Научная статья на тему 'Физическая активность студентов двух вузов Сургута по данным международного опросника IPAQ'

Физическая активность студентов двух вузов Сургута по данным международного опросника IPAQ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПРОСНИК IPAQ / INTERNATIONAL QUESTIONNAIRE IPAQ / РУССКАЯ ВЕРСИЯ IPAQ / RUSSIAN VERSION OF IPAQ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Логинов С.И., Николаев А.Ю., Ветошников А.Ю., Сагадеева С.Г.

Определены уровень и структура физической активности (ФА) в выборочной совокупности студентов классического (Сургутский госуниверситет, СурГУ) и технического вуза (филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, ФТГНГУ). С помощью русской версии IPAQ опрошены 96 студентов СурГУ и 98 студентов ФТНГУ в возрасте 18-20 лет. Данные за 7 дней обрабатывали методом непараметрической статистики в соответствии с рекомендациями для англоязычной версии IPAQ. Расход энергии на ФА у студентов СурГУ существенно меньше, чем у студентов ФТНГУ, 1222 (ДИ 765; 1681) против 3238 (ДИ 2580; 3895) МЕТ-мин/неделю, p=0,0001). Студенты ФТГНГУ тратили больше энергии на работу по дому 745 (ДИ 590; 899) против 370 (ДИ 418; 670) у студентов СурГУ (p = 0,05). Расход энергии на транспортировку (перемещение) и ФА на досуге студентов двух групп существенно не различался. На ФА умеренной интенсивности (3-6 МЕТ) студенты СурГУ тратили в неделю 131±12 мин, студенты ФТГНГУ 231±22 мин (p = 0,0011). На ФА высокой интенсивности (более 6 МЕТ) студенты обеих выборок затрачивали в неделю немногим более 1 ч, СурГУ 64±7 мин, ФТГНГУ 62±14 мин. Время, проведенное за сидячими видами деятельности, достоверно больше (p = 0,0115) у студентов СурГУ (3014±106 мин) против 2648±97 мин у студентов ФТНГУ. Последние тратили на ходьбу на 100 мин больше. В данной выборке общая физическая активность студентов технического вуза выше, чем у студентов классического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Логинов С.И., Николаев А.Ю., Ветошников А.Ю., Сагадеева С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая активность студентов двух вузов Сургута по данным международного опросника IPAQ»

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ДВУХ ВУЗОВ СУРГУТА ПО ДАННЫМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПРОСНИКА IPAQ

УДК/UDC 311.21: 796.03

Поступила в редакцию 08.06.2015 г.

Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов1 Аспиранты А.Ю. Николаев1, А.Ю. Ветошников1, С.Г. Сагадеева1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

PHYSICAL ACTIVITY OF STUDENTS OF TWO UNIVERSITIES IN SURGUT ACCORDING TO INTERNATIONAL QUESTIONNAIRE IPAQ

Dr.Biol, Professor S.I. Loginov1

Postgraduate students A.Yu. Nikolaev1, A.Yu. Vetoshnikov1, S.G. Sagadeeva1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Аннотация

Определены уровень и структура физической активности (ФА) в выборочной совокупности студентов классического (Сургутский госуниверситет, СурГУ) и технического вуза (филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, ФТГНГУ). С помощью русской версии IPAQ опрошены 96 студентов СурГУ и 98 студентов ФТНГУ в возрасте 18-20 лет. Данные за 7 дней обрабатывали методом непараметрической статистики в соответствии с рекомендациями для англоязычной версии IPAQ. Расход энергии на ФА у студентов СурГУ существенно меньше, чем у студентов ФТНГУ, - 1222 (ДИ 765; 1681) против 3238 (ДИ 2580; 3895) МЕТ-мин/неделю, p=0,0001). Студенты ФТГНГУ тратили больше энергии на работу по дому - 745 (ДИ 590; 899) против 370 (ДИ 418; 670) - у студентов СурГУ (p = 0,05). Расход энергии на транспортировку (перемещение) и ФА на досуге студентов двух групп существенно не различался. На ФА умеренной интенсивности (3-6 МЕТ) студенты СурГУ тратили в неделю 131±12 мин, студенты ФТГНГУ

- 231±22 мин (p = 0,0011). На ФА высокой интенсивности (более 6 МЕТ) студенты обеих выборок затрачивали в неделю немногим более 1 ч, СурГУ

- 64±7 мин, ФТГНГУ - 62±14 мин. Время, проведенное за сидячими видами деятельности, достоверно больше (p = 0,0115) у студентов СурГУ (3014±106 мин) против 2648±97 мин у студентов ФТНГУ. Последние тратили на ходьбу на 100 мин больше. В данной выборке общая физическая активность студентов технического вуза выше, чем у студентов классического вуза.

Ключевые слова: физическая активность, двигательная активность, международный опросник IPAQ, русская версия IPAQ, студенты.

Annotation

The level and structure of physical activity (PA) were determined in the total sample of students of classical (Surgut State University, SurGU) and technical (branch of Tyumen State Oil and Gas University, FTGNGU) universties. 96 SurGU students and 98 FTGNGU students aged 18-20 years were surveyed with the help of the Russian version of the IPAQ questionnaire. The week data were processed using the method of non-parametric statistics, in accordance with the recommendations for the English version of the IPAQ questionnaire. The energy consumption on physical activity of SurGU students was significantly lower than that of FTNGU students - 1222 (CI 765; 1681) versus 3238 (CI 2580; 3895) MET-min/week, p=0,0001). FTGNGU students consumed more energy on housework - 745 (CI 590, 899) versus 370 (CI 418, 670) for SurGU students (p = 0,05). The energy consumption on transportation (relocation) and physical activity at rest was practically the same for students of both of the groups. As of the moderate-intensity physical activity (3-6 METs) SurGU students spent 131±12 min a week on it versus 231±22 min (p = 0,0011) in FTGNGU students. As for high-intensity physical activity (over 6 MET), students in both of the samples spent on it a little more than an hour a week (SurGU - 64±7 min, FTGNGU - 62±14 min). SurGU students spent much more time (p=0,0115) on sedentary activities (3014±106 min) versus 2648±97 min in case of FTNGU students. The latter spent 100 minutes more on walking. In this sample the total physical activity of students of the technical university was higher than that of students of classical university.

Keywords: physical activity, motor activity, international questionnaire IPAQ, Russian version of IPAQ, students.

Введение. Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования РФ является создание в вузе условий для развития физических качеств, повышения уровня физической подготовленности и здоровья будущего специалиста. Университет становится последней инстанцией, где еще можно организованно управлять поведением, связанным с проявлением физической активности обучающимися. Однако физическая активность (ФА) - сложное биосоциальное, структурно неоднородное явление [2]. ФА объединяет весь спектр мышечных действий

человека, направленный на адаптацию и выживание в физической и социальной окружающей среде. Производственная, хозяйственно-бытовая, физкультурно-спортивная, рекреационная и досуговая виды ФА студентов отличаются по содержанию друг от друга, оказывают различное влияние на организм и требуют самого пристального внимания и изучения [4, 9].

Студентам необходимо заниматься аэробными физическими упражнениями умеренной интенсивности как минимум 30 мин 5 дней в неделю и упражнениями высокой интен-

сивности не менее 25 мин 3 дня в неделю [5, 1]. Выяснить, насколько эти рекомендации выполняются представителями разных категорий населения, позволяют опросники физической активности [9]. Однако многие из существующих опросников предоставляют не сопоставимые по типу активности и формату данные [11]. Эту проблему решает международный опросник физической активности (international physical activity questionnaire - IPAQ) [10]. Его идеология позволяет вести контроль и разработку стратегий, связанных с оздоровительной физической активностью в различных сферах жизни [6-8]. С этих позиций мы предприняли социологическое исследование ФА студентов с помощью русскоязычной версии IPAQ [3].

Цель исследования - с помощью IPAQ определить уровень и структуру ФА у студентов Сургутского госуниверситета (классический вуз) и филиала Тюменского государственного нефтегазового университета (технический вуз).

Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 96 случайным образом отобранных студентов Сургутского государственного университета (СурГУ) в возрасте 19,4±1,7 года и 98 студентов филиала Тюменского государственного нефтегазового университета (ФТГНГУ) в возрасте 20,4±1,8 года, всего 194 человека.

Все участники заполнили длинную русскоязычную версию IPAQ. Эта версия позволяет собирать информацию о времени и количестве энергии, затраченных на ФА умеренной и высокой интенсивности, по 4 разделам: ФА на работе, при передвижении (транспортировке), работе по дому и на даче, а также на досуге и при ходьбе. В каждом разделе участников просили указать частоту ФА за последние 7 дней (число дней) и продолжительность (часы и минуты). Полученные первичные данные обрабатывали в соответствии с рекомендациями для полного варианта стандартного протокола базовой англоязычной версии IPAQ [10]. Для последующего анализа выделяли следующие уровни интенсивности ФА: 1) ФА при ходьбе -величина метаболического эквивалента (МЕТ) (3,3 МЕТ); 2) умеренно интенсивная ФА (УИФА) (3-6 MET) и 3) высокоинтенсивная ФА (ВИФА) (> 6 MET). Отдельную категорию составляли лица «сидячего поведения», тратившие

на ФА меньше 10 мин в день. Затем на основе этих уровней MET для каждого вида деятельности рассчитывали расход энергии в соответствии с данными компендиума физической активности [4]. Величину энергозатрат на физическую активность (ЭФА) определяли путем умножения времени, затраченного на данную активность в день, на соответствующую стоимость MET этой деятельности для каждого раздела. Общую затрату энергии (ОЭФА) находили путем суммирования ЭФА для всех видов активности и выражали в МЕТ, где 1 MET = 1,0 ккал/кг/ч, или 3,5 мл О2/кг х мин (подробности на www.ipaq.ki.se). Полученные данные статистически обработаны с помощью пакета статистических программ Statistica 10 (StatSoft, 1^Д).Рассчи-тывали величину среднего арифметического, стандартного отклонения, стандартной ошибки среднего, медиану, нижний и верхний переделы 0,95 доверительного интервала. Достоверными считали различия при p<0,05 по Стью-денту и/или Уилкоксону.

Результаты исследования и их обсуждение. На момент проведения исследования спортом (оздоровительной физической культурой) не занимались 62,37 % всех опрошенных, в том числе в СурГУ 67,71 % и в ФТГНГУ 57,14 %. Занимались спортом 37,63 % участников, из них32,29 % в СурГУ и 42,86 % в ФТГНГУ. Не имели хобби 51,03 % участников исследования, том числе в СурГУ 45,83 % и ФТГНГУ 56,12 %. Пассивное хобби было выражено у студентов СурГУ, активное хобби преобладало у студентов ФТГНГУ. Эти данные свидетельствуют также о том, что студенты СурГУ на 10,5 % меньше занимаются оздоровительным спортом. При этом в СурГУ предпочтение отдается циклическим видам (бег, ходьба, лыжи: 14,58 % занимающихся в СурГУ против 5,10 % в ФТГНГУ) и гимнастике: 8,33 % против 2,04 % соответственно, тогда как в ФТГНГУ преобладают спортивные игры: 19,39 % в ФТГНГУ против 3,13 % в СурГУ) и фитнес: 12,24 % против 4,17 % соответственно. Расход энергии на физическую активность у работающих студентов СурГУ существенно меньше, чем у студентов ФТГНГУ, - 1222 (ДИ 765; 1681) против 3238 (ДИ 2580; 3895) МЕТ-мин/неделю, p = 0,0001). Также студенты ФТГНГУ тратят больше энергии на работу по дому - 745 (ДИ 590; 899) против 370 (ДИ 418; 670), чем студенты СурГУ (p = 0,05) (табл. 1).

Таблица 1. Показатели недельного расхода энергии на физическую активность по данным опросника IPAQ-RU, МЕТ-мин/неделю, Х±SE и ±0,95 ДИ

Виды ФА СурГУ, n=96 ФТГНГУ, n=98 Все,n=194

ФА на работе 1222±231 (765; 1681) 3238±385 (2580; 3895)* 2240±215 (1818; 2664)

ФА на перемещение 544±62 (418;670) 604±68 (466;741) 574±47 (482;667)

Работа по дому 370±43 (282;457) 745±77 (590;899)* 559±47 (467;651)

ФА на досуге 782±71 (638;927) 1067±139 (788;1347) 183±15 (153;213)

(U

V-□

и

га у

г.

ч—

. О OJ

га

V-

■ -О С

га

^

О (U ■С

I—

Условные обозначения: ФА - физическая активность. В скобках даны значения нижнего и верхнего пределов 0,95 доверительного интервала. Здесь и в табл. 2: * - р < 0,05 между СурГУ и ФТГНГУ

Таблица 2. Продолжительность физической активности разной интенсивности, ходьбы и деятельности сидя, по данным IPAQ-RU, мин/неделю, Х±SE и ±0,95 ДИ

Показатели СурГУ, n=96 ФТГНГУ, n=98 Все, n=194

Ходьба 208±19 (169;246) 308±23 (260;356)* 258±16(227;290)

УИФА 131±12 (108;155) 231±22 (188;275)* 182±13(156;207)

ВИФА 64±7 (50;79) 62±14 (34;90) 63±10(48;79)

Сидение 3014±106 (2799;3229) 2648±97 (2453;2843)* 504±23(457;550)

ОФА 403±23 (355;451) 602±37 (528;676) 503±30(883; 1127)

Условные обозначения: УИФА - умеренно интенсивная физическая активность, ВИФА - высокоинтенсивная физическая активность.

84

http://www.teoriya.ru

№ 9 • 2015 Сентябрь | September

Расход энергии на различные виды физической активности студентов по данным опросника IPAQ-RU (МЕТ-мин/неделю).

* - достоверно при уровне значимости p <0,05 по сравнению со студентами ФТГНГУ. Вертикальные линии - 0,95 доверительный интервал. 1 МЕТ - 1 ккал/ч на 1 кг массы тела или 3,5 мл/кг х мин

Расход энергии на перемещение и досуговую физическую активность в двух группах студентов существенно не отличался (см. табл. 1). На ФА умеренной интенсивности (3-6 МЕТ) студенты СурГУ тратили в неделю 131 ± 12 мин, тогда как студенты ФТГНГУ - на 100 мин больше (231±22 мин) (p=0,0011). На ФА высокой интенсивности (более 6 МЕТ) студенты обеих выборок затрачивали в неделю немногим более 1 ч, а именно в СурГУ -64±7 мин, а в ФТГНГУ - 62±14 мин.

Времени, проведенного за сидячими видами деятельности, было достоверно больше (p = 0,0115) у студентов СурГУ (3014±106 мин) по сравнению с таковым у студентов ФТГНГУ (2648±97 мин), тогда как студенты этого вуза затрачивали на ходьбу на все те же 100 мин больше (p = 0,0010) (табл. 2).

Общая ФА студентов ФТГНГУ оказалась в полтора раза выше, чем у студентов СурГУ и составила 602±37 мин против 403±23 мин в неделю (p =0,001). Показатели расхода энергии на осуществление ФА разной интенсивности за неделю представлены на рисунке.

Данные рисунка свидетельствуют, что расход энергии на осуществление ходьбы, ФА умеренной интенсивности и общей ФА у студентов ФТГНГУ существенно выше показателей студентов СурГУ. По затратам энергии на высокоинтенсивную ФА студенты обоих вузов не различаются.

Обсуждение. Международный опросник физической активности (IPAQ) разработан для унификации сравнительных исследований ФА в разных странах [8, 12]. На основе базовой английской версии подготовлены и успешно используются немецкая, исландская, корейская, польская, испанская, датская, франкоязычная канадская, бразильская, турецкая, вьетнамская и другие версии IPAQ. Мы подготовили русскую версию IPAQ, что позволило провести пилотное исследование и сравнить уровень и структуру повседневной ФА в России с показателями других стран в единых методических условиях [3].

Проведённые нами измерения физической активности двух выборок студентов (одна из классического университета, другая из вуза технического направления) показали, что общая ФА студентов, представленная суммой набранных МЕТ-минут за один день по всем 5 разделам IPAQ (т. е. ФА на работе, при передвижениях, во время домашней работы, на досуге и сидя) составляет у всех 1447 (1244, 1648 ДИ), в том числе у мужчин - 1580 (1226, 1934 ДИ) и у женщин - 1343

(1108, 1579 ДИ). Эти данные существенно выше, чем у шведов [13]. В частности, по данным M. Hagstromeretal (2010), ежедневная ФА шведской популяции составляет 682 (222, 964 ДИ) МЕТ-мин, в том числе у мужчин - 771 (221, 935 ДИ) и у женщин - 614 (206, 115 ДИ) МЕТ-мин в день. На долю высокоинтенсивной и умеренно интенсивной ФА у россиян приходится у мужчин 33 и 124, у женщин - 19 и 131 мин в день против 23/56 у шведских мужчин и 19/56 мин день у женщин. Шведские ровесники несущественно меньше времени проводят сидя (606 мин в день против 651 мин у россиян). В то же время канадцы из провинции Онтарио проводят сидя только 324 мин в день [8].

В целом можно заключить, что представленная нами длинная версия IPAQRU вполне удовлетворительно дифференцирует показатели ФА и энергозатраты по разделам (ФА на работе, при передвижении, дома, на досуге, во время сидения), а также по уровням интенсивности (легкая, умеренная, высокая). Работу необходимо продолжить на выборке с большим представительством студентов разного возраста и пола.

Литература

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с. Логинов С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции / С.И. Логинов. - Сургут: Изд-во СурГУ. - 2005. - 342 с. Логинов С.И. Оценка физической активности жителей г. Сургута по данным международного опросника IPAQ. / С.И. Логинов, А.Ю. Николаев, А.Ю. Ветошников, С.Г. Сагадеева // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1. - C. 83-85.

1.

3.

References

1.

Bal'sevich, V.K. Ontokineziologiya cheloveka (Human ontokinesiology) / V.K. Bal'sevich. - Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2000. - 275 P.

2. Loginov, S.I. Fizicheskaya aktivnost': metody otsenki i korrektsii (Physical activity: methods of assessment and correction) / S.I. Loginov. - Surgut: Izd-vo SurGU. - 2005. - 342 P.

3. Loginov, S.I. Otsenka fizicheskoy aktivnosti zhiteley g. Surguta po dannym mezhdunarodnogo oprosnika IPAQ (Evaluation of physical activity of Surgut residents according to international questionnaire IPAQ) / S.I. Loginov, A.Yu. Nikolaev, A.Yu. Vetoshnikov, S.G. Sagadeeva // Teoriya i praktika fiz. kul'tury. - 2015. - № 1. - P. 83-85.

4. Ainsworth, B. E., Haskell, W. L., Herrmann, S. D. et al. Compendium of physical activities: a second update of codes and MET values // Med. Sci. Sports Exerc. - 2011. - V. 43. - P. 1575-1581.

5. Billinger, S.A, Arena, R, Bernhardt, J, Eng, J.J., Franklin, B.A. et al. Physical activity and exercise recommendations for stroke survivors: a statement for healthcare professionals from the American Heart Association/American Stroke Association. // Stroke. 2014. V. 45, N 8. P. 2532-2553. doi: 10.1161/STR.0000000000000022.

6. Bull, F.C., Maslin, T.S., Armstrong, T. Global Physical Activity Questionnaire (GpAq): Nine Country Reliability and Validity Study // J. Phys. Act. Health. - 2009. - N6. - P. - 790-804.

7. Craig, C. L., Marshall, A. L., Sjostrom, M. et al. International physical activity questionnaire: 12-country reliability and validity. // Med. Sci. Sports Exerc. - 2003. - V.35. - P. 1381-1395.

8. Gauthier, A. P. Lariviere, M., Young, N. Psychometric Properties of the IPAQ: A Validation Study in a Sample of Northern Franco-Ontarians // J. Phys. Act. Health. - 2009. - V.6, Suppl. 1. - S54-S60.

9. Hagstromer, M, Ainsworth, B. E., Oja, P., Sjostrom, M. Comparison of a subjective and an objective measure of physical activity in a population sample. // J. Phys. Act. Health. 2010. V.7, N 4. P. 541550.

10. IPAQ Core Group. Guidelines for data processing and analysis of IPAQ - short and long forms. http://www.ipaq.ki.se/scoring.pdf, 1-15. -2005.

11. Niznikowska, E. Bergier, J., Bergier, B., St^pien, E. The year of study and the physical activity of students of selected fields of study at state school of higher education in biata podlaska // Central Eur. J. Sport Sci. Med. - 2014. - V.6, N 2. - P. 67-75.

12. Shephard, R.J. Limits to the measurement of habitual physical activity by questionnaires. // Br. J. Sports Med. - 2003. - V. 37. - P. 197206.

13. Wasenius, N., Venojarvi, M., Manderoos, S. et al. The Effect of Structured Exercise Intervention on Intensity and Volume of Total Physical Activity // J. Sports Sci. Med. - 2014. - V. 13. - P. 829-835.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.