УДК 378.172 ББК 75
DOI 10.47475/2500-0365-2023-8-3-81-86
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОДЫ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ
А. В. Момент, Е. В. Карпенко, И. В. Колбасова
Псковский государственный университет, Псков, Россия
Представлены результаты исследования физической активности студентов Псковского государственного университета в периоды летних каникул на различных годах обучения. Установлено, что физическая активность студентов в период первых летних каникул достоверно ниже, чем у студентов в аналогичный период, предшествующий началу обучения в университете. Остальные парные сравнения не показали достоверных различий переменных физической активности и неактивности на установленном уровне статистической значимости. Полученные результаты позволили объективизировать данные о физической активности студентов ПсковГУ в периоды летних каникул и предположить наличие критического периода, обусловливающего снижение физической активности у в период первых летних каникул, причины которого остаются неясными.
Ключевые слова: физическая активность, летние каникулы, студенты университетов, критический период обучения.
Введение. Недостаточная физическая активность является одним из основных факторов риска, способствующих развитию некоторых проблем со здоровьем и их прогрессированию. На данный момент имеются противоречивые данные о влиянии периода обучения в университете на образ жизни молодых людей.
Во многих исследованиях обращалось внимание на снижение физической активности во всём мире и превалирование сидячего образа жизни [2], в том числе в когорте учеников старших классов [1] и студентов университетов [4]. Исследования показали, что переход к обучению в университете обычно связан со снижением физической активности и увеличением физически неактивного времени. Некоторые исследователи отмечают, что критическим периодом часто является первый год обучения в университете [5].
Подобные исследования проводятся непосредственно во время периода обучения, что в результате отражается на переменных физической активности и неактивности в связи с необходимостью продолжительного нахождения в сидячем положении во время учебных занятий, при подготовке к ним и т. п. Однако обучение в университете предусматривает летние каникулярные периоды, отличающиеся большей свободой в реализации поведения, связанного с физической активностью и неактивностью. Этот период достаточно продолжительный, чтобы считать его значимой составляющей общего срока обучения в университете.
В научных базах данных не обнаружено иссле-
дований, описывающих переменные физической активности и неактивности студентов университетов в периоды летних каникул. Недостаточно изучено влияние продолжительности обучения в университете на поведение, связанное с физической активностью и неактивностью в эти периоды.
В связи с этим проблема исследования заключается в необходимости объективизации представлений о физической активности студентов университетов в периоды летних каникул и изучении влияния продолжительности обучения в университете на образ жизни молодых людей, связанный с физической активностью, и отсутствием научных данных по этим вопросам в современной литературе.
Цель исследования — объективизировать данные о физической активности студентов Псковского государственного университета (ПсковГУ) в периоды летних каникул.
Задачи исследования:
- измерить переменные физической активности и неактивности студентов ПсковГУ на различных годах обучения в периоды летних каникул;
- сравнить значения переменных физической активности и неактивности студентов ПсковГУ на различных годах обучения в периоды летних каникул;
- интерпретировать полученные результаты и сопоставить их с имеющимися научными данными о физической активности студентов университетов.
Материалы и методы исследования. Для достижения поставленной цели было проведено
поперечное исследование физической активности абитуриентов, зачисленных на I курс ПсковГУ, и студентов, переведённых на II-IV курсы, в период летних каникул. Сбор информации о физической активности проводился 28-29 августа (воскресенье и понедельник) 2022 г. посредством заполнения анонимного самоотчёта IPAQ-SF [3], интегрированного в сервис «Яндекс.Формы» и разосланного через заместителей директоров в официальные группы институтов ПсковГУ в социальной сети «ВКонтакте». Применение самоотчёта IPAQ-SF для исследования физической активности обусловлено его достаточной валидностью и надёжностью среди студентов университетов [6].
Самоотчёт включал в себя семь вопросов относительно физически активного и неактивного времени за последние семь дней. Первые шесть вопросов связаны с физической активностью на протяжении последних семи дней, а заключительный вопрос — с физической неактивностью в будние дни. К каждому вопросу были прописаны поясняющие подсказки, позволяющие респондентам глубже понять суть вопроса, тем самым повысив вероятность получения объективных данных.
Самоотчёт по физической активности заполнили 526 студентов (393 девушки; 133 юноши) из института гуманитарных наук и языковой коммуникации (n=245), образования и социальных наук (n = 195), и инженерных наук (n = 86); из них валидные данные получены от 499 человек. Дополнительно шесть показаний были исключены из анализа физически неактивного времени и 12 из показаний физической активности по причине аномально высоких значений.
На основании полученной информации для каждого респондента рассчитывался суммарный объём физической активности в метаболических эквивалентах (MET, (минут в неделю)), состоящий из трёх компонентов: умеренной физической активности (УФА) (количество дней УФА х средняя продолжительность УФА в минутах х 4), интенсивной физической активности (ИФА) (количество дней ИФА х средняя продолжительность ИФА в минутах х 8) и ходьбы (количество дней ходьбы х средняя продолжительность ходьбы в минутах х 3,3). Физически неактивное время рассчитывалось в минутах.
В дополнение к самоотчёту в блоке общей информации, предшествующему самоотчёту, у респондентов уточнялись данные о возрасте, половой принадлежности, курсе обучения в уни-
верситете, длине и массе тела. Исходя из данных о длине и массе тела производился расчёт индекса массы тела (ИМТ) по общепринятой формуле.
Для проверки полученных данных на нормальность распределения использовались визуальные (гистограммы и нормальные вероятностные графики) и аналитические (тест Шапиро — Уилка и Колмогорова — Смирнова) методы. В связи с тем, что большинство переменных не прошли тесты на нормальность распределения, для описания данных и межгрупповых сравнений применялись непараметрические методы математической статистики. Сравнение равенства медиан групп переменных физической активности и неактивности осуществлялось при помощи однофакторного дисперсионного анализа с использованием критерия Краскела — Уоллиса и пост-специального теста Данна.
Статистическая обработка, анализ данных и визуализация полученных результатов проводились в программе GraphPad Prism 8 (GraphPad Software, США, Калифорния, 2020). Статистическая значимость была принята при р<0,05. Описательная статистика по тексту представлена в формате Me
(Q1; Q3).
Результаты исследования и их обсуждение.
По результатам анализа данных из блока общей информации возраст и ИМТ респондентов составили: для абитуриентов 18,0 (17,0; 18,0) лет и 20,9 (19,2; 23,4) ед.; студентов, переведённых на II курс, 19,0 (18,0; 19,0) лет и 21,2 (19,2; 23,5) ед.; на III курс — 20,0 (19,0; 20,0) лет и 21,0 (19,6; 23,1) ед.; на IV курс — 21,0 (20,0; 21,0) лет и 20,7 (19,0; 24,5) ед. соответственно. Общая характеристика выборки по переменным возраста и ИМТ составила 19,0 (18,0; 20,0) лет и 21,0 (19,2; 23,5) ед. соответственно.
Описательная статистика суммарной физической активности по группам представлена в табл. 1.
Описательная статистика физически неактивного времени в будние дни по группам представлена в табл. 2.
Медианные значения суммарной физической активности составили: для группы абитуриентов 5 720,0 (3 431,0; 9 117,0) MET; студентов, переведённых на II курс, — 4 008,0 (2 389,0; 7 062,0) MET; на III курс — 5 478,0 (2 982,0; 7 812,0) MET; на IV курс — 5 492,0 (2 959,0; 10 236,0) MET.
Минимальные медианные значения физически неактивного времени наблюдались у абитуриентов и студентов, переведённых на IV курс: 360,0 (300,0; 480,0) минут и 360,0 (240,0; 480,0) минут соответ-
Таблица 1
Суммарная физическая активность (в MET, минут в неделю)
Курс Me Q1 Q3 Min Max «95 % Cl Me
L U
Аб (n = 149) 5 720,0 3 431,0 9 117,0 0,0 17 544,0 4 932,0 6 219,0
II (n = 128) 4 008,0 2 389,0 7 062,0 0,0 16 956,0 3 679,0 4 986,0
III (n = 135) 5 478,0 2 982,0 7 812,0 0,0 18 612,0 4 752,0 5 979,0
IV (n = 75) 5 492,0 2 959,0 10 236,0 928,5 16 184,0 4 140,0 7 518,0
Примечание: Me — медиана; Q1 и Q3 — 1-й и 3-й квартили соответственно; Min и Max — минимальное и максимальное значение соответственно; ~95 % Cl Me — доверительный интервал для медианы; L и U — нижняя и верхняя граница доверительного интервала соответственно; Аб — абитуриенты.
Таблица 2
Физическая неактивность в будние дни (в минутах)
Курс Me Q1 Q3 Min Max «95 % Cl Me
L U
Аб (n = 150) 360,0 300,0 480,0 60,0 1 040,0 360,0 420,0
II (n = 130) 420,0 300,0 540,0 20,0 1 080,0 360,0 480,0
III (n = 137) 420,0 300,0 540,0 120,0 900,0 360,0 420,0
IV (n = 76) 360,0 240,0 480,0 60,0 720,0 330,0 420,0
Примечание: Me — медиана; Q1 и Q3 — 1-й и 3-й квартили соответственно; Min и Max — минимальное и максимальное значение соответственно; «95 % Cl Me — доверительный интервал для медианы; L и U — нижняя и верхняя граница доверительного интервала соответственно; Аб — абитуриенты.
ственно. Максимальные медианные значения зафиксированы у студентов, переведённых на II и III курсы, а именно 420,0 (300,0; 540,0) минут.
Формы распределения значений переменных физической активности и неактивности, а также
сравнение равенства медиан переменных по годам обучения в период летних каникул представлены на рисунке.
Межгрупповое сравнение медианных значений суммарной физической активности показало
Сравнение переменных физической активности (А) и неактивности (Б) у студентов ПсковГУ в периоды летних каникул (примечание: центральная линия — медиана; нижняя и верхняя пунктирные линии — 1-й и 3-й квартили соответственно)
наличие достоверных статистических различий (p = 0,01). По результатам пост-специального теста обнаружено статистически достоверное различие медианных значений суммарной физической активности между группой абитуриентов (5 720,0 (3 431,0; 9 117,0) МЕТ) и группой студентов, переведённых на II курс (4 008,0 (2389,0; 7 062,0) МЕТ) (p = 0,01). Остальные парные сравнения не показали достоверных статистических различий медианных значений суммарной физической активности на установленном уровне статистической значимости.
Межгрупповое сравнение медианных значений физически неактивного времени в будние дни не показало достоверных статистических различий на установленном уровне статистической значимости (p = 0,09).
Согласно результатам исследования, медианные значения суммарной физической активности во всех группах превышают 3 000 MET, что при любом сочетании ИФА, УФА и ходьбы 7 и более дней (о чём сообщало 90,3 % всех респондентов) указывает на высокий уровень физической активности. Значение в 3 000 MET во всех группах, за исключением II курса, хорошо соотносится с 3-м квартилем распределения. Это позволяет утверждать, что бол ьшая часть респондентов этих групп имеют высокий уровень физической активности.
Сравнение медианных значений суммарной физической активности студентов I и II курсов, полученных в период обучения в начале 2-го семестра 2021/2022 учебного года (2 639,00 (1 746,00; 3 816,00) МЕТ) [8], с данными этого исследования показывает, что студенты в период летних каникул физически более активны, чем в период обучения (p < 0,01). Однако следует указать на отсутствие дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту во время заполнения респондентами самоотчёта в период обучения из-за особенностей планирования расписания учебных занятий в ПсковГУ по этим дисциплинам.
Относительно физически неактивного времени отсутствуют рекомендации по безопасному пороговому значению. Однако, например, физически неактивное время в будние дни у студентов I и II курсов ПсковГУ в период обучения составляет 540,0 (450,0; 600,0) минут [8], что достоверно выше, чем во всех исследуемых группах (p < 0,01). Тем не менее Всемирная организация здравоохранения для всех групп населения указывает на необходимость сокращения продолжительности физически неактивного времени [7].
Наиболее интересным результатом исследования является обнаружение статистически достоверных различий медианных значений суммарной физической активности между группой абитуриентов и студентов II курсов. Этот факт хорошо соотносится с имеющимися данными о критическом периоде первого года обучения в университете [5] для набора лишнего веса.
Медианные значения суммарной физической активности в группе III и IV курсов несколько выше, чем в группе II курса, однако различия статистически недостоверны на установленном уровне статистической значимости. Медианные значения суммарной физической активности в группе абитуриентов III и IV курсов практически идентичны (p > 0,99). Совокупность установленных фактов позволяет предположить наличие некоторых факторов, обусловливающих снижение физической активности у студентов ПсковГУ в период их первых летних каникул.
Полученные данные способствуют формированию объективного представления о физической активности студентов ПсковГУ в периоды летних каникул. Определяется новая научная проблема, вытекающая из установленного факта снижения физической активности студентов в период их первых летних каникул и отсутствия понимания причин этих явлений.
Несмотря на то, что исследование оказалось продуктивным, оно обладает некоторыми ограничениями. Во-первых, на уровне выборки:
- не все институты, входящие в структуру ПсковГУ, смогли принять участие в исследовании по различным причинам;
- большая часть студентов, участвовавших в исследовании, — женского пола, что традиционно связано со сложившимся неравновесным соотношением мужчин и женщин, обучающихся на гуманитарных и технических направлениях.
Во-вторых, на уровне метода оценки физической активности:
- абитуриенты лишь формально считаются студентами, поэтому достоверно неясна надёжность самоотчёта IPAQ-SF для этой группы, тем не менее самоотчёт рассчитан на лиц в возрасте 15-69 лет, что точно соотносится с возрастом абитуриентов 18,0 (17,0; 18,0) лет.
Заключение. Таким образом, результаты проведённого исследования позволили объективизировать данные о физической активности студентов
ПсковГУ в периоды летних каникул и установить, что в первые летние каникулы студенты менее активны физически, чем в аналогичный период, предшествующий началу обучения в университете. Снижение физической активности у студентов ПсковГУ в период первых летних каникул связано, предположительно, с критическим периодом первого года обучения в университете, причины которого остаются неясными.
Список литературы
1. Compliance with physical activity guidelines and barriers to physical activity in High School students / S. J. Servil, S. A. Abarca, G. J. Abadías [et al.]. // Cultura Ciencia Deporte. — 2017. — № 12 (36). — P. 183194. — URL: http://dx.doi.org/10.12800/ccd.v12i36.946.
2. Fagaras, S. The Level of Physical Activity of University Students / S. Fagaras, L. Radu, G. Vanvu. // Social And Behavioral Sciences. — 2015. — № 197. — P. 1454-1457. — URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.sb-spro.2015.07.094.
3. International Physical Activity Questionnaire: 12-Country Reliability and Validity / C. L. Craig, A. L. Marshall, M. Sjóstróm [et al.] // Medicine & Science in Sports & Exercise. — 2003. — № 35 (8). — P.
Поступила в редакцию 28 ноября 2022 г.
1381-1395. — URL: http://dx.doi.org/95.10.1249/01. MSS.0000078924.61453.FB.
4. Physical Activity Habits and Determinants, Sedentary Behaviour and Lifestyle in University Students / A. Carballo-Fazanes, J. Rico-Díaz, R. Barcala-Furelos [et al.] // International Journal of Environmental Research and Public Health. — 2020. — № 17 (9). — P. 3272.
5. Vadeboncoeur, C. A meta-analysis of weight gain in first year university students: Is freshman 15 a myth? / C. Vadeboncoeur, N. Townsend, C. Foster // BMC Obesity. — 2015. — № 2. — P. 31-36. — URL: http://dx.doi. org/10.1186/s40608-015-0051-7.
6. Validation of three short physical activity questionnaires with accelerometers among university students in Spain / S. Rodríguez-Muñoz, C. Corella [et al.]. // The Journal of sports medicine and physical fitness. — 2017. — № 57. — URL: http://dx.doi.org/10.23736/ S0022-4707.17.06665-8.
7. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behaviour / F. Bull, S. AlAnsari, S. Biddle [et al.] // British Journal Of Sports Medicine. — 2020. — № 54 (24). — P. 1451-1462. — URL: http://dx.doi.org/10.1136/bjsports-2020-102955
8. Момент, А. В. Характеристика физической активности студентов ПсковГУ / А. В. Момент // Физическое воспитание и спортивная тренировка. — 2022. — № 2 (40). — С. 31-36.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Момент, А. В. Физическая активность студентов в периоды летних каникул / А. В. Момент, Е. В. Карпенко, И. В. Колбасова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2023. — Т. 8, № 3. — С. 81-86.
Сведения об авторах
Момент Артём Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и здоровьесбережения, Псковский государственный университет, Псков, Россия. ORCID: 0000-0002-26204429. SPIN-код: 1910-4623. AuthorID: 955858. E-mail: ar.moment@yandex.ru
Карпенко Елена Викторовна — старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения, Псковский государственный университет, Псков, Россия. ORCID: 0000-0003-2588-9304. SPIN-код: 1501-2848. AuthorID: 1019591. E-mail: el.karpenko74@yandex.ru
Колбасова Ирина Владимировна — старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения, Псковский государственный университет, Псков, Россия. ORCID: 0000-0001-7792-0559. SPIN-код: 8235-0166. AuthorID: 1029476. E-mail: kolbik100@rambler.ru
Сведения о руководителе работы
Момент Артём Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и здоровьесбережения, Псковский государственный университет, Псков, Россия. ORCID: 0000-0002-26204429. SPIN-код: 1910-4623. AuthorID: 955858. E-mail: ar.moment@yandex.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2023, vol. 8, no. 3, pp. 81-86.
Physical activity of Pskov State University students during summer holidays
Moment A.V.1, Karpenko E.V.2, Kolbasova I.V.3
Pskov State University, Pskov, Russia
1ar.moment@yandex.ru, 2el.karpenko74@yandex.ru, 3kolbik100@rambler.ru
Relevance. There is currently conflicting evidence about the impact of the period of university study on young people>s lifestyles. The periods of summer vacation are long enough to be considered a significant component of the total period of university study. However, there is limited evidence in the current literature about students> physical activity during these periods. The aim of the study is to supplement the existing ideas about the physical activity of Pskov State University students during the periods of summer vacation.
Materials and methods of the study. Applicants and II-IV year students (n = 526) took part in the study. Information on physical activity was collected at the end of August 2022 by completing an anonymous self-report IPAQ-SF integrated in the service "Yandex.Forms" service. Statistical processing and visualization of the data was performed in GraphPad Prism 8. The data were presented in format: Me (Q1; Q3).
Results and discussion. According to the results of the study, the median values of the variables of physical activity and inactivity of students during the summer vacations were: 5720.0 (3431.0; 9117.0) MET and 360.0 (300.0; 480.0) minutes for applicants; 4008.0 (2389.0; 7062.0) MET and 420.0 (300.0; 540.0) minutes for students transferring to II year in Year III 5478.0 (2982.0; 7812.0) MET and 420.0 (300.0; 540.0) minutes; in Year IV 5492.0 (2959.0; 10236.0) MET and 360.0 (240.0; 480.0) minutes. A comparison of the equality of the medians of the groups of physical activity and inactivity variables showed that undergraduates were significantly more active during the summer break than second-year students during their first summer break (p=0.01). The remaining paired comparisons showed no significant differences at the established level of statistical significance.
Conclusion. The results obtained allowed us to objectify the data on the physical activity of Pskov State University students during the periods of summer vacations and suggest the existence of a critical period, which determines the decline in physical activity during the first summer vacations, the reasons for which remain unclear.
Keywords: physical activity, summer vacations, university students, critical period of study.
References
1. Servil S. J., Abarca S. A., Abadías G. J., Calvo F. D., García-González L. Compliance with physical activity guidelines and barriers to physical activity in High School. Cultura Ciencia Deporte, 2017, no. 12(36), pp. 183-194. http://dx.doi.org/10.12800/ccd.v12i36.946.
2. Fagaras S., Radu L., Vanvu, G. The Level of Physical Activity of University Students. Social And Behavioral Sciences, 2015, no. 197, pp. 1454-1457. http://dx.doi. org/10.1016/j.sbspro.2015.07.094.
3. Craig C. L., Marshall A. L., Sjostrom M. International Physical Activity Questionnaire: 12-Country Reliability and Validity. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2003, no. 35 (8), pp. 1381-1395. http://dx.doi. org/95.10.1249/01.MSS.0000078924.61453.FB.
4. Carballo-Fazanes A., Rico-Díaz J., Barcala-Fure-los R. Physical Activity Habits and Determinants, Sedentary Behaviour and Lifestyle in University Students.
International Journal of Environmental Research and Public Health, 2020, no. 17 (9), pp. 3272.
5. Vadeboncoeur C., Townsend N., Foster C. A metaanalysis of weight gain in first year university students: Is freshman 15 a myth? BMC Obesity, 2015, no. 2, pp. 31-36. http://dx.doi.org/10.1186/s40608-015-0051-7.
6. Rodríguez-Muñoz S., Corella C. Validation of three short physical activity questionnaires with accel-erometers among university students in Spain. The Journal of sports medicine and physical fitness, 2017, no. 57. http://dx.doi.org/10.23736/S0022-4707.17.06665-8.
7. Bull F., Al-Ansari S., Biddle S. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behavior. British Journal Of Sports Medicine, 2020, no. 54(24), pp. 1451-1462. http://dx.doi.org/10.1136/bjs-ports-2020-102955.
8. Moment A. V. Harakteristika fizicheskoj aktivnosti studentov PskovGU [Characteristics of physical activity of Pskov State University students]. Fizicheskoe vospi-tanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training], 2022, no. 2(40), pp. 31-36. (In Russ.).
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная — https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/