Научная статья на тему 'Физическое моделирование потерь на трение в режиме холостого хода синхронного ВТСП-двигателя'

Физическое моделирование потерь на трение в режиме холостого хода синхронного ВТСП-двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
274
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА / ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНАЯ СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ / ПОСТОЯННЫЕ МАГНИТЫ / МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ / ПОТЕРИ ХОЛОСТОГО ХОДА / DISK-TYPE ELECTRICAL MACHINE / HIGHTEMPERATURE SUPERCONDUCTIVITY / PERMANENT MAGNETS / MECHANICAL LOSS / NO-LOAD LOSS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Андреев Евгений Николаевич, Волков Дмитрий Александрович, Орлов Алексей Руфимович, Тимофеев Сергей Сергеевич, Турубанов Михаил Александрович

Рассмотрены вопросы, связанные с экспериментальным определением механических потерь, возникающих в погружных высокотемпературных сверхпроводниках синхронных двигателей. Изготовлена специальная модель для проведения исследований в различных средах: в жидком азоте, воде, газообразном азоте, при вращении на воздухе. Проанализированы потери холостого хода при вращении роторного диска в жидком азоте. Приведены результаты экспериментального определения времени выбега ротора в различных средах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Андреев Евгений Николаевич, Волков Дмитрий Александрович, Орлов Алексей Руфимович, Тимофеев Сергей Сергеевич, Турубанов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical Simulation of Friction Loss in Idling Synchronous Generators

The problems concerning experimental determination of the mechanical losses appearing in immersed HTSC synchronous machines are discussed. A special model for experimental testing in different media (LN2, water, gaseous nitrogen, and air) has been designed. The friction losses during rotation of a rotor disk in LN2 are analyzed. The results of experimental determination of the rotors run-down time in different media are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Физическое моделирование потерь на трение в режиме холостого хода синхронного ВТСП-двигателя»

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ X

УДК 621.313.32

ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОТЕРЬ НА ТРЕНИЕ В РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА СИНХРОННОГО ВТСП-ДВИГАТЕЛЯ

Е. Н. Андреев,

ведущий инженер Д. А. Волков, ассистент

A. Р. Орлов,

заведующий лабораторией С. С. Тимофеев, старший преподаватель М. А. Турубанов, аспирант Л. И. Чубраева,

член-корр. РАН, доктор техн. наук, профессор

B. Ф. Шишлаков,

доктор техн. наук, профессор Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Рассмотрены вопросы, связанные с экспериментальным определением механических потерь, возникающих в погружных высокотемпературных сверхпроводниках синхронных двигателей. Изготовлена специальная модель для проведения исследований в различных средах: в жидком азоте, воде, газообразном азоте, при вращении на воздухе. Проанализированы потери холостого хода при вращении роторного диска в жидком азоте. Приведены результаты экспериментального определения времени выбега ротора в различных средах.

Ключевые слова — дисковая электрическая машина, высокотемпературная сверхпроводимость, постоянные магниты, механические потери, потери холостого хода.

Введение

Применение дисковых бесконтактных генераторов и двигателей с постоянными магнитами на роторе обусловлено их более высокими удельными энергетическими и массогабаритными показателями, улучшенными динамическими характеристиками, отсутствием щеточно-контактного узла. Дисковые машины целесообразно использовать, в частности, в механизмах, у которых существуют ограничения по массогабаритным показателям. Кроме того, они являются высокомо-ментными электромеханическими преобразователями энергии и находят применение в ветроэнергетических установках, в гребных двигателях и др. Сравнительно широкое применение этих машин в прикладной сверхпроводимости связано с возможностью существенно упростить

геометрию элементов (как массивов, так и ленточных обмоток) высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП).

Дисковые сверхпроводниковые машины

Первая сверхпроводниковая синхронная машина была изготовлена и испытана во ВНИИ-электромаш (Ленинград) в 80-е гг. ХХ в. Она имела круглые обмотки из низкотемпературных сверхпроводников (№-Гі и NbзSn) на роторе и на статоре, работала в жидком гелии, и снижение потерь на трение достигалось подбором величины воздушного зазора и частоты вращения ротора. Так появилась первая 8-полюсная дисковая синхронная машина. Дополнительным преимуществом четного числа пар полюсов явилась возможность размещать обмотки статора не в три,

Рис. 1. Принципиальная конструктивная схема многодискового синхронного двигателя мощностью 50 кВт (Санкт-Петербург, НИИ ИТЭЭ ГУАП)

Магнитный экран

Слой изоляции

Сверхпроводящая

катушка

Корпус статора Статорные катушки

ВТСП-массивы

Остов ротора (показан тонкой линией)

Вал

Криостат (показан тонкой линией)

Рис. 4. Конструкция ВТСП многодисковой машины (США)

ВТСП-массивы

Рис. 2. Многодисковый синхронный ВТСП-двига-тель (Япония)

ВТСП-массивы

Катушки

статора

Уровень охлаждения катушек

Tоковводы

А/

1>

Ввод

жидкого

азота

Вакуумный

насос

Узел магнитных уплотнений

Рис. 3. Дисковая машина фирмы KINATO SEIKI Co., LTD (Япония)

а в два слоя, что увеличило величину поля возбуждения в зоне обмотки якоря. Мощность машины не превышала единиц мегаватт, но при ее исследованиях удалось получить экспериментальные данные о полностью сверхпроводнико-вой машине без электромагнитного экрана на роторе. В дальнейшем были изготовлены аналогичные машины с обмотками ротора и статора из высокочистого алюминия, с постоянными магнитами и массивами из ВТСП на роторе, с обмоткой возбуждения из отечественного ленточного ВТСП. В результате был получен широкий спектр экспериментальных данных, что позволило нам перейти к созданию высокомоментного ВТСП-двигателя для автономной энергетической установки (рис. 1) [1, 2].

В дальнейшем аналогичные машины с одним роторным диском были изготовлены и испытаны в Венгрии, Германии, Испании и других странах. На рис. 2-4 показаны варианты многодисковых ВТСП-машин, разработанных в Японии и США.

Экспериментальное определение потерь при вращении ротора в жидкой и газообразной среде

Экспериментальные исследования многодискового ВТСП-двигателя погружного типа показали, что довольно трудно выделить механические и тепловые потери, возникающие при вращении роторных дисков в жидком азоте. Для определения характера изменения этих потерь была изготовлена специальная модель (рис. 5).

Общий вид модели, имитирующей ротор и два статора дисковой машины, закрепленной на

Рис. 5. Конструктивная схема экспериментальной установки для определения потерь на трение ротора в жидкой и газообразной среде: 1 — двигатель постоянного тока; 2 — уровнемер; 3 — приводной вал; 4 — 7 — элементы подвеса; 8 — 10 — элементы крепления диска ротора; 11 — диск ротора; 12 — основание; 13 — диски статора; 14 — криостат; 15 — крышка криостата; 16 — датчик скорости

крышке криостата, показан на рис. 6. Диаметр роторного диска 560 мм, толщина 22 мм. Конструкция модели позволяет изменять величину физического зазора между ротором и статором в диапазоне от 6 до 30 мм.

Функциональная схема исследовательской установки на базе испытательного стенда изображена на рис. 7.

Рис. 6. Общий вид модели перед установкой в криостате

Индикатор уровня жидкого азота

Блок индикации скорости вращения

приводного

двигателя

Блок управления скоростью вращения приводного электродвигателя

Блок измерения момента ___на валу

приводного

двигателя

Испытательный стенд Рис. 7. Схема исследовательской установки

— без воды

— нижний край в воде

__торцевые поверхности

в воде

— полностью в воде

полностью в воде, увеличенный зазор

200 п, об/мин

/

І І /

* ,і *

V

/7 . ^

нижнии край диска в жидком азоте

нижние и торцевые поверхности диска в жидком азоте полностью в жидком азоте

полностью в жидком азоте, увеличенный зазор

50 100150 200 п, об/мин

^— газообразный азот,-180 °С газообразный азот, 0 °С воздух,25 °С

0 200 400 600 п, об/мин

Рис. 8. Нагрузочная характеристика при вращении ротора в воде (а), в жидком азоте (б) и в среде газообразного азота и воздуха при различных температурах (в)

Механические потери определялись на холостом ходу путем измерения действующего значения тока якоря приводного двигателя при изменении скорости вращения ротора модели ВТСП синхронного электродвигателя в диапазоне от 0 до 400 об/мин при фиксированной и изменяющейся величине зазора между вращающимся ротором и неподвижным статором.

Измерения проводились в трех средах — в воде, на воздухе, в среде жидкого и газообразного азота. В результате определены величины моментов трения при вращении ротора модели и мощность потерь.

Тепловые потери оценивались по падению уровня жидкого азота до начала и в процессе вра-

а)

Р

,, Вт

— без воды

— нижний край в воде

__торцевые поверхности

в воде

— полностью в воде

полностью в воде, увеличенный зазор

0 50 100 150 200 п, об/мин

б)

, Вт

,5

,0

,5

,0

,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

,0

,5

,0

і і

І і /

І!

І / І." /

* ✓ /

А

нижнии край диска в жидком азоте

нижние и торцевые поверхности диска в жидком азоте полностью в жидком азоте

полностью в жидком азоте, увеличенный зазор

б)

Р

0

,, Вт

50 100 150 200 п, об/мин

— газообразный азот,-180 °С

.. газообразный азот, 0 °С

-- воздух, 25 °С

0 200 400 600 п, об/мин

Рис. 9. Зависимость потерь на трение от частоты вращения в воде (а), в жидком азоте (б) и в среде газообразного азота и на воздухе при различных температурах (в)

щения ротора масштабной модели в единицу времени.

Графики нагрузочных характеристик и зависимостей величины потерь от частоты вращения ротора представлены на рис. 8, а—в и 9, а—в соответственно.

Таким образом, полученные экспериментальные данные показывают, что в многодисковой синхронной машине погружного типа потери при вращении ротора на холостом ходу находятся на приемлемом уровне. При работе двигателя под нагрузкой происходит испарение азота под действием потерь, выделяющихся в обмотке статора, азот переходит в газообразное состояние и потери дисков на трение резко уменьшаются.

Определение выбега ротора

В ходе эксперимента проводился разгон установки до определенного значения частоты вращения, после чего приводной двигатель отключался и фиксировался переходный процесс по скорости. Исследования проводились при вращении на воздухе и в воде.

а) Скорость, об/мин 90 80 70

б)

40 Время, с

Скорость, об/мин

20

40

60

80 Время, с

б) Скорость, об/мин

50

100

150 Время,с

Рис. 10. Выбег установки на воздухе при частоте вращения 75 (а), 192 (б) и 327 (в) об/мин

Скорость, об/мин 100 90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

1

1- —

10

20

30

40 50 Время, с

Рис. 11. Выбег установки в воде при частоте вращения 84 об/мин

Измерения проводились в три этапа для одних и тех же начальных условий: для трех скоростей на воздухе: 75, 192 и 327 об/мин; и для одной скорости 84 об/мин в воде. Среднее время выбега при вращении ротора составило 33,7; 72,9; 130,5 и 37,6 с соответственно. Результаты иллюстрируют рис. 10, а—в и 11.

На основании экспериментальных данных можно говорить о том, что уровень запасенной кинетической энергии влияет на время выбега. Время выбега многодисковой машины будет значительно больше, поскольку запасенная кинетическая энергия увеличится пропорционально количеству дисков. К сожалению, ограниченная мощность приводного двигателя не позволила оценить зависимости времени от частоты вращения в жидкой среде, поскольку при такой низкой частоте вращения кинетическая энергия ротора невелика. При номинальной частоте вращения 375 об/мин жидкая среда позволит уменьшить время выбега. Это может быть использовано при необходимости быстро остановить ротор.

Заключение

Высокомоментные дисковые синхронные электрические машины представляют интерес как низкооборотные двигатели, в частности в системах электродвижения судов, и как генераторы в ветроэнергетических установках.

Разработанная модель для исследования механических потерь в ВТСП машинах погружного типа позволила получить уникальные экспериментальные данные.

Потери на трение диска в жидких средах в режиме холостого хода являются относительно большими, но в режиме нагрузки жидкий азот переходит в газообразное состояние и потери резко снижаются.

Снижение времени выбега в жидкой среде говорит о том, что для ускорения торможения двигателя необходимо увеличить подачу жидкого азота.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации: контракт № 20.740.11.0070.

Литература

1. Чубраева Л. И. и др. Совместная работа ВТСП устройств автономной электроэнергетической установки // Сверхпроводимость. 2009. № 14. С. 15-32.

2. Чубраева Л. И. и др. Автономная электроэнергетическая установка с использованием высокотемпературных сверхпроводников // Сверхпроводимость. 2009. № 14. С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.