Научная статья на тему 'Физическая культураиспорт: современная интерпретация'

Физическая культураиспорт: современная интерпретация Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
98
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДМЕТ ФИЗКУЛЬТУРЫ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ТРАДИЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА БУРЯТ / PHYSICAL CULTURE / SUBJECT OF PHYSICAL CULTURE / SELF-ACTUALIZATION / PHYSICAL INTELLECT / CONTINUOUS EDUCATION / GENDER FEATURES / MULTICULTURALISM / TRADITIONAL PHYSICAL CULTURE OF BURYATS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бумбошкин Владислав Матвеевич

В статье дано определение предмета «физкультура» как науки, описаны изменения в содержании и методах спортивной педагогики, изменения в физкультурном и спортивном образовании, обоснована необходимость непрерывного и мультикультурного образования, учета гендерных особенностей в спортивно-тренировочной и соревновательнойдеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Бумбошкин Владислав Матвеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture and sport: a modern interpretation

The article defines the subject of physical culture as a science, the changes in the content and methods of sports pedagogy, in physical and sports education have been described, the necessity of continuous and multicultural education has been substantiated taking into consideration the gender features in sports, training and competitive activities.

Текст научной работы на тему «Физическая культураиспорт: современная интерпретация»

Литература

1. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2010.

2. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем: учебник. - М.: Гардарики, 2006.

Бумбошкин Владислав Матвеевич, руководитель Республиканского агентства физической культуры и спорта, заслуженный тренер России, г. Улан-Удэ, e-mail: bvmsport@vandex.ru, тел.: (3012) 21-45-36 факс.: (3012)21-75-29, моб.тел.: 8 (9025) 65-66-93.

Bumboshkin Vladislav Matveevich, head of the Republican Agency of Physical Culture and Sport, Merited Coach of Russia, Ulan-Ude, e-mail: bvmsport@vandex.ru, tеl.: (3012) 21-45-36, fax: (3012)21-75-29, mob. tel.: 8 (9025) 65-66-93.

УДК 796

© В.М. Бумбошкин Физическая культура и спорт: современная интерпретация

В статье дано определение предмета «физкультура» как науки, описаны изменения в содержании и методах спортивной педагогики, изменения в физкультурном и спортивном образовании, обоснована необходимость непрерывного и мульти-культурного образования, учета гендерных особенностей в спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, предмет физкультуры, самоактуализация, физический интеллект, непрерывное образование, гендерные особенности, мультикультурализм, традиционная физическая культура бурят.

V.M. Bumboshkin

Physical culture and sport: a modern interpretation

The article defines the subject of physical culture as a science, the changes in the content and methods of sports pedagogy, in physical and sports education have been described, the necessity of continuous and multicultural education has been substantiated taking into consideration the gender features in sports, training and competitive activities .

Keywords: physical culture, subject of physical culture, self-actualization, physical intellect, continuous education, gender features, multiculturalism, traditional physical culture of Buryats.

В настоящее время наблюдается кардинальное изменение предмета и методов физической культуры. Во-первых, произошло расширение содержания предмета физкультуры. Она рассматривается как фундаментальная составляющая культуры в целом. Культура как таковая исторически появилась именно как культура физическая, как процесс и результат биологической адаптации популяций, которая осуществляется по отношению к экологическому и социально-политическому контекстам. Для физической культуры доминирующим является экологический контекст, т.е. окружающая среда, с которой взаимодействуют люди для обеспечения своих жизненных возможностей. В процессе этого выживания, этой борьбы за существование осуществляется биологическая адаптация, а вместе с ней формируется и развивается физическая культура.

Жизненные возможности включают как благоприятные, так и неблагоприятные факторы для развития физической культуры. Взаимодействие людей с физической окружающей средой может быть двух направлений: одно связано со стратегией изменить и подчинить себе окружающую среду, а второе - со стремлением жить в гармонии со средой, менять свое поведение, чтобы приспособиться к изменениям экосисте-

мы. Первое направление характерно для западной цивилизации, а второе - для восточной культуры: японской, китайской, индийской,

монгольской. Это нашло отражение, в частности, в единоборствах. Физическая культура является основой культуры вообще и неотделима от культуры в целом, что мы и наблюдаем в восточных единоборствах.

В странах Востока, отмечают Н.В. Абаев и С.В. Калмыков, с древнейших времен практиковались различные системы психофизических упражнений, передававшиеся на протяжении многих столетий от поколения к поколению в общем комплексе культуры восточных народов и образующие множество относительно самостоятельных культурно-психологических традиций, которые основывались на тех или иных системах психосоматической тренировки и регуляции [1, с.5].

Благодаря происходящей в наши дни интенсивной интеграции западной и восточной физических культур наблюдается активное изменение предмета физической культуры.

Физическую культуру следует трактовать как науку, предметом которой служат физические и психофизиологические аспекты сохранения и развития здоровья в его современном понимании, здорового образа жизни или изменения не-

здорового образа жизни. В соответствии с декларацией ВОЗ здоровье определяется как «состояние полного физического, ментального и социального благополучия» [2, с.456]. Таким образом, предметом физической культуры являются психофизические аспекты сохранения и развития физического, ментального и социального здоровья человека.

Во-вторых, претерпевают изменения методы и способы формирования физической культуры в образовании. Если до этого на занятиях физкультуры основное внимание уделялось физическому развитию обучающихся, то теперь не менее важное значение придается их личностному развитию. Это относится и к спортивной тренировке. В достижении высоких спортивных результатов имеет значение не только физическое, но и ментальное, а также психологическое развитие.

Под ментальным развитием В.Д. Шадриков понимает «прежде всего умственное развитие, а также изменения в образе мыслей, совокупности умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» [3, с.188].

Среди личностных характеристик, способствующих достижению поставленной цели в физкультурной и спортивной деятельности, особое значение имеет способность субъекта деятельности к самоактуализации своих потенциальных возможностей.

А. Маслоу, автор концепции самоактуализации, считает, что самоактуализация достигается в результате интеграции сознания человека со сферой бессознательного, которая составляет 90% его психики и включает архетипические способности, перешедшие в результате генетической трансмиссии по наследству от родителей, а также приобретенные. Такая интеграция возможна в редкие моменты вдохновения или чрезвычайных ситуациях. Именно в такие моменты человеку следует проявить свои способности к самоактуализации. Поскольку в спортивных соревнованиях, особенно в единоборствах, очень много острых ситуаций, требующих незаурядных физических и психологических усилий, для спортсменов способность к самоактуализации имеет решающее значение.

Наряду со способностью самоактуализации, которую можно формировать в контексте тренинговых упражнений эмоционально-волевой сферы, необходимыми личностными качествами спортсменов являются интуиция, креативность, рефлексивность, потребность в самосовершенствовании и самореализации, ценностная ориен-

тация.

В спортивных единоборствах как нигде более требуется интуиция, способность к мгновенному принятию решения. Интуитивные действия предпринимаются спортсменом на основе физического интеллекта, который еще называют телесным мышлением. Тело обладает памятью, способностью мышления; тело борца принимает решения гораздо быстрее сознания. Телесное мышление формируется в процессе спортивной тренировки.

Креативность и рефлексивность формируются в личностно-ориентированном подходе к спортивной тренировке, рассчитанном на инте-риоризацию внешних действий, благодаря которой формируются внутренние, мысленные действия, образы и понятия. Любое внешнее действие переходит во внутренний план. Подбирая специальные упражнения и обеспечивая их ин-териоризацию, можно формировать необходимые личностные качества. Креативность - это способность к творческой деятельности, и она может быть сформирована только в личностноориентированном подходе.

Рефлексивность В.Д. Шадриковым рассматривается как качество личности, способствующее успешному выполнению любой деятельности, направляя мыслительный процесс, организуя его и управляя им» [3, с.218]. Личность, считает В. Д. Шадриков, через свое качество рефлексивности будет управлять решением задачи, течением своих мыслей, она направляет, контролирует и оценивает деятельность и ее результат.

Потребность в самосовершенствовании и самореализации возникает в процессе развития совокупности личностных качеств, включая рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность.

Исходя из сказанного, становится ясным, что методы физической культуры в настоящее время обязаны быть личностно-ориентированными. Ясно, что наряду с личностно-ориентированным подходом являются востребованными компе-тентностный и деятельностный подходы.

В-третьих, физкультурное образование, как и образование в целом, в наши дни обязано быть непрерывным, продолжающимся на протяжении всей жизни.

Физкультурное образование актуально в детстве, юности, в дошкольные, школьные и студенческие годы, поскольку растущий, молодой организм требует в своем развитии особого отношения, высокой физической культуры, компе-тентносного подхода. Вместе с тем физкультур-

ное образование не менее и даже более актуально для взрослых. Можно сказать, чем больше возраст человека, тем выше должен быть уровень его физической культуры. С возрастом в организме человека происходят изменения, требующие соблюдения человеком соответствующих норм и правил физической культуры, повышения своего образования в области физической культуры.

В-четвертых, предмет физической культуры, ее методы приобретают новое содержание в силу стремительного развития женских видов спорта: женского футбола, женского бокса и кикбоксинга, женских видов борьбы и др. Физкультура как наука также должна стать более женской. Здесь проблем гораздо больше, чем в физической культуре для мужчин. Формальное распространение «мужской» физической культуры и спортивной тренировки на женщин связано с рисками для здоровья женщин.

В-пятых, предмет физической культуры и спортивной науки должен включать этнокультурные и экологические особенности занятий физкультурой и спортом. В методике этих занятий не может быть знака равенства между японской, монгольской, иранской, кавказской или американской культурой и традициями. Мир физической культуры и спорта разнообразен. Изучение спортивного поведения требует кросскультурного подхода.

В-шестых, в эпоху глобализации и интенсификации взаимодействия культур возможен эффект «плавильного котла», когда доминирующая культура поглощает культуры «мень-

шиств». Этот эффект возможен и при взаимодействии физических культур: традиционные физические культуры «меньшиств» (например, традиционная физическая культура бурят может быть ассимилирована доминирующей мировой физической культурой). Поэтому в настоящее время необходима стратегия мультикультура-лизма и в системе физической культуры, направленная на сохранение всех традиционных физических культур. Бурятская традицонная физическая культура должна найти свое место в мировой культуре, поскольку она самоценна. Бурятская национальная борьба, стрельба из лука, скачки лошадей, издавна культивируемые в народе под названием «эрын гурбан наадан» (три игры мужей) и представляющие традиционное спортивное мужское троеборье, имеют ускоренную сущность, являются атрибутом бурятской физической культуры и могут служить существенным компонентом высоких спортивных достижений и фактором этнической идентификации.

Есть и другие факторы (профессионализация спорта, физическая культура и спорт для лиц с ограниченными возможностями, новые виды спорта, в т.ч. экстремальные), влияющие на предмет физической культуры и спорта.

Отмеченные кардинальные изменения потребовали инновационных подходов в управлении физической культурой и спортом, направленных на их гуманизацию и демократизацию, реализацию их социально-валеологических, личностноразвивающих, глобально-интегрирующих, этно-и мультикультурных функций.

Литература

1. Абаев Н.В., Калмыков С.В. Методы психофизической тренировки цигун в боевом искусстве УШУ. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского пединститута им. Д.Банзарова, 1993.

2. Алма-Атинская декларация здоровья для всех к 2QQQ году / ВОЗ. 1978.

3. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2QQ7.

Бумбошкин Владислав Матвеевич, руководитель Республиканского агентства физической культуры и спорта, заслуженный тренер России, г. Улан-Удэ, e-mail: bvmsport@,yandex.ru/ тел.: (3Q12) 21-45-36 факс.: (3Q12) 21-75-29 моб.тел.: 8 (9Q25) 65-66-93

Bumboshkin Vladislav Matveevich, head of the Republican Agency of Physical Culture and Sport, Merited Coach of Russia, Ulan-Ude, e-mail: bvmsport@.yandex.ru/td: (3Q12) 21-45-36 fax.: (3Q12)21-75-29 mob.tel.: 8 (9Q25) 65-66-93.

УДК 373.3.016

© Л.Н. Габеева

Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников

В статье описаны выявленные автором в ходе исследования педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников, раскрыто их содержание.

Ключевые слова, самоконтроль, младшие школьники, педагогические условия, учебная деятельность, мотивация, диагностика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.