ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК: 87.62+796
Баранов В. А.
д-р философ. н., доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: МАССОВОСТЬ ИЛИ ЭЛИТАРНОСТЬ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)
В статье с позиции социально-философского анализа рассматривается природа, миссия, потенциал физической культуры, уточняется ее понятийный аппарат. В повседневной действительности данная сфера деятельности зачастую представляется как массовое явление. Однако социологические исследования показывают, что, к сожалению, физическая культура не является объективной необходимостью и не находит адекватного отражения в сознании многих людей.
Ключевые слова: физическая культура, личность, массовость, образ жизни, ценности.
Жизнь индивида в современном обществе характеризуется двойственностью его положения. С одной стороны, блага цивилизации предлагают человеку свободу жизнедеятельности, не обремененную высокими физическими нагрузками, наличие комфортных условий существования и многие другие составляющие, делающие людей зависимыми от этих благ. С другой стороны, для того чтобы реализовать себя как личность, достичь вершин в профессии и в жизни необходимо постоянно бороться и преодолевать соблазны мирского существования, которые неустанно напоминают о блаженстве бытия, а не о кропотливом, упорном труде, в том числе и над своим телом.
Одним из средств, обеспечивающих возможности саморазвития, самореализации выступает физическая культура как значимое социокультурное и, казалось бы, массовое явление в современном обществе.
Однако массовость — это довольно широкое понятие. Когда мы говорим о массовости, то в нашем сознании воспроизводятся большие массы народа, принимающие участие в том или ином процессе или точнее это образ множества.
Но что представляет массовость как явление в физической культуре? Это понятие очень часто употребляют, в большей степени, когда стараются придать значимость данному процессу. И особенно оно применимо в контексте использования средств физической культуры в образе жизни населения. Так, например, все программы, концепции, теории и многие парадигмы в сфере физической культуры исходят из закономерностей ее массовости.
Зададимся вопросом, а правомерно ли оперировать таким понятием (массовость), когда речь идет о массовости явления, которое должны использовать люди в своей повседневности? С точки зрения стремления к истинности явления — это, безусловно, правильно. Но в реальности его осуществления, возникают многие проблемы, на которые следует обратить внимание.
Во-первых, проблема, имеющая отношение к потребностям и интересам людей и стимулирующая их к физической активности или, наоборот, препятствующая исполнению действий. Во-вторых, наличие необходимых условия для массовых занятий физическими упражнениями. В-третьих, возможности исполнения действий, исходя из наличия времени и других обстоятельств.
Вначале необходимо уточнить, что исследователи вкладывают в понятие «массовость» и «массы»? Очень часто многие ученые, говоря о массовости, забывают уточнить содержание данного понятия, наделяя его всего лишь формой. Массовость — это что, это сколько и как она соотносится со всем обществом? По всей видимости, не может все население страны участвовать в спортивных мероприятиях, да и даже половина населения не примет участия, так как для этого не будут обеспечены необходимые условия.
Если говорить о массовости как философском понятии, то в данном случае она очень часто связана с культурой. Так, например, выделяют высокую (элитарную), народную (фольклорную) и массовую культуру. С этими видами культур в основном все понятно и больших недоразумений по этому поводу не возникает. Да это и не тема нашей дискуссии.
А вот что собой представляет массовая физическая культура? Обычно ответ на этот вопрос часто виснет в воздухе, так как обстоятельного отклика на него пока нет.
Вопрос о массовости, по всей видимости, уместно употреблять тогда, когда говорится о количестве людей, использующих средства физической культуры в своем образе жизни. На это в первую очередь направлена и «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [3].
А что такое масса? Некоторые исследователи под массой понимают совокупность разрозненных и атомизированных субъектов, выступающих в качестве безличного коллектива, основу которого составляет среднестатистическая личность. Масса в своей деятельности давит все непохожее, личное, избранное.
Масса требует руководства, а это означает, что индивиды, участвующие в массовой физической культуре, испытывают потребность в направленности их действий по определенному пути, который они сами для себя выбрать или сформулировать не в состоянии. Получается просто: скажите, что надо делать, а мы исполним.
Именно массовые вкусы, с моей точки зрения, а также возможность засветиться в каком-нибудь спортивном мероприятии, начинают доминировать в обществе, образуя тем самым определенный тип культуры для большинства. Кратко подытоживая, можно констатировать, что массовость — это бегство от индивидуальности, утверждение себя в качестве человека толпы.
Массы рождают и массового человека. Массового человека, по мнению ученых, характеризуют такие черты: подверженность сильному влиянию группы на сознательную и бессознательную психику; инстинкт к подражанию; склонность индивида к ситуациям, где невысокая личная ответственность. «Массовый человек» определяется одной своей существенной чертой — он позволяет другим быть лишь повторениями самого себя.
Массовый человек — это человек, принадлежащий массе, а массы, как правило, безымянны и безответственны. Массовый человек — это человек толпы, но тогда и такая же культура, культура толпы.
Существенной характеристикой толпы является исчезновение сознательной личности и нацеленность чувств и мыслей индивидов на идеи, которые им предписываются свыше, например, предлагает власть. Такой идеей может, безусловно, выступать значимость физической культуры в образе жизни населения. Но предлагаемая идея, не переработанная сознанием конкретного человека, может в скором времени исчезнуть, кануть в небытие. А что останется? Останутся более доступные и легко применяемые средства организации досуга: компьютер, интернет, компьютерные игры, а возможно легкие наркотики, спиртные напитки с помощью которых «ловят кайф» и т. п.
Да мы может говорить, что современное постиндустриальное, постмодернистское, а также и информационное общество создает массового человека. Совершенно верно. Но с другой стороны, как же быть с самоопределением в поведении, образе жизни, возможности делать выбор, ситуации личного выбора?
Характеризуя человека массы, хотелось бы привести точку зрения известного испанского философа и социолога Хосе Ортеги-и-Гассета: «Человек массы это тот, кто не
ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он — «точь-в-точь, как все остальные», и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя таким же, как все» [2, с. 43].
Получается общество средних людей, всех равных, никто не должен выделяться. Такое мы уже, по-моему, проходили.
Некоторые ученые, в частности известный немецкий философ О. Шпенглер (18801938), связывал появление такого понятия как массовость с потерей культурных традиций. Более того, масса отвергает культуру с ее зрелыми формами [5].
Но не надо думать в прямом смысле, что массовая культура — это плохо. Не совсем так. Массовая культура направлена в большей степени на достижение одной единственной цели, а именно — создания веселого настроения, скрашивающего серые будни большинства людей. Но это передается на всю нашу социальную действительность (на общество, работу, досуг). Общество становится с одной стороны, социальным феноменом празднества, а с другой стороны, испытывает чрезмерную психологическую напряженность, выраженную в излишней агрессии или противоправных поведениях людей.
Такое отношение к жизни формирует одномерную личность, лишенную переживаний, препятствий, преодоление которых вызывает внутренние изменения в сознании человека. В жизни любого индивида должны обязательно присутствовать «пиковые переживания», помогающие находить выход из безнадежной ситуации. А наличие постоянного веселья нивелирует их, что не способствует самосозиданию личности. Делать ничего не надо, только созерцай действие и веселись. Даже спортивные мероприятия превращаются в сплошные шоу, праздники и т. д., ничего общего не имеющие с культурой, как средством «возделывания» личности.
Во все времена излишняя праздность всегда порицалась: «праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, и нездоровье — напротив того, устремление ума к чему-либо приносят за собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни (Гиппократ)» [1].
Основная функция массовой культуры — развлечение, связанное с необходимостью заполнить жизнь все более возрастающего городского населения.
Различая массовую физическую культуру и физическую культуру личности необходимо остановиться на особенностях производства и потребления культуры. Массовая культура, а равно и массовый спорт возникают и проявляются вследствие явно выраженных тенденций урбанизации современного общества. К ним следует отнести рост населения, стремление к получению высшего образования, резкое развитие средств массовой информации (в том числе электронных), порождающих в свою очередь новые формы развлечения, основанные на товарно-денежных отношениях и т. д. В сферу досуга вовлекаются все слои населения. Складывающуюся систему общественных связей в массовой культуре можно соотнести с основными принципами доктрины «массового общества» Х. Ортеги-и-Гассета, в котором «каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала — толпы» [2, с. 85].
Но вернемся все же к вопросу о массовости физической культуры. По всей видимости, в понятии «массовая физическая культура» необходимо выделять две составляющие: во-первых, непосредственно «физическую культуру» как специфический продукт или уникальное явление современности, которое могут использовать при определенных условиях; во-вторых, «массовость» как степень приобщения и распространения этого продукта среди населения.
Специфичность продукта или его уникальность должна побуждать людей к практическим действиям, и это можно наблюдать. Например, при всей своей неоднозначности, фитнес как форма досуговой деятельности уже давно отвоевывает своем место в образе жизни современного человека. Но фитнес по ряду причин не может быть массовым.
С моей точки зрения массовую физическую культуру можно трактовать как «дилетантскую физическую культуру», с той позиции, что дилетантизм, как явление обеспечивает в определенной мере «бегство» от повседневности и предопределяет некое разнообразие увлечений, дающих человеку возможность в полной мере раскрыть свои способности и тем самым противостоять власти урбанизированной среды. Дилетантская физическая культура позволяет преодолевать дихотомию активность-пассивность, желание-нежелание, здоровье-нездоровье и т. п.
Сегодня я бы охарактеризовал массовую физическую культуру как совокупность индивидов, но объединенных не столько участием в физкультурно-спортивных мероприятиях, сколько тривиальностью потребляемой продукции под влиянием информации, моды, досуга, стереотипов, имиджей, единой системы ценностей и восприятия окружающей действительности.
Массовая культура в своем определении — это культура большинства, предназначенная для потребления народом. Например, различные телесериалы можно смотреть лежа на диване, не прилагая для этого никаких усилий. Но массовая физическая культура с этих позиций не может быть востребована большинством населения, поскольку в ней надо как раз именно прилагать усилия, испытывать нагрузки, иногда терпеть, потеть, т.е. чувствовать некоторый дискомфорт. А это не каждому по силам и по соображениям, так как в настоящее время есть много удовольствий, которые можно получить, не прилагая особых усилий.
Есть еще один аргумент: при всей, казалось бы, востребованности и необходимости физических упражнений в образе жизни современного человека, реальности иногда демонстрируют факт отсутствия у индивида мотивации к физическому совершенствованию и, тем более, — саморазвитию, так как современный образ жизни цивилизованного человека исключает сильные и длительные нагрузки: они просто не нужны в современном мире. И никакими постановлениями и целевыми программами не изменить сущность явления массовости.
Такая массовая физическая культура будет основана на утрате традиций, без чего невозможно достижение прогресса в развитии цивилизации. С этой позиции можно привести пример, характеризующий значимость человека, который имел значок ГТО где-то в 30-х годах прошлого столетия. Этот образ олицетворял патриота того времени, готового всегда прийти на помощь, а может даже совершить подвиг. Известный советский поэт С. Я. Маршак (1887-1964) в своем стихотворении «Рассказ о неизвестном герое» по этому поводу выразился так: «Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нем ничего».
Очевидно для того, чтобы увеличивалось количество людей, использующих физические упражнения в своем образе жизни, необходимо постепенно менять мышление и сознание наших граждан. Но мы идем другим путем, в частности, в последнее время пытаемся создавать и эксплуатировать некий ореол спорта высших достижений, исключительно его положительный образ, нацеленный на воспроизводство человека и социума в целом. И это якобы обеспечит приобщение людей к активным самостоятельным занятиям. Даже несмотря на то, что наша страна уже давно позиционирует себя как спортивная держава, организующая соревнования самого высокого уровня, однако это не находит достаточный отклик в сознании многих людей, так как социологические исследования свидетельствуют о невысокой мотивации населения к занятиям физическими упражнениями в повседневном образе жизни.
Так, например, исследования ВЦИОМ свидетельствуют о том, что один из двадцати россиян увлечен спортом и занимается им. Интерес к спорту, по мнению социологов — «диванный», так как люди предпочитают разговаривать о спорте, смотреть передачи, читать газеты, но не заниматься физической культурой. А некоторые эксперты-социологи считают, что у нас в стране 1-2% занимаются спортом, в то время как в европейских странах в 5-10 раз выше [4].
В завершении статьи хотелось бы сделать несколько выводов.
1. Объективная закономерность возрастания роли физической культуры в жизни современного человека и общества в целом не нашла еще адекватного отражения в сознании людей, а это в свою очередь не позволяет сделать ее необходимым доступным средством, неким социокультурным проектом, обеспечивающим достойное качество жизни.
2. Может быть стоит все-таки отойти от понятия массовости и сделать физическую культуру элитарной (или высокой), но не в том смысле, что ее средства могут использовать в основном состоятельные граждане, сливки общества, а в том плане, что она по своему содержанию должна быть доступна индивиду, сознательно приобщающемуся к ее возможностям и осознающему свое качество жизни на более высоком уровне в том числе и через средства физической активности. Иначе может произойти то, что выразил упоминаемый мною испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет утверждающий, «трагедия современной культуры в том, что массы освоили вкусы и манеры, которые считали изысканными, а отношение к культуре стало потребительским» [2, с. 61].
3. Если говорить о массовости физической культуры и ставить ее во главу угла, т.е. в качестве первоосновы, то здесь нарушаются (или путаются) категории философии, в частности единичное, особенное и общее. Так, например, общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного. А говоря о массовости физической культуры, мы игнорируем единичное и особенное, без чего массовость, с моей точки зрения не возможна. Рассуждая о массовости как единственно верной точки зрения, мы игнорируем изучение единичного, в частности физическую культуру личности, а возможно и принцип индивидуализации.
4. Поскольку физическая культура должна формировать личность, а не просто массового человека, она не может быть сведена к совокупности стереотипов, навязываемых как некие обязательные нормы в разных видах спорта (бег, плавание и т. д.), и в этом смысле она сама не может быть массовой; наоборот, сегодня требуется максимальное разнообразие методик и приемов, ситуаций физического воспитания, которые могли бы стать важным условием социализации личности — на основе не только физического, но и культурно-духовного развития.
Именно таким образом современное российское общество может обеспечить соответствие в нем телесной и духовно-нравственной сторон его бытия. С позиции социокультурного анализа необходимо преодолевать понимание пространства физической культуры исключительно как совокупность «инструментально выраженных техник», методик и приемов, направленных лишь на укрепление физического развития данных индивидов.
5. В физической культуре должны различаться значения понятия «массовость»: в качестве общественного явления физическая культура — «массовая», но она не может быть такой в организации своей социально-воспитательной, технической и методической работы. Восприятие и организация физической культуры через массовость как единообразие применяемых методик — это потеря индивидуальности, преобладание количества над качеством, формирование искаженного кодекса миропонимания и морали, в конечном итоге ложный путь, не приводящий к истине.
В большей степени это отход от традиций и ценностей настоящей культуры, а приобщение в большей степени к суррогату ценностей, которые могут внезапно исчезнуть, когда ими насытятся.
6. Физическая культура личности формируется через разумность, которая выступает одним из отличительных родовых свойств человека. Разумное начало есть основа человеческого бытия, свидетельствующее о незавершенности жизнедеятельности индивида на протяжении всего периода существования. Именно разумность позволяет человеку познать себя в аспекте своего физиологического существования, преодолеть те препятствия,
на которых зиждется лень, слабость, безволие, а, в конечном счете, реализовать философский смысл качества жизни.
Литература
1. Высказывания и афоризмы о здоровье и медицине (http://www.wisdoms.ru/57_3.html).
2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Стадность (фрагмент) / Перевод А. М. Гелескула, 1991. В Сети: http://www.philosophy.ru/library/ortega/vosst.html.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 -р. http://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/
4. Физкультурное будущее 06.02.12. // Социально-экономические исследования / Публикации в СМИ http://wciom.ru/society/
5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. — М., 1993.