Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
240
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА / ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курочкина Н.Е., Шамсутдинова А.К.

Занятия физкультурой - это основной источник здорового тела, поэтому очень важно изучить влияние предмета физкультуры на умственную и духовную жизнь студентов. В предоставленной статье проанализированы функции области физической культуры в рамках высшего учебного заведения. И выявлено что физкультура способствует формированию положительных личностных качеств студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА»

УДК 796.06

Курочкина Н.Е.

руководитель, Самарский государственный экономический университет, г.Самара

Шамсутдинова А.К.

студентка, кафедра экономики труда и управления персоналом, факультет управления персоналом организации.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Аннотация: Занятия физкультурой - это основной источник здорового тела, поэтому очень важно изучить влияние предмета физкультуры на умственную и духовную жизнь студентов. В предоставленной статье проанализированы функции области физической культуры в рамках высшего учебного заведения. И выявлено что физкультура способствует формированию положительных личностных качеств студентов.

Ключевые слова: физическая культура, физическое здоровье студента, образ жизни

Студенческие годы - активное и веселое время. Хочется всего достичь и успеть все сразу. Чтобы достичь большего, реализовать планы, да и просто жить полной насыщенной жизнью, необходимо быть здоровым. Если ты здоров, легче преодолеваются препятствия, больше успеваешь, получаешь удовольствие от жизни во всех её проявлениях. Чтобы энергии хватило на долгие годы, необходимо задуматься о сохранении здоровья как можно раньше. Здоровый образ жизни не устранит все возможные жизненные проблемы, но поможет поддерживать человеческий организм в благополучном рабочем состоянии.

Необходимость сохранения здоровья объясняет важность и актуальность изучения темы, посвященной физической культуре и её популярности среди студенчества. Ведь физическая культура - это одна из составляющих здорового образа жизни.

Целью моего исследования является анализ причин, показывающих необходимость занятий физической культурой и спортом в студенческий период жизни человека.

Студент, не зависимо от его специализации и учебного заведения, - это человек умственного труда. За непродолжительный период жизни он приобретает большой объем теоретических и практических знаний. Идет интенсивная нагрузка на мозг, органы зрения, опорно-двигательный аппарат, нервную систему. Весь организм систематически подвергается нагрузке. И эта нагрузка достаточно однообразна. Большая часть учебного процесса проходит за столом. Сидячий образ жизни подразумевает низкую физическую активность, называемую гиподинамией. Гиподинамия ослабляет сердечно - сосудистую систему, ухудшает работу легких, нарушает состояние позвоночника и суставов. Все это может привести к ранней нетрудоспособности и угасанию функций организма. Если в зрелом возрасте нарушения, вызванные гиподинамией, являются обратимыми, то есть их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется. Нарушения развития организма в период раннего онтогенеза и полового созревания, а именно к этому периоду относятся студенческие годы большинства людей, приводят к снижению темпа роста и угнетению биохимических процессов, включая функции генетического аппарата клеток. Студент, ведущий малоподвижный образ жизни ко времени окончания учебы получит не только слабое здоровье, но и не сможет показать высокие результаты в обучении.

Образ жизни студента далек от правильного. Кроме нарушения режима активности, большинству студентов свойственны погрешности питания. Хотя это выражение не совсем верно. Наблюдается не просто погрешность питания, а систематическое питание, максимально вредящее организму. Виной этому общая приверженность молодых людей к фастфуду. Рацион питания, состоящий из высококалорийной, жирной, острой пищи, в очень короткое время приведет к развитию ожирения, сбоях в работе пищеварительных органов. Кроме состава еды, огромный вред наносит нерегулярность питания. Как едят студенты? Из-за спешки забывают завтракать, обед проглатывают на ходу - хорошо, если обедают в столовой. Но чаще обед состоит из пирожка или хот-дога, купленного на бегу. А вечером молодежь плотно ужинает в кафе быстрого питания, запивая жирную пищу большим количеством газированных сладких напитков.

Студенты находятся в том возрасте, когда еще не закончен рост и формирование организма. Все нарушения -неправильное питание, малоподвижный образ жизни, отсутствие четкого режима работы и отдыха, вредные привычки в очень короткий срок наносят ощутимый вред организму молодого человека, и непременно скажутся на его физическом, умственном и половом созревании и в целом на здоровье. Этого можно избежать, если осознать последствия нездорового образа жизни и изменить свои привычки. И обязательно сделать повышенную физическую активность нормой жизни. Ведь во время физической нагрузки вырабатываются эндорфины, создаётся хорошее самочувствие и настроение, повышается устойчивость к стрессу, депрессии, нормализуется сон.

Одним из способов приобщения к здоровому образу жизни является повышение двигательной активности. Существуют оптимальные физические нагрузки, позволяющие человеку сохранять или улучшать свое здоровье, снижать риск возникновения заболеваний, в том числе и фатальных. Оптимальная физическая активность может быть достигнута за счет ходьбы, бега, занятия подвижными видами спорта, танцами, а также выполнением гимнастических упражнений. Все эти упражнения студенты хотя бы в течения одного дня должны выполнять, чтобы в дальнейшем быть здоровым человеком. Умеренная и выраженная физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности, выполняемой человеком в течение определенного времени.

Комплекс деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности, называется физической культурой. Это не только

физические упражнения, как многие думают. Физическая культура является составной частью общей культуры. Она объединяет множество понятий - это и здоровый образ жизни, и постоянная двигательная активность, и поддержание оптимальной физической формы, и научно обоснованные комплексы физических упражнений.

В физическую культуру включают общее физическое воспитание, специализированную физическую подготовку, систему физической реабилитации, занятия физическими упражнениями с целью отдыха и смены деятельности, профессиональный спорт.

В минимум приобщения к физической культуре входит, прежде всего, утренняя зарядка. Она должна стать для человека такой же необходимостью и нормой жизни как умывание, причесывание, приведение себя в надлежащий вид перед рабочим днем. По сути, утренняя гимнастика служит этим же целям. Она приводит организм в активное состояние и настраивает его на рабочий режим. Простейший набор упражнений позволит запустить работу организма после ночного отдыха. Минимальное время, необходимое для утреннего физического старта - 10-15 минут. Если у студента имеется иная физическая нагрузка в течение дня, этого времени на утреннюю гимнастику будет достаточно. Идеально, когда гимнастика проходит на свежем воздухе. Это позволит насытить организм кислородом и усилит воздействие упражнений на организм за счет перепада температур. Утренняя зарядка служит стартовым моментом для всего дня. В комплекс утренней гимнастики должны входить дыхательные упражнения. Они активизируют работу легких, улучшают насыщенность крови кислородом. Следующие по важности - упражнения на растягивание мышц и сухожилий. После статического положения ночью, мышцы нужно разогреть и растянуть. Это позволит легче войти в рабочий ритм, снизит риск травм. Повысит эффективность утренних занятий пробежка на свежем воздухе.

Общее количество времени, отведенное физической культуре должно быть не меньше 30 минут в день. Уменьшение указанного времени снизит эффект физических упражнений до минимума. Увеличение времени, отдаваемое физической культуре, спорту, танцам положительно повлияет на сохранение здоровья молодых людей и увеличение продолжительности жизни и улучшение её качества. По мнению физиологов, каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два или три часа.

Кроме утренней гимнастики и профессиональных занятий спортом важны кратковременные двигательные моменты. Студент должен ввести в правило делать небольшие перерывы в занятиях и заполнять их двигательной активностью. Какой вид физических упражнений будет уместен, зависит от запаса времени, места, желания человека. Это могут быть гимнастические упражнения. Рядом с учебными заведениями есть спортивные площадки с турниками и брусьями, где можно позаниматься. Это могут быть спортивные игры. Хорошо бы возродить спортивные традиции 50-60-х годов. Тогда молодые люди в перерывах между занятиями или в рабочие обеденные перерывы, после работы, играли в футбол, волейбол, настольный теннис. Подобные физкультурные моменты уменьшат отрицательное воздействие статичного положения за учебным столом на мышцы и позвоночник, позволят организму отдохнуть физически и психологически, увеличат рабочий потенциал организма.

О пользе физической культуры известно очень давно. Еще в античные времена врачи и философы считали занятия физической культурой спутниками здоровья и долголетия. По их мнению, разнообразные и постоянные физические упражнения делали человека сильным и привлекательным внешне. Здоровому и красивому человеку легче добиваться целей в жизни, преодолевать трудности. Значит, такой человек будет более успешен и полезен обществу.

Особенно необходимы физические упражнения в период формирования организма. Физические упражнения усиливают обменные процессы в организме. Происходит ускорение метаболизма, значит, повышается скорость усвоения питательных веществ, насыщения организма кислородом. Активация клеточного метаболизма характеризуется не только поступлением, но и выведением продуктов, образующихся в процессе жизнедеятельности клеток. Они поступают в кровяное русло кожей с потом и легкими с выдыхаемым воздухом. В момент физической нагрузки повышается частота и сила сокращений сердечной мышцы, происходит её укрепление. Занятия физической культурой активизируют работу легочной системы. Повышение физической нагрузки ведет к увеличению частоты дыхания с повышением газообмена и насыщением легких и крови кислородом. В результате происходит качественный скачок в развитии и созревании всех функциональных органов. При наличии оптимальной физической нагрузки молодой организм правильно сформируется и приобретет запас прочности, необходимый для длительного активного существования.

Я думаю, что студенчество - это такой период жизни, в который нужно раскрыть свой потенциал, приобрести максимум необходимых знаний и навыков. Одним из таких навыков должно быть понимание важности сохранения здоровья, введение в привычку здорового образа жизни. Хорошо бы, чтобы человек на этом этапе жизни понял, что без физической культуры и спорта жизнь станет менее продуктивной и полноценной.

Список литературы:

1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента Учебник. - М. Альфа-М, 2003.

2. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО "Аспект пресс", 1995.- 136.

3. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991

4. Решетников Н.В. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия; Мастерство; Высшая школа, 2000. — 152 с.

5. Физическая культура студентов : Учебник / М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, В. И. Ильинич и др. ; Под ред. В. И. Ильинича. — М. : Гардарики, 2000— 385.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.