Научная статья на тему 'Физическая культура как основа здорового образа жизни школьников'

Физическая культура как основа здорового образа жизни школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свирид В. В., Катников О. А., Кулумаева Т. В.

В статье рассматриваются аспекты обновления процесса физического воспитания детей школьного возраста с целью формирования здорового образа жизни, формирования валеологической грамотности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как основа здорового образа жизни школьников»

Свирид, В. В.,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», студент,

e-mail: svirid.vasilij@mail.ru Svirid, V. V.,

Катников, О. А.,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», студент,

e-mail: catnikov.oleg@yandex.ru Katnikov, O. A.,

Кулумаева, Т. В.,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», студентка,

e-mail: .tarika.kulumaeva@mail.ru Kulumaeva, T. V.,

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты обновления процесса физического воспитания детей школьного возраста с целью формирования здорового образа жизни, формирования валеологической грамотности детей.

PHYSICAL CULTURE AS BASIS OF A HEALTHY LIFESTYLE OF SCHOOL

STUDENTS

Summary. In article aspects of updating of process of physical training of children of school age for the purpose of formation of a healthy lifestyle, formation of valeological literacy of children are considered.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура.

Key words: health, healthy lifestyle, physical culture.

Актуальность: Состояние физического здоровья подрастающего поколения остается одной из актуальных проблем современного общества. В интегральном выражении взаимосвязи образа жизни и здоровья человека выступает понятие «здорового образа жизни». Оно объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, бытовых функций в наиболее оптимальных условиях для его здоровья и развития.

Огромная роль в формировании культуры здорового образа жизни принадлежит урокам физического воспитания. С первых дней пребывания детей в школе с помощью средств и методов физической культуры у учащихся воспитываются нравственные и волевые качества, формируются жизненно важные умения и навыки. Между тем, научно-педагогические аспекты обновления процесса физического воспитания детей младшего школьного возраста не получили глубокой проработки, способствующей активизации учебно-воспитательного процесса, направленного на решение проблемы формирования основ культуры здорового образа жизни детей. В частности, недостаточно разработанными остаются вопросы, связанные с обоснованием категории понятия «основы культуры здорового образа жизни»; выявление компонентов этого понятия; формирования у детей потребностей и мотивов к здо-ровьесберегающему поведению; использования средств и методов формирования всех компонентов культуры здорового образа жизни.

Литературные сведения: в настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ [4].

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А. Г. Щедриной [1, c. 132] и получил дальнейшее развитие в работах Л. Г. Апанасенко, Р. И. Айзмана, Э. М. Казина, В. П. Казначеева и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.

Ведущими педагогами предпринимаются попытки разработки программно-методического обеспечения обучения учащихся общеобразовательных школ основам здоровья и здорового образа жизни. Процесс обучения и формирования ЗОЖ в общеобразовательной школе осуществляется по трем взаимосвязанным направлениям [5, c. 9]:

- формирование валеологической грамотности;

- внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий и условий обучения;

- организация оздоровительной работы в учебное и внеучебное время.

Более подробно остановимся на первом направлении, касающемся формирования ЗУН о здоровье и ЗОЖ.

Анализируя современное состояние проблемы формирования валеоло-гических ЗУН, следует отметить, что изучение основ ЗОЖ в различных регионах нашей страны и за рубежом ведется по самым разным программам, разработанным с учетом региональных, возрастных, социально-экономических условий, а также на основе мировоззренческих позиций авторов [3].

Рассматривая государственный образовательный стандарт основного общего образования, следует отметить, что он содержит отдельные разрозненные сведения о здоровье, преимущественно физическом. При этом отсутствует целостный взгляд на здоровье человека и систему средств его сохранения и укрепления [2, с. 33].

Разрешить данную проблему можно путем коррекции общеобразовательных программ по различным предметам с выделением в них валеологи-ческого компонента, учетом межпредметных связей и интеграции скорректированных программ с курсом валеологии и физической культуры, обеспечивающих целостное восприятие полученных знаний о здоровье, формирование ценностной ориентации на ЗОЖ, специальных умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Вывод: проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы.

Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Харитонов, В. И., Бажанова, М. В., Исаев, А. П. [и др.] Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся [Текст] / В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий. - Челябинск, 1999. - С. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129.

2. Виноградов, П. А., Душанин, А. П., Жолдак, В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни [Текст] / Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. - М., 1996.

3. Виноградов, П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни [Текст] / П. А. Виноградов. - М., 1990.

4. Воложин, А. И., Субботин, Ю. К., Чикин, С. Я. Путь к здоровью [Текст] / Воложин А. И., Субботин Ю. К., Чикин С.Я. - М.,1987.

5. Лях, В. И., Мейксон, Г. Б., Кофман, Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков [Текст] / Лях В. И., Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 510.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.