магнитные заряды двух знаков (например, северный N и южный S полюса магнитной стрелки). Однако, опыт показывает, что изолированных магнитных зарядов не существует.
Магнитное поле токов принципиально отличается от электрического поля. Магнитное поле, в отличие от электрического, оказывает силовое действие только на движущиеся заряды (токи).[2]
Электромагнитная индукция — явление
возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него.
Электромагнитная индукция была открыта Майклом Фарадеем 29 августа 1831 года (точная дата определена записью в его дневнике). Он обнаружил, что электродвижущая сила, возникающая в замкнутом проводящем контуре, пропорциональна скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную этим контуром. Величина электродвижущей силы (ЭДС) не зависит от того, что является причиной изменения потока — изменение самого магнитного поля или движение контура (или его части) в магнитном поле. Электрический ток, вызванный этой ЭДС, называется индукционным током. [3]
Использованные источники:
1. Детлаф А. А. Курс физики: Учеб. пособие для втузов/ А. А. Детлаф, Б. М. Яворский.- 4-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 2002.- 718 с.: ил.
2. Кикоин А. К. Молекулярная физика: Учеб. пособ. для студентов физ. спец. вузов/ А. К. Кикоин, И. К. Кикоин.- 2-е изд., перераб.- М.: Наука, 1976.- 480 с.: ил.
3. Иванов Б. Н. Законы физики: Учеб. пособ. для подгот. отделений вузов/ Б. Н. Иванов.- М.: Высш. шк., 1986.- 335 с.: ил.
4. Савельев И. В. Курс физики: Учеб. пособ. для вузов/ И. В. Савельев.- М.: Наука, 1986.- Т.2.
Черных А.В. старший преподаватель кафедра «Туризм и сервис» Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «РГУТИС» Россия, г. Волгоград ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ Аннотация: В данной статье рассматривается актуальные вопросы значимости развития физического состояния человека как всесторонней развитой личности. Изложены основные принципы мотивации формирования тела.
Ключевые слова: «соматическая культура», мотивация, морфофизиология, «социокультурное тело».
В последние годы появился целый ряд интересных работ, в которых физическая культура связывается с культурными ценностями тела человека. В этом случае для ее обозначения наряду с термином "физическая культура" нередко используют термины "телесная", "соматическая", "биологическая" культура.
В.М.Выдрин и Ю.М.Николаев обосновывают в своих работах положение о том, что физическая культура - "это творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и ее социально-значимые результаты". По ее мнению И.М.Быховской, физическая (телесная, соматическая) культура может быть определена как "область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, сохранением и использованием телесно-двигательных качеств человека на основе представлений о нормах и идеалах их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоты".
Социализация и "окультуривание" органического тела человека, его физических качеств и способностей происходит, прежде всего, за счет того, что возникает особая социальная деятельность, направленная на их социально-культурную модификацию.
Эта деятельность предполагает определенное отношение человека, социальных групп, общества в целом к телу, к физическим качествам и способностям, использование определенных знаний и средств воздействия на них для изменения их в нужном направлении, формирование определенных интересов, потребностей, ценностных ориентаций, норм и правил поведения и т.п. На определенном этапе развития общества появляются специальные социальные институты, которые направляют свои усилия на то, чтобы обеспечить функционирование и развитие человеческой телесности, физических качеств и способностей человека в соответствии с общественными и личными запросами. Важно и то, что между участниками рассматриваемой деятельности складываются определенные социальные отношения.
Из этого следует, что тело человека, его морфофизиология, его физические качества и способности, будучи социализированы, входят в мир культуры не сами по себе, а как элементы более широкого культурного образования. Последнее включает в себя не только социально сформированные и позитивно оцениваемые физические кондиции человека, но и другие элементы социальной реальности (средства деятельности, знания, нормы и правила поведения, интересы, ценностные ориентации, социальные институты и отношения и т.п.), по крайней мере те из них, которые включаются в рамки специальной деятельности, направленной на социокультурную модификацию телесности человека, его физического состояния, приспособление их к общественным и личным нуждам.
Поэтому возникает необходимость в таком термине, который обозначал бы всю эту систему, а не ее отдельные, указанные выше, элементы.
Понятие "соматическая культура" выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и "окультуривания", социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека.
Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние входит в соматическую культуру как специфический элемент культуры лишь в той мере и в том отношении, в какой (в каком ) оно вплетено в социальную жизнедеятельность и является культурной ценностью.
Это значит, что соматическая культура включает в себя лишь такое телесное бытие людей, их физическое состояние, такие их физические кондиции во-первых сформированы, скорректированы, видоизменены воздействием социально-культурной среды в соответствии с определенными идеалами, образцами, нормами, традициями, на основе использования специально выработанных для этой цели средств, знаний, и тем самым стали социальными по своему содержанию и функциям, приобрели социальный смысл и значение, и во-вторых, для определенного социального субъекта (индивида, социальной группы или общества) выступают как ценность.
Важно подчеркнуть, что "социокультурное тело" составляет центральный, но не единственный элемент "соматической культуры". Она включает в себя и другие социальные явления, знания, интересы, потребности, социальные отношения, социальные институты, которые связаны с телесностью человека как культурной ценностью, обеспечивая и регулируя ее производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие.
Соматическая культура имеет, следовательно, весьма сложную структуру. Отметим некоторые относительно самостоятельные, хотя и тесно связанные между собой элементы, блоки, компоненты данной структуры.
Прежде всего, в ней можно выделить ряд подсистем и "блоков", в том числе:
- "блок" разнообразных социальных средств (педагогических, гигиенических, хирургических, медикаментозных, генной инженерии и др.), которые могут применяться в ходе сознательного, целенаправленного воздействия на тело человека, на его физическое состояние;
- операциональную подсистему определенных способностей, умений и навыков, которые требуются для этой деятельности;
- информационную подсистему знаний, на которые опираются в ходе формирования, коррекции, совершенствования физического состояния человека;
- "блок" результатов (социально сформированных физических качеств и способностей) данной деятельности;
- "блок" ценностей ради которых она осуществляется, мотивационную (аксиологическую) подсистему определенных норм и образцов поведения, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, которые ее стимулируют, вызывают;
- институциональную подсистему соответствующих социальных институтов;
- подсистему социальных отношений, связанных с данной сферой культуры.
В той мере, в какой упомянутые составляющие соматической культуры присущи отдельному человеку, какой-либо социально-демографической группе, обществу в целом, имеет место соответственно соматическая культура отдельной личности, как то будущий бакалавров.
- Основными показателями и компонентами соматической культуры будущего бакалавра являются:
- отношение личности к своему телу как к ценности;
- характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержание в норме и совершенствование своего физического состояния, различных его параметров (здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей);
- многообразие используемых для этой цели средств;
- умение эффективно применять их;
- уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;
- какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;
- степень ориентации на эту заботу;
- стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и т.д.
Соматическая культура определенной социальной группы и общества в целом охватывает и те социальные институты, а также отношения, которые
обеспечивают социальную модификацию в нужном направлении физического состояния людей, отношения их к своему физическому состоянию и соответствующей системы знаний.
Использованные источники:
1. Быховская И.М., Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М. 1993.
2. Выдрин В.М. Физическая культура и ее теория // Теория и практика физической культуры. 1986. - №5, с. 24-27.
3. Столяров В.И., Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта: Уч. пособие для ИФК. - М.: ФиС. 1984.
Черных А.В. старший преподаватель кафедра «Туризм и сервис» Догункова Н.Н. старший преподаватель кафедра «Туризм и сервис».
Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «РГУТИС» Россия, г. Волгоград РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВСЕСТОРОННЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТА
Аннотация: В данной статье освещаются основные вопросы важности занятий физической культурой и спортом как необходимого компонента здорового образа жизни. Рассмотрены цель, направления и принципы физического воспитания.
Ключевые слова: физическое совершенство, прикладная значимость некоторых видов спорта, формирование жизненно важных умений и навыков.
Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию. Многие века люди мечтали о гармоничном развитии личности, то есть о всестороннем развитии физических качеств, умственных способностей и высокой нравственности человека. В наше время открылись возможности для практического осуществления этой идеи. Физическому воспитанию отводится одна из решающих ролей. Физические упражнения - это источник здоровья, замечательное средство подготовки к труду и прекрасный отдых. Всесторонне развитая личность должна сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту, высокую образованность и физическое совершенство. Физическое совершенство - это хорошее здоровье, совершенное и всестороннее развитие всего организма, высокий