Физическая культура в системе профессионального образования
Physical education in the system of vocational education
Анисимова Алёна Витальевна
студент 3 курса, РАНХиГС западный филиал Россия, г. Калининград e-mail: alenabieber@bk.ru
Anisimova Alyona Vitalievna
3rd year student, Ranepa Western branch Russia, Kaliningrad e-mail: alenabieber@bk.ru
Лучкова Ирина Юрьевна
старший преподаватель кафедры ГЕНДиС РАНХиГС западный филиал Россия, г. Калининград e-mail: www.Lu.rina@mail.ru
Luchkova Irina Yurievna
senior lecturer, Department of Gendis The Western branch of ranepa Russia, Kaliningrad e-mail: www.Lu.rina@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена изучению физической культуры в системе профессионального образования. В статье поднят вопрос о роли физической культуры и спорта в жизни студентов, а также актуальность данного вопроса и его необходимость. Кроме того, в статье были рассмотрены группы здоровья студентов, сформированных по медицинским показаниям. А также изучены методы привлечения учащихся к занятиям физической культурой в целях формирования личности, сохранения и укрепления здоровья. Было установлено, что студенты учебного заведения любого профиля должны четко осознавать и понимать важность данной дисциплины. В этих целях следует проводить больше мероприятий, которые будут помогать учащимся и стимулировать к занятиям физической культурой и спортом. В завершении статьи даны рекомендации как улучшить своё физическое состояние.
Annotation.
The article is devoted to the study of physical culture in the system of vocational education. The article raised the question of the role of physical culture and sports in the lives of students, as well as the relevance of this issue and its necessity. In addition, the article examined the health groups of students formed according to medical indications. And also studied the methods of attracting students to physical education in order to form a personality, preserve and promote health. It was found that students of any type of educational institution should clearly understand and understand the importance of this discipline. To this end, more activities should be carried out that will help students and stimulate physical activity and sports. At the end of the article recommendations are given on how to improve your physical condition.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, здоровый образ жизни, здоровье, развитие личности.
Key words: physical culture, sport, students, healthy lifestyle, health, personal development.
На сегодняшний день особую актуальность приобретают технологические процессы, которые отодвигают на задний план важность физического воспитания, в особенности у студентов. Данную проблему можно считать одной из глобальных, так как бездействие по отношению к этой проблеме может отрицательно повлиять на целое поколение. Чем раньше учащиеся начнут заниматься своим физическим воспитанием, тем быстрее они добьются успеха в личной и профессиональной сфере.
Физическая культура - это неотъемлемая обязательная часть обучения в учебном заведении. Занятия физической культурой направлены на повышения уровня здоровья, физического воспитания и обеспечение
502
высокой работоспособности будущих высококвалифицированных специалистов. Студенческий возраст совпадает с активным формированием физических и духовных качеств, подготовкой к выполнению социальных функций общества и является заключительным этапом возрастного развития физиологических и двигательных возможностей организма. Результатом обучения студентов физической культуре в ВУЗе является достижение в личностном росте и развитии физических качеств, приобретении мотивации к здоровому образу жизни, а так же знаний и умений, которые будут позволять осуществлять физкультурно-спортивную деятельность.
Физическая культура - это сложный и многофункциональный процесс, поэтому физическую культуру следует понимать как совокупность органически взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи и функции. К составляющим физической культуры относятся: физическая рекреация, спорт, физическое воспитание и двигательная реабилитация.
Под физической рекреацией понимают любые формы двигательной активности, которые направлены на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда. Основной функцией рекреации является поддержка состояния организма человека. Рекреация представляет процесс использования физических нагрузок, игр и спорта в упрощенных формах с целью отвлечения от процессов, которые вызывают физические, психические и интеллектуальные утомления.
В современной среде, физическое воспитание является эффективным инструментом для поддержания здоровья, развития силы воли и духа. Одной из важнейших целей физического воспитания студентов является укрепление здоровья и привитие сознательного отношения к спорту и физической культуре. В физическом воспитании студентов используются различные формы учебных занятий на протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении. Учебные занятия, составляющие основу физического воспитания студентов, проводятся в форме:
• методико-практических и учебно-тренировочных занятий по выбору студентов;
• теоретических, практических и контрольных;
• индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий.
Для освоения практического раздела учебной программы по дисциплине «Физическая культура» по результатам медицинского осмотра учащиеся распределяются в группы здоровья: основная, подготовительная и специальная.
В основную и подготовительную медицинскую группу здоровья определяются студенты, которые не имеют существенных отклонений со здоровьем. К основной группе здоровья относят физически крепких и психологически развитых учащихся, не имеющих заболеваний. В этой группе допустимы небольшие отклонения, такие как небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции. Учащиеся в основной группе занимаются по основной программе, сдают установленные нормативы, им допускается участвовать в различных соревнованиях и спортивных мероприятиях.
В подготовительную медицинскую группу здоровья определяются студенты, которые имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься с такими же нагрузками, как основная группа. Лечащий врач должен указать в медицинской справке, чем именно нельзя заниматься студенту (прыгать, бегать, наклоняться), исходя из назначений врача преподаватель подбирает специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью студента и привлекут его к участию в спортивно-массовых мероприятиях учебного учреждения.
В специальную медицинскую группу здоровья определяются студенты, которые имеют отклонения в состоянии здоровья в трёх направлениях: заболевания зрительного анализатора, нарушение опорно -двигательного аппарата и заболевания сердечно-сосудистой системы.
При заболеваниях органов зрения в специальной медицинской группе исключаются следующие упражнения: прыжки, стойка на руках и на голове, а также кувырки. Но рекомендованы такие нагрузки как: ходьба, катание на коньках, плавание в бассейне, медленный бег. Для сохранения хорошего зрения нужно соблюдать следующие рекомендации:
• беречь глаза от дыма, ветра и пыли;
• соблюдать правильный режим отдыха и работы;
• не читать при плохом освещении;
• выполнять гимнастику для глаз;
• дозировано использовать компьютер, телевизор и другие средства массовой информации.
Нарушение опорно-двигательного аппарата отражается в нарушении осанки и плоскостопии. На
формирование осанки оказывает влияние состояние нижних конечностей, то есть плоскостопие. Чем раньше обнаружить плоскостопие, тем легче исправить осанку. Физические упражнения являются эффективным методом предупреждения нарушений осанки: асимметрии плеч и лопаток, сутулости, а также сколиоза. Студентам с выраженным нарушением осанки не следует заниматься видами спорта, которые могут оказывать большую нагрузку на позвоночник: прыжки в высоту и длину, тяжелая атлетика, акробатика и т.д. При организации занятий необходимо постепенное увеличение нагрузки, кроме того повышение должно носить ступенчатый характер и это значит, что циклы занятий с повышенными нагрузками должны чередоваться с циклами занятий, где нагрузка снижена.
Заболевания сердечно-сосудистой системы обязывают соблюдение врачебного контроля на всех этапах занятий физической культурой. Нужно строго дифференцировать упражнения и нагрузку в зависимости от характера заболевания. Для студентов с заболеванием сердечно-сосудистой системы рекомендуется групповой метод занятий, желательно на свежем воздухе, чтобы занятия физической культурой были в сочетании с закаливанием. Занятия должны строится так, чтобы преобладали различные виды ходьбы и бега, дыхательные упражнения и т.д. Должны быть исключены упражнения с задержкой дыхания. Очень важную роль для студентов с таким заболеванием играет утренняя гимнастика, закаливание и витаминизация.
Студенты, которые освобождены по состоянию здоровья от практических занятий на длительный срок, формируют группу освобожденных от физических нагрузок и изучают теоретический материал. Такие студенты зачастую менее мотивированы на занятия физической культурой, учебные занятия в таких группах, в основном, проводятся без сдачи нормативов и соревновательных игр. В следствие чего, у таких студентов отсутствует мотивация к обучению физической культурой и занятиям с соревновательным характером. Для таких учащихся следует составлять программы физического воспитания и учитывать такие моменты, которые будут способствовать формированию мотивации к практическим занятиям.
Потребности в физической культуре являются главными побудителями, направляющими и регулирующими в развитии личности. Потребности взаимосвязаны с эмоциями — ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Такие потребности имеют широкий спектр:
• в познании;
• потребность в движении и физических нагрузках;
• в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей;
• в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке;
• в самоутверждении;
• в эстетическом наслаждении;
• в улучшении качества физкультурно -спортивных занятий.
Подготовка специалистов в рамках выполнения требований государственного образовательного стандарта в области физической культуры предусматривает освоение системы научных и специальных знаний, которые необходимы для понимания социальных процессов функционирования физической культуры, умение их использовать в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании и организации здорового стиля жизни. Актуальность занятий физической культурой вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического и политического характера, которые провоцируют негативные сдвиги в состоянии здоровья [1].
Можно сделать вывод о том, что следует пропагандировать физическое воспитание и физическую подготовку среди студентов всех учебных заведений. Для каждой группы здоровья в любом высшем учебном заведении создаются все условия для обучения, накопления знаний и приобретения умений и навыков в области физической культуры. Студенты любых учебных заведений должны четко осознавать и понимать важность данной дисциплины, и для этого следует проводить больше мероприятий, разрабатывать новые методы, которые будут мотивировать и вырабатывать соревновательный характер у учащихся. Можно сделать вывод, что проблема физического воспитания касается как каждого конкретного человека, так и всего общества в целом. На основании вышеизложенного, можно найти решения данной проблемы:
• укрепление здоровья и закаливание организма студентов, содействие правильному физическому воспитанию;
• формирование и усовершенствование двигательных навыков и умений;
• воспитание привычки и устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;
• включение в активную физкультурную и спортивную деятельность, т.е. подготовка общественного физкультурного актива.
Таким образом, физическая культура является социокультурным феноменом, который обеспечивает потребности для существования личности. Физическая культура и спорт могут при научно-обоснованном методе объединять общество, укреплять нравственное и физическое здоровье и естественным путём повышать жизнеспособность организма человека. В высшем учебном заведении физическая культура формирует общую и профессиональную культуру личности современного специалиста. Являясь обязательной для всех вузов учебной дисциплиной, физическая культура должна являться средством формирования всесторонне развитой личности, которая будет способствует оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Список используемой литературы:
1. Земцов П. С. Физическая культура в вузе как средство формирования здорового образа жизни студентов // Молодой ученый. — 2018. — №38. — С. 183-187.
2. Михайлова С. Н. Формирование физической культуры студентов // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 645-649.