Научная статья на тему 'Физическая культура как часть культуры общества и личности'

Физическая культура как часть культуры общества и личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6263
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / SOCIAL ROLE AND SIGNIFICANCE OF PHYSICAL EDUCATION THROUGHOUT HISTORY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Акулова Татьяна Николаевна, Ульянов Даниил Сергеевич, Хурумова Алана Алановна, Шмакова Анастасия Владимировна

В данной статье физическая культура в обществе рассмотрена как комплексное, эволюционирующее явление. Авторы статьи предлагают на основании исторического опыта указать основные тенденции этого процесса, назвать роль физической культуры и спорта в современных реалиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Акулова Татьяна Николаевна, Ульянов Даниил Сергеевич, Хурумова Алана Алановна, Шмакова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS A PART OF SOCIAL AND PERSONAL CULTURE

The main idea of this particular article is that analysis of the physical culture via observation of its historical development can help pointing out the processes it currently undergoes. Apart from that, the other major task of this article is to define the place physical culture takes in modernity.

Текст научной работы на тему «Физическая культура как часть культуры общества и личности»

УДК 796.011.1

Акулова Т.Н., Ульянов Д.С., Хурумова А.А., Шмакова А.В.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ

Акулова Татьяна Николаевна, доцент кафедры физического воспитания, e-mail: akulova_tn@mail.ru; Ульянов Даниил Сергеевич, обучающийся факультета биотехнологии и промышленной экологии; Хурумова Алана Алановна, обучающаяся факультета биотехнологии и промышленной экологии; Шмакова Анастасия Владимировна, обучающаяся факультета биотехнологии и промышленной экологии; Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047 Москва, Миусская пл., 9

В данной статье физическая культура в обществе рассмотрена как комплексное, эволюционирующее явление. Авторы статьи предлагают на основании исторического опыта указать основные тенденции этого процесса, назвать роль физической культуры и спорта в современных реалиях.

Ключевые слова: физическая культура; история физического воспитания в обществе; физическая культура и личность.

PHYSICAL CULTURE AS A PART OF SOCIAL AND PERSONAL CULTURE

Akulova T.N., Ulyanov D.S., Khurumova A.A., Shmakova A.V. D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The main idea of this particular article is that analysis of the physical culture via observation of its historical development can help pointing out the processes it currently undergoes. Apart from that, the other major task of this article is to define the place physical culture takes in modernity.

Keywords: physical culture and sports; social role and significance of physical education throughout history.

Введение. Физическая культура - это совокупность тех культурных ценностей и знаний, что направлены на физическое и интеллектуальное развитие, социальную адаптацию человека посредством физического воспитания, физической подготовки. Сегодня это определение кажется предельно очевидным. Достаточно сложно представить себе образ жизни, при котором кто-либо ни разу не занимался спортом в своё удовольствие. Спорт в наши дни стремится к инклюзивности. Но так было далеко не всегда.

Древний мир. Хотя первобытные люди должны были держать себя в форме, чтобы выжить, а египетская, шумерская и индийская цивилизации уже проводили спортивные соревнования в самых разных областях от гонок на колесницах до плавания, только древние греки впервые заметили значение физической культуры как средства высвобождения духовного и физического потенциала человека. В Древней Греции спорт и общественная жизнь переплелись так тесно, что греческие полисы могли приостанавливать войны на период Олимпийских игр, политиков с подмоченной репутацией не допускали к соревнованиям, а на родине победителей игр встречали как героев, нередко пожизненно освобождая их от налогов [1]. Спорт объединял людей, возникали спортивные гимназии, целые гильдии спортсменов.

Греки в своё время сделали многое для широкого распространения спорта. В Спарте, например, среди привилегированного населения до 20 лет юноши и девушки занимались спортом наравне [2]. Афины в этом отношении отличались от Спарты: афинянки главным образом занимались

домашним хозяйством. Но и в Афинах были свои нововведения. Перикл, афинский стратег, прославившийся своим рационализмом, еще в пятом веке до нашей эры заметил за физической культурой свойство уравновешивать в человеке духовное, интеллектуальное и материальное. При нём спортивные сооружения Афин и афинские бани стали доступны всем свободным гражданам мужского пола [1].

Идею физической подготовки не обходили стороной и греческие философы. Платон и Сократ, видя в физическом начале что-то грубое, противящееся разуму, также были сторонниками физических упражнений, находя в них способ держать тело «в узде», но не принимая развитие тела как самоцель [3]. «Хочешь быть умным - бегай!» -говорил Аристотель.

Античные представления о физической культуре были унаследованы Древним Римом, по всей территории которого в период расцвета открывались гимназии и палестры. Римляне, однако, делали акцент на военно-прикладных видах спорта: кулачные бои, скачки, фехтование. Ужесточилось, в сравнении с греческой моделью, сословное неравенство в спорте: например, даже свободный человек, становясь наездником на ипподроме, «продавал» себя патрицию, лишался части личных свобод, а победителем соревнований могли признать не самого спортсмена, а его спонсора. Стоит отметить, что римские стоики уже не верили в общедоступность баланса души и тела, а спорт лишился религиозной подоплёки. Крылатая фраза «в здоровом теле - здоровый дух», - на самом деле, искаженная до неузнаваемости цитата Децима Юния

Ювенала, которая в более точном переводе звучит как: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом».

Средние века Европы. С развалом Римской империи спорт пришел в упадок. В период европейского Средневековья греческие идеалы и традиции были утеряны: физическую культуру для феодалов заменила военная подготовка, не несущая в себе философских идей, а низкое сословие из-за суровых церковных догматов перестало воспринимать своё тело своим, видя в нём скорее орудие Господа, созданное для труда. Инакомыслие среди крестьян и городского населения жестоко каралось: отказ от аскетизма, спортивные игры и даже элементарная гигиена до VII века могли счесть действиями дьявола [4].

Физическая культура, как и другие достижения Античности, сохранилась в тот период благодаря Византии и государствам Ближнего Востока. Так, например, ислам, только формируясь на Аравийском полуострове, давал физическому воспитанию гораздо больший простор для развития, чем христианство времен семи вселенских соборов. Многие хадисоведы даже приравнивают некоторые упражнения к форме духовной практики: «Любое действие, совершаемое без мыслей о Боге, это развлечение или безрассудство, за исключением четырёх вещей: верховая езда, обучение плаванию, игра с семьей и стрельба из лука» [5].

Средневековая Азия

Но не только европейской античной традиции обязана своим существованием современная физическая культура: с древнего периода и по Новое время в Азии развивается особый подход, в рамках которого физические упражнения формируют здоровое, активное общество; от аристократии ожидают всестороннего развития, в том числе и физического, а для других слоёв населения создаются школы, ищущие гармонии духа и тела человека, не ограничиваясь при этом ролью спортивных клубов. Напротив, они часто определяют политическую и духовную жизни своих стран, как это делали в своё время Шаолинь или орден Акали. При этом, для восточной традиции совершенно нехарактерна идея личных достижений: по-настоящему важны лишь успехи школы, общины, а не одного конкретного человека [6,7].

Новая и Новейшая история. С переоткрытием античных идей в Европе и развитием гуманизма в ходе эпохи Возрождения, интерес к человеческому телу возвращается. Спортивные игры становятся популярны среди сельского и городского населения, особое место в сердцах европейцев занимают различные игры с мячом. Фехтование, бывшее в Средние века исключительно прикладным явлением, с развитием огнестрельного оружия постепенно обретает черты спорта, чему также не в последнюю очередь способствует работа переписчиков, возникновение книгопечатания, появление светской книги.

Наступил Ренессанс, и талантливые фехтовальщики теперь могут делиться своими

знаниями: такие книги, как французская «Игра топора» и многие немецкие фехтбухи (Альбрехта Дюрера, Ханса Тальхоффера и других), вызывают интерес как у своих современников, так и у историков, реконструкторов и спортсменов: весь этот багаж знаний лег в основу системы HEMA (Historical european martial arts).

После Реформации физическая культура начинает принимать форму педагогического метода, включаемого в государственную систему образования: пальма первенства здесь принадлежит Яну Амосу Коменскому, - чешскому епископу, гуманисту, практикующему учителю, который в середине семнадцатого века впервые ввел занятия физической культурой в учебные планы школ.

С этого момента спорт и физическая культура постепенно занимают свое место в школах и университетах по всему миру, становятся частью социальной политики государств. Актуальность темы физической культуры породила разнообразие подходов к её развитию:

Биоцентризм. Биоцентристы, представленные такими видными педагогами своего времени, как Иоганн Песталоцци и Иоганн Гутс-Мутс, дополнили идеи гуманистов более глубоким пониманием обучающей роли игры, популяризировали водные виды спорта и занятия на открытом воздухе не только в школах, но и среди взрослого населения. Большое внимание в рамках их подхода уделялось начальному образованию.

Идеи Песталоцци в этой области не устарели и по сей день: он предлагал давать детям на уроках физической культуры не просто набор упражнений и игр, а всё это в сочетании с наглядной демонстрацией, как упражнения могут помочь в труде или искусстве. Выдвигалась идея о том, что новые знания усваиваются лучше тогда, когда они подкреплены сформировавшимся опытом из другой плоскости чувств [8].

Этноцентризм. Этноцентризм, романтизируя историю Европы и Азии, трудами Франца Нахтигала, Эмиля Жак-Далькроза, Мирослава Тырша и прочих, дал начало множеству гимнастических систем различной направленности: от военной до эстетической. Благодаря этноцентризму, спорт стал восприниматься как одна из основ нации, а этнические виды спорта начали получать международное распространение. Возникали первые спортивные клубы, гимнастические общества. Физическая культура становилась самоцелью путешествий,

популяризировались лыжный спорт, альпинизм. Хореография танца перестала принадлежать исключительно сцене, и в обычных школах начали преподавать ритмику.

Эгоцентризм. Эгоцентризм, идеи которого разделял Пьер де Кубертен, вывел культуру спорта на новый уровень, сформировав современную систему честной игры; ввёл в обиход понятия духа соревнования и спорта высоких достижений, спортивного/неспортивного поведения. Причём спорт считался в рамках этого подхода, как ни

парадоксально, объединяющим фактором. Так, например, спортивный эгоцентризм стоит у истоков движения скаутов: основателем этого движения в 1907 году стал Роберт Баден-Пауэлл - британский военный разведчик, нашедший в себе талант к работе с детьми и юношами. Заложенные им идеалы скаутинга стали образцом для возникшего в 1922 году пионерского движения.

Антропоцентризм. Антропоцентризм - теория, фокусирующаяся на физической культуре в первую очередь с позиции качества жизни человека. Именно в рамках этого подхода Олаф Астранд и Кеннет Купер разработали свои комплексные программы занятий, образовав тем самым новое направление в физической культуре: фитнесс. Людвиг Гуттман -врач, основатель Паралимпийских игр, как и многие другие деятели, обратили внимание мирового сообщества на проблему доступности спорта для инвалидов. Сторонники антропоцентризма первыми, основываясь на данных современной науки, начали разработку по-настоящему комплексного подхода к поддержанию и восстановлению здоровья человека, собирая многочисленные нормативы и рекомендации из физической культуры, диетологии, гигиены, медицины, и создавая на их основе научную концепцию здорового образа жизни [9].

Физическая культура для всех. Продление качественной жизни требует, в частности, укрепляющих упражнений для взрослого и пожилого населения, - это научно доказано. С XX века на этот факт начинают всё чаще ссылаться не только врачи, но и крупные компании, целые государства. Возьмём, к примеру, советскую гимнастику: в Советском Союзе цикл радиопередач «Утренняя гимнастика» выходил в эфир с 30-х годов. Каждую неделю по утрам данная передача предлагала советским гражданам новые, детально проработанные в центральном институте физической культуры комплексы упражнений, способствовавших сохранению и укреплению здоровья. Диктором и составителем спортивных методик большую часть существования передачи был Николай Лаврентьевич Гордеев, при этом ему аккомпанировал пианист Валентин Васильевич Родин. В Советском Союзе данная передача полюбилась населению, запомнилась своим качеством [10].

В 70-е к «Утренней гимнастика» добавились «Утренняя зарядка для детей» и «Производственная гимнастика». Теперь и на заводах можно было услышать знаменитое «Выпрямитесь, плечи слегка назад».

Постепенно подобные государственные и корпоративные инициативы привел к тому, что офисная и парковая гимнастика, ушу или норвежская ходьба для пожилых людей стали нормальным явлением за рубежом. Однако, в Российской Федерации производственная гимнастика еще находится в стадии становления. Отчётливо видна позитивная тенденция: корпоративная аренда спортсооружений, - таких как

тренажерные залы, фитнес-центры, бассейны и т.д., - организациями для своих сотрудников встречается всё чаще. Также в России набирает популярность такой вид спортивного отдыха как выходные на природе всей семьей «Папа, мама, я - спортивная семья». И, как следствие, сотрудники меньше болеют физически и психологически, т.е. происходит формирование психофизической готовности к безопасной профессиональной деятельности, что в немаловажно в современном мире [11].

Заключение. На сегодняшний день, физическая культура и спорт - важная часть жизни общества и человека, неотделимая от науки, экономики и политики. Как показывает история, они, развиваясь, охватывали всё больше людей: - когда-то доступные лишь знати, они теперь не имеют сословных границ; перестав быть развлечением, тренировкой перед сражениями для мужчин, они стали во многом доступны старикам, женщинам и детям; растёт их открытость для инвалидов; регулярно создаются или популяризируются виды спорта разной направленности.

Описанная ранее тенденция спорта к расширению, безусловно, коррелирует с уровнем развития общества. Хочется верить, что физическая культура будет популяризироваться, сохранять свою актуальность и в дальнейшем.

Список литературы

1. Gardiner E. N. Athletics in the ancient world. -Courier Corporation, 2002.

2. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта //М.: Академия. - 2010.

3. Fairs J. R. The influence of Plato and Platonism on the development of physical education in Western culture //Quest. - 1968. - Т. 11. - №. 1. - С. 14-23.

4. Sport and physical education in the middle ages. -Trafford, 2006.

5. ат-Табарани С. (260-360 гг. по хиджре) Аль-му'джам аль-кябир. В 25 т. Каир: Ихья ат-турас аль-'араби, 1985.

6. Shahar M. The Shaolin monastery: history, religion, and the chinese martial arts. - University of Hawaii Press, 2008.

7. Singh K. Sikh Martial Art (Gatka) //The Oxford Handbook of Sikh Studies. - 2014. - С. 459.

8. Песталоцци И. Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. пед. соч.-М. - 1981.

9. Zivanovic N. On physical education and sports //History of Physical Education in Europe. Volume I. -2015. - C. 8-23.

10. Блау М. Чем знамениты преподаватель Гордеев и пианист Родионов // ШколаЖизни.ру познавательный журнал 04.06.2015 https://shkolazhizni.ru/culture/articles/72527/ (дата обращения: 13.05.2017)

11. Акулова Т.Н., Ефимова Н.С., Носик О.В. Формирование психофизической готовности студентов к безопасной профессиональной деятельности на занятиях по физической культуре // Научное мнение. 2016 - № 8-9. - С. 60-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.