ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ ОБЩЕСТВА Сулейманов М.М.
Сулейманов Муса Маратович - студент-бакалавр, кафедра инженерной кибернетики, Казанский государственный энергетический университет, г. Казань
Аннотация: в статье рассматривается и описывается феномен физической культуры, как часть нашего социума.
Ключевые слова: спорт, культура, феномен, социум.
Физическая культура - одна из частей общечеловеческой культуры, ее важная самостоятельная область. Вместе с тем это особый процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического усовершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны человека, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, уравновесить ее духовные и физические показатели, активировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социально-культурной комфортной среды, являющейся важным элементом образовательного пространства вуза. Также, физическая культура выступает как социально-культурный пласт практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям.
Спорт - это одна из частей физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих физических возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт - это соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. В нем ярко проявляется стремление к достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
Физическое воспитание. Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей -приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, широкое развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их исполнений, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях система упражнений для правильного задействования сил при перемещениях в пространстве.
Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как один из главных факторов, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве способов лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных в связи с заболеваниями,
травмами, переутомлением и другими причинами. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма. Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др.
Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее состояние организма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности, Ее следует рассматривать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффективна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.
В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена - распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Список литературы
1. Лубышева Л.И. «Социология физической культуры и спорта»: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Лубышева Л.И. 3 - е изд., перераб. и доп. Издательский центр «Академия», 2010. С. 272.
2. Чикуров А.И. «Физическая культура и спорт как социальные феномены». [Электронный ресурс], 2012. Режим доступа: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/iizicheskaia-киЬига-сЫкигоу-а-Ш-1 -fizicheskaia-kultura-i-sport-kak-sotcialnye-fenomeny/ (дата обращения: 20.12.18).