Научная статья на тему 'Физическая подготовка как фактор профессиональной ориентации довузовской молодежи'

Физическая подготовка как фактор профессиональной ориентации довузовской молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL PREPARATION / APPLIED SKILLS / PSYCHOPHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Ткаченко А. И.

В статье рассматриваются основные направления физической подготовки учащихся лицеев полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Ткаченко А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL PREPARATION AS THE FACTOR OF VOCATIONAL GUIDANCE TO HIGH SCHOOL YOUTH

In article the main directions of physical preparation of lyceum students of police are considered.

Текст научной работы на тему «Физическая подготовка как фактор профессиональной ориентации довузовской молодежи»

Литература

1 . Быхтина Н.В., Селина ИА. Электронное учебное пособие «Хрестоматия ДЛЯ чтения ПО английскому языку» - интерактивная модель взаимодействия с учебной информацией // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы восьмой международной научно-практической конференции. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2010.

References

1.Bykhtina N.V. Selina IA. Electronic study aid «English Readings» - an interactive model of exchange of educational information // Actual problems of fighting crimes and other offences: releases of the 8-th international scientific and practical conference. - Barnaul: Barnaul Law Institute of the MIA, 2010.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДОВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ

PHYSICAL PREPARATION AS THE FACTOR OF VOCATIONAL GUIDANCE TO HIGH SCHOOL YOUTH

УДК 796:37.048.45

Н.А. АЛЕКСЕЕВ,

профессор;

Н.Б. КУТЕРГИН,

кандидат педагогических наук, доцент;

А.И. ТКАЧЕНКО,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются основные направления физической подготовки учащихся лицеев полиции.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, прикладные умения и навыки, психофизические качества.

N.A. Alekseev, professor, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

N.B. Kutergin, the candidate of jurisprudence, assistant professor the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

A.I. Tkachenko, the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: In article the main directions of physical preparation of lyceum students of police are considered.

Keywords: professional and applied physical preparation, applied skills, psychophysical qualities.

Актуальность исследования заключается физической и функциональной подготовлен-

в современных тенденциях педагогики ности современной молодежи. Г ипотеза ис-

довузовской подготовки, пониженном уровне следования заключается в том, что на основе

2013'2

анализа публикаций в данном направлении предполагается, что введение дополнительных занятий физической подготовкой лицеистов, построение учебного процесса с учетом современных тенденций педагогики позволит повысить эффективность учебного процесса по физической подготовке учащихся лицеев полиции.

На основе анализа литературных источников выявлена недостаточность исследован-ности построения учебного процесса по физической подготовке лицеистов. Отсюда вытекает и цель исследования, которая состоит в совершенствовании учебного процесса по физической подготовке лицеистов.

Физическое воспитание всегда рассматривалось как средство подготовки человека к трудовой деятельности и социализации.

Известные выдающиеся педагоги ХV-Х1Х вв.: Франсуа Рабле (1494-1553), Джон Локк (1632-1704), Иоганн Песталоцци (17461827), Жорж Домени (1850-1917) и современные исследователи В.И. Ильинич (2000), Е.А. Мамешина (2002) указывали на ведущую роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду. В современных условиях данную задачу решают с помощью профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) [2; 3].

Цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Конкретные задачи ППФП определяются особенностями будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

- сформировать необходимый минимум прикладных знаний;

- осваивать прикладные умения и навыки;

- воспитывать прикладные психофизические качества;

- воспитывать прикладные специальные качества.

При решении конкретных задач профориентации лицеистов МВД России следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с физической культурой.

Физическая культура - это учебная дисциплина, которая включена в систему образования - воспитания подрастающих поколений в качестве одной из основных школьных дисциплин. Она является обязательным учебным предметом лицеев полиции и других учебно-воспитательных учреждений и направлена на то, чтобы заложить основы общего физического воспитания, обеспечить разностороннее развитие физических и непосредственно связанных с ними

способностей, оптимизировать состояние здоровья [1].

Важными элементами общей физической культуры в ее школьных формах являются:

- аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения, с помощью которых формируют умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивают способность координировать их в различных сочетаниях;

- система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования своих сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования с предметами (основные способы ходьбы, бега, плавания, метания и т.д.);

- «школа» единоборства, против воздействия и взаимодействия в условиях сложных форм двигательной активности, включающих межличностные контакты (в спортивных играх, спортивной борьбе).

Исследования показали, что только физическая подготовка будущих специалистов МВД не может полностью решить задачи специальной подготовки к определенной профессии.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовку лицеистов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от выбора профессиональной деятельности [4,5].

Для представителей интеллектуального труда хорошей общей физической подготовки достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии. В других случаях (подготовка сотрудников МВД), общая физическая подготовка не может обеспечить необходимого уровня психофизической готовности к профессиональному труду. В данном случае для освоения необходимых двигательных действий и достижения высокого уровня физической подготовленности требуется дополнительный объем времени сверх отведенных учебных часов на дисциплину «Физическая культура».

Подбор средств ППФП производится с учетом специфики будущей профессиональной деятельности лицеистов.

При подборе прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

При акцентировании воспитания физических качеств в содержании учебных занятий обычно увеличивается объем специальных упражнений, акцентировано развивающих необходимые качества, и устанавливаются соответствующие учебные нормативы. Данный подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще всего производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений [5].

При анализе литературных источников можно сделать заключение, что наиболее эффективной может быть такая система организации физического воспитания в рамках учебного расписания школы, в которой имелись бы следующие элементы:

- на занятии учащимся предлагались бы сведения из истории физической культуры, гигиены физических упражнений, биомеханики, влияние физических упражнений на работоспособность и организм человек в целом и т.п.;

- другой урок должен носить инструктивно-методический характер и проводиться в форме учебной практики, где учащиеся осваивают доступные и необходимые, прежде всего в прикладном отношении, знания из методики тренировки, методики освоения различных упражнений и т.п. На них учащиеся осуществляют попытки использования полученных знаний на практике, например, при составлении и опробовании комплексов упражнений по развитию физических качеств или комплексов подводящих упражнений по освоению техники какого-либо двигательного действия [2].

Помимо этих двух уроков, должно быть еще не менее двух-трех занятий, главной целью таких занятий является тренирующая или профессионально-прикладная направленность. В процессе их проведения должны также закрепляться знания и умения, приобретенные на уроках физической культуры.

Вышеперечисленные виды занятий долж-

ны входить в обязательный минимум физкультурных занятий, организуемых в рамках учебной работы по физической культуре в школе. Также необходимо функционирование всех других форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию школьников, в процессе которых на долю каждого учащегося должно приходиться не менее 6-8 часов в неделю. Важнейшее место должны занимать самостоятельные формы занятий физическими упражнениями, в которые входят упражнения профессионально-прикладной направленности.

Подводя итог статье, следует отметить, что ориентация именно на самостоятельные формы связана с целым рядом факторов, позволяющих с наименьшими материальными затратами и без значительного обострения проблемы кадрового обеспечения наиболее эффективно решать многие важные задачи физического воспитания. При правильном подходе к реализации данных форм открываются возможности для решения важнейшей, но в других формах практически неразрешимой проблемы индивидуализации занятий физическими упражнениями. Это становится реальным как благодаря более значительным, чем в любых других формах, возможностям для удовлетворения личных интересов и склонностей, так и учету индивидуальных особенностей и резервов собственного организма. Успешная реализация представленного материала невозможна без должного уровня сформированности ценностно-мотивационной сферы, без создания базы знаний и умений методически грамотно, с учетом своих индивидуальных кондиций, строить самостоятельные занятия. В этом и проявляется прикладное значение эффективной реализации задач образовательной направленности в деле обеспечения необходимого уровня двигательной подготовленности, физкультурной образованности, повышения уровня физической и общей культуры социума.

Литература

1. Апальков А.В., Муханов Ю.В. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России в контексте современных научных исследований // Материалы IV международной научно-практической конференции адъюнктов и докторантов, 26 апреля 2012 г. / СПбУ МВД России. - СПб., 2012. 156 с.

2. Рачкова ТА. Довузовская подготовка школьников по физической культуре и спорту: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2011.

3. Комков АГ, КирилловаЕ.Г. Оздоровительная физическая подготовка школьников. - СПб.: ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», 2012.

2013'2

4. Профессионально-прикладная физическая подготовка студента: электронный учебник по основам физической культуры в вузе / http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema8/ p7_1.htm.

5. Строганов А.К. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов связи посредством применения комплекса статических и динамических упражнений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2009.

References

1. Apalkov A, Mukhanaw Y. Law enforcement bodies of internal affairs of Russia in the context of modern scientific research // Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference adjuncts and doktarantov., 26aprelya 2012 / SPB Univ Interior Ministry of Russia

- St. Petersburg, 2012. 156 р.

2. Rachkova TA. Pre-university preparation school for Physical Culture and Sports: Author. diss. candidate of pedagogical sciences. - Khabarovsk, 2011.

3. Komkov A.G., Kirillov E.G. Improving physical training school. - St. Petersburg: FGU “St. Petersburg Research Institute of Physical Culture”, 2012

4. Professional applied physical training of the student: Electronic textbook on the basics of physical education in high school / http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema8/p7_1.htm.

5. Stroganov A.K Professional applied physical training university students through the use of communications complex static and dynamic exercises: Author. diss. candidate of pedagogical sciences. - Novosibirsk, 2009.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ

СОСТОЯНИЕ СОТРУДНИКОВ

INFLUENCE OF PHYSICAL PREPARATION ON THE PHYSICAL

CONDITION OF EMPLOYEES

УДК796:35.08

В.А. ТОРОПОВ,

доктор педагогических наук, профессор (Санкт-Петербургский университет МВД России);

А.В. АПАЛЬКОВ; А.В. ГОРБАТЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в данной статье идет речь о том, что целенаправленное и систематическое применение средств физической подготовки оказывает многостороннее и весьма глубокое влияние на физическое развитие, способствует укреплению здоровья сотрудников и служит фундаментом их высокой общей и служебно-профессиональной работоспособности, а также важной предпосылкой повышения уровня их физической подготовленности.

Ключевые слова: физические упражнения, физическое развитие, здоровье, подвижность, спорт, подготовка.

V.A.T0r0p0V, professor of chair physical preparation and applied single combats of the Ministry of Internal Affairs St. Petersburg university of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor;

A.B. Apalkov, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

A.B. Gorbatenko, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.