УДК 796:784
Физические упражнения в актерском мастерстве и вокале
Овсянникова МА.*
Российский университет транспорта г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-9191-1621, [email protected]*
Аннотация: Современный уровень образования требует подготовки высококлассных специалистов различных специальностей. Творческие профессии такие, как актеры и вокалисты всегда были тесно связаны с использованием в своей подготовке физических упражнений. Однако, зачастую это носит общий характер физической подготовленности. В данной статье рассмотрены периоды включения физических упражнений в структуру занятия вокалом и актерским мастерством. Выявлена значимость физической культуры у творческих специальностей. Проведен анализ развития мышц специальных мышц вокалистов. Даны рекомендации для развития специальной выносливости и успешного освоения актерского мастерства и пения. Научная новизна исследования заключается в том, что раскрыта роль и значение физической подготовленности для актеров и вокалистов. Представлена методика использования специальных физических упражнений в творческих занятиях. Практическая значимость. Полученные данные помогут преподавателям и педагогам актерского мастерства и вокала совершенствовать профессиональные умения учащихся. Цель: раскрыть роль физических упражнений в подготовке актерскому мастерству и пении. Материалы и методы. В работе применяли анализ литературных источников, наблюдения и метод экспертной оценки. Рассмотрены периоды включения физических упражнений на занятии. Результаты. Обязательным элементом начала урока по вокалу служит распевка, для подготовки мышц и связок к предстоящей работе. При совершенствовании различных техник в пении используют упражнения в движении, поворотах, активном перемещении по сцене. Помимо общей физической формы, специалистам творческих профессий необходимо уделять внимание мышцам гортани, которая проходит в том числе и вдоль позвоночника. Следовательно мышцам спины, осанке. Заключение. Физические упражнения повышают специальную выносливость актеров и певцов. Увеличивают силу мышц вокруг голосовых связок и способствуют лучшему освоению профессии.
Ключевые слова: вокал, актерское мастерство, совершенствование вокала, пение, физические упражнения, физическая культура.
Для цитирования: Овсянникова М.А.* Физические упражнения в актерском мастерстве и вокале.
Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.
2023; 18(3): 158-161.
Physical exercises in acting and vocals
Marina A. Ovsyannikova*
Russian University of Transport Moscow, Russia
ORCID: 0000-0002-9191-1621, [email protected]*
Abstract: The modern level of education requires the training of highly qualified specialists of various specialties. Creative professions such as actors and vocalists have always been closely associated with the use of physical exercises in their training. However, this is often of a general nature of physical fitness. This article discusses the periods of physical exercises inclusion in the structure of vocal and acting classes. The importance of physical culture in creative specialties is revealed. The analysis of the vocalists' special muscles development is carried out. Recommendations are given for the development of special endurance and successful mastering of acting and singing. The scientific novelty of the study lies in the fact that the role and importance of physical fitness for actors and vocalists is revealed. The method of using special physical exercises in creative classes is presented. Practical significance. The data
obtained will help lecturers and teachers of acting and vocal skills to improve the professional skills of students. Purpose: to reveal the role of physical exercises in the preparation of acting and singing. Materials and methods. The analysis of literary sources, observations and the method of expert evaluation were used in the work. The periods of physical exercises inclusion in the classroom are considered. Results. A mandatory element of the vocal lesson beginning is a chant, to prepare the muscles and ligaments for the upcoming work. When perfecting various techniques in singing, exercises are used in movement, turns, active movement on the stage. In addition to the general physical form, specialists of creative professions need to pay attention to the muscles of the larynx, which also runs along the spine. And therefore the muscles of the back, posture. Conclusion. Physical exercises increase the special endurance of actors and singers. They increase the strength of the muscles around the vocal cords and contribute to better mastering the profession.
Keywords: vocals, acting, vocal improvement, singing, physical exercises, physical culture.
For citation: Marina A. Ovsyannikova* Physical exercises in acting and vocals. Russian Journal of
Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 158-161.
Введение
Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности [2,4,5].
Известно, что профессиональная вокальная деятельность требует хорошего здоровья. А хорошее здоровье - это определённые физиологические резервы организма. Поскольку дыхательная система очень тесно связана с важнейшими жизненными процессами и функциями организма, такими как: речь, пение и др., она - дыхательная система - реагирует на многие изменения в теле человека. Поэтому дыхательная система должна находится в постоянном тренинге, в таком как спорт, физическая работа; не менее полезны контрастные температурные процедуры: баня, сауна, пение, игра на духовых инструментах [1,3,6].
Цель: раскрыть роль физических упражнений в подготовке актерскому мастерству и пении.
Материалы и методы
Для определения значимости и места физических упражнений при подготовке творческих профессиях мы использовали следующие методы: анализ литературных источников, наблюдения, экспертной оценки. Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука задействованы многие группы мышц. Распевка у певца - это та же разминка у спортсмена. Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к дальнейшим профессиональным нагрузкам.
Первые упражнения-распевки на уроке вокала носят разогревающий разминочный характер. В этих упражнениях певец должен раз-
минаться на «серединке» своего диапазона, чтобы не травмировать свой голосовой аппарат. Мы делаем упражнения на укрепление опоры, на удлинение вокального дыхания. Следим за правильным формированием звука, разминаем язык, губы, челюсть, гортань, резонаторы [6].
Вторая часть вокальных распевок (на уже разогретом голосовом аппарате) направлена на расширение диапазона и развитие хорошей дикции. Упражнения носят «растягивающий характер». Важен максимально плавный переход от звука к звуку, не меняя качества звучания и одновременная рельефность и преувеличенная внятность дикции.
Третья часть упражнений на уроке вокала направлена на освоение различных технических приемов: скачки, отрывистое голосоведение, украшения. Дается на продвинутом уровне (на начальном уровне все упражнения делаются на канителенном (плавном) голосоведении).
Иногда педагогами используются распевки в движении: соединение пения и движения. Очень важная часть урока вокала, направленная на освобождение голоса, голосового аппарата, на налаживание координации, которая помогает пению.
Также в некоторых методиках используются Упражнения на развитие актерского мастерства: выражение идеи с помощью звука, интонации, жеста, мимики, образа [5].
Распевка занимает большую часть урока вокала на начальном и среднем уровне обучения (20-30 минут). В дальнейшем, по мере укрепления голосового аппарата и освоения основных вокальных приемов, время на распевку сокращается до 15 минут. Остальное время урока вокала отдается работе над репертуаром.
Результаты и обсуждение
П результатам экспертных оценок мы определили, что большую роль в освоении творческих профессий играет функциональное состояние
организма. В частности, подъём и опускание гортани играет решающую роль при голосо-образовании. Такая способность непосредственно влияет на резонаторную систему голосового аппарата -- глотку, объём и форма которой может расширяться и углубляться. Объём и мобильность глотки позволяет формировать звук разного тембра: светлого или тёмного. Мобильность глотки очень важна для совершенствования вокальной техники.
Гортань, как известно располагается вдоль позвоночника, а в частности вдоль шейных позвонков. И, например искривленный позвоночник будет неестественно смещать положение гортани, и способствовать зажиму (скованности) голосового аппарата в области шеи. А это однозначно препятствует развитию легкого, свободного звучания, большого диапазона, а значит, шанс стать хорошим певцом существенно уменьшается и становится даже невозможным.
Также крепкий позвоночник будет менее утомляться в области поясницы, а как известно при правильном взятии оперного дыхания, большая часть нагрузки падает на поясничную область. Многие певцы в связи с этим одевают перед пением поддерживающий корсет, способствующий меньшему переутомлению спины и лучшему ощущению опоры. Если у начинающего певца проблемы с позвоночником их следует немедленно решать: ходить на массаж, висеть на перекладине, заниматься спортом, делать утреннюю расслабляющую гимнастику, и даже обращаться к врачу.
Мышцы рук, плеч, груди, спины, шеи, верхние и косые мышцы пресса и все мышцы организма в целом принимают обязательное участие во время пения, абсолютно все. Например: косые мышцы живота, нижние и верхние мышцы пресса, поясничные мышцы в целом -- участвуют во вдохе и удержании звука в легких. Мышцы рук, плеч, груди также участвуют в процессе пения, создавая дополнительное давление на диафрагму, благодаря своему весу - обычно начинающие вокалисты об этом не задумываются. Поэтому их вес имеет также большое значение. Наверняка вы не раз замечали, что большие вокалисты способны на большее количество издаваемого звука, нежели певцы с хрупким телосложением.
Чтобы занятия гимнастикой были успешными, необходимо проводить тренировки регулярно, а не от случая к случаю. Обычно через 10-12 дней можно заметить значительное улучшение функционирования органов дыхания и сокращений диафрагмы. У человека нормализуется самочувствие, улучшается осанка, мышцы, поддерживающие грудную клетку, становятся упругими и эластичными [2].
Дыхательная гимнастика также обеспечивает улучшение кровообращения и лимфотока в области легких, выведение мокроты наружу, предотвращение образования спаек и контрактур. Именно поэтому методика А. Н. Стрельниковой применяется в качестве дополнительного терапевтического средства при лечении различных заболеваний органов дыхательной системы.
Улучшение носового дыхания позволяет задействовать естественные фильтрационные структуры организма, приводит к постепенному возрастанию эластичности мышц, поддерживающих органы дыхания. Если упражнения выполняются правильно, все части тела получают необходимую для нормальной жизнедеятельности стимуляцию.
Заключение
Для достижения высоких результатов в творческих специальностях таких, как актеры, певцы необходимо быть в хорошей физической форме. Мы установили, что упражнения физической культуры и специальные вокальные тесно связаны между собой. Разминка голосового аппарата происходит так же, как и в спорте. Более того, в начале урока профессиональные вокалисты выполняют упражнения в движении. Помимо общей физической формы и здоровья актерам и певцам необходимо следить за мышцами гортани, опорно-двигательного аппарата (осанка), дыхательной системой.
Список литературы
1. Ануфриева Н.И., Булкина Е.В. Специфика формирования профессиональных навыков артистов музыкального театра в колледже. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2021; 20-1(158): 189-197.
2. Биндусов Е.Е., Котова Е.А., Овсянникова М.А. Показатель уровня постоянного потенциала головного мозга как характеристика эффективности воздействия на организм различных средств гимнастики. Теория и практика физической культуры. 2011; 11: 28-31.
3. Ковалев А.А. Синергизм физической культуры и вокального искусства: новые горизонты взаимодействий. Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXVМеждународного научного конгресса: в 2 ч, Минск, 15-17 октября 2020 года. Том Часть 1. Минск: Учреждение образования "Белорусский государственный университет физической культуры". 2020: 347-352.
4. Овсянникова М.А. К вопросу о повышении эффективности занятий физической культурой в вузах. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014; 12(118): 159-163.
5. Ожеред О.С., Лаврухина Г.М. Особенности проведения физической культуры в музы-
кальном училище с учётом профессиональной деятельности студентов (18-20 лет). Экспериментальные и теоретические исследования в XXi веке: проблемы и перспективы развития: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях, Ростов-на-Дону, 31 мая 2018 года. Том Часть 2. Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2018: 81-85.
6. Чигарова А.О. Формирование правильного дыхания у вокалистов средствами физической культуры. Студенческая наука и XXI век. 2020; 17(1-2(19)): 459-461.
References
1. Anufrieva N.I., Bulkina E.V. Specifics of the formation of professional skills of musical theater artists in college. Uchenye zapiski Rossijskogo Gosudarstvennogo Social'nogo Universiteta. 2021; 20-1(158): 189-197 [In Russ.].
2. Bindusov E.E., Ovsyannikova M.A. Indicator of the level of constant potential of the brain as a characteristic of the effectiveness of the impact on the body of various means of gymnastics. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tury = Theory and practice of physical culture. 2011; 11: 28-31 [In Russ., In Engl.].
3. Kovalev A.A. Synergism of physical culture and vocal art: new horizons of interactions. Olimpijskij sport I sport dlya vseh: materialy XXV Mezhdunadornogo nauchnogo kongressa: v 2h
chastyah, Minsk, 16-17 oktyabrya 2020 goda. Tom Chast' 1 [Olympic sport and sport for all : materials of the XXV International Scientific Congress : at 2 o'clock, Minsk, October 15-17, 2020. Volume Part 1]. Minsk: Educational Institution "Belarusian State University of Physical Culture". 2020: 347-352 [In Russ.].
4. Ovsyannikova M.A. On the issue of improving the effectiveness of physical culture classes in universities. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2014; 12(118): 159-163 [In Russ.].
5. Ozhered O.S., Lavrukhina G.M. Features of physical culture in a music school, taking into account the professional activities of students (1820 years old). Eksperimental'nye I teoreticheskie issledovaniya v XXI veke: problem I perspektivy razvitiya: Materialy XIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3h chastyah, Rostov-na-Donu, 31 maya 2018 goda. Tom Chast' 2 [Experimental and theoretical research in the XXI century: problems and prospects of development: Materials of the XIII All-Russian Scientific and Practical Conference: in 3 parts, Rostov-on-Don, May 31, 2018. Volume Part 2]. Rostov-on-Don: Southern University (IUBiP). 2018: 81-85 [In Russ.].
6. Chigarova A.O. Formation of proper breathing in vocalists by means of physical culture. Studencheskaya nauka I XXI vek. 2020; 17(1-2(19)): 459-461 [In Russ.].
Статья поступила в редакцию: 20.08.2023
Овсянникова Марина Андреевна - кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, 127055, Россия, г. Москва, ул. Образцова, дом 9, строение 9, e-mail: [email protected]