВЪ. Нк»тср»«осл»»еии. 51.

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). 2015 §®§®а®е

максимум», слишком велик по объему и труден по содержанию для большинства учащихся. Было решено принять для школ 1-й и 2-й ступени более простую «программу-минимум», в разработке которой приняли участие лучшие педагогические коллективы Москвы и Петрограда. Было также постановлено: несмотря на то, что программы физики и химии в средней школе, безусловно, должны быть скоординированы, химия должна выделиться в учебном плане общеобразовательной школы в отдельный самостоятельный предмет, преподавание которого, как и физики, должно сопровождаться современными экспериментами и практическими занятиями, организованными параллельно курсу.

Из других общих постановлений, вынесенных на Экстренном Всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии, состоявшемся в Москве 5-9 июня 1918 года, выделим еще лишь два [31, 155]: «Все преподавание в средней школе должно вестись так, чтобы оно являлось непрерывным радостным трудом, пробуждающим творческую инициативу учащихся. Физико-химические науки с их индуктивным методом и с областью темперамента в этом отношении имеют особенно важное педагогическое значение»; «совещание признает желательным синтезирование близких предметов в курсе школы с целью образования у учащихся цельного научного мировоззрения».

Свершившаяся через несколько месяцев Октябрьская революция 1917 года обозначила новый этап в развитии просвещения в России. Началась коренная перестройка общеобразовательной системы, постепенно охватившая все ее стороны: уже 29 октября 1917 года народный комиссар по просвещению А.В. Луначарский сформулировал общее направление просветительной деятельности, 9 ноября того же года вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об учреждении государственной комиссии по просвещению», ставшей центральным органом Наркомпроса рСфСр, положившим начало формированию советской системы образования.

1. Лихуды, братья: Иоанникий (в миру - Иоанн, 1638-1712) и Софроний (в миру - Спиридон, 1652-1730), греческие православные монахи, первыми преподавали в Славяно-греко-латинской академии грамматику, пиитику (поэтику), риторику, логику, математику и физику. В результате острой конкуренции со стороны белорусских приверженцев латинофильства Киево-Могилевской академии впали в 1693-1694 годах в немилость патриарха Иерусалимского Досифея и по его настоянию были удалены из академии: их перевели в Кострому в Ипатьевский монастырь для устройства там школы по образцу московской (1706), которая подготовила первое поколение русских филологов. Позднее вернулись в Москву (Софроний в 1707 году, Иоанникий в 1716-м), где занимались исправлением славянского перевода Библии и учительствовали.

В мае 2007 года в Москве на площади Революции, неподалеку от бывшей Славяно-греко-латинской академии братьям Лихудам установлен памятник (скульптор В.М. Клыков, архитектор В.М. Панасенко), освященный Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

2. Физика - третий раздел «теоретической философии» Аристотеля (два других - метафизика и математика). Излагался в одноименном трактате «Физика», состоявшем из восьми книг и содержавшем очерк учения Аристотеля о природе.

3. Академическая гимназия просуществовала около восьмидесяти лет (с 1725-го по 1805-й), а Академический университет, не имевший в первый период своего существования четкой административной структуры и ряда других атрибутов европейских университетов, около сорока лет (с 1786-го по 1802-й). Из стен этих учебных заведений вышла целая плеяда будущих замечательных русских ученых, педагогов и общественных деятелей: из тридцати действительных членов Петербургской академии в XVIII веке их выпускниками были двадцать три человека, среди которых академики М.В. Ломоносов, С.К. Котельников, И.И. Лепехин, В.М. Северин и другие.

4. В 1726 году это звание получили Христиан Вольф, популяризатор идей Лейбница, создатель философской школы, которая господствовала в немецких университетах вплоть до появления «критической философии» Иммануила Канта, и Иоганн Бернулли, швейцарский математик, механик, давший первое систематическое изложения дифференциального и интегрального исчислений.

5. Эйлер Леонард (1707-1783), математик, механик, физик и астроном. В 1724-1741 годах и с 1766 года в России. Автор свыше восьмисот работ по математическому анализу, дифференциальной

геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике и теории музыки, оказавших значительное влияние на развитие науки.

6. Крафт Георг (1701-1764), ученик Бюльфингера. Как физик-экспериментатор занимался проблемами механики, оптики, акустики, магнетизма, капиллярности и теплоты. Автор оригинальных опытов по определению плотности и упругих свойств льда. Написал учебник по физике «Начальные основания учения о природе» (1738). В 1744 году возвратился в Германию и, несмотря на неоднократные предложения, в Россию больше не возвратился, продолжая печататься в «Примечаниях к Санкт-Петербургским ведомостям», в которых опубликовал свыше ста популярных статей.

7. Рихман Г.В. (1711-1753), русский физик, академик Петербургской академии наук (1841). Положил начало исследованиям электричества в России. Совместно с М.В. Ломоносовым исследовал атмосферное электричество. Их «громовые машины», не имевшие заземления, представляли огромную опасность для экспериментаторов: 26 июня 1753 года сильным разрядом атмосферного электричества Рихман был убит.

8. При переводе учебника физики Вольфа М.В. Ломоносов фактически создал русскую физическую терминологию: воздушный насос, поршень, упругость, атмосфера, ареометр, барометр, метеорология, полюс магнита, наклонение и склонение «магнитной стрелки». Некоторые из этих терминов явно не прижились: шкалу термометра он называл «лестницей», магнитную стрелку «магнитной иглой».

9. Сохранились считанные экземпляры 1-го издания «Волфианской экспериментальной физики». Ее текст вошел в «Полное собрание сочинений М.В. Ломоносова» [3, т.1, 421-530, 577-592].

10. «Призрачное» существование Академического университета в Петербурге прервалось в 1805 году, когда в связи с общей реформой системы образования в России он был упразднен.

11. Торжественное открытие Московского университета состоялось 26 апреля (7 мая) 1755 года в день коронации Елизаветы Петровны в здании «Аптекарского дома» у Воскресенских (Иверских) ворот (на месте нынешнего Исторического музея). В соответствии с планом М.В. Ломоносова в университете были открыты три факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. С 1860 года часть учебных помещений перевели на Моховую улицу. Первоначально именно 7 мая, день первых занятий в университете, считался студенческим праздником. Но по велению императора Николая I с 1835 года стали отмечать не день открытия университета, а день подписания Указа об его учреждении, приходившийся по православному календарю на день Святой Татьяны 12(25) января.

12. Янкович де Мериево Ф. И. (1741-1814), педагог, один из участников реформы образования в Австрии (1774). По приглашению Екатерины II в 1782 году прибыл в Россию и стал работать в Комиссии об учреждении народных училищ (1782-1801).

13. Головин М.Е. (1756-1790), один из первых русских физиков, племянник М.В. Ломоносова, ученик Л. Эйлера. Окончил Академическую гимназию (1766), адъюнкт по математике и опытной физике (1766). Автор перевода сокращенного варианта «Морской науки» Л. Эйлера (1775) и первых пяти глав 2-го издания «Введения в анализ» Л. Эйлера (1781); во многом благодаря ему издано 6-томное «Первое полное собрание сочинений М.В. Ломоносова» (1784-1787). В 1796 году из-за неладов с Президентом Петербургской Академии наук Е.Р. Дашковой покинул академию и, получив звание почетного академика, стал преподавать в Петербургской учительской семинарии. Автор учебников по арифметике, механике, физике, географии.

14. Сперанский М.М. (1772-1839), российский государственный деятель, граф (1893), ближайший советник императора Александра I (с 1802-го), автор различных проектов государственных преобразований. В 1812 попал в опалу, но при императоре Николае I возобновил свою деятельность. Член Государственного совета (с 1812-го), составитель 15-томного «Свода законов Российской империи » (18321839) и первого 45-томного «Полного собрания законов Российской империи» (1830). В последние годы жизни (1835-1837) был учителем наследника престола, будущего Императора Александра II.

15. Страхов П.И. (1757-1813), выпускник Московского университета (1778), перед отправкой в заграничную командировку в университеты Европы получил звание экстраординарного профессора. По возвращении в Россию (1786) был назначен директором обеих гимназий Московского университета, с успехом занимал эту должность в течение двадцати лет. Первый декан физико-математического отделения (1803-1808), ректор Московского университета (1805-1807).

16. Двигубский И.А. (1771-1839), выпускник Московского университета (1796), профессор (18071833), ректор Московского университета (1826-1833). В 1820-1830 годах издавал «Магазин естествен-

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). sois 6®ö®sös

ной истории, физики, химии и сведений экономических», в котором популяризировал достижения зарубежной и отечественной науки: здесь впервые были опубликованы некоторые сочинения М.В. Ломоносова, в частности, «Размышления о причине теплоты и холода». 3-е издание «Физики» И.А. Двигубского (1824-1826) долгие годы было «распространенным учебником для медицинских факультетов русских университетов».

17. Петров Вл. Вас. (1761-1834), русский физик, электротехник, академик Петербургской академии наук (1809). Открыл электрическую дугу (1802), указал на возможность ее практического применения. Исследовал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.

18. Щеглов Н.Т. (1800-1871), российский педагог, преподаватель физики, начертательной геометрии и химии Санкт-Петербургского университета. Автор учебников «Арифметика» (СПб., 18121860, 12 изданий); «Начальная физика» (СПб., 1834; 2-е изд. 1838-1839; 3-е изд. 1846); «Начальные основания алгебры» (СПб., 1853-1857) и «Химия» (СПб., 1841).

19. Ленц Эм. Хр. (1804-1863), русский физик и электротехник, академик Петербургской академии наук (с 1830-го), ректор Петербургского университета (с 1863-го). Установил правило (1833), названное его именем, экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца (1842), предложил (совместно с Б.С. Якоби) методы расчета электромагнитов, открыл обратимость электромашин. Труды по геофизике.

20. Краевич К.Д. (1833-1882), русский педагог, ученик Эм.Х. Ленца. После окончания Главного педагогического института преподавал в Военно-инженерном училище и Горном институте (с 1871-го), а также в Морской академии (с 1883-го). Был приглашен в Императорскую семью преподавать физику князьям Сергею Александровичу и Павлу Александровичу. По рекомендации П.Л. Чебышева с 1862 года занимался составлением учебников по физике, алгебре и астрономии (космографии). Первое издание учебника вышло в 1862 году под названием «Основания физики. Общедоступное изложение со 100 политипажами в тексте». Издание 1866 года получило окончательное название - «Учебник физики». Последнее, 27-е издание учебника вышло уже в 1922 году.

21. Шведов Ф.Н. (1840-1905), выпускник физико-математического факультета Петербургского университета (1868). После заграничной командировки в Берлин и защиты магистерской диссертации (1865) преподавал физику в Новороссийском университете, организованном в 1865 году в Одессе на базе Решильевского лицея. В 1870 году защитил докторскую диссертацию «О законах преобразования электричества в теплоту», ректор Новороссийского университета (1896-1903).

22. Хвольсон О.Д. (1852-1934), выдающийся русский и советский педагог-физик, член-корреспондент Петербургской академии наук (1895). Выпускник Петербургского университета (1873), с 1876-го преподавал в нем (с 1891-го - профессор), а также в других вузах Петербурга. Основные труды по электричеству, магнетизму, фотометрии и актинометрии. В 1892-1915 годах создал 4-томный «Курс физики» (последнее издание, т.1-6, 1923-1926).

23. Умов Н.А. (1845-1915), первый русский физик-теоретик, профессор Московского университета (1893-1911). Ввел понятие плотности потока энергии, сформулировал уравнение движения энергии. Труды по земному магнетизму, диффузии и др. Председатель Московского общества испытателей природы (с 1897 г.).

24. Ковальский Я.Н. (1845-1917), выпускник Харьковского университета (1869 г.), руководитель физического отдела Педагогического музея в Петербурге (с 1885 г.), вокруг которого объединились известные русские физики-методисты: О.Д. Хвольсон, И.И. Боргмин, В.В. Лермантов, П.А. Знаменский и другие. Автор «Сборника первоначальных опытов, при помощи которых можно ознакомить детей с самыми простыми физическими и химическими явлениями» (1885). Созданные им приборы неоднократно экспортировались в России, Франции и Италии.

25. Лермантов В.В. (1845-1919), выпускник Санкт-Петербургского университета (1868 г.), один из создателей физического общества при Петербургском университете (1872 г.), создатель оригинальных учебных и демонстрационных приборов. Автор «Объяснений практических работ по физике» в 3-х выпусках (СПб., 1908-1912).

26. Зилов П.А. (1850-1921), русский физик, выпускник Московского университета (1873 г.), совершенствовал свои знания в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1877-1884 годах работал в Московском высшем училище, с 1884 - в Варшавском университете. Издатель журнала «Физическое обозрение» (с 1900-го - в Варшаве, с 1906-го - в Киеве). Экспериментально подтвердил важные положения теории Максвелла о роли среды в электромагнитных взаимодействиях.

27. Де Метц Г.Г. (1861-1947), русский физик, выпускник Новороссийского университета, профессор университета Св. Владимира (в Киеве) и Киевского политехнического института; соредактор (с 1906-го - вместе с П.А. Зиловым) журнала «Физическое образование».

28. Знаменский П.А. (1878-1968), педагог, физик-методист, в советское время член-корреспондент АПН РСФСР (1944), доктор педагогических наук (1938). Труды по методике преподавания физики в средней школе и ее истории. Автор нескольких учебников и учебных пособий для средней школы.

29. Цингер А.В. (1870-1934), физик-методист, ученик Н.А.Умова, профессор (1918). С 1894 года преподавал физику на медицинском факультете Московского университета, организатор и редактор первого русского методического журнала «Физика» (1912-1916). В советское время создал Физико-педагогический институт в Москве (1919-1920).

30. Кашин Н.В. (1872-1959), физик-методист выпускник Московского университета, преподаватель физики во 2-й Московской гимназии и Московском педагогическом институте П.Г. Шелапутина (1913-1919). В советское время доктор педагогических наук (1936 г.), заведующий кафедрой физики во 2-м МГУ, автор нескольких книг по методике преподавания физики, учебников по физике и математике.

31. Глинка И.В. (1876-1919), выпускник Санкт-Петербургского университета (1902 г.), преподаватель физики и космографии 2-й Санкт-Петербургской гимназии, при которой организовал «Общество любителей физики». В его учебнике «Опыт по методике физики. Лабораторные уроки в средней школе» (1910-1911), получившем широкую известность в России и за рубежом, был использован так называемый метод лабораторных уроков, когда эксперимент фактически связывается с сообщением нового материала: учащиеся выполняли задание одновременно с объяснением преподавателя.

32. Игнатьев П.Н. (1870-1926), российский государственный деятель, граф, председатель Киевской губернской земской управы (1904-1907); министр народного просвещения (январь 1915-го - декабрь 1916-го); после Октябрьской революции 1917 года в эмиграции.

Литература

1. Академия наук СССР. Краткий исторический очерк : в 2 т. / ред. Г.Д. Комков, Б.В. Левшин, Л.Н. Семенов. Т.1 (1724-1917). - М. : Наука, 1977.

2. Развитие естествознания в России (XVIII - начало XX века) / ред. С.Г. Микулинский, А.П. Юшкевич. - М. : Наука, 1977.

3. Ломоносов, М.В. Полное собрание сочинений [Текст] : в 11 т. // М.В. Ломоносов. - М. : Изд-во АН СССР, 1950-1983.

4. Ергин, Ю.В., Чушкина, С.Е. Один из первых учебников физики на русском языке (к 300-летию М.В. Ломоносова) // Вестник Башкирского университета. 2011. Т.16. №3. С. 283-291.

5. Ергин, Ю.В., Чушкина, С.Е. Прижизненные издания учебников М.В.Ломоносова в фондах Национальной библиотеки Республики Башкортостан // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. №5(36). С. 274-282.

6. Рождественский, С.В. Очерки по истории народного просвещения в России в XVII-XIX в.в. [Текст] / С.В. Рождественский. - СПб. : Тип. М.А. Александрова, 1912.

7. [Головин, М.Е.] Краткое руководство к физике для употребления в народных училищах Российской империи. -СПб. : Изд-во Комитета по учрежд. народ. училищ,1785.

8. [Головин, М.Е.] Руководство к механике. Издано для народных училищ Российской империи по Высочайшему повелению императрицы Екатерина Вторыя. - СПб. : Изд-во Комитета по учрежд. народ. училищ, 1785; 2-е изд., 1796.

9. [Гиларовский, П.И.]. Руководство к физике, сочиненное Петром Гиларовским, учителем Математики и Физики в учительской Гимназии, Физики в обществе благородных девиц, Российского слога и Латинского языка в благородном Пажеском корпусе. - СПб. : Тип. Вильковского, 1793.

10. Кабинет физики СПбГУ. Петр Гиларовский [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:/edu delta net/cabinet/history/dilar.html.

11. [Сперанский, М.М.] Физика, выбранная из лучших авкторов [так!!], расположенная и дополненная Невской семинарии философии и физики учителем Михаилом Сперанским, 1797 года в Санкт-Петербурге. - М., 1872.

12. Страхов, П.И. Краткое начертание физики. - М. : Университетская типография, 1810.

13. Двигубский, Н.А. Физика в пользу воспитанников благородного университетского пансиона. -М. : Университетская типография, 1808 (1-е изд.), 1814 (2-е изд.), 1826-1833 (3-е изд.).

аепагогический журнал Башкортостана ы 2(57). sois 6®ö®sös

14. Шрадер, Г.Ф. Начальные основания физики, изданные Главным управлением училищ для употребления в гимназиях. [Пер. с нем. студента Гл. пед. института Я.Н. Карцева под ред. академика В.В. Петрова, в 2 ч.]. - СПб. : При Императорской Академии наук, 1807-1808.

15. Щеглов, Н.Т. Начальные основания физики. - СПб. : Тип. Х. Гинца. 1834 (1-е изд.), 1838-1839 (2-е изд.), 1845 (3-е изд.).

16. Ленц, Эм. Хр. Руководство к физике для русских гимназий. - СПб. : Тип. Императ. Академии наук, 1839.

17. Краевич, К.Д. Учебник физики для гимназий. - СПб., 1866.

18. Шведов, Ф.Н. Методика физики. Выпуск 1. Введение. - Одесса : Центр. Тип. 1884.

19. Умов, Н.А. Собрание сочинений профессора Н.А. Умова... Т.3. Речи и статьи / под ред. А.И. Бачинского. - М. :Тип. И.Н. Кушнирева, 1916.

20. Индрексен, Ф.Н. // Физическое обозрение. 1902. Т3., №3. С. 133-148, 253-267.

21. Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. 1909. Ч. 23. Вып №9. С. 70-77.

22. Зонненштраль, А.А. //Физическое обозрение. 1912. Т.13.№3. С. 145-159.

23. Знаменский, П.А. // Физическое обозрение. 1912. Т.13.№3. С. 295-307.

24. Цингер, А.В. Начальная физика. Первая ступень. - М. : Изд-во В.М. Саблина, 1911.

25. Кашин, Н.В. Очерки по истории методики физики. - М. : Изд-во Е.В. Карпова, 1911.

26. Глинка, Н.В. Опыт по методике физики. Метод лабораторных уроков. - СПб. : 1910.

27. Знаменский, П.А. Практические занятия по физике для учащихся средней школы. - СПб.,

1910.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Первый Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии. Доклады и тезисы: 1-физика, секция IV. Подготовка преподавателей. - СПб., 1913.

29. Журнал Министерства народного просвещения. 1915. Ч.60. №12. С.191-227.

30. Экстренное Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии (Москва, 5-9 июня 1917 года). - М., 1917.

31. Цытович, Э.П. // Физическое обозрение. 1917. Т.18, № 4. С.152-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.