н и о
РАЗДЕЛ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.1
Дорофеева Елена Николаевна
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону Dorofeeva Elena Nikolaevna, South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don
Михайлова Виктория Александровна,
Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону Mihailova Viktoriya Aleksandrovna, South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Rostov-on-Don
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ PHYSICAL EDUCATION IN THE DISTANCE LEARNING FORMAT OF STUDENTS
Аннотация: статья посвящена изучению проблем дистанционного образования в сфере физической культуры (ФК). Целью исследования является определение способов решения возникающих трудностей, а также возможностей развития и внедрения новых, наиболее продуктивных видов обучения на основе дистанционного формата. В статье рассматриваются особенности организации занятий в домашних условиях, возможности педагогического контроля и взаимодействия на занятиях ФК в дистанционном режиме, а также перспективы развития данного вида обучения.
Abstract: the article is devoted to the study of the problems of distance education in the field of physical culture. The purpose of the study is to identify ways to solve emerging difficulties, as well as opportunities for the development and introduction of new, most productive types of distance learning. The article discusses the features of the organization of classes at home, the possibilities of pedagogical control and interaction in FC classes in remote mode, as well as the prospects for the development of this type of training.
Ключевые слова: физическая культура, дистанционный формат обучения, информационные технологии.
Keywords: physical culture, distance learning format, information technology.
В современном мире события развиваются молниеносно и неожиданно, и зачастую нам приходится приспосабливаться к ним, находя новые формы для осуществления привычных видов деятельности. Так, пандемия, начавшаяся в 2020 году, вынудила высшие образовательные учреждения прибегать к дистанционному формату обучения, к которому, как оказалось, многие просто не были готовы. Таким образом, мы видим, что данная тема как никогда актуальна, поскольку нужно находить способы решения возникших проблем и стремиться не только к предоставлению с помощью дистанционных технологий прежнего уровня образования, но и его повышения.
В последние годы, во многих государствах, довольно остро поднимается проблема качества образования [1]. В большинстве развитых государств это понятие соотносится с формированием высокопрофессиональных компетенций, творческим отношением к труду, навыками самообразования, всеобщим интеллектом и коммуникативными способностями при ведущей роли творчества и самообразования. Следовательно, и в нашей стране, интегрирующейся в общеевропейскую систему, усиленно проводятся поиски новейших 4
форм и методов в сфере образования. Обучающиеся, находясь в режиме дистанционного обучения, должны все также получать полноценное образование, ведь это их конституционное право, закрепленное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Важное значение использования современных информационных и коммуникативных технологий приобретает в процессе физического воспитания студентов вузов [2]. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» предусматривает не только повышение уровня функциональных и двигательных способностей, но и получение студентами знаний в области укрепления и сохранения здоровья и работоспособности, организации здорового стиля жизни во время учебной и профессиональной деятельности. Однако для изучения теоретического материала в физическом воспитании обычно используются лекции и подготовка рефератов. Как известно, эти формы учебного процесса недостаточно эффективны, к тому же при написании рефератов студенты часто ограничиваются изучением какой-либо одной темы. Поэтому становится очевидной необходимость поиска инновационных форм учебного процесса, возможность использования обучения, ориентированного на дистанционный формат.
Цель нашего исследования заключалась в поисках и изучении способов повышения эффективности применения системы дистанционного обучения в процессе физического воспитания студентов.
В настоящее время происходит выработка обновленной концепции физического воспитания современной молодежи, в которой меняются приоритеты направлений: наряду с традиционными формами обучения и мероприятиями спортивного характера повышенное внимание уделяется развитию самостоятельности, творчества и созидательной практической деятельности. В режиме дистанционного обучения возможны разнообразные формы взаимодействия педагога и обучающегося. Рассмотрим некоторые из них.
• Пары физической культуры в режиме онлайн. Такой урок сохраняет структуру урока физической культуры. Практические занятия могут выполняться с непосредственным контролем преподавателя, либо самостоятельно с предоставлением фото- и видеоотчета.
• Теоретические занятия - подкасты или видеоролики с коротким тестированием в
конце.
• Проектная деятельность. Такая работа направленна на формирование теоретических знаний в области ФК и метапредметных умений. Тематика проектов может быть разнообразна и составлена на основе межпредметной интеграции. Также темы для проектов можно найти в повседневной деятельности обучаемого, в искусстве.
• Челленджи в социальных сетях. Это соревновательная форма, которая предполагает публикацию результатов действий за определённый период.
• Кейс-технологии имеют назначение формировать умение в определенной ситуации. Так, на основе специальности, получаемой студентами, можно вводить кейс-игры, связанные с профессиональными навыками и умениями. Кейсами также могут стать: ситуации с подбором комплекса физических упражнений, ситуации с подбором спортивного инвентаря, ситуации с дифференцированием физической нагрузки, ситуации с исследованием функциональной готовности обучаемого.
• Дискуссионные клубы предполагают формирование сообществ, объединенных общими интересами. В качестве диспутов выступают темы из области физической культуры. Клубные сообщества готовят выступления исходя из требований педагога, управляющего диспутом. Он определяет: время выступления, количество спикеров, примерную структуру выступления (вопросы, которые необходимо раскрыть).
• Видео-конкурсы. Сдача нормативов на видео и дополнительное поощрение в виде баллов.
Контрольные функции педагога по физическому воспитанию традиционно сводятся преимущественно к выявлению уровня физической подготовленности при проведении мониторинга физического развития обучающихся. Контрольно-измерительные материалы по ФК могут состоять из практической и теоретической части.
Теоретическая часть может включать в себя:
• тестирование
• анкетирование;
• онлайн-беседы;
• наблюдение;
• эссе;
• рефераты;
• конкурсные проекты (презентация).
Теоретическая часть позволит проверить теоретические знания: понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализации человека, умение организовать места занятий и обеспечить их безопасность и т.д.
Практическая часть может включать в себя следующие методы:
• мониторинг. Пример: выполнение обучающимися пробы Руфье для оценки работоспособности сердца и тренированности организма в целом;
• педагогическое тестирование. Пример: выполнение контрольных упражнений, возможных в условиях квартиры, как этапа подготовки к сдаче нормативов в комплексе ГТО. Фото и видеоотчет. Пример: фото- и видеофиксация специально-подготовительных упражнений, утренней гимнастики. Также студенты могут сделать скриншоты своих пульсометров и отправить педагогу. Такой прием может мотивировать к двигательной деятельности в течение дня.
Практическая часть позволит оценить эффективность занятий ФК и проверить умение выполнять нормативы физической подготовленности и правильность выполнения упражнений.
Электронное дистанционное обучение дает студентам возможность самостоятельно получать требуемые знания, пользуясь наиболее привлекательными ресурсами [3]. В свою очередь, дает оперативную информацию на интересующие вопросы разделов дисциплины (через форумы, электронные сообщения, чат), позволяет сделать процесс обучения более интенсивным.
Таким образом, достигается непрерывность и систематичность самостоятельной учебной работы, повышается эффективность контроля со стороны преподавателя. Повышается качество усвоения учебного материала. Студенты имеют возможность заниматься в удобное для них время и в удобном месте (преимущественно дома), использовать наиболее подходящие для каждого способы доставки учебных материалов (бумажные или интернет) и оперативно получать необходимые консультации и ответы на возникающие вопросы, не тратя времени на встречи с преподавателем. Следует отметить, что обучение через электронную систему отличается большой самостоятельной работой, а качество получения знаний зависит от самоорганизованности студента.
Разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной, методической и научной работы, как самого преподавателя, так и всей кафедры физического воспитания. Ведение обучающего курса в данной системе вынуждает постоянно пересматривать учебный материал, совершенствовать сами лекции, контрольные задания, тесты, стимулирует работу не только студентов, но преподавателей.
На наш взгляд комбинированная модель дистанционного обучения в сочетании с традиционной формой учебного процесса является рациональной в сложившейся в мире ситуацией (пандемия короно-вируса). В дистанционной фазе обучение строится, опираясь на кейсы, содержащие основную учебную информацию, и педагогическое общение посредством сети Интернет, которое включает консультирование, тестирование, семинарские занятия, совместные проекты [4, 5]. Применение комбинированной модели обучения на основе деятельностного подхода сочетает репродуктивные и активные методы обучения - метод проблемных ситуаций и метод проектов.
Список литературы:
1. Айвазова Е.С., Селиванов О.М. Оздоровительные технологии в процессе физического воспитания студентов/ теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования// Материалы W Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2021 с. 75-78
2. Айвазова Е.С., Янгузова В.М. Информационные технологии в физической культуре и спорте/ Научные исследования в современном мире. Теория и практика// Сборник избранных статей Всероссийской(национальной) научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 24-27
3. Богданов В.М. Методы и технологии электронного дистанционного обучения в вузовском курсе физической культуры / В.М. Богданов, B.C. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 2. - С. 51-56.
4. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе / В.Ю. Волков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 60-63.
5. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте: учеб. пособие / П.К. Петров. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
н И О
I РАЗДЕЛ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 33
Гремина Лариса Анатольевна, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Gremina Larisa Anatolievna, Kuban State University of Physical
Education, sports and tourism, Krasnodar
Доброродный Никита Сергеевич, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Dobrorodnyy Nikita Sergeevich, Kuban State University of Physical
Education, sports and tourism, Krasnodar
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА DEVELOPMENT STRATEGY OF A SPORTS AND HEALTH CLUB
Аннотация: разработка стратегии развития и функционирования спортивно-оздоровительного клуба на основе эффективного использования природных, финансовых, материальных и трудовых ресурсов является одним из важнейших факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия в рыночной среде, его финансовую стабильность и конкурентоспособность.
Abstract: the development of a strategy for the development and functioning of a sports and wellness club based on the effective use of natural, financial, material and labor resources is one of the most important factors determining the effectiveness of an enterprise in a market environment, its financial stability and competitiveness.
Ключевые слова: конкуренты, стратегические цели, стратегия развития, фитнес-клуб, фитнес-услуги, SWOT-анализ.
Keywords: competitors, strategic goals, development strategy, fitness club, fitness services, SWOT analysis.