Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СОМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" / МОТИВАЦИЯ / МОРФОФИЗИОЛОГИЯ / "СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ТЕЛО"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черных А. В.

В данной статье рассматривается актуальные вопросы значимости развития физического состояния человека как всесторонней развитой личности. Изложены основные принципы мотивации формирования тела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ»

магнитные заряды двух знаков (например, северный N и южный S полюса магнитной стрелки). Однако, опыт показывает, что изолированных магнитных зарядов не существует.

Магнитное поле токов принципиально отличается от электрического поля. Магнитное поле, в отличие от электрического, оказывает силовое действие только на движущиеся заряды (токи).[2]

Электромагнитная индукция — явление

возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него.

Электромагнитная индукция была открыта Майклом Фарадеем 29 августа 1831 года (точная дата определена записью в его дневнике). Он обнаружил, что электродвижущая сила, возникающая в замкнутом проводящем контуре, пропорциональна скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром. Величина электродвижущей силы (ЭДС) не зависит от того, что является причиной изменения потока — изменение самого магнитного поля или движение контура (или его части) в магнитном поле. Электрический ток, вызванный этой ЭДС, называется индукционным током. [3]

Использованные источники:

1. Детлаф А. А. Курс физики: Учеб. пособие для втузов/ А. А. Детлаф, Б. М. Яворский.- 4-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 2002.- 718 с.: ил.

2. Кикоин А. К. Молекулярная физика: Учеб. пособ. для студентов физ. спец. вузов/ А. К. Кикоин, И. К. Кикоин.- 2-е изд., перераб.- М.: Наука, 1976.- 480 с.: ил.

3. Иванов Б. Н. Законы физики: Учеб. пособ. для подгот. отделений вузов/ Б. Н. Иванов.- М.: Высш. шк., 1986.- 335 с.: ил.

4. Савельев И. В. Курс физики: Учеб. пособ. для вузов/ И. В. Савельев.- М.: Наука, 1986.- Т.2.

Черных А.В. старший преподаватель кафедра «Туризм и сервис» Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «РГУТИС» Россия, г. Волгоград ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Аннотация: В данной статье рассматривается актуальные вопросы значимости развития физического состояния человека как всесторонней развитой личности. Изложены основные принципы мотивации формирования тела.

Ключевые слова: «соматическая культура», мотивация, морфофизиология, «социокультурное тело».

В последние годы появился целый ряд интересных работ, в которых физическая культура связывается с культурными ценностями тела человека. В этом случае для ее обозначения наряду с термином "физическая культура" нередко используют термины "телесная", "соматическая", "биологическая" культура.

В.М.Выдрин и Ю.М.Николаев обосновывают в своих работах положение о том, что физическая культура - "это творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и ее социально-значимые результаты". По ее мнению И.М.Быховской, физическая (телесная, соматическая) культура может быть определена как "область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, сохранением и использованием телесно-двигательных качеств человека на основе представлений о нормах и идеалах их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоты".

Социализация и "окультуривание" органического тела человека, его физических качеств и способностей происходит, прежде всего, за счет того, что возникает особая социальная деятельность, направленная на их социально-культурную модификацию.

Эта деятельность предполагает определенное отношение человека, социальных групп, общества в целом к телу, к физическим качествам и способностям, использование определенных знаний и средств воздействия на них для изменения их в нужном направлении, формирование определенных интересов, потребностей, ценностных ориентаций, норм и правил поведения и т.п. На определенном этапе развития общества появляются специальные социальные институты, которые направляют свои усилия на то, чтобы обеспечить функционирование и развитие человеческой телесности, физических качеств и способностей человека в соответствии с общественными и личными запросами. Важно и то, что между участниками рассматриваемой деятельности складываются определенные социальные отношения.

Из этого следует, что тело человека, его морфофизиология, его физические качества и способности, будучи социализированы, входят в мир культуры не сами по себе, а как элементы более широкого культурного образования. Последнее включает в себя не только социально сформированные и позитивно оцениваемые физические кондиции человека, но и другие элементы социальной реальности (средства деятельности, знания, нормы и правила поведения, интересы, ценностные ориентации, социальные институты и отношения и т.п.), по крайней мере те из них, которые включаются в рамки специальной деятельности, направленной на социокультурную модификацию телесности человека, его физического состояния, приспособление их к общественным и личным нуждам.

Поэтому возникает необходимость в таком термине, который обозначал бы всю эту систему, а не ее отдельные, указанные выше, элементы.

Понятие "соматическая культура" выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и "окультуривания", социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека.

Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние входит в соматическую культуру как специфический элемент культуры лишь в той мере и в том отношении, в какой (в каком ) оно вплетено в социальную жизнедеятельность и является культурной ценностью.

Это значит, что соматическая культура включает в себя лишь такое телесное бытие людей, их физическое состояние, такие их физические кондиции во-первых сформированы, скорректированы, видоизменены воздействием социально-культурной среды в соответствии с определенными идеалами, образцами, нормами, традициями, на основе использования специально выработанных для этой цели средств, знаний, и тем самым стали социальными по своему содержанию и функциям, приобрели социальный смысл и значение, и во-вторых, для определенного социального субъекта (индивида, социальной группы или общества) выступают как ценность.

Важно подчеркнуть, что "социокультурное тело" составляет центральный, но не единственный элемент "соматической культуры". Она включает в себя и другие социальные явления, знания, интересы, потребности, социальные отношения, социальные институты, которые связаны с телесностью человека как культурной ценностью, обеспечивая и регулируя ее производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие.

Соматическая культура имеет, следовательно, весьма сложную структуру. Отметим некоторые относительно самостоятельные, хотя и тесно связанные между собой элементы, блоки, компоненты данной структуры.

Прежде всего, в ней можно выделить ряд подсистем и "блоков", в том числе:

- "блок" разнообразных социальных средств (педагогических, гигиенических, хирургических, медикаментозных, генной инженерии и др.), которые могут применяться в ходе сознательного, целенаправленного воздействия на тело человека, на его физическое состояние;

- операциональную подсистему определенных способностей, умений и навыков, которые требуются для этой деятельности;

- информационную подсистему знаний, на которые опираются в ходе формирования, коррекции, совершенствования физического состояния человека;

- "блок" результатов (социально сформированных физических качеств и способностей) данной деятельности;

- "блок" ценностей ради которых она осуществляется, мотивационную (аксиологическую) подсистему определенных норм и образцов поведения, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, которые ее стимулируют, вызывают;

- институциональную подсистему соответствующих социальных институтов;

- подсистему социальных отношений, связанных с данной сферой культуры.

В той мере, в какой упомянутые составляющие соматической культуры присущи отдельному человеку, какой-либо социально-демографической группе, обществу в целом, имеет место соответственно соматическая культура отдельной личности, как то будущий бакалавров.

- Основными показателями и компонентами соматической культуры будущего бакалавра являются:

- отношение личности к своему телу как к ценности;

- характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержание в норме и совершенствование своего физического состояния, различных его параметров (здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей);

- многообразие используемых для этой цели средств;

- умение эффективно применять их;

- уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;

- какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;

- степень ориентации на эту заботу;

- стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и т.д.

Соматическая культура определенной социальной группы и общества в целом охватывает и те социальные институты, а также отношения, которые

обеспечивают социальную модификацию в нужном направлении физического состояния людей, отношения их к своему физическому состоянию и соответствующей системы знаний.

Использованные источники:

1. Быховская И.М., Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М. 1993.

2. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. 1986. - №5, с. 24-27.

3. Столяров В.И., Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта: Уч. пособие для ИФК. - М.: ФиС. 1984.

Черных А.В. старший преподаватель кафедра «Туризм и сервис» Догункова Н.Н. старший преподаватель кафедра «Туризм и сервис».

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «РГУТИС» Россия, г. Волгоград РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВСЕСТОРОННЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА

Аннотация: В данной статье освещаются основные вопросы важности занятий физической культурой и спортом как необходимого компонента здорового образа жизни. Рассмотрены цель, направления и принципы физического воспитания.

Ключевые слова: физическое совершенство, прикладная значимость некоторых видов спорта, формирование жизненно важных умений и навыков.

Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию. Многие века люди мечтали о гармоничном развитии личности, то есть о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека. В наше время открылись возможности для практического осуществления этой идеи. Физическому воспитанию отводится одна из решающих ролей. Физические упражнения - это источник здоровья, замечательное средство подготовки к труду и прекрасный отдых. Всесторонне развитая личность должна сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту, высокую образованность и физическое совершенство. Физическое совершенство - это хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.